×
20.06.2013
216.012.4d1e

КОЛЕСО РАДИАЛЬНОЙ ТУРБИНЫ ДЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002485324
Дата охранного документа
20.06.2013
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Колесо радиальной турбины газотурбинного двигателя содержит ступицу, имеющую заднюю поверхность, расположенную вокруг оси вращения, и множество турбинных лопаток, расположенных на ступице с постоянным интервалом и с формированием в указанной задней поверхности дугообразных углублений. Радиус дугообразного углубления, заданный как отрезок между осью вращения и наружной поверхностью ступицы у дугообразного углубления, и радиус горна пера лопатки, заданный как отрезок между осью вращения и торцом пера каждой из множества турбинных лопаток, выбраны такими, что отношение радиуса дугообразного углубления к радиусу торца пера составляет менее 0,6, при этом радиус-дугообразного углубления равен 5,28 см, а радиус торца пера равен 9,68 см. Изобретение позволяет снизить сжимающие и растягивающие тепловые напряжения во время запуска и остановки турбины. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Область техники

Изобретение относится к газотурбинному двигателю и, более конкретно, к турбинному колесу, которое может быть использовано, например, во вспомогательной силовой установке (ВСУ).

Уровень техники

ВСУ часто используют в качестве дополнения к главным тяговым двигателям для выработки электрической и/или пневматической мощности, а также для запуска главных тяговых двигателей. Типичная ВСУ представляет собой газотурбинный двигатель, который содержит компрессор, камеру сгорания и турбину. Турбинные колеса радиальных турбин ВСУ подвергаются во время запуска и выключения высоким растягивающим и сжимающим напряжениям.

В US 2941780 описано колесо турбины, имеющее заднюю поверхность, на которой сформированы дугообразные углубления между торцами лопаток. Радиус углублений составляет менее 75% радиуса торца лопатки.

Раскрытие изобретения

Задачей настоящего изобретения является снижение сжимающих и растягивающих тепловых напряжений во время запуска и остановки турбины. Указанная задача решена изобретением согласно п.1 формулы.

Колесо радиальной турбины для газотурбинного двигателя согласно изобретению содержит множество турбинных лопаток, расположенных с постоянным интервалом на ступице турбинного колеса с формированием дугообразных углублений в задней поверхности ступицы.

Согласно предпочтительному варианту осуществления колесо радиальной турбины для газотурбинного двигателя содержит:

- ступицу, имеющую заднюю поверхность, расположенную вокруг оси вращения, и

- множество турбинных лопаток, расположенных на ступице с постоянным интервалом и с формированием в указанной задней поверхности дугообразных углублений, причем радиус дугообразного углубления, заданный как отрезок между осью вращения и наружной поверхностью ступицы у дугообразного углубления, и радиус торца пера лопатки, заданный как отрезок между осью вращения и торцом пера каждой из множества турбинных лопаток, выбраны такими, что отношение радиуса дугообразного углубления к радиусу торца пера составляет менее 0,6, при этом радиус дугообразного углубления равен 5,28 см, а радиус торца пера равен 9,68 см.

В одном варианте осуществления дугообразное углубление имеет вогнутый профиль, обращенный радиально внутрь указанной задней поверхности.

Согласно одному варианту дугообразное углубление обеспечивает плавный переход задней кромки каждой турбинной лопатки в ступицу на ее задней поверхности.

Согласно другому варианту осуществления множество турбинных лопаток выступает вперед относительно задней поверхности.

Колесо турбины предпочтительно содержит вал, который проходит от турбинного колеса через компрессорное колесо.

Краткое описание чертежей

Различные признаки изобретения станут ясны специалистам из нижеследующего подробного описания неограничивающего варианта изобретения, которое сопровождается прилагаемыми чертежами.

На фиг.1, на общем виде, в перспективном изображении представлен пример вертолета, в котором использован неограничивающий вариант изобретения.

На фиг.2 иллюстрируется силовая система вертолета, контур которого показан частично штрихпунктирной линией.

На фиг.3 представлена, в продольном разрезе, вспомогательная силовая установка.

На фиг.4 в перспективном изображении, на виде сзади, показано турбинное колесо.

На фиг.5 турбинное колесо представлено, в перспективном изображении, на виде спереди.

На фиг.6 в увеличенном масштабе, на виде сзади, представлено дугообразное углубление турбинного колеса.

