Вид РИД
Изобретение
ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ
Изобретение относится к автомобилестроению, к комплектующим легковых автомобилей и может быть использована при эксплуатации большинства легковых автомобилей с кузовом типа седан, универсал, хэчбек отечественного и зарубежного производства для уменьшения выброса воды, снега, песка, гравия, грязевого потока из-под колес автомобилей при их движении.
УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ
Брызговики - пластины, задерживающие вылетающую из-под колес автомобиля грязь, брызги и мелкий гравий. В силу своих функций, эти детали при требуемой прочности должны обладать определенной гибкостью, поэтому наиболее часто встречающиеся типы брызговиков - это резиновые брызговики и брызговики из гибкого пластика. При выборе брызговиков учитывают также их температурный диапазон, так как он напрямую влияет на их долговечность.
Брызговики бывают изготовленными под конкретную модель автомобиля, а также универсальными, подходящими к большому количеству моделей автомобилей.
Известен брызговик переднего колеса переднеприводного автомобиля, содержащий защитную и установочную части, защитная часть выполнена ступенчатой с переменной толщиной в поперечном сечении трапецеидальной формы. Часть среза верхнего основания прямоугольной трапеции ограничивает высоту ребра жесткости, а нижнее основание обращено навстречу брызговому потоку, высота С прямоугольной трапеции поперечного сечения в направлении ширины защитной части выполнена переменной, изменяющейся в пределах С=К…3К, где К - высота линии среза верхнего основания прямоугольной трапеции поперечного сечения. Толщина В нижнего участка защитной части в продольном сечении выполнена переменной, связанной с длиной М защитной части соотношением В/М=0,2…0,05, причем внешняя боковая поверхность защитной части выполнена эквидистантной внешней боковой поверхности корпуса автомобиля, а установочная часть брызговика выполнена в виде полости, форма которой совпадает с нижней частью арки переднего колеса. [1].
Известен брызговик заднего колеса автомобиля, содержащий содержит защитную и установочную части, ребро жесткости 6 и отверстия для крепления брызговика к автомобилю, верхний участок защитной части выполнен переменной ширины Q, изменяющейся в пределах Q=S…13,8S, где S - толщина защитной части брызговика, нижний участок защитной части выполнен длиною L, не превышающей 17,3S и со стороны, обращенной к брызговому потоку, снабжен вспомогательным ребром жесткости с двумя прорезями, разделяющими верхний и нижний участки защитной части, высота Н ребра жесткости выполнена в пределах Н=1,8S…3,2S, а его ширина постоянна по длине, установочная часть выполнена в виде двух ломанных участков, по форме совпадающих с нижней частью арки заднего колеса, в одном из участков выполнено отверстие для крепления брызговика [2].
Известен брызговик транспортного средства, представляющий собой фасонный геометрический профиль, содержащий установочную часть для крепления брызговика к транспортному средству, выполненную в виде полости, форма которой совпадает с посадочной поверхностью корпуса транспортного средства, защитную часть, выполненную в поперечном сечении ступенчатой с переменной толщиной с образованием ребра жесткости по наружному контуру с обратной стороны защитной части, внешний боковой контур кромки которой выполнен эквидистантным внешней боковой поверхности корпуса транспортного средства, отличающийся тем, что защитная часть выполнена чашеобразно-двухступенчатой, в продольном сечении постоянной по толщине, с длиной верхней ступени не более чем в два раза больше длины нижней ступени, с лицевой поверхностью пескоструйной обработки, по верхней образующей с трапециевидным установочным местом для крепления к днищу транспортного средства, на всей лицевой стороне которого нанесена выпуклая прямоугольная сетка, а по контуру в месте перехода от защитной части выполнено углубление, с обратной стороны защитная часть, на части ее высоты, выполнена с двумя клинообразными ребрами жесткости, равномерно разнесенными по длине защитной части с направлением сверху вниз, одно вертикально вниз, второе под углом 25° к первому, и с круглой тисненой маркировкой для данных о времени производства, размещенной между ребрами, установочная часть выполнена по верхней образующей с треугольным установочным местом для крепления к корпусу транспортного средства со стороны колеса, размещенным с небольшим смещением к боковой поверхности брызговика от трапециевидного установочного места, с наличием у основания треугольника с обратной стороны овальной тисненой маркировки с названием фирмы-производителя, верхние образующие установочной и защитной частей по форме совпадают с посадочной поверхностью корпуса транспортного средства [3].
