×
14.05.2023
223.018.5665

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ПОТЕРИ ТЯГИ ДВИГАТЕЛЯМИ ОРИЕНТАЦИИ РАЗГОННОГО БЛОКА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к ракетно-космической технике. В способе компенсации потери тяги двигателями ориентации разгонного блока используют алгоритм диагностики отказов двигателей ориентации и при критической потере тяги двигателями ориентации в канале тангажа или рысканья используют двигатели ориентации в канале крена. В алгоритме диагностики отказов определяют номинальный момент М, создаваемый двигателем, измеряют угловую скорость разгонного блока, на основании которой определяют корректировку момента р, создаваемого двигателем, ее математическое ожидание <р> и ее дисперсию D(p); выбирают постоянную времени апериодического звена, посредством которого исключают ложную идентификации отказа двигателей; выбирают признак критической потери тяги двигателями: М+<р> < М/3 и D(p) < М/25. Техническим результатом изобретения является обеспечение ориентации разгонного блока при выходе из строя всех штатных двигателей ориентации в одном из каналов тангажа или рысканья путем использования двигателей ориентации в канале крена. 3 ил.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к способам управления движением разгонных блоков (РБ) на жидком топливе, обеспечивающих переход с опорной орбиты, полученной с помощью ракеты-носителя, на целевую орбиту космического аппарата (КА).

В изобретении решаются задачи диагностики отказов двигателей ориентации и компенсации отказавших двигателей.

В космической технике известен алгоритм диагностики отказов двигателей ориентации МКС, принятый за отдаленный аналог, при котором используются дополнительные резервные двигатели ориентации (см. [1]). Алгоритм диагностики отказов исключает ложные отказы вызываемые упругими колебаниями конструкции. Недостатком прототипа является то, что он не обеспечивает управление РБ при выходе из строя всех штатных двигателей ориентации в одном из каналов тангажа или рысканья.

Задачей изобретения является обеспечение ориентации разгонного блока при выходе из строя всех штатных двигателей ориентации в одном из каналов тангажа или рысканья путем использования двигателей ориентации в канале крена.

Указа иная задача выполняется за счет того, что в способе компенсации потери тяги двигателями ориентации разгонного блока, заключающемся в том, что используют алгоритм диагностики отказов двигателей ориентации и при критической потере тяги двигателями ориентации в канале тангажа или рысканья используют двигатели ориентации в канале крена, при этом, в алгоритме диагностики отказов определяют номинальный момент М, создаваемый двигателем, измеряют угловую скорость разгонного блока, на основании которой определяют корректировку момента р, создаваемого двигателем, ее математическое ожидание <р> и ее дисперсию D(p); выбирают постоянную времени апериодического звена, посредством которого исключают ложную идентификации отказа двигателей; выбирают признак критической потери тяги двигателями: М+<р> < М/3 и D(p) < М2/25.

На рис. 1 и 2 представлена схема расположения двигателей малой тяги (ДМТ) (двигателей ориентации), обеспечивающих угловую стабилизацию РБ «Фрегат». ДМТ 1, 3 и 2, 4 относятся к каналу крена, ДМТ 5, 7 и 6, 8 относятся к каналу тангажа, ДМТ 10, 12 и 9, 11 относятся к каналу рысканья. Можно видеть, что в случае, если продольные координаты центра масс РБ и плоскости расположения ДМТ 1÷4 различны, то управляющие двигатели канала крена ДМТ 1÷4 имеют плечо для стабилизации по тангажу и рысканью. Величина плеча зависит от массы топлива и полезной нагрузки и меняется при разных полезных нагрузках и в ходе полета из-за расхода топлива. Если центр масс РБ расположен выше плоскости расположения ДМТ 1÷4 (Хцм > Хдв), то например, для парирования полного отказа ДМТ 5, 7 можно использовать ДМТ 3, 4. Аналогично, отказ ДМТ 6, 8 может парироваться работой ДМТ 1, 2; отказ ДМТ 9, 11 может парироваться работой ДМТ 1, 2 и отказ ДМТ 10, 12 - работой ДМТ 3, 4.

Такое включение не создает момента по вращению, но при создании момента по тангажу одновременно создается момент и по рысканью. Ненужный момент компенсируется соответствующими двигателями угловой стабилизации.

Ориентация и стабилизация углового положения РБ на пассивных участках полета, осуществляется при помощи импульсных включений двигателей ориентации, при этом тягу двигателей можно считать постоянной. При осуществлении стабилизации важно обеспечить нахождение отклонений по углу ориентации внутри заданного коридора и ограничения на максимальную скорость разворота. Как показано в работах [2][3] для оптимизации управления по быстродействию применяется алгоритм, основанный на поверхности переключения. Для построения алгоритма стабилизации рассмотрим поведение объекта в фазовом пространстве, где ϕ - угол разворота, ω - скорость разворота. При постоянном управляющем моменте М траектория объекта в фазовом пространстве описывается параболой:

ϕ(ω)=ω2/(2⋅М)+ϕо,

Исходя из соотношения была построена поверхность переключения, показанная на рис. 3.

