×
10.06.2013
216.012.49d9

СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002484485
Дата охранного документа
10.06.2013
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и может быть использовано для измерения сопротивления изоляции рельсовой линии. Техническим результатом выступает расширение области применения способа, в частности для бесстыковых рельсовых цепей, а также повышение точности измерения сопротивления изоляции рельсовой линии. Технический результат достигается благодаря тому, что с целью измерения сопротивления изоляции в рельсовую линию подают электрический сигнал через последовательно включенные на питающем и приемном концах конденсаторы. Величины емкостей конденсаторов подбирают из условия настройки измерительного тракта в резонанс на частоте подаваемого сигнала. На другом конце рельсовой линии предварительно измеряют напряжение при двух предельных состояниях сопротивления изоляции рельсовой линии. Решая систему алгебраических уравнений R=R+KU, R=R+KU, определяют коэффициенты R, К. Измеряют текущее значение напряжения U, электрически ограничивая рельсовую линию шунтами, координаты наложения которых обеспечивают максимальную добротность резонанса измерительного тракта. По формуле R=R+KU определяют фактическую величину сопротивления изоляции рельсовой линии. 1 ил.
Основные результаты: Способ измерения сопротивления изоляции рельсовой линии, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном ее конце подают сигнал переменного тока, на другом конце рельсовой линии, производя предварительные и текущие измерения напряжения, аналитически определяют фактическое сопротивление изоляции рельсовой линии, отличающийся тем, что сигнал в рельсовую линию подают через последовательно включенные на питающем и приемном концах конденсаторы, величины емкостей которых подбирают из условия настройки измерительного тракта в резонанс на частоте подаваемого сигнала, предварительно измеряют напряжения U и U при двух предельных состояниях сопротивления изоляции рельсовой линии, решая систему алгебраических уравненийR=R+KU R=R+KU где U, U - напряжения при двух предельных состояниях сопротивления изоляции рельсовой линии; R и R - минимальное и максимальное сопротивления изоляции рельсовой линии, определяют коэффициенты R, К, а затем, измеряя текущее значение напряжения U, определяют фактическую величину сопротивления изоляции рельсовой линии по формуле R=R+KU, причем при проведении измерений рельсовую линию электрически ограничивают шунтами, координаты наложения которых подбирают из условия максимального сигнала на приемнике.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и может быть использовано для измерения сопротивления изоляции рельсовой линии.

Известен способ измерения сопротивления изоляции рельсовых линий (Брылеев A.M. и др. Теория, устройство и работа рельсовых цепей. - М.: Транспорт, 1978, с.42-44), при котором в рельсовую линию на одном ее конце подают сигнал переменного тока, на том же конце рельсовой линии измеряют напряжение на расстоянии 0,5 км, и затем аналитически определяют сопротивление изоляции.

Недостатком данного способа является требование однородности сопротивления изоляции рельсовой линии по всей ее длине, так как от нее зависит точность вычисления, а также субъективность результатов измерения, поскольку измерения проводятся вручную непосредственно на рельсовой линии.

Известен также способ измерения сопротивления изоляции рельсовой линии (патент 2176800), согласно которому в рельсовую линию на одном ее конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце рельсовой линии предварительно измеряют напряжение и сдвиг его фазы не менее чем при четырех состояниях сопротивления изоляции рельсовой линии, причем два из которых предельные. Решая систему алгебраических уравнений

где U21, U22, U23, U24, φ21, φ22, φ23, φ24 - соответственно напряжения и сдвиги фаз напряжений при четырех состояниях сопротивления изоляции рельсовой линии, Rиз1(min), Rиз2, Rиз3, Rиз4(max) - соответствующие сопротивления изоляции рельсовой линии, причем Rиз1(min), Rиз4(max) - предельные значения сопротивления изоляции рельсовой линии, определяют коэффициенты K0, K1, K2, K3. Измеряя текущее значение напряжения и сдвига фазы напряжения U2, φ2, определяют фактическую величину сопротивления изоляции рельсовой линии по формуле Rиф=K0+K1U2+K2φ2+K3U2φ2.

