×
20.09.2013
216.012.6ae6

КОЛЕСО РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002493017
Дата охранного документа
20.09.2013
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Колесо содержит тело (1) и тормозные диски (2), присоединенные к нему с обеих сторон посредством крепежных элементов. На соответствующих участках прилегания тормозных дисков (2) к телу (1) колеса расположен высоконагружаемый механически и термически промежуточный слой (7). Каждый промежуточный слой (7) выполнен из листа, имеющего более высокую прочность, чем тело (1) колеса или его перемычка (3). Промежуточные слои (7) выполнены из листа нержавеющей стали и имеют полированную поверхность. Технический результат - повышение эксплуатационной надежности и увеличение срока службы колеса. 15 з.п. ф-лы, 5 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к колесу рельсового транспортного средства в соответствии с ограничительной частью п.1 формулы.

У известных колес рельсовых транспортных средств присоединенные с обеих сторон к телу колеса тормозные диски закреплены на теле колеса посредством большого числа распределенных по периферии крепежных элементов, преимущественно сквозных болтов.

При этом тормозные диски с отформованными охлаждающими ребрами, центрирующими и крепежными проушинами прилегают непосредственно к телу колеса, а именно к периферийной перемычке колеса, соединяющей ступицу с внешним ходовым кольцом.

Однако за счет непосредственного прилегания тормозных дисков возникают значительные, обусловленные эксплуатацией проблемы.

Так, вследствие возникновения осевых температурных градиентов радиально снаружи тормозного диска между перемычкой и участками прилегания во время торможения возникают значительные превышения удельного давления. (Если бы соответствующий тормозной диск не был свинчен с телом колеса, то он принял бы форму тарельчатой пружины.)

Помимо этого кольцеобразные тормозные диски склонны к встречной тарельчатой деформации за счет собственных растягивающих напряжений в поверхностях трения, возникающих при высоких термических нагрузках.

Затем в холодном состоянии на лежащих радиально внутри участках прилегания возникают превышения удельного давления.

В результате термически обусловленного «дыхания» тормозного диска, т.е. периодического радиального сжатия и растяжения, при каждом процессе торможения возникает так называемое трение скольжения на участках прилегания.

Из-за названных превышений удельных давлений, прежде всего, в случае высоких тормозных мощностей возникает заедание между тормозными дисками и телом колеса в зоне участков прилегания или локальные пластические деформации в перемычке, что в перспективе может привести к повреждениям колеса, таким как трещинообразование.

В основе изобретения лежит задача усовершенствования колеса рельсового транспортного средства так, чтобы конструктивно простейшими средствами можно было предотвратить обусловленную эксплуатацией перегрузку и за счет этого, в целом, увеличить срок службы.

Эта задача решена посредством колеса рельсового транспортного средства, охарактеризованного признаками п.1 формулы.

За счет расположения высоконагружаемого механически и термически промежуточного слоя, по меньшей мере, на соответствующем участке прилегания между тормозными дисками и телом колеса предотвращаются явления заедания и, тем самым, повреждения колеса.

Термически обусловленные, называемые в уровне техники «дыхание» радиальные деформации тормозного диска, возникающие при торможении, не проявляют своего действия, поскольку промежуточный слой функционирует, в качестве слоя скольжения, по которому соответственно скользит либо тормозной диск, когда промежуточный слой радиально фиксирован на теле колеса, либо промежуточный слой вместе с присоединенным тормозным диском движется со скольжением относительно тела колеса по нему.

При этом целесообразно, если промежуточный слой по размеру своей поверхности выполнен таким же или больше соответствующего размера участка прилегания тормозных дисков, в результате чего действует небольшое удельное давление.

Таким образом, предотвращаются явления заедания или пластические деформации в перемычке колеса, что эффективно предотвращает также возникающее вследствие этого трещинообразование.

Это приводит к заметному увеличению срока службы всего колеса и заметному повышению эксплуатационной надежности.

