×
27.09.2014
216.012.f71d

ПОЛУПОГРУЖНАЯ БУРОВАЯ ПЛАТФОРМА КАТАМАРАННОГО ТИПА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002529098
Дата охранного документа
27.09.2014
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к конструкции глубоководных буровых нефтегазовых платформ, предназначенных для использования в условиях арктического шельфа. Полупогружная буровая платформа катамаранного типа размещена на двух понтонах, корпус которой поддерживают стабилизирующие колонны и натяжное вертикальное якорное крепление, с компьютерным динамическим позиционированием при использовании подводных движителей. Надводные палубные надстройки платформы выполнены в виде бурового, технологического, энергетического модулей и функциональных блоков. Интегрированные системы управления и безопасности оснащены средствами мониторинга технического состояния производственного оборудования и имеют технические средства ликвидации аварийных ситуаций, которые при возникновении фонтанирующей струи скважинного флюида дистанционно вводят в действие устройства нейтрализации зарядов статического электричества на буровой платформе. Повышается живучесть буровой платформы в условиях возможного газопроявления и фонтанирования скважинного флюида. 4 з.п. ф-лы.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к конструкции глубоководных буровых нефтегазовых платформ, предназначенных для использования в условиях арктического шельфа.

Общий технический уровень полупогружных буровых установок (Semisubmersible rig). [«Типы морских буровых установок». Электронный ресурс Режим доступа http://rig-s.ru/rigs Время обращения 01.12.2012].

Конструкция платформы включает опоры, которые обеспечивают плавучесть платформы и большой вес для сохранения вертикального положения. В процессе передвижения морской буровой установки производят закачивание и выкачивание воздуха из нижнего корпуса: когда воздух выкачивается, установка частично притапливается, но не достигает дна и остается на плаву. Этим обеспечивается возможность бурения на глубинах до 1500 метров. В процессе бурения для достижения необходимой устойчивости заполняют нижний корпус платформы водой и укрепляют платформу 10-тонными якорями. В бурных морских водах для позиционирования применяют активное рулевое управление.

Общий научно-технический уровень средств противоаварийной защиты при бурении морских скважин. «Герметизация устья разбуриваемой скважины обеспечивается противовыбросовым оборудованием. Дистанционное закрытие противовыбросового оборудования в аварийных ситуациях обеспечивается с основного пульта управления, размещенного в станции управления противовыбросовым оборудованием за пределами взрывоопасной зоны и с дистанционного пульта, размещенного в непосредственной близости от кабины бурильщика» [Реферат по технико-экономическому обоснованию ТЕО-проекта МЛСП «Приразломная». Электронный ресурс. Режим доступа: http.V/www.shelf-neft.gazprom.ru/images/materials/%.pdf Дата обращения 30.11.2012].

Известна плавучая полупогружная морская платформа (патент РФ №2163874), которая имеет надводную палубу и подводную часть. Между ними расположены колонны. Подводная часть представляет собой демонтированные подводные лодки. В колоннах выполнены шахты, соединяющие надводную палубу с подводными лодками. Платформа содержит дополнительные элементы решетки, связывающие подводные лодки. Технический результат реализации изобретения заключается в снижении материало- и трудозатрат на строительство морской платформы, а также в повышении ее судоходных качеств.

К недостатку аналога относится отсутствие решений по модернизации технологических модулей.

Известна многоцелевая полупогружная платформа типа Moss CS-50 Мк/11 со свободной палубой, спроектированная норвежской инжиниринговой компанией Moss Maritime As, имеющей патент на производство подобных платформ. Установка представляет собой самоходное плавучее сооружение катамаранного типа с двумя понтонами и шестью стабилизирующими колоннами, поддерживающими верхний корпус и верхнее строение. Такая платформа, палуба которой дооснащена буровым модулем и минизаводами для добычи и подготовки нефти, изготовлена на Выборгском судостроительном заводе по заказу «Газфлота» для освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения [Мурманск. «Первая полупогружная буровая платформа для Штокмана». Электронный ресурс Режим доступа: http://murmansk.russiaregionpress.ru/ Дата обращения 30.11.2012].

