×
10.09.2013
216.012.68e0

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАКА И ВЕЛИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЯ САМОЛЕТА ОТ КУРСА И ГЛИССАДЫ НА КОНЕЧНОМ ЭТАПЕ ЕГО ПОСАДКИ НА АЭРОДРОМ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002492495
Дата охранного документа
10.09.2013
Аннотация: Изобретения относятся к радиолокационной технике и могут быть использованы для формирования ошибок рассогласования, используемых для принятия решения о посадке самолета на аэродром, в частности для посадки самолета на палубную взлетно-посадочную полосу авианосца. Достигаемый технический результат - повышение надежности посадки самолетов. Указанный результат достигается за счет более быстрого и точного дополнительного определения величины и знака ошибки рассогласования между истинными и реальными значениями курса и глиссады на конечном этапе посадки самолета, ошибки рассогласования нужного знака формируют на выходах двух фазовых детекторов, являющихся: один нагрузкой двух идентичных курсовых радиолокационных станций (РЛС), антенны которых располагают на оси, параллельной продольной оси самолета, а второй нагрузкой двух идентичных глиссадных РЛС, антенны которых располагают по оси, параллельной вертикальной оси самолета, при этом каждая из четырех разнесенных в пространстве РЛС излучает непрерывные сигналы с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону в сторону отражателя радиоволн, установленному в начале взлетно-посадочной полосы аэродрома на ее продольной оси. Заявленные способы реализуются с помощью устройства определения знака и величины отклонения самолета от курса на конечном этапе его посадки на аэродром и устройства определения знака и величины отклонения самолета от глиссады на конечном этапе его посадки на аэродром. 4 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретения относятся к радиолокационной технике и могут быть использованы для формирования ошибки рассогласования, используемых для принятия решения о посадке самолета на аэродром, в частности, для посадки самолета на палубную взлетно-посадочную полосу авианосца.

Известно, что посадить самолет на аэродром можно, если использовать курс - глиссадный радиолокатор, располагаемый вблизи взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэродрома, узконаправленные диаграммы антенн которого сканируют: одна в вертикальной, а другая в горизонтальной плоскостях. При этом оператор на индикаторах радиолокатора отслеживает величины и знаки отклонения самолета от курса и глиссады и сообщает об этом летчику, который устраняет рассогласования воздействуя на рули самолета.

Недостатком данного способа посадки самолета является сравнительно большое время, затрачиваемое на выявление и устранение ошибок рассогласования складываемое из времени принятия решения оператором, времени передачи информации от оператора к летчику, времени принятия решения летчиком и т.п.

Известны [патент 2374597, RU, F41H 11/02] способ и устройство формирования команды на пуск защитного боеприпаса, заключающийся в том, что импульс - команду на пуск защитного боеприпаса формируют только при совпадении во времени моментов выдачи команды на пуск защитного боеприпаса, устанавливаемых по началу возникновения и обнаружения на двух РЛС, разнесенных в пространстве, сигналов с частотой Fдо=2Vofo/С, когда цель будет находиться на удалении от РЛС, равном Do+(Vi/Vo)Do,

где С - скорость света,

Vi - радиальная скорость цели,

fo - средняя частота излучаемого РЛС непрерывного сигнала с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону, выбираемая из условия: Do/Vo=fo/Fm dfm,

где Fm и dfm соответственно частота модуляции и девиация частоты сигнала,

Do и Vo выбираемые известные величины расстояния и скорости,

Однако данное устройство имеет совершенно иное предназначение, не связанное с посадкой самолетов на аэродром.

Целью изобретения является повышение надежности посадки самолетов.

Поставленная цель достигается за счет более быстрого и точного дополнительного определения величины и знака ошибки рассогласования между истинными и реальными значениями курса и глиссады на конечном этапе посадки самолета.

Определение знака и величины отклонения самолета от курса или глиссады на конечном этапе его посадки на аэродром осуществляют после радиолокационного облучения цели непрерывными сигналами с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону и формирования импульс-команд на двух разнесенных в пространстве радиолокационных станциях определения момента выдачи команды на пуск защитного боеприпаса (РЛС) по началу возникновения и обнаружения на них сигналов частотой 3Fдо=3(2Vo fo)/С, когда цель будет находиться на удалении от РЛС, равном 3Do+(Vi/Vo)Do,

где С - скорость света,

Vi - радиальная скорость цели,

fo - средняя частота излучаемого РЛС непрерывного сигнала с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону, выбираемая из условия: Do/Vo=fo/Fm dfm,

где Fm и dfm соответственно частота модуляции и девиация частоты сигнала,

Do и Vo выбираемые известные величины расстояния и скорости.