Осуществление изобретения

Фиг.1 схематично иллюстрирует вертолет 10 с системой 12 главного ротора. Вертолет 10 содержит корпус 14 с вытянутым хвостом 16, который несет систему 18 парирования крутящего момента. Система 12 главного ротора приводится во вращение вокруг оси R через коробку 20 передач (фиг.2) от многодвигательной силовой системы 22 - в данном варианте имеющей три двигательные установки ENG1, ENG2, ENG3, а также вспомогательную силовую установку (ВСУ) 24 (фиг.3). Многодвигательная силовая система 22 генерирует мощность, используемую для осуществления полета, и подает эту мощность системе 12 главного ротора через коробку 20 передач. Хотя в данном описании иллюстрируется и рассматривается конкретный вариант вертолета, от использования изобретения получат выигрыш и другие конфигурации и/или машины, такие как высокоскоростной комбинированный летательный аппарат с дополнительными системами продольной тяги, система с двумя противовращающимися коаксиальными роторами, турбовинтовые самолеты, летательные аппараты с наклоняемым ротором и жестким крылом, а также наземные транспортные средства.

На фиг.3-5 показано турбинное колесо 30Т согласно одному неограничивающему варианту, имеющее ступицу 32 и множество турбинных лопаток 34, расположенных с постоянным интервалом на ступице 32.

Турбинное колесо 30Т имеет ось А вращения. Вал 36 проходит от турбинного колеса 30Т через компрессорное колесо 30С (фиг.3), т.е. турбинное колесо 30Т и компрессорное колесо 30С являются коаксиальными и связанными между собой. Турбинные лопатки 34 преобразуют энергию давления выхлопных газов секции 42 камеры сгорания (фиг.3) во вращательную энергию турбинного колеса 30Т. Турбинным лопаткам 34 придан такой профиль, что газы сгорания, находящиеся под высоким давлением, ударяют в них при своем прохождении по траектории GF, приводя вал 36 во вращение (на фиг.4 против часовой стрелки), т.е. преобразуя свою теплоту и давление в механическую энергию.

Между турбинными лопатками 34 образуется дугообразное углубление 38, так что задняя поверхность 32Р ступицы 32 является вогнутой радиально внутрь (см. также фиг.6). Другими словами, наличие дугообразного углубления 38 создает вогнутый профиль, обращенный радиально внутрь задней поверхности 32Р. Дугообразное углубление 38 обеспечивает плавный переход задних кромок 34RE каждой смежной пары турбинных лопаток 34 в ступицу 32 на ее задней поверхности 32Р.

В периоды запуска и остановки турбинное колесо 30Т в зоне дугообразных углублений 38 испытывает значительные напряжения на сжатие и растяжение. Во время запуска турбинные лопатки 34 нагреваются быстрее, чем ступица 32, что приводит к значительным сжимающим термическим напряжениям в зонах дугообразных углублений 38. В процессе остановки турбинные лопатки 34 охлаждаются быстрее, чем ступица 32, что приводит к значительным растягивающим термическим напряжениям в зонах дугообразных углублений 38. Уровень этих переходных термических напряжений зависит от градиента температуры между дугообразными углублениями 38 и центром турбинного колеса 30Т, лежащим на оси А. Поскольку температура в пределах данной детали снижается от торца 34Т пера радиально внутрь, уменьшение радиуса SR дугообразного углубления 38 приводит к снижению температуры в зоне этих углублений, что уменьшает разность их переходных температур. Это соответственно уменьшает переходные напряжения, соответственно увеличивая срок службы, ограниченный пластической (малоцикловой) усталостью турбинного колеса 30Т.

Радиус SR дугообразного углубления соответствует отрезку между осью вращения и наружной поверхностью 32Н ступицы 32 у дугообразного углубления между каждой парой лопаток 34 (см. фиг.6). Радиус TR торца пера соответствует отрезку между осью А вращения и торцом 34Т пера каждой лопатки 34. В одном неограничивающем варианте радиус SR дугообразного углубления равен 5,28 см, а радиус TR равен 9,68 см. Следовательно, отношение радиуса SR дугообразного углубления к радиусу TR торца пера составляет менее 0,6, более конкретно, около 0,55, что существенно меньше, чем в традиционных конструкциях. Выбор относительно малого отношения радиусов ослабляет проблемы, связанные с растягивающими и сжимающими термическими напряжениями, возникающими в процессе запуска и остановки, благодаря смещению дугообразного углубления 38 в область, в которой тепловой градиент имеет меньшую величину.

Должно быть понятно, что такие термины, характеризующие положение, как "вперед", "задняя" и т.д. соответствуют нормальным условиям работы, но не должны рассматриваться как вносящие дополнительные ограничения.