К недостатку аналога относится отсутствие современных технических решений по технологии глубоководного бурения.

Энергетический модуль первой в мире морской ледостойкой стационарной платформы "Приразломная", зарегистрированной в Судовом реестре Российской Федерации, предназначенной для бурения и капитального ремонта вертикальных, наклонных и горизонтальных скважин, состоит из главной газотурбогенераторной установки (три газотурбогенератора типа LM2500) электрической мощностью 28 МВт каждый, размещенных со всеми вспомогательными системами в теплозвукоизолирующих контейнерах, которые рассчитаны на эксплуатацию на открытой палубе. На выхлопных патрубках трех ГТГ оборудованы блоки утилизации тепла выхлопных газов (котлы-утилизаторы тепловой мощностью по 25 МВт каждый), предназначенные для выработки тепла в составе системы [Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.shelf-neft.gazprom.ru/images/materials/%DO%.pdf).

Известны предложения по организации подводно-подледных буровых работ на шельфе Арктики с использованием атомных подводных крейсеров или ледоколов типа «Иван Папанин», переоборудованных в буровое судно [В. Ларин. «Подводный буровой комплекс с ядерной энергетической установкой для освоения нефтегазовых месторождений шельфа арктических морей России». Обзор «Беллоны». Электронный ресурс. Режим доступа: http://vmw.bellona.ru/filearchive/fil_Bellona__Wolking_Paper Время обращения 30.11.2012]. Предполагалось энергообеспечение подводного бурового комплекса электроэнергией по кабелю от расположенного на берегу источника. В качестве источника энергии предполагалось использовать две атомные электростанции. Одна - плавучая атомная электростанция мощностью 300 МВт (ПАЭС-300), вторая - подводная атомная электростанция мощностью 105 МВт.

Эксперты утверждают, что подобные проекты чрезвычайно аварийно опасны, а затраты на внедрение подобных проектов могут не окупиться стоимостью добытой нефти.

Ближайшим аналогом энергоблока платформы принята установка транспортировки газа по трубопроводам (патент на полезную модель №82290 F17D 1/04 опубл. 20.04.2009. Бюл. №11, автор Искуснов В.П.). Установка имеет атомный реактор, паровую турбину, генератор получения электрической энергии, охладитель пара и насос по нагнетанию воды в камеру атомного реактора, которые образуют замкнутый цикл получения перегретого пара для вращения паровой турбины, которая передает вращательный момент нагнетателю газа и генератору получения электрической энергии.

Буровая платформа МЛСП «Приразломная» не готова к эксплуатации на шельфе Печорского моря из-за опасности загрязнения окружающей среды, заявили представители Всемирного фонда дикой природы и Greenpeace на конференции ЭкоПечора в г Нарьян-Маре [Электронный ресурс. Режим flocTvna:http://neftegaz.ru/news/view/l04796. Дата обращения 30.11.2012].

Наиболее близким техническим решением по совершенству надстроек, интегрированных систем управления и безопасности, принятая авторами как прототип, - платформа Deepwater Horizon - полупогружная нефтяная платформа сверхглубоководного бурения с системой динамического позиционирования, построенная в 2001 году южнокорейской судостроительной компанией Hyundai Heavy Industries [Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Deepwater_Horizon Дата обращения 30.11.2012).

