×
10.05.2023
223.018.5343

Результат интеллектуальной деятельности: Способ управления входным направляющим аппаратом компрессора газотурбинного двигателя

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002795359
Дата охранного документа
03.05.2023
Аннотация: Изобретение относится к области авиационного газотурбинного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах автоматического управления с гидромеханическим резервированием. Изобретение решает техническую проблему, связанную с отсутствием дифференцированного подхода к выявлению и парированию возможных неисправностей канала управления положением лопаток компрессора ГТД. Достигнутый технический результат заявленного способа управления входным направляющим аппаратом компрессора газотурбинного двигателя заключается в повышении контролепригодности контура управления положением лопаток компрессора ГТД с помощью электронного регулятора двухканальной конструкции за счет введения внутренней обратной связи по контролю электрического управляющего сигнала электронного регулятора. При этом обеспечивается своевременное выявление неисправности канала управления и недопущение отклонения лопаток направляющего аппарата компрессора до критических значений, которые свойственны прототипу. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области авиационного газотурбинного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах автоматического управления с гидромеханическим резервированием.

В настоящее время все одно- и двухвальные газотурбинные двигатели имеют системы регулирования направляющих аппаратов в компрессоре для обеспечения его газодинамической устойчивости и повышения КПД на нерасчетных режимах.

Известен способ управления газотурбинной установкой, заключающийся в том, что по измеренной частоте вращения ротора двигателя и температуре воздуха на входе в двигатель формируют значение приведенной частоты вращения ротора двигателя, по ней, по известной зависимости формируют заданное положение лопаток направляющего аппарата компрессора двигателя, сравнивают его с измеренным (фактическим) положением лопаток направляющего аппарата, по величине рассогласования между заданным и измеренным положениями направляющего аппарата формируют управляющее воздействие на привод лопаток направляющего аппарата компрессора; кроме того, на работающем двигателе сравнивают рассогласование между заданным и измеренным положениями направляющего аппарата с первой и второй наперед заданными величинами, если рассогласование становится предельным в зависимости от ситуации выполняют нормальный или экстренный останов газотурбинной установки. (RU 2 454 557 С2).

Недостатком аналога является то, что при выявленной неисправности в управлении направляющим аппаратом компрессора осуществляется останов, что приводит к полной потере мощности газотурбинной установки.

Известен способ управления газотурбинным двигателем, заключающийся в том, что по измеренному положению рычага управления двигателем, измеренной частоте вращения ротора двигателя и другим параметрам двигателя формируют управляющее воздействие на расход топлива в камеру сгорания, по измеренной частоте вращения ротора двигателя и температуре воздуха на входе в двигатель, формируют значение приведенной частоты вращения ротора двигателя, формируют заданное положение лопаток направляющего аппарата компрессора двигателя, определяют положение лопаток направляющего аппарата компрессора и сравнивают их с заданными, по величине рассогласования между заданным и фактическим положениями лопаток, формируют управляющее воздействие на привод лопаток направляющего аппарата компрессора, при этом в случае, если в процессе приемистости двигателя рассогласование между заданным и фактическим положениями направляющего аппарата превысило наперед заданную величину, определяемую по результатам испытаний двигателя на запас газодинамической устойчивости компрессора, ограничивают темп изменения расхода топлива (RU 2 379 534 С2).

Недостатком данного аналога и ему подобных способов (RU 2 490 492 С1, RU 2 653 262 C2) является то, что в случае неисправности канала управления положением лопаток компрессора, например, из-за отказа датчика положения лопаток или отклонений в работе исполнительной части контура регулирования положением лопаток, возможно существенное рассогласование между заданным и фактическим положениями лопаток, что приведет к ограничению темпа изменения расхода топлива, а значит произойдет увеличение времени приёмистости двигателя, т.е. недобор тяги в динамике. В ряде случае, например, при уходе самолета на второй круг, такое недопустимо.

