Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к малогабаритным средствам механизации, а именно к мотолебедкам, и может быть использовано для обработки почвы в комплекте с сельскохозяйственными орудиями труда, а также в подъемно-транспортных машинах для осуществления операций по перемещению грузов.
Известна мотолебедка, включающая раму, руль, якорь-подножку с грунтозацепами, двигатель, барабан, соединенные двухступенчатым редуктором, содержащим клиноременную и цепную передачи, и маятниковый механизм включения клиноременной передачи в виде рычага с ведущей звездочкой и ведомым шкивом, установленными на входном валу.
Недостатком устройства является то, что конструкция тросоукладчика требует точной установки мотолебедки в рабочее положение. Работа устройства под углом к канату может привести к беспорядочному наматыванию, смятию и износу тягового органа на барабане. Якорь-подножка с грунтозацепами не обеспечивает достаточно надежной фиксации мотолебедки на твердом основании, например, твердой почве, либо очень рыхлом основании. Расстояние между осями шкивов клиноременной передачи не фиксировано, что приводит к проскальзыванию ремня, увеличивает его износ и уменьшает срок службы.
Известно устройство канатной тяги, включающее основание с установленным на нем энергетическим средством, соединенным с редуктором клиноременной передачи, выполняющим одновременно роль сцепления при повороте подвески на определенный угол, барабаном, якорем и подтормаживающим механизмом.
Эта конструкция устройства канатной тяги взята нами за прототип.
Недостатком устройства является то, что направляющий роликовый механизм является неподвижным и не обеспечивает равномерное наматывание каната на барабан. Для работы клиноременной передачи оператору необходимо постоянно поддерживать энергетическое средство под определенным углом и с определенным усилием, что усложняет работу и увеличивает износ ремня. Конструкция устройства создает дополнительные трудности при смене положения мотолебедки, на каждом рабочем цикле, вследствие значительной массы и отсутствия специальных держателей.
Предлагаемое изобретение позволит решить задачи: улучшения эксплуатационных характеристик мотолебедки, повышения надежности, ремонтопригодности и снижения веса устройства.
Это достигается тем, что конец выходного вала двигателя соединен с ведущей звездочкой посредством центробежной фрикционной муфты. Ведущее зубчатое колесо и ведомая звездочка жестко смонтированы на одном валу, который закреплен и вращается в подшипниках качения, установленных на маятниковом механизме рычага управления. Каретка с одним нижним поддерживающим и двумя вертикальными направляющими роликами установлена на направляющем и винтовом приводном валах. Барабан и винтовой вал соединены цепной передачей. На каретке закреплен подпружиненный прижимной ролик. Тормозные колодки и собачка храпового механизма образуют единый технический узел, закрепленный на раме с возможностью отключения от приводного барабана.
Возможна установка двигательного механизма с центробежной муфтой, например, двигателей бензомоторных пил «Урал», «Дружба», их модификаций и аналогов. Возможно применение в передаточном механизме привода вращения приводного барабана редуктора.
Центробежная муфта играет роль сцепления и обеспечивает плавное подключение передаточного механизма приводного барабана, уменьшает динамические нагрузки, возникающие в деталях и узлах мотолебедки, главным образом, в начальный момент работы, предотвращает воздействие запредельных, разрушительных нагрузок на двигатель.
Маятниковый механизм включения прямозубой зубчатой передачи является простым и надежным в эксплуатации.
Канат укладывается на приводном нарезном барабане в один ряд.
Каретка с поддерживающим и направляющими роликами направляет тяговый орган строго на свободную канавку приводного барабана и обеспечивает равномерную его намотку на барабан в один ряд, что, в свою очередь, не допускает наматывание на одну из боковых сторон барабана, перекрещивание, смятие и износ каната.
Грунтозацепы жестко установлены на раме в передней и задней ее частях (рамы), что позволяет использовать устройство при работе на грунте различной твердости.
На фиг.1 представлена кинематическая схема мотолебедки; на фиг.2 - схема включения зубчатой передачи привода вращения барабана; на фиг.3 - внешний вид передней и левой сторон мотолебедки; на фиг.4 - внешний вид задней и правой сторон мотолебедки.
Мотолебедка состоит из:
двигательного механизма 1, установленного на раме 2, центробежной фрикционной муфты 3, передающей вращающий момент от двигателя 1, закрепленного на раме кронштейном 4, редуктору 5; передаточного механизма, включающего цепную передачу с ведущей 6 и ведомой 7 звездочками и зубчатую передачу с ведущим 8 и ведомым 9 зубчатыми колесами; съемного рычага управления 10 в виде маятника с кронштейном для крепления ведомого вала 11, пружиной 12 и ручкой управления акселератора 13; фиксирующего винта 14; нарезного приводного барабана 15, вращающегося в подшипниках качения 16, установленных в щеках 17 с канатным тяговым органом 18; каретки 19 с двумя направляющими роликами вертикального расположения 20 и одним поддерживающим роликом 21 горизонтального расположения; винтового вала 22, соединенного цепной передачей с приводным барабаном; направляющего вала 23; натяжной звездочки 24; прижимного ролика 25 с пружиной 26 и рычагом 27, закрепленным на каретке; держателей 28 с бензобаком 29; грунтозацепов 30; тормозного механизма с колодками 31 и собачкой 32.
Мотолебедка работает следующим образом.
Устройство устанавливается и фиксируется на месте эксплуатации грунтозацепами 30. Рычаг управления 10 устанавливается в рабочее положение и закрепляется фиксирующим винтом 14 на нужной высоте. Запускается двигатель 1. В это время помощник оператора оттягивает канат 18 вместе с орудием труда, либо отдельно от него, на определенную длину. Оператор наступает на заднюю часть рамы 2 мотолебедки и наклоняет рычаг управления 10 таким образом, чтобы ведущее зубчатое колесо 8 вошло полностью в зацепление с ведомым 9 (I, фиг.2). Затем с помощью ручки управления акселератора 13 оператор увеличивает скорость вращения двигателя. Срабатывает фрикционная центробежная муфта 3. Вращающий момент передается от двигателя через муфту 3, редуктор 5, цепную и зубчатую передачи приводному барабану 15. Канат 18 начинает наматываться на барабан 15, тем самым перемещает орудие труда или груз, прикрепленный к его свободному концу. При этом каретка 19 с поддерживающим 21 и направляющими 22 роликами движется по направляющему валу 23 и направляет тяговый орган 18 строго на свободную канавку барабана 15, а прижимной ролик 25 прижимает канат 18 к нарезному приводному барабану 15 в месте их касания. Остановка мотолебедки осуществляется посредством уменьшения скорости вращения вала двигателя 1 до начала холостых оборотов ручкой управления акселератора 13 вследствие отключения центробежной муфты 3. Затем оператор отпускает рычаг управления 10, который под воздействием пружины 12 возвращается в начальное положение, и ведущее зубчатое колесо 8 передаточного механизма выходит из зацепления с ведомым 9 (II, фиг.2). Кинематическая связь передаточного механизма разрывается. Далее оператор приподнимает устройство за держатели 28 и устанавливает на новое место эксплуатации. Цикл повторяется заново.
При работе устройства в составе подъемно-транспортных машинах следует перевести в рабочее положение колодчатый тормозной механизм 31 вместе с собачкой 32.
Предлагаемая конструкция отличается высокой надежностью, удобством эксплуатации и ремонтопригодностью.
По описанному изобретению собрано устройство (фиг.3, 4) для обработки почвы в комплекте с сельскохозяйственными орудиями труда, которое успешно эксплуатируется более пяти лет.