Известен брызговик универсальный автомобильный, содержащий защитную часть и установочную часть, выполненную в виде полости и отверстий для крепления, отличающийся тем, что установочная и защитная части выполнены с объемным профилем при этом установочная часть имеет глубокий разрезной карман, образованный сходящимися поверхностями грязезащитного клапана и корпуса, а защитная часть усилена ребрами жесткости [4].
Известен комплект брызговиков для автомобиля, характеризующийся: составом элементов, включающим пару зеркально выполненных брызговиков для автомобиля; выполнением брызговиков в виде цельных единых деталей L-образных очертаний; выполнением текстуры поверхности брызговиков гладкой; выполнением брызговиков со скругленными кромками и углами; выполнением передней стороны каждого брызговика состоящей из трех частей: большей, расположенной сверху вниз, меньшей, расположенной сверху, и расположенного между частями узкого козырька; выполнением в каждом брызговике большей части утолщенной и расширяющейся книзу, меньшей - плоской и сужающейся кверху, а козырька - слегка расширяющимся сверху вниз и соединенным одним концом с большей частью, а свободным концом - выступающим над меньшей частью; выполнением линии крепления каждого козырька в виде плавной кривой, направленной сверху вниз к боковой кромке; верхним ярко выраженным ступенчатым контуром меньшей части в каждом брызговике, имеющим вертикально ориентированный боковой выступ; выполнением тыльной стороны каждого брызговика проработанной криволинейным рельефом, соответствующим кривой линии передней стороны, при этом под рельефом расположены три вертикальных выступающих ребра; выполнением кромок тыльной стороны каждого брызговика, расположенных под рельефом, с отбортовками; выполнением на меньшей части каждого брызговика вдоль козырька пяти небольших круглых отверстий для крепления [5].
Известен брызговик для автомобиля, характеризующийся: выполнением брызговика в виде цельной детали топорообразной формы; наличием композиционных элементов: верхняя часть, нижняя часть, козырек; выполнением в верхней части брызговика вдоль основания козырька крепежных отверстии; выполнением брызговика со скругленными углами, отличающийся: наличием в месте сопряжения верхней и нижней частей брызговика широкого козырька, нависающего над верхней частью и перекрывающего примерно 1/3 фактической ее площади; выполнением козырька у основания утолщенным и равномерно сужающимся к верхней части таким образом, что верхняя часть (ребро) козырька по всей длине заострена; выполнением козырька в плоскости, расположенной под некоторым углом к плоскости верхней части брызговика таким образом, что между козырьком и верхней частью образуется пространство (карман); выполнением нижней части брызговика ограниченной, плавно сопряженной, выступающей кромкой с плоской гранью и острыми ребрами; выполнением нижней стороны кромки по сравнению с боковыми сторонами значительно менее выступающей относительно плоскости брызговика [6].
Известен брызговик заднего колеса автомобиля, содержащий защитную часть ступенчатой формы, установочную часть, ребро жесткости, линия расположения которого не совпадает с направлением внешней боковой поверхности брызговика, и отверстия для крепления брызговика к автомобилю, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности и надежности работы путем улучшения гибкости и прочности брызговика, верхний участок защитной части выполнен переменной ширины, изменяющейся в пределах (1-13,8)S, где S - толщина защитной части брызговика, нижний участок защитной части выполнен длиной, не превышающей 17,3S, и со стороны, обращенной к брызговому потоку, снабжен вспомогательным ребром жесткости с двумя прорезями, разделяющими верхний и нижний участки защитной части, высота ребра жесткости выполнена в пределах (1,8-3,2)S, а его ширина постоянна по длине, установочная часть выполнена в виде двух ломаных участков, по форме совпадающих с нижней частью арки заднего колеса, в одном из участков выполнено отверстие для крепления брызговика [7].
