Николай Стариков: «Права на книгу принадлежат не автору, а издательству»

Николай Стариков, пожалуй, самый популярный политический писатель в современной России. Наш корреспондент поговорил с Николаем Викторовичем об отношении к авторскому праву.

Сейчас в России распространено пиратство, воровство интеллектуальной собственности. Как вы относитесь к этому?

Думаю, что у писателей в России есть законные способы защиты своего авторского права – это первое. Второе. Здесь нужно задать вопрос: для чего автор пишет книги? Отвечу за себя. Пищу для того, чтобы те идеи, те факты, которые мне кажутся важными и значимыми, то понимание истории, политики и экономики, которым хотел бы поделиться, попало к максимально большому количеству читателей нашего государства. Поэтому, если кто-то использует изложенные факты или идеи в своих материалах – я могу это только приветствовать. Единственное, что считаю недопустимым – случай, когда берется огромная цитата на несколько страниц и выдается за свою, кто-то ставит под ней свою подпись: это, конечно, не корректно. Важно указывать источник – это элементарная человеческая вежливость. Что касается моих книг, то под каждым фактом, под каждой цитатой стоит ссылка – читатель может убедиться: ничто из написанного не выдумано. Ну и, разумеется, это единственно возможная интеллигентная и уважительная форма работы.

Части ваших книг воровали?

Нет, я не сталкивался с подобными ситуациями. Были случаи, когда на пиратских ресурсах мои книги выкладывались целиком, а за скачивание пытались брать какие-то деньги. Хочу отметить, что права на книгу принадлежат не автору, а издательству, и дальнейшие разбирательства уже ведет именно правообладатель.

Вы за возможность пиратского скачивания или категорически против нее?

Ситуация имеет две стороны. Поскольку для меня написание книг не является бизнесом, делаю это для распространения информации, не предпринимаю никаких усилий, чтобы мои книги не присутствовали на каких-то ресурсах. С другой стороны, считаю совершенно неприличным, когда за скачивание на пиратском ресурсе берутся деньги. Когда кто-то зарабатывает на книге, к которой не имеет никакого отношения – это неприлично, как мне кажется. Если какие-то пираты бесплатно распространяют мою информацию – отношусь к этому нейтрально.

Вы часто пишете о советском времени. Тогда авторского права, по сути, не существовало. Все права принадлежали государству. Какая из систем вам ближе: современная или советская?

Здесь важно понимать смысл этих систем. Хотел бы подчеркнуть, что в современном мире правами на книгу обладает издательство и в дальнейшем само ведет разбирательства, а вовсе не автор. В Советском союзе система имела свою логику: писатели издавались большими тиражами, получали за это неплохие гонорары, были членами Союза писателей, им предоставлялись различные социальные льготы, включая известные дачи в Переделкино. Таким образом, для того чтобы работать и творить, писателю не нужно было обладать какими-то правами. Государство все делало за него, предоставляя комфортный режим для работы. Все логично и понятно: достаток у писателя есть, место, где можно отдохнуть – тоже. Что еще ему нужно для плодотворного труда? В сегодняшней ситуации писатель для того, чтобы писать, должен себя каким-то образом обеспечивать. Жить исключительно на гонорары от книг может очень ограниченный круг людей. Если писатели еще при этом не смогут получать такие средства, возникает вопрос: как вообще жить? Каждая система имеет право на существование. Единственное, чего бы мне не хотелось – чтобы мы двигались в сторону Америки.  Это курс в никуда, на мой взгляд, и его брать не надо.

Чтобы отстоять свои права и хотя бы небольшие гонорары, авторы сейчас обращаются к юристам. Например, в компанию «Единый депозитарий РИД». Их можно понять.

Дело не только в правах, но и тиражах. В советское время государство издавало книги большими тиражами, человек, написавший хорошее произведение, получал вполне достойные деньги. Сегодня для того, чтобы написать книгу, нужно потратить, как и раньше, большой объем времени. Я пишу книгу, в среднем, год-полтора. Это большой труд. Тот, кто занимается писательством, это знает. Сегодня при тиражах в две-три тысячи экземпляров автор получит такую сумму, на которую не то что год, может, месяц-два будет прожить проблематично. Это очень незначительные деньги. Для того, чтобы начинать писать, нужно иметь к этому определенное отношение: как к хобби, подвижничеству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *