×
23.05.2023
223.018.6bcd

Результат интеллектуальной деятельности: Способ отображения взаимного расположения фоноцелевой обстановки и боевой машины, оборудованной визирным устройством и спутниковой системой навигации

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002781914
Дата охранного документа
20.10.2022
Аннотация: Изобретение относится к области систем ориентирования на местности. Техническим результатом является отображение дирекционного угла боевой машины и направления линии визирования на цифровой карте местности за счет данных спутниковой навигации и согласования линии визирования с топографической картой, позволяющее улучшить характеристики ситуационной осведомленности, командной управляемости без применения приборов и оборудования системы навигации, сводя к минимуму некорректное отображение координат цели на цифровой карте местности. Предложен способ отображения взаимного расположения фоноцелевой обстановки и боевой машины, заключающийся в определяемом спутниковой навигационной системой отображении местоположения боевой машины на цифровой карте местности, при этом дополнительно индицируют направление оси корпуса упомянутой боевой машины и линии визирного устройства. Для первоначальной установки или уточнения дирекционного угла при неподвижной боевой машине согласуют условно-графическое обозначение боевой машины. Пульсирующая линия визирования на фоне цифровой карты местности указывает на визуально определенный ориентир. При движении боевой машины уточнение дирекционного угла обеспечивают выделением сплошной линией вектора движения, определяемого спутниковой навигацией на прямолинейном участке траектории упомянутой боевой машины. 4 ил.

«Способ…», обеспечивающий визуализацию пространственной ориентации объекта на цифровой карте местности, относится к методам ориентирования на местности.

Заявляемый «Способ…» решает проблему определения пространственной ориентации боевой машины, в частности, танка, с отображением на карте местности без использования инерциальной системы навигации за счет движения и/или привязки к карте по визуальному ориентиру и позволяет определить дирекционный угол без применения инерциальной системы навигации. «Способ…» значительно упрощает процесс топографической привязки, ориентирования, работу с объектами, нанесенными на цифровой карте местности в качестве целевых точек. Визуализация направления линии визирования на цифровой карте местности позволяет оперативно наводить прицел на интересующий объект на местности, например, нанесенный на карту в качестве цели. При этом повышается вероятность правильного позиционирования боевой машины и сокращается время на поиск цели и время, требуемое для прибытия в назначенную точку.

Технический результат - отображение дирекционного угла боевой машины и направления линии визирования на цифровой карте местности за счет данных спутниковой навигации и согласования линии визирования с топографической картой, позволяющее улучшить ситуационную осведомленность, командную управляемость без применения приборов и оборудования инерциальной системы навигации, сводя к минимуму некорректное отображение координат цели на цифровой карте местности

Инерциальный способ определения координат, описанный, например, в [1] как бесплатформенная инерциальная навигационная система (БИНС), осуществляет автоматическое определение пространственных углов объекта с отображением на электронной карте местности.

Наличие инерциальной навигационной составляющей позволяет определить пространственную ориентацию объекта в автоматическом режиме без необходимости привязки к визуальному ориентиру или выполнение маневра, предназначенного для определения вектора движения [2].

По публикациям [2] и [3], например, такое оборудование имеет довольно большие размеры и массу и затруднительно к размещению в уже сформированном внутреннем пространстве транспортного средства. Более того, применение высокоточной инерциальной навигационной системы значительно увеличивает стоимость и усложняет эксплуатацию объекта.

Более простым решением для определения координат, а также пространственной ориентации объекта являются спутниковые навигационные системы [4]. Спутниковые навигационные системы способны вычислять не только географические координаты, но и скорость объекта, а также направление его движения.

Заявляемый «Способ…» использует спутниковую навигационную систему, визирное устройство, выверенное с корпусом боевой машины, а также картографию, что позволяет определить дирекционный угол без применения инерциальной системы навигации и значительно упрощает процесс топографической привязки, ориентирования орудий и приборов, работу с объектами, нанесенными на цифровой карте местности в качестве целевых точек.

Осуществление заявляемого «Способа…» заключается в определяемом спутниковой навигационной системой отображении местоположения боевой машины на цифровой карте местности, при этом дополнительно индицируют направление оси корпуса упомянутой боевой машины и линии визирного устройства. Для первоначальной установки или уточнения дирекционного угла при неподвижной боевой машине согласуют условно-графическое обозначение боевой машины на карте с ее действительной ориентацией на местности, для чего указывают направление условной линии визирования, отображаемой на фоне цифровой карты местности, таким образом, чтобы объект на карте, через который проходит условная линия визирования, соответствовал ориентиру, наблюдаемому через визирное устройство. При движении боевой машины уточнение дирекционного угла обеспечивают линией вектора движения, определяемого спутниковой навигацией на прямолинейном участке траектории упомянутой боевой машины.

