×
27.03.2013
216.012.3196

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ВЫЯВЛЕНИЯ ЗАЯВЛЕННЫХ НА ПОИСК АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ КОНТРОЛЬНЫХ ПУНКТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002478232
Дата охранного документа
27.03.2013
Аннотация: Группа изобретений относится к области систем контроля потока транспортных средств (ТС). В способе идентификации транспортных средств и выявления заявленных на поиск автомобилей, при прохождении ТС контрольных пунктов сравнивают коды сигналов, принятых на контрольных пунктах, с кодами заявленных на поиск ТС и по результатам сравнения принимают решение о задержании. На ТС размещают транспондеры, которые соответствуют государственному номеру ТС. Контрольные пункты снабжают сканерами. Устройство, реализующее способ, содержит на контрольном пункте ультразвуковой излучатель, излучатель радиосигналов, приемник излучения и блок декодирования. На ТС имеются транспондеры, в качестве которых использован пьезокристалл с нанесенными на его поверхность двумя алюминиевыми тонкопленочными встречно-штыревыми преобразователями, структура которых соответствует государственному номеру транспортного средства в радио- и ультразвуковом диапазонах, и одним общим набором отражателей, при этом каждый преобразователь содержит гребенчатую систему электродов, соединенных между собой шинами, связанными с одной общей микрополосковой приемопередающей антенной, также нанесенной на поверхность пьезокристалла. Решение направлено на повышение эффективности идентификации ТС. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Предлагаемые способ и устройство относятся к области систем контроля потока транспортных средств, выявления заявленных на поиск, в частности, автомобилей.

Известны способы и устройства идентификации транспортных средств (авт. свид. СССР №1.516.415; патенты РФ №№2034726, 2084961, 2118851, 2235369, 2256565, 2280573; патенты США №№6149204, 6415536; патенты Франции №№2663892, 2663893, 2723899; патент ФРГ №3922606; патенты Японии №№52-035040, 2001-097251; Илюхин Р. Противоугонная маркировка - За рулем, №12, 1992, с.16 и др.).

Из известных способов и устройств наиболее близкими к предлагаемому являются «Способ идентификации транспортных средств и выявления заявленных на поиск автомобилей при прохождении контрольных пунктов и устройство для его осуществления» (патент РФ №2084961, G08G 1/017, 1992), которые и выбраны в качестве прототипов.

Существо известного способа заключается в формировании сигналов опознавания автомобилей путем кодирования их государственных номеров с последующим непрерывно-циклическим излучением с борта автомобиля в радиооптическом и ультразвуковом диапазонах, причем на контрольных пунктах излученные сигналы принимают, усиливают и сравнивают полученные коды с кодами заявленных на поиск автомобилей. Устройство, реализующее способ, содержит установленные на борту автомобилей излучатели радиосигналов, оптические и ультразвуковые излучатели, соединенные с выходом блока формирования кода сигнала опознавания, а на контрольных пунктах - приемники излучателей, подключенные через соответствующие блоки декодирования к цифровой вычислительной машине.

По известному способу и устройству каждое транспортное средство должно быть снабжено излучателями в радиооптическом и ультразвуковом диапазонах, которые обеспечивают одновременную (синхронную) передачу одного и того же кодированного сигнала опознавания. При этом обеспечивается многократный непрерывно-циклический режим передачи с борта автомобиля его кодового сигнала опознавания не только при прохождении контрольных пунктов, но и при движении по другим маршрутам, а также на стоянках. Это обстоятельство при современном парке транспортных средств в условиях крупных городов, напряженных дорог и магистралей создает сложную помеховую ситуацию, экономически не выгодно и имеет весьма низкую эффективность.

Более целесообразным является размещение излучателей на контрольных пунктах, а на контролируемых транспортных средствах - размещение пассивных маркеров.

Технической задачей изобретения является повышение экономичности и эффективности путем использования пассивных транспондеров, устанавливаемых на транспортных средствах, и сложных сигналов с фазовой манипуляцией.

