×
10.06.2013
216.012.4889

СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СВАРНЫХ ТРУБ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002484149
Дата охранного документа
10.06.2013
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при изготовлении сварных труб различного назначения. Для снижения энергетических и временных затрат на производство сварных труб при сохранении хладостойкости и стойкости к водородному охрупчиванию труб в сероводород-содержащих средах на первом этапе термической обработки сварной трубы нагревают только сварной шов и околошовную зону до температуры [(Ac+α×V)÷(Ac+α×V+50°C)], охлаждают водой, проводят отпуск с охлаждением на воздухе, затем нагревают всю трубу до температуры (Ac÷Ас) или до [Ас÷(Ас+50°C)], охлаждают водой и проводят высокий отпуск, причем отпуск сварного шва и околошовной зоны и нагрев труб под высокий отпуск осуществляют при температуре (500°C÷Ac). 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при изготовлении сварных труб различного назначения, обладающих повышенной хладостойкостью и стойкостью к водородному охрупчиванию в сероводородсодержащих средах.

Данный способ преимущественно применим для мало-, среднеуглеродистых и низколегированных сталей.

Известен способ термической обработки [1], который включает в себя нагрев труб до температуры (Ас3+20÷50°C), трехступенчатое охлаждение труб с различной скоростью и отпуск с определенной выдержкой. Данный способ не гарантирует равномерных свойств металла сварного шва и тела трубы.

Известен также способ термической обработки сварных труб, включающий нормализацию сварного шва, после которой производят неполную закалку и отпуск [2]. Однако при такой обработке сохраняется структурная неоднородность зоны шва и остальной части периметра. В результате после термической обработки сохраняется анизотропия свойств, трубы обладают низкой хладостойкостью и низкой стойкостью к водородному охрупчиванию в сероводородсодержащей среде.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является способ термической обработки трубных изделий из конструкционных сталей, включающий первый нагрев до температуры [Ас3÷(Ас3+50°C)], охлаждение в воде, второй нагрев в межкритический интервал температур (Ac1÷Ас3), охлаждение в воде и высокий отпуск с нагревом до (550°C÷Ac1) и последующим охлаждением на воздухе [3].

Этот способ повышает хладостойкость и стойкость к водородному охрупчиванию в сероводородсодержащей среде как сварного соединения по линии сплавления, так и основного металла труб. Свойства сварного соединения и основного металла максимально выравниваются. Однако для реализации данного способа необходимо дважды подвергать трубы объемному нагреву в печах, что приводит к повышенному расходу теплоносителей, потерям металла за счет окалинообразования, ухудшению геометрии труб. Данный способ характеризуется большими энергетическими и временными затратами.

Технической задачей изобретения является разработка способа термической обработки сварных газонефтепроводных труб, обеспечивающего снижение энергетических и временных затрат на их производство, наряду с сохранением хладостойкости и стойкости к водородному охрупчиванию труб.

Технический результат достигается за счет того, что в способе термической обработки труб, включающем первый нагрев выше Ас3 и охлаждение, второй нагрев до температуры (Ac1÷Ас3), охлаждение в воде и высокий отпуск с нагревом под отпуск до (500°C÷Ac1) и последующее охлаждение на воздухе, первый нагрев ведут до температуры [(Ас3+α×V1/2)÷(Ас3+α×V1/2+50°C)] только сварного шва и околошовной зоны, второй нагрев всей трубы производят до температуры не ниже Ac1.

Ac1 - есть нижняя критическая точка, соответствующая превращению перлита в аустенит.

Ас3 - есть верхняя критическая точка, соответствующая концу растворения феррита в аустените.

V - есть средняя скорость нагрева металла сварного шва и околошовной зоны в области фазовых превращений, измеряемая в °C/с,

α - постоянный коэффициент, равный, в зависимости от марки стали, 10,0÷15,0(°C*c)1/2.

