×
20.11.2013
216.012.8380

УСТРОЙСТВО ТЕПЛОВОЙ ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002499340
Дата охранного документа
20.11.2013
Аннотация: Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах тепловой защиты двигателей. Техническим результатом является повышение точности, надежности, уменьшение габаритов, веса и стоимости, упрощение настройки и регулировки устройства в целом. Устройство тепловой защиты двигателя снабжено блоком выделения наибольшего напряжения, блоком индикации фазы с наибольшим током, компараторами, таймерами, элементами запрета, элементом ИЛИ и блоком индикации величины тока перегрузки двигателя, что обеспечило контроль теплового состояния двигателя по наибольшему фазному току. Количество каналов контроля по величине тока перегрузки и длительности его протекания необходимо и достаточно для его полного соответствия время токовой характеристике двигателя. Устройство обладает повышенной информативностью, позволяющей оценивать состояние двигателя как в процессе работы, так и после его отключения. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Предложение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах тепловой защиты электродвигателей для предотвращения недопустимого повышения температуры их обмоток.

Известно устройство для защиты от тепловой перегрузки (патент WO 2005109592, МПК H02H 7/085, 31.03.2005), содержащее датчики фазных токов, квадраторы, разностные усилители, интеграторы, элементы памяти, блоки выделения максимального и минимального напряжений, компаратор и выключатель. Недостаток устройства состоит в большом числе нелинейных преобразователей, снижающих его точность и надежность, а также в отсутствии элементов индикации, позволяющих диагностировать место и характер возникшей неисправности.

Известно устройство для тепловой защиты двигателя (патент RU 2227354, МПК H02H 5/04, H02H 7/06, 20.04.2004), содержащее контактор с контактами в цепи обмоток двигателя и обмоткой, подключенной к цепи питания, датчики тока в цепях питания двигателя, блок управления с органами управления и контроллером с энергонезависимой памятью и программным модулем, узел измерения сопротивления и два промежуточных реле.

Недостатком устройства является весьма сложный алгоритм вычисления температуры обмотки, требующий знание параметров тепловой схемы замещения двигателя и периодического определения омического сопротивления его обмотки. Кроме того, известное устройство не обеспечивает обслуживающий персонал информацией о месте и характере тепловой перегрузки двигателя.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство релейной защиты асинхронного двигателя (патент RU 2179360, МПК H02H 7/085, H02H 7/09, 10.02.2002), содержащее три датчика тока, коммутатор, блок преобразования тока в напряжение, микроконтроллер, блок выбора режимов работы и управления, блок управления электродвигателем, блок индикации, трансформатор напряжения, блок преобразования синусоидального сигнала в прямоугольный, активный полосовой частотный фильтр и счетчик.

Устройство обеспечивает определение допустимого времени работы от момента появления перегрузки до остановки электродвигателя в зависимости от кратности отношения фазного и номинального токов.

Недостаток устройства заключается в наличии большого числа преобразователей, необходимости поочередной обработки фазных токов двигателя, отсутствии индикации фазы с наибольшим током и величины тока перегрузки двигателя.

Предлагаемое устройство основано на использовании стандартной время - токовой характеристики двигателя в зоне токов перегрузки, обычно прикладываемой к документации на двигатель заводом изготовителем. Оно позволяет существенно упростить конструкцию, повысить надежность и быстродействие устройства защиты, сократить объем и стоимость оборудования, облегчить его настройку и эксплуатацию. Кроме того, устройство индицирует как в процессе работы, так и после остановки двигателя величину текущего тока, тока перегрузки и фазу с наибольшим током, что упрощает определение места, причины и степени тепловой перегрузки двигателя.

На фиг.1 представлена функциональная схема устройства тепловой защиты двигателя. На фиг.2 показана типичная время - токовая характеристика двигателя, задающая временную зону (t) срабатывания тепловой защиты в функции от величины тока перегрузки двигателя (I/Iном).

Устройство содержит блок 1 контактора с контактами 2 в цепи питания обмоток 3 двигателя, индикатор 4 тока и датчики 5 тока в фазах питающей двигатель сети. Устройство снабжено блоком 6 выделения наибольшего напряжения, блоком 7 индикации фазы с наибольшим током, компараторами 8, таймерами 9, элементами 10 запрета, элементом 11 ИЛИ и блоком 12 индикации величины тока перегрузки двигателя. Датчики 5 подключены к входам блока 6, с одним выходом 13 которого связаны входы компараторов 8 и индикатора 4 тока, а с другими выходами 14 - входы блока 7 индикации фазы с наибольшим током. Выходы компараторов 8, кроме последнего, соединены непосредственно и через таймеры 9 с первыми и вторыми входами соответствующих элементов 10 запрета, к выходам которых подключены входы блока 12 и входы элемента 11 ИЛИ. Выход элемента 11 связан с входом блока 1 контактора и с управляющим входом блока 7. Выход последнего компаратора 8 соединен с последними входами блока 12 и элемента 11.