При угловой скорости превышающей значение, заданное линией 1, включается двигатель, дающий отрицательный импульс, при угловой скорости меньше значения, заданного линией 2, включается двигатель дающий положительный импульс. Вертикальными линиями обозначен коридор допустимых значений по углу рассогласования. Граница поверхности переключения состоит из парабол и прямых на разных участках в зависимости от момента, создаваемого двигателями вдоль соответствующей оси вращения.

Рассмотрим метод идентификации отказа ДМТ. Для этого будем оценивать тягу ДМТ.

Для определения тяги двигателей ориентации использовался фильтр Калмана с коэффициентами К, вычисленными на персональном компьютере для номера такта n→∞, т.е. не зависящими от n. Согласно методике использования фильтра Калмана, имеем (n- номер такта):

Здесь - предсказанный вектор состояния, а - скорректированный по результатам измерения Yn вектор где ωn - оцениваемая угловая скорость, рn - корректировка момента, создаваемого двигателем; А - матрица вида В и С - вектора вида , М - управляющий момент, ΔT - длительность такта, измерение Yn есть определенная на борту угловая скорость РБ, un-1 - управляющее воздействие на n-1 такте (признак включения двигателя), вектор коэффициентов был вычислен на персональном компьютере заранее, он зависит от ΔТ=0,065536 с.

В случае работы двигателя, величина М+рn является оценкой реального момента создаваемого двигателем на n-ом такте. Поскольку при переключении двигателей происходят переходные процессы, при которых значение М+рn может сильно отличаться от реального момента, создаваемого двигателем, оценивалась дисперсия величины рn. Для оценки дисперсии вычислялось взвешенное математическое ожидание <р> и взвешенная дисперсия D(p) на n-ом такте величины р и по формулам:

где величина, меньшая единицы, где Т - постоянная времени апериодического звена фильтрующего <р> и D(p); Т выбирается из соображений исключения ложной идентификации отказа ДМТ.

получим соотношения:

Используя эти соотношения был выбран следующий признак критической потери тяги двигателями ориентации (n→∞):

М+<р> < М/3 и D(p) < M2/25

Таким образом, заявлен способ компенсации потери тяги двигателями ориентации разгонного блока, заключающийся в том, что используют алгоритм диагностики отказов двигателей ориентации и при критической потере тяги двигателями ориентации в канале тангажа или рысканья используют двигатели ориентации в канале крена, при этом, в алгоритме диагностики отказов определяют номинальный момент М, создаваемый двигателем, измеряют угловую скорость разгонного блока, на основании которой определяют корректировку момента р, создаваемого двигателем, ее математическое ожидание <р> и ее дисперсию D(p); выбирают постоянную времени апериодического звена, посредством которого исключают ложную идентификации отказа двигателей; выбирают признак критической потери тяги двигателями: М+<р> < М/3 и D(p) < М2/25.

Техническим результатом изобретения является обеспечение ориентации разгонного блока при выходе из строя всех штатных двигателей ориентации в одном из каналов тангажа или рысканья путем использования двигателей ориентации в канале крена.

Источники информации:

1. А.В. Жирнов, С.Н. Тимаков. Алгоритм диагностики отказов двигателей ориентации МКС на основе самонастраивающейся бортовой модели динамики углового движения. М.: Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана серия "Приборостроение", 2016 г.,

2. Б.В. Раушенбах, Е.Н. Токарь. Управление ориентацией космических аппаратов. М.: «Наука», 1974 г., стр. 191-194.

3. К.С. Колесников. Динамика ракет. М.: «Машиностроение», 2003 г.

Способ компенсации потери тяги двигателями ориентации разгонного блока, заключающийся в том, что используют алгоритм диагностики отказов двигателей ориентации и при критической потере тяги двигателями ориентации в канале тангажа или рысканья используют двигатели ориентации в канале крена, при этом в алгоритме диагностики отказов определяют номинальный момент М, создаваемый двигателем, измеряют угловую скорость разгонного блока, на основании которой определяют корректировку момента р, создаваемого двигателем, ее математическое ожидание <р> и ее дисперсию D(p); выбирают постоянную времени апериодического звена, посредством которого исключают ложную идентификацию отказа двигателей; выбирают признак критической потери тяги двигателями: М+<р> < М/3 и D(p) < М/25.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 85 items.
27.08.2013
№216.012.65dd

Многоканальный преобразователь напряжений в шим-сигналы

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано в системах автоматического управления. Техническим результатом является уменьшение уровня импульсных помех и обеспечение равномерной загрузки источника питания. Технический результат достигается с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491714
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.10.2013
№216.012.7ab7

Волоконно-оптический измеритель угловой скорости

Изобретение относится к гироскопической и контрольно-измерительной технике и может быть использовано при разработке волоконно-оптических измерителей угловой скорости (ВОИУС). Измеритель содержит два усилителя-преобразователя (УП1 и УП2), формирователь синхронизирующих импульсов (ФСИ),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497077
Дата охранного документа: 27.10.2013
20.01.2014
№216.012.987b

