×
10.07.2014
216.012.dca0

СПОСОБ И УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Группа изобретений относится к области автоматического управления газотурбинным приводом, применяемым на транспорте. Техническим результатом изобретений является регулирование газотурбинной установкой при изменении в широких пределах потребляемой мощности и упрощение алгоритма управления. Указанный технический результат достигается тем, что регулятор двигателя формирует сигнал управления дозатором топлива по разности между заданным значением мощности, определяемым задатчиком мощности по коду состояния контроллера машиниста, и фактическим значением мощности, измеренной на нагрузке, при этом в зависимости от величины и знака результата сравнения уменьшают или увеличивают подачу топлива в газотурбинный двигатель, а регулятор турбогенератора формирует сигнал управления турбогенератором сравнением задания по частоте, формируемым функциональным преобразователем в зависимости от заданного значения мощности, с сигналом с датчика оборотов, который управляет обмоткой возбуждения турбогенератора и изменяет его выходное напряжение. Описано также устройство для реализации данного способа. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области автоматического управления газотурбинным приводом, применяемым на транспорте.

Известен способ регулирования газотурбинного двигателя со свободной турбиной путем измерения частоты вращения свободной турбины и изменения расхода топлива в камеру сгорания, при котором дополнительно измеряют величину крутящего момента на валу свободной турбины, определяют величину фактической мощности, формируют сигнал рассогласования между заданной и фактической величинами мощности, а расход топлива в камеру сгорания изменяют в соответствии с сформированным сигналом (патент RU №2282737, F02C 9/28, 2006 г.).

Недостатком известного способа является сложность вычисления мощности на валу свободной турбины и регулирование газотурбинного привода только по изменению расхода топлива в камере сгорания, что не позволяет осуществлять регулирование при резких изменениях мощности на нагрузке.

Известен способ регулирования газотурбинного привода путем измерения частоты вращения турбины, сравнения ее с заданной частотой вращения, дифференцирования сигнала рассогласования заданного и фактического значений частоты вращения турбины, суммирования сигнала рассогласования с дифференцированным сигналом и регулирования управляющим сигналом элемента управления расходом топлива, при этом дополнительно измеряют момент на валу турбины, делят сигнал значения частоты вращения турбины на сигнал, пропорциональный моменту нагрузки, умножают продифференцированный сигнал рассогласования на сигнал, полученный в результате деления, и суммируют его с сигналом рассогласования, после чего просуммированный сигнал умножают на сигнал значения момента на валу турбины и полученный управляющий сигнал подают на элемент управления расходом топлива (патент RU №2252329, F02C 9/28, 2005 г.).

Недостатком известного способа является сложный алгоритм вычисления сигнала управления расходом топлива.

Известен способ управления газотурбинной установкой, реализованный в газотурбинной установке для выработки электроэнергии, принятый за прототип, заключающийся в том, что поддерживают необходимое напряжение и частоту выходного тока во внешней сети (нагрузке) воздействием на турбогенератор и соответствующим изменением расхода топлива через дозатор топлива, а также изменением уровня технологической нагрузки в зависимости от мощности, потребляемой сетью (патент RU №2341670, кл. F02C 9/28, 2008 г.).

Недостатком предлагаемого способа управления является то, что управление газотурбинной установкой возможно только с использованием дополнительной технологической нагрузки, что усложняет алгоритм управления.

Известна система автоматического управления газотурбинной установкой, включающей последовательно расположенные газотурбинный двигатель (газогенератор), переходный канал с поворотными лопатками, свободную силовую турбину и электрический генератор, размещенные на одном механическом валу, а также собственно устройство управления. С целью управления газотурбинной установкой измеряют фактическую величину электрической нагрузки (N) на валу свободной турбины (СТ) и по результатам измерения нагрузки N в устройстве управления формируют заданное значение частоты вращения ротора двигателя ( ), обеспечивающее соответствующую мощность (нагрузку N), измеряют nвд, сравнивают nвд с и изменяют расход топлива в камеру сгорания двигателя пропорционально величине отклонения nвд от . Также измеряют частоту вращения ротора свободной турбины nст, сравнивают измеренную величину nст с заданной и дополнительно осуществляют поворот лопаток в переходном канале перед силовой турбиной, изменяя расход газа через свободную турбину, в зависимости от величины отклонения nст от заданной величины (патент JP №7003190, кл. F02C 9/46, 1995 г.).

