×
27.11.2013
216.012.84e7

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИГОДНОСТИ ИЗНАШИВАЕМОЙ ДЕТАЛИ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к техническому обслуживанию транспортных средств в процессе их эксплуатации. Сущность: задают предельный износ детали и нормативный ресурс суммарной наработки детали. Разделяют нормативный ресурс эксплуатации изнашиваемой детали на отдельные межконтрольные периоды с заданием суммарной наработки детали на конец каждого межконтрольного периода с измерением размеров изнашиваемой детали и регистрацией текущей суммарной наработки этой детали на момент измерения. Определяют текущий износ детали и сравнивают его с допускаемым значением износа для данной детали на момент определения текущего износа данной детали. Принимают решение об эксплуатации данной детали на транспортном средстве до конца следующего межконтрольного периода на основе результатов сравнения. Для определения допускаемого значения износа для детали определяют суммарную наработку детали на конец последующего межконтрольного периода, строят кривую изнашивания при условии достижения предельного износа по достижении этой суммарной наработки и, используя эту кривую изнашивания, определяют допускаемое значение износа для данной детали для текущей суммарной наработки детали. Технический результат: возможность с высокой степенью достоверности определить пригодность данной детали для последующей эксплуатации в течение последующего межконтрольного периода. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Область техники

Изобретение относится к техническому обслуживанию транспортных средств в процессе их эксплуатации, а именно к способу определения при техническом обслуживании и ремонте допускаемого износа для контролируемой изнашиваемой детали, учитывающему конкретные условия эксплуатации этой детали, и определению на его основе пригодности этой изнашиваемой детали для последующей эксплуатации на транспортном средстве. В современных условиях при эксплуатации транспортных средств для контроля за ними используют периодическую регламентную проверку транспортных средств, для чего задают нормативный суммарный ресурс наработки транспортного средства и разделяют этот ресурс на отдельные межконтрольные периоды равной длительности с заданием суммарной наработки на конец каждого межконтрольного периода. Основная проблема регламентной проверки определить, можно ли допустить проверяемое транспортное средство к дальнейшей эксплуатации, по меньшей мере, до окончания последующего межконтрольного периода, чтобы быть уверенным, что это транспортное средство безаварийно будет работать до следующей регламентной проверки.

Уровень техники

При эксплуатации любой машины, содержащей изнашиваемые детали, еще на этапе проектирования на основе имеющихся экспериментальных и теоретических исследований задают допустимый износ DДОП для каждой изнашиваемой детали и ресурс работы Т этой детали (наработку детали в составе машины при ее эксплуатации). В настоящее время накоплен достаточный объем знаний, позволяющий определить характер изменения размера изнашиваемой детали в процессе эксплуатации, в частности известны математические зависимости, описывающие функцию изнашивания, в частности степенные функции, степенные ряды, полиномы и т.п., описывающие закономерности износа деталей в тех или иных узлах в зависимости от нагрузки, что существенно упрощает проектирование пар трения или иных изнашиваемых деталей машин и механизмов.

Однако нельзя предсказать, какие конкретные нагрузки будут иметь место при эксплуатации изнашиваемой детали при ее эксплуатации в составе машины, что создает трудности при решении вопроса, можно ли допустить изнашиваемую деталь для дальнейшей эксплуатации или ее пора снять с эксплуатации, чтобы исключить аварийную ситуацию при эксплуатации машины. Особенно актуальна эта проблема при эксплуатации транспортных средств, где аварийная ситуация, связанная с выходом из строя изнашиваемой детали, может привести к трагическим последствиям.

