×
27.07.2013
216.012.598c

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО ГОРИЗОНТИРОВАНИЯ ЛЮЛЬКИ АВТОПОДЪЕМНИКА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002488545
Дата охранного документа
27.07.2013
Аннотация: Изобретение относится к области подъемно-транспортного машиностроения. Устройство содержит реверсивный электромеханический привод горизонтирования, установленный в узле крепления люльки и реализованный на основе электродвигателя и самотормозящейся винтовой или червячной передачи. Для управления приводом используется электронный микропроцессорный блок горизонтирования с датчиком угла наклона пола люльки относительно гравитационной вертикали. Привод горизонтирования может иметь автономный источник питания (аккумулятор). Горизонтирование люльки может быть двухкоординатным и с обеспечением ее электрической изоляции. Электронный блок может дополнительно содержать цифровой или аналоговый указатель угла наклона пола люльки относительно гравитационной вертикали, сигнализатор превышения предельно допустимой величины этого угла, а также обеспечивать передачу в систему управления автоподъемника сигналов блокирования перемещения люльки и аварийной остановки двигателя при недопустимо больших углах наклона пола люльки. Предусмотрено управление приводом горизонтирования для приведения люльки в транспортное положение. Изобретение обеспечивает возможность применения устройства горизонтирования на автоподъемниках с длинными телескопируемыми стрелами (коленами), повышение безопасности его работы и расширение функциональных возможностей устройства горизонтирования. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области подъемно-транспортного машиностроения и может быть использовано в системах защиты и управления автоподъемников (автогидроподъемников, пожарных машин, автомобилей-вышек, автовышек).

В настоящее время на автоподъемниках распространены механические следящие системы, обеспечивающие ориентирование их рабочих площадок - рычажная и канатно-блочная. В рычажной следящей системе (например, на автогидроподъемниках ВС-18 и ВС-22) рычаги и коромысла, образуя параллелограмм, удерживают рабочую площадку (люльку) в заданном положении при любом пространственном положении колен подъемника. Канатно-блочная следящая система (подъемники АГП-12, МШТС), решающая эту же задачу, содержит звездочки, установленные в шарнирных узлах подъемника и соединенные цепью [1].

К недостаткам механических следящих систем горизонтирования относятся повышенная сложность их реализации для подъемников с телескопическими коленами, а также высокая металлоемкость и сложность защиты от механических повреждений.

Наиболее близким к предложенному является устройство горизонтирования люльки подъемника, реализованного на базе грузоподъемного крана. Механизм горизонтирования выполнен с гидравлическим приводом, шток которого соединен с плечом рычага, закрепленного на раме. На плече выполнены элементы для его соединения с люлькой [2].

Его недостатком является невозможность применения на автоподъемниках с длинными телескопируемыми стрелами (коленами), что обусловлено сложностью подвода гидравлических магистралей к приводу горизонтирования.

Кроме того, при потере давления в гидравлической системе привода, в частности, из-за ее повреждения, возможны неконтролируемые перемещения люльки, что снижает безопасность работы автоподъемника. К этому же недостатку приводит отсутствие блокирования приводов горизонтирования и перемещения люльки при ее столкновении с препятствиями, в случае превышения угла наклона пола люльки его предельно допустимой величины, а также при возникновении неисправности устройства горизонтирования.

Известное устройство имеет также ограниченные функциональные возможности ввиду отсутствия горизонтирования люльки в двух плоскостях, а также индикации и сигнализации положения люльки.

Техническими результатами, на достижение которых направлено изобретение, являются:

- обеспечение возможности применения устройства горизонтирования на автоподъемниках с длинными телескопируемыми стрелами (коленами);

- повышение безопасности работы автоподъемника за счет исключения неконтролируемых перемещений люльки при нарушениях энергоснабжения ее привода и блокирования перемещения люльки в аварийных режимах;

- расширение функциональных возможностей устройства за счет горизонтирования люльки в двух плоскостях, а также реализации индикации и сигнализации ее положения.