К недостаткам известной системы относятся наличие в переходном канале специального лопаточного аппарата, имеющего конструктивную сложность механизма его поворота, что приводит к снижению надежности и удорожанию установки, а также к усложнению алгоритма управления.

Известна система автоматического управления газотурбинной энергетической установкой, содержащая газотурбинный двигатель, выполненный в виде одновального газогенератора, силовую турбину и электрический генератор, размещенные на одном механическом валу, датчик измерения частоты вращения ротора газотурбинного двигателя (газогенератора) nвд, датчик измерения частоты вращения силовой турбины nст датчик температуры воздуха на входе в двигатель ТВХ, исполнительный механизм регулирования подачи топлива, первый, второй и третий электронные регуляторы, блок вычисления величины приведенной по ТВХ частоты вращения ротора nвд пр, множитель-усилитель, блок формирования сигнала о режиме работы электрического генератора и ключ-коммутатор (патент RU №2360137, F02C 9/28, 2009 г.).

Основным недостатком известного технического решения является косвенный метод определения текущей мощности электрического генератора по характеристике РГЕН=f(nВДПР), что не позволяет осуществлять регулирование при резких изменениях мощности на нагрузке.

Известна газотурбинная установка для выработки электроэнергии, принятая за прототип, включающая газотурбинный двигатель с дозатором топлива и датчиком оборотов, турбогенератор, соединенный с внешней сетью (нагрузкой) и приводимый двигателем, систему автоматизированного управления газотурбинной установкой, содержащую регулятор газотурбинного двигателя, выход которого связан с дозатором топлива двигателя, а вход - с датчиком оборотов двигателя, регулятор турбогенератора, подключенный к входу турбогенератора, технологическую нагрузку с регулятором ее уровня и регулятором технологической нагрузки (патент RU №2341670, кл. F02C 9/28, 2008 г.).

Недостатком предлагаемого технического решения является использованием технологической нагрузки, что усложняет конструкцию и алгоритм управления.

Техническим результатом изобретения является регулирование газотурбинной установкой при изменении в широких пределах потребляемой мощности и упрощение алгоритма управления.

Указанный технический результат достигается способом регулирования газотурбинной установкой, заключающимся в том, что поддерживают необходимое напряжение и частоту входного тока в нагрузке воздействием регулятором турбогенератора и регулятором двигателя системы автоматического управления соответственно на обмотку возбуждения турбогенератора и на дозатор топлива соответствующим изменением расхода топлива, отличающимся тем, что регулятором двигателя формируют выходной сигнал управления дозатором топлива по разности между заданным значением мощности, определяемым задатчиком мощности по коду состояния контроллера машиниста, и фактическим значением мощности, измеренной на нагрузке, при этом в зависимости от величины и знака результата сравнения уменьшают или увеличивают подачу топлива в газотурбинный двигатель, а регулятором турбогенератора формируют сигнал управления турбогенератором сравнением задания по частоте, формируемым функциональным преобразователем в зависимости от заданного значения мощности, с сигналом с датчика оборотов, который управляет обмоткой возбуждения турбогенератора, и изменяют его выходное напряжение.

Указанный технический результат достигается также с помощью устройства регулирования газотурбинной установкой, содержащего газотурбинный двигатель с дозатором топлива и силовой турбиной, на валу которой установлен датчик оборотов и турбогенератор, подключенный к нагрузке, систему автоматического управления с регулятором турбогенератора и регулятором двигателя, подключенным к входу дозатора топлива, при этом выход регулятора турбогенератора подключен к обмотке возбуждения турбогенератора, а один из входов соединен с выходом датчика оборотов, турбогенератор выполнен с двумя выходами, а нагрузка выполнена двухканальной, каждый канал которой снабжен последовательно соединенными выпрямителем и двигателями постоянного тока, систему автоматического управления, снабженную измерителем мощности, задатчиком мощности и функциональным преобразователем, при этом измеритель мощности включен между нагрузкой и первым входом регулятора двигателя, вход задатчика мощности соединен с контроллером машиниста, а выход его подключен ко второму входу регулятора двигателя и к входу функционального преобразователя, выход которого соединен со вторым входом регулятора турбогенератора.