Известен способ контроля степени износа деталей двигателей, работающих в присутствии смазочного материала, в соответствии с которым изнашиваемую деталь эксплуатируют в составе двигателя транспортного средства в течение заданного периода (до первого ремонта). В ходе эксплуатации периодически отбирают пробы смазочного материала и определяют в них концентрацию продуктов изнашивания. На первом капитальном ремонте измеряют размеры изнашиваемой детали и определяют реальный износ детали и соответствующий износу объем изношенного металла детали. По измеренным данным определяют закономерность износа детали от концентрации продуктов изнашивания и при дальнейшей эксплуатации детали после первого ремонта измеряют концентрацию продуктов изнашивания в смазочном масле и по результатам измерений определяют текущий износ контролируемой детали и остаточный ресурс работы этой детали (патент РФ №2245537, G01N 3/56, опубликованный 27.01.2005). В данном способе точность текущего определения остаточного ресурса напрямую зависит от достоверности результатов измерения концентрации продуктов изнашивания детали в смазочном масле. Определение текущего остаточного ресурса становится практически невозможным, если одновременно одним и тем же маслом смазываются несколько изнашиваемых деталей с разной скоростью изнашивания. Кроме того, известный способ не дает прямого ответа, будет ли это транспортное средство безаварийно работать до следующей регламентной проверки и надо ли сравнивать остаточный ресурс с наработкой очередного межконтрольного периода.

Известен способ определения остаточного ресурса элементов машин и пригодности элемента (изнашиваемой детали) для последующей эксплуатации на транспортном средстве, включающий задание предельного износа детали DДОП и нормативного ресурса ТРЕС суммарной наработки детали при эксплуатации ее на транспортном средстве, разделение нормативного ресурса эксплуатации изнашиваемой детали на отдельные межконтрольные периоды равной длительности с заданием суммарной наработки детали на конец каждого межконтрольного периода ТМК, определение функции, описывающей изнашивание детали в течение нормативного ресурса эксплуатации, определение текущего износа DИ детали на момент окончания очередного межконтрольного периода с суммарной наработкой детали ТИМК и определение остаточного ресурса ТОСТ детали по соотношению предельного износа детали DДОП к замеренному текущему износу детали DИ, используя известную функцию изнашивания в соответствии с формулой

ТОСТИМК[(DДОП/DИ)1/б - 1],

где б - показатель степени функции, описывающей скорость изнашивания (Диагностика и техническое обслуживание машин. А.Д.Ананьин, В.М.Михлин и др., Москва, Издательский центр «Академия, 2008, стр.175-182). Данный способ также не дает прямого ответа, будет ли это транспортное средство безаварийно работать до следующего технического обслуживания. Кроме того, в данном способе техническое обслуживание и определение пригодности детали для последующей эксплуатации обязательно проводится в нормативное время очередного технического обслуживания с заданной нормативной суммарной наработкой для этого технического обслуживания (регламентной проверки).

Сущность изобретения

Целью настоящего изобретения является разработка способа определения пригодности изнашиваемой детали для последующей эксплуатации на транспортном средстве, который даст возможность непосредственно осуществлять такое определение при прохождении транспортным средством очередного технического обслуживания, даже если транспортное средство прибыло на очередное техническое обслуживание по окончании очередного межрегламентного периода с отклонением от нормативного значения/наработки для этого межрегламентного периода.

Для решения поставленной задачи предлагается способ определения пригодности изнашиваемой детали для последующей эксплуатации на транспортном средстве, включающий задание предельного износа детали и нормативного ресурса суммарной наработки детали при эксплуатации ее на транспортном средстве, разделение нормативного ресурса эксплуатации изнашиваемой детали на отдельные межконтрольные периоды с заданием суммарной наработки детали на конец каждого межконтрольного периода с измерением размеров изнашиваемой детали в конце каждого межконтрольного периода и регистрацией текущей суммарной наработки этой детали на момент измерения, определение текущего износа детали, сравнение текущего износа с допускаемым значением износа для данной детали на момент определения текущего износа данной детали и принятие решения об эксплуатации данной детали на транспортном средстве до конца следующего межконтрольного периода на основе результатов сравнения, при этом для определения допускаемого значения износа для данной детали определяют суммарную наработку детали на конец последующего межконтрольного периода, строят кривую изнашивания при условии достижения предельного износа по достижении этой суммарной наработки и, используя эту кривую изнашивания, определяют допускаемое значение износа для данной детали для текущей суммарной наработки детали.