Известен брызговик, содержащий защитную и установочную части, в котором защитная часть выполнена ступенчатой с переменной толщиной в поперечном сечении трапецеидальной формы. Часть среза верхнего основания прямоугольной трапеции ограничивает высоту ребра жесткости, а нижнее основание обращено навстречу брызговому потоку, высота С прямоугольной трапеции поперечного сечения в направлении ширины защитной части выполнена переменной, изменяющейся в пределах С=К…3К, где К - высота линии среза верхнего основания прямоугольной трапеции поперечного сечения. Толщина В нижнего участка защитной части в продольном сечении выполнена переменной, связанной с длиной М защитной части соотношением В/М=0,2…0,05, причем внешняя боковая поверхность защитной части выполнена эквидистантной внешней боковой поверхности корпуса автомобиля, а установочная часть брызговика выполнена в виде полости, форма которой совпадает с нижней частью арки переднего колеса [8].
Известные брызговики материалоемки, технологически сложны в изготовлении, специализированы, не универсальны, обладают невысокой эффективностью и надежностью работы, имеют неоптимальные соотношения прочности/эластичности защитной части, не обеспечивают требований прочности, эластичности, термостойкости, долговечности, надежности крепления на кузове автомобиля и эффективности функционирования.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому при использовании техническому результату (прототипом) является брызговик автомобильный, состоящий из монтажной части с крепежными отверстиями, уплотнительного козырька и защитной части, отличающийся тем, что по внешнему краю монтажная часть ограничена L-образным вырезом; к монтажной части примыкает уплотнительный козырек, который перекрывает примерно 1/3 фактической площади монтажной части; уплотнительный козырек у основания утолщен, плавно сужается от основания к внешней стороне таким образом, что внешняя сторона выполнена заостренной; защитная часть брызговика по внешнему периметру ограничена плавно сопряженным ребром жесткости; поверхности защитной и монтажной частей выполнены гладкими, в месте примыкания защитной части к монтажной выполнено ребро жесткости: уступ, расположенный в плоскости перпендикулярной плоскостям защитной и монтажной частей [9 (прототип)].
Данный брызговик не обеспечивает достаточных условий прочности и долговечности, поскольку его защитная часть, выполненная в боковом срезе в виде трапеции с уменьшающееся толщиной к нижней части, не придает ему достаточной прочности и жесткости при нагрузке на защитную часть. Толщина защитной части приводит к увеличению расходу материала на изготовление брызговика и увеличению его веса, что, в конечном счете, увеличивает нагрузку на установочную часть и приводит к преждевременному износу брызговика.
Кроме того, данный брызговик не является универсальным и пригоден только для установки на определенные автомобили, то есть его нельзя устанавливать на разные модели автомобилей, поскольку установочная часть этого брызговика привязана своей формой и геометрическими размерами к форме арке переднего колеса автомобиля, в частности, данный брызговик не предназначен для задних колес.
ЗАДАЧИ И ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ
Задачей изобретения и техническим результатом, достигаемым при производстве и использовании изобретения, являются:
- повышение универсальности брызговика и удобства монтажа брызговика на кузов легкового автомобиля с кузовом типа седан, универсал, хэчбек;
- повышение прочности крепления брызговика при одновременном снижении возможности повреждения деталей кузова при монтаже и эксплуатации брызговика;
- повышение надежности защиты кузова легкового автомобиля;
- повышение эффективности функционирования;
- снижение материалоемкости при одновременном повышении технологичности и экономичности изготовления брызговика;
- выполнение брызговиком основных функций практически при любых температурных режимах и условиях эксплуатации автомобиля;
- увеличение срока эксплуатации брызговика.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ
На фиг.1 показано фото брызговика по изобретению с внутренней стороны корпуса автомобиля при установке брызговика на автомобиль, со стороны колеса автомобиля и брызгового потока, в одном варианте исполнения V-образного выреза в монтажной части брызговика.
На фиг.2 - фото брызговика с наружной стороны, с наружной стороны корпуса при установке брызговика на автомобиль, в одном варианте исполнения V-образного выреза в монтажной части брызговика.
На фиг.3, 4, 5 - чертежи брызговика с внутренней стороны, в вариантах конструктивного исполнения монтажной части брызговика.