Аналогичные обозначения на всех чертежах обозначают идентичные или аналогичные элементы. При этом должно быть понятно, что, хотя в проиллюстрированном варианте представлено определенное расположение компонентов, изобретение является эффективным и при других расположениях.

Приведенное описание имеет иллюстративный, а не ограничивающий характер. В описании раскрыты различные неограничивающие варианты изобретения; однако, специалисту будет понятно, что они допускают модификации, не выходящие за пределы формулы изобретения. Поэтому допустимы различные отклонения от конкретных данных, приведенных в описании, без выхода за границы изобретения, определяемые прилагаемой формулой.


КОЛЕСО РАДИАЛЬНОЙ ТУРБИНЫ ДЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
КОЛЕСО РАДИАЛЬНОЙ ТУРБИНЫ ДЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
КОЛЕСО РАДИАЛЬНОЙ ТУРБИНЫ ДЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
КОЛЕСО РАДИАЛЬНОЙ ТУРБИНЫ ДЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
КОЛЕСО РАДИАЛЬНОЙ ТУРБИНЫ ДЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
КОЛЕСО РАДИАЛЬНОЙ ТУРБИНЫ ДЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 11.
20.05.2013
№216.012.4149

Съемная опора для газотурбинного двигателя и способ монтажа опоры на газотурбинном двигателе

Съемная опора для газотурбинного двигателя содержит первую стойку, выполненную с возможностью съемного крепления к газотурбинному двигателю с первой стороны от центра тяжести газотурбинного двигателя, и вторую стойку, выполненную с возможностью съемного крепления к газотурбинному двигателю со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482283
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.10.2013
№216.012.7759

Машина с поперечным магнитным потоком (варианты)

Изобретение относится к области электротехники, в частности - к электрическим машинам с поперечным магнитным потоком. Предлагаемая электрическая машина с поперечным магнитным потоком содержит, по меньшей мере, три фазы, каждая из которых образована сердечником статора и обмотками. Все указанные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496213
Дата охранного документа: 20.10.2013
10.01.2014
№216.012.9502

Способ и система регулирования подачи топлива при запуске газотурбинной установки

Изобретение относится к энергетике. Способ управления расходом топлива при запуске газотурбинной установки включает управление подачей топлива к указанной установке путем управления давлением подаваемого топлива и модулирования подачи топлива к установке, если температура выхлопных газов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503840
Дата охранного документа: 10.01.2014
27.01.2014
№216.012.9c35

Система снижения шума для газотурбинного двигателя (варианты) и способ охлаждения глушителя выхлопа (варианты)

Система снижения шума газотурбинного двигателя содержит глушитель выхлопа, расположенный вблизи выхлопного канала, проход для охлаждающего воздуха и средство создания потока охлаждающего воздуха в проходе. Глушитель выхлопа содержит множество дефлекторов, сообщающихся с выхлопным каналом....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505695
Дата охранного документа: 27.01.2014
10.04.2014
№216.012.b440

Импеллер для использования внутри защитной конструкции (варианты), компрессорная ступень газотурбинной установки и способ минимизации веса защитной конструкции

Импеллер компрессорной ступени газотурбинной установки для использования внутри защитной конструкции содержит ступицу, лопасть и охватывающее ступицу кольцо. Ступица имеет шейку для восприятия вращающего усилия. Лопасть закреплена на ступице для нагнетания воздуха при своем вращении совместно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511863
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.08.2014
№216.012.e65f

Способ технического обслуживания вспомогательной силовой установки (всу), узел всу и воздухозаборник всу

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам технического обслуживания вспомогательной силовой установки. Способ содержит шаг снятия воздухозаборного канала в обшивке воздушного судна. Осуществляется вывод воздухозаборного канала на внешнюю сторону обшивки. Воздухозаборный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524768
Дата охранного документа: 10.08.2014
19.01.2018
№218.016.08db

Электромеханический поворотный привод и способ изготовления такого привода

Изобретение относится к конструкциям поворотных приводов. Электромеханический поворотный привод содержит корпус, имеющий первый конец, проходящий до второго конца через промежуточный участок, задающий продольную ось, и внутреннюю полость. Во внутренней полости установлен электродвигатель....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631734
Дата охранного документа: 26.09.2017
29.05.2018
№218.016.5438