При этом, если значение текущего износа детали меньше допускаемого износа детали, то деталь допускается для эксплуатации на транспортном средстве до окончания указанного последующего межконтрольного периода.

При этом, если значение текущего износа детали больше допускаемого износа детали, то деталь не допускается для эксплуатации на транспортном средстве.

Предпочтительно, что нормативный ресурс эксплуатации изнашиваемой детали разделяют на равные межконтрольные периоды.

В основу изобретения положено сравнение текущего износа контролируемой детали с допускаемым для данной детали значением износа, определяемым для текущего технического обслуживания для наиболее жестких условий эксплуатации этой детали, предполагающих, что допустимый износ для данной детали будет достигнут по окончании последующего межконтрольного периода. Это дает возможность с высокой степенью достоверности определить пригодность данной детали для последующей эксплуатации в течение последующего межконтрольного периода, если замеренный текущий износ детали меньше определенного в соответствии с настоящим изобретением допускаемого износа детали на текущий момент времени проведения очередного технического обслуживания, либо необходимость снять данную деталь с эксплуатации на транспортном средстве, если замеренный текущий износ больше определенного в соответствии с настоящим изобретением допускаемого износа детали на текущий момент времени проведения очередного технического обслуживания.

Краткое описание рисунков

Изобретение поясняется диаграммой, на которой показано определение допускаемого износа детали для текущего технического обслуживания с учетом реальной суммарной наработки детали на момент прохождения технического обслуживания.

Пример осуществления изобретения

Примеры, показанные на рисунке, являются условными и предназначены только для пояснения предлагаемого способа.

Как показано на рисунке, в эксплуатации находится изнашиваемая деталь с допустимым износом DДОП, с назначенным ресурсом Т 10000 часов (наработка изнашиваемой детали при стандартных условиях эксплуатации), разделенным на пять межконтрольных периодов равной длительности по 2000 часов каждый межконтрольный период.

Транспортное средство эксплуатировалось в течение двух межконтрольных периодов и поступило на очередное техническое обслуживание с отклонением от назначенной нормативной наработки ТН2 второго технического обслуживания (4000 часов). Будут рассмотрены три примера.

Для простоты описания осуществления изобретения предполагается, что кривая изнашивания описывается линейной функцией. Однако это не означает, что изобретение ограничивается только такой кривой изнашивания, и на практике кривая изнашивания может описываться любой другой функцией.

В первом примере транспортное средство поступило на второе техническое обслуживание несколько позже назначенного времени второго технического обслуживания, имея суммарную наработку T1, большую чем ТН2.

Измерения контрольного размера изнашиваемой детали показали, что эта деталь на текущий момент времени при суммарной наработке T1 имеет износ DИ1. Для определения пригодности этой изнашиваемой детали для последующей эксплуатации необходимо определить допускаемое значение износа для данной детали на момент определения текущего износа детали.

Транспортное средство поступило на очередной (второй) технический осмотр после эксплуатации его в течение двух межконтрольных периодов и это транспортное средство и изнашиваемые детали, эксплуатируемые на этом транспортном средстве, могут быть допущены для последующей эксплуатации, если они не выйдут из строя, по крайней мере, в течение последующего межконтрольного периода (в нашем случае третьего межконтрольного периода). Суммарная наработка на конец третьего межконтрольного периода составит 6000 часов. Строим кривую изнашивания для исследуемой детали, предполагая, что она достигнет предельного износа в конце третьего межконтрольного периода. В рассматриваемом случае это будет прямая линия, соединяющая точку DДОП при 6000 часов суммарной наработки с нулевой точкой графика. Как видно из диаграммы, в рассматриваемом случае для исследуемой детали нормативное значение допускаемого износа для второго технического обслуживания (при фиксированном значении суммарной наработки 4000 часов) равняется DДМ2 (допускаемый износ для конца второго межконтрольного периода).

