×
27.03.2014
216.012.ae38

СПОСОБ СТЫКОВОЙ СВАРКИ ОПЛАВЛЕНИЕМ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002510315
Дата охранного документа
27.03.2014
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение может быть использовано при стыковой сварке оплавлением деталей из одинаковых или различных материалов. Между торцами деталей, площадью S, размещают прокладку. Материал прокладки выбирают с учетом температуры ликвидуса Т  материала деталей. Площадь поперечного сечения той части прокладки, которая находится в контакте со свариваемыми деталями, меньше, чем площадь поперечного сечения остальной части. Нагрев торцов деталей осуществляют пропусканием тока через прокладку, а осадку деталей производят в два этапа. Предварительную осадку проводят на величину не более 0,5 мм для каждой детали при достижении температуры торцов деталей Т =0,8 Т . При достижении температуры ликвидуса материала прокладки осуществляют окончательную осадку с усилием F=0,9σ·S. Способ позволяет упростить процесс стыковой сварки оплавлением и получить надежное сварное соединение с минимизацией влияния нагрева при сварке на структуру деталей. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области сварочного производства и может быть использовано в процессах стыковой сварки оплавлением деталей как из одинаковых, так и различных материалов.

Известен способ стыковой сварки, при котором на свариваемых деталях закрепляют токоподводы, связанные с источником тока, приводят в контакт свариваемые торцы деталей, которые затем разогревают до определенной температуры пропусканием тока через детали, после чего производят осадку деталей и их последующее охлаждение с получением сварного соединения (JP 56-165568, В23К 11/24, 1981).

Недостатком известного способа являются изменения структуры свариваемых деталей, поскольку при пропускании через них сварочного тока кроме торцов деталей существенному нагреву подвергаются и сами детали. Кроме того, при таком способе весьма проблематичным является сварка деталей из различных материалов.

Известен способ соединения сваркой разнородных элементов, при котором используют промежуточную прокладку из соответствующего материала, которую сначала приваривают к одному из соединяемых элементов, а потом сюда приваривают другой элемент, после чего проводят термообработку - диффузионный отжиг (ЕР 0467881, В23К 11/20, 1992).

Недостатком указанного способа является сложность сварочного процесса.

Известен также способ стыковой сварки непрерывным оплавлением, принятый за прототип, заключающийся в том, что размещают свариваемые детали в зажимах сварочной машины, устанавливают на деталях токоподводы, приводят детали в соприкосновение друг с другом и включают в работу сварочную машину по установленной программе изменения параметров сварочного тока, оплавления и осадки. При оплавлении торцов деталей и достижении на них заданной температуры производят осадку деталей на требуемую величину, после чего охлаждают сваренные детали (SU 737156, В23К 11/04, 1980).

Недостатки прототипа те же, что и указанные выше для приведенных аналогов.

Задачей данного изобретения является получение надежного сварного соединения с минимизацией при этом влияния процесса сварки на структуру деталей, которые могут быть как из одинаковых, так и различных материалов, а также упрощение при этом сварочного процесса.

Решение указанной задачи достигается тем, что в способе стыковой сварки оплавлением, включающем нагрев торцов свариваемых деталей с помощью электрического тока до их оплавления, осадку деталей на необходимую величину при достижении заданной температуры на торцах деталей и последующее охлаждение деталей, сварку деталей, выполненных из одного или разных материалов, осуществляют в среде защитного газа, а между торцами деталей размещают прокладку, выполненную из материала с температурой ликвидуса:

T0л прокл.≥Т0л дет max+100°C,

где Т0л прокл. - температура ликвидуса материала прокладки,

Т0л дет max - температура ликвидуса материала деталей или максимальная из двух, если материал деталей разный,

При этом площадь поперечного сечения той части прокладки, которая не находится в контакте со свариваемьми деталями, больше, чем площадь поперечного сечения той части прокладки, которая находится в контакте с деталями. Нагрев торцов деталей осуществляют путем приведения их в контакт с прокладкой и пропусканием тока через нее, а осадку деталей производят в два этапа - сначала предварительную осадку на величину не более 0,5 мм для каждой детали при достижении температуры торцов деталей Т0торц=0,8 Т0л дет max, а затем, при достижении температуры той части прокладки, которая находится в контакте со свариваемыми деталями, температуры ликвидуса материала прокладки - окончательную осадку с усилием Focaд=0,9 σ0,2mах Sторц дет,

где σ0,2mах - условный предел текучести материала деталей (максимальный из двух, если материал деталей разный),

Sторц дет - площадь свариваемых торцов деталей,

до образования грата, который затем удаляют механическим путем после полного охлаждения деталей.

Изобретение поясняется чертежами, где:

на фиг.1 показана схема осуществления сварки;

на фиг.2 показана прокладка, размещаемая между деталями;

на фиг.3 показано полученное сварное соединение деталей.

Способ осуществляется следующим образом.

Свариваемые детали 1 размещаются в соответствующем устройстве, обеспечивающем необходимую осадку деталей (условно не показано). Между деталями 1, которые могут быть выполнены как из одного, так и из разных материалов, устанавливается прокладка 2. Материал прокладки 2 выбирается из условия:

T0л прокл.≥Т0л дет max+100°C,

где Т0л прокл. - температура ликвидуса материала прокладки,я

Т0л дет max - температура ликвидуса материала деталей или максимальная из двух, если материал деталей разный.

