×
20.02.2013
216.012.2827

СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОДВОДНЫМ МАНИПУЛЯТОРОМ В РЕЖИМЕ ЗАВИСАНИЯ ПОДВОДНОГО АППАРАТА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области автоматического управления динамическими объектами по заданной траектории. Техническим результатом является обеспечение точного перемещения рабочего органа манипулятора по желаемой траектории за счет дополнительной коррекции сигналов программного управления манипулятором с учетом текущего углового и линейного смещения подводного аппарата, на котором он установлен, от его исходного положения, при этом на следящие приводы всех степеней подвижности манипулятора подают дополнительные сигналы управления, пропорциональные смещению этого подводного аппарата от его исходного положения. Способ характеризуется тем, что на борту подводного аппарата устанавливают гироскопические датчики и навигационную систему, определяющие линейное и угловое смещения этого аппарата от его исходного положения при работающем манипуляторе, а на следящие приводы всех степеней подвижности манипулятора подают дополнительные сигналы управления, пропорциональные смещению этого подводного аппарата от его исходного положения, которые обеспечивают дополнительное перемещение рабочего органа манипулятора в пространстве. 2 ил.
Основные результаты: Способ управления подводным манипулятором в режиме зависания подводного аппарата, включающий подачу на входы двигателей всех степеней подвижности манипулятора сигналов, определяемых желаемой программной траекторией движения его рабочего органа в пространстве и формируемых на основе аналитических соотношений, полученных после решения обратной задачи кинематики для конкретной кинематической схемы манипулятора, а на входы соответствующих движителей подводного аппарата - сигналов, компенсирующих силовые и моментные воздействия на этот аппарат со стороны манипулятора, произвольно перемещающегося в вязкой среде, причем сигналы управления движителями подводного аппарата формируются в реальном масштабе времени на основе аналитических выражений, определяющих силу и момент, с которыми этот манипулятор действует на подводный аппарат, учитывающих все эффекты взаимовлияния между всеми степенями подвижности манипулятора, а также гидростатические и гидродинамические силы сопротивления его движению, включая вязкие трения и присоединенные массы окружающей жидкости, отличающийся тем, что на борту подводного аппарата устанавливают гироскопические датчики и навигационную систему, определяющие линейное и угловое смещения этого аппарата от его исходного положения при работающем манипуляторе, а на следящие приводы всех степеней подвижности манипулятора подают дополнительные сигналы управления, пропорциональные смещению этого подводного аппарата от его исходного положения, которые обеспечивают дополнительное перемещение рабочего органа манипулятора в пространстве и тем самым продолжение его точного движения по заранее заданной желаемой программной траектории независимо от произвольных смещений подводного аппарата.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области автоматического управления динамическими объектами по заданной траектории.

Известен способ управления динамическими объектами, заключающийся в том, что по известным координатам состояния объекта определяют величину ошибки, равную разности между заданными входными координатами и соответствующими текущими координатами объекта. Команды управления объектом формируются в соответствии с величинами ошибки и коэффициентов пропорциональности, которые вычисляются на основе решения уравнения Риккати [Ройтенберг Я.Н. Автоматическое управление. - М.: Наука, 1978, с.225-226].

Недостатком указанного способа управления является невозможность в полной мере обеспечить высокую точность управления динамическими объектами в условиях, когда не удается точно определить заданные входные координаты.

Известен также способ стабилизации подводного аппарата по разомкнутому контуру в режиме его зависания вблизи или над объектом работ в процессе работы установленного на нем манипулятора, включающий подачу на входы двигателей всех степеней подвижности манипулятора сигналов, определяемых желаемой программной траекторией движения его рабочего органа в пространстве и формируемых на основе аналитических соотношений, полученных после решения обратной задачи кинематики для конкретной кинематической схемы манипулятора, а на входы соответствующих движителей подводного аппарата - сигналов, компенсирующих силовые и моментные воздействия на этот аппарат со стороны манипулятора, произвольно перемещающегося в вязкой среде, причем сигналы управления движителями подводного аппарата формируются в реальном масштабе времени на основе аналитических выражений, определяющих силу и момент, с которыми этот манипулятор действует на подводный аппарат, учитывающих все эффекты взаимовлияния между всеми степенями подвижности манипулятора, а также гидростатические и гидродинамические силы сопротивления его движению, включая вязкие трения и присоединенные массы окружающей жидкости [Филаретов В.Ф., Алексеев Ю.К., Лебедев А.В. Системы управления подводными роботами. - М.: Круглый год, 2001, с.171-179; 223-227].

