×
14.05.2023
223.018.54e5

Результат интеллектуальной деятельности: КОРПУС ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА И АППАРАТ С ЕГО ПРИМЕНЕНИЕМ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002735558
Дата охранного документа
03.11.2020
Аннотация: Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения. Корпус (1) поглощающего аппарата образован днищем (2) и сопряженными между собой стенками (3, 3'), образующими горловину (4). Днище (2) и стенки (3') сопряжены между собой ребрами (5, 6). Стенки (3') вблизи днища (2) выполнены в форме выпуклых наружу арок, снабженных вершинами и основаниями. Ребра (5, 6) ориентированы наружу и расположены по одному у каждой вершины и у каждого основания. Поглощающий аппарат содержит корпус (1) с размещенным внутри него фрикционным узлом (12) и поджатым им пакетом (8) упругоэластичных элементов (9). Упругоэластичные элементы (9) перемежены скрепленными с ними пластинами (10). Фрикционный узел (12) составлен из нажимного клина (13), распорных клиньев (14) и опорной плиты (15). Достигается повышение надежности и стабильности работы поглощающего аппарата, снижение материальных затрат для его производства и производства корпуса для него. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 4 ил.

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения и касается фрикционных амортизаторов транспортных средств, преимущественно поглощающих аппаратов, устанавливаемых между вагонами железнодорожного состава.

Известен, принятый за общий прототип корпус поглощающего аппарата и поглощающий аппарат на его основе [Патент US 9828008 B2, опубликован 15.12.2016].

Корпус по прототипу в целом выполнен прямоугольным с днищем и стенками, соединенными между собой крайними и центральными ребрами. Высота крайних ребер составляет примерно половину высоты корпуса. Между крайними ребрами расположено по два центральных ребра, высота которых от днища около четверти высоты корпуса, причем выше этой высоты ребер они сближены и образуют одно центральное ребро. Ребра сочленены с плоскими стенками. Дальше от днища, стенки образуют шестигранную горловину.

Поглощающий аппарат в прототипе имеет описанный выше корпус, в горловине которого размещен поджатый пакетом упруго-эластичных элементов фрикционный узел, состоящий из трех распорных клиньев, нажимного клина и опорной плиты.

Конструкция представляет собой классическую трехклиновую схему поглощающих аппаратов с шестигранной горловиной и пакетом упруго-эластичных элементов, которая способна обеспечивать высокую энергоемкость и надежность при воздействии ударов большой силы. Такая высокая надежность достигается в прототипе наличием множества усиливающих ребер, их толщиной, а также массивом материала корпуса в целом, что влечет за собой материальные затраты для его массового производства, а также плоские стенки в местах сопряжения с ребрами снижают их жесткость и могут приводить к потере устойчивости корпуса при воздействии ударов, сила которых превышает нормативные значения.

Пакет состоит из раздельных упруго-эластичных элементов, каждый из которых заключен между металлическими пластинами. Такая конструкция пакета подразумевает их установку в корпус по отдельности, что не исключает вероятности их несоосного взаимного расположения и может повлечь искривление пакета с последующим падением силовой характеристики и снижением энергоемкости, то есть стабильность такого поглощающего аппарата может быть неудовлетворительной.

Описанные выше недостатки поглощающего аппарата по прототипу снижают его надежность, стабильность и технико-экономическую эффективность.

Поэтому общей задачей для группы изобретений является повышение надежности и стабильности работы поглощающего аппарата, снижение материальных затрат для его производства и производства корпуса для него за счет достижения технического результата путем разработки более оптимальной, чем в прототипе, конструкции корпуса и поглощающего аппарата с его применением в целом.

Поставленная задача для первого изобретения решается тем, что корпус (1) поглощающего аппарата, образованный днищем (2) и сопряженными между собой стенками (3, 3'), образующими горловину (4), в котором днище (2) и стенки (3') сопряжены между собой ребрами (5, 6), имеет отличительные признаки: стенки (3') вблизи днища (2) выполнены в форме выпуклых наружу арок (7), снабженных вершинами (V) и основаниями (G), при этом ребра (5, 6) ориентированы наружу и расположены по одному у каждой вершины (V) и у каждого основания (G).

Такие отличительные признаки позволяют обеспечить высокую надежность корпуса поглощающего аппарата, а также повысить перспективность и технико-экономическую эффективность поглощающего аппарата с его применением в железнодорожном транспорте.

Дополнительные отличительные признаки первого изобретения, направленные на повышение упомянутых выше его преимуществ:

- между основаниями (G) смежных арок (7) выполнены отверстия (О);

- высота (h) ребер (5) у оснований (G) арок (7) менее половины высоты (Н) корпуса (1);

- на днище (2) внутри горловины (4) образованы углубления (11);

- удаленная от днища (2) часть (4') горловины (4) имеет шестигранную форму;

- снаружи стенок (3) выполнены утолщения (19), ширина (s) которых выбрана из диапазона (0,97…1,03) ширины (S) днища (2).

