×
10.10.2013
216.012.73cf

Результат интеллектуальной деятельности: КОРОБКА СКОРОСТЕЙ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области автотракторной техники, конкретно к коробкам передач (скоростей) с зубчатыми колесами. Коробка скоростей состоит из основного блока и блока заднего хода с размещенными в блоках несоосными валами. На валах установлены пятнадцать не связанных и связанных шестерен и соединительные муфты. Основной блок коробки снабжен одним промежуточным валом, на котором размещены две не связанные и три связанные шестерни. Блок заднего хода снабжен осью для размещения шестерен. Достигается расширение эксплуатационных возможностей автотракторной техники за счет увеличения количества передач заднего хода на две, а также снижение материалоемкости и веса коробки. 3 ил.
Основные результаты: Коробка скоростей автотракторной техники, состоящая из основного блока и блока заднего хода с размещенными в блоках несоосными валами с установленными на них 15-ю несвязанными и связанными шестернями и соединительными муфтами, отличающаяся тем, что основной блок коробки снабжен одним промежуточным валом, на котором размещены две несвязанные и три связанные шестерни, а блок заднего хода снабжен осью для размещения двух шестерен.

Изобретение относится к области автотракторной техники, конкретно к коробкам передач (скоростей) с зубчатыми колесами, обеспечивающим геометрический ряд частот вращения выходного вала.

Известны коробки скоростей ступенчатого типа (Афанасьев, Б.А. Проектирование полноприводных колес машин / Б.А. Афанасьев, Б.Н. Белоусов, Л.Ф. Жеглов, и др.; Под общ. Ред. А.А. Полунгяна. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000. - 640 с.).

Указанные коробки могут иметь базовые коробки и дополнительные коробки, которые расширяют возможности базовых коробок. Эти коробки имеют увеличенную длину в осевом направлении, соосное соединение валов между опорами, завышенное число зубчатых колес, и пониженную жесткость валов.

Известны коробки скоростей ступенчатого типа с двумя связанными шестернями (связанные шестерни - шестерни или зубчатые колеса, участвующие в двух или более передаточных отношениях) (Муллабаев, А.А. Коробки передач со связанными шестернями: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.А. Муллабаев. - Оренбург: ИПК ОГУ, 2001, - 110 с.).

Данные коробки уменьшают количество используемых зубчатых колес на две единицы и сокращают осевую длину коробки на четыре ширины шестерни при условии, что модуль зубчатых колес одинаков, а также имеют большее количество ступеней частот вращения в заданном диапазоне регулирования, но не могут применяться в транспортных средствах с реверсивным движением.

Известна коробка скоростей трактора Т-170 (Забегалов, Г.В. Бульдозеры, скреперы, грейдеры / Г.В. Забегалов, Э.Г. Ронинсон. Учебник для ПТУ. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.; Высш. шк., 1991. - 334 с.: ил.).Коробка трактора Т-170 выполнена в виде основного блока и блока заднего хода с размещенными в них несоосными валами с установленными на них 15-ю не связанными и связанными шестернями и соединительными муфтами, причем основной блок коробки снабжен двумя основными и двумя промежуточными валами, на первом промежуточном валу основного блока размещены одна не связанная и одна связанная шестерни.

Коробка при движении трактора «вперед» обеспечивает восемь скоростей и при движении «назад» - четыре скорости.

Недостатками коробки являются увеличенные радиальные габариты и металлоемкость, обусловленные завышенным количеством валов, и недостаточное количество скоростей при движении «назад».

Данное решение является наиболее близким к предлагаемому.

Техническим результатом предлагаемого решения является увеличение количества передач заднего хода на две, уменьшение массы коробки за счет использования короткой оси взамен протяженного вала.

Задача решается тем, что в коробке скоростей автотракторной техники, состоящей из основного блока и блока заднего хода с размещенными в блоках несоосными валами с установленными на них 15-ю не связанными и связанными шестернями и соединительными муфтами, основной блок коробки снабжен одним промежуточным валом, на котором размещены две не связанные и три связанные шестерни, а блок заднего хода снабжен осью для размещения двух шестерен.

На Фиг.1 изображена предлагаемая схема трехсвязной коробки скоростей автотракторной техники.

