×
15.05.2023
223.018.57a2

Результат интеллектуальной деятельности: Способ определения диапазона высот вероятного обледенения в облаках вертикального развития

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для определения диапазона высот вероятного обледенения в облаках, образующихся в результате конвективных движений в атмосфере, в целях обеспечения авиационной безопасности. Сущность: при проведении приземных наблюдений измеряют температуру точки росы, температуру воздуха и атмосферное давление. Восстанавливают вертикальный профиль температуры воздуха до высоты расположения изотермы -20ºС в облачности вертикального развития при помощи адиабатической модели, в рамках которой облачный воздух поднимается с заданным шагом. При этом на каждом шаге подъема рассчитывают температуру и высоту облачного воздуха. Наличие зон вероятного обледенения в облачности определяют в слое от высоты расположения изотермы 0°С до высоты расположения изотермы -20°С. Технический результат: расширение возможностей использования.

Изобретение относится к области авиационной метеорологии, а точнее к способам определения высот расположения слоя с обледенением в облаках, образующихся в результате конвективных движений в атмосфере, и может быть использовано для оценки наличия в облачности зон вероятного обледенения в целях обеспечения безопасности полетов.

Обледенение представляет собой процесс отложения льда на обтекаемых частях поверхности воздушного судна при полете в переохлажденных облаках, тумане или осадках. Наиболее вероятно обледенение при температурах от 0°С до -20°С (Руководство по практическим работам метеорологических подразделений авиации Вооруженных Сил. М.: Воениздат, 1992. С. 296).

В определенных случаях обледенение представляет опасность для авиации (Наставление по метеорологической службе авиации Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 2014. Ст. 97). Воздушные суда гражданской авиации сталкиваются с данным явлением в подавляющем большинстве случаев на этапах взлета и посадки. Основное время полета проходит по маршруту на больших высотах в зоне очень низких температур, где обледенение маловероятно. Воздушные суда государственной авиации выполняют другие задачи, подразумевающие переменный профиль полета, то есть частое изменение высоты и, соответственно, периодическое нахождение в зоне температур, благоприятных для образования обледенения. Наиболее опасное и сильное обледенение наблюдается в кучево-дождевых облаках (Иоффе М.М., Приходько М.Г. Справочник авиационного метеоролога. Под ред. А.В. Костюченко. М: Воениздат, 1977. С. 183.). Существует объективная необходимость определения диапазона высот вероятного обледенения в облаках вертикального развития в целях обеспечения безопасности полетов государственной авиации.

Известен способ определения возможных зон с обледенением, основанный на информации о температуре и температуре точки росы на высотах, полученных посредством радиозондирования атмосферы (Руководство по практическим работам метеорологических подразделений авиации Вооруженных Сил. М.: Воениздат, 1992. С. 297).

Недостатком данного способа является тот факт, что для его реализации требуются данные радиозондирования атмосферы. Пространственно-временное разрешение такой информации ограничено ввиду разреженности сети радиозондировочных пунктов и дискретности по времени циклов радиозондирования.

Существует способ определения пространственных зон вероятного обледенения воздушных судов в режиме реального времени (Патент на изобретение RU 2580375 С1), основанный на определении приземных значений относительной влажности, температуры точки росы и высоты нижней границы облачности, регистрации вертикальных профилей температуры и последующем применении формулы Годске или математической модели, разработанной в NCEP. Регистрация вертикального профиля температуры осуществляется при помощи наземного температурного профилемера, установленного в заданном районе.

Недостатком данного способа является необходимость применения наземного температурного профилемера, оценивающего температуру по высотам в приземном слое тропосферы. Какой-либо существенной сети указанных профилемеров нет, а указанный в патенте на изобретение профилемер восстанавливает вертикальный профиль температуры до высоты 1000 метров. Тогда как воздушные суда государственной авиации выполняют полеты вне территориальной привязки к местам размещения профилемеров, а высоты развития кучево-дождевых облаков достигают значений более 10000 метров.

Сущность изобретения заключается в том, что по измерению у земли температуры воздуха, атмосферного давления и температуры точки росы реализуется адиабатическая модель развития конвективного облака (Неижмак А.Н., Расторгуев И.П. Оценка адекватности модели конвекции в задаче определения температуры в кучево-дождевом облаке // Успехи современного естествознания. 2019. № 10. С. 84-88). Результатом реализации указанной модели является восстановление вертикального профиля температуры по высотам в облаке вертикального развития. Расположение в облаке зоны с температурами от 0°С до -20°С позволяет диагностировать ее как зону возможного обледенения воздушного судна.

