×
23.05.2023
223.018.6c73

Результат интеллектуальной деятельности: Многофункциональная летающая лаборатория (МФЛЛ) на базе транспортного самолета

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002734170
Дата охранного документа
13.10.2020
Аннотация: Изобретение относится к авиационной технике, а именно, к летающим лабораториям (ЛЛ) и может быть использовано для летных испытаний объектов авиационной техники. Многофункциональная летающая лаборатория (МФЛЛ) на базе транспортного самолета содержит транспортный самолет с грузовым отсеком и манипулятором. Манипулятор выполнен с гидравлическим приводом, телескопической стрелой, состоящей из перемещающейся горизонтально основной части и отклоняемой части, обеспечивающей поворот и вывод в поток объекта. Разгружающее устройство выполнено в виде разгружающей тележки, механически связанной с основной частью стрелы в точке крепления отклоняемой части стрелы и перемещающейся по рельсовым путям, расположенным в верхней части грузового отсека, за счет и одновременно с перемещением основной части стрелы. На конце отклоняемой части стрелы установлено устройство для крепления и ориентации в потоке объекта испытаний. Также на МФЛЛ установлена система дистанционного управления и контроля, которая контролирует и управляет ходом эксперимента как из грузового отсека, так и из гермокабины. Обеспечивается возможность проведения летных испытаний различных объектов поточным методом, получение необходимых результатов эксперимента путем ориентации в потоке объекта испытаний. 3 ил.

Область техники

Изобретение относится к авиационной технике, а именно, к летающим лабораториям (ЛЛ) и может быть использовано для летных испытаний объектов авиационной техники, в том числе беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Уровень техники

Известна технология «Гремлин» («Американцы создадут механическую руку для отлова «гремлинов» https://nplus1.ru/news/2016/09/27/gremlins), позволяющая с помощью манипулятора выпускать из грузового отсека самолета БПЛА, с помощью тросовой буксировочной системы принимать на борт БПЛА, снабженного устройством зацепки тросовой буксировочной системы.

Однако данная технология, предназначенная для сброса и приема только относительно легких и малоразмерных БПЛА в зоне непосредственной близости от самолета-носителя за счет малой длины штанги манипулятора, не обеспечивает режимы, необходимые для летных исследований и испытаний крупных БПЛА как на режимах отделения от самолета-носителя, так и в режимах буксировки в маловозмущенном воздушном потоке, а также при открытом грузовом люке в грузовом отсеке самолета-носителя на больших высотах, когда низкое атмосферное давление исключает нахождение людей в грузовом отсеке и, соответственно, возможность обслуживания выпуска и приема БПЛА.

Известен патент США №3520502 «Устройство выгрузки и возврата грузов для самолета», опубл. 14.07.1970 г., содержаний транспортный самолете грузовым отсеком, разгружающее устройство, выполненное в виде тележки, перемещающейся с грузом - дроном или вспомогательным самолетом - по рельсовым путям, расположенным в верхней части грузового отсека. Буксировка груза осуществляется на отклоняемой части рельса, управляемого силовым механизмом с лебедкой с тросом. Также известен патент США №9132916 «Система запуска и возврата на самолет БПЛА», опубл. в 2015 г., содержащий систему выброса и возврата однотипных, относительно малого веса и размера БПЛА из контейнера, размещенного вне грузового отсека самолета- или вертолета-носителя, в автоматическом режиме с помощью захвата грейферного типа, расположенного на манипуляторе.

Однако данные заявленные «устройство» и «система запуска» не являются многофункциональными и не могут быть применены при исследованиях и испытаниях различных БПЛА, обладающих большой массой и размерами, а также при отработке воздушных платформ для транспортировки и сброса различных объектов, так как захват грейферного типа не может обеспечить захват и удержание крупногабаритных и крупноразмерных БПЛА. Также контейнер с БПЛА, расположенный вне самолета-, вертолета-носителя, является элементом, возмущающим воздушный поток, что в совокупности с малой длиной штанги манипулятора исключает возможность летных исследований методом буксировки в маловозмущенном воздушном потоке. При этом при выдвинутом в поток контейнере неизбежно снижается скорость полета самолета-, вертолета-носителя БПЛА, а также имеет место наличие демаскирующего фактора в случае применения БПЛА военного назначения.

Известен патент США №8231083 «Система и способ воздушного запуска и возврата летательного аппарата», опубл. в 2012 г. В системе сброс и возвращение БПЛА с самолета-носителя осуществляется с помощью тросового механизма. При этом буксировочный трос наматывается на барабан, размещенный в грузовом отсеке, а сброс и возвращение - через открытый грузовой люк в хвостовой части самолета.