Недостатком данного способа является его применимость только для рельсовых цепей, ограниченных изолирующими стыками. При использовании способа применительно к бессстыковым рельсовым цепям возникают недопустимо большие погрешности, связанные с неопределенностью границ измеряемой области. Кроме того, необходимость многократного измерения разных физических величин (напряжения и сдвига фаз) усложняет процесс измерения.

Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Целью изобретения является расширение области применения способа, в частности для бесстыковых рельсовых цепей, и повышение точности измерения способа за счет сокращения числа измеряемых величин.

Сущность предлагаемого способа заключается в том, что в рельсовую линию на одном ее конце подают сигнал переменного тока, на другом конце рельсовой линии, производя предварительные и текущие измерения напряжения, аналитически определяют фактическую величину сопротивления изоляции рельсовой линии.

Сигнал в рельсовую линию подают и принимают через последовательно включенные на питающем и приемном концах конденсаторы, величины емкостей которых подбирают из условия настройки измерительного тракта в резонанс на частоте подаваемого сигнала.

Предварительно измеряют напряжения U1 и U2 при двух предельных состояниях сопротивления изоляции рельсовой линии. Решая систему алгебраически уравнений

Rиз.min=R0+KU1

Rиз.max=R0+KU2

где U1, U2 - напряжения при двух предельных состояниях сопротивления изоляции рельсовой линии; Rиз.min, Rиз.max - максимальное и минимальное сопротивления изоляции рельсовой линии, определяют коэффициенты R0, K. Измеряя текущее значение напряжения Uф, определяют фактическую величину сопротивления изоляции рельсовой линии по формуле

Rиз.Ф=R0+KUф.

При проведении измерений рельсовую линию электрически ограничивают шунтами, координаты наложения которых подбирают из условия максимального сигнала на приемнике.

За счет использования резонанса измерительного тракта отпадает необходимость измерять сдвиг фазы напряжения на выходе рельсовой линии, поскольку сдвиг фазы при резонансе равен нулю. Тем самым, существенно сокращается количество измерений и повышается точность определения сопротивления изоляции рельсовой линии. Установка шунтов ограничивает растекание измерительного тока по рельсовой линии и фиксирует длину исследуемого рельсового участка. Напряжение в рельсовой линии тем выше, чем выше добротность, а добротность измерительного тракта напрямую зависит от сопротивления изоляции рельсовой линии. Поэтому проведение измерений в резонансной системе также повышает точность определения сопротивления изоляции рельсовой линии.

На фиг.1 показана функциональная схема реализации предлагаемого способа измерения сопротивления изоляции рельсовых линий.

Способ осуществляется следующим образом.

Выход передатчика 1 и вход приемника 2 рельсовой цепи через согласующие трансформаторы T1, T2 и конденсаторы C1, C2, соответственно, подключены к рельсовой линии 3. На расстояниях Lш1 и Lш2 от точек подключения приемника 2 и передатчика 1, соответственно, установлены шунты 5. Величины емкостей конденсаторов и расстояния Lш1 и Lш2 по максимуму сигнала на приемнике подбираются таким образом, чтобы обеспечить резонанс с максимальной добротностью в приемно-передающем тракте. Приемник и передатчик по информационно-управляющим шинам соединены с управляющим счетно-решающим устройством 4, содержащим монитор. Приемник производит измерение величины напряжения. Информация об амплитуде сигнала поступает в управляющее счетно-решающее устройство 4, которое по интерполяционной формуле Rиз.Ф=R0+KUф вычисляет фактическую величину сопротивления изоляции Rиз.Ф и выводит информацию на монитор.

Для получения погонного сопротивления изоляции рельсовой линии результат Rиз.Ф делят на длину рельсовой линии, при этом за длину рельсовой линии принимают длину электрически замкнутого отрезка рельсовой линии между шунтами.

