×
04.06.2023
223.018.76b7

Результат интеллектуальной деятельности: Способ определения параметров моментного двигателя постоянного тока

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области электротехники. Технический результат - повышение точности определения параметров двигателя. Заявленный способ базируется на создании нагрузочного момента силами сухого трения фрикционным модулем, которым обжимают вал двигателя с регулируемым усилием, а величину фрикционного момента определяют по измеренному углу отклонения маятникового груза, который жестко соединяют с фрикционным модулем. Определение параметров моментного двигателя осуществляют при помощи процедуры метода наименьших квадратов в соответствии с заданными формулами. 2 ил.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройствам идентификации параметров электрических машин, и может найти применение для идентификации параметров двигателей постоянного тока, например, моментных двигателей постоянно тока с возбуждением от постоянных моментов.

Известен способ определения параметров двигателя, реализованный в установке для исследований режимов работы электродвигателей переменного тока (Полезная модель РФ №133321, опубликовано 10.10.2013, бюл. №28), в котором нагрузочный момент для двигателя переменного тока создают высокомоментным двигателем постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, при этом валы двух двигателей соединяют муфтой. Для изменения нагрузки на валу двигателя переменного тока к якорю двигателя постоянного тока подключают электронный блок нагрузки и датчик напряжения.

Недостаток данного способа состоит в том, что для создания нагрузочного момента для исследуемого двигателя применяют дополнительный двигатель, момент на валу которого зависит от многих факторов, что снижает точность определения нагрузочного момента, а, следовательно, и точность определения параметров исследуемого двигателя. Кроме того данный способ не позволяет отдельно испытывать один двигатель.

Известен также способ для исследования двигателей, реализованный в учебно-лабораторном стенде для изучения электрических машин и электроприводов (Патент РФ №2473921, опубликовано 27.01.2013, бюл. №3) в котором нагрузочный момент для двигателя переменного тока создают двигателем постоянного тока и наоборот - нагрузочный момент для двигателя постоянного тока создают двигателем переменного тока. При этом выходные валы двигателей соединяют между собой через промежуточные мотор-редукторы и муфту.

Однако недостатком данного способа является наличие двух двигателей в системе создания момента нагрузки, что не позволяет отдельно испытывать один двигатель, при этом также не указано о методе повышения точности при серии измерений.

Известен способ определения параметров двигателя, принятый за прототип и реализованный в стенде для изучения средств автоматизации испытаний электрических мотор-редукторов (Патент РФ №2334967, опубликовано 27.09.2008, бюл. №27). Способ базируется на создании момента нагрузки для исследуемого двигателя с помощью фрикционного модуля, содержащем тормозной барабан, внутри которого жестко закрепляют вал двигателя. При этом тормозной барабан зажимают между неподвижной и с подвижной фрикционными колодками, усилие сжатия которых регулируют с помощью управляемого тормозного устройства, усилие в котором создают дополнительным электроприводом, вал которого с помощью тягового барабана соединяют с подвижной фрикционной колодкой. Момент нагрузки на валу измеряют по углу поворота тягового барабана. Для определения параметров также измеряют напряжение питания, ток якоря и частоту вращения исследуемого двигателя.

Недостатком данного способа определения параметров двигателя является многозвенность операций создания момента нагрузки фрикционным модулем, что снижает точность формирования момента нагрузки а, следовательно, точность определения параметров двигателя, и является ограничением в применении для исследования маломощных двигателей постоянного тока. При этом также не указано о методе повышения точности при серии измерений.

Технический результат, на достижение которого направлено заявленное изобретение, заключается в упрощении операций создания момента нагрузки на валу двигателя и повышении точности определения параметров двигателя за счет обработки серии измерений методом наименьших квадратов.