Осуществление заявляемого «Способа…» поясняют Фиг.1, показывающая информацию, наблюдаемую оператором на экранах навигационного устройства до согласования условно-графического обозначения боевой машины с цифровой картой местности; Фиг.2, несущая информацию о действительном расположении объектов на местности; Фиг.3 представляет собой информацию, наблюдаемую оператором на экранах навигационного устройства после согласования условно-графического обозначения объекта с цифровой картой местности. Позициями на Фиг.1 обозначено:

поз.1 – условно-графическое обозначение боевой машины, включающее обозначение носовой части для ориентирования, нанесенное на цифровую карту местности в точке с координатами, определенными спутниковой навигационной системой;

поз.2 – прямая, изображающая направление линии визирования относительно корпуса боевой машины;

поз.3 – направление, задаваемое оператором, как истинное направление линии визирования, определяемое с помощью пространственных данных цифровой карты местности и изображения, наблюдаемого в поле зрения визирного устройства;

поз.4 – ориентир, наблюдаемый в поле зрения визирного устройства, и обозначенный на цифровой карте местности;

поз.5 – прицельная марка в поле зрения визирного устройства, указывающая направление линии визирования.

Поз.6 на Фиг.2 обозначает поле зрения визирного устройства.

При этом согласование ориентации условно-графического обозначения боевой машины, направления линии визирования с цифровой картой местности с использованием картографии и дополнительных условно графических обозначений осуществляется в следующем порядке:

- оператор, ориентируясь по обстановке, наблюдаемой через визирное устройство, находит объект, который также представлен на цифровой карте местности и наводит на него прицельную марку;

- оператор указывает на цифровой карте местности положение объекта, наблюдаемого в данный момент в поле зрения визирного устройства, за счет чего задается текущий дирекционный угол объекта, используемый в дальнейшем для взаимного отображения фоноцелевой обстановки и собственного местоположения (Фиг. 1, поз. 1-5).

Осуществление заявляемого «Способа…» поясняет также Фиг.4, иллюстрирующая, в свою очередь, определение дирекционного угла с использованием накопленной информации о векторе движения боевой машины, где:

поз.7 – условно-графическое обозначение боевой машины до начала движения;

поз.8 – траектория движения боевой машины;

поз.9 – условно-графическое обозначение боевой машины после начала движения, с достоверным представлением на цифровой карте местности пространственной ориентации упомянутой боевой машины и направления линии визирования;

поз. 10 – условная прямая, характеризующая направление на север;

α0 - дирекционный угол, принимаемый в качестве исходного для отображения условно-графического обозначения боевой машины до начала движения;

α1 - дирекционный угол, уточненный в процессе движения боевой машины.

Таким образом, дирекционный угол, определенный с использованием накопленной информации о векторе движения боевой машины, уточняет дирекционный угол, определенный по визуальному ориентиру. Взаимное отображение пространственных данных и собственного местоположения боевой машины позволит осуществить визуализацию истинного направления корпуса упомянутой боевой машины на цифровой карте местности, что исключает необходимость выполнять поиск ориентиров на реальной местности и с учетом их взаимного расположения получать представление об ориентации боевой машины. Визуализация истинного направления корпуса боевой машины на цифровой карте местности в реальном масштабе времени позволит мгновенно принимать решение по направлению маневра, требующегося в текущей ситуации.

Визуализация на цифровой карте местности направления линии визирования позволяет оперативно наводить прицел на интересующий объект на местности, например, на объект, нанесенный на карту в качестве цели, при этом повышается вероятность правильного позиционирования боевой машины и сокращается время, требуемое для прибытия в назначенную точку, сокращается время на поиск целей.

При этом возможно уточнение дополнительных условно-графических обозначений, описанных при расшифровке позиций Фиг.1, Фиг.2, Фиг.3, Фиг.4.

Заявляемый «Способ…» позволит определить дирекционный угол без применения инерциальной системы навигации, что значительно упрощает процесс топографической привязки, ориентирования орудий и приборов, определение координат целей и отображение их на карте. При этом повышается вероятность правильного позиционирования боевой машины и сокращается время на поиск цели и время, требуемое для прибытия в назначенную точку.

