×
17.06.2023
223.018.7f1d

Результат интеллектуальной деятельности: Камера сгорания газотурбинного двигателя

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД) и может быть использовано в кольцевых камерах сгорания авиационных ГТД. Камера сгорания газотурбинного двигателя, который содержит компрессор и турбину компрессора, содержит вращающуюся форсунку, закрепленную на роторе турбокомпрессора. В камере сгорания дополнительно установлен дефлекторный узел, состоящий из двух дефлекторов дискового вида - стационарного с неподвижными лопатками и вращающегося с подвижными лопатками. Стационарный дефлектор имеет плавную изогнутую форму и своей внутренней кольцевой поверхностью прикреплен к передней стенке камеры сгорания. Вращающийся дефлектор внутренней кольцевой поверхностью прикреплен к цилиндрической поверхности вращающейся форсунки и на нем выполнены отверстия для притока воздуха во внутреннюю полость дефлекторного узла. Лопатки расположены на периферийных частях внутренних поверхностей обоих дефлекторов по окружностям в радиальном направлении. На цилиндрической поверхности вращающейся форсунки размещены два ряда радиальных отверстий, периферийная часть стационарного дефлектора расположена в плоскости вращения левого ряда радиальных отверстий, а подвижные лопатки вращающегося дефлектора расположены в плоскости вращения правого ряда радиальных отверстий. Реализация предложенного изобретения обеспечивает однородность получаемой топливовоздушной смеси, повышение полноты сгорания топлива, уменьшение вредных выбросов в атмосферу, экономию топлива. 2 ил.

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД) и может быть использовано в кольцевых камерах сгорания авиационных ГТД.

Известна кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя, содержащая корпус, жаровую трубу, имеющую наружный и внутренний кожухи с воздушными отверстиями и перегородку, разделяющую объем камеры на центральную и периферийную части, вращающуюся форсунку, расположенную в центральной части. Перегородка такой камеры сгорания выполнена двойной цилиндрической формы, а вращающаяся форсунка расположена диаметрально напротив цилиндрической перегородки (патент РФ № 2117874, МПК F23R 3/38, опубл. 20.08.1998 г.).

Недостатком данной камеры сгорания являются ее низкие эксплуатационные характеристики из-за недостаточно интенсивного перемешивания топлива с воздухом, что обусловлено отсутствием элементов конструкции, обеспечивающих вихреобразование потоков воздуха.

Наиболее близкой к заявляемой конструкции является камера сгорания газотурбинной установки, которая содержит компрессор, турбину компрессора, камеру сгорания с вращающейся форсункой, закрепленной на роторе турбокомпрессора, при этом форсунка содержит неподвижный конический диск с размещенными на нем кольцевым коллектором и радиальными трубками подачи топлива в зону горения, при этом радиальные трубки выполнены равнорасположенными по окружности, форсунка имеет соосный неподвижному диску вращающийся конический диск, при этом на конусной поверхности вращающегося диска, обращенной к неподвижному диску, расположены многозаходные винтовые каналы, образуемые винтовыми гребнями (патент РФ № 2328658, МПК F23R 3/38, опубл. 10.07.2008 г.).

Недостатком данного технического решения является низкие эксплуатационные характеристики камеры из-за недостаточно интенсивного перемешивания топлива с воздухом, что обусловлено отсутствием элементов конструкции, обеспечивающих вихреобразование потоков воздуха.

Задачей изобретения является усовершенствование конструкции камеры сгорания газотурбинной установки, позволяющее повысить ее эксплуатационные характеристики.

Техническим результатом изобретения является повышение эксплуатационных характеристик камеры сгорания за счет внедрения и взаимного расположения конструктивных элементов, обеспечивающих предварительное испарение топлива, предварительное смешивание топлива с воздухом, вихреобразование для лучшего перемешиванию всех компонентов топливовоздушной смеси. Тем самым достигается однородность получаемой топливовоздушной смеси, повышение полноты сгорания топлива, уменьшение вредных выбросов в атмосферу, экономия топлива.