Анализ практики ликвидации аварии на платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе показал отсутствие комплексных научно-технических решений по ликвидации подобных катастроф. Оказались неэффективными или отсутствующими средства предотвращения взрыва и гибели буровой, имевшей совершенную автоматику технического мониторинга и пожаротушения. Причиной возникновения аварии считают отказ противоаварийного клапана, оборудованного контроллером давления (ВОР - blowout preventer), изготовленного фирмой Камерон. Кроме средств пожаротушения платформа не оснащена комплексом устройств по ликвидации аварий. Подобные научно-технические решения отсутствуют в мировой практике. Это подтверждается фактом беспомощности действий инженерного штаба British Petroleum, совершенно не знающих закономерностей фонтанирующей струи, включая опасности накопления огромных зарядов статического электричества и взрывного горения нефтегазового флюида, последствий мощного дроссель-эффекта и огромной кинетической мощности фонтанирующей струи.

Целью изобретения является повышение живучести буровой платформы в условиях возможного газопроявления и фонтанирования скважинного флюида.

Техническая задача решается тем, что полупогружная буровая платформа катамаранного типа, размещенная на двух понтонах, корпус которой поддерживают стабилизирующие колонны и натяжное вертикальное якорное крепление, с компьютерным динамическим позиционированием с использованием подводных движителей, надводные палубные надстройки платформы выполнены в виде бурового, технологического, энергетического модулей и функциональных блоков, при этом интегрированные системы управления и безопасности оснащены средствами мониторинга технического состояния производственного оборудования, согласно изобретению имеет спутниковое дублирование компьютерного динамического позиционирования платформы через навигационную систему «Глонасс»; причем силовые установки энергетического модуля энергообеспечены ядерным реактором, а система технического мониторинга снабжена дистанционным дублированием с береговых структур с возможностью реагирования на внештатные ситуации; причем интегрированные системы управления и безопасности имеют технические средства ликвидации аварийных ситуаций. При этом в интегрированные системы управления процессом бурения встроены алгоритмы экстренного использования устройств нейтрализации зарядов статического электричества фонтанирующей струи как адекватного способа предотвращения взрывного горения и спасения буровой платформы.

Устройство для деэлектризации струи содержит подвижные элементы, отводящие и нейтрализующие заряды статического электричества углеводородной струи, возникающие при ее трении о воздух и между потоками флюида, движущимися с различными скоростями, механизмы их поступательно-возвратного перемещения и элементы заземления, содержащее заземленные кольцевые разрядники, перемещаемые пневматическим подвижным механизмом вдоль струи по участку струи, предназначенному для введения запорного устройства. Конструкция устройства раскрыта в а.с. СССР №1106029, Н05F 3/04, авторы Герасимов Е.М. и Бабиев Г.Н. Отличительной особенностью заявляемого технического решения является наличие дистанционного устройства, приводящего в действие нейтрализатор зарядов струи непосредственно при возникновении фонтанирования.

Другим обязательным противоаварийным устройством, защищающим платформу от уничтожения при фонтанировании скважинного флюида, является устройство герметизации устья скважины в пределах роторного стола. При этом запорное устройство конической формы имеет движитель перевода кинетической энергии струи во вращательную и обратно-поступательную; при этом запорный элемент выполнен в виде конического корпуса с осевым и радиальными каналами и резцами-фиксаторами на его наружной поверхности. Детали устройства раскрыты в а.с. СССР №1327608, авторы Герасимов Е.М. и Бабиев Г.Н., а также в монографии Е.М.Герасимова «Аварийный газовый фонтан. Проблемы и пути их решения». Оренбург. ИПК ГОУ ОГУ, 2004, 204 с. Отличительной особенностью заявляемого устройства является наличие дистанционного управления устройством, непосредственно вводящим в струю запорное самонаводящееся устройство при возникновении аварийного фонтанирования. При этом введение в действие устройств нейтрализации зарядов струи и введение в струю самонаводящегося запорного устройства возможно как с пульта управления буровой лебедкой, так и дистанционно с берегового пульта контроля управления буровой платформой.

Программа автоматизированного управления позиционированием платформы в зависимости от изменяющейся ледовой или волновой ситуации, включающая изменение режимов работы подводных движителей, корректируется по информации со спутниковой системы мониторинга региональной ситуации без участия дежурного персонала на платформе.