Данный способ является наиболее близким к предлагаемому изобретению.

Недостатком этого способа является невысокая точность стабилизации подводного аппарата в процессе перемещений манипулятора, поскольку разомкнутый контур стабилизации не позволяет обеспечить точную компенсацию даже точно вычисленных сил и моментов, с которыми этот манипулятор воздействует на подводный аппарат и которые неотвратимо смещают его относительно исходного положения, не позволяя манипулятору обеспечить точное перемещение по желаемой пространственной траектории. Кроме того, обеспечить точное вычисление силовых и моментных воздействий на этот аппарат со стороны движущегося манипулятора в силу приближенности определения силовых взаимодействий этого манипулятора с окружающей его вязкой средой также невозможно. В результате необходимо дополнительно корректировать программные сигналы управления манипулятором с учетом неизбежных текущих смещений подводного аппарата, на котором он установлен, от его исходного положения с целью точного перемещения рабочего органа манипулятора по желаемой траектории.

Задачей изобретения является устранение указанного выше недостатка, то есть, в частности, обеспечение требуемой высокой точности движения рабочего органа манипулятора по желаемой траектории с учетом неизбежных текущих отклонений подводного аппарата, вызванных возмущающими воздействиями со стороны работающего манипулятора от его исходного положения, для которого и рассчитывается желаемая пространственная траектория движения рабочего органа манипулятора.

Технический результат изобретения заключается в обеспечении дополнительной коррекции сигналов программного управления манипулятором с учетом текущего углового и линейного смещения подводного аппарата, на котором он установлен, от его исходного положения для обеспечения точного перемещения рабочего органа этого манипулятора по желаемой траектории.

Поставленная задача решается тем, что при реализации способа управления подводным манипулятором в режиме зависания подводного аппарата, включающего подачу на входы двигателей всех степеней подвижности манипулятора сигналов, определяемых желаемой программной траекторией движения его рабочего органа в пространстве и формируемых на основе аналитических соотношений, полученных после решения обратной задачи кинематики для конкретной кинематической схемы манипулятора, а на входы соответствующих движителей подводного аппарата - сигналов, компенсирующих силовые и моментные воздействия на этот аппарат со стороны манипулятора, произвольно перемещающегося в вязкой среде, причем сигналы управления движителями подводного аппарата формируются в реальном масштабе времени на основе аналитических выражений, определяющих силу и момент, с которыми этот манипулятор действует на подводный аппарат, учитывающих все эффекты взаимовлияния между всеми степенями подвижности манипулятора, а также гидростатические и гидродинамические силы сопротивления его движению, включая вязкие трения и присоединенные массы окружающей жидкости, на борту подводного аппарата дополнительно устанавливают гироскопические датчики и навигационную систему, определяющие линейное и угловое смещения этого аппарата от его исходного положения при работающем манипуляторе, а на следящие приводы всех степеней подвижности манипулятора подают дополнительные сигналы управления, пропорциональные смещению этого подводного аппарата от его исходного положения, которые обеспечивают дополнительное перемещение рабочего органа манипулятора в пространстве и тем самым продолжение его точного движения желаемой программной траектории независимо от произвольных смещений подводного аппарата.

Сопоставительный анализ признаков заявляемого способа с признаками аналогов и прототипа свидетельствует о соответствии этого способа критерию "новизна".