Блок 6 выполнен на операционных выпрямителях 15, входы которых подключены к входам блока 6, выходы 16 выпрямленного напряжения объединены и соединены с одним выходом 13 блока 6, а выходы 17 невыпрямленного напряжения подключены к другим выходам 14 блока 6.

Блок 7 выполнен на транзисторных ключах 18, входы которых подключены к входам блока 7, а выходы через инверторы 19, связаны с входами S синхронных RS триггеров 20, к входам С которых подключен управляющий вход блока 7. К коллекторам ключей 18 и к выходам RS триггеров 20 подсоединены светодиоды 21 и 22.

Элементы 10 запрета выполнены в виде элементов 2И с прямым (первым) и инверсным (вторым) входами.

Блок 12 выполнен в виде RS триггеров 23, к входам S которых подключены входы блока 12, а к выходам - светодиоды 24.

Блок 1 содержит транзисторный ключ 25, вход которого соединен с входом блока 1, а в коллекторную цепь ключа 25 включена обмотка 26 контактора, причем транзистор 25 запараллелен последовательно соединенными вспомогательным замыкающим контактом 27 контактора и нормально-замкнутой кнопкой 28 отключения контактора.

Устройство тепловой защиты двигателя работает следующим образом.

При подаче питания на двигатель в обмотках 3 протекают фазные токи, воздействующие на датчики 5. На выходах датчиков 5 появляются постоянные напряжения, пропорциональные действующим значениям фазных токов. В блоке 6 на объединенных выходах 16 выпрямителей 15 выделяется наибольшее входное напряжение, например от датчика 5, расположенного на фазе A. Это напряжение поступает на выход 13 блока 6. Одновременно с этим на выходе 17 верхнего по схеме выпрямителя 15 появляется положительное, а на выходах 17 других выпрямителей 15 - отрицательные напряжения, под действием которых в блоке 7 открывается верхний ключ 18 и закрываются нижние ключи 18. При этом загорается верхний светодиод 21, сигнализирующий о том, что наибольший ток протекает в фазе A. Кроме того, выходные сигналы ключей 18 через инверторы 19 поступают на входы S триггеров 20, подготавливая их к запоминанию фазы с наибольшим током в момент, предшествующий срабатыванию тепловой защиты.

Напряжение с выхода 13 блока 6 поступает на индикатор 4 текущего максимального фазного тока и на входы компараторов 8. Верхний компаратор 8 настроен на начальное значение тока перегрузки. Согласно конкретной характеристике на фиг.2 оно составляет I/Iном=1,25. Последующие компараторы 8 настроены соответственно на I/Iном=3,3; 5,6; 10. Каждому из указанных значений токов перегрузки соответствуют допустимые значения времени протекания указанных токов. Согласно характеристике на фиг.2 они составляют t=400 с; 40 с; 6,3 с; 2,1 с и 0 с. Указанные времена в устройстве задаются таймерами 9.

При этом характеристика, реализуемая предлагаемым устройством, будет иметь вид ступенчатый ломаной линии, каждая точка которой расположена внутри заданной зоны срабатывания тепловой защиты.

При срабатывании верхнего компаратора 8 запускается таймер 9, формирующий импульс длительностью 400 с и блокирующий на это время прохождение высокого потенциала от компаратора 8 через элемент 10 на блок 12 и элемент 11. По окончании импульса таймера 9 блокировка (запрет) с элемента 10 снимается и высокий потенциал от компаратора 8 через элемент 11 открывает ключ 25 в блоке 1, запитывающий обмотку 26 контактора. Основные контакты 2 контактора отключают двигатель от сети, а вспомогательный контакт 27 самоблокирует контактор. Одновременно с этим под действием высокого потенциала с выхода верхнего элемента 10 в блоке 12 срабатывает верхний триггер 23, зажигая верхний светодиод 24, сигнализирующий о том, что ток перегрузки, вызвавший срабатывание тепловой защиты двигателя лежит в пределах 1,25≤I/Iном<2.