В устройстве горизонтирования люльки автоподъемника, закрепленной на верхнем колене или верхней секции его стрелового оборудования с возможностью ее поворота, содержащем привод горизонтирования, установленный в узле крепления люльки и приспособленный для приведения ее пола в горизонтальное положение, указанные технические результаты достигаются за счет того, что привод горизонтирования выполнен реверсивным электромеханическим с использованием электродвигателя и самотормозящейся передачи. Электродвигатель соединен с электронным микропроцессорным блоком горизонтирования, включающим в себя или с подключенным к нему датчиком угла наклона пола люльки относительно гравитационной вертикали (микромеханическим акселерометром). Блок горизонтирования формирует пропорциональные или дискретные сигналы управления электродвигателем привода при отклонении пола люльки от горизонтального положения.

Кроме того, с целью достижения указанных технических результатов, в устройстве горизонтирования, в частности:

- передача выполнена винтовой или червячной;

- привод горизонтирования имеет автономный источник питания (аккумулятор), установленный в люльке и/или прикрепленный к ней;

- привод, электронный блок горизонтирования и датчик угла наклона выполнены двухкоординатными с возможностью горизонтирования пола люльки в двух плоскостях;

- привод реализован с возможностью электрической изоляции люльки;

- устройство горизонтирования дополнительно содержит датчик столкновения люльки с препятствием (или приближения к нему) и механизм блокирования привода горизонтирования и/или перемещения люльки по сигналу этого датчика.

При этом электронный блок горизонтирования, в частности:

а) формирует сигналы управления электродвигателем при отклонении пола люльки от горизонтального положения на предварительно установленную величину, записанную, например, в памяти микроконтроллера;

в) содержит цифровой или аналоговый указатель угла наклона пола люльки относительно гравитационной вертикали и/или сигнализатор превышения предельно допустимой величины этого угла;

г) обеспечивает формирование и передачу в систему управления автоподъемника сигнал блокирования вертикального и горизонтального перемещения люльки и/или аварийной остановки двигателя, если угол наклона пола люльки превышает его предельно допустимую величину, наличии неисправности устройства горизонтирования, а также в случае разряда автономного источника питания;

д) обеспечивает формирование сигналов управления приводом горизонтирования для приведения люльки в транспортное положение.

Применение электромеханического привода позволяет ограничиться передачей на люльку лишь электрической энергии с помощью традиционных кабельных барабанов. Это снимает ограничения на использование предложенного устройства горизонтирования на автоподъемниках с длинными телескопируемыми стрелами (коленами).

Применение самотормозящихся передач в приводе исключает неконтролируемые перемещения люльки при аварийных отключениях энергии питания привода, что повышает безопасность работы автоподъемника. К этому же результату приводит блокирование перемещения (в том числе подъема) люльки и остановка двигателя автоподъемника при наличии неисправности устройства горизонтирования, при возникновении опасности столкновения люльки с препятствиями, а также если угол наклона пола люльки превышает его предельно допустимую величину.

Реализация горизонтирования люльки в двух плоскостях, а также применение индикации и сигнализации положения люльки, обеспечивает расширение функциональных возможностей устройства.

Поэтому отличительные признаки предложенного технического решения находятся в прямой причинно-следственной связи с техническими результатами, на достижение которых направлено изобретение.

Под автоподъемником, в составе которого работает предложенное устройство горизонтирования, подразумевается автомобиль-вышка (автовышка), пожарная машина, автогидроподъемник (АГП) - автомобиль (реже - специальное шасси), оснащенный устройством для подъема и перемещения рабочих с инструментом и материалами и проведения работ в пределах зоны обслуживания. Его рабочим органом является коленчатый, телескопический либо комбинированный коленчато-телескопический подъемник с поворотной стрелой, оборудованный рабочей площадкой (так называемой люлькой, имеющей ограждение и предназначенной для размещения людей с инструментом и материалами). Управление подъемником осуществляется с рабочей площадки (из люльки) и из кабины автомобиля.