Необходимость учета скорости нагрева при скоростном нагреве, который имеет место в случае локального индукционного нагрева зоны шва, связана с ограниченным временем нагрева, которого может оказаться недостаточным для завершения фазовых превращений. Полнота или степень превращений кроме конечной температуры нагрева определяется временем пребывания стали в области температур фазовых превращений - суммарным временем аустенитизации. При увеличении скорости нагрева температура окончания превращения должна сдвигаться в область более высоких температур.

При первом нагреве сварного шва и околошовной зоны до температуры [(Ас3+α×V1/2)÷(Ас3+α×V1/2+50°C)] зерно в районе шва в результате фазовой перекристаллизации измельчается, а после охлаждения зоны нагрева структура шва состоит из дисперсных продуктов промежуточного распада аустенита. При повторном нагреве труб при температуре (Ac1÷Ас3) происходит дополнительное измельчение аустенитного зерна. После охлаждения в воде образуется мартенсит, а последующий отпуск приводит к образованию однородной дисперсной структуры. Кроме того, в результате значительного повышения удельной поверхности межзеренных границ происходит снижение концентрации вредных примесей по границе аустенита. Все это приводит к формированию благоприятного структурного состояния с точки зрения сопротивления хрупкому разрушению и коррозионной повреждаемости.

Предлагаемый способ термической обработки сварных труб осуществляется следующим образом.

На первом этапе термообработки нагревают, а затем охлаждают только сварной шов и околошовную зону, с целью задания им определенных физических и механических свойств. Нагрев сварного шва и околошовной зоны производят токами высокой частоты на установке локальной термической обработки сварного шва при температуре [(Ас3+α×V1/2)÷(Ас3+α×V1/2+50°C)] непосредственно в линии трубоэлектросварочного стана.

После первого нагрева охлаждение сварного шва производят за счет охлаждения водой, подаваемой на шов из спрейера с последующим отпуском сварного шва на установке локальной термической обработки при температуре (500°C÷Ac1) и охлаждением на воздухе.

Для выравнивания механических свойств сварного шва и материала трубы, а также снятия термических напряжений производят второй нагрев труб в межкритический интервал температур (Ac1÷Ас3) с последующим охлаждением водой, высоким отпуском при температуре (500°C÷Ac1) и охлаждением на воздухе.

Возможно использование заявляемого способа, когда второй нагрев труб осуществляют до температуры [Ас3÷(Ас3+50°C)], с последующим охлаждением водой и высоким отпуском при температуре (500°C÷Ac1) и охлаждением на воздухе.

Заявляемый технический результат также обеспечивается, если после первого нагрева охлаждение осуществляют за счет отвода тепла в холодное тело трубы и охлаждения на воздухе.

Предлагаемый способ термической обработки прошел опытное опробование в трубоэлектросварочных цехах ОАО «Выксунский металлургический завод».

Электросварные трубы размером 273×10 мм из стали 13ХФА с содержанием углерода 0,12%, марганца 0,56%, кремния 0,34%, серы 0,002%, фосфора 0,007% и ванадия 0,045% сваривались на скорости Vсварки=0,45 м/с. Сварной шов и околошовная зона труб проходили локальную термическую обработку с нагревом двумя индукторами, длина каждого из которых L=2 м. Второй индуктор нагревал шов с 700 до 1000°C. Соответственно скорость нагрева шва, определяемая по формуле V=(ΔТ*Vсварки)/L, равнялась 67,5°C/с. Температура Ас3 для данной марки стали по литературным данным равна 890°C. Величина α=13 (°С*с)1/2. Температура локальной термической обработки была выбрана равной 890+13*(67,5)1/2=995°C. После нагрева сварной шов и околошовная зона охлаждались в спрейере, а затем нагревались в отпускной секции установки индукционного нагрева до температуры 700°C и охлаждались на воздухе.

После локальной термической обработки трубы прошли нагрев в печи с шагающими балками при температуре 910°C и отпуск при температуре 600°C.

