×
20.08.2014
216.012.ecbf

Результат интеллектуальной деятельности: КРЫЛЬЧАТО-ПАРУСНАЯ ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002526415
Дата охранного документа
20.08.2014
Аннотация: Изобретение относится к ветроэнергетике и может быть использовано для преобразования и использования энергии ветра. Установка содержит поворотную стойку, несущую жестко закрепленный на ее верхнем конце подшипниковый узел с двухконцевым горизонтальным валом, один конец которого связан с генератором, а на другом конце жестко закреплен мах, несущий по меньшей мере две съемных лопасти. На концах маха в плоскости его вращения жестко закреплены корпусной частью дополнительные подшипниковые узлы с одноконцевым валом, концы которых в паре обращены в противоположные стороны от маха. На валу каждого подшипникового узла между подшипниками установлена пружина кручения, один конец которой зафиксирован на корпусе, а другой жестко связан с валом, несущим съемную лопасть. Изобретение обеспечивает повышение коэффициента использования энергии ветра при повышении надежности при его нестабильной скорости. 4 ил.
Основные результаты: Крыльчато-парусная ветроэнергетическая установка, содержащая поворотную стойку, несущую жестко закрепленный на ее верхнем конце подшипниковый узел с двухконцевым горизонтальным валом, один конец которого связан с электрогенератором, а на другом конце жестко закреплен мах, несущий по меньшей мере две съемных лопасти, отличающаяся тем, что на концах маха в плоскости его вращения жестко закреплены корпусной частью дополнительные подшипниковые узлы с одноконцевым валом, при этом их концы в паре дополнительных подшипниковых узлов обращены в противоположные стороны от маха, а на валу каждого дополнительного подшипникового узла между подшипниками установлена пружина кручения, один конец которой зафиксирован на корпусе, а другой жестко связан с валом, несущим съемную лопасть.

Изобретение относится к ветроэнергетике, а именно к устройству ветроэнергетических установок (ВЭУ) малой мощности до 1 кВт для установки на осветительных опорах дорожного освещения и удаленных вышках мобильной связи.

Известна ВЭУ [1] (стр.111 и 127), ветроколесо которой выполнено в виде крыльчатки с тремя или четырьмя лопастями, жестко закрепленными на одном из концов силового вала, другой конец которого связан с исполнительным механизмом, например посредством упругой муфты.

Такое конструктивное исполнение известного технического решения обеспечивает простоту конструкции крыльчатого ветроколеса и высокие обороты силового вала, но характеризуется крайне низким коэффициентом использования энергии ветра ξ (КИЭВ), который считают по формулам:

- академика Жуковского Н.Е.

ξ=Cx·(1-e)2·e, (63а) [1], стр.83

где Cx - коэффициент лобового сопротивления. Характеризует форму лопастей ветроколеса и их положение в пространстве.

- профессора Сабинина Г.Х.

Формулы (63а) и (79) выведены из классического уравнения:

где Px - лобовое давление ветра на лопасти ветроколеса;

Vв - скорость ветра; V1 - то же за ветроколесом;

Fоп - площадь ометаемой поверхности (круга, очерченного концами лопастей);

p - плотность воздуха.

Известно классическое уравнение для определения Px:

где Fмс - площадь миделева сечения, представляющего собой площадь проекции всех лопастей на ометаемую поверхность.

Подставив (41) в (66) после преобразований, получим формулу (63а) для определения КИЭВ, которая сведена лишь к манипулированию коэффициентом торможения «е», определяемым путем продувки ветроколес в аэродинамической трубе и не превышающими величины 0,33.

Для формулы (79) характерен тот же недостаток, т.к. в обеих формулах отсутствует важнейший параметр - Kз - коэффициент заполнения, представляющий собой отношение миделева сечения ветроколеса (Fмс) к ометаемой им поверхности (Fоп), превращающийся в единицу в силу известного допущения Н.Е. Жуковского для конструкции ветроколеса с бесконечно большим числом лопастей.

В реальных условиях в формулах (63а) и (79) должен присутствовать параметр K3, характеризующий конечность числа лопастей в ветроколесе и наличие между ними межлопастного пространства, что предопределяет наличие условия:

С учетом этого условия формулы (63а) и (79) можно записать в виде: по Жуковскому Н.Е.:

По Сабинину Г.Х.