Также целесообразно, если промежуточный слой изготовлен из листа, твердость которого заметно выше, чем твердость или прочность перемычки колеса.

Как оказалось, лист нержавеющей стали с полированными поверхностями, имеющийся обычно в виде рулонного материала, идеальным образом подходит для этой цели, причем такой лист должен иметь предел прочности при растяжении более 1000 Н/мм2 и толщину около 1 мм. Однако, в принципе, возможны и другие толщины листа.

Согласно одному предпочтительному варианту выполнения изобретения, промежуточные слои состоят соответственно из секторов кругового кольца, прилегающих друг к другу в направлении периферии.

При этом секторы кругового кольца возможны в 30, 60, 120 или 180°. Промежуточный слой может быть выполнен, в принципе, в виде цельного листового кольца. Крепление секторов кругового кольца в радиальном направлении осуществляется с геометрическим или с фрикционным замыканием. Геометрическое замыкание может осуществляться либо на перемычке, либо на стороне прилегания тормозного диска.

Фрикционное же замыкание достигается за счет соответствующего натяжения посредством резьбового соединения, с помощью которого тормозные диски закреплены на перемычке или на теле колеса.

Другие предпочтительные варианты выполнения изобретения охарактеризованы в зависимых пунктах.

Настоящее изобретение поясняется чертежами, на которых представлено следующее:

- фиг.1: фрагмент колеса в разрезе на виде сбоку;

- фиг.2, 3: увеличенные фрагменты других примеров выполнения изобретения, как на фиг.1;

- фиг.4: часть колеса при виде сверху;

- фиг.5: увеличенный фрагмент другого примера выполнения изобретения в разрезе на виде сбоку.

На фиг.1 показан фрагмент колеса, а именно одного из участков, на которых с обеих сторон к его телу 1 присоединены тормозные диски 2.

Перемычка 3 тела 1 колеса, образующая две периферийные, радиально проходящие поверхности прилегания, имеет отверстие 14, в которое вставлен винт 6, с чьей помощью тормозные диски прочно соединены с телом 1.

Каждый винт 6, причем несколько их распределены на равном угловом расстоянии по периферийной поверхности, вставлен в крепежную проушину 5 соответствующего тормозного диска 2, которая с торца также образует участок прилегания к перемычке 3, такой как охлаждающие ребра 4 тормозного диска.

Между участками прилегания крепежной проушины 5 и охлаждающими ребрами 4 и перемычкой 3 каждому тормозному диску 2 придан промежуточный слой 7, к которому, тем самым, с одной стороны прилегает перемычка 3, а с другой стороны прилегают участки прилегания тормозного диска 2.

Эти промежуточные слои 7 состоят из высоконагружаемого механически и термически материала, предпочтительно из твердокатаного листа, твердость или прочность которого выше, чем у перемычки 3.

Как особенно хорошо показано на фиг.4, промежуточные слои 7 состоят из секторов кругового кольца, равномерно распределенных по периферии, причем число секторов может варьироваться. Например, в случае двенадцати винтов 6 предусмотрено такое же число секторов, заключающих соответственно угол 30°.

Для радиальной фиксации промежуточные слои 7 удерживаются преимущественно с геометрическим замыканием, для чего в примере на фиг.1 перемычка 3 имеет уступы 8, в которых промежуточные слои 7 расположены в значительной степени с фиксацией от смещения в радиальном направлении.

Для ввода винтов 6 промежуточные слои 7 имеют соответствующие отверстия.

В примере на фиг.2, на которой, как на фиг.3 и 5, в увеличенном виде изображен участок прилегания промежуточных слоев 7, радиальная фиксация осуществляется в обоих направлениях, т.е. наружу и внутрь, за счет втулки 9, вставленной в отверстие 14 и аксиально фиксированной в нем, причем втулка 9 выступает за перемычку 3 в обе стороны, по меньшей мере, на толщину промежуточных слоев 7.

