×
19.05.2023
223.018.64df

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ СБОРКИ РОТОРА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002731506
Дата охранного документа
03.09.2020
Аннотация: Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при сборке роторов центробежных компрессоров. Предложенное изобретение обеспечивает снижение объема работ по сборке ротора при обеспечении ее заданной точности. Способ сборки ротора, при котором отдельно балансируют вал, направляя остаточные дисбалансы диаметрально противоположно относительно места максимального радиального биения его контрольного пояска, и рабочие колеса, устанавливая их на балансировочную оправку с диаметрально противоположным направлением места максимального биения уплотнительной поверхности покрывного диска колеса относительно места максимального биения посадочной поверхности оправки и направляя остаточные дисбалансы диаметрально противоположно относительно места максимального радиального биения посадочной поверхности оправки, а величину заданного остаточного дисбаланса колеса определяют из зависимости: где I - величина заданного остаточного дисбаланса рабочего колеса, М - масса рабочего колеса, ΔD - биение посадочной поверхности вала, ΔD - биение посадочной поверхности оправки, k - коэффициент массово-геометрический, е - удельный дисбаланс. 3 илл.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при сборке роторов компрессоров газоперекачивающих агрегатов.

Известен способ предварительной балансировки элемента сборного ротора на оправке по патенту РФ №2431064, при котором перед сборкой ротора балансируют оправку, и после установки на оправку элемента балансируют элемент, на оправке измеряют величину и определяют место максимального радиального биения посадочной поверхности, маркируют место, диаметрально противоположное максимальному радиальному биению, на промаркированном месте по обе стороны установленного элемента крепят уравновешивающие грузики.

Известен способ балансировки ротора при его сборке по патенту РФ №2418198, при котором балансируют вал, а на балансировочной оправке рабочие колеса, определяя и маркируя на валу и ступицах колес места максимального радиального биения посадочных поверхностей, совмещая при сборке ротора промаркированные месте на валу и на ступице.

Известен способ балансировки сборного ротора по патенту РФ №2565119, при котором при балансировке ротора обеспечивают направление остаточных дисбалансов участков вала и элементов ротора в сторону, противоположную максимальному радиальному биению участков вала ротора.

Последний способ является ближайшим аналогом предлагаемого технического решения.

Недостатком известного способа является то, что при подготовке к сборке ротора балансировка колес проводится без нормирования остаточного дисбаланса рабочих колес в зависимости от точности их изготовления.

Технической проблемой, решение которой обеспечивается осуществлением предлагаемого изобретения, является уменьшение количества повторяющихся циклов балансировки при подготовке к сборке: колесо - вал - ротор за счет расчета и нормирования остаточных дисбалансов рабочих колес.

Технический результат заключается в снижении объема работ по сборке ротора при обеспечении ее заданной точности.

Технический результат достигается тем, что перед сборкой ротора отдельно балансируют вал, направляя остаточные дисбалансы диаметрально противоположно относительно места максимального радиального биения его контрольного пояска, и рабочие колеса, устанавливая их на балансировочную оправку с диаметрально противоположным направлением места максимального биения уплотнительной поверхности покрывного диска колеса относительно места максимального биения посадочной поверхности оправки и направляя остаточные дисбалансы диаметрально противоположно относительно места максимального - радиального биения ' посадочной поверхности оправки, при этом величину заданного остаточного дисбаланса колеса определяют из зависимости:

где Iзад - величина заданного остаточного дисбаланса рабочего колеса, М - масса рабочего колеса, ΔD0 - биение посадочной поверхности вала, ΔDопт - биение посадочной поверхности оправки, k - коэффициент массово-геометрический, еуд - удельный дисбаланс.

Признаки являются существенными: - определение величины заданных остаточных дисбалансов колес при их подготовке к сборке ротора на основании линейных измерений позволяет задать параметры в зависимости от точности их изготовления;

- балансировка колес с заданными параметрами на основании расчетов позволяет уравновесить ротор при сборке без проведения цикла балансировки собранного ротора.