Сущность изобретения поясняется следующими диаграммами, где

на фиг.1 представлены кривые хладостойкости основного металла и сварного соединения труб;

на фиг.2 представлены кривые хладостойкости основного металла и сварного соединения труб из стали 22ГЮ, термообработанной по предлагаемому изобретению.

Результаты испытаний основного металла и сварного соединения труб на ударный изгиб на поперечных образцах Шарли приведены на фиг.1, где представлены кривые:

а) - после локальной термической обработки;

б) - после закалки и отпуска;

в) - после термической обработки в соответствии с прототипом - первой закалки с нагревом до 900°C, второй закалки с нагревом до 780°C и отпуска при температуре 550°C;

г) - после термической обработки по предлагаемому изобретению - нагреву сварного шва и околошовной зоны до температуры 1000°C, охлаждению в спрейере и отпуску при 700°C, закалки всей трубы после нагрева до 900°C и отпуска при 600°C.

Верхние кривые на фиг.1 а), б), в) и г) относятся к основному металлу, нижние к сварному шву.

На фиг.1а) и б) видно, что после локальной термической обработки сварного шва и околошовной зоны и после закалки и отпуска труб ударная вязкость и хладостойкость сварного шва существенно ниже аналогичных характеристик основного металла.

При термической обработке в соответствии с прототипом (фиг.1в) значения ударной вязкости основного металла и сварного шва становятся максимально близкими. Такой же результат достигается и при термической обработке по предлагаемому изобретению (фиг.1г).

Испытания на водородное растрескивание проводились по стандартной испытательной методике NACE 0284-2003.

Среднее значение длины CLR и толщины CTR трещин в основном металле труб с локальной термообработкой сварного шва и околошовной зоны равны соответственно 1,4 и 0,1. В сварном соединении трещин не выявлено. Трещин также не выявлено в трубах, прошедших закалку и отпуск, а также в трубах прошедших термообработку в соответствии с прототипом и термообработку по предлагаемому изобретению в соответствии с пп.1 и 2 Формулы.

Трубы диаметром 178 мм из стали 22ГЮ с содержанием углерода 0,21%, марганца 0,56%, кремния 0,22%, серы 0,006%, фосфора 0,01% сваривались на скорости 0,5 м/с. Сварной шов и околошовная зона труб проходили локальную термическую обработку с нагревом пятью индукторами. Нагрев шва с 700 до 900°C производился тремя индукторами общей длиной L=4 м. Соответственно скорость нагрева шва, определенная по формуле V=(ΔТ*Vсварки)/L равнялась 25°C/с. Температура Ас3 для данной марки стали по литературным данным равна 840°C. Температура локальной термической обработки была выбрана равной 840+13*(25)1/2=905°C. После локального нагрева шва и околошовной зоны до 905°C охлаждение шва происходило за счет отвода тепла в холодное тело трубы и охлаждения на воздухе.

После локальной термической обработки трубы прошли нагрев в печи с шагающими балками при температуре 910°С и отпуск при температуре 540°C.

Результаты испытаний хладостойкости труб из стали 22ГЮ приведены на фиг.2, где верхняя кривая относится к основному металлу, нижняя к сварному шву.

Из фиг.2 видно, что при термообработке по предлагаемому изобретению ударная вязкость и хладостойкость сварного шва максимально близка к ударной вязкости и хладостойкости основного металла.

Результаты испытаний хладостойкости на поперечных ударных образцах Шарпи и испытаний на водородное растрескивание полученные на трубах, термообработанных по предлагаемому изобретению показывают, что свойства труб после такой термообработки, аналогичны свойствам, получаемым при термообработке по прототипу как для сварного шва, так и для основного металла. Наряду с этим предлагаемый способ исключает повторный нагрев всей трубы для проведения второй закалки, что снижает энергетические и временные затраты на их производство, обеспечивает технологичность процесса, снижает потери металла на окалинообразование, сохраняет точность геометрии труб.