На чертеже представлена структурная схема регулирования газотурбинной установкой.

Устройство, реализующее способ регулирования газотурбинной установкой, содержит газотурбинный двигатель 1 с дозатором топлива 2 и силовой турбиной 3, на валу которой установлен датчик оборотов 4 и турбогенератор 5, подключенный к нагрузке 6, систему автоматического управления 7 с регулятором 8 турбогенератора 5 и регулятором 9 двигателя 1, подключенным к входу дозатора топлива 2, при этом выход регулятора 8 турбогенератора 5 подключен к обмотке возбуждения турбогенератора 5, а один из входов соединен с выходом датчика оборотов 4, при этом турбогенератор 5 выполнен с двумя выходами, а нагрузка выполнена двухканальной, каждый канал которой снабжен последовательно соединенными выпрямителем 10 и двигателями постоянного тока 11, а система автоматического управления 7 снабжена измерителем мощности 12, задатчиком мощности 13 и функциональным преобразователем 14, при этом измеритель мощности 12 включен между нагрузкой 6 и первым входом регулятора 9 двигателя 1, вход задатчика мощности 13 соединен с контроллером машиниста 15, а выход его подключен ко второму входу регулятора 9 двигателя 1 и к входу функционального преобразователя 14, выход которого соединен со вторым входом регулятора 8 турбогенератора 5.

Турбогенератор 5 представляет собой трехфазный синхронный генератор с двумя выходами, сдвинутыми друг относительно друга на 30 электрических градусов. Задатчик мощности 13 формирует задание по мощности в зависимости от кода состояния контроллера машиниста 15 транспортного средства. Регулятор 8 турбогенератора 5 и регулятор 9 двигателя 1 представляют собой пропорционально-интегральные дифференциальные регуляторы (ПИД). Выпрямитель 10 каждого канала представляет собой трехфазный мостовой выпрямитель, к выходам которого подключены двигатели постоянного тока 11. При этом выходы выпрямителя 10 запараллелены. Трехфазный мостовой выпрямитель 10 может быть как управляемым, так и неуправляемым. Измеритель мощности 12 измеряет токи и напряжения в звене постоянного тока каждого канала выпрямителей 10 и вычисляет мощность на нагрузке 6 суммированием результатов перемножения измеренных токов и напряжений каждого канала выпрямителей 10. Функциональный преобразователеь 14 для каждого задания по мощности формирует задание по частоте вращения, что позволяет при резких изменениях мощности на нагрузке 6 стабилизировать частоту вращения силовой турбины 3.

Система регулирования газотурбинной установкой работает следующим образом.

Производят запуск газотурбинного двигателя 1 в соответствии с программой, реализованной в системе автоматического управления 7. Регулятором 8 турбогенератора и регулятором 9 двигателя системы автоматического управления 7 поддерживают необходимое напряжение и частоту входного тока (частоту вращения турбины 3) в нагрузке 6 воздействием на обмотку возбуждения турбогенератора 5 и соответствующим изменением расхода топлива через дозатор топлива 2. При этом выходные сигналы управления обоих регуляторов формируют по заданному и фактическому значениям мощности, по сигналу с датчика оборотов 4.

Регулятором 9 двигателя управляют дозатором топлива 2, который осуществляет подачу топлива в газотурбинный двигатель 1 в соответствии с заданным значением мощности. Выходной сигнал регулятора 9 двигателя формируют по разности между заданным значением мощности, определяемым задатчиком мощности 13 по коду состояния контроллера машиниста 15, и фактическим значением мощности, измеренной на нагрузке 6. В зависимости от величины и знака результата сравнения регулятором двигателя 9 уменьшают или увеличивают подачу топлива в газотурбинный двигатель 1. Одновременно регулятором 8 турбогенератора формируют сигнал управления турбогенератором 5 сравнением задания по частоте, формируемым функциональным преобразователем 14 в зависимости от заданного значения мощности, с сигналом с датчика оборотов 4, который управляет обмоткой возбуждения турбогенератора 5, и изменяют его выходное напряжение.

