×
10.02.2013
216.012.24e2

РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002474944
Дата охранного документа
10.02.2013
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Техническое решение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается конструкции ротора синхронной неявнополюсной электрической машины - синхронного неявнополюсного генератора, в частности турбогенератора большой мощности. Технический результат, достигаемый при использовании данного изобретения, состоит в повышении мощности синхронной неявнополюсной электрической машины без изменения габаритов ее ротора. Предлагаемый ротор, в частности турбогенератора, содержит обмотку, выполненную катушек (1) из токопроводящих жил с витками, охватывающими полюс и уложенными в пазы (2), при этом, согласно изобретению, каждая катушка (1) имеет концентрическое расположение витков, размещенных в один слой во всех пазах (2), относящихся к полюсному делению ротора. Настоящее изобретение особенно актуально для синхронных неявнополюсных электрических машин с воздушным охлаждением. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Предлагаемое решение относится к области электромашиностроения и касается конструкции ротора синхронного неявнополюсного генератора, в частности турбогенератора большой мощности.

Известен ротор неявнополюсной электрической машины [1] с обмоткой, катушки которой расположены концентрически на полюсе. Установку в пазы начинают с катушки большего размера, затем закрепляют на бочке ротора примыкающие к катушке зубцы. Далее поочередно устанавливают катушки меньшего размера и закрепляют их аналогично первой. Катушки соединяют между собой, при этом под нижним витком последней катушки появляется «ложный» виток.

За прототип принята конструкция ротора синхронной неявнополюсной электрической машины - турбогенератора [2], с размещенной в пазах бочки ротора обмоткой катушечного типа. Витки катушки уложены в «столбик» и занимают два паза одного пазового деления. Катушки расположены концентрично относительно оси большого зуба и соединены между собой, при этом в конструкции также присутствует «ложный» виток.

Общим недостатком известных решений является то, что в мощных машинах поперечное сечение витка имеет большие размеры, и наличие «ложного» витка под нижним витком последней катушки приводит к существенному уменьшению сечения вентиляционного канала между валом ротора и нижней поверхностью катушек. Этим обуславливается ухудшение охлаждения ротора электрической машины из-за уменьшения охлаждающего потока, поступающего на активные части ротора. В результате снижается единичная мощность электрической машины. Данная проблема наиболее актуальна применительно к машинам с воздушным охлаждением большой мощности.

Задачей технического решения является повышение мощности электрической машины без изменения габаритов ротора.

Поставленная задача решается за счет того, что в роторе синхронной неявнополюсной электрической машины, содержащей обмотку, выполненную в виде катушек из токопроводящих жил с витками, охватывающими полюс и уложенными в пазы, - каждая катушка имеет концентрическое расположение витков, размещенных в один слой в пазах, относящихся к полюсному делению. Токопроводящие жилы в поперечном сечении могут иметь вытянутую форму и ориентированы стороной большего размера вдоль радиальной оси паза.

Из уровня техники не выявлено размещения витков каждой катушки в один слой во всех пазах одного полюсного деления.

Техническое решение иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 представлен фрагмент ротора турбогенератора с размещением на полюсе первой катушки обмотки, на фиг.2 - фрагмент ротора с размещением последующих катушек, на фиг.3 - фрагмент А фиг.2.

Ротор (см. фиг.1) турбогенератора содержит обмотку, состоящую из катушек 1. Каждая катушка 1 состоит из проводников (токопроводящих жил), уложенных в один слой во все пазы 2, относящиеся к полюсному делению ротора. Проводник ориентирован стороной большего размера вдоль радиальной оси паза. Число полувитков каждой катушки 1 равно числу пазов полюсного деления. Витки катушки 1 расположены концентрично относительно оси большого зуба 3. Каждая последующая катушка 1 расположена на предыдущей катушке 1 также в один слой во всех пазах 2 (см. фиг.2). Между валом 4 ротора и нижней поверхностью первой катушки 1 имеется аксиальный вентиляционный канал (на чертеже позицией не обозначен, стрелкой показано направление движения охлаждающего потока). Соединение катушек 2 между собой осуществлено пайкой с помощью промежуточного проводящего элемента 5 (фиг.3).