При этом отличительные признаки формулы изобретения решают следующие функциональные задачи.

Признак «…на борту подводного аппарата устанавливают гироскопические датчики и навигационную систему…» обеспечивает решение задачи определения величин и направлений линейных и угловых смещений подводного аппарата от его исходного положения при работающем манипуляторе.

Признак «на следящие приводы всех степеней подвижности манипулятора подают дополнительные сигналы управления, пропорциональные смещению подводного аппарата от его исходного положения…» обеспечивает дополнительное перемещение рабочего органа манипулятора в пространстве и тем самым его точное движение по желаемой программной траектории независимо от текущих произвольных смещений подводного аппарата.

Заявленное изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 схематически показано исходное положение подводного аппарата и исходное положение установленного на нем манипулятора, а также смещенное положение аппарата и новое положение манипулятора, учитывающее текущее смещение подводного аппарата относительно исходного, при котором неизменно происходит точное перемещение рабочего органа манипулятора по желаемой пространственной траектории; а на фиг.2 - схема одного канала управления одним движителем подводного аппарата и одним приводом манипулятора, установленным в одной из его степеней подвижности.

На чертежах показаны заданная (неизменная) желаемая пространственная траектория 1 движения рабочего органа манипулятора; подводный аппарат 2 в исходном положении; подводный манипулятор 3 в исходном положении; подводный аппарат 4 в положении, смещенном относительно исходного; новое положение 5 подводного манипулятора, обеспечивающее точное прохождение рабочего инструмента по желаемой пространственной траектории 1; блок 6 формирования программных сигналов управления приводами манипулятора; сумматор 7; корректирующее устройство 8; усилитель 9; двигатель 10 i-й степени подвижности манипулятора; сустав 11 i-й степени подвижности манипулятора; датчик 12 поворота в i-й степени подвижности манипулятора; линия 13 отрицательной обратной связи; блок 14 гироскопов; навигационная система 15; блок 16 формирования сигналов дополнительных перемещений в каждой степени подвижности манипулятора; блок 17 формирования сигналов управления движителями подводного аппарата, обеспечивающими приближенную компенсацию силового F и моментного М воздействия на подводный аппарат со стороны работающего манипулятора.

Кроме того, на чертежах показаны С - центр масс подводного аппарата; А - текущая точка на желаемой траектории перемещения рабочего органа манипулятора; αnpi - сигнал программного управления i-й степенью подвижности манипулятора; εi - текущая ошибка управления приводом i-й степени подвижности манипулятора; Δα, Δγ, Δβ - соответственно текущие отклонения подводного аппарата по курсу, крену и дифференту от его исходного положения; Δхс, Δγс, Δzc - соответствующие отклонения точки С от ее исходного положения по соответствующим осям абсолютной системы координат; Δαi - дополнительный сигнал управления приводом i-й степени подвижности манипулятора; Uj - сигнал управления j-м движителем подводного аппарата; n - число степеней подвижности манипулятора; m - число движителей подводного аппарата; О - точка крепления манипулятора к подводному аппарату.

Следует отметить, что до начала работы манипулятора, установленного на подводном аппарате, в режиме его зависания над или вблизи объекта работ определяется и задается желаемая траектория движения рабочего органа манипулятора, которая должна быть точно отработана последним после вывода аппарата в заданную точку пространства. Однако при движении манипулятора происходит незапланированное угловое и линейное смещение подводного аппарата из исходного положения в пространстве даже при наличии системы его автоматической стабилизации, которая имеет ограниченную точность и инерционность. Это делает невозможным автоматическое выполнение многих технологических операций, поскольку рабочий орган манипулятора начинает двигаться с большим отклонением от желаемой траектории.