При этом при движении транспортного средства постоянно меняется задание по мощности в широких пределах. При увеличении задания по мощности измеренное значение мощности на нагрузке 6 меньше заданного значения мощности, и регулятором 9 двигателя плавно увеличивают подачу топлива в газотурбинный двигатель 1, при этом кратковременно увеличивается частота вращения силовой турбины 3. Одновременно регулятором 8 турбогенератора воздействуют на обмотку возбуждения турбогенератора 5 и увеличивают его выходное напряжение. При возрастании мощности на нагрузке 6 до уровня заданной мощности рост подачи топлива прекращают и частота вращения силовой турбины 3 стабилизируется.

При возрастании (снижении) частоты вращения силовой турбины 3, без изменения задания по мощности, регулятор 8 турбогенератора плавно без скачков увеличивает (уменьшает) напряжение на выходе турбогенератора 5, что приводит к увеличению (уменьшению) потребляемой мощности на нагрузке 6. Регулятором 9 двигателя через дозатор топлива 2 уменьшают (увеличивают) подачу топлива в газотурбинный двигатель 1, при этом снижается (возрастает) частота вращения силовой турбины 3.

Простое и точное вычисление мощности на нагрузке 6, а также использование в предлагаемой системе регулирования обратных связей по мощности и по частоте вращения обеспечивает устойчивую работу газотурбинного двигателя 1 при резких изменениях мощности на нагрузке 6.

Предлагаемый способ и устройство регулирования газотурбинной установкой испытан и будет реализован в опытном магистральном газотурбовозе ГТ1h-002.


СПОСОБ И УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 452.
10.01.2013
№216.012.1810

Способ ослабления возбуждения тяговых электродвигателей локомотива

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств железнодорожного транспорта, а именно к способу ослабления возбуждения тяговых электродвигателей постоянного тока большой мощности на локомотивах. Способ ослабления тяговых электродвигателей локомотива заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471652
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1de1

Устройство для отвода тепла от электронных элементов

Изобретение относится к устройствам для отвода тепла от электронных компонентов. Технический результат - разработка радиатора для электронного компонента, в котором используются все теплопоглощающие части поверхности радиаторных пластин и основания, обеспечивая эффективный отвод тепла....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473143
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.02.2013
№216.012.232b

Способ диагностики рельсов

Изобретение относится к контрольно-измерительным устройствам для проверки состояния железнодорожных путей. Способ диагностики рельсов заключается в том, что на транспортное средство в известных относительных положениях устанавливают устройства: дефектоскопии, измерения неровностей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474505
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.232d

Безопасный локомотивный объединенный комплекс

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Безопасный локомотивный объединенный комплекс содержит соединенные между собой внутренним CAN интерфейсом системный шкаф, блок индикации локомотивный, блок регистрации, блок индикации скорости, второй блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474507
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.268d

Железнодорожная длиннобазная платформа для крупнотоннажных контейнеров

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к железнодорожным грузовым платформам для перевозки крупнотоннажных контейнеров. Железнодорожная длиннобазная платформа для крупнотоннажных контейнеров содержит установленную на две ходовые тележки (1) раму (2) с автосцепными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475389
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2694

Безопасный локомотивный объединенный комплекс

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Безопасный локомотивный объединенный комплекс содержит соединенные между собой внутренним CAN интерфейсом системный шкаф, блок индикации локомотивный, блок регистрации, включающий кассету регистрации, блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475396
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2695

Комплексное устройство контроля безопасности движения поезда

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, может быть использовано как на поездах, так и в системах интервального регулирования. Комплексное устройство контроля безопасности содержит соединенные между собой модули схемы контроля безопасности, двухканальные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475397
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.285e

Способ определения времени проведения очередного профилактического обслуживания объекта и система для его реализации

