×
14.05.2023
223.018.5709

Результат интеллектуальной деятельности: КАРДАННОЕ СОЕДИНЕНИЕ ВАЛОВ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения валов, передающих крутящий момент. Карданное соединение валов содержит ведущий, ведомый и промежуточный валы, две полумуфты с пазами, штифты и пружину. Полумуфты жестко закреплены на концах промежуточного вала, в каждой из которых выполнено отверстие для размещения в нем конца ведущего или ведомого вала. Пазы в полумуфтах выполнены взаимно перпендикулярными, штифты установлены в сферических концах ведущего и ведомого валов и размещены в пазах полумуфт. В отверстие одной из полумуфт вставлен наконечник со сферическим концом, поджатый пружиной к торцевой поверхности одного из соединяемых валов. Один конец промежуточного вала выполнен сферическим и уперт в торцевую поверхность другого соединяемого вала. Достигается передача повышенного крутящего момента. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения валов, передающих крутящий момент между несоосными валами с обеспечением компенсации возможного изменения расстояния между ними.

Известна универсальная карданная передача (см. патент РФ №2086820 МПК F16D 3/26, 1/033, опубл. 10.08.1997), которая содержит связанные между собой шлицевым соединением два вала с карданными шарнирами по концам для соединения соответственно с ведущим и ведомым валами. Шлицы одного из валов выполнены удлиненными для обеспечения постоянства зацепления со шлицами другого вала при изменении геометрических параметров передачи.

Недостатком карданной передачи является сложность самой конструкции и сложность выполнения монтажа и демонтажа.

Известно также карданное соединение валов (по А.С. СССР №964296 МПК F16D 3/48, опубликовано 07.10.1982 в Б.И. №37). Оно содержит плавающую крестовину с двумя парами диаметрально расположенных штифтов и две полумуфты на каждом валу с диаметрально расположенными пазами, в каждом из которых размещен штифт крестовины. Крестовина снабжена плоскими пружинами, расположенными продольно оси и жестко связанными одним концом с концами крестовины, при этом штифты, входящие в пазы полумуфт, радиально закреплены на свободных концах пружин.

Вышеуказанное устройство является наиболее близким по технической сущности к заявляемому карданному соединению валов, и поэтому выбрано в качестве прототипа.

Недостатком прототипа является то, что оно не позволяет передавать значительные крутящие моменты из-за невысокой поперечной жесткости плоских пружин.

Проблемой, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является создание карданного соединения валов с повышенной крутильной жесткостью.

Достигаемым техническим результатом является возможность передачи повышенного крутящего момента от ведущего вала к ведомому с обеспечением компенсации их взаимной несоосности и возможного изменения расстояния между ними.

Для достижения технического результата в заявляемом карданном соединении валов, содержащем ведущий, ведомый и промежуточный валы, две полумуфты с пазами, штифты, пружину, новым является то, что полумуфты жестко закреплены на концах промежуточного вала, в каждой из которых выполнено отверстие для размещения в нем конца ведущего или ведомого вала, имеющих сферическую форму, при этом пазы в полумуфтах выполнены взаимно перпендикулярными, штифты установлены в сферических концах ведущего и ведомого валов и размещены в пазах полумуфт, в отверстии одной из которых вставлен наконечник со сферическим концом, поджатый пружиной к торцевой поверхности одного из соединяемых валов, один конец промежуточного вала выполнен сферическим и уперт в торцевую поверхность другого соединяемого вала.

В заявляемом карданном соединении валов, благодаря жесткому закреплению полумуфт на промежуточном валу и размещению в пазах полумуфт штифтов, установленных в концах ведущего и ведомого валов, обеспечивается крутильная жесткость карданного соединения, что позволяет передавать повышенный крутящий момент.

Выполнение пазов в полумуфтах взаимно перпендикулярными, в которых размещены штифты ведущего и ведомого валов, и размещение в отверстиях полумуфт валов со сферической формой концов позволяет компенсировать их несоосность за счет обеспечения возможности поворота промежуточного вала в двух взаимно перпендикулярных направлениях.

Благодаря поджатию наконечника к торцевой поверхности одного из соединяемых валов при упертом конце промежуточного вала к торцевой поверхности другого вала обеспечивается выборка осевого люфта промежуточного вала за счет упругости пружины, что позволяет компенсировать возможное изменение расстояния между торцами ведущего и ведомого валов.

