×
22.04.2023
223.018.515b

Результат интеллектуальной деятельности: УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТРЁХКООРДИНАТНЫЙ ПОСТ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002794218
Дата охранного документа
12.04.2023
Аннотация: Изобретение относится к авиационной технике и более конкретно к посту ручного управления самолетом. Пост ручного управления имеет ручку управления по тангажу и крену и педали, управляющие рулем направления, которые с помощью тросовой проводки соединяются с соответствующими рулями и элеронами. При этом штурвал ручного управления установлен соосно через штурвальную колонку на ручку управления, а в нижней части штурвальной колонки симметрично установлены два боковых кронштейна, к которым крепятся троса управления рулем направления. Причем троса выведены вперед и, огибая ролики, крепятся к тросам управления рулем направления, которые идут от педалей. Универсальный пост ручного управления позволяет полноценно пилотировать летательный аппарат летчикам с дефектами ног или позволяет обучать пилотированию курсантов существенно меньшего роста, что в дальнейшем позволит им работать по специальности пилота, но самолет должен быть оснащен универсальным трехкоординатным штурвалом ручного управления. 4 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, более конкретно к ручным управляющим устройствам для приведения в действие поверхностей управления летательного аппарата и может быть применено при установке его между приборной доской и креслом пилота.

Известные посты ручного управления в составе штурвала и штурвальной колонки обладают ограниченными функциональными возможностями, так как с их помощью можно управлять только двумя управляющими поверхностями, а именно: - рулем высоты, отклоняя штурвальную колонку от себя и на себя, изменяется угол тангажа самолета и элеронами, поворачивая штурвал относительно продольной оси, проходящей через верхнюю часть штурвальной колонки. Патенты RU 2356793 С1, SU 999406 А1, SU 1376432 А1, RU 2420427 С2, US 2009/0321548 А1, US 2014/0014781 А1 и т.д. Недостатком такого ручного управления является то, что для управления по углу рысканья требуется комплекс ножного управления, а именно педали.

Известны трехкоординатные посты ручного управления: патенты РФ №2579250, приоритет от 11 августа 2014 г., №2579417, приоритет от 11 августа 2014 г. и №2647220, приоритет от 29 апреля 2016 г. их общим недостатком является сложная система передачи независимого движения по каждому каналу с помощью, в том числе и пар скольжения, которые склонны к заеданию.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению по технической сущности и достигаемому техническому результату является пост ручного управления учебного планера SG-38 /Яндекс/учебный планер SG-38/википедия/, имеющий ручку управления и педали, к которым через кронштейны присоединены троса управления рулями и элеронами, а к педалям троса ножного управления. Описанный способ (устройство) принят за прототип изобретения.

Недостатком прототипа является то, что перемещения рулей могут быть выполнены с помощью ручного и ножного управления, причем размещение педалей накладывает требование к росту летчика, а также требования по физическому состоянию ног.

Задачей и техническим результатом изобретения является устройство универсального ручного трехкоординатного поста управления летательным аппаратом, который, имея три степени свободы, обеспечивает независимое одновременное управление по всем трем каналам, а именно по тангажу, крену и рысканью с помощью только рук, но сохраняется управление рулем направления от педалей через дополнительные троса синхронизаторы.

Поставленная задача решена следующим образом: пост ручного управления, имеющий ручку управления по тангажу и крену и педали, управляющие рулем направления, которые с помощью тросовой проводки соединяются с соответствующими рулями и элеронами, отличается тем, что установлен штурвал ручного управления соосно через штурвальную колонку на ручку управления, а в нижней части штурвальной колонки симметрично установлены два боковых кронштейна, к которым крепятся троса управления рулем направления, причем троса выведены вперед и, огибая ролики, крепятся к тросам управления рулем направления, которые идут от педалей.

Поворот штурвала относительно продольной оси ручки управления передает движения через троса, которые поворачивают педали, к которым закреплены троса управления рулем направления, причем повороты штурвала относительно любой оси не влияют на положение остальных рулей.