Коэффициенты R0, K - предварительно единожды определяют следующим образом. Априорно измеряют уровни напряжений на приемнике при неизменных значениях емкостей C1, C2, расстояниях Lш1, Lш2 и при предельных значениях сопротивлений изоляции Rиз.min и Rиз.max. По полученным данным, решая систему уравнений, определяют коэффициенты R0, K. Система уравнений имеет вид

Rиз.min=R0+KU1

Rиз.max=R0+KU2.

Пример реализации способа.

Способ может быть реализован, например, на бесстыковых рельсовых цепях системы «Движение» (Кузнецов С.В. и др., «Система «Движение»: стационарная аппаратура, центральный пост и единая система радиосвязи», Современные технологии автоматизации, 2001 г., №2), аппаратура которых схематично представлена на фиг.1.

Особенностью работы аппаратуры системы «Движение» в штатном режиме является циклический опрос бесстыковых рельсовых цепей, подключение генератора и приемника к рельсовой линии через конденсатор с настройкой рельсовой цепи в резонанс и индикацией измеренных величин на мониторе компьютера.

В течение времени опроса попарно активизируются передающий и приемный концы каждой рельсовой цепи. В отведенный промежуток времени передатчик передает, а приемник принимает сигнал контроля рельсовой линии с измерением амплитуды сигнала и индикацией результатов на мониторе. Установка шунтов на смежных рельсовых цепях по максимуму сигнала на мониторе формирует требуемую измерительную схему.

Частота сигнала контроля рельсовой линии - 4262 Гц и сигнала кодирования автоматической локомотивной сигнализации - 3348 Гц. В качестве конденсаторов применяются конденсаторы широкого класса емкостью 10÷70 мкФ. В качестве путевых трансформаторов применены трансформаторы с коэффициентом трансформации 40. В качестве управляющего счетно-решающего устройства применяется персональный компьютер.

Технический результат заявляемого изобретения заключается в расширении области применения способа, в частности для бесстыковых рельсовых цепей, упрощении процесса измерения за счет уменьшения количества измеряемых величин и повышении точности измерений.

Способ измерения сопротивления изоляции рельсовой линии, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном ее конце подают сигнал переменного тока, на другом конце рельсовой линии, производя предварительные и текущие измерения напряжения, аналитически определяют фактическое сопротивление изоляции рельсовой линии, отличающийся тем, что сигнал в рельсовую линию подают через последовательно включенные на питающем и приемном концах конденсаторы, величины емкостей которых подбирают из условия настройки измерительного тракта в резонанс на частоте подаваемого сигнала, предварительно измеряют напряжения U и U при двух предельных состояниях сопротивления изоляции рельсовой линии, решая систему алгебраических уравненийR=R+KU R=R+KU где U, U - напряжения при двух предельных состояниях сопротивления изоляции рельсовой линии; R и R - минимальное и максимальное сопротивления изоляции рельсовой линии, определяют коэффициенты R, К, а затем, измеряя текущее значение напряжения U, определяют фактическую величину сопротивления изоляции рельсовой линии по формуле R=R+KU, причем при проведении измерений рельсовую линию электрически ограничивают шунтами, координаты наложения которых подбирают из условия максимального сигнала на приемнике.
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-6 из 6.
27.05.2014
№216.012.ca99

Приемное устройство автоматической локомотивной сигнализации

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и обеспечивает повышение помехоустойчивости работы автоматической локомотивной сигнализации (АЛС). Использование изобретения расширяет функциональные возможности применения приемных катушек. Приемное устройство АЛС включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517631
Дата охранного документа: 27.05.2014
10.01.2015
№216.013.1b83

Рельсовая цепь

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и может быть использовано в системах интервального регулирования движения поездов метро. Система содержит рельсовую линию, к концам которой через последовательно соединенные конденсаторы подключены соответственно путевые генератор и приемник....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538471
Дата охранного документа: 10.01.2015
11.03.2019
№219.016.d6a9