На фиг.6 - сечение брызговика по линии ББ.
На фиг.7 - сечение брызговика по линии АА.
На фиг.8 - вид брызговика сбоку.
РАСКРЫТИЕ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ
Брызговик по изобретения изготавливают в виде единого монолитного изделия с монтажной частью 1, защитной частью 12 и уплотнительным козырьком 11, сопряженных друг с другом эквидистантно и соразмерно относительно внешней боковой поверхности соответствующих краев кузова автомобиля типа седан, универсал, хэчбек.
Брызговик конструктивно содержит монтажную часть 1 с V-образным вырезом 2 в различных вариантах исполнения боковых краев V-образного вырезом в зависимости от требуемой величины информационного поля 7 для размещения товарных знаков производителя, уплотнительный козырек 11 и защитную часть 12 с вертикальными ребрами жесткости 6 и ребрами жесткости по бокам и снизу.
Монтажная часть 1 брызговика на обращенной к колесу и брызговому потоку стороне содержит поле для размещения информации о товарном знаке и наименовании фирмы-производителя 7, поле для маркировки стороны автомобиля 8, для которой предназначен брызговик (правая R или левая L), поле для отображения даты выпуска (года и месяца) 9, поля для информации о номере ТУ на данное изделие 10.
По краям монтажной части 1 выполнены по крайней мере 6 или более монтажных отверстий для крепления брызговика к кузову автомобиля: по крайней мере 5 монтажных отверстий 4 вдоль линии сопряжения монтажной части 1 и защитной части 12 непосредственно под уплотняющим козырьком 11, а также по крайней мере одно монтажное в верху боковой, внутренней по отношению к краю кузову автомобиля, стороне монтажной части брызговика,
По вертикальной оси брызговика (АА) на монтажной части 1 расположено технологическое место литника 5, через которое подается и оптимальным образом распределяется внутри литьевой формы материал брызговика при его изготовлении литьем в формы под давлением (фиг.3, 4).
Место расположения литника должно быть оптимальным для того, чтобы время полного заполнения формы материалом от отверстия литника во все стороны брызговика при отливке в форме было одинаковым.
Ось места литника 5 является базовым центром и расположена на расстоянии а от каждой из боковых сторон брызговика, то есть посередине общей ширины брызговика b, которую преимущественно, но не обязательно выбирают равной 215+/-10 мм (фиг.3, 4, 5).
По высоте ось места литника 5 располагают на расстоянии е, от нижнего края брызговика и на расстоянии f от верхнего края брызговика с таким расчетом, чтобы время заполнения формы материалом от отверстия литника в верхней части и в нижней части брызговика при отливке в форме было одинаковым.
Общую высоту брызговика d, преимущественно, но не обязательно выбирают равной 305+/-10 мм (фиг.3, 4, 5).
Монтажное отверстие 13 выполняют на высоте с от уровня оси места литника 5, преимущественно, но не обязательно равном 145+/-5 мм, и на расстоянии g от вертикальной оси брызговика (АА), преимущественно, но не обязательно равном 80+/-5 мм (фиг.3, 4, 5).
Это место положения монтажного отверстия 13 является оптимальным для повышения надежности крепления брызговика к кузову автомобиля, повышения защиты кузова легкового автомобиля и повышения эффективности функционирования брызговика.
Монтажные отверстия 4, расположенные на монтажной части 1 вдоль линии сопряжения монтажной части 1 и защитной части 12 непосредственно под уплотняющим козырьком 11, располагают так, чтобы, по крайней мере, два монтажных отверстия 4 сверху были расположены на одной вертикальной линии, по крайней мере два монтажных отверстия 4 снизу были расположены на одной горизонтальной линии, еще, по крайней мере, одно монтажное отверстие 4 находилось напротив монтажного отверстия 13 (фиг.3, 4, 5).
Защитная часть 12 брызговика содержит, по крайней мере, три или более вертикально ориентированных ребра жесткости 6 на поверхности с обращенной к колесу и брызговому потоку стороны защитной части, а также ребра жесткости по бокам и снизу защитной части с обращенной к колесу и к брызговому потоку стороны защитной части 12 (фиг.3, 4, 5).
