Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к области медицины, в частности к психиатрии, психофизиологии, психологии, и может быть использовано для прогноза психического здоровья у кандидатов, поступающих в высшие военные учебные заведения.
Известен способ оценки общего уровня развития психических познавательных процессов (КР - 3-85) (Решетников М.М., Кулагин Б.В. Исследование общего уровня развития познавательных психических процессов. Л.: ВМедА, 1987, 27 с.).
Известен квалифицированный метод оценки личности СМИЛ, представляющий собой модифицированный вариант Миннесотского многофакторного личностного опросника MMPI (The Minnesota Multiphasic Personality Inventory) (Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста. - Боргес, 2009. - 256 с.).
Известен способ оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз», позволяющий оценить риск психической дезадаптации в стрессе (Овчинников Б.В. с соавт. Основы клинической психологии и психодиагностики. - СПб.: «Элби СПб», 2005. - 320 с.). Однако данные методики не позволяют построить индивидуальный прогноз риска развития психических расстройств.
Описан способ прогностической оценки развития невротических расстройств (Баурова Н.Н. Психологические факторы, способствующие формированию невротических расстройств у курсантов военных вузов: дис. на соиск. уч. ст. кандидата психологических наук, СПб, 2010. - 166 с.). Однако в отличие от предлагаемого способа методологический подход, использованный автором, предлагает решение узкой задачи по выявлению ограниченного круга психических расстройств невротического характера и отличается по структуре и содержанию.
Цель изобретения обеспечить возможность объективного выявления ранних признаков риска развития психических расстройств в доболезненный период.
Цель достигается тем, что испытуемым предлагают психологические тесты и по их результатам выявляют коэффициент риска по формуле:
Y=exp(7+0,115 AnE+0,04 ZpE+0,03 OmE+0,06 VpE+0,09 YzE-0,02 К-0,06 L-0.006 D-0.04 Pd-0.05 Mf-0.05 Pa)/{1+exp(7+0,115 AnE+0,04 ZpE+0,03 OmE+0,06 VpE+0,09 YzE-0,02 К-0,06 L-0.006 D-0.04 Pd-0.05 Mf-0.05 Pa)},
где Y - коэффициент риска;
AnE - эффективность выполнения теста на оценку сложных аналогий КР - 3-85;
ZpE - эффективность выполнения теста на оценку зрительной памяти КР - 3-85;
OmE - эффективность выполнения теста на оценку образного мышления КР - 3-85;
VpE - эффективность выполнения теста на оценку вербальной памяти КР - 3-85;
YzE - эффективность выполнения теста на установление закономерностей КР - 3-85;
К - коэффицент скорости обработки информации, вычисляемый по формуле: общее количество выполненных испытуемым заданий, вне зависимости от правильности их выполнения, в тесте КР - 3-85 / количество всех заданий теста КР - 3-85, предложенных испытуемому × количество правильно выполненных испытуемым заданий в тесте КР - 3-85;
L - показатель по шкале «ложь» теста СМИЛ (стремление скрыть социально неприемлемые мотивы);
D - показатель по 2-й шкале «пессимистичность» теста СМИЛ;
Pd - показатель по 4-й шкале «импульсивность» теста СМИЛ;
Mf - показатель по 5-й шкале «женственность/мужественность» теста СМИЛ;
Pa - показатель по 6-й шкале «ригидность» теста СМИЛ
и при значении коэффициента риска больше или равно 0,5 полагают прогноз психического здоровья благоприятным.
Способ осуществляют следующим образом.