Технический результат достигается тем, что в способе определения параметров моментного двигателя постоянного тока, включающем создание относительно оси вращения регулируемого нагрузочного фрикционного момента с помощью обжатия вала двигателя фрикционным модулем с регулируемым усилием, а также измерение напряжения, тока якоря и частоты вращения, новым является то, что фрикционный нагрузочный момент фрикционного модуля измеряют с помощью маятникового груза, который жестко соединяют с фрикционным модулем, а при вращении якоря силы сухого трения между валом двигателя и внутренней поверхностью фрикционного модуля отклоняют маятниковый груз от местной вертикали, создавая момент нагрузки, определяемый по формуле

где - масса маятникового груза; - расстояние от центра масс маятникового груза до оси вращения; - угол отклонения маятникового груза от местной вертикали; частота вращения якоря,

при этом параметры моментного двигателя определяют с помощью процедуры метода наименьших квадратов в соответствии с формулами

где коэффициенты противоэдс и момента, активное сопротивление якоря; напряжение, ток якоря и частота вращения; число измерений.

Сущность изобретения поясняется чертежами, приведенными на фиг.1, на которой представлен вариант кинематической схемы, и фиг.2, на которой показан вариант электро-кинематической схемы.

На фиг.1 и фиг.2 приняты следующие обозначения:

1 - двигатель постоянного тока;

2 - первая соединительная муфта;

3 - вторая соединительная муфта;

4 - измеритель частоты вращения (тахогенератор);

5 - дополнительный фрикционный вал;

6 - фрикционный модуль;

6.1 - винт;

7 - эталонный груз;

8 - стрелка;

9 - шкала;

10 - стойка левая;

11- стойка правая;

12 - основание (корпус);

13 - штанга;

14 - окно.

Буквенные обозначения:

центр масс эталонного груза;

масса эталонного груза;

ускорение силы тяжести;

расстояние между центром масс эталонного груза и осью вращения;

угол отклонения эталонного груза от начального положения, когда

якорь не вращается (с большой степенью точности относительно местной вертикали);

электромагнитный момент на валу двигателя;

момент нагрузки, создаваемый фрикционным модулем;

напряжение регулируемого источника питания (на схеме не указан);

ток якоря двигателя;

вольтметр, измеряющий напряжение питания;

амперметр, измеряющий ток якоря двигателя;

вольтметр, измеряющий напряжение тахогенератора;

напряжение на выходе тахогенератора;

ключ, подключает источник питания к двигателю;

ключ, шунтирующий резистор R.

Описание способа.

1). Описание установки, на которой реализуется предлагаемый способ.

В соответствии с фиг.1 исследуемый двигатель постоянного тока 1 крепится к левой стойке 10, измеритель частоты вращения 4 крепится к правой стойке 11. Обе стойки выставляются по оси вращения двигателя и крепятся к основанию 12. Для кинематического (жесткого) соединения между собой валов двигателя 1 и измерителя частоты вращения (тахогенератора) 4 служат первая 2 и вторая 3 соединительные муфты, которые соединяют фрикционный вал 5, соответственно с ротором двигателя и ротором тахогенератора 4. Для создания момента нагрузки на валу двигателя 1и, соответственно, на фрикционном валу служит фрикционный модуль 6, который представляет собой струбцину с внутренней цилиндрической поверхностью, охватывающей фрикционный вал. При этом сила сухого трения, возникающая между струбциной и фрикционным валом, регулируется перемещением винта 6.1. С фрикционным модулем с помощью штанги 13 соединен эталонный груз 7, расстояние между центром масс груза и осью вращения может регулироваться, а сам груз может быть заменяемым. Для измерения угла поворота эталонного груза служит стрелка 8, жестко соединенная с ним, и шкала 9, нанесенная на левой стойке 10. Для перемещения стрелки 8 в левой стойке 10 имеется окно 14.