Избыток электрической и тепловой энергии, производимой ядерным реактором, позволяет использовать ее для реализаций противоледовых мероприятий путем подогрева балластной воды в понтонах, а также для организации отопления бурового стола путем применения воздушного душирования рабочей зоны или посредством организации обогреваемого пола. На стадии предварительного проектирования планируется использование реактора типа КЛТ-40 разработки Нижегородского ОКБМ, мощностью 25-30 МВт, размещенного в модульном исполнении на наружной площадке платформы вдали от функциональных (жилых блоков), причем блок охладителя пара планируется разместить в одном из понтонов платформы.

Платформа предназначена для многоразового использования, и после откачки воды из понтонов способна перемещаться к новому месту бурения самостоятельно или на плавсредствах.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-8 из 8.
20.02.2013
№216.012.2609

Средство для повышения адаптируемости организма к экстремальным условиям

Изобретение относится к фармацевтической промышленности, а именно к средству, повышающему работоспособность, переносимость экстремальных нагрузок, адаптируемость к экстремальным условиям. Средство, повышающее работоспособность, переносимость экстремальных нагрузок, адаптируемость к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475257
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.10.2013
№216.012.74e0

Молочный продукт

Изобретение относится к молочной промышленности. Молочный продукт в виде пасты содержит биологически активное вещество в виде плазмолиата пивных дрожжей и добавок растительного происхождения порошка сока свеклы столовой красной, сока аронии черноплодной, содержащих органические соединения йода,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495580
Дата охранного документа: 20.10.2013
10.06.2014
№216.012.d182

Устройство для отбора проб отработавших газов двигателя транспортного средства

Изобретение относится к устройствам для отбора проб отработавших газов двигателя, позволяющего производить отбор проб на движущемся транспортном средстве, и может быть использовано при контроле технического состояния транспортных средств и для оценки опасности воздействия транспортного средства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519405
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.08.2014
№216.012.e969

Нагреватель трубопровода

Нагреватель предназначен для подогрева магистральных трубопроводов, транспортирующих нефть и газ с морских платформ ледового класса, в том числе использующих в качестве источника энергии атомные реакторы. Нагреватель содержит греющие блоки, каждый из которых расположен вокруг обогреваемого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525561
Дата охранного документа: 20.08.2014
10.09.2014
№216.012.f2ce

Способ отбора проб высокотемпературных газов и устройство для его реализации

Группа изобретений относится к способу и устройству отбора проб отработавших газов двигателей внутреннего сгорания для анализа технического состояния транспортного средства по качеству использования моторных топлив и по влиянию на безопасность окружающей среды. Способ отбора проб...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527980
Дата охранного документа: 10.09.2014
27.09.2014
№216.012.f966

Способ разработки углеводородных месторождений арктического шельфа и технические решения для реализации способа

Группа изобретений относится к добыче углеводородного флюида на арктическом шельфе. Способ включает использование морского технологического комплекса, содержащего морскую платформу, подводные сателлиты и береговую технологическую базу, связанные между собой технологическими коммуникациями....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529683
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.09.2015
№216.013.7e61

Способ очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания и устройство для его реализации

Изобретение может быть использовано в каталитических системах очистки отработавших газов двигателей внутреннего сгорания. Способ очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания заключается в электрическом нагреве каталитически активного элемента (5), выполненного из проволочной сетки или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563950
Дата охранного документа: 27.09.2015
02.10.2019
№219.017.cd2b

Способ термического обезвреживания газов продувки скважин, выходящих из бурения на месторождениях сернистых газов

Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности. Способ термического обезвреживания газов продувки скважин, выходящих из бурения на месторождениях сернистых газов, отличающийся тем, что газы продувки скважин подвергают пиролизу в восстановительной атмосфере, при этом происходит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002701014
Дата охранного документа: 24.09.2019
Показаны записи 1-10 из 10.
20.02.2013
№216.012.2609