Испытуемым предлагают психологические тесты и по их результатам выявляют коэффициент риска по формуле:
Y=exp(7+0,115 AnE+0,04 ZpE+0,03 OmE+0,06 VpE+0,09 YzE-0,02 К-0,06 L-0.006 D-0.04 Pd-0.05 Mf-0.05 Pa)/{1+exp(7+0,115 AnE+0,04 ZpE+0,03 OmE+0,06 VpE+0,09 YzE-0,02 К-0,06 L-0.006 D-0.04 Pd-0.05 Mf-0.05 Pa)},
где Y - коэффициент риска;
AnE - эффективность выполнения теста на оценку сложных аналогий КР - 3-85;
ZpE - эффективность выполнения теста на оценку зрительной памяти КР - 3-85;
OmE - эффективность выполнения теста на оценку образного мышления КР - 3-85;
VpE - эффективность выполнения теста на оценку вербальной памяти КР - 3-85;
YzE - эффективность выполнения теста на установление закономерностей КР - 3-85;
К - коэффициент скорости обработки информации, вычисляемый по формуле: общее количество выполненных испытуемым заданий, вне зависимости от правильности их выполнения, в тесте КР - 3-85 / количество всех заданий теста КР - 3-85, предложенных испытуемому × количество правильно выполненных испытуемым заданий в тесте КР - 3-85;
L - показатель по шкале «ложь» теста СМИЛ (стремление скрыть социально неприемлемые мотивы);
D - показатель по 2-й шкале «пессимистичность» теста СМИЛ;
Pd - показатель по 4-й шкале «импульсивность» теста СМИЛ;
Mf - показатель по 5-й шкале «женственность/мужественность» теста СМИЛ;
Pa - показатель по 6-й шкале «ригидность» теста СМИЛ
и при значении коэффициента риска больше или равно 0,5 полагают прогноз психического здоровья благоприятным.
Приводим пример практической реализации способа.
В приложении 1 представлен бланк теста «Аналогии» методики КР - 3-85.
В приложении 2 представлен бланк теста «Зрительная память» методики КР - 3-85.
В приложении 3 представлен бланк теста «Образное мышление» методики КР - 3-85.
В приложении 4 представлен бланк теста «Вербальная память» методики КР - 3-85.
Абитуриент К.
Сначала абитуриент прошел тестирование методикой КР - 3-85. Из батареи выполненных тестов были выбраны тесты, значимые для прогноза: «Аналогии» (суть теста состоит в установлении логических отношений между понятиями по заданному образцу, исследуется функция вербального логического мышления); «Зрительная память» (суть теста состоит в запоминании геометрических фигур, а затем в воспроизведении показанных фигур по памяти); «Образное мышление» (суть теста состоит в мысленном «складывании» представленных на рисунке листов с узорами с определением изменений пространственных соотношений этих узоров); «Вербальная память» (суть теста состоит в запоминании слов); «Установление закономерностей» (суть теста состоит в поиске слов с заданным порядком и количеством букв).
В оценке результатов использовались следующие параметры: «продуктивность» - общее количество выполненных заданий в тестах, «эффективность» - общее количество правильно выполненных заданий в тестах. Вычислялся коэффициент скорости обработки информации «К» по формуле: общее количество выполненных испытуемым заданий, вне зависимости от правильности их выполнения, в тесте КР - 3-85 / количество всех заданий теста КР - 3-85, предложенных испытуемому × количество правильно выполненных испытуемым заданий в тесте КР - 3-85.
В результате тестирования были получены следующие значения в баллах:
AnE - эффективность выполнения теста на оценку сложных аналогий=26 баллов
ZpE - эффективность выполнения теста на оценку зрительной памяти=23 балла
OmE - эффективность выполнения теста на оценку образного мышления=20 баллов
VpE - эффективность выполнения теста на оценку вербальной памяти=19 баллов
YzE - эффективность выполнения теста на установление закономерностей=27 баллов
К - коэффицент скорости обработки информации=130,3
Затем абитуриент был протестирован тестом оценки личности СМИЛ, в рамках которого ответил на 566 вопросов. Ответы «Да» (+) или нет (-) занес в бланк, который был обработан при помощи специального «ключа». В результате обработки получены оценки в баллах по основным шкалам, из которых были выбраны шкалы, значимые для прогноза:
L - шкала «ложь» (отражает стремление скрыть социально неприемлемые мотивы)=46 баллов
D - 2-я шкала «пессимистичность» (отражает склонность к сниженному настроению и гипостеническому реагированию)=58 баллов
Pd - 4-я шкала «импульсивность» (отражает склонность к агрессии)=64 балла
Mf - 5-я шкала «женственность/мужественность» (отражает степень психосексуального развития, свойственного тому или иному полу)=59 баллов
Pa - 6-я шкала «ригидность» (отражает склонность к формированию сверхценных идей)=59 баллов
Полученные значения в баллах обоих методик были вставлены в логит регрессионное уравнение с соответствующими коэффицентами:
exp(7+0,115×26+0,04×23+0,03×20+0,06×19+0,09×27-0,02×130,3-0,06×46-0.006×58-0.04×64-0.05×59-0.05×59)/{1+exp(7+0,115×26+0,04×23+0,03×20+0,06×19+0,09×27-0,02×130,3-0,06×46-0.006×58-0.04×64-0.05×59-0.05×59)}=0,81
Полученное значение коэффицента риска «Y» оказалась больше 0,5. Прогноз оценен как благоприятный. Военнослужащий окончил военный ВУЗ и остается психически здоровым на протяжении 15 лет наблюдения.