Способ поясняется чертежами, представленными на фиг. 1, 2, 3.

На фиг. 1 показана балансировка вала, на фиг. 2 показана балансировка рабочих колес, на фиг. 3показана сборка ротора.

На фигурах обозначено:

1 - вал;

2 - контрольный поясок вала;

3 - место максимального радиального биения контрольного пояска вала;

4 - опоры;

5 - направление остаточных дисбалансов при балансировке вала;

6 - рабочие колеса;

7 - балансировочная оправка;

8 - место максимального радиального биения уплотнительиой поверхности покрывного диска рабочего колеса;

9 - место максимального радиального биения посадочной поверхности оправки;

10 - направление заданного остаточного дисбаланса;

11, 12 - посадочные поверхности вала;

13, 14 - места максимального радиального биения посадочных поверхностей вала;

15 - ступица рабочего колеса;

16 - место маркировки максимального радиального биения посадочной поверхности балансировочной оправки на ступице рабочего колеса;

17 - направление монтажного дисбаланса;

18 - направление компенсационного остаточного дисбаланса. Способ осуществляется следующим образом.

Вал 1 устанавливают на опоры 4. Определяют место максимального радиального биения 3 контрольного пояска 2 вала, определяют и маркируют места максимального радиального биения 13, 14 посадочных поверхностей 11, 12 вала (фиг. 1).

Балансируют вал 1, направляя остаточные дисбалансы 5 диаметрально противоположно относительно места максимального радиального биения 3 контрольного пояска вала.

Перед сборкой ротора рабочие колеса 6 устанавливают на балансировочную оправку 7 с диаметрально противоположным направлением места максимального радиального биения 8 уплотнительной поверхности покрывного диска рабочего колеса относительно места максимального радиального биения 9 посадочной поверхности балансировочной оправки 7 (фиг. 2). На ступице рабочего колеса 15 маркируют 16 место максимального радиального биения посадочной поверхности балансировочной оправки.

При сборке вала и рабочих колес в составе ротора вследствие разницы биений (следовательно - эксцентриситетов) посадочных поверхностей вала и балансировочной оправки образуется монтажный дисбаланс с направлением 17 в сторону места максимального радиального биения посадочной поверхности вала (фиг. 3). Погрешность изготовления посадочных поверхностей балансировочных оправок ниже, чем погрешность изготовления посадочных поверхностей валов. Поэтому монтажный дисбаланс можно описать как:

где Iмоит - величина монтажного дисбаланса, М - масса рабочего колеса, ΔD0 - биение посадочной поверхности вала, ΔDопт - биение посадочной поверхности оправки

Для компенсации монтажного дисбаланса необходимо направить диаметрально противоположно компенсационный остаточный дисбаланс равный по величине монтажному дисбалансу (он будет взаимно уравновешен монтажным дисбалансом после установки колеса на вал):

Направление компенсационного монтажного дисбаланса 18 диаметрально противоположное направлению монтажного дисбаланса 17.

Вместе с тем, колесо должно обладать остаточным дисбалансом, направленным диаметрально противоположно относительно максимального радиального биения посадочной поверхности. При известных массе и удельном дисбалансе (последний определяется в зависимости от типа и частоты вращения ротора), его величину можно описать как:

При этом в интересах устойчивого выпрямления вала при работе ротора величину остаточного дисбаланса целесообразно принимать в пределах от половины до полной величины номинала:

В зависимости от места нахождения колеса (вдоль оси вала) необходимо учитывать и массово-геометрический коэффициент к

Исходя из сказанного, величину заданного остаточного дисбаланса рабочего колеса определяют из зависимости:

где Iзад - величина заданного остаточного дисбаланса рабочего колеса, М - масса рабочего колеса, ΔD0 - биение посадочной поверхности вала, ΔDопр - биение посадочной поверхности оправки, k - коэффициент массово-геометрический, еуд - удельный дисбаланс.

