×
20.05.2014
216.012.c3bb

Результат интеллектуальной деятельности: ГАЗОЖИДКОСТНАЯ ФОРСУНКА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области авиационных систем аэрозольной защиты, в частности к распыливанию жидкостей с помощью форсунок, которые используются для создания аэрозольного защитного шлейфа, снижающего силу инфракрасного излучения сопла двигателя самолета. Газожидкостная форсунка содержит сужающееся сопло с упругими стенками, внутренняя поверхность которых снабжена турбулизаторами, и магистрали подачи жидкости и газа. Для распыления жидкости с порошкообразным наполнителем сужающееся сопло выполнено щелевым и сообщено только с магистралью подачи жидкости. По периферии щелевого сопла размещено сопло, сообщенное с магистралью подачи газа, на внутренних стенках которого выполнены упоры. Такое выполнение устройства позволяет уменьшить средний размер капель распыливаемой жидкости и увеличить степень ее монодисперсности. Техническим результатом изобретения является то, что степень надежности аэрозольного защитного экрана повышается, а малый размер частиц аэрозоля способствует более эффективному экранированию ИК излучения от двигателя. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиационных систем аэрозольной защиты, в частности к распыливанию жидкостей с помощью форсунок, которые используются для создания аэрозольного защитного шлейфа, снижающего силу инфракрасного излучения сопла двигателя самолета.

При разработке форсунок для систем аэрозольной защиты силовой установки самолета от ракет с головками самонаведения (ГСН) необходимо иметь в виду, что форсунки часто используются для распыления двухфазных аэрозолеобразующих составов с порошкообразным наполнителем. Эффективность аэрозольной защиты определяется в том числе расходом аэрозолеобразующего состава (АОС) и средним размером частиц аэрозоля. Засорение даже одной форсунки изменяет плотность аэрозольного шлейфа и снижает эффективность аэрозольной защиты. При использовании двухфазных АОС даже с очень малодисперсной твердой фазой в виде наночастиц часто имеет место засорение сопла форсунки.

Известна цилиндрическая форсунка с жидкостным соплом, форма которого не способствует засорению (см. Пажи Д.Г. «Основы техники распыливания жидкостей». М.: Химия, 1984, стр.159-175). Однако для получения мелкого монодисперсного аэрозоля требуется использовать сопла малого диаметра. Малый диаметр сопла способствует его засорению. Поэтому эффективная по качеству аэрозоля форсунка оказывается ненадежной в работе. Кроме того, она имеет небольшой, а точнее ограниченный, расход. Это приводит к необходимости ставить много форсунок и увеличивает массу системы аэрозольной защиты.

Известна газожидкостная форсунка, содержащая сужающееся сопло с упругими стенками, внутренняя поверхность которых снабжена турбулизаторами, и магистрали подачи жидкости и газа (патент РФ №2352373), выбранная за прототип.

Недостаток известной форсунки состоит в том, что газ подается через периферийные отверстия в канале подачи жидкости, что снижает качество распыления из-за значительного среднего размера капель аэрозоля и малой степени монодисперсности.

Задачей изобретения является повышение качества распыления жидкости с порошкообразным наполнителем.

Указанная задача решается тем, что в известной газожидкостной форсунке, содержащей сужающееся сопло с упругими стенками, внутренняя поверхность которых снабжена турбулизаторами, и магистрали подачи жидкости и газа, согласно изобретению для распыления жидкости с порошкообразным наполнителем в системе снижения инфракрасного излучения сопла авиационного двигателя, сужающееся сопло выполнено щелевым и сообщено только с магистралью подачи жидкости, а по его периферии размещено щелевое сопло, сообщенное с магистралью подачи газа, на внутренних стенках которого выполнены упоры.

Турбулизаторы могут быть выполнены на наружной и/или внутренней поверхности жидкостного сопла.

Такое выполнение устройства позволяет уменьшить средний размер капель распыливаемой жидкости и увеличить степень ее монодисперсности.

