×
15.05.2023
223.018.5a6c

Результат интеллектуальной деятельности: Способ и лидарная система для оперативного контроля интенсивности турбулентности на глиссаде

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Использование: изобретение относится к области метеорологии и физики атмосферы и может быть использовано при создании аэродромного оборудования для контроля интенсивности турбулентности на глиссаде в аэропортах с целью обеспечения безопасности полетов. Сущность: осуществляют зондирование атмосферы турбулентным лидаром под углом 3° к горизонту для совпадения с глиссадой, регистрации двух профилей эхосигналов в режиме счета фотонов, передаче накопленных сигналов в блок обработки информации, где вычисляется фактор влияния турбулентности и характеристики турбулентности вдоль глиссады. Результатом работы системы является оценка интенсивности болтанки воздушного судна в градациях «слабая», «умеренная», «сильная» и «очень сильная». Технический результат: дистанционное оперативное определение состояния турбулентности и оценка интенсивности болтанки воздушного судна на глиссаде. 2 н.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области метеорологии и физики атмосферы и может быть использовано при создании аэродромного оборудования для контроля интенсивности турбулентности на глиссаде в аэропортах с целью обеспечения безопасности полетов.

Известен способ обнаружения сдвига ветра, наблюдения за конвективной облачностью и перемещением интенсивных зон осадков с помощью доплеровских метеорологических локаторов (Шакина Н.П., Иванова А.Р. Прогнозирование метеорологических условий для авиации. Москва: Триада лтд, 2016, 312 с.). Недостатком способа является низкая чувствительность радиолокаторов при работе в ясную погоду.

Известен способ определения когерентных турбулентных структур атмосферного пограничного слоя (АПС) за счет использования в качестве трассеров естественных, природных аэроионов, образующихся в АПС под воздействием галактических космических лучей и радиоактивных эманаций земной поверхности, и синхронной регистрацией аэроэлектрических пульсаций атмосферного электрического поля (С.В. Анисимов, Е.А. Мареев. Способ определения когерентных турбулентных структур приземной атмосферы, патент RU 2579358 C1). Недостатком способа является использование теоретической модели турбулентности приземного слоя, невозможность обнаружения турбулентных зон непосредственно на глиссаде, т.е. за пределами аэродрома.

Известен способ определения пульсационных характеристик ветра и температуры в атмосфере с помощью бистатического содара, работающего на явлении рассеяния акустических волн атмосферными мелкомасштабными турбулентными неоднородностями (В.Ф. Крамар и др. Бистатический содар для исследования полей ветра и характеристик турбулентности в приземном и пограничном слоях атмосферы, патент RU 2735909 C1). Недостатками способа являются небольшая дальность зондирования в несколько сотен метров, необходимость работать в вертикальном, или почти вертикальном, направлении и, следовательно, невозможность определения турбулентных характеристик непосредственно на глиссаде. Кроме того, работа содара на аэродроме затруднена из-за акустических шумов.

Известен способ расчета прогностических полей турбулентности с шагом 7 км на нижних уровнях полета воздушных судов с помощью численной мезомасштабной модели COSMO-Ru7, которая с 2014 г. используется в Гидрометцентре России (Шакина Н.П., Скриптунова Е.Н., Иванова А.Р. Прогноз механической турбулентности в нижнем слое атмосферы для авиации // Труды Гидрометеорологического научно-исследовательского центра Российской Федерации. 2017. № 364. С. 20-37). Недостатком способа является невозможность его оперативного применения, т.к. способ разработан для численного прогноза с заблаговременностью 12 и 24 ч и имеет повторяемость менее 50%.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является способ дистанционного обнаружения интенсивных турбулентных зон в атмосфере при помощи ветрового когерентного лидара. Способ основан на восстановлении высотного профиля турбулентности из продольной структурной характеристики при коническом сканировании, либо из уширения доплеровского спектра (Банах В.А., Смалихо И.Н. Когерентные доплеровские ветровые лидары в турбулентной атмосфере. Томск: Изд-во ИОА СО РАН, 2013, 304 с.). Недостатками способа являются небольшая дальность зондирования, необходимость конического сканирования и зависимость чувствительности когерентного лидара от угла между направлениями зондирования и скорости ветра.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является дистанционное оперативное определение состояния турбулентности и оценка интенсивности болтанки воздушного судна на глиссаде.

Технический результат лидарной системы заключается в зондировании атмосферы турбулентным лидаром под углом 3° к горизонту для совпадения с глиссадой, регистрации двух профилей эхосигналов в режиме счета фотонов, передаче накопленных сигналов в блок обработки информации, где вычисляется фактор влияния турбулентности и характеристики турбулентности вдоль глиссады.

Окончательным результатом работы системы является оценка интенсивности болтанки воздушного судна в градациях «слабая», «умеренная», «сильная» и «очень сильная».

