×
10.12.2013
216.012.899d

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ДВУХТОПЛИВНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ СУДОВОЙ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения и может быть использовано в локальных системах управления (ЛСУ) газотурбинными силовыми установками (ГТУ) судов различного назначения. Дополнительно при подаче оператором команды на переход с одного топлива на другое фиксируют значение частоты вращения турбокомпрессора в момент получения команды, с помощью первого дозатора начинают уменьшать расход первого топлива в первый коллектор КС по линейному закону с наперед заданным темпом, одновременно с этим начинают с помощью второго дозатора увеличивать расход второго топлива во второй коллектор КС таким образом, чтобы частота вращения турбокомпрессора оставалась неизменной. Технический результат изобретения - повышение эксплуатационной надежности работы ГТУ. 1 ил.
Основные результаты: Способ управления расходом топлива в двухтопливную камеру сгорания (КС) судовой газотурбинной установки (ГТУ), заключающийся в том, что подают в КС расход топлива, обеспечивающий заданное значение частоты вращения турбокомпрессора ГТУ, отличающийся тем, что дополнительно при подаче оператором команды на переход с одного топлива на другое фиксируют значение частоты вращения турбокомпрессора в момент получения команды, с помощью первого дозатора начинают уменьшать расход первого топлива в первый коллектор КС по линейному закону с наперед заданным темпом, одновременно с этим начинают с помощью второго дозатора увеличивать расход второго топлива во второй коллектор КС таким образом, чтобы частота вращения турбокомпрессора оставалась неизменной.

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения и может быть использовано в локальных системах управления (ЛСУ) газотурбинными силовыми установками (ГТУ) судов различного назначения.

Известен способ управления газотурбинного двигателя (ГТД), реализованный в электронно-гидромеханической системе автоматического управления (САУ) супервизорного типа. Кеба И.В. «Летная эксплуатация вертолетных ГТД», М., «Транспорт», 1976 г., с.78-81.

Способ заключается в том, что управляющее воздействие гидромеханического регулятора корректируется по температуре газов за турбиной в ограниченном диапазоне электронным корректором.

Недостатком известного способа является его низкая эффективность.

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности является способ управления расходом топлива в двухтопливную (газ + солярка) камеру сгорания (КС) судовой ГТУ, заключающийся в том, что подают в КС расход топлива, обеспечивающий заданное значение частоты вращения турбокомпрессора ГТУ, Багерман А.З. «Обеспечение надежной эксплуатации газотурбинных двигателей в морских условиях», СПб., ЦНИИ им. Академика А.Н. Крылова, 2010 г., с.32.

Недостатком этого способа является следующее.

Для перехода с одного вида топлива на другое (с газообразного на жидкое или с жидкого на газообразное) необходимо остановить ГТУ и провести монтажные работы по переключению с одного топлива на другое.

Это снижает эксплуатационную надежность ГТУ.

Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности работы ГТУ.

Поставленная цель достигается тем, что в способе управления расходом топлива в двухтопливную КС судовой ГТУ, заключающемся в том, что подают в КС расход топлива, обеспечивающий заданное значение частоты вращения турбокомпрессора ГТУ, дополнительно при подаче оператором команды на переход с одного топлива на другое фиксируют значение частоты вращения турбокомпрессора в момент получения команды, с помощью первого дозатора начинают уменьшать расход первого топлива в первый коллектор КС по линейному закону с наперед заданным темпом, одновременно с этим начинают с помощью второго дозатора увеличивать расход второго топлива во второй коллектор КС таким образом, чтобы частота вращения турбокомпрессора оставалась неизменной.

На фигуре представлена схема устройства, реализующая заявляемый способ.

Устройство содержит последовательно соединенные блок 1 датчиков (БД), ЛСУ 2, первый блок 3 управления дозирующим агрегатом, первый дозирующий агрегат 4 (ДГ), первый стоп-кран 5 (СК), причем ДГ 4 подключен к БД 1, а СК 5 - к ЛСУ 2, ко второму управляющему выходу ЛСУ 2 подключены последовательно соединенные второй блок 6 управления дозирующим агрегатом, второй ДГ 7, второй СК 8, причем ДГ 7 подключен к БД 1, СК 8 - к ЛСУ 2, а информационный вход ЛСУ 2 подключен к информационному выходу системы 9 управления судном.

Устройство работает следующим образом.

