Вид РИД
Изобретение
Заявляемое изобретение относится к медицине, а именно диагностике фонетических нарушений и оценке эффективности лечения с учетом восстановления речевой функции, и может быть использовано в стоматологии, челюстно-лицевой хирургии, логопедии и др.
Известен способ диагностики фонетических нарушений, заключающийся в оценке разборчивости речи и произношения согласных звуков пациентом при чтении карты-опросника, при котором присваивают коэффициент 1, если все звуки произносят без гнусавого тембра; 2 - при незначительной проходящей гнусавости; 3 - при гнусавой, но разборчивой речи; 4 - при тяжелой открытой гнусавости, требующей для понимания речи неоднократного повторения; 5 - в случае, когда речь непонятна даже после неоднократного повторения, смысл речи разбирают с трудом, часто не полностью (Галонский В.Г., Вязьмин А.Я., Никитин О.Н. Применение замещающего обтурирующего протеза при ортопедическом лечении больных с приобретенными дефектами верхней челюсти // Бюлл. ВСНЦ СО РАМН. - 2000. -№1 - С.58-61).
Недостатком этого способа является то, что исследуется только гнусавость, что затрудняет объективизацию нарушений функции речи.
Наиболее близким по совокупности существенных признаков к заявляемому способу является способ диагностики нарушений речевой функции путем цифровой оценки разборчивости речи при чтении опросного листа, в котором используются те же, что и в предыдущем источнике, коэффициенты k разборчивости речи и произношения звуков пациентом при чтении опросного листа, при этом каждому звуку присваивают коэффициент встречаемости на 100 звуков, а именно для гласных звуков А - 6,8; Е - 8,0; И - 6,1; О - 10,8; У - 3,0; Ы - 1,0; Э - 0,1; Ю - 0,6; Я - 1,3 и согласных звуков: Б - 1,5; В - 4,0; Г - 1,3; Д - 2,1; Ж - 1,0; З - 1,5; Й - 1,0; К - 2,9; Л - 4,5; М - 2,4; Н - 6,1; П - 2,6; Р - 3,8; С - 4,8; Т - 5,0; Ф - 0,1; X - 0,8; Ц - 0,4; Ч - 1,3; Ш - 0,7; Щ - 0,2, а нарушение речевой функции определяют путем математического вычисления по формуле: U=Qобщ*k/430,5, где U - величина, характеризующая нарушение речевой функции, выраженная в процентах,
Qобщ - сумма коэффициентов частоты встречаемости звуков, произношение которых нарушено по опросному листу,
k - коэффициент разборчивости речи,
430,5 - условно максимальная величина нарушения речи [RU №2284744, МПК А61В 5/00, 2006 г.].
Такое исследование очень трудоемко и длительно, что делает его неприемлемым в клинической деятельности стоматолога или логопеда.
Результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в разработке быстрого (2-3 минуты), легкого и достаточно точного объективного клинического определения эффективности речи, которое можно использовать у пациентов после инсульта, при обследовании речевой функции после операций по поводу невритов и парезов лицевого и тройничного нерва, после зубного протезирования, в логопедической практике.
Указанный результат достигается тем, что в способе диагностики нарушений речевой функции путем цифровой оценки разборчивости речи при чтении опросного листа, в котором используются коэффициенты «k» разборчивости речи и произношения звуков пациентом при чтении опросного листа, используются следующие значения коэффициента k:
- 2, если имеется четкая дикция, отчетливое произношение глухих, свистящих и шипящих звуков (фонем), полное отсутствие дефектов и посторонних звуков;
- 1, при нечастом появлении свиста, шума, шепелявости, посторонних звуков при произношении отдельных сложных слов, фраз;
- 0, при постоянном наличии посторонних звуков, определяют при чтении звуки, произношение которых нарушено, и значение k при каждом нарушении, суммируют значения коэффициентов по всему опросному листу и на основании этого производят оценку эффективности речи у различных групп пациентов как:
0-7 баллов - низкое качество,
8-22 баллов - среднее качество,
23-26 баллов - хорошее качество и
26-30 баллов - высокое качество.
В заявляемом способе устанавливали звуки, произношение которых нарушено (каждому звуку соответствует определенное количество баллов, которые зависят от степени нарушения произношения), эти значения суммировали, а затем рассматривали значения в различных группах испытуемых. Результаты исследования речевой функции сводятся в таблицу.
Способ осуществляют следующим образом. С помощью опросного листа устанавливают на слух те звуки, которые нарушены у пациентов, и отмечают все данные в таблице. Речь пациентов одновременно записывается в тихих условиях, без посторонних звуков («гудящие» лампы освещения, вентиляторы, оргтехника, стук в дверь) с помощью гарнитуры, подключенной к диктофону. Запись, которая накапливается в диктофоне, архивируется, спустя некоторое время ее можно использовать в различных целях. Например, в целях сравнения нарушений речи до протезирования и после. Записи дают возможность в компьютерной обработке с помощью специальных программ изучить спектры тех звуков, которые нарушены у данного пациента. Выбранный речевой материал, представленный в опросном листе, в наибольшей степени отражает всю совокупность проявляющихся в речи признаков, обусловленных патологией. В таблице проверяющий отмечает коэффициентами степень произношения данным пациентом того или иного звука в различные сроки, например, до протезирования и после протезирования, при наложении протеза через 7, 14 и 28 дней.