Технический результат способа заключается в использовании специализированного турбулентного лидара, работающего на эффекте усиления обратного рассеяния. Зондирование атмосферы лидаром осуществляется следующим образом.

Лидар располагается на летном поле и направление зондирования лидара должно совпадать с глиссадой – траекторией снижения летательного аппараты при посадке. Стандартный угол наклона глиссады 3°. Передатчик лидара посылает в атмосферу лазерные импульсы и принимает эхосигналы. Эхосигналы основного и дополнительного приемных каналов регистрируются фотоприемниками в режиме счета фотонов, затем в виде электрических одноэлектронных импульсов поступают в систему регистрации, где они накапливаются. Затем накопленные эхосигналы передаются в компьютер, где они обрабатываются. Результатом работы системы является информация об интенсивности возможной (прогнозируемой) болтанки воздушного судна на глиссаде в градациях «слабая», «умеренная», «сильная» и «очень сильная».

Особенность способа заключается в том, что впервые для дистанционного контроля интенсивности турбулентности на глиссаде используется система, работающая на эффекте усиления обратного рассеяния. Эффект усиления обратного рассеяния возникает при двойном (прямом и обратном) распространении оптического излучения в турбулентной атмосфере (Виноградов А.Г., Гурвич А.С., Кашкаров С.С., Кравцов Ю.А., Татарский В.И. «Закономерность увеличения обратного рассеяния волн». Свидетельство на открытие № 359. Приоритет открытия: 25 августа 1972 г. в части теоретического обоснования и 12 августа 1976 г. в части экспериментального доказательства закономерности. Государственный реестр открытий СССР // Бюл. изобретений. 1989. № 21). Аналоги работают на других принципах и эффект усиления обратного рассеяния не используют. В отличие от аналогов, преимущества системы заключаются в способности контролировать интенсивность турбулентности непосредственно на глиссаде, которая начинается на высоте 400 м и на удалении 8 км от взлетно-посадочной полосы аэродрома. Интенсивная турбулентность в районе аэропорта может возникнуть в результате сдвига ветра, который не обнаруживается стандартными приборами. Подобная ситуация с неблагоприятными для посадки погодными условиями сложилась в момент катастрофы Боинг-737-800 19 марта 2016 г. в Ростове-на-Дону (Шакина Н.П., Иванова А.Р., Скриптунова Е.Н., Горлач И.А. Крушение самолета Boeing-737-800: метеорологические условия в Ростове-на-Дону 19 марта 2016 г. // Метеорология и гидрология. 2016. № 7. С. 93-98).

Достижение технического результата в предлагаемом изобретении обеспечивается за счет применения турбулентного лидара для зондирования вдоль траектории снижения летательных аппаратов (глиссада) и специализированной обработке получаемой информации в реальном времени.

Лидарная система для контроля интенсивности турбулентности на глиссаде, состоит из приемопередатчика, блока регистрации эхо-сигналов и блока обработки информации. Приемопередатчик турбулентного лидара представляет собой безопасный для глаз ультрафиолетовый турбулентный лидар, который располагается на аэродроме у торца взлетно-посадочной полосы (ВПП), трассу зондирования устанавливают под углом 3° к горизонту, чтобы она совпадала с глиссадой – траекторией снижения летательных аппаратов. Лидаром с пространственным разрешением по горизонтали 60 м и по вертикали 3 м до дистанции 20 км (высота 1 км) производится зондирование атмосферы. Принимаемые приемопередатчиком эхосигналы в виде фотоэлектрических импульсов поступают в блок регистрации, где они анализируются дискриминатором, затем прошедшие дискриминатор фотоэлектрические импульсы преобразуются в сигналы стандартного TTL-уровня. Сигналы TTL-уровня поступают на счетчик фотонов, который производит накопление сигналов вдоль всей трассы зондирования. Накопленная информация о пространственном распределении эхосигналов основного P1(x) и дополнительного P2(x) приемных каналов, где x – дистанция от лидара, из блока регистрации передается в блок обработки информации. Время накопления эхосигналов в каждом цикле измерений составляет 1 мин. В блоке обработки вычисляют фактор q(x) влияния турбулентности на среднюю мощность рассеянного света на приемнике согласно алгоритму: . Вычисляют структурную характеристику коэффициента преломления согласно алгоритму (Разенков И.А. Оценка интенсивности турбулентности из лидарных данных // Оптика атмосферы и океана. 2020. Т. 33. № 01. С. 1-9): , где: R – радиус приемопередающей апертуры лидара; – волновое число; λ – длина волны; – масштаб Френеля. Вычисляют структурную характеристику температуры согласно алгоритму: , где p – давление в миллибарах; T – температура в градусах Кельвина. Высотные профили давления p(z) и температуры T(z), где z=x sin(3°) – высота, могут быть получены либо из данных стандартного аэрологического зондирования, либо рассчитаны по наземным наблюдениям давления и температуры с использованием барометрической формулы и адиабатического градиента температуры. Вычисляют скорость диссипации турбулентной энергии согласно алгоритму: , – параметр плавучести; g – ускорение свободного падения (Татарский В.И. Распространение волн в турбулентной атмосфере. М.: Наука, 1967. 548 с.). Скорость диссипации ε кинетической энергии в единице массы за единицу времени является важной характеристикой, зависящей от интенсивности турбулентности. С использованием эмпирического соотношения (Винниченко Н.К., Пинус Н.З., Шметер С.М., Шур Г.Н. Турбулентность в свободной атмосфере. Л.: Гидрометеоиздат, 1976. 288 с.) анализируется значение скорости диссипации ε(z) и в зависимости от ее величины определяется интенсивность болтанки для каждой высоты z: «слабая», если ε<0,025 м23; «умеренная», если 0,025 м23<ε<0,05 м23; «сильная», если 0,05 м23<ε<0,1 м23; «очень сильная», если ε>0,1 м23.