На Фиг.2 изображена известная схема коробки скоростей трактора Т-170 с одной связанной шестерней (шестерня заштрихована).

На Фиг.3 изображена структурная сетка (лучевая диаграмма) изображенной на фиг.2 коробки скоростей.

Коробка скоростей автотракторной техники имеет восемь скоростей «вперед» и шесть скоростей «назад» при 15 шестернях и 4-х соединительных муфтах, размещенных на трех несоосных валах основного блока и одной оси блока заднего хода.

Коробка скоростей автотракторной техники состоит из:

Основного блока - 1; блока заднего хода (обведен пунктиром) - 2; входного вала - 3; промежуточного вала - 4; выходного вала - 5; оси блока заднего хода - 21; шестерен - 6…20, из которых шестерни 9, 11 и 12 (заштрихованы) являются связанными; соединительных муфт - А, Б, Д, Ж.

Шестерни 6, 7, 8, 13, 14, 15, 16, 19 и 20 выполнены с возможностью свободного вращения на валах; шестерни 9, 10, 11, 12, 17 и 18 выполнены неподвижно соединенными с валами, шестерни 19 и 20 выполнены объединенными в блок 22; соединительная муфта А - односторонняя, муфты Б, Д, Ж - двусторонние.

Обозначения на фиг.3:

Dкм - диапазон коробки передач; q - знаменатель геометрической прогрессии; 3, 4, 5 - валы основного блока; I, II, III - лучи структурной сетки, показывающие передачи «вперед» между валами I и II; IV, V, VI -лучи структурной сетки, показывающие передачи между валами II и III при движении «вперед»; VII - лучи структурной сетки, показывающие передачи между валами II и III при движении «назад» (показаны пунктиром);

Предлагаемая коробка скоростей работает следующим образом.

Исходное (не рабочее) состояние коробки соответствует нахождению соединительных муфт А, Б, Д, Ж в состоянии «выключено» (как показано на фиг.1).

Осуществление переключения соединительных муфт А, Б, Д, Ж коробки скоростей автотракторной техники и блока шестерен заднего хода при получении скоростей движения автотракторной техники «вперед» (при этом шестерни 19 и 20 должны быть выведены из зацепления с шестернями 16 и 18 соответственно - блок 22 на оси 21 находится в левом положении, см. фиг.1):

- первая передача: включается муфта А перемещением по валу 3 влево (фиг.2), вращающий момент через шестерни 6 и 9 передается с вала 3 на вал 4 (соответствует лучу III на фиг.3); муфта Д включается перемещением по валу 5 вправо, вращающий момент через шестерни 10 и 14 передается на вал 5 (соответствует лучу VI в точке 1 на фиг.3);

- вторая передача: выключается муфта А перемещением по валу 3 вправо, включается муфта Б перемещением по валу 3 вправо, вращающий момент через шестерни 8 и 12 передается с вала 3 на вал 4 (соответствует лучу II на фиг.3); муфта Д остается в положении, соответствующем первой передаче, вращающий момент через шестерни 10 и 14 передается на вал 5 (соответствует лучу VI в точке 2 на фиг.3);

- третья передача: включается муфта Б перемещением по валу 3 влево, вращающий момент через шестерни 7 и 11 передается с вала 3 на вал 4 (соответствует лучу I на фиг.3); муфта Д остается в положении, соответствующем первой передаче, вращающий момент через шестерни 10 и 14 передается с вала 4 на вал 5 (соответствует лучу VI в точке 3 на фиг.3);

- четвертая передача: муфты Б и Д устанавливаются в положение «выключено», включается муфта А перемещением по валу 3 влево, вращающий момент через шестерни 6 и 9 передается с 3 вала на 4 (соответствует лучу III на фиг.3); муфта Ж включается перемещением на валу 5 влево, вращающий момент передается через шестерни 11 и 15 на вал 5 (соответствует лучу V в точке 4 на фиг.3);

- пятая передача: выключается муфта А и включается муфта Б перемещением по валу 3 вправо, вращающий момент через шестерни 8 и 12 передается с 3 вала на 4 (соответствует лучу II на фиг.3); муфта Ж остается в положении четвертой передачи, вращающий момент передается через шестерни 11 и 15 с 4 вала на 5 (соответствует лучу V в точке 5 на фиг.3);