При этом площадь поперечного сечения той части прокладки 2, которая не находится в контакте со свариваемыми деталями 1, больше, чем площадь поперечного сечения той части прокладки, которая находится в контакте с деталями. Это необходимо для сосредоточения нагрева прокладки при пропускании через нее электрического тока в зоне торцов деталей, поскольку нагрев проводника обратно пропорционален площади его поперечного сечения. После этого торцы деталей 1 приводят в контакт с прокладкой 2, через которую пропускают ток, для чего по ее внешним краям делают специальные токоподводы 3, например, из меди. При этом осуществляется нагрев прокладки 2 и соответственно нагрев торцов деталей 1. Сварочный процесс при этом ведется в среде защитного газа. Процесс нагрева при пропускании тока через прокладку может производиться по заданной программе (например, путем соответствующего изменения параметров тока). При достижении температуры торцов деталей Т0торц=0,8 Т0л дет max осуществляют предварительную осадку деталей 1 на величину не более 0,5 мм для каждой детали, при этом торцы деталей внедряются на указанную величину в прокладку, что способствует интенсификации дальнейшего процесса нагрева и оплавления торцов деталей. Далее, при достижении температуры той части прокладки 2, которая находится в контакте со свариваемыми деталями 1, температуры ликвидуса материала прокладки производят окончательную осадку деталей с усилием Fосад=0,9 σ0,2max Sторц дет,

где σ0,2max - условный предел текучести материала деталей (максимальный из двух, если материал деталей разный),

Sторц дет - площадь свариваемых торцов деталей.

В процессе окончательной осадки выдавливают расплавленный материал прокладки, находящийся между торцами деталей 1, которые находятся в оплавленном состоянии и сдавливаются между собой до образования грата 4, который затем удаляется механическим путем после полного охлаждения деталей. Контроль за температурой в процессе сварки может осуществляться, например, с помощью тепловизора.

Для получения качественного сварного соединения на случай, если материал расплавленной прокладки после окончательной осадки частично остается между деталями и смешивается с их материалом, желательно выбор материала прокладки, кроме указанного выше условия, производить с возможностью образования в процессе сварки твердых растворов материала деталей и материала прокладки.

Предлагаемый способ позволяет упростить процесс стыковой сварки оплавлением и получать надежное сварное соединение с минимизацией при этом влияния процесса сварки на структуру деталей.


СПОСОБ СТЫКОВОЙ СВАРКИ ОПЛАВЛЕНИЕМ
СПОСОБ СТЫКОВОЙ СВАРКИ ОПЛАВЛЕНИЕМ
СПОСОБ СТЫКОВОЙ СВАРКИ ОПЛАВЛЕНИЕМ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-3 из 3.
10.11.2013
№216.012.7ce4

Способ изготовления щеточного уплотнения роторов

Изобретение может быть использовано в процессах изготовления щеточных уплотнений методами пайки с помощью электронного луча. Кольцевое основание и кольцевые опорные пластины собирают в кольцевую оправку, на которую наматывают проволоку и прижимают ее к оправке прижимными кольцевыми пластинами....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497645
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.04.2014
№216.012.ba93

Способ изготовления моноколеса турбомашины

Изобретение относится к области авиационной и энергетической промышленности и может быть использовано при изготовлении и ремонте моноколес турбомашин методами стыковой сварки с оплавлением, при этом части моноколес могут быть сделаны как из одинакового, так и из разного материала. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513491
Дата охранного документа: 20.04.2014
27.03.2015
№216.013.35e6

Способ очистки деталей турбомашин от нагара

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в процессах очистки деталей турбомашин, например лопаток, при их ремонтно-восстановительных работах. Способ очистки деталей турбомашин от нагара включает размещение детали в герметичном контейнере, воздействие на нее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002545282
Дата охранного документа: 27.03.2015
Показаны записи 1-3 из 3.
10.11.2013
№216.012.7ce4

Способ изготовления щеточного уплотнения роторов

Изобретение может быть использовано в процессах изготовления щеточных уплотнений методами пайки с помощью электронного луча. Кольцевое основание и кольцевые опорные пластины собирают в кольцевую оправку, на которую наматывают проволоку и прижимают ее к оправке прижимными кольцевыми пластинами....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497645
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.04.2014
№216.012.ba93

Способ изготовления моноколеса турбомашины

Изобретение относится к области авиационной и энергетической промышленности и может быть использовано при изготовлении и ремонте моноколес турбомашин методами стыковой сварки с оплавлением, при этом части моноколес могут быть сделаны как из одинакового, так и из разного материала. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513491
Дата охранного документа: 20.04.2014
27.03.2015
№216.013.35e6

Способ очистки деталей турбомашин от нагара

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в процессах очистки деталей турбомашин, например лопаток, при их ремонтно-восстановительных работах. Способ очистки деталей турбомашин от нагара включает размещение детали в герметичном контейнере, воздействие на нее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002545282
Дата охранного документа: 27.03.2015
+ добавить свой РИД