Известна крыльчато-парусная ветроэнергетическая установка [2], содержащая поворотную платформу, несущую стойки, на которых установлено с возможностью свободного вращения крыльчато-парусное ветроколесо, выполненное в виде вала, на концах которого установлены передний и задний махи, несущие жестко закрепленные на них лопасти, при этом передний мах выполнен в виде трубчатого креста, а задний мах - в виде трубчатой квадратной рамки. Лопасти выполнены в виде пластин из тонколистового материала и жестко закреплены одной из своих граней на трубках переднего маха и противоположной гранью - на соответствующих половинах внешних ребер квадратной рамки заднего маха.

КИЭВ в этом техническом решении определяют по тому же уравнению (66) с той лишь разницей, что величина (VB -V1), представляющая собой окружную скорость центра давления лопастей (V0), заменена непосредственно упомянутой окружной скоростью V0, в связи с чем уравнение (66) имеет вид:

Подставив (41) в (4) после преобразований, получим:

где - коэффициент заполнения, показывающий, какая часть ометаемой ветроколесом поверхности перекрывается проекцией на нее всех лопастей ветроколеса; [1], стр.161.

- коэффициент торможения, показывающий какая часть скорости ветра направлена на создание крутящего момента на валу ветроколеса; [1], стр.97.

С учетом (5) окончательная формула для определения КИЭВ будет:

Согласно уравнению (5), чтобы определить величину «е», нужно знать величину V0. Однако по мнению классиков ветроэнергетики (например, д.т.н. Фатеева Е.М.) величина V0 и закон ее изменения неизвестны, то «...как первое приближение, ее принимают равной половине скорости ветра за колесом», т.е. где

Где величины V1 и V2 определяются путем продувки ветроколеса в аэродинамической трубе.

Но если учесть, что V0 является функцией угла φ заклинения лопастей (см. фиг.4), то имеется возможность аналитического определения величин V0 и «е».

В частности,

Ее вывод вытекает из схемы (фиг.4) и заключается в следующем: при воздействии первичного ветрового потока на ветроколесо его скорость разлагается на:

Vлд - скорость лобового давления на лопасти ветроколеса, направленная по оси X;

Vп1 - составляющая потерь скорости ветра, уходящая по плоскости заклинения в межлопастное пространство.

Составляющая Vлд является проекцией Vв на ось, перпендикулярную оси X1, проходящей по плоскости заклинения лопасти, и определяется по выражению:

Vлд=Vв·cosφ (8)

Составляющая Vлд, в свою очередь разлагается в виде проекций Vxl на ось X (скорость лобового давления) и Vy1 на ось У, которая является составляющей окружной скорости вращения ветроколеса и действует в его плоскости.

Vy1=Vв·sinφ·cosφ (9)

В результате вращения ветроколеса под действием Vy1 возникает реакция на набегание его лопастей на воздушную массу в межлопастном пространстве, что предопределяет вторичный реактивный ветровой поток со скоростью Vop, равный Vy1 по величине, но действующий в противоположном направлении, при этом Vop также разлагается на составляющие: Улс - составляющую лобового сопротивления и Vn2, действующую по оси X1 и уходящую в межлопастное пространство. Очевидно:

Согласно схеме фиг.4, исходя из подобия треугольников можно записать следующее соотношение:

Подставляя вместо символов Vy1; Улс и Vлд в соотношение (11) у фактические значения из выражений (9), (10) и (8) после преобразовани получим:

где Vy2 - составляющая окружной скорости, направленная на торможение вращения ветроколеса, приложенная также в центре давления.

Абсолютная окружная скорость центра давления лопасти V0 будет равна разности окружных скоростей прямого вращения (Vy1) и реактивного сопротивления вращению (Vу2):

V0=Vy1-Vy2, м/сек (13)

Подставив в уравнение (13) значения Vy1 и Vy2 из выражений (9) и (12) соответственно, после преобразований получим:

Решив уравнение (14) относительно произведения тригонометрических функций угла ф заклинения лопасти, получим:

Отношение в левой части уравнения (15) называют коэффициентом торможения и обозначают значком «е» [1], стр.97.