Техническим результатом изобретения является получение возможности определения зон вероятного обледенения воздушных судов в облаках вертикального развития не только в приземном слое, но и на протяжении всего слоя облачности по вертикали, а также расширение пространственных границ применимости способа вследствие устранения необходимости размещения в районе полетов (выполнения задач) наземного температурного профилемера.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе определения пространственных зон вероятного обледенения воздушных судов, заключающемся в проведении приземных наблюдений, а именно измерении температуры точки росы, дополнительно измеряют температуру воздуха и атмосферное давление, а вертикальный профиль температуры воздуха до высоты расположения изотермы -20°С в облачности вертикального развития восстанавливают при помощи адиабатической модели, в рамках которой облачный воздух поднимается с заданным шагом, и на каждом шаге подъема рассчитывают его температуру и высоту, а наличие зон вероятного обледенения в облачности определяется в слое от высоты расположения изотермы 0°С до высоты расположения изотермы -20°С.

Способ реализуется следующим образом. В рамках функционирования регулярной сети гидрометеорологических наблюдений или посредством организации временных пунктов измерения метеорологических параметров производится регистрация температуры воздуха у земли, атмосферного давления и температуры точки росы. Применение полученных данных позволяет без необходимости инструментальной регистрации восстановить вертикальный профиль температуры воздуха в облачности конвективного происхождения при помощи использования адиабатической модели ее развития.

Согласно данной модели температура воздуха в ненасыщенной водяным паром атмосфере изменяется с высотой по линейному сухоадиабатическому закону, а с учетом того, что на уровне конденсации температура воздуха становится равной температуре точки росы (происходит конденсация водяного пара), можно определить давление на уровне конденсации, а затем его высоту, которая отождествляется с высотой нижней границы облачности конвективного происхождения (выражения (1)-(4) в Неижмак А.Н., Расторгуев И.П. Методика оценки высоты развития кучево-дождевой облачности // Гелиогеофизические исследования. 2014. № 9. С. 125-129).

Выше уровня конденсации, то есть непосредственно в облаке, температура воздуха изменяется с высотой согласно нелинейному влажноадиабатическому закону. Линейным изменение температуры воздуха можно считать только на небольших участках по высоте. Моделирование дискретного подъема облачного воздуха с маленьким шагом по высоте (например 10 гПа по шкале атмосферного давления) позволяет рассчитать на каждом шаге подъема температуру воздуха и высоту его нахождения в облаке (выражения (5)-(8) в Неижмак А.Н., Расторгуев И.П. Методика оценки высоты развития кучево-дождевой облачности // Гелиогеофизические исследования. 2014. № 9. С. 125-129). Вычисления продолжаются до достижения температуры внутри облака -20°С. Дальнейшие вычисления нецелесообразны ввиду снижения вероятности возникновения обледенения при более низких температурах.

По сравнению с прототипом предложенный способ позволяет получать качественно новый результат, а именно заключение о возможном обледенении воздушных судов в определенном слое всей толщи облачности вертикального развития без использования технологий инструментальной регистрации вертикального распределения температуры воздуха с высотой в облаке.

Способ определения диапазона высот вероятного обледенения в облаках вертикального развития, заключающийся в проведении приземных наблюдений, а именно измерений температуры точки росы, отличающийся тем, что дополнительно измеряют температуру воздуха и атмосферное давление, а вертикальный профиль температуры воздуха до высоты расположения изотермы -20°С в облачности вертикального развития восстанавливают при помощи адиабатической модели, в рамках которой облачный воздух поднимается с заданным шагом, и на каждом шаге подъема рассчитывают его температуру и высоту, а наличие зон вероятного обледенения в облачности определяется в слое от высоты расположения изотермы 0°С до высоты расположения изотермы -20°С.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 19 items.
24.05.2019
№219.017.5d7f

Аксиальная многофазная двухвходовая электрическая машина-генератор

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат – улучшение качества выходного напряжения, повышение надежности и КПД. Аксиальная многофазная двухвходовая электрическая машина-генератор содержит корпус, возбудитель и основной генератор, установленные на одном валу, закрепленном в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002688923
Дата охранного документа: 23.05.2019
24.05.2019
№219.017.5dc1

Стабилизированный вентильный аксиально-конический ветрогенератор постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано, например, в качестве преобразователя механической энергии воздушного потока (например, энергии набегающего воздушного потока при использовании на подвижных локальных объектах, энергии ветра при использовании на неподвижных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002688925
Дата охранного документа: 23.05.2019
29.05.2019
№219.017.6223