Абитуриент В.
При тестировании были получены следующие значения:
AnE=10 баллов; ZpE=5 баллов; OmE=14 баллов; VpE=11 баллов; YzE=14 баллов; К=30,6; L=53 балла; D=72 балла; Pd=79 баллов; Mf=65 баллов; Pa=62 балла.
exp(7+0,115×10+0,04×5+0,03×14+0,06×11+0,09×14-0,02×30,6-0,06×53-0.006×72-0.04×79-0.05×65-0.05×62)/{1+exp(7+0,115×10+0,04×5+0,03×14+0,06×11+0,09×14-0,02×30,6-0,06×53-0.006×72-0.04×79-0.05×65-0.05×62)}=0,11
Y=0,11<0,5 - прогноз неблагоприятный. Через полгода после тестирования у военнослужащего развился клинический дебют параноидной шизофрении.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является возможность объективного выявления ранних признаков риска развития психических расстройств в доболезненный период.
Использование для оценки риска развития психических расстройств описанного набора тестов состояния когнитивной сферы и структуры личности для целей практической диагностики с выдачей индивидуальных прогностических заключений требует выработки интегрального критерия, объединяющего предикторы прогноза. В качестве адекватного методологического подхода для создания такой интегральной прогностической модели может быть использована логистическая регрессия с бинарным откликом с оценкой методом Хука-Дживиса.
С использованием разработанного способа, нами были оценены архивные данные результатов обследования когнитивной сферы и структуры личности 284 курсантов высших военных учебных заведений (обучавшихся с 1986 по 2006 годы), которые в дальнейшем были госпитализированы в стационар с психическими расстройствами. Выборку сравнения составили аналогичные архивные данные психически здоровых на протяжении всего обучения и дальнейшей службы военнослужащих (260 человек). Общая надежность прогноза созданной методики составила 83%, при этом доля правильно классифицируемых экспертных заключений для категории «у испытуемого благоприятный прогноз психического здоровья» составила приблизительно 97%, доля правильно классифицируемых экспертных заключений для категории «у испытуемого есть риск развития психического расстройства» составляет приблизительно 35%.
Способ прогноза возможности развития психических расстройств у абитуриентов, поступающих в высшие военные учебные заведения, путем оценки выполнения предлагаемых испытуемым психологических тестов, отличающийся тем, что выявляют коэффициент риска по формуле:Y=exp(7+0,115 AnE+0,04 ZpE+0,03 OmE+0,06 VpE+0,09 YzE-0,02 К-0,06 L-0,006 D-0,04 Pd-0.05 Mf-0.05 Pa)/{1+exp(7+0,115 AnE+0,04 ZpE+0,03 OmE+0,06 VpE+0,09 YzE-0,02 К-0,06 L-0.006 D-0.04 Pd-0.05 Mf-0.05 Pa)},где:Y - коэффициент рискаAnE - эффективность выполнения теста на оценку сложных аналогий КР - 3-85;ZpE - эффективность выполнения теста на оценку зрительной памяти КР - 3-85;OmE - эффективность выполнения теста на оценку образного мышления КР - 3-85;VpE - эффективность выполнения теста на оценку вербальной памяти КР - 3-85;YzE - эффективность выполнения теста на установление закономерностей КР - 3-85;К - коэффицент скорости обработки информации, вычисляемый по формуле: общее количество выполненных испытуемым заданий, вне зависимости от правильности их выполнения, в тесте КР - 3-85 / количество всех заданий теста КР - 3-85, предложенных испытуемому × количество правильно выполненных испытуемым заданий в тесте КР-3-85;L - показатель по шкале «ложь» теста СМИЛ (стремление скрыть социально неприемлемые мотивы);D - показатель по 2-й шкале «пессимистичность» теста СМИЛ;Pd - показатель по 4-й шкале «импульсивность» теста СМИЛ;Mf - показатель по 5-й шкале «женственность/мужественность» теста СМИЛ;Pa - показатель по 6-й шкале «ригидность» теста СМИЛ;и при значении коэффициента риска больше или равно 0,5 полагают прогноз психического здоровья благоприятным.