Система 9 управления судном задает в ЛСУ 2 режим работы ГТУ: запуск, холостой ход (частоту вращения турбокомпрессора холостого хода), номинальный режим (частоту вращения турбокомпрессора на номинальном режиме), максимальный режим (частоту вращения турбокомпрессора на максимальном режиме).

Связь между системой 9 и ЛСУ 2 осуществляется по цифровому каналу связи (например, RS 485 или Ethernet).

ЛСУ 2 в соответствии с полученной от системы 9 уставкой частоты вращения турбокомпрессора по сигналам датчиков из БД 1 по известным зависимостям (см., например, книгу Кеба И.В. «Летная эксплуатация вертолетных ГТД», М., «Транспорт», 1976 г., с.117-135) вычисляет потребный расход топлива в КС ГТУ и с помощью блока 3 и ДГ 4 поддерживает заданную частоту вращения турбокомпрессора ГТУ, изменяя расход топлива в КС ГТУ через первый коллектор КС. При этом стоп-кран 5 открыт, ДГ 7 и СК 8 - закрыты, и подачи топлива во второй коллектор КС нет.

При подаче оператором команды на переход с одного топлива на другое в ЛСУ 2 поступает соответствующая команда из системы 9. По этой команде в ЛСУ 2, представляющую собой цифровую управляющую систему, включающую в себя вычислитель (процессорные модули, модули памяти, в которые записано программное обеспечения, и каналы межмодульного обмена) и устройства ввода-вывода (на чертеже не показаны), фиксируют с помощью БД 1 значение частоты вращения турбокомпрессора в момент получения команды. После этого, изменяя управляющий сигнал из ЛСУ 2 в блок 3 с помощью первого ДГ 4 начинают уменьшать расход первого топлива в первый коллектор КС по линейному закону с наперед заданным темпом. Для ГТУ на базе газотурбинного двигателя Е70/8 РД производства ОАО «НПО «Сатурн», г.Рыбинск, предназначенного для применения на морских судах, перевозящих сжиженный газ, время этого переходного процесса составляет 10 с, величина регулировки, учитывающая индивидуальные особенности ГТУ и климатический пояс, в котором находится судно, от -5 с до +5 с.

Одновременно с этим по команде ЛСУ 2 открывают СК 8 и через блок 6 начинают с помощью второго ДГ 7 увеличивать расход второго топлива во второй коллектор КС таким образом, чтобы частота вращения турбокомпрессора ГТУ оставалась неизменной и равной значению, зафиксированному ЛСУ 2 в момент получения команды на переход с одного топлива на другое.

После того, как ДГ 4 переместится на упор минимального расхода, по команде ЛСУ 2 закрывают СК 5. Теперь весь расход топлива в КС ГТУ идет через ДГ 7 и СК 8 - переход с одного топлива на другое завершен без остановки ГТУ.

Таким образом, обеспечивается переход с одного вида топлива на другое (с газообразного на жидкое или с жидкого на газообразное) без останова ГТУ. Это повышает эксплуатационную надежность ГТУ.

Способ управления расходом топлива в двухтопливную камеру сгорания (КС) судовой газотурбинной установки (ГТУ), заключающийся в том, что подают в КС расход топлива, обеспечивающий заданное значение частоты вращения турбокомпрессора ГТУ, отличающийся тем, что дополнительно при подаче оператором команды на переход с одного топлива на другое фиксируют значение частоты вращения турбокомпрессора в момент получения команды, с помощью первого дозатора начинают уменьшать расход первого топлива в первый коллектор КС по линейному закону с наперед заданным темпом, одновременно с этим начинают с помощью второго дозатора увеличивать расход второго топлива во второй коллектор КС таким образом, чтобы частота вращения турбокомпрессора оставалась неизменной.
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ДВУХТОПЛИВНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ СУДОВОЙ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 43.
20.01.2013
№216.012.1d27

Способ управления газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно при переводе управления на ГМР анализируют причину отказа ЭР,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472957
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d38

Способ защиты газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно на всех режимах работы ГТД от минимального до максимального измеряют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472974
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.02.2013
№216.012.23fa

Способ управления расходом топлива в газотурбинный двигатель

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно на взлете самолета по положению РУД формируют минимально...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474712
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23fb

Способ защиты газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно в зависимости от положения РУД, закрылков и стояночного тормоза...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474713
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2cb4