Отсутствие выступающего в аксиальный вентиляционный канал «ложного» витка способствует эффективной вентиляции ротора электрической машины, что особенно важно для машин большой мощности.

Техническая эффективность предлагаемого изобретения состоит в возможности повышения мощности электрической машины без увеличения ее габаритов.

Источники информации

1. Патент RU 2248658, фирма НПО ЛЭЗ, Н02К 15/09, Н02К 3/51, приоритет от 22.08.2003, публикация 20.03.2005.

2. Патент GB 2470107, фирма General Electric, H02K 1/32, Н02К 9/00, приоритет от 05.05.2009, публикация 10.11.2010.


РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-4 из 4.
27.09.2013
№216.012.70c0

Электрическая машина

Изобретение относится к областям электротехники и электромашиностроения и касается системы охлаждения крупных электрических машин, преимущественно турбогенераторов с воздушным охлаждением. В предлагаемой электрической машине в воздушном зазоре (3) на границе чередующихся в аксиальном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494515
Дата охранного документа: 27.09.2013
27.09.2013
№216.012.70c1

Статор электрической машины и узел крепления его внешнего кольца

Изобретение относится к области электротехники и касается конструкции статора электрической машины большой мощности, в частности, турбогенератора с воздушным охлаждением. Предлагаемый статор электрической машины содержит шихтованный сердечник (1), в спинке которого выполнены вентиляционные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494516
Дата охранного документа: 27.09.2013
25.08.2018
№218.016.7ef2

Система вентиляции ротора электрической машины (варианты)

Изобретение относится к области электротехники, в частности к ротору крупной электрической машины с воздушным охлаждением. Технический результат - повышение допустимой плотности тока в обмотке ротора и повышение единичной мощности электрической машины без увеличения ее габаритов и массы. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664740
Дата охранного документа: 22.08.2018
19.04.2019
№219.017.335f

Система вентиляции ротора электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и касается вентиляции лобовых частей обмотки ротора крупной электрической машины, в частности турбогенератора с воздушным охлаждением. Согласно изобретению ротор содержит оболочку (1), охватывающую вал (2) с образованием пространства (3) для подачи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002449451
Дата охранного документа: 27.04.2012
Показаны записи 1-4 из 4.
27.09.2013
№216.012.70c0

Электрическая машина

Изобретение относится к областям электротехники и электромашиностроения и касается системы охлаждения крупных электрических машин, преимущественно турбогенераторов с воздушным охлаждением. В предлагаемой электрической машине в воздушном зазоре (3) на границе чередующихся в аксиальном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494515
Дата охранного документа: 27.09.2013
27.09.2013
№216.012.70c1

Статор электрической машины и узел крепления его внешнего кольца

Изобретение относится к области электротехники и касается конструкции статора электрической машины большой мощности, в частности, турбогенератора с воздушным охлаждением. Предлагаемый статор электрической машины содержит шихтованный сердечник (1), в спинке которого выполнены вентиляционные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494516
Дата охранного документа: 27.09.2013
25.08.2018
№218.016.7ef2

Система вентиляции ротора электрической машины (варианты)

Изобретение относится к области электротехники, в частности к ротору крупной электрической машины с воздушным охлаждением. Технический результат - повышение допустимой плотности тока в обмотке ротора и повышение единичной мощности электрической машины без увеличения ее габаритов и массы. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664740
Дата охранного документа: 22.08.2018
19.04.2019
№219.017.335f

Система вентиляции ротора электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и касается вентиляции лобовых частей обмотки ротора крупной электрической машины, в частности турбогенератора с воздушным охлаждением. Согласно изобретению ротор содержит оболочку (1), охватывающую вал (2) с образованием пространства (3) для подачи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002449451
Дата охранного документа: 27.04.2012
+ добавить свой РИД