Эффект независимости каналов управления проверен на 3D модели, которая выполнена в программе SolidWorks.

На фиг. 1 показан общий вид исходной конструкции (система управления учебного планера SG-38).

На фиг. 2 показан общий вид универсального трехкоординатного поста управления,

На фиг. 3 показан общий вид универсального трехкоординатного поста управления, штурвальная колонка отклонена назад и влево, отклонены рули высоты и элероны

На фиг. 4 показан общий вид универсального трехкоординатного поста управления, штурвал развернут вправо.

Трехкоординатный пост ручного управления имеет центральную ручку управления поз.1 фиг. 2, к которой непосредственно крепится тяга поз. 2 управления по тангажу с помощью руля высоты, поворотная консоль поз.3 служит для управления по углу рысканья с помощью руля направления, ручка крепится к шарниру поз. 4 и может поворачиваться вперед-назад, шарнир поз. 5 служит для поворота продольной трубы поз. 6 вправо-влево, в передней части которой размещен шарнир поз. 4, причем оси шарниров поз. 4 и поз. 5 пересекаются в одной точке. К задней части трубы крепятся кронштейны тяг поз. 7 привода элеронов для управления по крену, к поворотной консоли поз. 3 крепятся троса управления рулем направления поз. 8. Для доработки исходной конструкции в универсальный трехкоординатный пост управления на ручку поз. 1 шарнирно устанавливается штурвальная колонка поз. 9 фиг. 2, которая с помощью штурвала поз. 10 может разворачиваться вправо-влево, в нижней части штурвальной колонки к правому и левому кронштейнам крепятся троса привода руля направления поз. 11, которые проходят через ролик поз. 12 и далее соединяются с тросом привода руля направления поз. 7 фиг. 1 через узел поз. 13 фиг. 2.

Устройство работает следующим образом: при взятии штурвала поз. 10 фиг. 2 на себя - от себя штурвальная колонка поз. 9 фиг. 2 поворачивает в шарнире поз. 4 фиг. 1 ручку управления поз. 1, которая перемещает тягу поз. 2 фиг. 1 управления рулем высоты, при повороте штурвальной колонки поз. 9 и штурвала поз. 10 фиг. 2 через трубу поз. 6 относительно шарнира поз. 5 фиг. 1, через кронштейны на трубе поз. 6 происходит перемещение тяг поз. 8 фиг. 1 отклонения элеронов, поворот консоли поз. 3 перемешает троса поз. 7 фиг. 1 управления рулем направления. К консоли поз. 3 крепятся педали ножного управления (условно не показаны). На фиг. 3 показано, что отклонения штурвальной колонки при управлении по крену и тангажу не вызывает перемещения поворотной консоли поз. 3 фиг. 2, что обеспечивает независимость каналов управления, на фиг. 4 показан поворот штурвала поз. 10 и штурвальной колонки поз. 9 фиг. 2 с кронштейнами, который вызывает перемещение тросов управления рулем направления поз. 11 фиг. 2, которые через ролик поз. 12 передают перемещение тросам поз. 7, с которыми они соединены через узел поз. 13 фиг. 2.

Техническим результатом применения трехкоординатного штурвала является возможность отказа от ножного управления летательным аппаратом (педалей), что позволяет пилотировать самолет летчикам с дефектами ног или с небольшим ростом, а также существенно снизит вес системы управления при отказе от педалей.

Изобретение позволяет существенно снизить вес летательного аппарата и упростить кинематическую цепь управления рулями, за счет отказа от педалей, успешно пилотировать такой летательный аппарат могут люди с дефектами ног, в том числе инвалиды с одной ногой, а также существенно снижаются требования к минимальному росту пилотов. Для учебно-тренировочных самолетов актуально применение и ручного и ножного управления в кабине инструктора, для тренировки и переучивания летчиков.