Поставленная задача для второго изобретения решается тем, что поглощающий аппарат, содержащий корпус (1) с размещенным внутри него фрикционным узлом (12) и поджатым им пакетом (8) упруго-эластичных элементов (9), перемеженных пластинами (10), которые скреплены с упруго-эластичными элементами (9), при этом фрикционный узел (12), составлен из нажимного клина (13), распорных клиньев (14) и опорной плиты (15), имеет отличительные признаки: корпус (1) выполнен по первому изобретению с его отличительными признаками и с любым из перечисленных выше его дополнительных признаков.

Дополнительные отличительные признаки второго изобретения, направленные на повышение упомянутых выше его преимуществ:

- на внутренних поверхностях (f) части (4') горловины (4) шестигранной формы расположены вставки твердой смазки (16);

- фиксация фрикционного узла (12) в корпусе (1) обеспечена упором зацепов (17) на нажимном клине (13) в выступы (18) на внутренних поверхностях (f) части (4') горловины (4).

Сущность изобретений поясняется иллюстрациями, где на фиг. 1 показан вид спереди на поглощающий аппарат по изобретению в установленном положении в автосцепном устройстве вагона; на фиг. 2 показан совмещенный фронтальный разрез А-А по фиг. 1; на фиг. 3 показан вид В по фиг. 2 на поглощающий аппарат по изобретению; на фиг. 4 показан вид корпуса по изобретению в разрезе С-С по фиг. 2.

Поглощающий аппарат содержит корпус 1 (фиг. 1-4), образованный днищем 2 и стенками 3, 3', образующими горловину 4. Стенки 3', ближайшие к днищу 2, сопряжены с ним ребрами 5 и 6, причем ребра 6 расположены между ребрами 5. Эти стенки 3' образуют выпуклые наружу арки 7 (фиг. 4), с вершинами V и основаниями G. Арки 7 обладают высокой жесткостью и прочностью при малой толщине, что позволяет в отличие от прототипа применять, во-первых, ребра 5 у оснований G арок 7 меньшей высоты h, составляющей менее половины высоты Н корпуса 1 (фиг. 2), и, во-вторых, между ребрами 5 достаточно для достижения необходимой прочности корпуса 1 применять только одно ребро 6 (фиг. 2-4) у вершин V арок 7. В стенках 3' корпуса 1 вблизи его днища 2 полезно выполнять отверстие О, служащее как для рационализации процесса литейного производства корпуса 1, так и для вывода изнутри горловины 4 загрязнений, продуктов износа и т.п.

Вдоль продольной оси O1 внутри горловины 4 корпуса 1 размещен пакет 8 (фиг. 2) упруго-эластичных элементов 9, перемеженных пластинами 10. Причем, в отличие от прототипа, упруго-эластичные элементы 9 прикреплены к пластинам 10, образуя цельный пакет 8. Это позволяет собирать пакет 8 вне корпуса 1, контролируя соосность упруго-эластичных элементов 9 друг относительно друга, исключая вероятность искривления пакета 8 и ухудшению стабильности характеристик поглощающего аппарата при его дальнейшей эксплуатации. Скрепление упруго-эластичных элементов 9 с пластинами 10 может быть выполнено, например, с помощью формованных в пластинах 10 шипов (не показано), внедренных в материал упруго-эластичных элементов. Правильная установка пакета 8 в корпус 1 вдоль продольной оси O1 при сборке поглощающего аппарата по изобретению может быть обеспечена совмещением предварительно сформированных выступов 9' на ближайшем к днищу 2 корпуса 1 упруго-эластичном элементе 9 (фиг. 2) с углублением 11 в этом днище 2, что при эксплуатации поглощающего аппарата с горизонтально ориентированной продольной осью O1 дополнительно предотвращает вероятность соскальзывания упруго-эластичного элемента 9 с днища 2.

Удаленная от днища 2 часть 4' горловины 4 образована стенками 3 (фиг. 1-3) и имеет шестигранную форму, что позволяет размещать в ней фрикционный узел 12, содержащий нажимной клин 13, три распорных клина 14 и опорную плиту 15. Фрикционный узел 12 позволяет обеспечивать высокую энергоемкость поглощающего аппарата.

Обеспечение необходимого коэффициента трения, а также предотвращение заклинивания распорных клиньев 14 на внутренних поверхностях f части 4' горловины 4, на этих внутренних поверхностях f расположены вставки твердой смазки 16 (фиг. 2), выполненные, например, из бронзы.

Фиксация фрикционного узла 12 в корпусе 1 обеспечивается упором зацепов 17 (фиг. 1) на нажимном клине 13 в выступы 18 на внутренних поверхностях f части 4' горловины 4.