В соответствии с фиг.2 напряжение управления , измеряемое вольтметром V1, подается на якорную обмотку двигателя 1от регулируемого источника питания (на фиг.2 не показан). При замыкании ключа K1 по якорю двигателя потечет ток , измеряемый амперметром А1. Якорь двигателя1, тахогенератор 4 и фрикционный вал 5, их соединяющий начнут вращаться с частотой вращения , которая измеряется вольтметром V2, подключенным к выходным клеммам тахогенератора либо непосредственно при замыкании ключа K2, либо через резистор R при размыкании ключа K2 (для изменения масштаба шкалы вольтметра V2). При этом

,

где масштабный коэффициент тахогенератора.

2). Математическое описание существа способа определения параметров двигателя.

Постановка задачи.

Измеряя электрические параметры и , механические параметры и , где ( число измерений), определить: коэффициент момента двигателя; коэффициент противо-ЭДС двигателя и - активное сопротивление обмотки якоря с минимальными погрешностями.

Для этого составим математическую модель вращения якоря двигателя с учетом воздействия фрикционного модуля в виде системы трёх уравнений в установившемся режиме.

Уравнение моментов относительно оси вращения

, (1)

где - угловая скорость вращения вала относительно статора двигателя; электромагнитный момент, развиваемый двигателем; коэффициент момента двигателя; ток обмотки якоря; номер измерения.

- суммарный момент сил сухого трения, действующих на валу (трение в подшипниках и т.д.); - модуль момента сил сухого трения в моментном двигателе; - модуль момента сил сухого трения тахогенератора; - модуль момента сил сухого трения фрикционного модуля; - момент сил аэродинамического сопротивления, действующих на вращающуюся часть системы.

Моменты являются постоянными величинами и их можно учесть в расчетах, момент мал по величине, так как моментные двигатели постоянного тока являются низкооборотными. Поэтому в алгоритмах их можно не учитывать.

Уравнение электрической цепи моментного двигателя:

,(2)

где активное сопротивление обмотки якоря; противо-ЭДС, наводимая в обмотке якоря; коэффициент противо-ЭДС двигателя; напряжение на зажимах цепи якоря (напряжение управления).

Уравнение движения груза фрикционного модуля (см. фиг.1):

,(3)

где момент сил сухого трения, действующих на груз со стороны вала; - момент маятниковости, возникающий при отклонении груза от вертикали.

Для определения параметров двигателя при проведении измерений воспользуемся методом наименьших квадратов, в котором формируется функция невязки и минимизируется по искомым параметрам.

Определение и .

Функция невязки в этом случае строится на основании уравнения (2) и имеет вид:

(4)

Минимум выражение (4) достигает при выполнении условий

; ,

которые принимают вид и представляют систему двух алгебраических уравнений относительно параметров и :

(5)

(6)

решение которой определяет искомые параметры

(7)

(8)

Для нахождения обратимся теперь к уравнению (1) с учётом (3).

. (9)

Функция невязки для выражения (9) имеет вид:

Минимум это выражение достигает при

из которого определяем :

(10)

Варианты реализации алгоритмов.

1). Полуавтоматический.

Исходные параметры , и результаты измерений ,,, записывают в файл, например, программы Excel и по формулам (7), (8) и (10) вычисляют искомые параметры.

2). Автоматический.

В этом случае измеряемые параметры через преобразователи «аналог-код» записывают в ЭВМ и по формулам (7), (8) и (10) вычисляют искомые параметры.

Независимо от вариантов реализации существо предлагаемого способа содержится в особенности создания нагрузочного момента с помощью фрикционного модуля и обработки результатов измерений с применением метода наименьших квадратов.


Способ определения параметров моментного двигателя постоянного тока
Способ определения параметров моментного двигателя постоянного тока
Способ определения параметров моментного двигателя постоянного тока
Способ определения параметров моментного двигателя постоянного тока
Способ определения параметров моментного двигателя постоянного тока
Способ определения параметров моментного двигателя постоянного тока
Способ определения параметров моментного двигателя постоянного тока
Способ определения параметров моментного двигателя постоянного тока
Способ определения параметров моментного двигателя постоянного тока
Способ определения параметров моментного двигателя постоянного тока
Способ определения параметров моментного двигателя постоянного тока
Способ определения параметров моментного двигателя постоянного тока
Способ определения параметров моментного двигателя постоянного тока
Способ определения параметров моментного двигателя постоянного тока
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 18 items.
20.04.2020
№220.018.165f