Авторам заявляемого «Способа отображения взаимного расположения фоноцелевой обстановки и боевой машины, оборудованной визирным устройством и спутниковой системой навигации» неизвестно использование спутниковой навигации как инструмента для представления информации о дирекционном угле, определенном с использованием визуального ориентира на цифровой карте местности и уточняемым накопленной информации о векторе движения упомянутой боевой машины.

Литература

1. Портнов Б.И. и др. Бесплатформенная инерциальная навигационная система. Патент РФ № 2704198. МПК G01C 21/00, G01C 19/66. Приоритет от 28.03.2019, опубл. 24.10.2019, бюлл. № 30. Патент действует.

2. Инерциальная навигационная система: общие сведения, принцип действия, классификация и способы ориентации. [Электронный ресурс] URL: https://abc-import.ru/gps/1834-inercialnaja-navigacionnaja-sistema-obshhie-svedenija-princip-dejstvija-klassifikacija-i-sposoby-orientacii/ (обращение 10.03.2021 г.).

3. Бесплатформенная инерциальная навигационная система. [Электронный ресурс] URL: http://www.bntu.by/bins.html (обращение 10.03.2021 г.).

4. Навигационная система. [Электронный ресурс] URL: https://glonass-std.ru/sistemy-navigatsii/vidy-navigatsionnyh-sistem.html (обращение 10.03.2021 г.).

Способ отображения взаимного расположения фоноцелевой обстановки и боевой машины, оборудованной визирным устройством и спутниковой системой навигации, характеризующийся тем, что при определяемом спутниковой навигационной системой отображении местоположения боевой машины на цифровой карте местности без применения приборов и оборудования инерциальной системы навигации дополнительно индицируют направление оси корпуса упомянутой боевой машины и линии визирного устройства, при этом для первоначальной установки или уточнения отображаемого дирекционного угла при неподвижной боевой машине согласуют условно-графическое обозначение боевой машины с цифровой картой местности путем указания на упомянутой цифровой карте местности наблюдаемого через визирное устройство ориентира, при этом при движении боевой машины уточнение отображаемого дирекционного угла обеспечивают ориентированием условно-графического обозначения с учетом вектора движения, определяемого системой спутниковой навигации на прямолинейном участке траектории упомянутой боевой машины.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-6 of 6 items.
19.01.2018
№218.016.0b51

Устройство для предотвращения или ограничения разлива жидкости из повреждённой ёмкости (варианты)

Группа изобретений относится к области машиностроения, конкретно - к устройствам для предотвращения или ограничения разлива опасных и неопасных жидкостей из поврежденных емкостей, предназначенных для их хранения и/или транспортировки, и направлена на уменьшение вероятности возникновения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632244
Дата охранного документа: 03.10.2017
10.05.2018
№218.016.49f2

Броневая защита

Изобретение относится к бронетанковой технике. Броневая защита содержит лобовую, тыльную броневые преграды, дно и крышу, образующие полость, в которой размещен наполнитель, выполненный из наклонно сориентированных в полости слоев из одного или разных материалов, препятствующих пробитию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651413
Дата охранного документа: 19.04.2018
01.07.2020
№220.018.2d6c

Унифицированная моторно-трансмиссионная установка боевой машины

Изобретение относится к моторно-трансмиссионной установке (МТУ) гусеничной боевой машины. Решение заключается в применении единого силового блока – моноблока - с трансмиссионной установкой с механизмом реверса, обеспечивающим равное количество передач переднего и заднего хода. Силовой блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002725096
Дата охранного документа: 29.06.2020
20.04.2023
№223.018.4e45

Специализированная грузоподъемная бронированная ремонтно-эвакуационная машина

Изобретение относится к бронированным ремонтно-эвакуационным машинам. Бронированная ремонтно-эвакуационная машина содержит шасси с блокировкой системы подрессоривания, грузоподъемный кран с крюковой подвеской и элемент для компенсации опрокидывающего момента. Грузоподъемный кран оснащен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002793986
Дата охранного документа: 11.04.2023
21.04.2023
№223.018.4f31

Инженерная машина с бульдозерным оборудованием

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к инженерным машинам с бульдозерным оборудованием. Технический результат – обеспечение хорошего обзора на месте механика-водителя при сохранении универсальности бульдозерного оборудования, компактность в транспортном положении и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002794025
Дата охранного документа: 11.04.2023
23.05.2023
№223.018.6d36