Дополнительно, прочность корпуса 1 достигается образованными снаружи стенок 3 (фиг. 1-3) утолщений 19, противодействующих распорным усилиям со стороны распорных клиньев 14 фрикционного узла 12. Ширина s утолщений 19 преимущественно равна ширине S днища 2 корпуса 1 (фиг. 2), что позволяет более удобно устанавливать поглощающий аппарат в автосцепное устройство вагона, а также обеспечивать его устойчивое положение в этом устройстве в процессе эксплуатации. Форма утолщений 19 также обеспечивает удобство захвата грузоподъемными механизмами и транспортировку как поглощающего аппарата в целом, так и отдельно корпуса 1.

Принцип действия поглощающего аппарата основан на том, что при воздействии внешней силы, прилагаемой к нажимному клину 13, например, со стороны сцепного устройства (не показано) при соударении вагонов, сжимается пакет 8 упруго-эластичных элементов 9. Нажимной клин 13 погружается в горловину 4 корпуса 1, при этом распорные клинья 14 с трением смещаются по внутренним поверхностям f в сторону днища 2.

При прекращении воздействия внешней силы, упруго-эластичные элементы 9 разжимаются, выталкивая фрикционный узел 12 в исходное состояние.

Источник информации:

Патент US 9828008 B2, опубликован 15.12.2016 /прототип/.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 15 items.
20.10.2015
№216.013.85cf

Устройство для поглощения энергии железнодорожного вагона

Устройство для поглощения энергии железнодорожного вагона содержит корпус (1) и расположенный в нем подвижный колпак (2), внутри которых расположены через опорную пластину (7) эластомерные пружины (8), выполненные в виде тел вращения. Сквозь опорную пластину через втулку (9), на которой с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565858
Дата охранного документа: 20.10.2015
20.12.2015
№216.013.99c1

Демпфер подвески транспортного средства и транспортное средство с его применением

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Демпфер содержит пакет предварительно поджатых упругих элементов, который расположен между опорными элементами торцевых фланцев. В полости внутри пакета установлен стержень, расположенный внутри направляющей и одним концом вставленный в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570986
Дата охранного документа: 20.12.2015
20.02.2016
№216.014.cd95

Эластичная прокладка

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Эластичная прокладка содержит выполненную из эластичного материала пластину (1). Нижняя контактная сторона сформирована из выступов (3), фиксирующих эластичную прокладку в рельсовом скреплении. Верхняя контактная сторона сформирована из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002575326
Дата охранного документа: 20.02.2016
20.04.2016
№216.015.3578

Подрельсовая подкладка

Изобретение относится к элементу в конструкции верхнего строения железнодорожного пути, в частности к элементу узла промежуточного рельсового скрепления. Подрельсовая подкладка содержит загнутые краевые участки (1) с нижними закругленными выступами (2). Подрельсовый участок (3) с рифлением (19)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581340
Дата охранного документа: 20.04.2016
27.04.2016
№216.015.3795

Пресс-форма для литья под давлением

Изобретение относится к литьевому производству по получению изделий, в основном, из термопластичного полимера литьем под давлением, преимущественно толстостенных изделий, а также и получение изделий из других материалов. Технический результат, достигаемый при использовании пресс-формы по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582713
Дата охранного документа: 27.04.2016
27.05.2016
№216.015.4407

Клапанная крышка для двигателей внутреннего сгорания

Предлагаемое изобретение относится к области машиностроения, а именно к двигателестроению. Клапанная крышка для двигателей внутреннего сгорания выполнена в основном из пластика. Она содержит корпус 1 с маслозаливным и сливным 13 отверстиями и с полостью лабиринтного маслоотделения из картерных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585127
Дата охранного документа: 27.05.2016
13.01.2017
№217.015.68ed

Способ поглощения энергии удара между вагонами железнодорожного состава и поглощающий аппарат для этого

Для поглощения энергии удара между вагонами используют расположенные между ними поглощающие аппараты, у которых при возникновении соударения заклинивается и перемещается их фрикционный узел. После определенного перемещения фрикционные узлы расклинивают после выборки зазора между ними и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002591471
Дата охранного документа: 20.07.2016
25.08.2017
№217.015.ba68

Устройство, поглощающее нагрузки

Устройство, поглощающее нагрузки, содержит корпус (1) с горловиной (11) и днищем (2), расположенный на днище пакет (3) установленных друг на друге упругоэластичных элементов (4-9), перемеженных пластинами (14-17), сквозь который пропущен закрепленный в корпусе стержень (10), и расположенный в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615588
Дата охранного документа: 05.04.2017
26.08.2017
№217.015.dec5