Гироскопический маятник

Изобретение относится к гироскопической технике. Сущность изобретения заключается в том, что в рамке поплавкового узла гироскопического маятника установлен гиромотор, который подключён к контуру управления скоростью вращения ротора гиромотора, состоящему из последовательно соединённых датчика...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002719241
Дата охранного документа: 17.04.2020
23.04.2020
№220.018.17d1

Способ защиты генератора случайных чисел (гсч) от вмешательств в физический процесс генерации

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано в системах квантовой связи, телекоммуникационных технологиях и квантового компьютера для проверки качества шумоподобных сигналов в узлах секретных коммуникаций и проверки физической случайности в квантовых генераторах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002719558
Дата охранного документа: 21.04.2020
26.07.2020
№220.018.3862

Способ стабилизации лучей спутниковой многолучевой гибридной зеркальной антенны по сигналам от смещенных наземных маяков

Изобретение относится к антенной технике, а именно к спутниковым многолучевым гибридным зеркальным антеннам, излучающая система которых выполнена по схеме «один кластер – один луч», и может быть использовано для формирования вектора весовых коэффициентов кластера антенной решетки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727860
Дата охранного документа: 24.07.2020
12.04.2023
№223.018.49c4

Тренажер для изучения гирополукомпаса

Изобретение относится к техническим средствам обучения операторов систем управления, а именно, к стендам-тренажерам и предназначено для изучения принципа построения гирополукомпаса. Тренажер содержит блок ввода учебной информации, узел индикации функционирования задатчиков, логический блок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002761381
Дата охранного документа: 07.12.2021
15.05.2023
№223.018.57dc

Мобильная снегоплавильная установка

Изобретение относится к оборудованию для очистки улиц, дорог и внутридомовых площадок от снеговой массы и может найти применение в коммунальном хозяйстве городов и населенных пунктов, на транспортных и промышленных предприятиях. Мобильная снегоплавильная установка, содержит снегоплавильную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002767208
Дата охранного документа: 16.03.2022
15.05.2023
№223.018.5a1b

Синхронный электродвигатель

Изобретение относится к области электротехники, в частности к синхронным электродвигателям с реактивным ротором. В синхронном электродвигателе С-образные магнитопроводы 7-12 статора выполнены шихтованными из электротехнической стали, имеют плоские рабочие зазоры, расположены под углом π/3 и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002761085
Дата охранного документа: 03.12.2021
15.05.2023
№223.018.5a1c

Синхронный электродвигатель

Изобретение относится к области электротехники, в частности к синхронным электродвигателям с реактивным ротором. В синхронном электродвигателе С-образные магнитопроводы 7-12 статора выполнены шихтованными из электротехнической стали, имеют плоские рабочие зазоры, расположены под углом π/3 и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002761085
Дата охранного документа: 03.12.2021
15.05.2023
№223.018.5a90

Способ формирования псевдослучайных сигналов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к способу и устройству формирования псевдослучайных сигналов. Технический результат заключается в увеличении периода повторяемости псевдослучайного сигнала. Устройство содержит пять элементов исключающее «ИЛИ», восемь умножителей в GF(2), четыре регистра и один...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002769539
Дата охранного документа: 01.04.2022
15.05.2023
№223.018.5a91

Способ формирования псевдослучайных сигналов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к способу и устройству формирования псевдослучайных сигналов. Технический результат заключается в увеличении периода повторяемости псевдослучайного сигнала. Устройство содержит пять элементов исключающее «ИЛИ», восемь умножителей в GF(2), четыре регистра и один...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002769539
Дата охранного документа: 01.04.2022
16.05.2023
№223.018.5e7c