Известен способ управления газотурбинным двигателем (ГТД) (RU 2379534 C2), который выбран за прототип и заключающийся в том, что по измеренной частоте вращения ротора двигателя и температуре воздуха на входе в двигатель формируют значение приведенной частоты вращения ротора двигателя, по приведенной частоте формируют заданное положение лопаток направляющего аппарата компрессора двигателя, сравнивают его с измеренным (фактическим) положением лопаток направляющего аппарата, по величине рассогласования между заданным и измеренным положениями направляющего аппарата в электронном блоке (электронном регуляторе двигателя) формируют управляющее воздействие на привод лопаток направляющего аппарата компрессора; при этом формируют величину расчетного положения лопаток направляющего аппарата, сравнивают расчетное положение лопаток направляющего аппарата с измеренным положением лопаток направляющего аппарата, и, если разница между ними больше наперед заданной величины, формируют сигнал «отказ канала управления направляющего аппарата» и переводят управление на гидромеханический регулятор.

К недостаткам прототипа относится:

- низкий уровень диагностирования (контролепригодности) контура управления положением лопаток компрессора ГТД, что приводит к снижению отказоустойчивости электронной системы в целом. Данный недостаток особенно неприемлем для электронного регулятора двухканальной конструкции, когда из-за возможного отклонения в формировании управляющего электрического сигнала работающего канала электронного регулятора происходит отключение электронной системы полностью;

- пониженная эффективность работы ГТД при его управлении с помощью резервного регулятора после выявления отказа электронной системы.

Технической проблемой, решение которой обеспечивается при осуществлении предлагаемого изобретения, и не может быть реализовано при использовании прототипа, является отсутствие дифференцированного подхода к выявлению и парированию возможных неисправностей канала управления положением лопаток компрессора ГТД.

Техническим результатом изобретения является повышение контролепригодности (полноты диагностирования) контура управления положением лопаток компрессора ГТД с помощью электронного регулятора двухканальной конструкции за счет введения внутренней обратной связи по контролю электрического управляющего сигнала электронного регулятора. При этом обеспечивается своевременное выявление неисправности (отказа) канала управления и недопущение отклонения лопаток направляющего аппарата компрессора до критических значений, которые свойственны прототипу.

Технический результат достигается тем, что в заявленном способе управления ГТД, заключающемся в том, что по измеренной частоте вращения ротора двигателя и температуре воздуха на входе в двигатель формируют значение приведенной частоты вращения ротора двигателя, по приведенной частоте формируют заданное положение лопаток направляющего аппарата компрессора двигателя, сравнивают его с измеренным (фактическим) положением лопаток направляющего аппарата, по величине рассогласования между заданным и измеренным положениями направляющего аппарата, формируют управляющее воздействие на привод лопаток направляющего аппарата компрессора, а также сравнивают заданное (расчетное) положение лопаток направляющего аппарата с измеренным положением лопаток направляющего аппарата, и, если разница между ними больше наперед заданной величины, формируют сигнал «отказ канала управления направляющего аппарата» и переводят управление на резервный (гидромеханический) регулятор, дополнительно применяют электронный регулятор двухканальной конструкции, содержащий основной (работающий) и дублирующий канал, в основном и дублирующем каналах электронного регулятора определяют фактическое и расчетное значение величины электрического управляющего сигнала из электронного регулятора на электрогидропреобразователь контура управления положением лопаток направляющего аппарата компрессора, формируют первый Δ1 и второй Δ2 наперед заданный допустимый диапазон изменения электрического управляющего сигнала из электронного регулятора, Δ1 ˂ Δ2 , при этом если рассогласование (разница) между фактическим и расчетным значениями величины электрического управляющего сигнала из основного (работающего) канала электронного регулятора превысит Δ1 на время τ1 и более, то производят отключение основного канала и подключение дублирующего канала электронного регулятора, и если, затем рассогласование между фактическим и расчетным значениями величины электрического управляющего сигнала из дублирующего канала электронного регулятора превысит Δ1 на время τ1 и более, то производят отключение дублирующего канала и переводят управление ГТД на резервный (гидромеханический) регулятор, кроме того, если рассогласование между расчетными значениями величин электрического управляющего сигнала основного и дублирующего канала электронного регулятора превысит Δ2 на время τ2 и более, то производят отключение электронного регулятора и переводят управление ГТД на гидромеханический (резервный) регулятор.

Кроме того, согласно изобретению, в качестве значения времени τ1 и τ2 используют численное значение равное 0,1 с.