Аппарат, поглощающий энергию удара

Изобретение относится к области машиностроения. Аппарат содержит корпус 1 в форме втулки, замкнутой с одной стороны дном 3. Эластомерный амортизатор 2 частично расположен во втулке корпуса 1. Эластомерный амортизатор 2 и опорная плита 5 перемещаются относительно корпуса 1. На опорной плите 5...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624966
Дата охранного документа: 11.07.2017
19.01.2018
№218.016.0643

Поглощающий фрикционный аппарат

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Поглощающий аппарат содержит корпус (1) с горловиной (2), внутренними опорными площадками (3), боковыми стенками (4) и днищем (5). На днище (5) расположено предварительно поджатое возвратно-подпорное устройство (6), сверху которого расположен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631085
Дата охранного документа: 18.09.2017
Showing 1-10 of 15 items.
20.10.2015
№216.013.85cf

Устройство для поглощения энергии железнодорожного вагона

Устройство для поглощения энергии железнодорожного вагона содержит корпус (1) и расположенный в нем подвижный колпак (2), внутри которых расположены через опорную пластину (7) эластомерные пружины (8), выполненные в виде тел вращения. Сквозь опорную пластину через втулку (9), на которой с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565858
Дата охранного документа: 20.10.2015
20.12.2015
№216.013.99c1

Демпфер подвески транспортного средства и транспортное средство с его применением

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Демпфер содержит пакет предварительно поджатых упругих элементов, который расположен между опорными элементами торцевых фланцев. В полости внутри пакета установлен стержень, расположенный внутри направляющей и одним концом вставленный в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570986
Дата охранного документа: 20.12.2015
20.02.2016
№216.014.cd95

Эластичная прокладка

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Эластичная прокладка содержит выполненную из эластичного материала пластину (1). Нижняя контактная сторона сформирована из выступов (3), фиксирующих эластичную прокладку в рельсовом скреплении. Верхняя контактная сторона сформирована из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002575326
Дата охранного документа: 20.02.2016
20.04.2016
№216.015.3578

Подрельсовая подкладка

Изобретение относится к элементу в конструкции верхнего строения железнодорожного пути, в частности к элементу узла промежуточного рельсового скрепления. Подрельсовая подкладка содержит загнутые краевые участки (1) с нижними закругленными выступами (2). Подрельсовый участок (3) с рифлением (19)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581340
Дата охранного документа: 20.04.2016
27.04.2016
№216.015.3795

Пресс-форма для литья под давлением

Изобретение относится к литьевому производству по получению изделий, в основном, из термопластичного полимера литьем под давлением, преимущественно толстостенных изделий, а также и получение изделий из других материалов. Технический результат, достигаемый при использовании пресс-формы по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582713
Дата охранного документа: 27.04.2016
27.05.2016
№216.015.4407

Клапанная крышка для двигателей внутреннего сгорания

Предлагаемое изобретение относится к области машиностроения, а именно к двигателестроению. Клапанная крышка для двигателей внутреннего сгорания выполнена в основном из пластика. Она содержит корпус 1 с маслозаливным и сливным 13 отверстиями и с полостью лабиринтного маслоотделения из картерных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585127
Дата охранного документа: 27.05.2016
13.01.2017
№217.015.68ed

Способ поглощения энергии удара между вагонами железнодорожного состава и поглощающий аппарат для этого

Для поглощения энергии удара между вагонами используют расположенные между ними поглощающие аппараты, у которых при возникновении соударения заклинивается и перемещается их фрикционный узел. После определенного перемещения фрикционные узлы расклинивают после выборки зазора между ними и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002591471
Дата охранного документа: 20.07.2016
25.08.2017
№217.015.ba68

Устройство, поглощающее нагрузки

Устройство, поглощающее нагрузки, содержит корпус (1) с горловиной (11) и днищем (2), расположенный на днище пакет (3) установленных друг на друге упругоэластичных элементов (4-9), перемеженных пластинами (14-17), сквозь который пропущен закрепленный в корпусе стержень (10), и расположенный в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615588
Дата охранного документа: 05.04.2017
26.08.2017
№217.015.dec5

Аппарат, поглощающий энергию удара

Изобретение относится к области машиностроения. Аппарат содержит корпус 1 в форме втулки, замкнутой с одной стороны дном 3. Эластомерный амортизатор 2 частично расположен во втулке корпуса 1. Эластомерный амортизатор 2 и опорная плита 5 перемещаются относительно корпуса 1. На опорной плите 5...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624966
Дата охранного документа: 11.07.2017
19.01.2018
№218.016.0643

Поглощающий фрикционный аппарат

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Поглощающий аппарат содержит корпус (1) с горловиной (2), внутренними опорными площадками (3), боковыми стенками (4) и днищем (5). На днище (5) расположено предварительно поджатое возвратно-подпорное устройство (6), сверху которого расположен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631085
Дата охранного документа: 18.09.2017
+ добавить свой РИД