Наружный диаметр втулки 9 приблизительно соответствует диаметру в свету центральной выемки промежуточного слоя 7, так что он может быть, с одной стороны, без проблем надет, а с другой стороны, фиксирован от бокового смещения.

В примерах на фиг.1 и 2 промежуточные слои 7 фиксированы на перемычке 3. За счет заметного прилегания к перемычке 3 промежуточных слоев 7 на большой поверхности, наружный радиус которых определяется радиальной шириной охлаждающих ребер 4, образующих практически внешние участки прилегания, предотвращается возникновение заметных разностей температур между листом и перемычкой и, тем самым, также термически обусловленные перекосы промежуточных листов относительно колеса. Скольжения листов по перемычке колеса не происходит.

Опирающийся на соответствующий промежуточный слой тормозной диск 2, напротив, скользит при термически обусловленном формоизменении в радиальном направлении по промежуточному слою 7, что исключает заедание или повреждение перемычки.

Промежуточные слои 7 фиксированы на перемычке 3 также в примере на фиг.5.

Для этого промежуточные слои 7 имеют в зоне отверстия 14 перемычки 3 отбортовки 13, которые представляют собой пояски и входят в отверстие 14, причем они по своему наружному диаметру приблизительно соответствуют диаметру в свету отверстия 14, что обеспечивает радиальную фиксацию в обоих направлениях.

На фиг.3 показан другой пример фиксации промежуточных слоев 7.

Здесь тормозной диск 2 имеет на своих обращенных к перемычке 3 участках прилегания уступы 10, в каждом из которых находится и радиально фиксирован один из промежуточных слоев 7.

При обусловленных температурой расширении и сжатии тормозных дисков 2 в радиальном направлении соответствующий промежуточный слой 7 движется заодно с ними в такой же степени, так что промежуточные слои 7 практически скользят по перемычке 3.

Как показано на фиг.4, другой вид радиальной фиксации промежуточных слоев 7 состоит в том, что в них в зоне совпадения с сухарями 11, расположенными между перемычкой 3 и тормозными дисками 2, выполнены высечки, которые по своим размерам в плане соответствуют сухарям 11, чем достигается фиксация положения на перемычке 3 с геометрическим замыканием.

Поскольку между тормозным диском 2 и промежуточным слоем 7 при каждом процессе торможения возникают разности температур, промежуточный слой 7 выполнен так, что разности в кривизне не приводят к перекосам.

Этот промежуточный слой 7 выполнен таким образом, что он снабжен на наружном и внутреннем краях участками прилегания 12, которые прилегают к соответствующим кромкам уступов 8, 10 (фиг.4).

В принципе, способным к функционированию является цельный промежуточный слой в форме кольца. Однако за счет большого диаметра тормозных дисков 2 колес рельсовых транспортных средств существенно более оптимальным является использование секторов кругового кольца, причем они могут штамповаться, вырезаться лазером или водяной струей.

В изображенном на фиг.4 примере выбраны секторы кругового кольца в 60°, и каждый промежуточный слой 7 снабжен на наружном краю двумя участками прилегания 12, а на внутреннем краю - одним участком прилегания 12, расположенным по центру, тогда как оба внешних участка прилегания по отношению к длине расположены во внешних краевых зонах, так что возникает прилегание в трех точках, которое, как уже сказано, препятствует перекосу в случае разности в кривизне.