Как видно из диаграммы измеренное значение износа детали DИ1 намного меньше, чем нормативное значение DДМ2, что характерно для стандартных условий эксплуатации. В соответствии с известным способом определения пригодности изнашиваемой детали для последующей эксплуатации данная деталь должна быть признана пригодной к дальнейшей эксплуатации. Однако в рассматриваемом случае транспортное средство поступило на второе техническое обслуживание с суммарной наработкой T1, превышающей нормативную суммарную наработку ТН2 для второго технического обслуживания. Используя нанесенную на диаграмме линию изнашивания, определим допускаемый износ DД1 исследуемой детали для реальной текущей суммарной наработки T1. Как видно из диаграммы, измеренное значение износа детали DИ1 также меньше чем DД1. Это означает, что исследуемая деталь не достигнет предельного износа DДОП в течение следующего (третьего) межконтрольного периода и она может быть допущена для последующей эксплуатации на транспортном средстве.

Рассмотрим второй пример.

Как видно из диаграммы, измеренное значение износа детали DИ2 больше, чем нормативное значение DДМ2. В соответствии с известным способом определения пригодности изнашиваемой детали для последующей эксплуатации данная деталь должна быть признана непригодной к дальнейшей эксплуатации. Однако в рассматриваемом случае транспортное средство поступило на второе техническое обслуживание с суммарной наработкой Т2=T1, превышающей нормативную суммарную наработку ТН2 для второго технического обслуживания. Это значит, что во втором примере допускаемый износ исследуемой детали для реальной текущей суммарной наработки Т2 равен DД1, как и в первом примере. Как видно из диаграммы, измеренное значение износа детали DИ2 меньше чем DД1. Это означает, что исследуемая деталь не достигнет предельного износа DДОП в течение следующего (третьего) межконтрольного периода и она может быть допущена для последующей эксплуатации на транспортном средстве. Контрольные испытания изнашиваемых деталей подтвердили, что в данном случае изнашиваемая деталь работоспособна в течение всего последующего (третьего) межконтрольного периода.

Рассмотрим третий пример.

В третьем примере транспортное средство поступило на второе техническое обслуживание несколько раньше назначенного времени второго технического обслуживания, имея суммарную наработку Т3, меньшую чем ТН2. Измерения контрольного размера изнашиваемой детали показали, что эта деталь на текущий момент времени при суммарной наработке Т3 имеет износ DИ3.

Для определения пригодности этой изнашиваемой детали для последующей эксплуатации необходимо определить допускаемое значение износа для данной детали на момент определения текущего износа детали. Методика определения допускаемого значения износа детали описана выше и здесь не приводится.

Как видно из диаграммы, измеренное значение износа детали DИ3 меньше, чем нормативное значение DДМ2. В соответствии с известным способом определения пригодности изнашиваемой детали для последующей эксплуатации данная деталь должна быть признана пригодной к дальнейшей эксплуатации. Однако в рассматриваемом случае транспортное средство поступило на второе техническое обслуживание с суммарной наработкой Т3, меньшей, чем нормативная суммарная наработка ТН2 для второго технического обслуживания. Используя нанесенную на диаграмме линию изнашивания, определим допускаемый износ DД3 исследуемой детали для реальной текущей суммарной наработки Т3. Как видно из диаграммы, измеренное значение износа детали DИ3 больше чем DД3. Это означает, что исследуемая деталь достигнет предельного износа DДОП в течение следующего (третьего) межконтрольного периода и она не может быть допущена для последующей эксплуатации на транспортном средстве.