Однако при этом не происходит жесткой фиксации БПЛА при выпуске и возвращении его на борт самолета-носителя, что может привести в результате действия вихревых возмущений к столкновению БПЛА с самолетом-носителем, а также тросовый механизм не обеспечивает перемещение внутри грузового отсека БПЛА при выводе и приеме без вытяжного парашюта. А при приеме на борт самолета-носителя тросовый механизм не обеспечивает контролируемый вход БПЛА в самолет-носитель, что не позволяет использовать данную систему при летных исследованиях и испытаниях БПЛА и воздушных платформ.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, состоит в возможности проведения летных испытаний различных объектов поточным методом, в массовом количестве и в сжатые сроки при умеренной стоимости эксперимента за счет использования освоенных серийно компонентов, в получении необходимых результатов эксперимента путем ориентации в потоке объекта испытаний с целью обеспечения оптимального его положения в момент отделения объекта испытаний, уменьшения балансировочных потерь.

Существенные признаки

Для достижения указанного технического результата в многофункциональной летающей лаборатории на базе транспортного самолета, содержащей транспортный самолет с грузовым отсеком и манипулятором, выполненным с возможностью во время испытательного полета выводить объект испытаний из грузового отсека транспортного самолета в воздушный поток, осуществлять его буксировку на отклоняемой части выдвижной стрелы манипулятора с последующим сбросом или возвращением его в грузовой отсек, с разгружающим устройством, перемещающимся по рельсовым путям, расположенным в верхней части грузового отсека, объект испытаний размещается в грузовом отсеке транспортного самолета - носителя, выполненного с подсистемой вывода объекта через грузовой люк, расположенный в хвостовой части фюзеляжа. Манипулятор выполнен с гидравлическим приводом, телескопической стрелой, состоящей из перемещающейся горизонтально основной части и отклоняемой части, обеспечивающей поворот и вывод в поток объекта. Разгружающее устройство выполнено в виде разгружающей тележки, механически связанной с основной частью стрелы в точке крепления отклоняемой части стрелы и перемещающейся по рельсовым путям, расположенным в верхней части грузового отсека, за счет и одновременно с перемещением основной части стрелы.

Дополнительно на конце отклоняемой части стрелы установлено устройство для крепления и ориентации в потоке объекта испытаний для обеспечения оптимального его положения в момент отделения объекта испытаний и для уменьшения балансировочных потерь.

При этом на МФЛЛ установлена система дистанционного управления и контроля, которая контролирует и управляет ходом эксперимента как из грузового отсека, так и из гермокабины.

Также в МФЛЛ установлены устройства электропитания оборудования, пульты управления и контроля, размещенные как в грузовом отсеке, так и в гермокабине, система видеонаблюдения.

Предлагаемая многофункциональная летающая лаборатория на базе транспортного самолета иллюстрируется чертежами, представленными на фиг. 1-3.

На фиг. 1 показана МФЛЛ с манипулятором в исходном положении.

На фиг. 2 - манипулятор в рабочем положении для выгрузки объекта испытаний.

На фиг. 3 - схема механизма вывода и ориентации объекта испытаний в МФЛЛ.

МФЛЛ (фиг. 1) содержит самолет-носитель 1, грузовой отсек 2, манипулятор 3 с гидроприводом (не показан) и телескопической стрелой, состоящей из основной части 4 и отклоняемой части 5 с устройством для крепления и ориентации 6 объекта испытаний 7, разгружающую тележку 8 на рельсовых путях 10, связанную через соединительное звено 9 с основной частью 4 телескопической стрелы 4, 5, пульт дистанционного управления и контроля 11 в грузовом отсеке 2 и пульт дистанционного управления и контроля 12 в гермокабине 13. В грузовом отсеке установлены гидроцилиндр 14, соединенный с отклоняемой частью стрелы 5, гидроцилиндр поворота 15, связанный с устройством крепления и ориентации 6.

Работа МФЛЛ осуществляется на самолете-носителе 1 следующим образом.