КОЛЕСО РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
КОЛЕСО РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
КОЛЕСО РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
КОЛЕСО РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
КОЛЕСО РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 74.
27.06.2013
№216.012.500b

Комбинированный цилиндр с силовым передаточным механизмом с переменным передаточным отношением

Изобретения относятся к области машиностроения, в частности к комбинированным тормозным цилиндрам. Комбинированный тормозной цилиндр содержит цилиндр рабочего тормозного механизма в качестве активного рабочего тормоза с приводимым в действие посредством рабочей жидкости поршнем, а также цилиндр...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486084
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.08.2013
№216.012.5c6e

Способ и регулирующее устройство для контроля приводного и тормозного усилий транспортного средства, а также транспортное средство с регулирующим устройством

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и предназначено для улучшения силового замыкания участвующих в трении элементов. Транспортное средство содержит регулирующее устройство (16). При контроле приводного и тормозного усилий рельсового транспортного средства, по заданной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489283
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.10.2013
№216.012.723d

Устройство контроля повреждений элементов ходовой части единиц подвижного состава

Изобретение относится к устройству (2) контроля повреждений элементов ходовой части единиц подвижного состава, содержащему, по меньшей мере, один вибродатчик (28, 28', 28''). Согласно варианту выполнения изобретения предусмотрено, что, по меньшей мере, один вибродатчик (28, 28') установлен на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494902
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.10.2013
№216.012.75a1

Способ контроля рельсовых тормозов

Изобретение относится к области контроля тормозов. Осуществляют контроль линейного вихревого тормоза, при котором через обмотку тормозного магнита проходит электрический ток. Измеряют электрический ток (i2, i4). Сравнивают временную характеристику измеренного тока с хранящейся в памяти...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495773
Дата охранного документа: 20.10.2013
27.12.2013
№216.012.9040

Пневматический тормозной механизм

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным системам тягового подвижного состава. Пневматический тормозной механизм содержит шпиндель и скобу. Шпиндель выполнен с возможностью перемещения в аксиальном направлении. Шпиндель опирается на скобу с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502621
Дата охранного документа: 27.12.2013
20.05.2014
№216.012.c6ca

Мембранный клапан, в частности, для противоблокировочного устройства или для предохранителя от скольжения

Группа изобретений относится к области машиностроения и предназначена для осуществления функции антиблокировки или предохранения от скольжения в пневматически управляемых тормозных системах транспортных средств. Мембранный клапан с мембраной (5) из эластомера для управления запорным элементом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516649
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.06.2014
№216.012.d491

Компоновка клапанов для управления тормозными, а также дополнительными устройствами пневматической тормозной системы транспортного средства

Изобретение относится к области транспорта, а именно к тормозным устройствам для транспортных средств. Компоновка клапанов для управления тормозными, а также дополнительными устройствами пневматической тормозной системы транспортного средства содержит размещенные в одном общем несущем модуле с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520188
Дата охранного документа: 20.06.2014
10.07.2014
№216.012.db24

Тормозной диск вала, в частности, для рельсового транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Тормозной диск вала для рельсового транспортного средства содержит фрикционное кольцо, прикрепленное к ступице посредством винтов. Винты проходят через зажимное кольцо, формирующее контропору для винтов и прилегающее к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521878
Дата охранного документа: 10.07.2014
10.08.2014
№216.012.e805

Компоновка тормозных и дополнительных аппаратов для тормозного устройства с пневматическим приводом транспортного средства

Изобретение относится к области транспорта, а именно к тормозным устройствам для транспортных средств. Компоновка тормозных и дополнительных аппаратов для тормозного устройства с пневматическим приводом транспортного средства содержит пневматические клапаны управления и другие пневматические...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525190
Дата охранного документа: 10.08.2014
20.08.2014
№216.012.ec53

Стояночное тормозное устройство рельсового транспортного средства с высоким коэффициентом полезного действия

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к области тормозных устройств рельсовых транспортных средств. Тормозное устройство содержит рабочий тормозной цилиндр с приводимым в действие рабочей жидкостью поршнем, а также со стояночным тормозным устройством с установленным с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526307
Дата охранного документа: 20.08.2014
Показаны записи 1-10 из 55.
27.06.2013
№216.012.500b

Комбинированный цилиндр с силовым передаточным механизмом с переменным передаточным отношением