В результате возникает необходимость введения дополнительных сигналов управления соответствующими приводами соответствующих степеней подвижности манипулятора уже в процессе его движения. Эти сигналы должны обеспечить дополнительные перемещения в соответствующих степенях подвижности манипулятора и тем самым скомпенсировать незапланированное отклонение его рабочего органа от желаемой траектории, которое обусловлено незапланированным смещением подводного аппарата от его исходного положения при работе манипулятора. Указанные дополнительные сигналы формируются на основе информации о текущем угловом и линейном смещении подводного аппарата относительно его исходного положения, а также информации о непрерывно изменяющейся конфигурации манипулятора.

Заявленный способ реализуется следующим образом.

После зависания подводного аппарата в позиции 2 в некоторой точке пространства около объекта работ строится желаемая траектория 1 движения рабочего органа манипулятора для выполнения конкретной технологической операции, и блок 6 начинает формировать программные сигналы αпpi управления, поступающие на входы соответствующих следящих приводов манипулятора, построенных с помощью обратных связей 13. На выходах сумматоров 7 этих следящих приводов формируют соответствующие ошибки εi слежения, которые после коррекции в блоках 8, усиливаясь усилителями 9, поступают на входы двигателей 10, обеспечивая перемещения во всех суставах 11 манипулятора, которые измеряются датчиками 12 и обеспечивают движение рабочего органа манипулятора по желаемой траектории 1. Если бы в процессе движения манипулятора подводный аппарат оставался в исходной позиции 2, то в некоторый момент времени рабочий орган манипулятора находился бы вблизи точки А на траектории 1, а сам манипулятор занимал бы позицию 3.

Однако при движении манипулятора в вязкой среде в точке О его крепления к подводному аппарату появляются сила F и момент М, с которыми этот манипулятор действует на подводный аппарат, произвольно смещая его в момент времени t из исходной позиции 2 в некоторую другую позицию. В процессе работы манипулятора на блок 17 также поступают сигналы αпрi и он начинает формировать сигналы Uj управления движителями подводного аппарата, которые приближенно компенсируют силовое F и моментное М воздействия на подводный аппарат со стороны работающего манипулятора. В результате смещение этого аппарата относительно его исходного положения 2 становится незначительным и он занимает положение 4. Однако и в этом положении конфигурация 3 манипулятора у смещенного аппарата уже не будет обеспечивать нахождение рабочего органа манипулятора в точке А.

В результате для сохранения заданной точности перемещения рабочего органа манипулятора по траектории 1 этот манипулятор должен совершить дополнительное движение в пространстве, изменяя свою конфигурацию (см. его новое положение 5). Эти дополнительные движения обеспечиваются с помощью дополнительных сигналов управления Δαi, формируемых на выходе блока 16 и поступающих на сумматоры 7 каждой степени подвижности манипулятора. При этом на соответствующие входы блока 16 поступают сигналы Δα, Δγ, Δβ от блока 14 гироскопов и сигналы Δxc, Δγc, Δzc от навигационной системы 15.

Очевидно, что реализация предложенного способа управления подводным манипулятором в режиме зависания его подводного аппарата-носителя не вызывает принципиальных затруднений, поскольку в качестве блоков 6, 14, 16 и 17; сумматоров 7; корректирующих устройств 8; усилителей 9; двигателей 10; датчиков 12 и навигационной системы 15 используются известные типовые устройства и узлы, чьи технические и эксплуатационные характеристики соответствуют параметрам работы подводного аппарата и манипулятора.