Крепление лопастей противоположными гранями на трубках переднего и заднего махов в известном техническом решении обеспечивает компактность ветроколеса с минимальным межлопастным пространством и максимальным коэффициентом заполнения (Kз=0,15-0,9) и исключает влияние сбегающего с плоскостей заклинения воздушного потока на тыльную сторону вслед идущей лопасти, что увеличивает абсолютное давление ветра на лопасти и повышает крутящий момент на валу ветроколеса.

Однако жесткое крепление лопастей на трубках переднего и заднего махов исключает возможность регулирования их угла φ заклинения в зависимости от величины скорости ветра, что приводит к беззащитности ветроколеса от ураганных ветровых нагрузок.

Заявленный объект содержит поворотную стойку, несущую жестко закрепленный на ее верхнем конце подшипниковый узел с двухконцевым горизонтальным валом, один конец которого связан с электрогенератором, а на другом конце жестко закреплен мах, несущий по меньшей мере две съемных лопасти.

На концах маха в плоскости его вращения жестко закреплены корпусной частью дополнительные подшипниковые узлы с одноконцевым валом, при этом их концы в паре дополнительных подшипниковых узлов обращены в противоположные стороны от маха, а на валу каждого дополнительного подшипникового узла между подшипниками установлена пружина кручения, один конец которой зафиксирован на корпусе, а другой конец жестко связан с валом, несущим съемную лопасть.

Технические преимущества заявленного объекта по сравнению с прототипом заключаются в следующем:

- выполнение ветроколеса в виде закрепленного на одном из концов силового вала маха, несущего жестко закрепленные на его концах дополнительные подшипниковые узлы с одноконцевым валом, концы которых в паре обращены в противоположные стороны, обеспечивает возможность простейшей установки съемных лопастей с минимальным межлопастным пространством, что существенно повышает коэффициент заполнения ветроколеса, упрощает его конструкцию и повышает коэффициент использования энергии ветра;

- наличие пружины кручения на валу каждого дополнительного подшипникового узла между подшипниками, один конец которой зафиксирован на корпусе, а другой конец жестко связан с валом, несущим съемные лопасти, обеспечивает возможность поворота лопастей согласно направлению ветра при его ураганной скорости и ее возврат в исходное положение при снижении скорости ветра до номинального значения.

Совокупность указанных технических преимуществ заявленного объекта по сравнению с прототипом обеспечивает технический результат, заключающийся в упрощении конструкции, повышении ремонтопригодности и надежной защите ветроколеса от ураганных скоростей ветра.

На приведенных чертежах иллюстрируется крыльчато-парусная ветроэнергетическая установка (КГТВУ), где на фиг.1 показан ее общий вид с наветренной стороны; на фиг.2 - то же, с наклоненными лопастями (контурными линиями отмечено примерное положение лопастей при ураганном ветре); на фиг.3 - дополнительный подшипниковый узел с разрезом по продольной оси и на фиг.4 - план скоростей при взаимодействии первичного ветрового потока с лопастями ветроколеса.

Крыльчато-парусная ветроэнергетическая установка (КГТВУ) содержит поворотную стойку 1, являющуюся валом опорного подшипникового узла 2, на верхнем конце которого жестко закреплен подшипниковый узел 3 с двухконцевым валом 4, один конец которого связан с электрогенератором (на чертежах не показано), а на другом конце жестко закреплен мах 5, несущий по меньшей мере две съемных лопасти 6 и 7.

На концах маха 5 в плоскости его вращения жестко закреплены корпусной частью дополнительные подшипниковые узлы 8 и 9 с одноконцевым валом 10, при этом его выходные концы выполнены, например, квадратными и обращены в противоположные стороны от маха 5, а установленные на них лопасти 6 и 7 выполнены съемными.

На валу 10 каждого дополнительного подшипникового узла между подшипниками установлены пружины кручения 11, один конец которых зафиксирован на корпусе, например, посредством стопорной шайбы 12, жестко закрепленной внутри него, а другой конец жестко зафиксирован на валу 10, например, посредством другой стопорной шайбы 13, жестко закрепленной на валу 10.

Удержание лопастей 6 и 7 в исходном положении осуществляется съемными обрезиненными упорами 14 с одной стороны и усилием натяга пружин кручения 11 с другой стороны. Величину натяга обеспечивают путем поворота лопастей 6 и 7 в ту или другую сторону со снятыми упорами 14 с последующим контролем величины натяга, например, динамометром, после чего упоры 14 ставят на места.