Поставленная задача решается тем, что способ идентификации транспортных средств и выявления заявленных на поиск автомобилей при прохождении контрольных пунктов, заключающийся в том, что сравнивают коды принятых на контрольных пунктах сигналов в радио- и ультразвуковом диапазонах с кодами заявленных на поиск автомобилей и по результатам сравнения принимают решение о задержании, отличается от ближайшего аналога тем, что на транспортных средствах размещают транспондеры, в качестве которых используют пьезокристалл с нанесенными на его поверхность двумя алюминиевыми тонкопленочными встречно-штыревыми преобразователями, структура которых соответствует государственному номеру транспортного средства в радио- и ультразвуковом диапазонах, при этом преобразователи снабжают общим набором отражателей и связывают с общей микрополосковой приемопередающей антенной, а контрольные пункты снабжают сканерами, в которых формируют набор гармонических колебаний в радио- и ультразвуковом диапазонах, облучают ими транспортные средства при их прохождении контрольных пунктов в непрерывно-циклическом режиме, принимают гармонические колебания на двух частотах, которые относятся к радио- и ультразвуковому диапазонам соответственно, преобразуют их в две акустические волны, обеспечивают их распространение по поверхности пьезокристалла и обратное отражение, преобразуют отраженные акустические волны опять в электромагнитные сигналы с фазовой манипуляцией, внутренняя структура которых соответствует структуре встречно-штыревых преобразователей, переизлучают их в эфир, принимают сканерами контрольных пунктов и осуществляют синхронное детектирование сложных сигналов с фазовой манипуляцией, выделяя коды, соответствующие государственным номерам транспортных средств.

Поставленная задача решается тем, что устройство идентификации транспортных средств и выявления заявленных на поиск автомобилей при прохождении контрольных пунктов, содержащее, в соответствии с ближайшим аналогом, ультразвуковой излучатель, излучатель радиосигналов и установленные на пунктах контроля 2n каналов обработки сигналов, каждый из которых состоит из последовательно включенных приемника излучения и блока декодирования, при этом выходы блоков декодирования соединены с входами интерфейса, выходами подключенного к цифровой вычислительной машине, выходы которой соединены соответственно с блоком отображения информации, системой средств задержания и сетевыми каналами системы информации, отличается от ближайшего аналога тем, что оно снабжено на контрольных пунктах сканерами, каждый из которых состоит из последовательно включенных блока управления, синтезатора частот радиодиапазона, сумматора, другие входы которого через синтезатор частот ультразвукового диапазона соединены с выходом блока управления, дуплексера, вход-выход которого связан с приемопередающей антенной, и усилителя мощности, выход которого соединен с входами 2n каналов обработки сигналов, при этом вторые входы блоков декодирования соединены с выходом сумматора, синтезатор частот радиодиапазона состоит из n излучателей радиосигналов, синтезатор частот ультразвукового диапазона состоит из n ультразвуковых излучателей, на транспортных средствах транспондерами, в качестве которых использован пьезокристалл с нанесенными на его поверхность двумя алюминиевыми тонкопленочными встречно-штыревыми преобразователями, структура которых соответствует государственному номеру транспортного средства в радио- и ультразвуковом диапазонах, и одним общим набором отражателей, при этом каждый преобразователь содержит гребенчатую систему электродов, соединенных между собой шинами, связанными с одной общей микрополосковой приемопередающей антенной, также нанесенной на поверхность пьезокристалла.

Структурная схема аппаратуры, установленной на каждом контрольном пункте, представлена на фиг.1. Функциональная схема транспондеров, установленных на транспортных средствах, показана на фиг.2.

Аппаратура, установленная на каждом контрольном пункте, содержит последовательно включенные блок 2 управления, синтезатор 3 частот радиодиапазона, сумматор 7, другие входы которого через синтезатор 5 частот ультразвукового диапазона соединены с выходом блока 2 управления, дуплексер 8, вход-выход которого связан с приемопередающей антенной 9, усилитель 10 мощности и 2n-каналы обработки сигналов, каждый из которых состоит из последовательно включенных приемника излучения 11.i и блока 12.i декодирования, второй вход которого соединен с выходом сумматора 7, а выходы подключены к входам интерфейса 13, выходами подключенного к цифровой вычислительной машине 14, выходы которой соединены соответственно с блоком 15 отображения информации, системой 16 средств задержания искомых автомобилей информации (i=1, 2,…, 2n, из которых n составляют приемники радиосигналов и n - ультразвуковые приемники).