На чертеже изображена упрощенная функциональная схема устройства.

Устройство горизонтирования люльки 1 автоподъемника 2, закрепленной на верхнем колене или верхней секции его стрелового оборудования 3, содержит привод горизонтирования 4, установленный в узле крепления люльки.

Привод горизонтирования выполнен реверсивным электромеханическим с использованием коллекторного, бесколлекторного или асинхронного электродвигателя и самотормозящейся передачи. Например, винтовой передачи или червячного редуктора.

Электродвигатель соединен с электронным блоком горизонтирования 5, расположенным в люльке (или прикрепленным к люльке) и реализованным на основе микроконтроллера 6 и датчика угла наклона 7 пола люльки 1 относительно гравитационной вертикали.

Датчик угла наклона 7, реализованный, например, на основе микромеханического акселерометра, может быть выполнен в виде отдельного датчика, подключенного к блоку горизонтирования 5 - к его аналого-цифровому преобразователю (АЦП) 8. АЦП может входить в состав микроконтроллера 6.

Для усиления выходных сигналов микроконтроллера 6 до уровня, необходимого для управления электродвигателем привода горизонтирования 4, в состав блока горизонтирования входит выходное устройство 9, выполненное в виде набора силовых электронных ключей или электромагнитных реле с соответствующими интерфейсными схемами.

Устройство может получать электрическое питание от бортовой сети автоподъемника 2 (12, 24 или 220/380 В) через кабельный барабан, либо может иметь автономный источник питания (аккумулятор) 10, установленный в люльке 1 и/или прикрепленный к ней.

Привод горизонтирования 4, его электронный блок 5 и датчик угла наклона 7 могут быть выполнены двухкоординатными с возможностью горизонтирования пола люльки 1 в двух плоскостях - компенсации ее продольного и поперечного наклона. Привод 4 и узлы крепления люльки 1 могут иметь изолирующие вставки, обеспечивающие электрическую изоляцию люльки. Это обеспечивает возможность применения автоподъемника для выполнения работ с электрическими сетями, находящимися под напряжением.

Устройство горизонтирования может содержать также датчик 11 столкновения люльки 1 с препятствием (например, электромеханический датчик лобового удара), либо приближения к нему (ультразвуковой, оптический и т.п.). Выход этого датчика через блок горизонтирования 5 соединен с механизмом блокирования перемещения люльки (например, тормозом), встроенным, в частности, в привод горизонтирования 4.

По сигналу этого датчика 11 микроконтроллер 6 может формировать сигнал блокирования (отключения) работы приводов стрелового оборудования 3, который от выходного устройства 9 по проводной или беспроводной (по радиоканалу) линии связи 12 передается в систему управления перемещением люльки 1 автоподъемника 2 в вертикальном и горизонтальном направлениях.

В состав блока горизонтирования 5 может входить также устройство индикации 13, содержащее цифровой и/или аналоговый (стрелочный) указатель угла наклона пола люльки 1 и/или звуковой или световой аварийный сигнализатор превышения предельно допустимой величины этого угла.

Устройство может содержать также иные функциональные блоки, не показанные на чертеже. В том числе панель оператора (для формирования оператором сигналов управления), блок памяти регистратора параметров и часы реального времени, соединенные с микроконтроллером 6, а также элементы ограничителя предельного груза (ОПГ), анемометра, устройства ограничения зоны обслуживания, устройства блокирования подъема и поворота колен при не выставленном на опоры автоподъемнике, устройства блокировки подъема опор при рабочем положении стрелы, устройства аварийного опускания люльки при отказе приводов подъемника, переговорного устройства, счетчика времени наработки и т.д.

Устройство горизонтирования работает следующим образом.

При работе автоподъемника 2 перемещение люльки 1 с помощью приводов стрелового оборудования 3 в пределах рабочей зоны проводит к изменению углового положения верхнего колена или верхней секции стрелового оборудования автоподъемника и, соответственно, к изменению углового положения (наклону) люльки 1 (ее пола).