Способ управления подводным манипулятором в режиме зависания подводного аппарата, включающий подачу на входы двигателей всех степеней подвижности манипулятора сигналов, определяемых желаемой программной траекторией движения его рабочего органа в пространстве и формируемых на основе аналитических соотношений, полученных после решения обратной задачи кинематики для конкретной кинематической схемы манипулятора, а на входы соответствующих движителей подводного аппарата - сигналов, компенсирующих силовые и моментные воздействия на этот аппарат со стороны манипулятора, произвольно перемещающегося в вязкой среде, причем сигналы управления движителями подводного аппарата формируются в реальном масштабе времени на основе аналитических выражений, определяющих силу и момент, с которыми этот манипулятор действует на подводный аппарат, учитывающих все эффекты взаимовлияния между всеми степенями подвижности манипулятора, а также гидростатические и гидродинамические силы сопротивления его движению, включая вязкие трения и присоединенные массы окружающей жидкости, отличающийся тем, что на борту подводного аппарата устанавливают гироскопические датчики и навигационную систему, определяющие линейное и угловое смещения этого аппарата от его исходного положения при работающем манипуляторе, а на следящие приводы всех степеней подвижности манипулятора подают дополнительные сигналы управления, пропорциональные смещению этого подводного аппарата от его исходного положения, которые обеспечивают дополнительное перемещение рабочего органа манипулятора в пространстве и тем самым продолжение его точного движения по заранее заданной желаемой программной траектории независимо от произвольных смещений подводного аппарата.
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОДВОДНЫМ МАНИПУЛЯТОРОМ В РЕЖИМЕ ЗАВИСАНИЯ ПОДВОДНОГО АППАРАТА
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОДВОДНЫМ МАНИПУЛЯТОРОМ В РЕЖИМЕ ЗАВИСАНИЯ ПОДВОДНОГО АППАРАТА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 44.
10.04.2013
№216.012.327a

Электропривод манипулятора

Изобретение относится к робототехнике и может быть использовано при создании систем управления электроприводами манипуляторов. Технический результат - обеспечение полной инвариантности динамических свойств привода к изменениям его моментных нагрузочных характеристик. В электропривод содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478465
Дата охранного документа: 10.04.2013
27.04.2013
№216.012.3b8c

Способ управления движением динамического объекта по пространственной траектории

Изобретение относится к области автоматического управления динамическими объектами и может быть использовано для создания высокоточных систем автоматического управления движением этих объектов по заданным пространственным траекториям. Технический результат изобретения заключается в перемещении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480805
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.07.2013
№216.012.539d

Электропривод манипулятора

Изобретение относится к робототехнике и может быть использовано при создании систем управления электроприводами манипуляторов. Изобретение направлено на обеспечение полной инвариантности динамических свойств рассматриваемого электропривода к изменениям его динамических моментных нагрузочных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487008
Дата охранного документа: 10.07.2013
27.07.2013
№216.012.594a

Электропривод робота

Изобретение относится к робототехнике и может быть использовано для создания электроприводов роботов. В электропривод робота дополнительно введены четвертый синусный функциональный преобразователь, десятый и одиннадцатый блоки умножения, а также второй датчик ускорения и соответствующие связи....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488479
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.07.2013
№216.012.594b

Электропривод робота

Изобретение относится к робототехнике и может быть использовано для создания электроприводов роботов. В электропривод робота дополнительно введены пятый косинусный функциональный преобразователь, тринадцатый и четырнадцатый блоки умножения, второй датчик ускорения, а также одиннадцатый сумматор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488480
Дата охранного документа: 27.07.2013
10.08.2013
№216.012.5c4d

Электропривод робота

Изобретение относится к робототехнике и может быть использовано для создания электроприводов роботов. В электропривод робота дополнительно введены пятый синусный функциональный преобразователь, двенадцатый и тринадцатый блоки умножения, второй датчик ускорения, а также одиннадцатый сумматор и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489250
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.08.2013
№216.012.5c4e

Электропривод манипулятора

Изобретение относится к робототехнике и может быть использовано для создания систем управления электроприводами манипулятора. Электропривод манипулятора содержит последовательно соединенные первый сумматор, первый блок умножения, второй сумматор, усилитель и электродвигатель. Через редуктор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489251
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.05.2014
№216.012.c2d1

Устройство для управления подводным аппаратом

Изобретение относится к системам управления движением подводных аппаратов. Устройство содержит движители вертикального и горизонтального перемещений, телекамеру, установленную с возможностью поворота, датчики угла поворота, сумматоры, источники опорного сигнала, пороговые элементы, синусные и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515632
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.07.2014
№216.012.deed

Устройство для формирования программных сигналов управления пространственным движением динамических объектов