Каждый синтезатор 3 частот радиодиапазона содержит 4.i излучателей радиосигналов (i=1, 2,…, n). Каждый синтезатор 5 частот ультразвукового диапазона содержит 6.i ультразвуковых излучателей (i=1, 2,…, n).

Блок 2 управления, синтезатор 3 частот радиодиапазона, синтезатор 5 частот ультразвукового диапазона, сумматор 7, дуплексер 8, приемопередающая антенна 9 и усилитель 10 мощности образуют сканер 1.

На каждом транспортном средстве установлены транспондеры, в качестве которых использован пьезокристалл 18.j с нанесенными на его поверхность двумя алюминиевыми тонкопленочными встречно-штыревыми преобразователями (ВШП), структура которых соответствует государственному номеру транспортного средства в радио- и ультразвуковом диапазонах. Первый ВШП предназначен для обработки сигналов в радиодиапазоне и содержит гребенчатую систему электродов 20.j и 21.j. Электроды каждой гребенки соединены между собой шинами 22.j и 23.j. Второй ВШП предназначен для обработки сигналов в ультразвуковом диапазоне и содержит гребенчатую систему электродов 24.j и 25.j. Электроды каждой гребенки соединены между собой шинами 26.j и 27.j. Шины 22.j, 23.j, 26.j и 27.j двух ВШП соединены с одной общей микрополосковой антенной 19.j. Первый и второй ВШП снабжен одним общим набором 28j отражателей (j=1, 2,…, m, где m - количество транспондеров).

Устройство, реализующее предлагаемый способ, работает следующим образом.

На каждом контрольном пункте с помощью блока 2 управления запускаются синтезатор 3 частот радиодиапазона, состоящий из 4.i излучателей, и синтезатор 5 частот ультразвукового диапазона, состоящий из 6.i излучателей. Синтезаторами 3 и 5 частот формируются последовательно гармонические колебания в радиодиапазоне и в ультразвуковом диапазоне соответственно:

u11(t)=U11·Cos(w11t+φ11),

ul2(t)=U12·Cos(w12t+φ12),

………………………………………

u1i(t)=U1i·Cos(w1it+φ1i),

………………………………………

u1n(t)=U1n·Cos(w1nt+φ1n),

u21(t)=U21·Cos(w21t+φ21),

u22(t)=U22·Cos(w22t+φ22),

………………………………………

u2i(t)=U2i·Cos(w2it+φ2i),

………………………………………

u2n(t)=U2n·Cos(w2nt+φ2n), 0≤t≤Tс,

которые через сумматор 7 и дуплексер 8 поступают в приемопередающую антенну 9 и в непрерывно-циклическом режиме облучают транспортные средства при прохождении ими контрольного пункта.

Транспондеры, установленные на транспортных средствах, улавливают гармонические колебания, частоты которых соответствуют частотам настройки ВШП и с помощью ВШП преобразуют их в акустические волны. Частоты настройки ВШП определяются количеством электродов и их шагом d (расстояние между электродами).

Акустические волны распространяются по поверхности пьезокристалла 18.j,. отражаются от набора отражателей 28.j и преобразуются ВШП в электромагнитные сигналы с фазовой манипуляцией (ФМн) (j=1, 2,…, m):

u3i(t)=U3i·Cos[w1it+φк(t)+φ1i],

u4i(t)=U4i·Cos[w2it+φк(t)+φ2i], 0≤t≤Tс,

где φк(1)={0, π} - манипулированная составляющая фазы, отображающая закон фазовой манипуляции в соответствии с модулирующим кодом Mi(t), который определяется государственным номером транспортного средства, которые последовательно излучаются микрополосковой приемопередающей антенной 19.j в эфир, улавливаются приемопередающей антенной 9 контрольного пункта и через дуплексер 8 и усилитель 10 мощности поступают на каналы обработки сигналов, состоящие из последовательно включенных приемника 11.i и блока 12.i декодирования, второй вход которого соединен с выходом сумматора 7 (i=1, 2,…, 2n).

На выходах блоков 12.i декодирования формируются низкочастотные напряжения:

uн1i(t)=Uн1i·Cosφк(t),

uн2i(t)=Uн2i·Cosφк(t),

где

пропорциональные модулирующему коду Mi(t) (государственному номеру транспортного средства).