Как видно из рассмотренных примеров осуществления, предлагаемое изобретение обеспечивает большую точность при определении пригодности изнашиваемых деталей для последующей эксплуатации и дает возможность повысить качество отбраковки изнашиваемых деталей, и самое важное, что предлагаемый способ обеспечивает отбраковку деталей, которые в соответствии с известным способом были бы допущены для последующей эксплуатации. Тем самым уменьшается вероятность аварийной ситуации при последующей эксплуатации транспортного средства.

Во всех рассмотренных примерах при определении размеров и износа детали можно ограничиваться одним измерением, если известно, как изнашивается данная деталь, но предпочтительнее произвести несколько измерений исследуемой детали и при определении пригодности исследуемой детали для последующей эксплуатации использовать максимальное измеренное значение износа или усредненное значение износа.

Заявленный способ может быть реализован на любых ремонтных предприятиях или иных организациях, занимающихся обслуживанием транспортных средств.


СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИГОДНОСТИ ИЗНАШИВАЕМОЙ ДЕТАЛИ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 17.
20.01.2013
№216.012.1cba

Композиция присадки к приработочному маслу для обкатки двигателя внутреннего сгорания и приработочное масло

Использование: для обкатки и приработки сопряжений трения новых и отремонтированных агрегатов двигателей внутреннего сгорания. Сущность: присадка содержит, мас.%: наноструктурированный бемит 15-20, поверхностно-активные вещества 15-20 и маловязкое минеральное масло - остальное. Приработочное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472848
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.01.2013
№216.012.1ee8

Способ нанесения покрытия на поверхность деталей с помощью электроконтактной сварки с использованием порошкового присадочного материала, содержащего железный порошок, и присадочный материал для его осуществления

Изобретение относится к области металлургии, в частности к нанесению порошковых покрытий с помощью электроконтактной сварки, и может быть использовано для восстановления и упрочнения рабочих поверхностей. Способ нанесения покрытия на поверхность деталей с помощью электроконтактной сварки с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473413
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.2434

Теплообменная система, использующая тепловые насосы (варианты)

Изобретение относится к области теплотехники и может быть использовано в теплосистемах, использующих тепловые насосы. Предлагаемая теплообменная система содержит два тепловых насоса, каждый из которых содержит рабочий цилиндр, поршень, разделяющий полость цилиндра на рабочую полость,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474770
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.04.2013
№216.012.37c5

Способ определения остаточного ресурса цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к техническому обслуживанию двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в частности к диагностированию технического состояния ДВС. Способ заключается в том, что измеряют давления остаточного вакуума Р и компрессии двигателя Р, по крайней мере, для одного цилиндра...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479830
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.04.2013
№216.012.37c6

Способ определения остаточного ресурса цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к техническому обслуживанию двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в частности, к диагностированию технического состояния ДВС. Способ заключается в том, что измеряют давления полного вакуума Р, и компрессии двигателя Р, по крайней мере, для одного цилиндра диагностируемого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479831
Дата охранного документа: 20.04.2013
27.04.2013
№216.012.3a0e

Комбинированный способ очистки сточных вод, содержащих органические загрязнения

Изобретение относится к очистке жидких стоков, содержащих органические загрязнения в промышленных, сельскохозяйственных и бытовых предприятиях. Способ очистки сточных вод включает обработку исходных сточных вод коагулянтом и флокулянтом, разделение их на ил и осветленные сточные воды. Далее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480423
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.05.2013
№216.012.43d6

Способ определения энергетической эффективности процессов обработки материалов электроискровым легированием

Изобретение относится к импульсной обработке материалов, в частности к определению энергетической эффективности обработки на установке электроискрового легирования. В способе при электроискровом легировании поверхностного слоя записывают все электрические импульсы в течение базового временного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482943
Дата охранного документа: 27.05.2013
27.07.2013
№216.012.593e

Способ электроконтактной роликовой приварки металлических ферромагнитных порошков