Технический результат достигается тем, что камера сгорания газотурбинного двигателя, содержащего компрессор, турбину компрессора, содержит вращающуюся форсунку, закрепленную на роторе турбокомпрессора, при этом дополнительно в ней установлен, состоящий из двух дефлекторов дискового вида, стационарного с неподвижными лопатками и вращающегося с подвижными лопатками, дефлекторный узел, стационарный дефлектор имеет плавную изогнутую форму и своей внутренней кольцевой поверхностью прикреплен к передней стенке камеры сгорания, а вращающийся дефлектор внутренней кольцевой поверхностью прикреплен к цилиндрической поверхности вращающейся форсунки и на нем выполнены отверстия для притока воздуха во внутреннюю полость дефлекторного узла, лопатки расположены на периферийных частях внутренних поверхностей обоих дефлекторов по окружностям в радиальном направлении, на цилиндрической поверхности вращающейся форсунки размещены два ряда радиальных отверстий, периферийная часть стационарного дефлектора расположена в плоскости вращения левого ряда радиальных отверстий, а подвижные лопатки вращающегося дефлектора расположены в плоскости вращения правого ряда радиальных отверстий.

На фиг. 1 показан общий вид газотурбинного двигателя с камерой сгорания, содержащей вращающуюся форсунку и размещенный над ней дефлекторный узел. Газотурбинный двигатель состоит из корпуса 5, ротора турбокомпрессора, образованного компрессором 10, турбиной компрессора 3, соединенных валом 7, камеры сгорания 6, свободной турбины 2, приводящей редуктор 1. Перед турбиной компрессора 3 установлен сопловой аппарат 4 с полыми лопатками для прохода воздуха, на выходе из компрессора установлен спрямляющий диффузор 9, через который проходит топливный трубопровод 8.

На фиг. 2 изображен продольный разрез предлагаемой камеры сгорания 6 газотурбинного двигателя. Камера сгорания 6 состоит из передней стенки 14 и задней стенки 15. На них выполнены отверстия для притока воздуха во внутреннюю полость камеры сгорания. Топливо из вращающейся форсунки 13 в камеру сгорания подается под воздействием центробежной силы посредством двух рядов радиальных отверстий на цилиндрической поверхности вращающейся форсунки (левый ряд отверстий и правый ряд отверстий). Дефлекторный узел размещен над вращающейся форсункой и состоит из стационарного дефлектора 16 и вращающегося дефлектора 17 дискового вида. К передней стенке 14 камеры сгорания 6 прикреплен внутренней кольцевой поверхностью стационарный дефлектор 16. Он имеет плавную изогнутую форму, периферийная его часть располагается в плоскости вращения левого ряда радиальных отверстий на цилиндрической поверхности вращающейся форсунки 13. Вращающаяся форсунка 13 закреплена на валу 7 ротора турбокомпрессора. К цилиндрической поверхности вращающейся форсунки 13 прикреплен внутренней кольцевой поверхностью вращающийся дефлектор 17. На нем выполнены отверстия для притока воздуха во внутреннюю полость дефлекторного узла. На периферийной части внутренней поверхности стационарного дефлектора 16 выполнены неподвижные лопатки 18, на периферийной части внутренней поверхности вращающегося дефлектора 17 выполнены подвижные лопатки 19. Лопатки располагаются по окружностям в радиальном направлении, их выступающая часть обеспечивает взаимный осевой зазор. Подвижные лопатки 19 располагаются в плоскости вращения правого ряда радиальных отверстий на цилиндрической поверхности вращающейся форсунки 13. Внутрь вращающейся форсунки 13 топливо подается конусным топливным коллектором 12, закрепленным на корпусе компрессора 11, от топливного трубопровода 8, проходящего через спрямляющий диффузор 9.

Камера сгорания газотурбинного двигателя работает следующим образом. Воздух от компрессора 10 выходит из спрямляющего диффузора 9. Во внутреннюю полость камеры сгорания воздух для смесеобразования поступает через отверстия на торцевых поверхностях передней стенки 14 и задней стенки 15 камеры сгорания. Подвод воздуха к передней стенке 14 камеры сгорания 6 осуществляется через полые лопатки соплового аппарата 4 турбины компрессора 3, к задней стенке 15 камеры сгорания 6 - и по радиальному зазору между задней стенкой 15 камеры сгорания 6 и корпусом компрессора 11. Топливо подводится в конусный топливный коллектор 12 топливным трубопроводом 8 и через выходную часть конусного топливного коллектора 12 поступает во внутреннюю полость вращающейся форсунки 13, закрепленной на валу 7 ротора турбокомпрессора через открытую боковую поверхность в виде кольцевой щели. Из вращающейся форсунки 13 двумя рядами радиальных отверстий топливо под воздействием центробежной силы выбрасывается во внутреннюю полость дефлекторного узла.