Группа изобретений относится к области вычислительной техники, в частности к способам и устройствам контроля, и может найти применение в практике эксплуатации для оптимального управления профилактическим обслуживанием объекта по текущему состоянию его надежности, и может быть использована в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475854
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.04.2013
№216.012.32a3

Система для управления устройством лубрикации на локомотиве-рельсосмазывателе

Изобретение относится к устройствам для смазки рельсов, устанавливаемым на транспортных средствах. Система содержит навигационный блок, который включает навигационный приемник, выход которого подключен к входу вычислителя, который подключен к карте памяти, а также блок сопряжения с устройством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478506
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.32a5

Станционное устройство маневровой автоматической локомотивной сигнализации

Изобретение относится к устройствам автоматики и телемеханики и может быть использовано для управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте. Станционное устройство маневровой автоматической локомотивной сигнализации состоит из управляющего вычислительного комплекса,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478508
Дата охранного документа: 10.04.2013
Показаны записи 1-10 из 221.
10.01.2013
№216.012.1810

Способ ослабления возбуждения тяговых электродвигателей локомотива

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств железнодорожного транспорта, а именно к способу ослабления возбуждения тяговых электродвигателей постоянного тока большой мощности на локомотивах. Способ ослабления тяговых электродвигателей локомотива заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471652
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1de1

Устройство для отвода тепла от электронных элементов

Изобретение относится к устройствам для отвода тепла от электронных компонентов. Технический результат - разработка радиатора для электронного компонента, в котором используются все теплопоглощающие части поверхности радиаторных пластин и основания, обеспечивая эффективный отвод тепла....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473143
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.02.2013
№216.012.232b

Способ диагностики рельсов

Изобретение относится к контрольно-измерительным устройствам для проверки состояния железнодорожных путей. Способ диагностики рельсов заключается в том, что на транспортное средство в известных относительных положениях устанавливают устройства: дефектоскопии, измерения неровностей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474505
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.232d

Безопасный локомотивный объединенный комплекс

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Безопасный локомотивный объединенный комплекс содержит соединенные между собой внутренним CAN интерфейсом системный шкаф, блок индикации локомотивный, блок регистрации, блок индикации скорости, второй блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474507
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.268d

Железнодорожная длиннобазная платформа для крупнотоннажных контейнеров

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к железнодорожным грузовым платформам для перевозки крупнотоннажных контейнеров. Железнодорожная длиннобазная платформа для крупнотоннажных контейнеров содержит установленную на две ходовые тележки (1) раму (2) с автосцепными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475389
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2694

Безопасный локомотивный объединенный комплекс

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Безопасный локомотивный объединенный комплекс содержит соединенные между собой внутренним CAN интерфейсом системный шкаф, блок индикации локомотивный, блок регистрации, включающий кассету регистрации, блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475396
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2695

Комплексное устройство контроля безопасности движения поезда

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, может быть использовано как на поездах, так и в системах интервального регулирования. Комплексное устройство контроля безопасности содержит соединенные между собой модули схемы контроля безопасности, двухканальные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475397
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.285e

Способ определения времени проведения очередного профилактического обслуживания объекта и система для его реализации

Группа изобретений относится к области вычислительной техники, в частности к способам и устройствам контроля, и может найти применение в практике эксплуатации для оптимального управления профилактическим обслуживанием объекта по текущему состоянию его надежности, и может быть использована в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475854
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.04.2013
№216.012.32a3

Система для управления устройством лубрикации на локомотиве-рельсосмазывателе

Изобретение относится к устройствам для смазки рельсов, устанавливаемым на транспортных средствах. Система содержит навигационный блок, который включает навигационный приемник, выход которого подключен к входу вычислителя, который подключен к карте памяти, а также блок сопряжения с устройством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478506
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.32a5

Станционное устройство маневровой автоматической локомотивной сигнализации

Изобретение относится к устройствам автоматики и телемеханики и может быть использовано для управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте. Станционное устройство маневровой автоматической локомотивной сигнализации состоит из управляющего вычислительного комплекса,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478508
Дата охранного документа: 10.04.2013
+ добавить свой РИД