Указанные низкочастотные напряжения через интерфейс 13 поступают на входы цифровой вычислительной машины 14, выходы которой соединены соответственно с блоком 15 отображения информации, системой 16 средств задержания искомых автомобилей и сетевыми каналами 17 системы информации. Низкочастотные напряжения uн1i(t) и uн2i(t) в цифровой вычислительной машине 14 сравнивают с кодами заявленных на поиск автомобилей и по результатам сравнения принимают решение о задержании наблюдаемого автомобиля.

Если в условиях помех какой-либо из каналов дает сбои, то истинный код опознавания восстанавливается за счет комплексной обработки сигналов двух «многоцветных» каналов их двойного дублирования.

Контрольные пункты с указанным оборудованием размещаются стационарно на требуемых участках дорог, а также мобильно на патрульных (поисковых) автомобилях, летательных аппаратах и даже в носимых ранцах. С помощью мобильных контрольных пунктов могут инспектироваться наряду с двигающимися и стоящие автомобили, причем как на открытых (радио), так и закрытых (легкий металлический гараж, фургон, контейнер и другие, прозрачные для ультразвука предметы) стоянках.

Когда все транспортные средства будут оснащены предлагаемой системой, то отсутствие на каком-либо из них транспондера, т.е. переизлучения зондирующего сигнала, тоже будет признаком для его задержания и досмотра.

Таким образом, предлагаемые технические решения по сравнению с прототипами и другими техническими решениями аналогичного назначения обеспечивают повышение экономичности и эффективности идентификации транспортных средств и выявления заявленных на поиск автомобилей при прохождении ими контрольных пунктов. Это достигается использованием пассивных транспондеров, устанавливаемых на транспортных средствах, а также сложных сигналов с фазовой манипуляцией.

Основной особенностью пассивных транспондеров являются малые габариты и отсутствие источников питания, а также устойчивость к тепловым и механическим воздействиям.

Сложные сигналы с фазовой манипуляцией обладают высокой энергетической и структурной скрытностью.


СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ВЫЯВЛЕНИЯ ЗАЯВЛЕННЫХ НА ПОИСК АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ КОНТРОЛЬНЫХ ПУНКТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ВЫЯВЛЕНИЯ ЗАЯВЛЕННЫХ НА ПОИСК АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ КОНТРОЛЬНЫХ ПУНКТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 220.
10.01.2013
№216.012.19e6

Индукционный датчик силы

Заявленное изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для точного и долговременного измерения механических усилий или деформаций конструкций в самых различных областях техники. Заявленный индукционный датчик силы содержит трансформатор механических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472122
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.19ea

Устройство для дистанционного измерения давления

Устройство относится к приборостроению и может быть использовано в системах дистанционного сбора информации о давлении в различных отраслях промышленности. Техническим результатом изобретения является повышение чувствительности устройства при измерении малых фазовых сдвигов, соответствующих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472126
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.19ed

Система мониторинга безопасной эксплуатации зданий и инженерно-строительных сооружений

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для мониторинга безопасной эксплуатации зданий и инженерно-строительных сооружений. Система содержит автоматизированное рабочее место (АРМ), объекты диагностики, цифровую линию связи, блоки предварительной обработки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472129
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.01.2013
№216.012.1e8f

Трость для инвалида по зрению

Предложенная трость относится к медицинской технике, в частности к устройствам для ориентирования слепых в окружающем пространстве, и может быть использована при самостоятельном передвижении слепого. Трость содержит палку с рукояткой, в которой размещены приемоизлучатель, установленный на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473324
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.20b4

Система дистанционного контроля и диагностики состояния конструкций и инженерно-строительных сооружений

Заявленное устройство относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для дистанционного контроля, оценки и прогнозирования технического состояния конструкций и инженерно-строительных сооружений. Устройство содержит пункт контроля, состоящий из радиостанции и связанной с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473873
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.2116

Система контроля расхода и утечек бытового газа в многоквартирных домах

Изобретение относится к области приборостроения, в частности к системам и устройствам формирования измерительной и управляющей информации по первичным параметрам, определяющим расход природного газа и контроль его утечек в многоквартирных домах. Технический результат - повышение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473971
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.24a4