Способ определения параметров модели погрешностей измерений акселерометров инерциальной навигационной системы по измерениям спутниковой навигации

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в инерциальных навигационных системах (ИНС) управления для определения навигационных параметров управляемых подвижных объектов. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого в ходе определения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504734
Дата охранного документа: 20.01.2014
27.01.2014
№216.012.9c8f

Способ определения параметров модели погрешностей измерений акселерометров ведомой инерциальной навигационной системы по измерениям эталонной инерциальной навигационной системы

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в инерциальных систем управления для определения навигационных параметров управляемых подвижных объектов. Технический результат - повышение точности. Для этого в ходе движения осуществляют определение параметров модели...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505785
Дата охранного документа: 27.01.2014
10.04.2014
№216.012.b291

Приемопередатчик последовательного интерфейса с элементом гальванической развязки

Изобретение относится к области электроники, в частности к устройствам приема и передачи информации по проводным линиям связи. Технический результат заключается в создании простого и надежного устройства приемопередатчика с элементом гальванической развязки и малым током потребления....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511429
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.06.2014
№216.012.cfd4

Стенд для измерения вибрационных реактивных моментов гиромотора

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к средствам измерения вибрационных реактивных моментов гиромоторов. Стенд содержит подвес, камеру, допускающую закрепление гиромотора экваториальной либо полярной осями вдоль оси подвеса, средство измерения вибраций в виде первого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518975
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.09.2014
№216.012.f359

Термоинвариантный измеритель линейного ускорения

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к средствам измерения линейных ускорений в системах управления движущимися объектами, например к средствам измерения линейного ускорения в бесплатформенных инерциальных навигационных системах управления космическими объектами. Целью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528119
Дата охранного документа: 10.09.2014
10.09.2014
№216.012.f36e

Формирователь временных интервалов

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники. Технический результат - упрощение конструкции устройства. Формирователь временных интервалов содержит блок регистров, блок коммутаторов, блок памяти, блок делителей частоты, блок формирователей команд, блок формирователей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528141
Дата охранного документа: 10.09.2014
20.11.2014
№216.013.083f

Порошковый композиционный материал акп-1пк и способ его получения

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к созданию легких материалов с низким коэффициентом линейного расширения, и может быть использовано в качестве конструкционного материала при создании командных приборов систем управления летательных аппаратов с высокими...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533512
Дата охранного документа: 20.11.2014
20.11.2014
№216.013.092d

Способ измерения динамических характеристик кварцевого маятникового акселерометра (варианты)

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения параметров кварцевых маятниковых акселерометров. Согласно заявленному способу в одну из точек замкнутого контура акселерометра подают синусоидальные, калиброванные сигналы U Для всего требуемого диапазона...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533750
Дата охранного документа: 20.11.2014
Showing 1-5 of 5 items.
20.10.2013
№216.012.75bc

Способ управления движением ракеты-носителя на начальном участке полета

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Способ управления движением ракеты-носителя на начальном участке полета заключается в отклонении качающейся части маршевого двигателя в заданной плоскости увода струи с учетом периодического вычисления командного сигнала на отклонение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495800
Дата охранного документа: 20.10.2013
10.04.2015
№216.013.3cba

Способ управления движением жидкостной ракеты космического назначения после команды на выключение маршевого двигателя отработавшей ступени

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для управления движением жидкостной ракеты космического назначения (РКН). После команды на выключение маршевого двигателя (МД) отработавшей ступени переводят МД на режим пониженной тяги и окончательно выключают МД,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002547034
Дата охранного документа: 10.04.2015
31.05.2020
№220.018.2319

Способ стабилизации структурно неустойчивого осциллятора жидкости разгонных блоков и верхних ступеней ракет-носителей

Изобретение относится к управлению движением разгонного блока (РБ) и верхних ступеней (ВС) ракет-носителей (РН) во время работы маршевой жидкостной двигательной установки с отклоняемым двигателем. Отклонением маршевого двигателя реализуется программное движение РБ (ВС РН), его стабилизация, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002722399
Дата охранного документа: 29.05.2020
03.06.2020
№220.018.2331

Способ стабилизации структурно неустойчивых осцилляторов жидкости ракет-носителей

Заявленное изобретение относится к способу стабилизации структурно неустойчивых осцилляторов жидкости ракет-носителей с помощью маршевого или управляющих двигателей. Для стабилизации осцилляторов измеряют параметры движения ракеты-носителя, применяют алгоритм стабилизации, основанный на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002722519
Дата охранного документа: 01.06.2020
04.06.2020
№220.018.2419

Способ управления программным разворотом разгонного блока

Изобретение относится к управлению ориентацией жидкостного разгонного блока (РБ) во время работы продольно установленных двигателей поджатия топлива (или маршевой двигательной установки). Априорная информация (известная до полета РБ) о параметрах колебаний жидкости в баке РБ имеет достаточную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002722628
Дата охранного документа: 02.06.2020
+ добавить свой РИД