Кроме того, согласно изобретению, в качестве первого наперед заданного допустимого диапазона Δ1 используют численное значение равное примерно одной шестой всего диапазона изменения электрического управляющего сигнала из электронного регулятора на электрогидропреобразователь контура управления положением лопаток направляющего аппарата компрессора.

Кроме того, согласно изобретению, в качестве второго наперед заданного допустимого диапазона Δ2 используют численное значение равное примерно одной четвертой всего диапазона изменения электрического управляющего сигнала из электронного регулятора на электрогидропреобразователь контура управления положением лопаток направляющего аппарата компрессора.

На фиг. 1 представлена схема устройства, реализующая заявляемый способ. Устройство содержит блок 1 электрических датчиков параметров ГТД, электронный регулятор 2, блок 3 механических и гидромеханических датчиков параметров ГТД, гидромеханический регулятор 4, ГТД 5 с регулируемым положением лопаток направляющего аппарата компрессора.

Блок 1 представляет собой совокупность электрических датчиков и сигнализаторов, которые обеспечивают измерение положения рычага управления двигателем и внешних параметров условий полета (температура и давление воздуха на входе в ГТД Твх*, Рвх*), измерение параметров рабочего процесса ГТД 5 (частота вращения ротора высокого nвд и ротора низкого nнд давлений, давление воздуха за компрессором Рк*, температура газов за турбиной Тг двигателя и др.), измерение положения лопаток направляющего аппарата компрессора, положение иных элементов ГТД 5 и самолета. Выходные сигналы датчиков блока 1 поступают на вход электронного регулятора 2.

Электронный регулятор 2 ГТД 5 представляет специализированную цифровую вычислительную машину (на микропроцессорах), оснащенную устройствами ввода/вывода для получения входной информации, формирования управляющих воздействий на свои исполнительные элементы (электрогидропреобразователи, электромагниты) согласно заданным программам управления для обеспечения необходимого уровня тяги и надежной работы ГТД 5. Электронный регулятор состоит из двух идентичных каналов: основного – работающего 2.1, т.е. включенного в контур управления и дублирующего 2.2, находящегося в «горячем резерве».

Электронный регулятор 2 также содержит систему встроенного контроля (не показана), предназначенную для своевременного выявления и парирования возникающих неисправностей электронного регулятора, электрических датчиков и электрических исполнительных механизмов. При выявлении недопустимого отказа основного канала система встроенного контроля автоматически отключает его и подключает дублирующий канал для управления ГТД 5, если затем произойдет отказ дублирующего канала, то система встроенного контроля отключит дублирующий канал и управление ГТД 5 перейдет на гидромеханический (резервный) регулятор.

В системе встроенного контроля сформированы и зашиты в памяти запоминающего устройства первый Δ1 и второй Δ2 наперед заданные допустимые диапазоны изменения электрического управляющего сигнала из электронного регулятора, причем Δ1 ˂ Δ2. В основном и дублирующем каналах электронного регулятора система встроенного контроля измеряет фактическое и расчетное значение величины электрического управляющего сигнала из электронного регулятора по контуру управления положением лопаток направляющего аппарата компрессора, соответственно iфвна и iрвна. Конкретно под электрическим управляющим сигналом понимается электрический ток управления (iвна) на электрогидропреобразователь контура управления положением лопаток направляющего аппарата компрессора, в милиамперах.

Если рассогласование между фактическим iфвна и расчетным iрвна значениями величины электрического управляющего сигнала из основного (работающего) канала электронного регулятора превысит Δ1 на время τ1 и более, то система встроенного контроля производит отключение основного канала и подключение дублирующего канала электронного регулятора. Если затем рассогласование между фактическим и расчетным значениями величины электрического управляющего сигнала из дублирующего канала электронного регулятора также превысит Δ1 на время τ1 и более, то производят отключение дублирующего канала и переводят управление ГТД на гидромеханический регулятор.

Если рассогласование между расчетными значениями iрвна величин электрического управляющего сигнала основного и дублирующего канала электронного регулятора превысит Δ2 на время τ2 и более, то производят отключение электронного регулятора и переводят управление ГТД на гидромеханический регулятор.