В процессе работы газотурбинного двигателя стационарный дефлектор 16 нагревается от основного пламени камеры сгорания 6. По его плавной поверхности топливо, выбрасываемое под воздействием центробежной силы из левого ряда радиальных отверстий на цилиндрической поверхности вращающейся форсунки 13, распределяется тонким ламинарным слоем и интенсивно испаряется. Пары топлива поступают в пространство между неподвижными лопатками 18. Тем самым достигается эффект предварительного испарения топлива. Вращающийся дефлектор 17 за счет своих подвижных лопаток 19 и отверстий на своей поверхности воспроизводит интенсивное движение воздуха со стороны передней поверхности в радиальном направлении. В этот поток воздуха подается топливо, выбрасываемое под воздействием центробежной силы из правого ряда радиальных отверстий на цилиндрической поверхности вращающейся форсунки 13. Подготовленная смесь поступает в пространство между подвижными лопатками 19. Тем самым достигается эффект предварительного смешивания топлива с воздухом.

В межлопаточном пространстве стационарного дефлектора 16 и вращающегося дефлектора 17 при относительном движении расположенных напротив друг друга неподвижных лопаток 18 и подвижных лопаток 19 возникает интенсивное вихреобразование со знакопеременными давлением и разрежением. Разрежение способствует притоку свежих порций предварительно испаренного топлива и предварительно смешанного топлива с воздухом. Давление способствует перемещению приготовленной смеси в зону основного пламени камеры сгорания. Вихреобразование способствует лучшему перемешиванию всех компонентов топливовоздушной смеси, тем самым достигается однородность получаемой топливовоздушной смеси, повышение полноты сгорания топлива, уменьшение вредных выбросов в атмосферу, экономия топлива.

Камера сгорания газотурбинного двигателя, содержащего компрессор, турбину компрессора, содержащая вращающуюся форсунку, закрепленную на роторе турбокомпрессора, отличающаяся тем, что дополнительно в ней установлен состоящий из двух дефлекторов дискового вида, стационарного с неподвижными лопатками и вращающегося с подвижными лопатками, дефлекторный узел, стационарный дефлектор имеет плавную изогнутую форму и своей внутренней кольцевой поверхностью прикреплен к передней стенке камеры сгорания, а вращающийся дефлектор внутренней кольцевой поверхностью прикреплен к цилиндрической поверхности вращающейся форсунки и на нем выполнены отверстия для притока воздуха во внутреннюю полость дефлекторного узла, лопатки расположены на периферийных частях внутренних поверхностей обоих дефлекторов по окружностям в радиальном направлении, на цилиндрической поверхности вращающейся форсунки размещены два ряда радиальных отверстий, периферийная часть стационарного дефлектора расположена в плоскости вращения левого ряда радиальных отверстий, а подвижные лопатки вращающегося дефлектора расположены в плоскости вращения правого ряда радиальных отверстий.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 19 items.
24.05.2019
№219.017.5d7f

Аксиальная многофазная двухвходовая электрическая машина-генератор

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат – улучшение качества выходного напряжения, повышение надежности и КПД. Аксиальная многофазная двухвходовая электрическая машина-генератор содержит корпус, возбудитель и основной генератор, установленные на одном валу, закрепленном в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002688923
Дата охранного документа: 23.05.2019
24.05.2019
№219.017.5dc1

Стабилизированный вентильный аксиально-конический ветрогенератор постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано, например, в качестве преобразователя механической энергии воздушного потока (например, энергии набегающего воздушного потока при использовании на подвижных локальных объектах, энергии ветра при использовании на неподвижных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002688925
Дата охранного документа: 23.05.2019
29.05.2019
№219.017.6223

