×
05.06.2023
223.018.7765

Результат интеллектуальной деятельности: Подводный планер-глайдер

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к судостроению, а именно к автономным необитаемым подводным самоходным аппаратам. Подводный планер-глайдер содержит корпус, систему изменения плавучести и горизонтальные рули. Горизонтальные рули закреплены к корпусу под углом к основной плоскости планера-глайдера, а система изменения плавучести выполнена в виде емкости, расположенной внутри корпуса в верхней или нижней части корпуса, на максимально возможном расстоянии от центра величины подводного планера-глайдера и оборудована клапаном для впуска забортной воды и баллоном со сжатым воздухом с арматурой, также снабжена датчиком глубины погружения, связанным с клапаном для впуска забортной воды и баллоном со сжатым воздухом. Объем емкости изменения плавучести выбирается таким образом, что в заполненном состоянии обеспечивает отрицательную плавучесть подводного планера-глайдера, а в осушенном состоянии - положительную плавучесть подводного планера-глайдера. Горизонтальные рули выбираются симметричного профиля. Достигается упрощение конструкции подводного планера-глайдера и снижение его энергопотребления для увеличения автономности. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к судостроению, конкретно к автономным необитаемым подводным самоходным аппаратам (планерам-глайдерам), и может быть использовано для исследования водных акваторий.

Известен подводный планер (Лопота А.В., Николаев А.Б. «Морские робототехнические комплексы военного и специального назначения», СПб., Издательство ЦНИИ РТК, 2016 г., стр. 16-17). Перемещение планера-глайдера в водной среде по глубине осуществляется за счет изменения знака плавучести. Для этого планер-глайдер оснащен системой автоматического управления плавучестью которая формирует управляющие воздействия в виде изменения величины и знака плавучести планера-глайдера. Система управления плавучестью состоит из балластной цистерны, размещенной в прочном корпусе планера-глайдера, эластомерной емкости в проницаемой части, электромагнитных клапанов и гидронасоса рабочей жидкости. Водоизмещение аппарата может управляемо меняться при откачке рабочей жидкости из балластной цистерны в эластичную емкость или, наоборот, подаче жидкости из емкости в цистерну, приводя к изменению плавучести. При спуске на воду планер-глайдер постепенно погружается по пологой наклонной траектории со средней скоростью 0,8 узла. Затем он всплывает по восходящей к поверхности траектории и далее цикл повторяется. Управление курсом планера-глайдера осуществляют за счет отклонения кормового вертикального руля за стабилизатором.

Известны аналогичные технические решения, например, подводный планер (полезная модель РФ №124245, 2012 г. B63G 8/00, B63G 8/14), подводный планер по патенту РФ №2490164, 2012 г., подводный глайдер (полезная модель РФ №183537, 2018 г.), подводный планер-глайдер по патенту РФ №2 669 244, 2017 г.

Известен автономный подводный необитаемый аппарат планирующего типа (планер-глайдер), содержащий корпус с крылом, систему изменения плавучести, систему изменения угла дифферента, систему изменения угла крена (полезная модель РФ №164034, 2015 г., B63G 8/00). Известное техническое решение (полезная модель РФ №164034, 2015 г., B63G 8/00) принято за прототип.Особенностью известного технического решения является возможность не только изменения плавучести, но и изменения дифферента за счет перемещения аккумуляторной батареи вдоль оси аппарата, что обеспечивает оптимальный угол наклона крыла планера-глайдера при его движении в водной среде.

Недостатком технического решения, принятого за прототип является необходимость не только а регулировке плавучести аппарата, но и необходимости изменения его дифферента, что увеличивает энергопотребление аппарата и усложняет его конструкцию, в то время как главным преимуществом подводного планера-глайдера является простота его конструкции (по сравнению с подводными аппаратами традиционного типа) за счет обеспечения движения в водной среде без использования движителя.

Целью предложенного технического решения является устранение указанного недостатка, а именно - максимальное упрощение конструкции подводного планера-глайдера, снижение его энергопотребления для увеличения автономности.

Указанная цель достигается тем, что в отличие от прототипа, подводный планер-глайдер, содержащий корпус, систему изменения плавучести и горизонтальные рули отличается тем, что горизонтаьные рули закреплены к корпусу под углом к основной плоскости планера-глайдера, а система изменения плавучести выполнена в виде емкости, расположенной внутри корпуса в верхней или нижней части корпуса, на максимально возможном расстоянии от центра величины подводного планера-глайдера, оборудована клапаном для впуска забортной воды и баллоном со сжатым воздухом с арматурой, снабжена датчиком глубины погружения связанным с клапаном для впуска забортной воды и баллоном со сжатым воздухом. Объем емкости изменения знака плавучести выбирается таким образом, что в заполненном состоянии обеспечивает отрицательную плавучесть подводного планера-глайдера, а в осушенном состоянии -положительную плавучесть подводного планера-глайдера.

Предложенное техническое решение иллюстрируется чертежами. На Фиг. 1 изображен подводный планер-глайдер, вид сбоку. На Фиг. 2 изображен подводный планер-глайдер, вид сверху. На Фиг. 3 показана траектория движения подводного планера-глайдера в водной среде.