Устройство относится к вычислительной технике, а именно к области автоматического управления динамическими объектами. Техническим результатом является обеспечение максимально возможной скорости движения динамических объектов по заданной пространственной траектории без превышения предельно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522855
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.deee

Устройство для формирования программных сигналов управления пространственным движением динамических объектов

Устройство относится к вычислительной технике. Технический результат заявленного изобретения заключается в обеспечении заданной динамической точности скоростного движения динамического объекта (ДО) на всех участках криволинейной пространственной траектории независимо от динамических свойств...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522856
Дата охранного документа: 20.07.2014
Показаны записи 1-10 из 273.
10.02.2013
№216.012.234c

Устройство для очистки нефтесодержащих и сточных вод

Изобретение относится к очистке сточных вод и может быть использовано для выделения из них примесей, например нефтепродуктов. Устройство содержит аэрирующий, флотирующий и накопительный узлы, последовательно сообщенные друг с другом. Аэрирующий узел содержит резервуар 1, выполненный с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474538
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.234d

Способ очистки нефтесодержащих сточных жидкостей

Изобретение относится к очистке нефтесодержащих сточных жидкостей и может быть использовано для выделения из них различных примесей, например нефтепродуктов. Способ очистки включает аэрирование через объем воздуха, находящийся под давлением, большим атмосферного, и флотирование в объеме...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474539
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.24e3

Электромашина

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к электрическим машинам. Предлагаемая электромашина содержит герметичный корпус, в полости которого размещен шихтованный сердечник статора с открытыми пазами, в которых размещены катушки обмотки, и ротор. При...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474945
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.03.2013
№216.012.305d

Электромашина

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электромашиностроению. Предлагаемая электромашина содержит герметичный корпус, в полости которого размещен шихтованный сердечник статора из электротехнической стали, по внешнему диаметру шихтованный сердечник статора опирается на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477916
Дата охранного документа: 20.03.2013
10.04.2013
№216.012.327a

Электропривод манипулятора

Изобретение относится к робототехнике и может быть использовано при создании систем управления электроприводами манипуляторов. Технический результат - обеспечение полной инвариантности динамических свойств привода к изменениям его моментных нагрузочных характеристик. В электропривод содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478465
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.34f0

Электрошпиндель

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электромашиностроению, и может быть использовано, например, в шпиндельных узлах металлорежущих станков с высокой частотой вращения. Предлагаемый электрошпиндель содержит корпус, в полости которого размещен шихтованный сердечник...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479095
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.04.2013
№216.012.3651

Нефтедобывающая подводная платформа

Изобретение относится к судостроению и предназначено, преимущественно, для применения в районах с экстремальными метеорологическими и ледовыми условиями. Нефтедобывающая подводная платформа содержит, как минимум, три связанных друг с другом прочных корпуса, выполненных по типу, используемому в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479458
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.04.2013
№216.012.3774

Ветроэнергетическая установка

Изобретение относится к области малой энергетики и может быть использовано для создания ветроэнергетических станций. Ветроэнергетическая установка содержит лопасти, установленные на кольцевом понтоне, выполненном с возможностью вращения относительно вертикальной оси, преобразователь энергии,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479749
Дата охранного документа: 20.04.2013
27.04.2013
№216.012.3b8c

Способ управления движением динамического объекта по пространственной траектории

Изобретение относится к области автоматического управления динамическими объектами и может быть использовано для создания высокоточных систем автоматического управления движением этих объектов по заданным пространственным траекториям. Технический результат изобретения заключается в перемещении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480805
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.4079

Способ аэрирования нефтесодержащих сточных вод

Изобретение может быть использовано для очистки сточных вод. Способ аэрирования нефтесодержащих сточных вод включает обеспечение посредством соплового насадка (3) взаимодействия сточных вод с объемом воздуха, находящегося под давлением выше атмосферного в резервуаре (1). При этом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482075
Дата охранного документа: 20.05.2013
+ добавить свой РИД