Рассмотрим конкретный пример контроля интенсивности турбулентности над ровной лесостепной местностью при зондировании под углом 3°, соответствующем стандартному наклону глиссады и имитирующий работу лидара в аэропорту. На фиг. 1 показана схема зондирования. Трение воздушного потока о поверхность и его торможение создают механическую турбулентность. Одновременно с этим неравномерный нагрев поверхности создает термическую турбулентность, которая является причиной существования в атмосфере флуктуаций температуры. Заметим, что флуктуации температуры в пограничном слое атмосферы присутствуют практически постоянно. На фиг. 2 показано пространственно-временное распределение интенсивности турбулентности в виде параметра Cn2, полученное с помощью турбулентного лидара 17 мая 2020 г. Измерения проводились в окрестности г. Томска на Базовом экспериментальном комплексе (БЭК) Института оптики атмосферы им. В.Е. Зуева. Рядом с лидаром на мачте высотой 36 м располагался измерительный метеорологический комплекс. На фиг. 3 показаны данные о скорости (верхний график) и направлении (нижний график) ветра, полученные на высотах 10 и 30 м. Начиная с 19:00 было зарегистрировано резкое увеличение скорости ветра с 2 до 8 м/с, которое сопровождалось изменением направления ветра с южного на северное и затем на западное. Пересеченная местность и увеличение скорости ветра >5 м/с способствовали росту интенсивности турбулентности в слое 500 м. На фиг. 4 показаны высотные профили параметра Cn2 (слева) и скорости диссипации ε (справа) для двух моментов времени - 20:20 (черные кружочки) и 23:50 (светлые кружочки). Моменты времени 20:20 (сильная интенсивность турбулентности) и 23:50 (слабая интенсивность турбулентности) на фиг. 2, и далее на фиг. 5, отмечены стрелками. Представленные данные рассчитаны в соответствии с изложенным выше алгоритмом. Профиль параметра Cn2 слева на фиг. 4, зарегистрированный в 23:50, в соответствии с теорией конвективного пограничного слоя уменьшается с высотой по закону ~z-4/3. Соответствующий ему профиль скорости диссипации ε показан справа на фиг. 4. Профиль параметра ε по высоте постоянный, а его значения ε<0,025 м23. В соответствии с приведенными выше градациями болтанки получаем, что интенсивность возможной болтанки воздушного судна «слабая», т.к. значения ε<0,025 м23. На фиг. 4 на графике справа градации болтанки нанесены вертикальными пунктирными линиями, а ниже графика показана черно-белая шкала болтанки. Значения высотного профиля параметра Cn2 на фиг. 4, зарегистрированного в 20:20, существенно больше по величине, чем в 23:50. Соответствующий справа профиль скорости диссипации ε (черные кружочки) на фиг. 4 имеет максимум на высоте 100 м. Причем, интенсивность турбулентности до высоты 200 м может вызывать «сильную» болтанку (0,05 м23<ε<0,1 м23), а выше 200 м – «умеренную» (0,025 м23<ε<0,05м23). На фиг. 5 с использованием черно-белой шкалы показан результат регистрации интенсивности болтанки до высоты 1 км в течение 8 ч наблюдений. «Сильная» степень (0,05 м23<ε<0,1 м23) интенсивности болтанки воздушного судна (см. фиг. 5) могла наблюдаться с 19:30 до 21:30 в слое от 60 до 250 м.