Двухтопливная форсунка

Предлагаемое изобретение относится к устройствам с непосредственным впрыскиванием жидкого углеводородного топлива в капельном состоянии или газообразного углеводородного топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и подготовкой топливовоздушной смеси для сжигания в зоне горения с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002750402
Дата охранного документа: 28.06.2021
Showing 1-10 of 16 items.
20.11.2013
№216.012.830c

Гироинерциальный модуль гироскопического инклинометра

Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано, например, для построения скважинных приборов. Гироинерциальный модуль содержит одноосный силовой гироскопический стабилизатор, на платформе (3) которого размещены два акселерометра (9.1, 9.2) и гироузел, представляющий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499224
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.8384

Синхронный электродвигатель

Изобретение относится к области электротехники, а именно к синхронным электродвигателям с реактивным ротором, и может быть применено в электромеханических системах с большими скоростями вращения, например в компрессоростроении. В предлагаемом синхронном электродвигателе П-образные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499344
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.02.2014
№216.012.a3ae

Ядерная энергетическая установка космического аппарата

Изобретение относится к источникам электроснабжения космического аппарата. Пары балок, стыкующихся крайними балками с космическим аппаратом, размещены по трем продольным плоскостям вокруг космического аппарата. При этом одна из пары балок стыкуется космическим аппаратом в плоскости, обращенной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507617
Дата охранного документа: 20.02.2014
10.09.2014
№216.012.f34b

Гироинерциальный модуль гироскопического инклинометра

Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано, например, для построения скважинных приборов (СП) непрерывных малогабаритных гироскопических инклинометров (ГИ) с автономной начальной выставкой (АНВ) в азимуте для определения координат оси симметрии скважин....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528105
Дата охранного документа: 10.09.2014
26.08.2017
№217.015.e18c

Гиростабилизатор оптических элементов

Изобретение относится к гироскопической технике, а конкретно к двухосным гироскопическим стабилизаторам оптических элементов, работающим на подвижных объектах и предназначенным для стабилизации и управления оптическими элементами, и может найти применение в создании систем типа бинокль,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002625643
Дата охранного документа: 17.07.2017
25.06.2018
№218.016.661a

Тренажер для изучения авиагоризонта

Изобретение относится к техническим средствам обучения операторов систем управления, а именно к тренажерам для изучения принципа построения авиагоризонтов. Тренажер содержит блок ввода учебной информации, узел индикации, логический блок, блок имитации движения оси ротора гиромотора и блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658554
Дата охранного документа: 21.06.2018
26.12.2018
№218.016.ab02

Система формирования выходного сигнала блоков демпфирующих гироскопов

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может найти применение в системах автоматического управления, например, летательными аппаратами. Технический результат – повышение точности. Для этого система формирования выходного сигнала блоков демпфирующих гироскопов содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002676049
Дата охранного документа: 25.12.2018
13.01.2019
№219.016.af05

Устройство для определения и регистрации взаимного положения рельсовых нитей в вертикальной плоскости

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для непрерывного измерения и записи взаимного положения рельсовых нитей в вертикальной плоскости. Сущность изобретения заключается в том, что устройство для определения и регистрации взаимного положения рельсовых нитей в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002676951
Дата охранного документа: 11.01.2019
02.10.2019
№219.017.cb34

Установка для снятия механических характеристик гиромотора

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано при проектировании герметичных газозаполняемых гирокамер гироузлов гироскопических приборов. Установка для снятия механических характеристик гиромотора содержит герметичную гирокамеру с установленным в ней гиромотором,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002701458
Дата охранного документа: 26.09.2019
15.03.2020
№220.018.0c43

Одноосный силовой горизонтальный гиростабилизатор

Изобретение относится к гироскопической технике и может найти применение в составе путеизмерителей для определения взаимного положения рельсовых нитей в вертикальной плоскости. Одноосный силовой горизонтальный гиростабилизатор содержит гиромотор с ротором, установленный в карданов подвес. Цепь...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002716599
Дата охранного документа: 13.03.2020
+ добавить свой РИД