На фиг.1 показан продольный разрез газожидкостной форсунки, размещенной в хвостовом коке мотогондолы самолета;

на фиг.2 - поперечное сечение форсунки;

на фиг.3 - схема форсунки с внутренними выступами жидкостного сопла;

на фиг.4 - схема форсунки с внешними выступами жидкостного сопла.

Газожидкостная форсунка содержит корпус 1, в котором размещено сужающееся щелевое сопло 2 с упругими стенками 3, снабженными турбулизаторами 4, сообщенное с жидкостным коллектором 5. По периферии сопла 2 размещено сопло 6 с наружными стенками 7, сообщенное с газовым коллектором 8. На стенках 6 сопла 7 выполнены упоры 9, образующие плоское щелевое сопло 10. На наружной поверхности жидкостного сопла отдельно или дополнительно к внутренним турболизаторам 4 могут быть выполнены наружные турбулизаторы 11.

Устройство работает следующим образом.

Через входные отверстия в корпусе 1 форсунки в газовый коллектор 8 подают сжатый газ, который истекает наружу через сопло 10. В коллектор 5 подают рабочую жидкость, которая через жидкостное сопло 2 попадает в струю газа, истекающего через газовое сопло, образуя газожидкостный поток мелкодисперсных капель аэрозоля, проходящего через плоское щелевое сопло 10, в виде факела аэрозольного состава 12. В случае застревания частиц твердой фазы между стенками 3 жидкостного сопла, площадь канала уменьшается, давление жидкости возрастает, и упругие стенки жидкостного сопла 3 изгибаются наружу до положения 13 (фиг.4), раскрывая сопло. При этом твердые частицы вылетают наружу, очищая сопло. Образуется срывное течение газа, которое сопровождается пульсациями давления и, соответственно, упругими колебаниями стенок 3 сопла 2. При этом характеристики жесткости стенок сопла и аэродинамические характеристики турбулизатора подбираются так, чтобы собственная частота упругих колебаний стенки и частота срывов потока на выступе-турбулизаторе совпадали.

Таким образом, предотвращается засор сопла, а также повышается степень монодисперсности аэрозоля.

Результатом является то, что степень надежности аэрозольного защитного экрана повышается, а малый размер частиц аэрозоля способствует более эффективному экранированию ИК излучения от двигателя.

Использование заявленного устройства позволяет создавать эффективный аэрозольный защитный экран вокруг двигателя самолета, более надежно защищая от ракет с ГСН.


ГАЗОЖИДКОСТНАЯ ФОРСУНКА
ГАЗОЖИДКОСТНАЯ ФОРСУНКА
ГАЗОЖИДКОСТНАЯ ФОРСУНКА
ГАЗОЖИДКОСТНАЯ ФОРСУНКА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 203.
10.01.2013
№216.012.196f

Выходное устройство турбины авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к элементам конструктивной связи между корпусом турбины авиационного газотурбинного двигателя и ее внутренними элементами, а именно к конструкции выходного устройства турбины. Выходное устройство турбины содержит полые профилированные стойки корпуса, размещенные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472003
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.01.2013
№216.012.2078

Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в высокотемпературных газовых турбинах. Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением содержит профили лопаток, соединенные полками, участок рассеивания, в виде углубления с внутренней стороны полок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473813
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.23ed

Выходное устройство турбины

Выходное устройство турбины содержит профилированные стойки корпуса, размещенные в проточной части за рабочим колесом последней ступени турбины. У стоек средние линии выходных участков профилей направлены вдоль продольной оси турбины. Средние линии входных участков профилей стоек повернуты к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474699
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23f9

Способ регулирования подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и система для его осуществления

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей. Способ регулирования, реализуемый системой регулирования, заключается в формировании расхода топлива через, по крайней мере, два дозатора в группы форсунок в зависимости от режима работы двигателя при использовании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474711
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b93

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к охлаждению осевой турбомашины и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части лопатки турбины высокого давления. Лопатка турбомашины содержит газодинамический профиль, ограниченный внешними выпуклой и вогнутой поверхностями, канал вдоль входной кромки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476682
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2bc9