Предлагаемое изобретение позволит повысить точность и надежность контроля интенсивности турбулентности на глиссаде и тем самым повысить безопасность при заходе на посадку воздушных судов.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 15 items.
20.08.2013
№216.012.5f13

Индикаторное средство и способ контроля пневмостаза в торакальной хирургии

Изобретения относятся к медицине, а именно к торакальной хирургии, и могут быть использованы для контроля пневмостаза. Для этого при осуществлении искусственной вентиляции легких (ИВЛ) дополнительно к дыхательной смеси вводят индикаторное средство. В качестве такого средства используют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489971
Дата охранного документа: 20.08.2013
27.05.2015
№216.013.4f44

Способ обнаружения взрыва газа метана и угольной пыли на начальной стадии

Изобретение относится к способу обнаружения взрыва метана и угольной пыли на начальной стадии воспламенения метана и угольной пыли на предприятиях горной, нефтегазовой промышленности. Технический результат заключается в повышении помехозащищённости от внешних оптических помех. Способ включает в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551810
Дата охранного документа: 27.05.2015
10.08.2016
№216.015.55b4

Сканирующий многоволновой лидар для зондирования атмосферных объектов

Сканирующий многолучевой лидар содержит оптическую приемную систему, в которой используется зеркальный объектив, вторичное зеркало которого выполнено в виде зеркально-линзового компонента, за которым на оптической оси телескопа установлены дополнительная положительная линза и ТВ-камера....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593524
Дата охранного документа: 10.08.2016
25.08.2017
№217.015.af57

Способ и автоматическая система калибровки газоанализаторов с применением эталонных газовых смесей

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к газоаналитическим измерениям, и может быть использовано при решении задач мониторинга состояния и состава атмосферы. Способ автоматической калибровки газоанализаторов включает подачу стандартной поверочной газовой смеси (ПГС) на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610947
Дата охранного документа: 17.02.2017
26.08.2017
№217.015.e8e8

Способ отбора проб воздуха с борта самолета для определения аэрозольных и/или газообразных примесей и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к контролю загрязняющих атмосферу аэрозолей и газов, а именно к методам и устройствам отбора проб из атмосферного воздуха, обеспечивающих изокинетические условия отбора проб воздуха с борта самолета для определения аэрозольных примесей и/или газообразных примесей....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002627414
Дата охранного документа: 08.08.2017
10.05.2018
№218.016.40bc

Способ получения скалярного вихревого пучка и устройство его реализации

Способ получения скалярного вихревого пучка и устройство для его реализации обеспечивают формирование дальнепольного распределения интенсивности за счет интерференции отдельных гауссовых, параллельных пучков, находящихся в различных фазовых состояниях и расположенных равномерно вдоль периметров...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002648975
Дата охранного документа: 28.03.2018
14.11.2018
№218.016.9cdb

Генератор импульсов возбуждения для лазеров на самоограниченных переходах атомов металлов

Использование: для накачки импульсно-периодических лазеров на самоограниченных переходах атомов металлов. Сущность изобретения заключается в том, что генератор импульсов возбуждения содержит зарядное устройство, подключенное первым выводом к накопительной емкости, а вторым к общей шине...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672180
Дата охранного документа: 12.11.2018
23.07.2019
№219.017.b6dc

Способ построения визуальной взлетно-посадочной системы с помощью вихревых лазерных пучков

Изобретение относится к способу построения зрительной взлетно-посадочной системы с помощью лазерных пучков. Для этого посылают в заданную зону пространства в определенном направлении навстречу заходящему на посадку самолету три лазерных пучка в зеленом диапазоне спектра электромагнитных волн на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695044
Дата охранного документа: 18.07.2019
25.07.2019
№219.017.b8ed

Устройство управления двухкоординатным пьезокерамическим оптическим дефлектором

Изобретение относится к оптике, к устройствам для управления направлением отклонения оптических лучей и может быть использовано в астрономии, системах видения в турбулентной атмосфере, в сканирующих системах. Устройство управления двухкоординатным пьезокерамическим оптическим дефлектором...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695281
Дата охранного документа: 22.07.2019
01.05.2020
№220.018.1aac

Способ организации внутреннего контура обратной связи для фазовой синхронизации решетки волоконных лазеров в системах когерентного сложения пучков и устройство для его реализации

Изобретение относится к лазерной технике. Способ организации внутреннего контура обратной связи для фазовой синхронизации решетки волоконных лазеров в системах когерентного сложения пучков реализуется устройством, содержащим узкополосный лазер, генерирующий когерентный, линейно поляризованный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002720263
Дата охранного документа: 28.04.2020
Showing 1-1 of 1 item.
15.05.2023
№223.018.5a6d

Способ и лидарная система для оперативного контроля интенсивности турбулентности на глиссаде

Использование: изобретение относится к области метеорологии и физики атмосферы и может быть использовано при создании аэродромного оборудования для контроля интенсивности турбулентности на глиссаде в аэропортах с целью обеспечения безопасности полетов. Сущность: осуществляют зондирование...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002769090
Дата охранного документа: 28.03.2022
+ добавить свой РИД