Заявляемый способ можно использовать при обследовании речи у сложных пациентов, например у пациентов, находящихся в постинсультном состоянии, после операций в полости рта, невритов и парезов лицевого и тройничного нервов, после зубного протезирования.
Далее способ иллюстрируется примерами, но не ограничен ими.
Пример 1. Больная М., 54 года, обратилась в клинику ортопедической стоматологии с жалобами на потерю зубов на верхней челюсти, западение верхней губы и щек, углубление носогубных складок, плохую дикцию.
Из анамнеза: 5 лет назад протезировалась в другом лечебно-профилактическом учреждении, где была сначала произведена серия операций по поводу подсадки костной ткани с целью дальнейшей имплантации, которые не привели к положительным результатам. Зубы удалены 3 недели назад по поводу осложненного и не осложненного кариеса. Сопутствующие заболевания: парез лицевого нерва 2 года назад
Объективно: Снижение межальвеолярной высоты, выдвижение подбородка вперед, уголки рта опущены, углубление носогубных и подбородочных складок. В полости рта полное отсутствие зубов на верхней челюсти, определяется хорошо сохранившийся альвеолярный отросток, бугры и высокий свод неба. Уздечки губы и щек прикрепляются у основания ската альвеолярного отростка. 33, 32, 31, 41, 42, 43 зубы под металлокерамическими коронками с удовлетворительным краевым прилеганием, двусторонний концевой дефект на нижней челюсти. Исследование речевой функции выявило нарушение произношения звуков «с», «з», «ф» и «в».
Диагноз: полная потеря зубов на верхней челюсти, 1 тип по Шредеру, частичная потеря зубов на нижней челюсти, 1 класс по Кеннеди.
Пациентке изготовлен полный съемный протез на верхнюю челюсть, на нижнюю челюсть - частично-съемный протез. Были проведены исследования речевой функции на 7, 14 и 28 дни после протезирования. Все данные по исследованию речевой функции приведены в таблице 1. Как видно из таблицы 1, функция речи восстановлена полностью.
Пример 2. Пациент Ш., 60 лет, обратился в клинику ортопедической стоматологии с жалобой на плохую фиксацию нижнего полного съемного протеза, плохое произношение некоторых звуков, последнее протезирование было более 15 лет назад. Сопутствующие заболевания: инсульт 1 год назад
Объективно: Снижение межальвеолярной высоты, выдвижение подбородка вперед, уголки рта опущены, углубление носогубных и подбородочных складок. В полости рта на верхней челюсти зубной ряд восстановлен металлопластмассовыми коронками, на нижней челюсти полное отсутствие зубов, незначительная и равномерная атрофия. Уздечки нижней губы, языка и щек прикрепляются у основания ската альвеолярной части.
Исследование речевой функции: нарушено произношение звуков. Диагноз: полная потеря зубов на нижней челюсти, 1 тип по Келлеру.
Для пациента изготовлен новый полный съемный протеза нижней челюсти, после чего на 7, 14 и 28 дни исследование речевой функции было повторено. Данные обследования приведены в таблице 2. Как видно из приведенных показателей, произношение было восстановлено
Пример 3. Пациентка Б., 73 года, обратилась с жалобами на потерю зубов, невозможность пережевывания пищи, выдвижение подбородка вперед, опускание уголков рта, углубление носогубных и подбородочных складок, плохое произношение различных звуков
Анамнез со слов: зубы удалены вследствие кариеса и его осложнений и заболеваний пародонта.
Объективно: Снижение межальвеолярной высоты, выдвижение подбородка вперед, уголки рта опущены, углубление носогубных и подбородочных складок, в полости рта полное отсутствие зубов на верхней и нижней челюстях. В полости рта на верхней челюсти определяется средняя степень атрофии альвеолярного отростка, альвеолярные бугры и отростки еще сохранены, свод неба уплощен. Уздечки губы и щек прикрепляются на скате альвеолярного отростка, ближе к его вершине. На нижней челюсти выражена равномерная атрофия. Альвеолярная часть слабо выражена. Прикрепление уздечек высокое.
Диагноз: Полная потеря зубов на верхней и нижней челюстях: 2 тип по Шредеру на верхней челюсти и 2 класс по Келлеру на нижней челюсти.
Исследование речевой функции показало нарушения речи.
Пациентке были изготовлены новые полные съемные протезы, функция речи была восстановлена, результаты представлены в таблице 3.
Заявляемый способ прост, нетрудоемок, не требует продолжительного времени на выполнение, при этом информативен и объективен. Его можно использовать у пациентов с нарушениями речи, вызванными различными заболеваниями.
|
|
|