При скоростях ветра, например, до 20 м/сек (доураганный диапазон) лопасти 6 и 7 остаются в постоянном фиксированном положении с наветренной стороны упорами 14 и с тыльной стороны усилием натяга пружин 11.

Вращение ветроколеса осуществляется за счет составляющих скорости первичного ветрового потока, действующих в плоскости вращения ветроколеса и образующих пару сил, т.к. углы φ заклинения лопастей 6 и 7 в паре противоположны друг другу.

При скоростях ветра более 20 м/сек (ураганный диапазон) усилие натяга пружин 11 становится недостаточным для обеспечения гарантированного удержания лопастей 6 и 7 на упорах 14, и они начинают поворачиваться в противоположные стороны вместе с валами 10 подшипниковых узлов 8 и 9, дополнительно закручивая пружины 11 и увеличивая величину их натяга под воздействием возрастающего лобового давления ветра, в результате чего углы φ заклинения лопастей 6 и 7 увеличиваются, а составляющие усилия вращения ветроколеса, образующие пару сил, остаются практически без изменения независимо от возрастания скорости первичного ветрового потока.

Источники информации

1. Фатеев Е.М. «Ветродвигатели и ветроустановки», ОГИЗ-сельхоз, г. Москва, 1948 г., 185 с.

2. Описание изобретения к патенту РФ №2463473 от 11.04.20011 г., МПК F03D 1/00.

Крыльчато-парусная ветроэнергетическая установка, содержащая поворотную стойку, несущую жестко закрепленный на ее верхнем конце подшипниковый узел с двухконцевым горизонтальным валом, один конец которого связан с электрогенератором, а на другом конце жестко закреплен мах, несущий по меньшей мере две съемных лопасти, отличающаяся тем, что на концах маха в плоскости его вращения жестко закреплены корпусной частью дополнительные подшипниковые узлы с одноконцевым валом, при этом их концы в паре дополнительных подшипниковых узлов обращены в противоположные стороны от маха, а на валу каждого дополнительного подшипникового узла между подшипниками установлена пружина кручения, один конец которой зафиксирован на корпусе, а другой жестко связан с валом, несущим съемную лопасть.
КРЫЛЬЧАТО-ПАРУСНАЯ ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
КРЫЛЬЧАТО-ПАРУСНАЯ ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
КРЫЛЬЧАТО-ПАРУСНАЯ ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
КРЫЛЬЧАТО-ПАРУСНАЯ ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-1 из 1.
10.07.2013
№216.012.549e

Ветроколесо карусельно-лепесткового типа

Изобретение относится к области ветроэнергетики и может быть использовано для энергоснабжения удаленных объектов. Ветроколесо содержит, по меньшей мере, два идентичных модуля с фрагментами силовой колонны, несущими махи в виде идентичных двухконцевых валов подшипниковых узлов, жестко...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487265
Дата охранного документа: 10.07.2013
Показаны записи 1-3 из 3.
10.07.2013
№216.012.549e

Ветроколесо карусельно-лепесткового типа

Изобретение относится к области ветроэнергетики и может быть использовано для энергоснабжения удаленных объектов. Ветроколесо содержит, по меньшей мере, два идентичных модуля с фрагментами силовой колонны, несущими махи в виде идентичных двухконцевых валов подшипниковых узлов, жестко...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487265
Дата охранного документа: 10.07.2013
26.10.2018
№218.016.9686

Способ увеличения динамического диапазона в ячейках фотоприемной матрицы ик диапазона

Изобретение относится к области приема и обработки оптической информации и касается способа увеличения динамического диапазона в ячейках фотоприемной матрицы ИК диапазона. Способ включает в себя индивидуальную автоподстройку времени накопления для каждого пикселя фотоприемной матрицы. На вход...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002670586
Дата охранного документа: 23.10.2018
20.03.2019
№219.016.e632

Регулятор давления газа непрямого действия

Заявленное изобретение относится к области гидропневмоавтоматики и может быть использовано для регулирования давления природного газа на выходе газораспределительных станций. Регулятор давления газа непрямого действия содержит наружный и внутренний цилиндрические корпуса, полости входа и выхода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002375737
Дата охранного документа: 10.12.2009
+ добавить свой РИД