- шестая передача: выключаются муфта Б и муфта Ж, включается муфта А, вращающий момент через шестерни 6 и 9 передается с 3 вала на 4 (соответствует лучу III на фиг.3); муфта Д включается перемещением по валу 5 влево, вращающий момент через шестерни 9 и 13 передается с 4 вала на 5 (соответствует лучу IV в точке 6 на фиг.3);

- седьмая передача: выключается муфта А, включается муфта Б перемещением по валу 3 вправо, вращающий момент через шестерни 8 и 12 передается с 3 вала на 4 (соответствует лучу II на фиг.3); муфта Д остается в положении шестой передачи, вращающий момент через шестерни 9 и 13 передается с 4 вала на 5 (соответствует лучу IV в точке 7 на фиг.3);

- восьмая передача: включается муфта Б перемещением по валу 3 влево, вращающий момент через шестерни 7 и 11 передается с 3 вала на 4 (соответствует лучу I на фиг.3); муфта Д остается в положении шестой передачи, вращающий момент через шестерни 9 и 13 передается с 3 вала на 4 (соответствует лучу IV в точке 8 на фиг.3).

Осуществление переключения соединительных муфт А,Б,Д,Ж коробки скоростей автотракторной техники и блока шестерен заднего хода при получении скоростей движения «назад»:

- первая передача: шестерня 20 вводится в зацепление с шестерней 18 и 17. Включается муфта А перемещением по валу 3 влево. Вращающий момент через шестерни 6 и 9 передается с вала 3 на вал 4 (соответствует лучу III на фиг.3). Далее вращающий момент через шестерни 17, 20 и 18 передается с вала 4 на вал 5 (соответствует лучу VII в точке Г на фиг.3);

- вторая передача: выключается муфта А, включается муфта Б перемещением по валу 3 влево. Вращающий момент через шестерни 7 и 11 передается с вала 3 на вал 4 (соответствует лучу II на фиг.3) и далее, как в первой передаче «назад» (соответствует лучу VII в точке 2′ на фиг.3);

- третья передача: включается муфта Б перемещением по валу 3 вправо. Вращающий момент через шестерни 8 и 12 передается с вала 3 на вал 4 (соответствует лучу III на фиг.3) и далее, как в первой передаче «назад» (соответствует лучу VII в точке 3′ на фиг.3);

- четвертая передача: все муфты находятся в положении «выключено». Шестерня 19 вводится в зацепление с шестерней 16 и 12. Включается муфта Ж перемещением по валу 5 вправо. Включается муфта А перемещением по валу 3 влево. Вращающий момент через шестерни 12, 19 и 16 передается с вала 4 на вал 5 (соответствует лучу VII в точке 4′ на фиг.3);

- пятая передача: выключается муфта А, включается муфта Б перемещением по валу 3 влево. Вращающий момент через шестерни 7 и 11 передается с вала 3 на вал 4 (соответствует лучу II на фиг.3). Далее, как в четвертой передаче «назад» (соответствует лучу VII в точке 5′ на фиг.3);

- шестая передача: включается муфта Б перемещением по валу 3 вправо. Вращающий момент через шестерни 8 и 12 передается с вала 3 на вал 4 (соответствует лучу I на фиг.3). Далее, как в четвертой передаче «назад» (соответствует лучу VII в точке 6′ на фиг.3).

Таким образом, по сравнению с прототипом, предлагаемое решение коробки скоростей автотракторной техники обеспечивает увеличение количества передач заднего хода на две.

Материалоемкость и вес коробки уменьшаются за счет использования трех связанных шестерен вместо одной и замены протяженного вала короткой осью блока заднего хода.