На фигуре представлено заявляемое карданное соединение валов. Оно содержит ведущий 1 и ведомый 2 валы со сферическими концами, в которые перпендикулярно их продольным осям установлены штифты соответственно 3 и 4, промежуточный вал 5 со сферическим концом, упирающийся в торцевую поверхность вала 2. На концах промежуточного вала 5 жестко закреплены полумуфты 6 и 7, в которых вдоль продольной оси выполнены отверстия соответственно 8, 9 и пазы 10, 11. Причем пазы 10 и 11 выполнены взаимно перпендикулярными. В отверстии 8 полумуфты 6 установлен наконечник 12 со сферическим концом, который поджат пружиной 13 к торцевой поверхности вала 1, размещенного сферическим концом в этом же отверстии. Штифт 3 помещен в паз 10 полумуфты 6. В отверстии полумуфты 7 размещен сферический конец вала 2, а в ее пазу 11 - штифт 4.

Устройство работает следующим образом.

При вращении ведущего вала 1 крутящий момент посредством штифта 3 передается стенкам паза 10 полумуфты 6 и далее через промежуточный вал 5, стенки паза 11 полумуфты 7 и штифта 4 на ведомый вал 2.

В указанном исполнении соединения валов, благодаря жесткости взаимодействующих кинематических пар штифт 3 - паз 10 и штифт 4 - паз 11, обеспечивается передача большего крутящего момента от ведущего вала 1 к ведомому валу 2.

Несоосность ведущего 1 и ведомого 2 валов компенсируется за счет обеспечения возможности поворота промежуточного вала 5 в двух взаимно перпендикулярных направлениях вследствие выполнения концов валов 1, 2, 5 и подпружиненного наконечника 10 сферической формы и выполнения пазов 10 и 11 полумуфт 6 и 7 соответственно взаимно перпендикулярными.

Возможное изменение расстояния между ведущим 1 и ведомым 2 валами компенсируется за счет упругости пружины 13 и возможностями перемещения штифтов 3 и 4 по пазам 10 и 11 соответствующих полумуфт.

Предлагаемое карданное соединение отличается простотой конструкции и его обслуживания. Для демонтажа соединения необходимо, преодолевая усилие пружины 13, переместить промежуточный вал 5 в осевом направлении до выхода сферического конца вала 2 из отверстия полумуфты 7, после чего отвести вал 5 в сторону и снять его вместе с полумуфтой 6 с вала 1. Для монтажа соединения указанные выше операции следует выполнять в обратном порядке.

Промышленная применимость заявляемого карданного соединения валов подтверждена испытаниями опытных образцов.

Карданное соединение валов, содержащее ведущий, ведомый и промежуточный валы, две полумуфты с пазами, штифты, пружину, отличающееся тем, что полумуфты жестко закреплены на концах промежуточного вала, в каждой из которых выполнено отверстие для размещения в нем конца ведущего или ведомого вала, имеющих сферическую форму, при этом пазы в полумуфтах выполнены взаимно перпендикулярными, штифты установлены в сферических концах ведущего и ведомого валов и размещены в пазах полумуфт, в отверстии одной из которых вставлен наконечник со сферическим концом, поджатый пружиной к торцевой поверхности одного из соединяемых валов, один конец промежуточного вала выполнен сферическим и уперт в торцевую поверхность другого соединяемого вала.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 796 items.
27.04.2013
№216.012.3b44

Способ определения сплошности покрытия изделия

Изобретение относится к неразрушающим методам контроля, в частности к области газовой дефектоскопии, может применяться при контроле сплошности покрытий с низкой водородопроницаемостью, наносимых на поверхность крупногабаритных металлических изделий сложной конфигурации. Способ определения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480733
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.41ed

Интерферометр

Изобретение может быть использовано для контроля качества афокальных систем, в том числе крупногабаритных, а именно: плоских зеркал, светоделителей, плоскопараллельных пластин, клиньев, телескопических систем с увеличением, близким к единичному. Интерферометр содержит формирователь...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482447
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.49ed

Переход волоконно-оптический

Изобретение относится к волоконно-оптической технике и может быть использовано для герметичного ввода оптического волокна через перегородку. Устройство содержит герметично установленный в стенке металлический корпус, выполненный составным из двух скрепленных по резьбе частей с проходным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484505
Дата охранного документа: 10.06.2013
27.07.2013
№216.012.5ab8

Система параметрической гидролокации с функцией получения акустического изображения целей