Балансируют колеса, направляя заданный остаточный дисбаланс 10 диаметрально противоположно относительно места максимального радиального биения 9 посадочной поверхности балансировочной оправки.

Собирают ротор, соединяя сбалансированные вал 1 и колеса 6 с совмещением промаркированных мест 13 и 16.

При существенных отклонениях результатов изготовления составляющих (вал, колеса) от требований конструкторской документации может проводиться поверочная балансировка с направлением остаточных дисбалансов диаметрально противоположно относительно места максимального радиального биения контрольного пояска 2.

Таким образом, предложенное изобретение обеспечивает снижение объема работ по сборке ротора при обеспечении ее заданной точности.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 76 items.
10.06.2015
№216.013.5522

Способ ремонта поверхности деталей из углепластика

Изобретение относится к технологии композиционных материалов и может быть использовано при ремонте поверхности деталей ракетного двигателя. Способ ремонта поверхности деталей из углепластика включает приготовление ремонтного состава, обезжиривание дефектов поверхности, заполнение их ремонтным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553315
Дата охранного документа: 10.06.2015
10.08.2015
№216.013.6b3c

Способ изготовления ванны для гальванических производств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении ванны для гальванических производств с рабочими электролитами, имеющими нейтральную, щелочную и кислую среду, работающим при температуре от -30 до +30°С, а также к промывочным ваннам гальванопроизводства,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559010
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.12.2015
№216.013.96f0

Баллон из композиционного материала

Изобретение относится к машиностроению, а именно к баллонам из композиционного материала, получаемым методом непрерывной намотки армирующей нити, и может быть использовано при создании твердотопливных двигателей ракет, в химическом машиностроении, а также в других отраслях промышленности. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570260
Дата охранного документа: 10.12.2015
10.12.2015
№216.013.96f3

Баллон из композиционного материала

Изобретение относится к машиностроению, а именно к баллонам из композиционного материала, получаемых методом непрерывной намотки армирующей нити (ленты, жгута), и может быть использовано при создании корпусов твердотопливных двигателей ракет, в химическом машиностроении, а также в других...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570263
Дата охранного документа: 10.12.2015
27.03.2016
№216.014.c5fd

Опора компрессорного оборудования

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при проектировании опорных устройств, преимущественно для компрессорного оборудования. Опора компрессорного оборудования содержит опорный платик, опорную раму, элемент, регулирующий зазор между ними, крепежные детали, слой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578753
Дата охранного документа: 27.03.2016
20.06.2016
№217.015.041b

Воздухоочистительное устройство

Изобретение относится к устройствам для очистки забираемого из атмосферы воздуха и подготовки его для подачи в компрессор газотурбинного двигателя. Воздухоочистительное устройство содержит воздухоприемную камеру, в которой ярусами установлены блоки комбинированной системы фильтрации, включающие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002587511
Дата охранного документа: 20.06.2016
20.06.2016
№217.015.04b4

Способ измерения коэффициента затухания ультразвука

Использование: для измерения коэффициента затухания ультразвуковых волн (УЗВ) в различных средах. Сущность изобретения заключается в том, что на первую поверхность образца устанавливают первый преобразователь, совмещенно подключенный к дефектоскопу, измеряют амплитуду второго донного импульса,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002587536
Дата охранного документа: 20.06.2016
20.06.2016
№217.015.051e

Способ изготовления оболочек с внутренними радиальными полостями

Изобретение относится к технологии изготовления изделий из композиционных материалов, а именно оболочек переменного сечения для силовых конструкций с внутренними радиальными полостями. Способ включает кольцевую намотку предварительно пропитанной связующим угольной ленты на оправку с радиальными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002587453
Дата охранного документа: 20.06.2016
10.04.2016
№216.015.30ac

Установка для гашения ракетного двигателя твердого топлива при испытаниях

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к стендовому оборудованию, применяемому при огневых стендовых испытаниях ракетных двигателей твердого топлива. Установка для гашения ракетного двигателя твердого топлива при испытаниях содержит связанную с системой подачи охлаждающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002580239
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.04.2016
№216.015.30e7