Электронный регулятор 2 является основным устройством электронной системы управления ГТД. Примером такого устройства является двухканальный электронный регулятор двигателя РЭД-90 из состава турбореактивного двухконтурного двигателя ПС-90А для Ил-96-300 и Ту-214/-204.

Блок 3 представляет собой совокупность механических и гидромеханических датчиков, которые обеспечивают измерение положения рычага управления двигателем, температуры воздуха на входе в ГТД Твх*, основных параметров рабочего процесса ГТД 5 (частоты вращения ротора высокого давления nвд, давления за компрессором и др.). Как правило, количество механических или гидромеханических датчиков существенно меньше количества датчиков электронной системы управления; их точность измерения параметров также ниже точности измерения электрическими датчиками.

Гидромеханический регулятор 4 предназначен для топливопитания, автоматического управления по заданным законам подачи топлива в камеру сгорания и управления геометрией компрессора ГТД 5 как по управляющим командам электронного регулятора 2, так и по собственным управляющим командам. Как правило, количество программ управления в резервном гидромеханическом регуляторе 4 существенно меньше количества программ управления, реализованных в электронном регуляторе 2. Из-за пониженной точности измерения параметров, меньшего количества программ управления, их упрощенности эффективность управления ГТД на гидромеханическом регуляторе ниже по сравнению с электронной системой управления.

Конструктивно в гидромеханическом регуляторе 4 размещены типовые электрогидропреобразователи, которые осуществляют регулирование расхода топлива в камере сгорания и регулирование положения входного направляющего аппарата компрессора по командам из электронного регулятора 2. Так, электрический сигнал из электронного регулятора 2 с помощью электрогидропреобразователя 4.1 контура регулирования направляющего аппарата преобразуется в гидравлическую команду на перемещение гидроцилиндров привода направляющего аппарата.

Примером электрогидропреобразователя 4.1 для управления положением входного направляющего аппарата является преобразователь сигналов типа ПС-7, широко применяемый в насосах-регуляторах НР-90 производства АО «ОДК-Стар», РФ.

ГТД 5 – любой известный тип газотурбинного двигателя. Применительно к турбореактивным двухконтурным двигателям, его газогенератор содержит компрессор, камеру сгорания и турбину. Компрессор состоит из статора и ротора, образующих в собранном виде лопаточную машину осевого типа. Для расширения зоны устойчивой работы компрессора его входной направляющий аппарат выполнен регулируемыми и имеет механизм поворота лопаток, что позволяет изменять расход воздуха через компрессор и, таким образом, избежать помпажа, который мог бы возникнуть при срывном обтекании лопаток.

Поворот лопаток направляющего аппарата осуществляется по заданной программе Lвна = f (nвд пр), где Lвна – угол положения лопаток направляющего аппарата компрессора, nвд пр -приведенная частота вращения ротора двигателя, рассчитанная по известной формуле приведения к Твх*. Однако, специалистам в области управления двухконтурных двигателей ясно, что возможно регулирование положением лопаток направляющего аппарата компрессора по nвд, приведенной к температуре воздуха на входе в компрессор. В случае отказа электронного регулятора поворот лопаток компрессора осуществляется по команде из гидромеханического регулятора, обычно по релейной программе.

Как отмечалось выше поворот лопаток направляющего аппарата компрессора осуществляется с помощью силовых гидроцилиндров (не показаны) от гидромеханического регулятора 4, но возможно применение электрического привода. Измерение Lвна осуществляют с помощью электрических или механических датчиков.

Способ осуществляется следующим образом. В процессе работы ГТД в электронном регуляторе 2 производят измерение частоты вращения ротора двигателя nвд, температуры воздуха на входе в двигатель Твх* и формируют значение приведенной частоты вращения ротора двигателя nвд пр. На основе имеющейся программы регулирования Lвна = f (nвд пр) в зависимости от текущего значения приведенной частоты nвд пр формируют уставочное (заданное) положение лопаток направляющего аппарата компрессора двигателя Lуствна, сравнивают его с измеренным (фактическим) положением лопаток направляющего аппарата Lвна. По величине рассогласования между уставочным и измеренным положениями лопаток (Lуствна - Lвна) формируют управляющее электрическое воздействие из электронного регулятора 2 на электрогидропреобразователь 4.1 гидромеханического регулятора 4 для минимизации этого рассогласования.