Этот наклон выявляется датчиком угла наклона 7.

Если его величина превысит предварительно установленную величину, например, 0,5…1°, предварительно записанную в энергонезависимую память микроконтроллера 6, то микроконтроллер формирует дискретный или пропорциональный (аналоговый, широтно-импульсный) сигнал управления электродвигателем, который через выходное устройство 9 поступает на привод горизонтирования 4.

Работающий реверсивный электромеханический привод 4, обеспечивая поворот люльки относительно оси крепления на стреловом оборудовании 3, приводит люльку в горизонтальное положение, что выявляется датчиком угла наклона 7. После чего микроконтроллер 6 осуществляет отключение сигнала управления электродвигателем. Люлька при этом остается в горизонтальном положении благодаря применению в приводе горизонтирования 4 самотормозящейся передачи.

Применение самотормозящейся передачи дополнительно позволяет увеличить продолжительность работы устройства горизонтирования при его питании от автономного источника (аккумулятора) 10.

Привод 4, электронный блок горизонтирования 5 и датчик угла наклона 7 могут быть выполнены двухкоординатными (двухосевой датчик наклона 7, двухканальный блок горизонтирования 5 и двухкоординатный привод горизонтирования 4 с двумя электродвигателями). В этом случае крепление люльки к верхнему колену или верхней секции стрелового оборудования 3 осуществляется с возможностью ее поворота в 2-х плоскостях, а устройство аналогичным образом обеспечивает горизонтирование пола люльки как при изменении пространственного положения стрелового оборудования 3, так и крена автоподъемника 2 (негоризонтальности его установки на опоры).

Величина отклонения пола люльки от горизонтального положения при этом отображается устройством индикации 13.

Если это отклонение превышает максимально допустимую величину, например 5°; также предварительно записанную в памяти микроконтроллера, то микроконтроллер 6 формирует сигнал аварийной сигнализации, поступающий на устройство индикации 13 и обеспечивающий информирование оператора в люльке о возникновении такой ситуации. Одновременно через выходное устройство 9 на привод горизонтирования 4 и на приводы рабочего оборудования 3 автоподъемника передаются сигналы остановки этих приводов. При необходимости осуществляется остановка двигателя автоподъемника.

Аналогичным образом, при опасном приближении люльки к какому-либо препятствию, а также при столкновении с ним, опасные перемещения люльки блокируются блоком горизонтирования 5 по сигналам с датчика 11.

Устройство горизонтирования может содержать встроенные средства самодиагностики его технического состояния. В этом случае при наличии неисправности какой-либо его составной части, в том числе при разряде автономного источника питания (если питание осуществляется не от бортовой сети автоподъемника), микроконтроллер 6 также формирует сигналы остановки приводом и, при необходимости, двигателя автоподъемника.

При необходимости приведения люльки в транспортное положение по сигналу оператора, поступающему на микроконтроллер 6 от системы управления автоподъемником по отдельной линии связи (на чертеже условно не показано), микроконтроллер формирует сигналы управления приводом 4 из условия приведения люльки в заданное транспортное положение. Контроль этого положения также осуществляется датчиком угла наклона 7.

Заявленное устройство горизонтирования допускает также иные варианты реализации на основе признаков, изложенных в его формуле.

Источники информации

1. Полосин М.Д. Устройство и эксплуатация подъемно-транспортных и строительных машин. - М.: ПрофОбрИздат, 2001. - 421 с.