Характерной отличительной особенностью брызговика по изобретению является сравнительно глубокий V-образный вырез в монтажной части, преимущественно в середине монтажной части (фиг.1-5), обеспечивающий повышение универсальности брызговика за счет обеспечения возможности его упругой деформации при монтаже на обычно различные по кривизне края кузова различных легковых автомобилей.
Глубину V-образного выреза в монтажной части 1 целесообразно выбирать так, чтобы нижняя «вершина» была расположена непосредственно вблизи края защитного козырька, преимущественно несколько ниже верхнего края уплотнительного козырька не достигая при этом линии сопряжения монтажной части, защитной части и уплотнительного козырька (фиг.1-5).
V-образный вырез в монтажной части выполняют преимущественно вдоль центральной оси брызговика (фиг.1-5) с разделением монтажной части на две боковые стороны - наружную сторону монтажной части, располагаемую после монтажа брызговика скраю кузова автомобиля, и внутреннюю часть, располагаемую после монтажа брызговика внутри кузова автомобиля.
Внутреннюю сторону монтажной части брызговика выполняют с увеличенной, в сравнении с известными брызговиками с L-образным вырезом, площадью и высотой в диапазоне от 1/2 до 4/5, преимущественно 3/4 общей высоты брызговика. Это также повышает защиту кузова легкового автомобиля и повышает эффективность функционирования брызговика.
По краям монтажной части брызговика выполняют по крайней мере 6 или более монтажных отверстий: по крайней мере пять монтажных отверстий 4 - вдоль линии сопряжения монтажной части и защитной части непосредственно под уплотняющим козырьком и по крайней мере одно монтажное отверстие 13 вверху внутренней по отношению к краю кузову автомобиля стороны монтажной части брызговика.
Нижний сопрягаемый с защитной частью 12 и уплотнительным козырьком 11 край монтажной части 1 выполняют эквидистантно и соразмерно относительно внешней боковой поверхности соответствующего края кузова автомобиля.
Поверхность монтажной части 1 с обеих сторон выполняют гладкой для более плотного прилегания монтажной части к кузову автомобиля при его монтаже и уменьшения адгезии к брызговику вылетающей из-под колес автомобиля грязи.
Защитную часть 12 брызговика выполняют с верхним, сопрягаемым с монтажной частью, краем по форме линии соответствующего края корпуса автомобиля с вертикально ориентированными ребрами жесткости 6 на поверхности с обращенной к колесу стороны защитной части, а также с ребрами жесткости по бокам и снизу защитной части с обращенной к колесу и брызговому потоку стороны защитной части (фиг.1, 3, 4, 5).
Вертикально ориентированные ребра жесткости 6 на защитной части 12 выполняют с плавным сопряжением с обращенной к колесу и брызговому потоку стороной поверхностью защитной части 12.
Защитную часть 12 брызговика выполняют гладкой со стороны колеса автомобиля и брызгового потока, для уменьшения адгезии к брызговику вылетающей из-под колес автомобиля грязи.
С внешней стороны на поверхность защитной части 12 брызговика наносят шагрень для сокрытия возможных косметических дефектов изготовления изделия в отдельных местах и зрительного увеличения насыщенности цвета обращенной наружу относительно корпуса автомобиля стороны защитной части брызговика.
Уплотнительный козырек 11 выполняют по месту сопряжения монтажной части 1 и защитной частей 12 эквидистантным относительно внешней боковой поверхности корпуса автомобиля, с оптимизированным соотношением размеров и расположения уплотнительного козырька и с углом наклона уплотнительного козырька к плоскости монтажной части от 25° до 40°, преимущественно 31° (фиг.2, 6, 7) для увеличения универсальности брызговика и его эксплуатации без потери качества на автомобилях различных марок с кузовом типа седан, универсал, хэчбек.
Уплотнительный козырек 11 выполняют с преимущественной высотой, закрывающей монтажные отверстия 4 вдоль линии сопряжения монтажной части 1 и защитной части 12 для защиты средств крепления (саморезов, винтов или болтов) и повышения надежности крепления брызговика к кузову легкового автомобиля с кузовом типа седан, универсал, хэчбек, увеличения долговечности эксплуатации брызговика и повышения эффективности его функционирования.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Брызговик по изобретению изготавливают монолитным, литьем в формы под давлением на обычном литьевом оборудовании по обычным литьевым технологиям из термоэластопластичного (ТЭП) полимерного материала, преимущественно полиолефиновой группы, эластичного при температурах от -50°C до +50°C.