Средство для повышения адаптируемости организма к экстремальным условиям

Изобретение относится к фармацевтической промышленности, а именно к средству, повышающему работоспособность, переносимость экстремальных нагрузок, адаптируемость к экстремальным условиям. Средство, повышающее работоспособность, переносимость экстремальных нагрузок, адаптируемость к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475257
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.10.2013
№216.012.74e0

Молочный продукт

Изобретение относится к молочной промышленности. Молочный продукт в виде пасты содержит биологически активное вещество в виде плазмолиата пивных дрожжей и добавок растительного происхождения порошка сока свеклы столовой красной, сока аронии черноплодной, содержащих органические соединения йода,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495580
Дата охранного документа: 20.10.2013
10.06.2014
№216.012.d182

Устройство для отбора проб отработавших газов двигателя транспортного средства

Изобретение относится к устройствам для отбора проб отработавших газов двигателя, позволяющего производить отбор проб на движущемся транспортном средстве, и может быть использовано при контроле технического состояния транспортных средств и для оценки опасности воздействия транспортного средства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519405
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.08.2014
№216.012.e969

Нагреватель трубопровода

Нагреватель предназначен для подогрева магистральных трубопроводов, транспортирующих нефть и газ с морских платформ ледового класса, в том числе использующих в качестве источника энергии атомные реакторы. Нагреватель содержит греющие блоки, каждый из которых расположен вокруг обогреваемого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525561
Дата охранного документа: 20.08.2014
10.09.2014
№216.012.f2ce

Способ отбора проб высокотемпературных газов и устройство для его реализации

Группа изобретений относится к способу и устройству отбора проб отработавших газов двигателей внутреннего сгорания для анализа технического состояния транспортного средства по качеству использования моторных топлив и по влиянию на безопасность окружающей среды. Способ отбора проб...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527980
Дата охранного документа: 10.09.2014
27.09.2014
№216.012.f966

Способ разработки углеводородных месторождений арктического шельфа и технические решения для реализации способа

Группа изобретений относится к добыче углеводородного флюида на арктическом шельфе. Способ включает использование морского технологического комплекса, содержащего морскую платформу, подводные сателлиты и береговую технологическую базу, связанные между собой технологическими коммуникациями....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529683
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.09.2015
№216.013.7e61

Способ очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания и устройство для его реализации

Изобретение может быть использовано в каталитических системах очистки отработавших газов двигателей внутреннего сгорания. Способ очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания заключается в электрическом нагреве каталитически активного элемента (5), выполненного из проволочной сетки или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563950
Дата охранного документа: 27.09.2015
03.08.2018
№218.016.783d

Молочный продукт с функциональными добавками

Изобретение относится к молочной промышленности. Молочный продукт в виде пасты содержит творог с массовой долей жира 9%, молоко питьевое ультрапастеризованное с массовой долей жира 3,2%, биологически активное вещество в виде плазмолизата пивных дрожжей, добавки растительного происхождения,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662942
Дата охранного документа: 31.07.2018
02.10.2019
№219.017.cd2b

Способ термического обезвреживания газов продувки скважин, выходящих из бурения на месторождениях сернистых газов

Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности. Способ термического обезвреживания газов продувки скважин, выходящих из бурения на месторождениях сернистых газов, отличающийся тем, что газы продувки скважин подвергают пиролизу в восстановительной атмосфере, при этом происходит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002701014
Дата охранного документа: 24.09.2019
06.06.2023
№223.018.78cb

Антистрессовый напиток

Изобретение относится к медицине, а именно к антистрессовым напиткам. Антистрессовый напиток, включающий 50%-ный водный раствор плазмолизата, полученный из пивных дрожжей, обогащенных экстрактами элеутерококка, в пересчете на элеутерозид В, расторопши, в пересчете на силимарин, и корня...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002751190
Дата охранного документа: 12.07.2021
+ добавить свой РИД