2. RU 2230022 C2, B66C 23/00, B66C 23/66, 10.06.2004.


УСТРОЙСТВО ГОРИЗОНТИРОВАНИЯ ЛЮЛЬКИ АВТОПОДЪЕМНИКА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 65.
27.05.2013
№216.012.441f

Ограничитель нагрузки грузоподъемного крана

Изобретение относится к области подъемно-транспортной техники и предназначено для защиты от перегрузок мостовых или стреловых грузоподъемных кранов. Ограничитель содержит датчик нагрузки (4), управляющее устройство (2). Датчик нагрузки (4) размещен на траверсе крюковой подвески (5) под упорным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483016
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.07.2013
№216.012.53e3

Многофункциональное устройство грузоподъемной машины

Изобретение предназначено для повышения безопасности при работе грузоподъемной машины. Многофункциональное устройство грузоподъемной машины содержит лампу накаливания, или светодиод (1), оболочку (2) из прозрачного или цветного стекла, микроконтроллер (3), аналого-цифровой преобразователь (4),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487078
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.08.2013
№216.012.5ffb

Ограничитель нагрузки грузоподъемной машины

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению. Ограничитель нагрузки грузоподъемной машины содержит силоизмерительный датчик и электронное устройство, формирующее предупреждающий сигнал или сигнал блокирования работы исполнительного механизма подъема груза при перегрузке машины....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490203
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.08.2014
№216.012.ecd5

Система управления землеройно-транспортной машины

Изобретение относится к землеройно-транспортным машинам. Система содержит электронный блок управления рабочим оборудованием, трансмиссией, двигателем и механизмами поворота машины, средство измерения параметров ее движения (действительной и теоретической скорости, буксования и т.п.), аппараты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526437
Дата охранного документа: 20.08.2014
27.09.2014
№216.012.f72a

Гидравлическая система машины с гидростатической трансмиссией

Изобретение относится к землеройно-транспортным и строительно-дорожным машинам, в частности к гусеничным бульдозерам. Гидросистема машины имеет две гидрообъемные передачи трансмиссии и гидроконтур рабочего оборудования. В частных вариантах исполнения гидросистемы гидромоторы трансмиссии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529111
Дата охранного документа: 27.09.2014
10.01.2015
№216.013.1776

Землеройно-транспортная машина с гидростатической трансмиссией

Изобретение относится к землеройно-транспортным машинам (ЗТМ) с гидростатической трансмиссий (ГСТ, ГОТ). ЗТМ содержит ДВС, гидронасосы и гидромоторы трансмиссии с бортовыми редукторами, гидропривод рабочего оборудования, а также электрический или гидравлический накопитель энергии, который через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537434
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.02.2015
№216.013.240a

Самоходная рабочая машина с электромеханической трансмиссией

Изобретение относится к самоходным рабочим машинам, в частности к тракторам, бульдозерам, погрузчикам и автогрейдерам. Машина содержит двигатель внутреннего сгорания, соединенный с генератором, один или несколько тяговых электродвигателей, бортовые редукторы и электронные модули,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540679
Дата охранного документа: 10.02.2015
20.02.2015
№216.013.2b6a

Трактор с регистратором параметров

Изобретение относится к промышленным и сельскохозяйственным тракторам и агрегатам на их базе, в частности к бульдозерам. Технический результат заключается в повышении эксплуатационной надежности работы трактора. Для этого предложен трактор с регистратором параметров, который содержит остов с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542571
Дата охранного документа: 20.02.2015
27.03.2015
№216.013.355c

Система контроля гидростатической трансмиссии машины

Изобретение относится к землеройно-транспортным, строительно-дорожным, сельскохозяйственным и тяговым машинам, в частности к бульдозерам. Система контроля гидростатической трансмиссии (ГСТ) машины с замкнутым контуром содержит панель оператора, контроллер трансмиссии и датчики параметров работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002545144
Дата охранного документа: 27.03.2015
27.03.2015
№216.013.355d

Гусеничная машина с гидростатической или электромеханической трансмиссией

Изобретение относится к гусеничным самоходным рабочим машинам с гидростатической или электромеханической трансмиссией, в частности к тракторам и бульдозерам на их базе. Машина содержит двигатель внутреннего сгорания (ДВС), гидронасос или генератор трансмиссии, два гидромотора или электромотора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002545145
Дата охранного документа: 27.03.2015
Показаны записи 1-10 из 77.
27.05.2013
№216.012.441f