Экологическая система сбора информации о состоянии региона

Изобретение относится к области контрольных устройств (систем) и может быть использовано при конструировании систем экологического мониторинга городов и регионов. Технический результат - повышение помехоустойчивости и достоверности приема сложных сигналов с фазовой манипуляцией путем ослабления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474882
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.27d3

Силоизмерительный датчик

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для постоянного измерения усилий в различных резьбовых соединениях строительных элементов и конструкций. Техническим результатом является повышение времени эксплуатации устройства, повышение точности измерения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475715
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.283d

Способ предварительной оценки качества диагностических тестов

Изобретение относится к области диагностики технических систем. Технический результат заключается в уменьшении времени проведения диагностики технических систем. Для этого предложен способ предварительной оценки качества диагностических тестов, заключающийся в том, что на основе описания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475821
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2862

Система охраны и наблюдения

Изобретение относится к охранным средствам видеонаблюдения и может быть использовано для защиты от несанкционированного доступа на охраняемые объекты, например, жилые квартиры и помещения. Техническим результатом является повышение надежности охраны и наблюдения за жилыми помещениями и другими...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475858
Дата охранного документа: 20.02.2013
Показаны записи 1-10 из 231.
10.01.2013
№216.012.19e6

Индукционный датчик силы

Заявленное изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для точного и долговременного измерения механических усилий или деформаций конструкций в самых различных областях техники. Заявленный индукционный датчик силы содержит трансформатор механических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472122
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.19ea

Устройство для дистанционного измерения давления

Устройство относится к приборостроению и может быть использовано в системах дистанционного сбора информации о давлении в различных отраслях промышленности. Техническим результатом изобретения является повышение чувствительности устройства при измерении малых фазовых сдвигов, соответствующих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472126
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.19ed

Система мониторинга безопасной эксплуатации зданий и инженерно-строительных сооружений

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для мониторинга безопасной эксплуатации зданий и инженерно-строительных сооружений. Система содержит автоматизированное рабочее место (АРМ), объекты диагностики, цифровую линию связи, блоки предварительной обработки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472129
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.01.2013
№216.012.1e8f

Трость для инвалида по зрению

Предложенная трость относится к медицинской технике, в частности к устройствам для ориентирования слепых в окружающем пространстве, и может быть использована при самостоятельном передвижении слепого. Трость содержит палку с рукояткой, в которой размещены приемоизлучатель, установленный на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473324
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.20b4

Система дистанционного контроля и диагностики состояния конструкций и инженерно-строительных сооружений

Заявленное устройство относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для дистанционного контроля, оценки и прогнозирования технического состояния конструкций и инженерно-строительных сооружений. Устройство содержит пункт контроля, состоящий из радиостанции и связанной с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473873
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.2116

Система контроля расхода и утечек бытового газа в многоквартирных домах

Изобретение относится к области приборостроения, в частности к системам и устройствам формирования измерительной и управляющей информации по первичным параметрам, определяющим расход природного газа и контроль его утечек в многоквартирных домах. Технический результат - повышение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473971
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.24a4

Экологическая система сбора информации о состоянии региона

Изобретение относится к области контрольных устройств (систем) и может быть использовано при конструировании систем экологического мониторинга городов и регионов. Технический результат - повышение помехоустойчивости и достоверности приема сложных сигналов с фазовой манипуляцией путем ослабления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474882
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.27d3

Силоизмерительный датчик

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для постоянного измерения усилий в различных резьбовых соединениях строительных элементов и конструкций. Техническим результатом является повышение времени эксплуатации устройства, повышение точности измерения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475715
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.283d

Способ предварительной оценки качества диагностических тестов

Изобретение относится к области диагностики технических систем. Технический результат заключается в уменьшении времени проведения диагностики технических систем. Для этого предложен способ предварительной оценки качества диагностических тестов, заключающийся в том, что на основе описания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475821
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2862

Система охраны и наблюдения

Изобретение относится к охранным средствам видеонаблюдения и может быть использовано для защиты от несанкционированного доступа на охраняемые объекты, например, жилые квартиры и помещения. Техническим результатом является повышение надежности охраны и наблюдения за жилыми помещениями и другими...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475858
Дата охранного документа: 20.02.2013
+ добавить свой РИД