Пост ручного управления, имеющий ручку управления по тангажу и крену и педали, управляющие рулем направления, которые с помощью тросовой проводки соединяются с соответствующими рулями и элеронами, отличающийся тем, что установлен штурвал ручного управления соосно через штурвальную колонку на ручку управления, а в нижней части штурвальной колонки симметрично установлены два боковых кронштейна, к которым крепятся троса управления рулем направления, причем троса выведены вперед и, огибая ролики, крепятся к тросам управления рулем направления, которые идут от педалей.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТРЁХКООРДИНАТНЫЙ ПОСТ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТРЁХКООРДИНАТНЫЙ ПОСТ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 14 items.
20.05.2014
№216.012.c469

Двигатель внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Двигатель внутреннего сгорания содержит четыре полых цилиндра (1), каждый из которых снабжен поршнем (2), установленным в его полости и соосно с ним, входом для поступления в полость цилиндра (1) свежего рабочего тела и выходом для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516040
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.08.2014
№216.012.eb1b

Двигатель внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания содержит четыре полых цилиндра (2), каждый из которых снабжен поршнем (1), установленным в полости цилиндра (2) и соосно с ним, входом для поступления в полость цилиндра (2) свежего рабочего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525995
Дата охранного документа: 20.08.2014
10.01.2015
№216.013.1da6

Устройство перемещения закрылков веерного типа крыла самолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам увеличения площади крыльев летательных аппаратов. Устройство перемещения закрылков крыла самолета содержит закрылки, каретки, тяги, рычаги, приводы поступательного действия. Устройство включает кинематические системы разворота и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539018
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.05.2015
№216.013.4a75

Экраноплан

Изобретение относится к летательным аппаратам на воздушной подушке. Экраноплан по схеме «Утка» содержит фюзеляж с кабиной экипажа, в передней части которого установлено горизонтальное оперение, в кормовой части крыло малого удлинения и вертикальное оперение с рулем направления, два двигателя с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550568
Дата охранного документа: 10.05.2015
10.04.2016
№216.015.2b65

Трехкоординатный нижний пост ручного управления самолетом

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям устройств управления самолетом. Пост ручного управления содержит штурвал, шлицевой штурвальный вал, установленный подвижно в направляющей трубе, проходящей через вырез в панели приборов, телескопическую тягу,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579250
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.04.2016
№216.015.2e45

Трехкоординатный пост дублированного ручного управления самолетом

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям устройств управления летательными аппаратами. Пост ручного дублированного управления самолетом содержит штурвалы, штурвальные колонки, основание с законцовками, которое шарнирно закреплено в кронштейнах на полу кабины....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579417
Дата охранного документа: 10.04.2016
13.01.2017
№217.015.80c1

Сверхзвуковой административный самолет

Изобретение относится к авиационной технике. Сверхзвуковой самолет содержит фюзеляж, стреловидное крыло двойной стреловидности с механизацией задней кромки, силовую установку, состоящую из двигателей, которые разнесены по оконечностям фюзеляжа. Передний двигатель расположен под кабиной экипажа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602130
Дата охранного документа: 10.11.2016
25.08.2017
№217.015.ab73

Экранолет

Изобретение относится к транспортной технике и касается транспорта для передвижения в условиях безаэродромного базирования, а также на водной поверхности. Экранолет содержит два фюзеляжа, объединенных общим днищем, с двигателями в каждом фюзеляже, с винтами в кольцевых каналах и трансмиссией от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612067
Дата охранного документа: 02.03.2017
25.08.2017
№217.015.ca78

Летательный аппарат вертикального взлета и посадки

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Летательный аппарат вертикального взлета и посадки содержит корпус, силовую установку, подъемно-маршевые винты. Силовая установка в составе двух двигателей размещается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619976
Дата охранного документа: 22.05.2017
19.01.2018
№218.015.ffec