Стабилизированный вентильный аксиально-радиальный ветрогенератор постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике, и может быть использовано, например, в качестве преобразователя механической энергии воздушного потока (например, энергии набегающего воздушного потока при использовании на подвижных локальных объектах, энергии ветра при использовании на неподвижных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689211
Дата охранного документа: 27.05.2019
29.05.2019
№219.017.6238

Способ изготовления аксиальных магнитопроводов

Изобретение относится к области электротехники, а именно к технологии изготовления электрических машин, и может быть использовано при изготовлении магнитопроводов пакетов статора и ротора для аксиальных электрических машин, например пакетов статора и ротора аксиальных синхронных и асинхронных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689249
Дата охранного документа: 27.05.2019
20.06.2019
№219.017.8d81

Устройство для определения места повреждения силового кабеля

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в повышении точности определения мест однофазного замыкания фазы на оболочку силового кабеля. Устройство содержит статический генератор звуковой частоты, на выходе которого установлен выполненный с возможностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002691832
Дата охранного документа: 18.06.2019
19.03.2020
№220.018.0d59

Устройство самообороны

Устройство самообороны выполнено в виде пряжки поясного ремня с передним и задним пазами, содержит корпус, в котором установлена кассета для размещения патронов, ударно-спусковой механизм, канал для спусковой фишки, возвратную пружину. Ударно-спусковой механизм состоит из боевой пружины, курка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002716876
Дата охранного документа: 17.03.2020
15.04.2020
№220.018.14ca

Устройство третьей решающей схемы ускоренного поиска и эффективного приема широкополосных сигналов

Изобретение относится к области вычислительной техники. Технический результат заключается в ускорении поиска и синхронизации сигналов, а также в повышении достоверности приема-обработки производных нелинейных рекуррентных последовательностей и принятия решения. Технический результат достигается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002718753
Дата охранного документа: 14.04.2020
06.08.2020
№220.018.3d24

Защитный шлем летчика

Защитный шлем летчика содержит каску, светофильтр с подвижными кронштейнами крепления. Лобная часть каски выполнена со смотровой щелью, закрытой спереди защитным стеклом, напротив которой под углом 45° к линии визирования установлен верхний преломляющий оптический элемент, а между глазами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728982
Дата охранного документа: 03.08.2020
12.04.2023
№223.018.4296

Трехвходовая аксиально-радиальная электрическая машина-генератор

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электромеханическим преобразователям энергии, и может быть использовано, например, в качестве преобразователя кинетической энергии ветра, преобразованной ветроколесом в механическую энергию вращения, подаваемой на механический вход машины,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002763044
Дата охранного документа: 27.12.2021
12.04.2023
№223.018.42ac

Стабилизированная трехвходовая аксиально-радиальная электрическая машина-генератор

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электромеханическим преобразователям энергии, и может быть использовано, например, в качестве преобразователя кинетической энергии ветра, преобразованной ветроколесом в механическую энергию вращения, подаваемой на механический вход машины,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002759598
Дата охранного документа: 16.11.2021
Showing 1-3 of 3 items.
27.09.2014
№216.012.f87e

Многофункциональное устройство проверки рабочих параметров лопастей винтов вертолета

Изобретение относится к контролю электрических параметров и может быть применено в авиационной технике. Устройство состоит из основного блока и универсального соединителя. Основной блок представляет собой металлический корпус с расположенными на его рабочей поверхности цифровым индикатором,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529451
Дата охранного документа: 27.09.2014
20.11.2014
№216.013.075c

Компрессорно-турбинный двигатель с поперечным расположением ступеней газовой турбины

Компрессорно-турбинный авиационный двигатель с поперечным расположением ступеней газовой турбины включает в себя входное устройство, компрессор, противоточную камеру сгорания, реактивное сопло, редуктор. Газовая турбина расположена поперечно оси двигателя. Камера сгорания расположена по оси...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533285
Дата охранного документа: 20.11.2014
25.08.2017
№217.015.bc80

Очки для защиты от ионизирующего излучения

Изобретение относится к медицине. Очки для защиты от ионизирующего излучения состоят из корпуса, выполненного в виде очковой обоймы, защитных стекол и средства крепления на голове. При этом очковая обойма состоит из двух окуляров, каждый из которых содержит защитное стекло, расположенное в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616216
Дата охранного документа: 13.04.2017
+ добавить свой РИД