Использование: изобретение относится к области гидролокации и предназначено для обнаружения подводных целей и получения их акустического изображения. Сущность: в предложенной системе параметрической гидролокации излучение низкочастотных зондирующих сигналов формируют путем нелинейного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488845
Дата охранного документа: 27.07.2013
10.09.2013
№216.012.686e

Затвор люка камеры

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании крупногабаритных камер высокого давления для испытания в них изделий. Затвор люка камеры содержит герметично установленную на люке камеры крышку, имеющую глубокую заходную часть и связанную с размещенным извне...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492381
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.09.2013
№216.012.688d

Складываемая аэродинамическая поверхность

Изобретение относится к области ракетной техники и, в частности к конструкциям складываемых аэродинамических поверхностей, находящихся под воздействием сильных аэродинамических возмущений. Складываемая аэродинамическая поверхность содержит основание и шарнирно соединенную с ним поворотную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492412
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.10.2013
№216.012.740f

Контактный датчик

Изобретение относится к военной технике, в частности к средствам инициирования. Контактный датчик содержит два кольца, опорное и рабочее, установленных соосно и скрепленных между собой. На основании опорного кольца размещен кольцевой чувствительный элемент, а рабочее кольцо оснащено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495368
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.10.2013
№216.012.74a5

Двухдиапазонная микрополосковая антенна круговой поляризации

Изобретение относится к антенно-фидерным устройствам, а именно к бортовым антеннам спутниковой навигации. Техническим результатом является создание малогабаритной микрополосковой двухдиапазонной антенны с круговой поляризацией, пригодной для работы с одиовходовым приемником. Двухдиапазонная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495518
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.11.2013
№216.012.8345

Сцинтилляционный материал на основе zno-керамики, способ его получения и сцинтиллятор

Использование: для регистрации различных видов ионизирующих излучений, в том числе альфа-частиц, в ядерной физике для контроля доз и спектрометрии указанных излучений, в космической технике, медицине, в устройствах, обеспечивающих контроль, в промышленности. Сущность изобретения заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499281
Дата охранного документа: 20.11.2013
10.12.2013
№216.012.884d

Устройство фиксации сложенных аэродинамических поверхностей летательного аппарата

Изобретение относится к средствам фиксации складывающихся аэродинамических поверхностей летательного аппарата. Устройство фиксации сложенных аэродинамических поверхностей летательного аппарата содержит узел, обеспечивающий прилегание аэродинамических поверхностей к корпусу летательному...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500575
Дата охранного документа: 10.12.2013
Showing 1-5 of 5 items.
20.09.2014
№216.012.f4d5

Кулачковая муфта

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения соосных валов. Кулачковая муфта содержит установленные на валах подвижную и неподвижную в осевом направлении полумуфты. Неподвижная полумуфта снабжена демпфирующим устройством в виде двух упругих элементов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528510
Дата охранного документа: 20.09.2014
14.06.2018
№218.016.61f4

Блокирующее устройство электропривода

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для блокирования (фиксирования) и разблокирования (освобождения) валов электроприводов в условиях действия внешних механических факторов. Блокирующее устройство электропривода содержит статор с двумя полюсами и обмоткой,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657350
Дата охранного документа: 13.06.2018
11.04.2019
№219.017.0b4b

Управляющее устройство для переключателя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве привода для переключателей, работающих в условиях вибрационных, линейных и ударных воздействий, а также в аварийных ситуациях. Управляющее устройство для переключателя содержит первый электродвигатель с редуктором, цепь...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684405
Дата охранного документа: 09.04.2019
30.05.2020
№220.018.2256

Регулятор массового расхода воздуха

Регулятор массового расхода воздуха содержит входной и выходной воздушные каналы, выполненные в корпусе и разделенные между собой подпружиненным регулирующим органом, исполнительный механизм, который выполнен в виде электромеханического привода, установленного на корпусе с возможностью его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002722253
Дата охранного документа: 28.05.2020
04.07.2020
№220.018.2ef2

Планетарно-цевочный редуктор

Изобретение относится к машиностроению. Планетарно-цевочный редуктор содержит корпус с опорными подшипниками, в которых установлены поворотные фланцы, жестко связанные между собой в местах перемычек одного из них, центральный входной вал с двумя оппозитными эксцентриками, установленный в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002725323
Дата охранного документа: 02.07.2020
+ добавить свой РИД