Устройство заправки топливом легкого самолета

Изобретение относится к устройствам заправки топливом самолета. Устройство заправки топливом легкого самолета типа верхнеплан или биплан, заправочные горловины (2, 3) которого установлены на верхней площадке поворотного коллектора (1). Коллектор (1) расположен в плоскости симметрии самолета и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002629618
Дата охранного документа: 30.08.2017
Showing 1-10 of 17 items.
20.05.2014
№216.012.c469

Двигатель внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Двигатель внутреннего сгорания содержит четыре полых цилиндра (1), каждый из которых снабжен поршнем (2), установленным в его полости и соосно с ним, входом для поступления в полость цилиндра (1) свежего рабочего тела и выходом для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516040
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.08.2014
№216.012.eb1b

Двигатель внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания содержит четыре полых цилиндра (2), каждый из которых снабжен поршнем (1), установленным в полости цилиндра (2) и соосно с ним, входом для поступления в полость цилиндра (2) свежего рабочего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525995
Дата охранного документа: 20.08.2014
10.01.2015
№216.013.1da6

Устройство перемещения закрылков веерного типа крыла самолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам увеличения площади крыльев летательных аппаратов. Устройство перемещения закрылков крыла самолета содержит закрылки, каретки, тяги, рычаги, приводы поступательного действия. Устройство включает кинематические системы разворота и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539018
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.05.2015
№216.013.4a75

Экраноплан

Изобретение относится к летательным аппаратам на воздушной подушке. Экраноплан по схеме «Утка» содержит фюзеляж с кабиной экипажа, в передней части которого установлено горизонтальное оперение, в кормовой части крыло малого удлинения и вертикальное оперение с рулем направления, два двигателя с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550568
Дата охранного документа: 10.05.2015
10.04.2016
№216.015.2b65

Трехкоординатный нижний пост ручного управления самолетом

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям устройств управления самолетом. Пост ручного управления содержит штурвал, шлицевой штурвальный вал, установленный подвижно в направляющей трубе, проходящей через вырез в панели приборов, телескопическую тягу,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579250
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.04.2016
№216.015.2e45

Трехкоординатный пост дублированного ручного управления самолетом

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям устройств управления летательными аппаратами. Пост ручного дублированного управления самолетом содержит штурвалы, штурвальные колонки, основание с законцовками, которое шарнирно закреплено в кронштейнах на полу кабины....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579417
Дата охранного документа: 10.04.2016
13.01.2017
№217.015.80c1

Сверхзвуковой административный самолет

Изобретение относится к авиационной технике. Сверхзвуковой самолет содержит фюзеляж, стреловидное крыло двойной стреловидности с механизацией задней кромки, силовую установку, состоящую из двигателей, которые разнесены по оконечностям фюзеляжа. Передний двигатель расположен под кабиной экипажа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602130
Дата охранного документа: 10.11.2016
25.08.2017
№217.015.ab73

Экранолет

Изобретение относится к транспортной технике и касается транспорта для передвижения в условиях безаэродромного базирования, а также на водной поверхности. Экранолет содержит два фюзеляжа, объединенных общим днищем, с двигателями в каждом фюзеляже, с винтами в кольцевых каналах и трансмиссией от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612067
Дата охранного документа: 02.03.2017
25.08.2017
№217.015.ca78

Летательный аппарат вертикального взлета и посадки

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Летательный аппарат вертикального взлета и посадки содержит корпус, силовую установку, подъемно-маршевые винты. Силовая установка в составе двух двигателей размещается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619976
Дата охранного документа: 22.05.2017
19.01.2018
№218.015.ffec

Устройство заправки топливом легкого самолета

Изобретение относится к устройствам заправки топливом самолета. Устройство заправки топливом легкого самолета типа верхнеплан или биплан, заправочные горловины (2, 3) которого установлены на верхней площадке поворотного коллектора (1). Коллектор (1) расположен в плоскости симметрии самолета и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002629618
Дата охранного документа: 30.08.2017
+ добавить свой РИД