Изобретения относятся к области машиностроения, в частности к комбинированным тормозным цилиндрам. Комбинированный тормозной цилиндр содержит цилиндр рабочего тормозного механизма в качестве активного рабочего тормоза с приводимым в действие посредством рабочей жидкости поршнем, а также цилиндр...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486084
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.08.2013
№216.012.5c6e

Способ и регулирующее устройство для контроля приводного и тормозного усилий транспортного средства, а также транспортное средство с регулирующим устройством

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и предназначено для улучшения силового замыкания участвующих в трении элементов. Транспортное средство содержит регулирующее устройство (16). При контроле приводного и тормозного усилий рельсового транспортного средства, по заданной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489283
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.10.2013
№216.012.723d

Устройство контроля повреждений элементов ходовой части единиц подвижного состава

Изобретение относится к устройству (2) контроля повреждений элементов ходовой части единиц подвижного состава, содержащему, по меньшей мере, один вибродатчик (28, 28', 28''). Согласно варианту выполнения изобретения предусмотрено, что, по меньшей мере, один вибродатчик (28, 28') установлен на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494902
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.10.2013
№216.012.75a1

Способ контроля рельсовых тормозов

Изобретение относится к области контроля тормозов. Осуществляют контроль линейного вихревого тормоза, при котором через обмотку тормозного магнита проходит электрический ток. Измеряют электрический ток (i2, i4). Сравнивают временную характеристику измеренного тока с хранящейся в памяти...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495773
Дата охранного документа: 20.10.2013
27.12.2013
№216.012.9040

Пневматический тормозной механизм

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным системам тягового подвижного состава. Пневматический тормозной механизм содержит шпиндель и скобу. Шпиндель выполнен с возможностью перемещения в аксиальном направлении. Шпиндель опирается на скобу с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502621
Дата охранного документа: 27.12.2013
20.05.2014
№216.012.c6ca

Мембранный клапан, в частности, для противоблокировочного устройства или для предохранителя от скольжения

Группа изобретений относится к области машиностроения и предназначена для осуществления функции антиблокировки или предохранения от скольжения в пневматически управляемых тормозных системах транспортных средств. Мембранный клапан с мембраной (5) из эластомера для управления запорным элементом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516649
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.06.2014
№216.012.d491

Компоновка клапанов для управления тормозными, а также дополнительными устройствами пневматической тормозной системы транспортного средства

Изобретение относится к области транспорта, а именно к тормозным устройствам для транспортных средств. Компоновка клапанов для управления тормозными, а также дополнительными устройствами пневматической тормозной системы транспортного средства содержит размещенные в одном общем несущем модуле с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520188
Дата охранного документа: 20.06.2014
10.07.2014
№216.012.db24

Тормозной диск вала, в частности, для рельсового транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Тормозной диск вала для рельсового транспортного средства содержит фрикционное кольцо, прикрепленное к ступице посредством винтов. Винты проходят через зажимное кольцо, формирующее контропору для винтов и прилегающее к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521878
Дата охранного документа: 10.07.2014
10.08.2014
№216.012.e805

Компоновка тормозных и дополнительных аппаратов для тормозного устройства с пневматическим приводом транспортного средства

Изобретение относится к области транспорта, а именно к тормозным устройствам для транспортных средств. Компоновка тормозных и дополнительных аппаратов для тормозного устройства с пневматическим приводом транспортного средства содержит пневматические клапаны управления и другие пневматические...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525190
Дата охранного документа: 10.08.2014
20.08.2014
№216.012.ec53

Стояночное тормозное устройство рельсового транспортного средства с высоким коэффициентом полезного действия

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к области тормозных устройств рельсовых транспортных средств. Тормозное устройство содержит рабочий тормозной цилиндр с приводимым в действие рабочей жидкостью поршнем, а также со стояночным тормозным устройством с установленным с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526307
Дата охранного документа: 20.08.2014
+ добавить свой РИД