Коробка скоростей автотракторной техники, состоящая из основного блока и блока заднего хода с размещенными в блоках несоосными валами с установленными на них 15-ю несвязанными и связанными шестернями и соединительными муфтами, отличающаяся тем, что основной блок коробки снабжен одним промежуточным валом, на котором размещены две несвязанные и три связанные шестерни, а блок заднего хода снабжен осью для размещения двух шестерен.
КОРОБКА СКОРОСТЕЙ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ
КОРОБКА СКОРОСТЕЙ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ
КОРОБКА СКОРОСТЕЙ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 11.
27.01.2014
№216.012.9ae6

Центробежный сепаратор-очиститель

Изобретение относится к сепараторостроению и может быть использовано в таких отраслях промышленности, как пищевая, химическая, нефтяная, биологическая, автотракторная и другие. Центробежный сепаратор-очиститель содержит барабан с крышкой, укрепленный жестко на вертикальном вращающемся полом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505360
Дата охранного документа: 27.01.2014
20.07.2014
№216.012.e0f4

Гитара станка и способ настройки гитары

Группа изобретений относится к станкостроению и предназначена для использования в металлорежущих станках, имеющих гитары сменных зубчатых колес. Гитару станка снабжают дополнительным валом, обеспечивающим получение зубчатых передач с постоянным межосевым расстоянием на выходном и дополнительном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523374
Дата охранного документа: 20.07.2014
27.09.2014
№216.012.f951

Универсальный набор концевых мер

Изобретение относится к области механических средств измерения, а именно к приспособлениям для измерения определенных параметров деталей (длины, ширины, толщины и т.п.), конкретно - к наборам концевых мер, и может быть использовано в различных отраслях машиностроения, например в производстве...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529662
Дата охранного документа: 27.09.2014
10.05.2015
№216.013.4b51

Пластина звена приводной роликовой или втулочной цепи

Пластина звена приводной роликовой или втулочной цепи выполнена по всей толщине в виде криволинейного профиля, у которого оконечные части расположены оппозитно относительно поперечной оси профиля и очерчены дугами окружностей. Центральная часть профиля с минимальной шириной на поперечной оси...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550788
Дата охранного документа: 10.05.2015
20.04.2016
№216.015.35db

Пластина звена приводной роликовой цепи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводных роликовых или втулочных цепях. Пластина с отверстиями звена приводной роликовой цепи имеет контур, выполненный с сопряженными криволинейными в виде дуг окружностей оконечной и срединной частей контура. Плоские участки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581998
Дата охранного документа: 20.04.2016
10.06.2016
№216.015.4468

Способ изготовления двухпарной гитары станка с переменными межосевыми расстояниями

Способ включает выбор числа зубьев упомянутых зубчатых колес. Для увеличения количества реализуемых передаточных отношений числа зубьев сменных зубчатых колес набора гитары выбирают из ряда, построенного по степени участия каждого из колес в формировании массива реализуемых гитарой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586935
Дата охранного документа: 10.06.2016
10.06.2016
№216.015.4879

Станочная гитара с переменными межосевыми расстояниями

Станочная гитара содержит основной комплект из двадцати одного колеса с числами зубьев, образующими ряд чисел с заданным шагом, и дополнительный комплект из пяти колес, в том числе колеса с числами зубьев 47, 63, 97 и 127. Для увеличения реализуемых передаточных отношений наименьшее из колес...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002587005
Дата охранного документа: 10.06.2016
25.08.2017
№217.015.bbbe

Ударное устройство для упрочнения металлов поверхностным пластическим деформированием

Изобретение относится к ударному устройству для упрочнения металлических изделий поверхностным пластическим деформированием. Ударное устройство содержит тележку, основание, на котором установлен рабочий цилиндр с деформирующим инструментом, связанным с приводом ударного воздействия, и механизмы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615966
Дата охранного документа: 11.04.2017
19.01.2018
№218.016.00ba

Универсальный набор концевых мер

Изобретение относится к механическим средствам измерения и может быть использовано, в частности, при настройке измерительных приборов. Универсальный набор концевых мер состоит из пяти групп мер. Размеры мер подчинены зависимостям: A=A+δ, A=A+(n-1)δ, где A - размер первой меры группы с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002629686
Дата охранного документа: 31.08.2017
20.01.2018
№218.016.113e

Узловое сборно-разборное соединение деревянных стержней

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при соединении деревянных элементов в решетчатых плоских и пространственных конструкциях. Технический результат - упрощение конструкции узла и его монтажа, повышение жесткости соединения. упрощение монтажа. В узловом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633897
Дата охранного документа: 19.10.2017
+ добавить свой РИД