Подводный планер-глайдер включает корпус 1 удобообтекаемой, например, торпедообразной формы, горизонтальные рули 2, например, расположенные в оконечностях подводного планера-глайдера, закрепленные на корпусе 1 под углом к основной плоскости планера-глайдера. Подводный планер-глайдер содержит систему изменения плавучести в виде емкости 3, расположенной в верхней или нижней части корпуса планера-глайдера. Емкость 3 оборудована клапаном 4 для впуска забортной воды и баллоном 5 со сжатым воздухом с арматурой 6. Клапан 4 и баллон 6 связаны с датчиком глубины погружения. Объем емкости 3 выбирается таким образом, что в заполненном состоянии обеспечивает отрицательную плавучесть подводного планера-глайдера, а в осушенном состоянии -положительную плавучесть подводного планера-глайдера.

Подводный планер-глайдер работает следующим образом. При заполненной емкости 3 обеспечивается отрицательная плавучесть планера-глайдера, благодаря горизонтальным рулям 2 закрепленным к корпусу 1 под углом к основной плоскости подводного планера-глайдера обеспечивается движение планера-глайдера вперед-вниз. По достижении заданной глубины погружения по сигналу датчика глубины обеспечивается продувание емкости 3 с использованием баллона 5 с арматурой 6. Подводный планер-глайдер получает положительную плавучесть. Размещение емкости 3 в верхней или нижней части корпуса планера-глайдера обеспечивает также перемещение центра тяжести планера-глайдера таким образом, что планер-глайдер переворачивается вокруг оси корпуса на 180° благодаря горизонтальным рулям, закрепленным на корпусе 1 под углом к основной плоскости двигается вперед-вниз. При этом горизонтальные рули выбираются симметричного профиля. По достижении заданной глубины погружения по сигналу датчика глубины осуществляется заполнение емкости 3 с использованием клапана 4 и планер-глайдер начинает движение вперед-вниз. Далее цикл повторяется. Количество циклов погружения-всплытия планера-глайдера определяется объемом сжатого воздуха в баллоне 5.

Таким образом, отличительные признаки предложенного технического решения обеспечивает достижение заявленного положительного эффекта - упрощение конструкции и снижение энергопотребления аппарата.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 139 items.
20.01.2018
№218.016.10f5

Цифровой комплекс спутниковой системы связи

Изобретение относится к радиоэлектронным системам связи с использованием радиоизлучения при размещении станции в морском мобильном объекте и может быть использовано в качестве бортовой станции системы спутниковой связи. Технический результат – расширение функциональных возможностей на основе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633911
Дата охранного документа: 19.10.2017
10.05.2018
№218.016.4b39

Способ сплайн-фильтрации сигналов

Изобретение относится к области радиоэлектроники и гидроакустики, а именно к способам обнаружения, обработки сигнала при наличии помех. Изобретение заключается в реализации разработки оптимального метода обнаружения гидроакустического сигнала в условиях помех, описываемых нелинейными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651640
Дата охранного документа: 23.04.2018
10.05.2018
№218.016.4edf

Способ дистанционного минирования

Изобретение относится к способам поражения морских целей в отдаленных районах, в частности к способам применения морских мин, доставляемых в район минной постановки носителями-транспортировщиками и являющихся средствами дистанционного минирования. Задачей изобретения является разработка способа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652610
Дата охранного документа: 27.04.2018
16.06.2018
№218.016.62ec

Система для транспортировки объектов

Изобретение относится к водному транспорту и касается проводки объектов по внутренним водным путям. Предложена система для транспортировки объектов, содержащая транспортируемый объект, на корпусе которого смонтированы крепежные узлы, подъемные стропы, подъемно-транспортные понтоны, включающие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657618
Дата охранного документа: 14.06.2018
25.06.2018
№218.016.660b

Способ и устройство передачи дискретной информации для быстродвижущихся объектов

Изобретение относится к области специальной радиотехники и может быть использовано в цифровых системах связи для обмена информацией между быстродвижущимися объектами. Наличие доплеровского эффекта существенно снижает отношение сигнал/помеха на выходе системы, что особенно важно для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658649
Дата охранного документа: 22.06.2018
01.07.2018
№218.016.6932

Спасательное судно

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов создания судна, способного оказывать помощь личному составу аварийной подводной лодки (ПЛ), лежащей на грунте подо льдом. Спасательное судно с корпусом из материала ледового класса Arc9 включает в себя привязной спасательный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659317
Дата охранного документа: 29.06.2018
01.07.2018
№218.016.6967

Понтон для транспортировки объектов

Изобретение относится к понтонам, предназначенным для транспортировки объектов по внутренним водным путям, под мостами, эстакадами и мелководью. Понтон для транспортировки объектов содержит корпус, который разделен на балластные отсеки и воздушный ящик, системы затопления и осушения, кингстон с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659339
Дата охранного документа: 29.06.2018
01.07.2018
№218.016.69ae