Стабилизированный вентильный аксиально-радиальный ветрогенератор постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике, и может быть использовано, например, в качестве преобразователя механической энергии воздушного потока (например, энергии набегающего воздушного потока при использовании на подвижных локальных объектах, энергии ветра при использовании на неподвижных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689211
Дата охранного документа: 27.05.2019
29.05.2019
№219.017.6238

Способ изготовления аксиальных магнитопроводов

Изобретение относится к области электротехники, а именно к технологии изготовления электрических машин, и может быть использовано при изготовлении магнитопроводов пакетов статора и ротора для аксиальных электрических машин, например пакетов статора и ротора аксиальных синхронных и асинхронных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689249
Дата охранного документа: 27.05.2019
20.06.2019
№219.017.8d81

Устройство для определения места повреждения силового кабеля

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в повышении точности определения мест однофазного замыкания фазы на оболочку силового кабеля. Устройство содержит статический генератор звуковой частоты, на выходе которого установлен выполненный с возможностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002691832
Дата охранного документа: 18.06.2019
19.03.2020
№220.018.0d59

Устройство самообороны

Устройство самообороны выполнено в виде пряжки поясного ремня с передним и задним пазами, содержит корпус, в котором установлена кассета для размещения патронов, ударно-спусковой механизм, канал для спусковой фишки, возвратную пружину. Ударно-спусковой механизм состоит из боевой пружины, курка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002716876
Дата охранного документа: 17.03.2020
15.04.2020
№220.018.14ca

Устройство третьей решающей схемы ускоренного поиска и эффективного приема широкополосных сигналов

Изобретение относится к области вычислительной техники. Технический результат заключается в ускорении поиска и синхронизации сигналов, а также в повышении достоверности приема-обработки производных нелинейных рекуррентных последовательностей и принятия решения. Технический результат достигается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002718753
Дата охранного документа: 14.04.2020
06.08.2020
№220.018.3d24

Защитный шлем летчика

Защитный шлем летчика содержит каску, светофильтр с подвижными кронштейнами крепления. Лобная часть каски выполнена со смотровой щелью, закрытой спереди защитным стеклом, напротив которой под углом 45° к линии визирования установлен верхний преломляющий оптический элемент, а между глазами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728982
Дата охранного документа: 03.08.2020
12.04.2023
№223.018.4296

Трехвходовая аксиально-радиальная электрическая машина-генератор

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электромеханическим преобразователям энергии, и может быть использовано, например, в качестве преобразователя кинетической энергии ветра, преобразованной ветроколесом в механическую энергию вращения, подаваемой на механический вход машины,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002763044
Дата охранного документа: 27.12.2021
12.04.2023
№223.018.42ac

Стабилизированная трехвходовая аксиально-радиальная электрическая машина-генератор

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электромеханическим преобразователям энергии, и может быть использовано, например, в качестве преобразователя кинетической энергии ветра, преобразованной ветроколесом в механическую энергию вращения, подаваемой на механический вход машины,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002759598
Дата охранного документа: 16.11.2021
Showing 1-4 of 4 items.
27.04.2014
№216.012.bd9e

Устройство для контроля работоспособности системы сигнализации и отсечки гидравлических систем воздушных судов

Изобретение относится к области технического обслуживания воздушных судов, более конкретно к устройству для контроля работоспособности систем сигнализации и отсечки гидравлических систем воздушных судов. Устройство для контроля содержит регулятор скорости течения рабочей жидкости, установленный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514282
Дата охранного документа: 27.04.2014
27.04.2015
№216.013.466f

Способ определения высот изотерм в конвективных облаках

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для определения высот изотерм в мощных конвективных облаках. Сущность: измеряют наименьшую радиационную температуру () теплового излучения, уходящего от верхних участков облачного покрова, а также температуру воздуха у...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549535
Дата охранного документа: 27.04.2015
27.10.2015
№216.013.87d7

Способ оценки высот изотерм в конвективной облачности

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для определения высот изотерм в мощных конвективных облаках. Сущность: измеряют наименьшую радиационную температуру теплового излучения, уходящего от верхних участков облачного покрова, температуру воздуха у поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566378
Дата охранного документа: 27.10.2015
10.03.2016
№216.014.bf69

Способ удаления воздуха из рабочей жидкости закрытых гидравлических систем воздушных судов

Изобретение относится к области авиации, в частности к гидравлическим системам воздушных судов. При удалении растворенного воздуха из рабочей жидкости гидравлической системы летательного аппарата рабочая жидкость через перекрывное устройство удаляется в наземный бак. Пространство над рабочей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002576554
Дата охранного документа: 10.03.2016
+ добавить свой РИД