Изобретение может быть использовано для восстановления изношенных и упрочнения рабочих поверхностей деталей типа тел вращения. В зоны контакта с деталью токоподводящего и токоотводящего роликовых электродов подают ферромагнитный порошок из бункера с двумя выходными каналами, на концах которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488467
Дата охранного документа: 27.07.2013
10.10.2013
№216.012.7103

Лемех плуга

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к изготовлению и восстановлению лемехов с одновременным их упрочнением. Лемех плуга содержит несущую часть лемеха с отверстиями для крепления к плугу и режущую носовую часть. На носовой части лемеха нанесена вдоль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494588
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.12.2013
№216.012.89f2

Способ обкатки коробок перемены передач транспортных средств и стенд для его осуществления

Изобретение относится к стендовым испытаниям коробок перемены передач тракторов и других транспортных средств. Способ включает многократное циклическое нагружение коробки перемены передач знакопеременной инерционной нагрузкой с реверсивным изменением скорости вращения коробки перемены передач...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500996
Дата охранного документа: 10.12.2013
Показаны записи 1-7 из 7.
27.10.2013
№216.012.7a0e

Проволока для получения покрытий напылением

Изобретение относится к области металлургии, а именно к нанесению покрытий газотермическим напылением, и может быть использовано для защиты деталей от износа, а также при ремонте деталей. Для повышения износостойкости покрытий в проволоку для получения покрытий напылением, содержащую стальную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496908
Дата охранного документа: 27.10.2013
10.12.2013
№216.012.89f2

Способ обкатки коробок перемены передач транспортных средств и стенд для его осуществления

Изобретение относится к стендовым испытаниям коробок перемены передач тракторов и других транспортных средств. Способ включает многократное циклическое нагружение коробки перемены передач знакопеременной инерционной нагрузкой с реверсивным изменением скорости вращения коробки перемены передач...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500996
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.01.2014
№216.012.944c

Способ получения поверхностно-активных фторсодержащих β-кетосульфокислот

Изобретение относится к способу получения фторсодержащих поверхностно-активных веществ общей формулы RC(=O)CHSOOH, где R принимает значения: CFO(CFCFO)CF при m = 1-3; или CFO[CF(CF)CFO]CF(CF) при n = 0, 1, 2, путем обработки метилперфторалкилкетона формулы RC(O)CH хлорсульфоновой кислотой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503658
Дата охранного документа: 10.01.2014
10.11.2014
№216.013.04b4

Способ упрочнения деталей, работающих в условиях абразивного изнашивания

Изобретение относится к способу упрочнения деталей, работающих в условиях абразивного изнашивания. Осуществляют вибродуговую наплавку износостойкого материала на поверхность детали с использованием графитового электрода. В качестве наплавляемого материала используют металлокерамический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532602
Дата охранного документа: 10.11.2014
20.01.2015
№216.013.1f8a

Способ получения подшипника скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и ремонта машин и может быть использовано при изготовлении новых деталей или при восстановлении изношенных деталей, в частности подшипников скольжения. В способе осуществляют подготовку внутренней цилиндрической поверхности подшипника скольжения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539515
Дата охранного документа: 20.01.2015
27.01.2015
№216.013.20d3

Способ диагностирования аккумуляторной батареи с жидким электролитом

Изобретение относится к области технической диагностики и может использоваться для проверки исправности аккумуляторной батареи. Сущность: способ использует определение неравномерности распределения температуры по поверхности аккумуляторной батареи с последующим определением зон, имеющих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539851
Дата охранного документа: 27.01.2015
27.06.2015
№216.013.58bf

Устройство для электроискровой обработки поверхностей

Изобретение относится к электроискровым методам обработки материалов и может быть использовано в машиностроении для получения износостойких покрытий на поверхности деталей. Устройство содержит генератор импульсного тока, к положительному полюсу которого подсоединен электрод-инструмент, а к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554260
Дата охранного документа: 27.06.2015
+ добавить свой РИД