Способ охраны подводного объекта

Способ охраны подводного объекта с применением подводного аппарата-охранителя (ПАО) заключается в подготовке ПАО к пуску путем проверки бортовой системы управления (БСУ), в которую вводят программу движения и задание. Осуществляют пуск ПАО с охраняемого объекта или носителя, включают БСУ в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659213
Дата охранного документа: 28.06.2018
08.07.2018
№218.016.6d56

Автокорреляционный демодулятор псевдослучайных сигналов с относительной фазовой модуляцией

Изобретение относится к технике телекоммуникаций и может быть применено для обработки дискретных сигналов с относительной фазовой модуляцией в системах с псевдослучайными сигналами в условиях организованных (преднамеренных) помех. Технический результат - повышение помехоустойчивости приема...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002660595
Дата охранного документа: 06.07.2018
08.07.2018
№218.016.6d63

Автокорреляционный демодулятор псевдослучайных сигналов с относительной фазовой модуляцией второго порядка

Изобретение относится к технике связи и может быть применено для обработки дискретных сигналов с относительной фазовой модуляцией второго порядка в системах с расширенным спектром (с псевдослучайными сигналами) при нестабильности несущей частоты и в условиях организованных (преднамеренных)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002660594
Дата охранного документа: 06.07.2018
Showing 1-10 of 20 items.
20.10.2015
№216.013.84ed

Способ обнаружения герметизированных отверстий

Изобретение относится к области судостроения и касается способа определения места нахождения герметизированного отверстия при обрастании, заносе илом или обмерзании подводной части корпуса судна. Сущность заключается в размещении постоянных магнитов по периметру герметизированного отверстия,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565632
Дата охранного документа: 20.10.2015
20.06.2016
№217.015.0336

Межотсечная переборка подводного технического средства

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции подводных технических средств. Предложена межотсечная переборка подводного технического средства, которая содержит безнаборное полотно, прикрепленное к прочному корпусу и состоящее из внутреннего сферического участка и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002587742
Дата охранного документа: 20.06.2016
20.06.2016
№217.015.050a

Устройство для разделения всплывающей камеры с подводным техническим средством

Изобретение относится к аварийно-спасательному оборудованию подводных технических средств. Предложено устройство для разделения всплывающей камеры с подводным техническим средством, которое содержит комингсы всплывающей камеры и подводного технического средства, образующие комингс-площадку,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002587741
Дата охранного документа: 20.06.2016
27.05.2016
№216.015.4216

Межотсечная переборка подводной лодки

Изобретение относится к подводному судостроению, а более конкретно к конструкции корпуса подводных технических средств. Предложена межотсечная переборка подводной лодки, которая содержит два безнаборных полотна со сферической поверхностью, прикрепленные к прочному корпусу с образованием между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585438
Дата охранного документа: 27.05.2016
27.05.2016
№216.015.424b

Дифферентная система подводного технического средства

Изобретение относится к области подводного судостроения, в частности к системам управления дифферентом подводных устройств. Дифферентная система подводного технического средства содержит две размещенные в оконечностях дифферентные цистерны, разделенные гибкой диафрагмой на ртутную и масляную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585392
Дата охранного документа: 27.05.2016
10.06.2016
№216.015.458f

Способ стабилизации глубины погружения подводной лодки

Изобретение относится к области подводного кораблестроения и касается управления глубиной погружения подводных лодок. Предложен способ стабилизации глубины погружения подводной лодки без хода, который включает стабилизацию подводной лодки на заданной глубине погружения посредством получения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586433
Дата охранного документа: 10.06.2016
10.06.2016
№216.015.46a7

Система замещения веса переменных грузов подводного технического средства

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для регулирования плавучести подводных технических средств. Система замещения веса переменных грузов подводного технического средства содержит заместительную цистерну, сообщённую водоводами с забортным пространством....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586760
Дата охранного документа: 10.06.2016
20.08.2016
№216.015.4f6c

Топливная система подводной лодки

Изобретение относится к области подводного кораблестроения и касается топливной системы подводной лодки. Предложена топливная система подводной лодки, включающая наружные топливные цистерны, которые выполнены в виде, например, тел вращения и оборудованы трубопроводами с клапанами замещения,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595134
Дата охранного документа: 20.08.2016
10.08.2016
№216.015.5300

Фундамент для установки оборудования подводного технического средства

Изобретение относится к судостроению и касается конструкции судовых фундаментов. Фундамент для установки оборудования подводного технического средства содержит устройство компенсации деформации прочного корпуса в виде пластины постоянного радиуса кривизны, установленной торцами на полки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002594319
Дата охранного документа: 10.08.2016
25.08.2017
№217.015.ca0b

Устройство стабилизации глубины погружения глубоководного прибора

Изобретение относится к подводному судостроению и может быть использовано для управления глубиной погружения подводных технических средств. Устройство стабилизации глубины погружения глубоководного прибора содержит фиксирующее устройство, соединенное гибкой связью с глубоководным буем....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619879
Дата охранного документа: 19.05.2017
+ добавить свой РИД