Унифицированный боевой модуль танка

Унифицированный боевой модуль включает в себя башню с пушкой, пулеметом, прицелами командира и оператора, приборами и механизмами системы управления огнем, оборудованием обеспечения связи. Поворотная башня сбалансирована по центру тяжести. Установлены элементы динамической защиты лобовых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002767813
Дата охранного документа: 22.03.2022
Showing 1-10 of 19 items.
27.09.2013
№216.012.706d

Способ включения и выключения электроустановки и устройство (варианты) для его реализации

Изобретение относится к области разработки человеко-машинного интерфейса и может быть использовано при создании автоматизированного рабочего места оператора объекта бронетанковой военной техники, а также автоматизированных рабочих мест других подвижных и стационарных объектов. Сущность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494432
Дата охранного документа: 27.09.2013
20.08.2014
№216.012.eba4

Транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания и способ предотвращения выхода из строя такого двигателя при эксплуатации транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к силовым установкам транспортных средств, преимущественно боевых машин. Система охлаждения двигателя дополнительно снабжена сигнализатором перепада давлений или двумя измерителями давлений охлаждающей жидкости в водяном насосе....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526132
Дата охранного документа: 20.08.2014
25.08.2017
№217.015.98fe

Способ дистанционного наблюдения и управления действиями операторов объекта бронетанковой техники в процессе их обучения и дистанционного наблюдения в процессе демонстрации объекта в режиме реального времени

Изобретение относится к области бронетанковой техники и может быть использовано при обучении экипажей объектов бронетанковой техники (БТТ) и при демонстрации тактико-технических возможностей объектов. Способ заключается в установке в районе рабочих мест экипажа видеокамер и радиотранслирующей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002609822
Дата охранного документа: 06.02.2017
25.08.2017
№217.015.c977

Способ управления уровнем светоотдачи светодиодов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области светотехники. Способ управления уровнем светоотдачи светодиодов, соединенных через диодный мост (2) с источником постоянного напряжения (1), осуществляется при помощи микроконтроллера (14) со встроенным аналого-цифровым преобразователем (АЦП) и включает задание...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619601
Дата охранного документа: 17.05.2017
25.08.2017
№217.015.c97a

Светодиодная лампа

Изобретение относится к области светотехники и может быть использовано для фары транспортного средства. Техническим результатом является расширение арсенала технических средств. Светодиодная лампа содержит цоколь (1), источник питания (2) и корпус (3) с печатными платами (9). Цоколь выполнен с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619598
Дата охранного документа: 17.05.2017
19.01.2018
№218.016.0b51

Устройство для предотвращения или ограничения разлива жидкости из повреждённой ёмкости (варианты)

Группа изобретений относится к области машиностроения, конкретно - к устройствам для предотвращения или ограничения разлива опасных и неопасных жидкостей из поврежденных емкостей, предназначенных для их хранения и/или транспортировки, и направлена на уменьшение вероятности возникновения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632244
Дата охранного документа: 03.10.2017
09.06.2018
№218.016.5acb

Экранированная броня

Изобретение относится к области броневой защиты и может быть использовано для защиты бронированных машин, в частности объектов бронетанковой техники, от кумулятивных противотанковых гранат. Экранированная броня состоит из основной брони и закрепленного перед ней на определенном расстоянии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655590
Дата охранного документа: 28.05.2018
01.03.2019
№219.016.cfd1

Система дистанционного управления вооружением

Изобретение относится к военной технике, а именно к системам автоматического управления и регулирования, в частности к системе дистанционного управления вооружением. Технический результат - расширение эксплуатационных возможностей системы. Для достижения указанного технического результата в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002430326
Дата охранного документа: 27.09.2011
11.03.2019
№219.016.d648

Комбинированный дневно-ночной прибор наблюдения

Прибор может использоваться для наблюдения из укрытия или из транспортного средства в дневное и ночное время, а также при неблагоприятных погодных условиях. Прибор включает общую входную прямоугольную призму для дневного и ночного каналов и выходную призму для дневного канала, выполненного в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002276803
Дата охранного документа: 20.05.2006
17.03.2019
№219.016.e271

Панорамный прибор наблюдения командира

Панорамный прибор наблюдения командира (далее - ППНК) относится к области вооружения и военной техники и предназначен для панорамного обзора местности, обнаружения, распознавания целей и обеспечения целеуказания от командира наводчику в дневных и ночных условиях с места и сходу. Изделие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682141
Дата охранного документа: 14.03.2019
+ добавить свой РИД