При этом в качестве цели используют отражатель радиоволн, устанавливаемый в начале взлетно-посадочной полосы аэродрома, на ее продольной оси, а ошибки отклонения самолета от курса и глиссады нужного знака формируют на выходах двух фазовых детекторов, являющихся: один нагрузкой двух идентичных курсовых РЛС, антенны которых располагают на оси параллельной продольной оси самолета, а второй, нагрузкой двух идентичных глиссадных РЛС, антенны которых располагают по оси параллельной вертикальной оси самолета.

На фиг.1 приведены рисунки, поясняющие способ определения знака и величины отклонения самолета от курса или глиссады на конечном этапе его посадки на аэродром. При этом, если антенны двух РЛС установить на удалении АВ друг от друга по оси параллельной поперечной оси самолета, то такая система позволит определить знак и величину отклонения самолета от курса, а если две антенны двух других РЛС установить аналогично, но по оси параллельной вертикальной оси самолета то такая система образует датчик определения знака и величины отклонения самолета от глиссады.

Если проанализировать работу известной РЛС определения момента выдачи команды на пуск защитного боеприпаса (далее РЛС) и известного устройства формирования данной команды, то можно сделать следующие выводы:

- при неточном приближении самолета по курсу или глиссаде к отражателю С, установленному вначале ВПП, на ее продольной оси, на выходах РЛС-А (фиг.2а, г) и РЛС-В (фиг.2б, д) начнут формироваться импульс команды, когда между антеннами РЛС и отражателем будут расстояния A1C или В1С, теоретически вычисляемые при решении уравнения:

2A1C Fm dfm/С-2 Vi fo/С=3(2Vo fo/С),

а на выходах РЛС-А (фиг.2б, д) и РЛС-В (фиг.2а, г) когда между антеннами РЛС и отражателем будут расстояния АС или ВС, теоретически вычисляемые при решении системы уравнений:

2АС Fm dfm/С-2Vi Cosk fo/С=3(2Vo fo/C)

AC=АВ/Sinк

Очевидно, что величина интервала времени

определяет уровень отклонения самолета от курса (фиг 2.а, б) или от глиссады (фиг.2г, д), а очередность начала формирования импульс-команд на РЛС определяет знак отклонения самолета от нужного направления (влево или вправо от курса или вверх или вниз от глиссады), что фазовым детектором (см. У. Титце, К. Шенк, Полупроводниковая схемотехника, М, Мир, 1982 г., стр.494-495) может быть преобразовано в ошибку рассогласования нужного знака и величины для, например, управления рулями самолета;

- при точном приближении по курсу и глиссаде самолета к отражателю С, на выходе РЛС-А и РЛС-В (фиг.2 в, с) импульс-команды начнут формироваться одновременно когда между антеннами РЛС и отражателем будет расстояние АС или ВС, теоретически вычисляемые при решении системы уравнений:

2АС Fm dfm/C-2Vi Cosк1 fo/С=3(2Vo fo/C)

AC=0,5AB/Sinк1,

- при других выбранных величинах Vo и Do и других параметрах излучаемого сигнала изменятся и дальности между отражателем С и антеннами РЛС (самолетом), при которых начнут формироваться на РЛС импульс-команды. Так, например, в известном формирователе команды на пуск защитного боеприпаса это будет происходить на удалении самолета от отражателя С порядка 18 м, т.е. при значительном запасе времени на окончательное принятие решения летчиком: сажать или не сажать самолет, равном 18 м/(9 м/с)=2 с.

Рассмотрим на примере работу датчика знака и величины отклонения самолета от курса или глиссады.

Пусть через приемо-передающие антенны РЛС, установленные друг от друга на расстоянии АВ=0,75 м, излучают и принимают непрерывные СВЧ сигналы с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону с параметрами: fo=100 ГГц, Fm=50 кГц, dfm=200 мГц, выбранными при Do=1,5 м и Vo=150 м/с, а также на второй смеситель в РЛС подают опорный сигнал частотой 100 кГц и пусть самолет точно заходит на посадку по глиссаде и чуть левее курса (фиг.1а). Тогда, при приближении самолета к отражателю С, на выходе РЛС-А импульс-команда начнет формироваться, когда между антенной РЛС и отражателем будет расстояние А1С=4,59 м, а на выходе РЛС-В, когда между антенной РЛС и отражателем будет расстояние ВС=4,591 м, т.е. когда угол K будут равен 9,405 град. При этом интервал времени A1A/Vi определится величиной 0,006883 с. Очевидно, что при больших отклонениях чем 0,75 м самолета от курса, величины интервалов времени A1A/Vi будут большими. Сказанное правомерно и при отклонении самолета вправо от курса или вниз от глиссады, за исключением того, что импульс-команды вперед начнут формироваться на РЛС-В чем на РЛС-А.