В исходном положении (фиг. 1) объект испытаний 7 находится в грузовом отсеке самолета-носителя и закреплен на устройстве крепления и ориентации 6 на конце подвижной отклоняемой части стрелы манипулятора 5. При этом основная 4 и отклоняемая 5 части стрелы манипулятора находятся во втянутом положении. Выдвижение объекта испытаний 7 в поток (фиг. 2, 3) происходит в следующем порядке: по управляющему сигналу с пульта управления и контроля 11, если эксперимент проводится на высотах до 4 тысяч метров, или пульта управления и контроля 12 на высотах более 4 тысяч метров с помощью гидропривода манипулятора 3 происходит выдвижение по горизонтали основной части стрелы 4, при этом происходит разгружение ее по весу объекта испытаний 7 путем передачи усилия на разгружающую тележку 8 через соединительное звено 9, перемещающуюся по рельсовым путям 10. Разгружающая тележка 8 не имеет собственного привода и перемещается совместно и за счет перемещения основной части стрелы 4, приводимой в движение гидроприводом манипулятора 3. При достижении заданного положения по сигналу от системы управления с пульта 11 или 12 горизонтальное выдвижение основной стрелы 4 прекращается. Затем по сигналу от системы управления с пультов 11-12 происходит поворот гидроцилиндром поворота 14 отклоняемой части стрелы 5 с одновременным ее выдвижением до заданного положения. При этом объект испытаний 7, закрепленный на устройстве крепления и ориентации 6, выдвигается в поток. Одновременно по сигналу от системы управления с пульта 11 или 12 происходит разворот гидроцилиндром поворота 15 устройства крепления и ориентации 6 объекта испытаний 7 в заданное положение с целью обеспечения минимальных балансировочных потерь и оптимального угла тангажа при сбросе объекта испытаний 7, по сигналу от системы управления в соответствии с заданием производится сброс или отделение объекта 7 от устройства 6. В случае, когда эксперимент предусматривает испытание методом буксировки, то отделение объекта испытаний 7 не производится, а после окончания эксперимента объект 7 заводится в грузовой отсек в обратном порядке.

Основное преимущество изобретения заключается в возможности проведения летных испытаний различных объектов испытаний в массовом количестве и в сжатые сроки, при умеренной, за счет использования освоенных серийно компонентов, стоимости эксперимента. Отдельным преимуществом изобретения является отсутствие необходимости организации экспедиции на испытательный полигон.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 25 items.
25.08.2017
№217.015.bbfe

Способ определения аэродинамического нагрева высокоскоростного летательного аппарата в опережающих лётных исследованиях на крупномасштабной модели

Изобретение относится к области авиационно-космической техники. Способ определения аэродинамического нагрева натуры в опережающих летных исследованиях на модели включает определение высоты и скорости полета модели, теплопроводности, объемной теплоемкости и степени черноты материала ее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616108
Дата охранного документа: 12.04.2017
25.08.2017
№217.015.cc54

Способ определения положения летательного аппарата относительно взлётно-посадочной полосы при посадке и система для его осуществления

Изобретение относится к навигации, а именно к способам определения положения летательного аппарата (ЛА) относительно взлетно-посадочной полосы (ВПП) и системе осуществления одного из способов. Достигаемый технический результат - возможность определения на борту ЛА его пространственного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620359
Дата охранного документа: 25.05.2017
25.08.2017
№217.015.ce56

Способ определения координат летательного аппарата относительно взлётно-посадочной полосы

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к способу определения координат летательного аппарата (ЛА) относительно взлетно-посадочной полосы (ВПП) радиотехнической системой посадки летательного аппарата (ЛА), и может быть использовано для обеспечения посадки на необорудованных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620587
Дата охранного документа: 29.05.2017
26.08.2017
№217.015.dd4c

Наземное подвижное средство посадки (нпсп) беспилотного летательного аппарата (бла) и способ посадки бла на нпсп

Изобретения относятся к области авиации, к способу посадки беспилотного летательного аппарата (БЛА) на наземное подвижное средство посадки. Наземное подвижное средство посадки беспилотного летательного аппарата содержит автомобиль с установленным на нем причальным устройством. Причальное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624522
Дата охранного документа: 04.07.2017
04.04.2018
№218.016.3112

Способ измерения удара на конструкции крепления бортового оборудования летательного аппарата при наличии в измеряемом процессе вибрационных и ударных нагрузок

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения ударных нагрузок на летательных аппаратах (ЛА). Способ включает измерение суммарного вибрационного и ударного процессов измерения суммарного вибрационного и ударного процесса в местах размещения бортового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644986
Дата охранного документа: 15.02.2018
04.04.2018
№218.016.31a6

Способ определения содержания частиц сажи в выхлопной струе авиационного газотурбинного двигателя в полёте

Изобретение относится к способу определения частиц сажи в выхлопной струе газотурбинного двигателя (ГТД) в полете. Для осуществления способа измеряют в полете ток нейтрализации с электростатических разрядников самолета электрических зарядов, генерируемых частицами сажи в выхлопной струе газа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645173
Дата охранного документа: 16.02.2018
10.05.2018
№218.016.4615