Изобретение может быть промышленно использовано в производстве электросварных труб нефтегазового сортамента хладостойких или/и стойких к водородному охрупчиванию.

Источники информации

1. Патент РФ 2230802 С1, кл. C21D 9/08, 2003.

2. Авторское свидетельство СССР №461955, кл. C21D 9/08, 1975.

3. Патент РФ 2096495 С1, кл. C21D 9/08, 1996.


СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СВАРНЫХ ТРУБ
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СВАРНЫХ ТРУБ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-4 из 4.
27.06.2013
№216.012.4ff6

Железнодорожное колесо

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к колесам железнодорожных транспортных средств. Для наружной поверхности колеса радиусы первой и второй наружных радиусных кривых составляют от 0,04 до 0,05 диаметра круга катания. Радиус третей наружной радиусной кривой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486063
Дата охранного документа: 27.06.2013
20.06.2014
№216.012.d47f

Сталь повышенной коррозионной стойкости и электросварные трубы, выполненные из нее

Изобретение относится к области металлургии, а именно к производству низкоуглеродистых и низколегированных сталей повышенной коррозионной стойкости для изготовления электросварных труб, используемых при строительстве трубопроводов, эксплуатируемых в условиях агрессивных сред, в частности для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520170
Дата охранного документа: 20.06.2014
20.04.2015
№216.013.4474

Способ горячей винтовой раскатки гильз и технологический инструмент для его осуществления

Группа изобретений относится к обработке металлов давлением, а именно к изготовлению горячекатаных труб. Способ включает формоизменение металла в очаге деформации, образованном рабочими валками и короткой оправкой, смонтированной на полом водоохлаждаемом изнутри справочном стержне. Увеличение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549022
Дата охранного документа: 20.04.2015
29.03.2019
№219.016.f542

Железнодорожное колесо

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к колесам железнодорожных транспортных средств. Железнодорожное колесо представляет собой сборочную единицу, состоящую из цельнокатаного колесного центра с бандажом и закрепляющим его бандажным кольцом, или цельнокатаную деталь,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002428319
Дата охранного документа: 10.09.2011
Показаны записи 1-4 из 4.
27.06.2013
№216.012.4ff6

Железнодорожное колесо

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к колесам железнодорожных транспортных средств. Для наружной поверхности колеса радиусы первой и второй наружных радиусных кривых составляют от 0,04 до 0,05 диаметра круга катания. Радиус третей наружной радиусной кривой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486063
Дата охранного документа: 27.06.2013
20.06.2014
№216.012.d47f

Сталь повышенной коррозионной стойкости и электросварные трубы, выполненные из нее

Изобретение относится к области металлургии, а именно к производству низкоуглеродистых и низколегированных сталей повышенной коррозионной стойкости для изготовления электросварных труб, используемых при строительстве трубопроводов, эксплуатируемых в условиях агрессивных сред, в частности для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520170
Дата охранного документа: 20.06.2014
20.04.2015
№216.013.4474

Способ горячей винтовой раскатки гильз и технологический инструмент для его осуществления

Группа изобретений относится к обработке металлов давлением, а именно к изготовлению горячекатаных труб. Способ включает формоизменение металла в очаге деформации, образованном рабочими валками и короткой оправкой, смонтированной на полом водоохлаждаемом изнутри справочном стержне. Увеличение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549022
Дата охранного документа: 20.04.2015
07.06.2020
№220.018.250c

Способ управления процессом высокочастотной сварки труб и устройство для его осуществления

Группа изобретений может быть использована при производстве стальных электросварных труб нагревом токами высокой частоты. При управлении процессом регулируют количество тепла, необходимого для сварочного нагрева кромок стального рулонного проката. Осуществляют получение видеоизображений области...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002722957
Дата охранного документа: 05.06.2020
+ добавить свой РИД