Очевидно, что точность и скорость дополнительного определения возможности посадки самолета на аэродром должны дать летчику дополнительную уверенность в принятии им окончательного решения на конечном этапе посадки самолета и тем самым повысить надежность посадки самолета в целом.


СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАКА И ВЕЛИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЯ САМОЛЕТА ОТ КУРСА И ГЛИССАДЫ НА КОНЕЧНОМ ЭТАПЕ ЕГО ПОСАДКИ НА АЭРОДРОМ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 35.
10.01.2013
№216.012.19d1

Способ формирования команды на защиту объекта от приближающейся к нему цели и устройство для его реализации

Изобретения относятся к области радиолокационной техники. Способ формирования команды на защиту объекта от приближающейся к нему цели заключается в определении отношения интервала времени между началами формирования на совмещенных с объектом двух РЛС сигналов разностной частоты N 2Vofo/C к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472101
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.19d2

Способ активной защиты самолета от ракеты с радиовзрывателем, пущенной ему вдогон, и устройство для его реализации

Группа изобретений относится к радиолокационной технике. Способ активной защиты самолета от ракеты с радиовзрывателем, пущенной ему вдогон, заключается в постановке ракете пассивной помехи, при этом команду на постановку помехи формируют при равенстве по крайней мере двух интервалов времени....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472102
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1bf5

Способ формирования команды для срабатывания системы защиты в автомобиле и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к технике защиты автомобилей. На автомобильной радиолокационной станции (РЛС) формируют и сравнивают между собой два интервала времени. Один - между началами возникновения и обнаружения на РЛС сигналов частотой Fдо=2Vо fo/C и 3Fдо, а другой - между началами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472651
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.02.2013
№216.012.247d

Рлс измерения мгновенной скорости пули

Изобретения относятся к радиолокационной технике. Достигаемый технический результат - сокращение времени измерения мгновенной скорости пули. Радиолокационная станция (РЛС) измерения мгновенной скорости пули по первому варианту содержит приемно-передающую антенну, вход которой, работающий на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474843
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.04.2013
№216.012.37bb

Способ определения промаха снаряда в защищаемый объект и устройство для его реализации

Группа изобретений относится к радиолокационной технике и может быть использована при создании комплексов активной защиты объектов. Определение промаха снаряда в защищаемый объект осуществляют посредством измерения частоты Доплера снаряда сначала тогда, когда снаряд находится в дальней зоне его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479820
Дата охранного документа: 20.04.2013
10.06.2013
№216.012.4998

Способ определения направления отклонения движения ракеты от ее направления на цель. способы самонаведения ракеты на цель и устройства для их реализации

Изобретения относятся к радиолокационной технике. Достигаемый технический результат изобретения - улучшение массогабаритных и стоимостных характеристик устройств наведения и самонаведения ракет и управляемых снарядов на цель. Самонаведение ракеты на цель осуществляют посредством определения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484420
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.06.2013
№216.012.49e5

Способ селекции малоразмерных целей и устройство для его реализации

Изобретения относятся к радиолокационной технике. Техническим результатом является расширение ассортимента устройств селекции целей для комплексов активной защиты объектов. На РЛС определения момента выдачи команды на пуск защитного боеприпаса формируют непрерывный сигнал fo с частотной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484497
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4df3

Способ посадки самолета по курсу или глиссаде на аэродром и устройства для его реализации, рлс определения знака отклонения цели от равносигнального направления

Изобретения относятся к радиолокационной технике и могут быть использованы для построения систем посадки самолетов на аэродром. Достигаемый технический результат - повышение надежности посадки самолетов, который достигается за счет более быстрого и точного определения знака ошибки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485537
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.09.2013
№216.012.6ce9

Способ распознавания класса цели и устройство для его реализации

Изобретения относятся к радиолокационной технике. Техническим результатом является повышение эффективности работы комплексов активной защиты объектов. Первый и второй варианты способов распознавания класса цели основаны на результате перемножения Vц - скорости цели на tп - время пролета целью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493532
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.10.2013
№216.012.76d7