Артиллерийский взрыватель

Изобретение относится к области военной техники и может быть использовано во взрывателях для артиллерийских боеприпасов различного назначения. Сущность изобретения заключается в том, что в конструкции взрывателя, содержащего предохранительно-детонирующее устройство с передаточным зарядом,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002284010
Дата охранного документа: 20.09.2006
11.03.2019
№219.016.d7ef

Способ контроля состояния рельсовых цепей

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и предназначено для использования при осуществлении регулирования движения поездов применимо к рельсовым цепям с комплексными входными сопротивлениями с емкостной составляющей. Способ контроля состояния рельсовых цепей состоит в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002341395
Дата охранного документа: 20.12.2008
11.03.2019
№219.016.d95e

Способ определения зоны дополнительного шунтирования

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и может быть использовано в системах интервального регулирования движения поездов метрополитена для настройки, проверки исправности рельсовых цепей. Определение момента переключения генератора тока автоматической регулировки скорости (АРС) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002353537
Дата охранного документа: 27.04.2009
11.03.2019
№219.016.da0c

Шунт контрольный

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и может быть использовано в системах интервального регулирования движения поездов метрополитена для настройки, проверки и устранения неисправностей в рельсовых цепях. Шунт контрольный содержит резистивный и подстроечный элементы, согласующее и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002339531
Дата охранного документа: 27.11.2008
Показаны записи 1-8 из 8.
27.05.2014
№216.012.ca99

Приемное устройство автоматической локомотивной сигнализации

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и обеспечивает повышение помехоустойчивости работы автоматической локомотивной сигнализации (АЛС). Использование изобретения расширяет функциональные возможности применения приемных катушек. Приемное устройство АЛС включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517631
Дата охранного документа: 27.05.2014
10.01.2015
№216.013.1b83

Рельсовая цепь

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и может быть использовано в системах интервального регулирования движения поездов метро. Система содержит рельсовую линию, к концам которой через последовательно соединенные конденсаторы подключены соответственно путевые генератор и приемник....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538471
Дата охранного документа: 10.01.2015
28.06.2018
№218.016.6856

Способ контроля состояния рельсовых цепей

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике для контроля рельсовых цепей. В способе в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, на другом конце текущее значение напряжения сравнивают с пороговыми значениями напряжений занятия и освобождения, для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658627
Дата охранного документа: 26.06.2018
07.09.2018
№218.016.84f8

Способ контроля состояния рельсовых цепей

Изобретение относится к методам контроля бесстыковых рельсовых цепей (РЦ) периодической подачей дискретных сигналов переменного тока при интервальном регулировании движения поездов. В способе определяют максимальное расстояние, проходимое поездом за время между контрольными опросами РЦ,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002666000
Дата охранного документа: 05.09.2018
02.03.2019
№219.016.d1ea

Рельсовая цепь

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для интервального регулирования движения поездов. Рельсовая цепь содержит рельсовую линию, к одному концу которой через первый разделительный конденсатор подключен путевой генератор, к другому концу через второй разделительный конденсатор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680924
Дата охранного документа: 28.02.2019
11.03.2019
№219.016.d7ef

Способ контроля состояния рельсовых цепей

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и предназначено для использования при осуществлении регулирования движения поездов применимо к рельсовым цепям с комплексными входными сопротивлениями с емкостной составляющей. Способ контроля состояния рельсовых цепей состоит в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002341395
Дата охранного документа: 20.12.2008
11.03.2019
№219.016.d95e

Способ определения зоны дополнительного шунтирования

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и может быть использовано в системах интервального регулирования движения поездов метрополитена для настройки, проверки исправности рельсовых цепей. Определение момента переключения генератора тока автоматической регулировки скорости (АРС) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002353537
Дата охранного документа: 27.04.2009
11.03.2019
№219.016.da0c

Шунт контрольный

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и может быть использовано в системах интервального регулирования движения поездов метрополитена для настройки, проверки и устранения неисправностей в рельсовых цепях. Шунт контрольный содержит резистивный и подстроечный элементы, согласующее и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002339531
Дата охранного документа: 27.11.2008
+ добавить свой РИД