При исправном состоянии всех элементов контура управления положением лопаток направляющего аппарата компрессора, а именно исправности основного и дублирующего каналов электронного регулятора, всех конструктивных элементов и модулей гидромеханического регулятора, в т.ч. электрогидропреобразователя управления положением лопаток; силовых гидроцилиндров привода, электрических и механических датчиков измерения Lвна, электрических линий связи и трубопроводных коммуникаций, и отсутствии превышений внешних воздействующих факторов, управляющее электрическое воздействие из электронного регулятора – как расчетное значение тока iрвна , так и фактическое значение тока iфвна - обычно находятся в пределах своих статистических норм.

Однако, в случае неисправности, например, в результате облитерации (постепенном заиливании) командных золотников или при попадании частиц загрязнения в исполнительный механизм, значение величины электрического управляющего сигнала может существенно меняться как в статике, так и в динамике. Поскольку диапазоны изменений управляющих команд ограничены механическими упорами и не могут превышать определенный диапазон (например, от минус 30 ма на сбросе режима до плюс 30 ма на приемистости), это неизбежно ведет к рассогласованию между заданным и фактическим положением лопаток компрессора и последующему переходу на гидромеханический регулятор. Могут быть и другие причины, приводящие к несанкционированному изменению управляющего тока в работающем канале электронного регулятора, например, при «затирании» силовых гидроцилиндров также возможно смещение значений iфвна и iрвна для статических режимов работы ГТД.

Если рассогласование между iфвна и iрвна из основного канала электронного регулятора превысит Δ1 на время τ1 и более, то система встроенного контроля производит отключение основного канала электронного регулятора и подключение его дублирующего канала. Таким образом, управление ГТД от электронного регулятора сохраняется.

Если затем рассогласование (iфвна - iрвна ) из дублирующего канала электронного регулятора также превысит Δ1 на время τ1 и более, то производят отключение дублирующего канала и переводят управление ГТД на гидромеханический регулятор.

В процессе работы ГТД в электронном регуляторе постоянно осуществляется сравнение расчетных значений iрвна основного и дублирующего канала электронного регулятора. В случае, если рассогласование между расчетными значениями iрвна основного и дублирующего канала электронного регулятора превысит Δ2 на время τ2 и более, то производят отключение электронного регулятора и переводят управление ГТД на гидромеханический регулятор. Такой подход с одной стороны позволяет максимально реализовать возможности двигателя при управлении электронным регулятором, с другой – не допускать опасных рассогласований между заданным и фактическим положением лопаток направляющего аппарата компрессора, и, таким образом, повысить надежность эксплуатации ГТД.

Заявляемый способ успешно апробирован в составе турбореактивного двухконтурного двигателя ПС-90А для самолетов Ту-204/-214 и Ил-96-300. Были полностью подтверждены функциональная работоспособность и эффективность способа управления входным направляющим аппаратом компрессора двигателя, оснащенным электронно-гидромеханической системой автоматического управления типа САУ-90.

В конструкции компрессора двигателя ПС-90А предусмотрено регулирование положением лопаток входного направляющего аппарата, статорных лопаток первой и второй ступени компрессора высокого давления. Для повышения эффективности управления применяют программу регулирования положением лопаток направляющего аппарата компрессора по nвд, приведенной к температуре воздуха на входе в компрессор.

Принимая во внимание, что рабочий диапазон изменения тока iфвна электрогидропреобразователя типа ПС-7 контура управления положением лопаток направляющего аппарата в САУ-90 составляет величину 60 ма (от минус 30 ма на сбросе режима до плюс 30 ма на приемистости), то численное значение Δ1 составило 10 ма, а численное значение Δ2 составило 15 ма. В частности, выбранное значение Δ1 позволило оптимально сохранить управление ГТД от электронного регулятора, без перехода на резервное управление от гидромеханического регулятора. Введение контроля по критерию Δ2 увеличило полноту и глубину диагностики контура управления положением лопаток направляющего аппарата в целом.