Способ определения защитного боеприпаса, подлежащего пуску, и устройство для его реализации, формирователи известных цифровых чисел

Изобретения относятся к радиолокационной технике. Достигаемый технический результат - расширение функциональных возможностей. Защитный боеприпас, подлежащий пуску, выбирают по знаку и величине рассогласования между моментами возникновения и обнаружения на двух разнесенных в пространстве...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496083
Дата охранного документа: 20.10.2013
Показаны записи 1-10 из 35.
10.01.2013
№216.012.19d1

Способ формирования команды на защиту объекта от приближающейся к нему цели и устройство для его реализации

Изобретения относятся к области радиолокационной техники. Способ формирования команды на защиту объекта от приближающейся к нему цели заключается в определении отношения интервала времени между началами формирования на совмещенных с объектом двух РЛС сигналов разностной частоты N 2Vofo/C к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472101
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.19d2

Способ активной защиты самолета от ракеты с радиовзрывателем, пущенной ему вдогон, и устройство для его реализации

Группа изобретений относится к радиолокационной технике. Способ активной защиты самолета от ракеты с радиовзрывателем, пущенной ему вдогон, заключается в постановке ракете пассивной помехи, при этом команду на постановку помехи формируют при равенстве по крайней мере двух интервалов времени....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472102
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1bf5

Способ формирования команды для срабатывания системы защиты в автомобиле и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к технике защиты автомобилей. На автомобильной радиолокационной станции (РЛС) формируют и сравнивают между собой два интервала времени. Один - между началами возникновения и обнаружения на РЛС сигналов частотой Fдо=2Vо fo/C и 3Fдо, а другой - между началами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472651
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.02.2013
№216.012.247d

Рлс измерения мгновенной скорости пули

Изобретения относятся к радиолокационной технике. Достигаемый технический результат - сокращение времени измерения мгновенной скорости пули. Радиолокационная станция (РЛС) измерения мгновенной скорости пули по первому варианту содержит приемно-передающую антенну, вход которой, работающий на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474843
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.04.2013
№216.012.37bb

Способ определения промаха снаряда в защищаемый объект и устройство для его реализации

Группа изобретений относится к радиолокационной технике и может быть использована при создании комплексов активной защиты объектов. Определение промаха снаряда в защищаемый объект осуществляют посредством измерения частоты Доплера снаряда сначала тогда, когда снаряд находится в дальней зоне его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479820
Дата охранного документа: 20.04.2013
10.06.2013
№216.012.4998

Способ определения направления отклонения движения ракеты от ее направления на цель. способы самонаведения ракеты на цель и устройства для их реализации

Изобретения относятся к радиолокационной технике. Достигаемый технический результат изобретения - улучшение массогабаритных и стоимостных характеристик устройств наведения и самонаведения ракет и управляемых снарядов на цель. Самонаведение ракеты на цель осуществляют посредством определения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484420
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.06.2013
№216.012.49e5

Способ селекции малоразмерных целей и устройство для его реализации

Изобретения относятся к радиолокационной технике. Техническим результатом является расширение ассортимента устройств селекции целей для комплексов активной защиты объектов. На РЛС определения момента выдачи команды на пуск защитного боеприпаса формируют непрерывный сигнал fo с частотной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484497
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4df3

Способ посадки самолета по курсу или глиссаде на аэродром и устройства для его реализации, рлс определения знака отклонения цели от равносигнального направления

Изобретения относятся к радиолокационной технике и могут быть использованы для построения систем посадки самолетов на аэродром. Достигаемый технический результат - повышение надежности посадки самолетов, который достигается за счет более быстрого и точного определения знака ошибки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485537
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.09.2013
№216.012.6ce9

Способ распознавания класса цели и устройство для его реализации

Изобретения относятся к радиолокационной технике. Техническим результатом является повышение эффективности работы комплексов активной защиты объектов. Первый и второй варианты способов распознавания класса цели основаны на результате перемножения Vц - скорости цели на tп - время пролета целью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493532
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.10.2013
№216.012.76d7

Способ определения защитного боеприпаса, подлежащего пуску, и устройство для его реализации, формирователи известных цифровых чисел

Изобретения относятся к радиолокационной технике. Достигаемый технический результат - расширение функциональных возможностей. Защитный боеприпас, подлежащий пуску, выбирают по знаку и величине рассогласования между моментами возникновения и обнаружения на двух разнесенных в пространстве...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496083
Дата охранного документа: 20.10.2013
+ добавить свой РИД