Подшипник скольжения с наноструктурным антифрикционным керамическим покрытием

Изобретение относится к подшипникам скольжения и может быть использовано в авиационной, газонефтедобывающей, автомобильной и других областях промышленности. Подшипник скольжения включает корпус и установленный на корпусе, по меньшей мере, один элемент скольжения, по меньшей мере, поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476736
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c3a

Способ контроля технического состояния и обслуживания двухроторного газотурбинного двигателя при его эксплуатации

Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных двигателей, в частности двухконтурных, к контролю технического состояния во время их эксплуатации для принятия решений по их обслуживанию и дальнейшей эксплуатации. В известном способе контроля технического состояния в качестве...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476849
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.03.2013
№216.012.2e58

Энергосберегающий подшипник скольжения

Изобретение относится к подшипникам скольжения и может быть использовано в авиакосмической, нефтедобывающей, нефтеперекачивающей, нефтеобрабатывающей и иных областях промышленности. Подшипник скольжения включает корпус и смонтированные на корпусе элементы скольжения, поверхности скольжения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477395
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.04.2013
№216.012.375d

Элемент охлаждаемой лопатки турбомашины

Изобретение относится к охлаждению газотурбинного двигателя и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части и полок лопатки турбины высокого давления. Элемент охлаждаемой лопатки турбомашины содержит канал для охлаждающего воздуха, выполненный внутри лопатки в направлении вдоль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479726
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.04.2013
№216.012.37ba

Защитная маскирующая система для летательного аппарата, подвергающегося радиолокационному облучению

Изобретение относится к средствам защиты и маскирования объектов от систем радиолокационного облучения и опознавания, захвата, автоматического сопровождения и целеуказания, работающих в радиолокационном диапазоне электромагнитного спектра. Защитная маскирующая система для летательного аппарата,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479819
Дата охранного документа: 20.04.2013
Показаны записи 1-10 из 38.
10.01.2013
№216.012.196f

Выходное устройство турбины авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к элементам конструктивной связи между корпусом турбины авиационного газотурбинного двигателя и ее внутренними элементами, а именно к конструкции выходного устройства турбины. Выходное устройство турбины содержит полые профилированные стойки корпуса, размещенные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472003
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1994

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые проточки с установленными в них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472040
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1995

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит установленные в колодцах корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472041
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d28

Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиации. Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя включает раскрутку ротора двигателя до частоты вращения ротора, необходимой для розжига камеры сгорания, розжиг камеры сгорания и выход на режим малого газа с поддержанием при этом предельного значения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472958
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d34

Героторный насос с торцовым входом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос с торцовым входом содержит установленную на полом валу 4 по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен, ограниченных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472970
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.01.2013
№216.012.2078

Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в высокотемпературных газовых турбинах. Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением содержит профили лопаток, соединенные полками, участок рассеивания, в виде углубления с внутренней стороны полок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473813
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.23ed

Выходное устройство турбины

Выходное устройство турбины содержит профилированные стойки корпуса, размещенные в проточной части за рабочим колесом последней ступени турбины. У стоек средние линии выходных участков профилей направлены вдоль продольной оси турбины. Средние линии входных участков профилей стоек повернуты к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474699
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23f9

Способ регулирования подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и система для его осуществления

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей. Способ регулирования, реализуемый системой регулирования, заключается в формировании расхода топлива через, по крайней мере, два дозатора в группы форсунок в зависимости от режима работы двигателя при использовании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474711
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b93

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к охлаждению осевой турбомашины и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части лопатки турбины высокого давления. Лопатка турбомашины содержит газодинамический профиль, ограниченный внешними выпуклой и вогнутой поверхностями, канал вдоль входной кромки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476682
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2bc2

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя содержит диск с упорным выступом и соединительными элементами диска, лопатки с хвостовиком, средство для перекрытия зазоров и средство осевой фиксации лопаток в замковом соединении типа «ласточкин хвост». Соединительные элементы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476729
Дата охранного документа: 27.02.2013
+ добавить свой РИД