Заглушка сопла ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при разработке заглушек сопел малогабаритных ракетных двигателей, где необходимо реализовать высокий уровень давления срабатывания заглушки. Заглушка сопла ракетного двигателя выполнена в виде охватывающего выходную часть сопла...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002580231
Дата охранного документа: 10.04.2016
Showing 1-10 of 17 items.
27.05.2014
№216.012.ca19

Воздухоочистительное устройство для газотурбинной установки

Изобретение относится к воздухоочистительным устройствам и может использоваться в составе газоперекачивающего агрегата с газотурбинной установкой. Воздухоочистительное устройство для газотурбинной установки содержит воздухоприемную камеру, осадкозадерживающий козырек, воздушные фильтры, систему...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517503
Дата охранного документа: 27.05.2014
20.07.2014
№216.012.de52

Ротор центробежного компрессора

Изобретение относится к компрессоростроению, в частности к роторам высокоскоростных центробежных компрессоров. Ротор центробежного компрессора содержит вал и установленное на нем рабочее колесо, включающее основной и покрывной диски с лопатками, в центральной части ступицы основного диска...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522700
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.08.2014
№216.012.eb19

Выхлопное устройство для газотурбинной установки

Изобретение относится к выхлопным устройствам и может использоваться в составе газоперекачивающего агрегата с газотурбинной установкой. Выхлопное устройство содержит диффузор, переходник с разделяющими поток ребрами и шумоглушитель кассетного типа, размещенный под углом 30-60° к оси...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525993
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.10.2014
№216.012.ff16

Способ балансировки сборного ротора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при сборке и балансировке сборных роторов компрессоров газоперекачивающих агрегатов. В способе балансировки сборного ротора балансируют вал с использованием плоскостей коррекции дисбалансов на концах вала и его муфты и балансируют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531158
Дата охранного документа: 20.10.2014
10.05.2015
№216.013.4b0d

Ротор центробежного компрессора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании и сборке роторов центробежных компрессоров перекачивающих агрегатов. Ротор центробежного компрессора, содержащий вал и установленные на нем элементы, упорный диск, установленный на валу с зазором и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550720
Дата охранного документа: 10.05.2015
27.06.2015
№216.013.5a55

Способ балансировки сборного ротора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при монтаже сборных роторов газоперекачивающих агрегатов. При сборке ротора балансируют вал и все его элементы, балансируют собранный ротор и крепят его к валам двигателя и компрессора, производят коррекцию монтажных дисбалансов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554666
Дата охранного документа: 27.06.2015
27.06.2015
№216.013.5a58

Способ балансировки сборного ротора центробежного компрессора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при сборке и балансировке сборных роторов компрессоров газоперекачивающих агрегатов. В балансировке сборного ротора центробежного компрессора балансируют вал, а на балансировочной оправке с конической посадочной поверхностью -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554669
Дата охранного документа: 27.06.2015
20.10.2015
№216.013.82ec

Способ балансировки сборного ротора центробежного компрессора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при сборке и балансировке сборных роторов компрессоров газоперекачивающих агрегатов. Способ балансировки сборного ротора, при котором предварительно разбивают вал на участки, определяют направление радиальных биений его участков,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565119
Дата охранного документа: 20.10.2015
26.08.2017
№217.015.ed9a

Способ балансировки сборного ротора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при балансировке сборных роторов в ходе изготовления центробежных компрессоров. Способ заключается в том, что определяют начальные дисбалансы и максимальное радиальное биение поверхности вала, уравновешивают и балансируют сборный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628850
Дата охранного документа: 22.08.2017
19.01.2018
№218.016.059a

Способ сборки валопровода

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при сборке валопроводов газоперекачивающих агрегатов, в которых роторы соединены парами фланцев. В большей части валопроводы с такими фланцами работают с номинальной частотой вращения до 6000 об/мин или - до 100 Гц....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630954
Дата охранного документа: 14.09.2017
+ добавить свой РИД