Ротор электрической машины

Изобретение относится к электрическим машинам. Клин для ротора электрической машины включает в себя проходящую в окружном направлении наружную поверхность, задающую радиальную протяженность клина, проходящую от первого осевого торца клина до второго осевого торца клина. Множество проходящих в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002654211
Дата охранного документа: 17.05.2018
08.07.2018
№218.016.6db4

Узел отводной трубы, стартер-генератор и способ установки узла отводной трубы в стартер-генератор

Изобретение относится к вращающимся электрическим устройствам, таким как высокоскоростные стартеры-генераторы для газотурбинных двигателей и, в частности, к узлу отводной трубы для стартера-генератора. Узел отводной трубы для соединения корпуса стартера-генератора, который содержит отводную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002660590
Дата охранного документа: 06.07.2018
17.04.2019
№219.017.152c

Система рекуперации и регенерации энергии

Система рекуперации и регенерации энергии содержит пироэлектрический модуль рекуперации электроэнергии (МРЭ), который генерирует напряжение в ответ на изменение температуры, трубопровод охлаждения, гидравлически связанный с источником охлаждающего агента для получения охлаждающего агента,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684809
Дата охранного документа: 15.04.2019
Показаны записи 1-8 из 8.
20.05.2013
№216.012.4149

Съемная опора для газотурбинного двигателя и способ монтажа опоры на газотурбинном двигателе

Съемная опора для газотурбинного двигателя содержит первую стойку, выполненную с возможностью съемного крепления к газотурбинному двигателю с первой стороны от центра тяжести газотурбинного двигателя, и вторую стойку, выполненную с возможностью съемного крепления к газотурбинному двигателю со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482283
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.09.2013
№216.012.70c9

Электрическая машина и энергосистема транспортного средства

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на транспорте. Техническим результатом является уменьшение массогабаритных показателей. Электрическая машина содержит корпус, в котором в непосредственной близости от ротора установлены статорные обмотки. Имеется также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494524
Дата охранного документа: 27.09.2013
20.10.2013
№216.012.7759

Машина с поперечным магнитным потоком (варианты)

Изобретение относится к области электротехники, в частности - к электрическим машинам с поперечным магнитным потоком. Предлагаемая электрическая машина с поперечным магнитным потоком содержит, по меньшей мере, три фазы, каждая из которых образована сердечником статора и обмотками. Все указанные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496213
Дата охранного документа: 20.10.2013
10.01.2014
№216.012.9502

Способ и система регулирования подачи топлива при запуске газотурбинной установки

Изобретение относится к энергетике. Способ управления расходом топлива при запуске газотурбинной установки включает управление подачей топлива к указанной установке путем управления давлением подаваемого топлива и модулирования подачи топлива к установке, если температура выхлопных газов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503840
Дата охранного документа: 10.01.2014
27.01.2014
№216.012.9c35

Система снижения шума для газотурбинного двигателя (варианты) и способ охлаждения глушителя выхлопа (варианты)

Система снижения шума газотурбинного двигателя содержит глушитель выхлопа, расположенный вблизи выхлопного канала, проход для охлаждающего воздуха и средство создания потока охлаждающего воздуха в проходе. Глушитель выхлопа содержит множество дефлекторов, сообщающихся с выхлопным каналом....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505695
Дата охранного документа: 27.01.2014
10.04.2014
№216.012.b440

Импеллер для использования внутри защитной конструкции (варианты), компрессорная ступень газотурбинной установки и способ минимизации веса защитной конструкции

Импеллер компрессорной ступени газотурбинной установки для использования внутри защитной конструкции содержит ступицу, лопасть и охватывающее ступицу кольцо. Ступица имеет шейку для восприятия вращающего усилия. Лопасть закреплена на ступице для нагнетания воздуха при своем вращении совместно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511863
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.08.2014
№216.012.e65f

Способ технического обслуживания вспомогательной силовой установки (всу), узел всу и воздухозаборник всу

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам технического обслуживания вспомогательной силовой установки. Способ содержит шаг снятия воздухозаборного канала в обшивке воздушного судна. Осуществляется вывод воздухозаборного канала на внешнюю сторону обшивки. Воздухозаборный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524768
Дата охранного документа: 10.08.2014
19.01.2018
№218.016.08db

Электромеханический поворотный привод и способ изготовления такого привода

Изобретение относится к конструкциям поворотных приводов. Электромеханический поворотный привод содержит корпус, имеющий первый конец, проходящий до второго конца через промежуточный участок, задающий продольную ось, и внутреннюю полость. Во внутренней полости установлен электродвигатель....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631734
Дата охранного документа: 26.09.2017
+ добавить свой РИД