Ограничитель нагрузки грузоподъемного крана

Изобретение относится к области подъемно-транспортной техники и предназначено для защиты от перегрузок мостовых или стреловых грузоподъемных кранов. Ограничитель содержит датчик нагрузки (4), управляющее устройство (2). Датчик нагрузки (4) размещен на траверсе крюковой подвески (5) под упорным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483016
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.07.2013
№216.012.53e3

Многофункциональное устройство грузоподъемной машины

Изобретение предназначено для повышения безопасности при работе грузоподъемной машины. Многофункциональное устройство грузоподъемной машины содержит лампу накаливания, или светодиод (1), оболочку (2) из прозрачного или цветного стекла, микроконтроллер (3), аналого-цифровой преобразователь (4),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487078
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.08.2013
№216.012.5ffb

Ограничитель нагрузки грузоподъемной машины

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению. Ограничитель нагрузки грузоподъемной машины содержит силоизмерительный датчик и электронное устройство, формирующее предупреждающий сигнал или сигнал блокирования работы исполнительного механизма подъема груза при перегрузке машины....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490203
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.08.2014
№216.012.ecd5

Система управления землеройно-транспортной машины

Изобретение относится к землеройно-транспортным машинам. Система содержит электронный блок управления рабочим оборудованием, трансмиссией, двигателем и механизмами поворота машины, средство измерения параметров ее движения (действительной и теоретической скорости, буксования и т.п.), аппараты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526437
Дата охранного документа: 20.08.2014
27.09.2014
№216.012.f72a

Гидравлическая система машины с гидростатической трансмиссией

Изобретение относится к землеройно-транспортным и строительно-дорожным машинам, в частности к гусеничным бульдозерам. Гидросистема машины имеет две гидрообъемные передачи трансмиссии и гидроконтур рабочего оборудования. В частных вариантах исполнения гидросистемы гидромоторы трансмиссии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529111
Дата охранного документа: 27.09.2014
10.01.2015
№216.013.1776

Землеройно-транспортная машина с гидростатической трансмиссией

Изобретение относится к землеройно-транспортным машинам (ЗТМ) с гидростатической трансмиссий (ГСТ, ГОТ). ЗТМ содержит ДВС, гидронасосы и гидромоторы трансмиссии с бортовыми редукторами, гидропривод рабочего оборудования, а также электрический или гидравлический накопитель энергии, который через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537434
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.02.2015
№216.013.240a

Самоходная рабочая машина с электромеханической трансмиссией

Изобретение относится к самоходным рабочим машинам, в частности к тракторам, бульдозерам, погрузчикам и автогрейдерам. Машина содержит двигатель внутреннего сгорания, соединенный с генератором, один или несколько тяговых электродвигателей, бортовые редукторы и электронные модули,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540679
Дата охранного документа: 10.02.2015
20.02.2015
№216.013.2b6a

Трактор с регистратором параметров

Изобретение относится к промышленным и сельскохозяйственным тракторам и агрегатам на их базе, в частности к бульдозерам. Технический результат заключается в повышении эксплуатационной надежности работы трактора. Для этого предложен трактор с регистратором параметров, который содержит остов с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542571
Дата охранного документа: 20.02.2015
27.03.2015
№216.013.355c

Система контроля гидростатической трансмиссии машины

Изобретение относится к землеройно-транспортным, строительно-дорожным, сельскохозяйственным и тяговым машинам, в частности к бульдозерам. Система контроля гидростатической трансмиссии (ГСТ) машины с замкнутым контуром содержит панель оператора, контроллер трансмиссии и датчики параметров работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002545144
Дата охранного документа: 27.03.2015
27.03.2015
№216.013.355d

Гусеничная машина с гидростатической или электромеханической трансмиссией

Изобретение относится к гусеничным самоходным рабочим машинам с гидростатической или электромеханической трансмиссией, в частности к тракторам и бульдозерам на их базе. Машина содержит двигатель внутреннего сгорания (ДВС), гидронасос или генератор трансмиссии, два гидромотора или электромотора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002545145
Дата охранного документа: 27.03.2015
+ добавить свой РИД