Способ формирования управляющего сигнала по углу крена модели гиперзвукового летательного аппарата (гла) для контроля аэродинамической идентичности по числам рейнольдса траекторий полёта модели и натурного изделия при проведении опережающих лётных исследований аэродинамических характеристик

Изобретение относится к способу формирования управляющего сигнала по углу крена модели гиперзвукового летательного аппарата (ГЛА). Для формирования управляющего сигнала для контроля аэродинамической идентичности по числам Рейнольдса траекторий полета модели и натурного изделия ГЛА при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002650331
Дата охранного документа: 11.04.2018
29.05.2018
№218.016.573e

Устройство для преобразования изменения сопротивления в напряжение

Изобретение относится к электроизмерительной технике, в частности к электротензометрии, и может быть использовано в авиационной промышленности, машиностроении, строительстве для исследования прочности конструкций с помощью одиночного тензорезистора в частотном диапазоне от 0 до 5000 Гц и более...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002654905
Дата охранного документа: 23.05.2018
29.05.2018
№218.016.57ec

Способ определения функционального состояния пилота и система для его осуществления

Группа изобретений относится к медицинской технике и используется для определения функционального состояния пилота во время полета с многоканальной регистрацией биомеханических сигналов. Способ включает размещение пилота в положении сидя в кресле, оснащенном измерительной системой,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002654765
Дата охранного документа: 22.05.2018
02.08.2018
№218.016.776b

Способ оценки средних за полёт концентраций токсичных примесей в воздухе гермокабин летательных аппаратов и в воздухе, поступающем от компрессоров газотурбинных двигателей, и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к области получения и подготовки образцов для исследования и анализа материалов в газообразном состоянии. Способ оценки средних за полет концентраций токсичных примесей в воздухе гермокабин летательных аппаратов и воздухе, поступающем от компрессоров газотурбинных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662763
Дата охранного документа: 30.07.2018
Showing 1-6 of 6 items.
10.09.2014
№216.012.f2c3

Охлаждающее устройство для глубинной температурной стабилизации грунтов, оснований зданий и сооружений

Изобретение относится к области строительства, а именно к устройствам для глубинного охлаждения и замораживания грунтов оснований зданий и сооружений, возводимых на многолетнемерзлых грунтах. Техническим результатом изобретения является повышение несущей способности грунтов, упрощение монтажа и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527969
Дата охранного документа: 10.09.2014
12.01.2017
№217.015.6460

Пирорезак для перерубания троса при сбросе груза с летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам обеспечения сброса груза, закрепленного на внешней подвеске летательного аппарата. Пирорезак для перерубания троса содержит корпус с размещенными внутри него нижним неподвижным и верхним подвижным ножами. Фиксация верхнего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002589233
Дата охранного документа: 10.07.2016
21.02.2019
№219.016.c513

Платформа выдвижная для лётных испытаний оптоэлектронных систем

Изобретение относится к летным испытаниям авиационных оптоэлектронных систем. Платформа выдвижная для летных испытаний оптоэлектронных систем при установке на самолет, имеющий грузовую рампу и створки хвостового отсека, содержит моноблок (1) с комплектом оптоэлектронной аппаратуры, стойку (2),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680298
Дата охранного документа: 19.02.2019
18.05.2019
№219.017.5804

Установка для вылива жидкости с воздуха на поверхность

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов, а именно к устройствам сбрасывания порошкообразных, жидких или газообразных веществ с воздуха, например, для борьбы с пожарами. Установка для вылива жидкости с воздуха на поверхность выполнена в виде модуля и содержит систему наддува...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002339544
Дата охранного документа: 27.11.2008
29.12.2020
№219.017.f422

Походный тандыр

Изобретение относится к бытовым печам, преимущественно к печам с открытыми топками, с дополнительными устройствами для варки пищи. Технический результат - повышение эффективности использования тепловой энергии, использование меньшего количества размещаемого топлива, что способствует снижению...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002710583
Дата охранного документа: 27.12.2019
01.04.2020
№220.018.1262

Способ подготовки и проведения испытаний на работоспособность входных и выходных устройств авиационного двигателя в аэродромных условиях и стенд для его осуществления

Изобретения относятся к области испытаний авиационной техники, в частности к наземным установкам для испытаний авиационных двигателей. Предлагаемые изобретения позволяют проводить испытаний экспериментальных входных устройств и сопел авиационных двигателей без создания дорогостоящих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002718100
Дата охранного документа: 30.03.2020
+ добавить свой РИД