Брызговик по изобретению преимущественно изготавливают из белого термоэластопластичного (ТЭП) полимерного материала типа синтетического каучука с добавками различных красителей, что дает возможность при высокой технологичности и экономичности производства обеспечить сохранение отличных эксплуатационных свойств и изготавливать качественные изделия сложных форм с практически неограниченным количеством цветов и оттенков - черного, белого, синего, красного, желтого и зеленого цветов, черного цвета с блестками, цвета серебристого металлика, мокрого асфальта или серого перламутра и других цветов и оттенков.
В таблице 1 приведены физико-механические показатели материала, из которого изготавливают заявляемый брызговик.
|
Брызговик изготавливается в парной комплектации в правом и левом зеркальном исполнении с соответствующими метками R для правого исполнения и установки с правой стороны корпуса автомобиля (фиг.5) и метками L для левого исполнения и установки с левой стороны корпуса автомобиля (фиг.1, 3, 4).
Технический результат находится в причинно-следственной связи с существенными признаками изобретения и обеспечивается совокупностью существенных признаков полезной модели.
Повышение универсальность брызговика и надежности защиты кузова автомобилей различных марок достигается за счет выполнения в монтажной части глубокого V-образного выреза с расположенными в определенных местах монтажными отверстиями по краям монтажной части. Это позволяет устанавливать брызговик на арки или подкрылки передних и задних колес большинства распространенных марок легковых автомобилей.
Выполнение глубокого V-образный выреза в середине монтажной части с разделением монтажной части на две высокие боковые стороны - наружную сторону монтажной части, располагаемую после монтажа брызговика скраю кузова автомобиля, и внутреннюю часть, располагаемую после монтажа брызговика внутри кузова автомобиля, обеспечивают повышение надежности защиты кузова легкового автомобиля и повышение эффективности функционирования брызговика.
Выполнение внутренней сторону монтажной части брызговика выполняют с увеличенной, в сравнении с известными брызговиками с L-образным вырезом, высотой в диапазоне от 1/2 до 4/5, преимущественно 3/4 общей высоты брызговика также повышает защиту кузова легкового автомобиля и повышает эффективность функционирования брызговика.
Выполнение внешнего края уплотнительного козырька заостренным, определенные форма, соотношение размеров и угол наклона обеспечивает плотное и надежное прилегание защитного козырька к поверхности сопрягаемой детали кузова. Это способствует повышению надежности защиты кузова легкового автомобиля и повышению эффективности функционирования брызговика.
Увеличение срока эксплуатации брызговика, улучшение условий обслуживания брызговика, при выполнении им основных функций в любых режимах и условиях эксплуатации автомобиля достигается за использования определенного полимерного материала, за счет гладкой поверхности монтажной части и защитной части со стороны колеса и брызгового потока, за счет плавного перехода в месте сопряжения отдельных элементов брызговика плавного сопряжения ребер жесткости с поверхностью защитной части и боковых ребер жесткости по краям защитной части.
Указанные технические решения обеспечивают также беспрепятственный сток воды, грязевых потоков с поверхности защитной части.
В совокупности с указанными техническими решениями выполнение в месте примыкания защитной части к монтажной ребра жесткости: уступа, расположенного в плоскости перпендикулярной плоскостям защитной и монтажной частей, обеспечивает необходимую и достаточную и жесткость, и прочность, и эластичность защитной части при одновременном снижении материалоемкости, повышении технологичности и экономичности изготовления брызговика.
Из сложившейся практики эксплуатации известных брызговиков известно, что при движении автомобиля задним ходом, в результате наезда задними или передними колесами на препятствие, брызговик, обладающий более жесткой защитной частью, чем защитная часть заявляемой полезной модели, вырывает крепежные болты из посадочных мест. В результате обычно происходит повреждение как брызговика, так и сопрягаемых мест деталей кузова автомобиля.