Таким образом, предлагаемое изобретение с вышеуказанными отличительными признаками, в совокупности с известными признаками, устанавливает дифференцированный подход к выявлению и парированию возможных неисправностей канала управления положением лопаток компрессора ГТД.


Способ управления входным направляющим аппаратом компрессора газотурбинного двигателя
Способ управления входным направляющим аппаратом компрессора газотурбинного двигателя
Способ управления входным направляющим аппаратом компрессора газотурбинного двигателя
Способ управления входным направляющим аппаратом компрессора газотурбинного двигателя
Способ управления входным направляющим аппаратом компрессора газотурбинного двигателя
Способ управления входным направляющим аппаратом компрессора газотурбинного двигателя
Способ управления входным направляющим аппаратом компрессора газотурбинного двигателя
Способ управления входным направляющим аппаратом компрессора газотурбинного двигателя
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 35 items.
26.08.2017
№217.015.d864

Стенд для испытания газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей

Изобретение относится к области турбостроения, а именно - к испытаниям газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей на стенде. Стенд для испытания газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей имеет воздуховод с установленными по тракту заслонками и турбореактивный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622588
Дата охранного документа: 16.06.2017
26.08.2017
№217.015.ddb3

Способ измерения фактической минимальной площади проходного сечения межлопаточных каналов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для автоматизированного измерения фактической минимальной площади проходного сечения проточной части межлопаточных каналов сопловых аппаратов турбин, роторов компрессоров. В способе измерения фактической минимальной площади...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624784
Дата охранного документа: 06.07.2017
26.08.2017
№217.015.dddb

Система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, а более конкретно к конструкциям основных камер сгорания. Система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит кольцевой топливный коллектор, установленный вокруг внешней стороны корпуса камеры сгорания, и множество...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624783
Дата охранного документа: 06.07.2017
19.01.2018
№218.016.0436

Центробежно-струйная форсунка

Изобретение относится к форсункам для распыления жидкости и может быть использовано в авиадвигателестроении, а также на других промышленных объектах, где требуется распыление жидкости. Центробежно-струйная форсунка включает корпус и завихрительную камеру. В камеру с помощью резьбового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630521
Дата охранного документа: 11.09.2017
20.01.2018
№218.016.1167

Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит фронтовое устройство. На фронтовой плите устройства расположены горелочные модули с продольной осью, коллинеарной оси жаровой трубы, с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633982
Дата охранного документа: 20.10.2017
13.02.2018
№218.016.1efe

Способ изготовления керамических форм для равноосного литья жаропрочных сплавов по выплавляемым моделям

Изобретение относится к литейному производству. Поверхности модельного блока очищают от смазок и загрязнителей водным раствором моющих средств. Наносят на модельный блок керамическую суспензию на основе кремнезоля. Обсыпают огнеупорным зернистым материалом. Сушат лицевой слой в потоке воздуха с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641205
Дата охранного документа: 16.01.2018
13.02.2018
№218.016.1f4d

Способ доставки измерительного элемента в заданную позицию при замерах параметров газового потока газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области измерительной техники, к испытаниям, доводке и эксплуатации всех типов газотурбинных двигателей (ГТД), к способам доставки измерительного элемента в заданную позицию при замерах параметров газового потока, к проведению инженерных и сертификационных испытаний ГТД,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641182
Дата охранного документа: 16.01.2018
13.02.2018
№218.016.268f

Упругодемпферная опора турбины

Изобретение относится к упругодемпферным опорам турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Упругодемпферная опора турбины, содержащая корпус опоры с установленными внутри корпуса внешним и внутренним упругими элементами с щелевой масляной полостью между ними, а также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644003
Дата охранного документа: 06.02.2018
04.04.2018
№218.016.2fcc

Газотурбинный двигатель

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Газотурбинный двигатель содержит газогенератор, выход которого соединен с силовой свободной турбиной. Выход из газогенератора дополнительно соединен с реактивным соплом, выполненным в виде секторов и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644660
Дата охранного документа: 13.02.2018
10.05.2018
№218.016.3ca0