Под действием высокого потенциала на выходе элемента 11, поступающего на управляющий вход блока 7, срабатывает один из триггеров 20, соответствующий фазе с наибольшим током, вызывая загорание одного из светодиодов 22, дублируя погасший после отключения двигателя светодиод 21.

Аналогично работает устройство при достижении током перегрузки следующего порогового уровня. При этом срабатывает следующий компаратор 8 и запускается следующий таймер 9, по окончании импульса которого срабатывает блок 11, а в блоке 12 зажигается соответствующий светодиод 24.

При достижении током перегрузки значения, приравненного к току короткого замыкания (для рассматриваемого конкретного случая I/Iном>10), срабатывает последний (нижний) компаратор 8, выходной потенциал которого без задержки поступает на блок 1, вызывая максимально быстрое отключение двигателя.

Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает контроль теплового состояния двигателя по максимальному фазному току, обладает высокой информативностью, отображая состояние двигателя как в рабочем состоянии, так и в момент, предшествующий его аварийному отключению, и сохраняя эти данные после отключения. Количество содержащихся в устройстве однотипных каналов контроля, включающих в себя компараторы, таймеры и элементы запрета, относительно невелико и их настройка и регулировка под конкретные характеристики двигателя достаточно просты. С увеличением числа каналов контроля повышается точность аппроксимации время - токовой характеристики двигателя, но несколько усложняется устройство.

Содержащаяся в устройстве кнопка 28 позволяет после устранения неисправности и остывания двигателя вернуть устройство в исходное состояние.


УСТРОЙСТВО ТЕПЛОВОЙ ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ
УСТРОЙСТВО ТЕПЛОВОЙ ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 46.
20.01.2013
№216.012.1df0

Устройство селективного контроля и защиты от замыканий на землю в сети с изолированной нейтралью

Использование: в области электротехники. Технический результат - повышение безопасности и надежности эксплуатации сети. Устройство снабжено дополнительными транзисторными ключами, контакторами с размыкающими и замыкающим контактами, светодиодом индикации номера отключенной линии сети и кнопкой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473158
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.02.2013
№216.012.24e4

Электрическая машина постоянного тока

Настоящее изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам постоянного тока, и может быть использовано в качестве электрического генератора либо электрического двигателя постоянного тока в системах постоянного тока как низкого, так и высокого напряжения....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474946
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.04.2013
№216.012.380a

Способ выполнения контактного электрического соединения, основанный на прессовании, и контактное электрическое соединение для его реализации

Изобретение относится к области электротехники, в частности к судовым электротехническим установкам, электрическим связям систем, установок и устройств с помощью электрических контактных соединителей и т.п. Изготавливают внешнюю гильзу с пуансоном, расположенным по ее центральной оси, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479899
Дата охранного документа: 20.04.2013
10.11.2013
№216.012.801f

Устройство тепловой защиты электродвигателя

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах тепловой защиты преимущественно асинхронных электродвигателей, используемых в гребных электроприводах. Техническим результатом является обеспечение автоматического определения наиболее нагруженной обмотки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498472
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.11.2013
№216.012.81e2

Электроэнергетическая установка судна большой мощности

Предложение относится к судостроению, в частности к электроэнергетическим установкам судов большой мощности как гражданского, так и военно-морского флота. Электроэнергетическая установка снабжена распределительным щитом, с которым связаны через коммутационные элементы потребители...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498926
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.12.2013
№216.012.8e6e

Герметичный кабельный ввод

Изобретение относится к герметичным кабельным вводам электрических проводников в электрооборудование глубоководных аппаратов. Кабельный ввод содержит металлический цилиндрический корпус с отверстиями для электрических проводников, снабжен токопроводящими контактными стержнями и фиксирующими их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502145
Дата охранного документа: 20.12.2013
10.03.2014
№216.012.a917

Электрическая передача мощности тягового транспортного средства на переменном токе

Изобретение относится к электрической передаче мощности тягового транспортного средства. Электрическая передача содержит первичный тепловой двигатель, асинхронный генератор переменного тока с фазным ротором, тяговый асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором, обратимый статический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509002
Дата охранного документа: 10.03.2014
10.03.2014
№216.012.aa4f

Устройство контроля сопротивления изоляции электрической сети переменного тока

Изобретение относится к электрическим измерениям, а именно к устройствам контроля сопротивления изоляции электрической сети переменного тока. Устройство контроля сопротивления изоляции электрической сети переменного тока содержит фильтр низкой частоты, вход которого подключен к контролируемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509314
Дата охранного документа: 10.03.2014
20.03.2014
№216.012.abac