Снижение возможности повреждения деталей кузова при эксплуатации брызговика и увеличение срока его эксплуатации обеспечивается как за счет использования полимерного, эластичного в широком диапазоне температур материала, так и выполнения внутренней защитной части относительно тонкой гладкой (без рельефа), но с вертикально ориентированными и боковыми ребрами жесткости, делает защитную часть и прочной и эластичной. Поэтому защитная часть может легко поддаваться механическим воздействиям и загибаться без повреждения брызговика и деталей кузова.
Выполнение внешней стороны уплотнительного козырька заостренной обеспечивает плотное и надежное прилегание защитного козырька к поверхности сопрягаемой детали кузова.
Увеличение срока эксплуатации брызговика, улучшение условий обслуживания брызговика, при выполнении им основных функций в любых режимах и условиях эксплуатации автомобиля достигается за счет гладкой поверхности защитной части, плавного перехода в месте сопряжения монтажной части, защитной части и уплотнительного козырька, плавного сопряжения ребра жесткости с поверхностью защитной части.
Указанные технические решения обеспечивают беспрепятственный сток воды, грязевых потоков с поверхности защитной части. В совокупности с указанными техническими решениями выполнение в месте примыкания защитной части к монтажной ребра жесткости: уступа, расположенного в плоскости перпендикулярной плоскостям защитной и монтажной частей, обеспечивает необходимую и достаточную жесткость, прочность защитной части.
Снижение возможности повреждения деталей кузова автомобиля при эксплуатации заявляемого брызговика и увеличение срока его эксплуатации обеспечивается за счет выполнения брызговика из термостойкого эластичного полимерного материала, оптимальной конструкции в целом и выполнения защитной части с вертикально ориентированными ребрами жесткости на гладкой поверхности с обращенной к колесу стороны защитной части, а также с ребрами жесткости по бокам и снизу защитной части с обращенной к колесу и брызговому потоку гладкой стороны защитной части, делающими защитную часть прочной для грязевого потока и эластичной при механических воздействиях в различных направлениях без повреждения брызговика и сопрягаемой части кузова автомобиля.
Таким образом, заявляемый брызговик, по сравнению с известными аналогами и прототипом, характеризуется повышенной универсальностью и удобством монтажа на кузов легкового автомобиля; повышенной прочностью крепления брызговика к кузову автомобиля при одновременном снижении возможности повреждения деталей кузова при монтаже и эксплуатации брызговика; повышенной надежностью защиты кузова легкового автомобиля; повышенной эффективностью функционирования; сниженной материалоемкостью при одновременном повышенной технологичности и экономичности изготовления брызговика; возможностью выполнения основных функций практически при любых температурных режимах и условиях эксплуатации автомобиля, увеличенным сроком эксплуатации.
В таблице 2 приведены марки автомобилей, для которых может использоваться заявляемый брызговик.
Брызговик устанавливается следующим образом: монтажная часть 1 размещается в нижней части колесной арки автомобиля и крепится к ней при помощи крепежных средств (саморезов, винтов, болтов) через крепежные отверстия 4 и 13. При установке брызговика уплотнительный козырек 11 плотно прилегает к сопрягаемым деталям кузова, защитная часть 12 размещается в зоне выброса грязевого потока из-под колес автомобиля при его движении. Защитная часть расположена ниже бампера автомобиля и выступает относительно боковой плоскости автомобиля, тем самым достигается зашита нижних и боковых поверхностей деталей кузова автомобиля.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. RU 2092362 B62D 25/16, опубл. 10.10.1997.
2. RU 2092363 B62D 25/16, опубл. 10.10.1997.
3. RU 71955 B62D 25/16, опубл. 27.03.2008.
4. RU 63309 B62D 25/16, опубл. 27.05.2007.
5. RU 63309 МКПО 12-16, опубл. 16.06.2007
6. RU 71712 МКПО 12-16, опубл. 16.08.2009.
7. RU 96107366 B62D 25/16, опубл. 20.07.1997.
8. RU 2092362 B62D 25/16, опубл. 10.10.1997.
9. RU 76883 B62D 25/16, опубл. 10.10.2008 (прототип)