Газотурбинный двигатель с биротативным вентилятором

Изобретение относится к газотурбинным двигателям с биротативным вентилятором авиационного применения. Газотурбинный двигатель с биротативным вентилятором содержит подпорные ступени, размещенные между рабочими колесами биротативного вентилятора, а также биротативную турбину, соединенную валами с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647944
Дата охранного документа: 21.03.2018
Showing 1-10 of 25 items.
20.03.2016
№216.014.c780

Способ определения погасания камеры сгорания газотурбинного двигателя

(57) Изобретение относится к газотурбинным двигателям, а именно к способам определения погасания камеры сгорания газотурбинного двигателя, преимущественно авиационного назначения. Способ заключается в том, что измеряют давление и температуру воздуха на входе в газотурбинный двигатель,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578012
Дата охранного документа: 20.03.2016
13.01.2017
№217.015.8855

Способ защиты двухконтурного турбореактивного двигателя от раскрутки турбины низкого давления

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к системам автоматической защиты газотурбинного двигателя от раскрутки турбины при ее отсоединении от вала компрессора. Для определения технического состояния двигателя дополнительно определяют начальную S и текущую S...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602644
Дата охранного документа: 20.11.2016
25.08.2017
№217.015.c51b

Способ управления авиационным газотурбинным двигателем на взлетном режиме при пожаре

Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям, а именно к способам управления тягой газотурбинного двигателя при пожаре в мотогондоле двигателя на взлете самолета. Контролируют поступление сигнала «V1. Скорость принятия решения», измеряют параметр Т, характеризующий температурное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618171
Дата охранного документа: 02.05.2017
28.08.2018
№218.016.804b

Автономное интегрированное устройство регистрации параметров авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинному двигателестроению и может быть использовано в бортовых системах регистрации параметров авиационного газотурбинного двигателя. Автономное интегрированное устройство регистрации параметров авиационного газотурбинного двигателя включает связанные друг с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664901
Дата охранного документа: 23.08.2018
13.09.2018
№218.016.8775

Способ управления противообледенительной системой воздухозаборника газотурбинного двигателя самолета

Изобретение относится к противообледенительным системам летательных аппаратов. Способ управления противообледенительной системой воздухозаборника газотурбинного двигателя самолета заключается в регистрации обледенения самолета с помощью блока (1), передаче данных об обледенении из системы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002666886
Дата охранного документа: 12.09.2018
25.10.2018
№218.016.9550

Способ защиты газотурбинного двигателя от многократных помпажей компрессора

Изобретение относится к области обеспечения безопасности полета самолета с газотурбинным двигателем (ГТД) путем прекращения многократных помпажей компрессора, характеризуемых сильными низкочастотными колебаниями параметров потока в проточной части и вибрациями элементов двигателя. В данном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002670469
Дата охранного документа: 23.10.2018
05.12.2018
№218.016.a382

Устройство для определения пространственного распределения скорости потока газа

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для исследования структуры и параметров потока газа, преимущественно для оперативного определения профиля скорости потока газа. Сущность изобретения заключается в том, что устройство для определения пространственного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673990
Дата охранного документа: 03.12.2018
14.12.2018
№218.016.a6ce

Способ создания необходимого давления и расхода топлива в топливной системе газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способу создания необходимого давления и расхода топлива в топливной системе авиационного газотурбинного двигателя. Способ создания давления и расхода топлива в топливной системе газотурбинного двигателя, содержащей топливный насос с электрическим приводом, топливный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674806
Дата охранного документа: 13.12.2018
20.02.2019
№219.016.bea5

Система управления тягой газотурбинного двигателя самолета

Изобретение относится к системам управления силовыми газотурбинными установками. Система управления тягой газотурбинного двигателя самолета включает в себя вычислительный модуль (1) управления тягой, электронный регулятор (2), топливный насос-регулятор (4), тросовый механизм (7), а также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002393977
Дата охранного документа: 10.07.2010
20.02.2019
№219.016.bf00

Способ защиты газотурбинного двигателя от перегрева

Изобретение относится к области управления газотурбинными двигателями, в частности к способам защиты турбин авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) от перегрева. Техническая задача заключается в повышении надежности за счет достоверной оценки теплового состояния выходящих газов за турбиной и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315885
Дата охранного документа: 27.01.2008
+ добавить свой РИД