Модульная единая корабельная электроэнергетическая система

Модульная единая корабельная электроэнергетическая система МЕ ЭЭС содержит единый источник электроэнергии, главный распределительный щит, распределительные щиты сети общесудовых приемников и сети приемников гребной установки. Предложенная система снабжена модулем накопления и преобразования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509663
Дата охранного документа: 20.03.2014
27.03.2014
№216.012.ae63

Судовая электроэнергетическая установка

Изобретение относится к судовой электротехнике и может быть использовано в качестве электроэнергетической установки как на надводных, так и на подводных судах. Установка содержит: дизель-генератор, блок аккумуляторных батарей, генератор на топливных элементах, инвертор, преобразователь DC/DC, к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510358
Дата охранного документа: 27.03.2014
Показаны записи 1-10 из 44.
20.01.2013
№216.012.1df0

Устройство селективного контроля и защиты от замыканий на землю в сети с изолированной нейтралью

Использование: в области электротехники. Технический результат - повышение безопасности и надежности эксплуатации сети. Устройство снабжено дополнительными транзисторными ключами, контакторами с размыкающими и замыкающим контактами, светодиодом индикации номера отключенной линии сети и кнопкой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473158
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.02.2013
№216.012.24e4

Электрическая машина постоянного тока

Настоящее изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам постоянного тока, и может быть использовано в качестве электрического генератора либо электрического двигателя постоянного тока в системах постоянного тока как низкого, так и высокого напряжения....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474946
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.04.2013
№216.012.380a

Способ выполнения контактного электрического соединения, основанный на прессовании, и контактное электрическое соединение для его реализации

Изобретение относится к области электротехники, в частности к судовым электротехническим установкам, электрическим связям систем, установок и устройств с помощью электрических контактных соединителей и т.п. Изготавливают внешнюю гильзу с пуансоном, расположенным по ее центральной оси, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479899
Дата охранного документа: 20.04.2013
10.11.2013
№216.012.801f

Устройство тепловой защиты электродвигателя

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах тепловой защиты преимущественно асинхронных электродвигателей, используемых в гребных электроприводах. Техническим результатом является обеспечение автоматического определения наиболее нагруженной обмотки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498472
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.11.2013
№216.012.81e2

Электроэнергетическая установка судна большой мощности

Предложение относится к судостроению, в частности к электроэнергетическим установкам судов большой мощности как гражданского, так и военно-морского флота. Электроэнергетическая установка снабжена распределительным щитом, с которым связаны через коммутационные элементы потребители...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498926
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.12.2013
№216.012.8e6e

Герметичный кабельный ввод

Изобретение относится к герметичным кабельным вводам электрических проводников в электрооборудование глубоководных аппаратов. Кабельный ввод содержит металлический цилиндрический корпус с отверстиями для электрических проводников, снабжен токопроводящими контактными стержнями и фиксирующими их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502145
Дата охранного документа: 20.12.2013
10.03.2014
№216.012.a917

Электрическая передача мощности тягового транспортного средства на переменном токе

Изобретение относится к электрической передаче мощности тягового транспортного средства. Электрическая передача содержит первичный тепловой двигатель, асинхронный генератор переменного тока с фазным ротором, тяговый асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором, обратимый статический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509002
Дата охранного документа: 10.03.2014
10.03.2014
№216.012.aa4f

Устройство контроля сопротивления изоляции электрической сети переменного тока

Изобретение относится к электрическим измерениям, а именно к устройствам контроля сопротивления изоляции электрической сети переменного тока. Устройство контроля сопротивления изоляции электрической сети переменного тока содержит фильтр низкой частоты, вход которого подключен к контролируемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509314
Дата охранного документа: 10.03.2014
20.03.2014
№216.012.abac

Модульная единая корабельная электроэнергетическая система

Модульная единая корабельная электроэнергетическая система МЕ ЭЭС содержит единый источник электроэнергии, главный распределительный щит, распределительные щиты сети общесудовых приемников и сети приемников гребной установки. Предложенная система снабжена модулем накопления и преобразования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509663
Дата охранного документа: 20.03.2014
27.03.2014
№216.012.ae63

Судовая электроэнергетическая установка

Изобретение относится к судовой электротехнике и может быть использовано в качестве электроэнергетической установки как на надводных, так и на подводных судах. Установка содержит: дизель-генератор, блок аккумуляторных батарей, генератор на топливных элементах, инвертор, преобразователь DC/DC, к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510358
Дата охранного документа: 27.03.2014
+ добавить свой РИД