Способ управления газотурбинным двигателем со свободной турбиной для электростанций малой и средней мощности

Использование: в системах автоматического управления (САУ) газотурбинными двигателями (ГТД) со свободной турбиной, применяемыми в составе газотурбинных установок (ГТУ) для привода электрогенераторов (ЭГ) газотурбинных электростанций (ГТЭС). Технический результат заключается в повышении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476971
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.04.2013
№216.012.34ea

Способ включения газотурбинной электростанции со свободной турбиной на автономную нагрузку

Использование в области газотурбинного двигателестроения, в электронных системах автоматического управления (САУ) газотурбинными двигателями (ГТД) со свободной турбиной. Положительный эффект изобретения - повышение надежности работы газотурбинной электростанции. Согласно способу команда на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479089
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.04.2013
№216.012.360b

Способ скользящего профильного шлифования

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при шлифовании поверхностей высокой точности профильным абразивным инструментом, например при шлифовании зубьев цилиндрических шестерен топливного насоса на зубошлифовальном станке методом прерывистого профильного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479388
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.04.2013
№216.012.3814

Способ управления параллельной работой двух газотурбинных электростанций

Использование: в автоматизированных системах управления (АСУ) газотурбинных (ГТЭС) электростанций собственных нужд (ЭСН) компрессорных станций магистральных трубопроводов и небольших предприятий. Технический результат - повышение эксплуатационной надежности работы ГТЭС. Способ заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479909
Дата охранного документа: 20.04.2013
27.04.2013
№216.012.3ac0

Способ управления запуском газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно для повышения мощности воздушного стартера подогревают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480601
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.4046

Способ управления силовой установкой вертолета

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления (САУ) турбовинтовыми силовыми установками (СУ) вертолетов. Сущность изобретения заключается в измерении и сравнении частот вращения роторов турбокомпрессоров своего и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482024
Дата охранного документа: 20.05.2013
Показаны записи 1-10 из 51.
20.01.2013
№216.012.1d27

Способ управления газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно при переводе управления на ГМР анализируют причину отказа ЭР,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472957
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d38

Способ защиты газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно на всех режимах работы ГТД от минимального до максимального измеряют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472974
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.02.2013
№216.012.23fa

Способ управления расходом топлива в газотурбинный двигатель

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно на взлете самолета по положению РУД формируют минимально...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474712
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23fb

Способ защиты газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно в зависимости от положения РУД, закрылков и стояночного тормоза...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474713
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2cb4

Способ управления газотурбинным двигателем со свободной турбиной для электростанций малой и средней мощности

Использование: в системах автоматического управления (САУ) газотурбинными двигателями (ГТД) со свободной турбиной, применяемыми в составе газотурбинных установок (ГТУ) для привода электрогенераторов (ЭГ) газотурбинных электростанций (ГТЭС). Технический результат заключается в повышении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476971
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.04.2013
№216.012.34ea

Способ включения газотурбинной электростанции со свободной турбиной на автономную нагрузку

Использование в области газотурбинного двигателестроения, в электронных системах автоматического управления (САУ) газотурбинными двигателями (ГТД) со свободной турбиной. Положительный эффект изобретения - повышение надежности работы газотурбинной электростанции. Согласно способу команда на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479089
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.04.2013
№216.012.360b

Способ скользящего профильного шлифования

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при шлифовании поверхностей высокой точности профильным абразивным инструментом, например при шлифовании зубьев цилиндрических шестерен топливного насоса на зубошлифовальном станке методом прерывистого профильного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479388
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.04.2013
№216.012.3814

Способ управления параллельной работой двух газотурбинных электростанций

Использование: в автоматизированных системах управления (АСУ) газотурбинных (ГТЭС) электростанций собственных нужд (ЭСН) компрессорных станций магистральных трубопроводов и небольших предприятий. Технический результат - повышение эксплуатационной надежности работы ГТЭС. Способ заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479909
Дата охранного документа: 20.04.2013
27.04.2013
№216.012.3ac0

Способ управления запуском газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно для повышения мощности воздушного стартера подогревают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480601
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.4046

Способ управления силовой установкой вертолета

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления (САУ) турбовинтовыми силовыми установками (СУ) вертолетов. Сущность изобретения заключается в измерении и сравнении частот вращения роторов турбокомпрессоров своего и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482024
Дата охранного документа: 20.05.2013
+ добавить свой РИД