×
20.04.2023
223.018.4c44

Результат интеллектуальной деятельности: Корпус поглощающего аппарата

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к корпусам поглощающих аппаратов. Корпус включает стакан с прямоугольным основанием, ребра у основания и горловину. Горловина выполнена шестигранной с тремя выступами внутри. Выступы равноудалены друг от друга по периметру. Внутренний шестигранник горловины развернут относительно внешнего шестигранника корпуса на 28 - 32°. Ось симметрии одного из выступов совпадает с поперечной осью большей стороны прямоугольного основания корпуса. Увеличивается запас прочности в критических зонах горловины. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 8 ил.

Заявляемое изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается устройств, предназначенных для поглощения энергии взаимодействия единиц подвижного состава.

Известен корпус поглощающего аппарата и аппарат с его применением [Патент на изобретение RU 2735558 С1 от 03.11.2020г.], образованный днищем и сопряженными между собой стенками, образующими горловину, с котором днище и стенки сопряжены между собой ребрами, при этом стенки вблизи днища выполнены в форме выпуклых наружных арок, снабженных вершинами и основаниями, при этом ребра ориентированы наружу и расположены по одному у каждой вершины и у каждого основания.

Также известен поглощающий аппарат железнодорожного вагона, имеющий большой рабочий ход [Патент на изобретение RU 2225306 С2 от 10.03.2004г.], содержащий корпус с закрытой концевой частью и противоположной открытой концевой частью, между которыми проходит главная ось, при чем указанная открытая концевая часть выполнена со сходящимися на конус внутрь удлиненными фрикционными поверхностями, а также содержащий воспринимающий усилия клин, установленный с возможностью осевого перемещения в открытой концевой части корпуса, фрикционные элементы, расположенные в корпусе между клином и внутренними фрикционными поверхностями и способные контактировать с клином и внутренней фрикционной поверхностью для поглощения ударной нагрузки, возникающей при приложении усилия к клину. Пружинный упор, прилегающий к фрикционным элементам, и пакет эластомерных подушек, установленный между закрытой концевой частью корпуса и пружинным упором для воздействия через упор на фрикционные элементы для обеспечения их контакта с клином и внутренней фрикционной поверхностью, при этом фрикционные элементы выполнены в виде комплекта размещенных по окружности фрикционных башмаков, каждый из которых имеет наклонную внутреннюю поверхность, контактирующий с наклонной внутренней поверхностью клина, причем наклонная внутренняя поверхность фрикционного башмака и внутренняя поверхность клина расположены относительно главной оси корпуса под углом 35±3°, каждый из фрикционных башмаков имеет наклонную поверхность, контактирующую с удлиненными сходящимися на конус внутренними фрикционными поверхностями, причем наклонная наружная поверхность и удлиненная сходящаяся на конус внутренняя фрикционная поверхность расположены относительно оси пол углом 2,25±0,25°, каждый из фрикционных башмаков имеет плоскую внутреннюю поверхность, контактирующую с плоской наружной поверхностью, с которой выполнен указанный пружинный упор, причем плоская внутренняя поверхность фрикционных башмаков и плоская наружная поверхность упора расположены относительно оси корпуса под углом 90±4°.

Данная конструкция выбрана в качестве прототипа для заявляемого изобретения.

Недостатком вышеуказанных конструкций является небольшая толщина стенок корпуса аппарата в месте контакта поверхностей фрикционных клиньев с внутренней поверхностью корпуса. Это приводит к выработке поверхностей корпуса в процессе эксплуатации и к критическому уменьшению толщины стенок, что может привести к выходу из строя аппарата. Тем самым снижается надежность и уменьшается срок службы аппарата.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является создание конструкции корпуса поглощающего аппарата, позволяющей повысить надежность и стабильность работы поглощающего аппарата за счет увеличения запаса прочности в критических зонах горловины и снизить материальные затраты на ремонт.

Поставленная задача решается путём того, что внутренний шестигранник горловины корпуса развернут относительно внешнего шестигранника корпуса на угол в интервале от 28° до 32°, при этом ось симметрии одного из выступов, расположенного внутри горловины корпуса совпадает с поперечной осью большей стороны прямоугольного основания корпуса.

Сущность изобретения заключается в том, что корпус поглощающего аппарата, выполненный в виде стальной отливки, включающий стакан с прямоугольным основанием, ребра, выполненные у основания корпуса, расположенные с меньшей стороны прямоугольного основания корпуса, при этом горловина корпуса выполнена в виде шестигранника и внутри горловины выполнены три выступа, которые равноудалены друг от друга по периметру горловины, внутренний шестигранник горловины корпуса развернут относительно внешнего шестигранника корпуса на угол в интервале от 28° до 32°, при этом ось симметрии одного из выступов, расположенного внутри горловины корпуса совпадает с поперечной осью большей стороны прямоугольного основания корпуса.

При этом, угол раствора плоских поверхностей каждого клина выполнен на 1,5° больше, чем угол раствора плоских поверхностей шестигранника горловины, к которому клин примыкает.

Кроме того, прямоугольное основание корпуса поглощающего аппарата по краям с ребрами имеет толщину в 1,5 раза больше, чем толщина основания в центре корпуса.

Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами:

Фиг. 1 – Корпус поглощающего аппарата (общий вид);

Фиг. 2 – Корпус поглощающего аппарата (вид сверху);

Фиг. 3 – Корпус поглощающего аппарата (вид сверху с клиньями);

Фиг. 4 – Корпус поглощающего аппарата (разрез А-А);

Фиг. 5 – Поля распределения эквивалентных напряжений в ребрах корпуса поглощающего аппарата;

Фиг. 6 – Поля распределения эквивалентных напряжений в основании корпуса поглощающего аппарата;

Фиг. 7 – Поля распределения эквивалентных напряжений внутри горловины корпуса поглощающего аппарата (сечение горловины);

Фиг. 8 – Поля распределения эквивалентных напряжений снаружи горловины корпуса поглощающего аппарата (сечение горловины).

Корпус поглощающего аппарата, выполненный в виде стальной отливки, включает стакан 1 с прямоугольным основанием 2, ребра 3, выполненные у основания 2 корпуса, расположенные с меньшей стороны А прямоугольного основания 2 корпуса, при этом горловина 4 корпуса выполнена в виде шестигранника 5 и внутри горловины выполнены три выступа 6, которые равноудалены друг от друга по периметру горловины 4, внутренний шестигранник 7 горловины 4 корпуса развернут относительно внешнего шестигранника 5 корпуса на угол в интервале от 28° до 32°, при этом ось симметрии 8 одного из выступов 6.1, расположенного внутри горловины 4 корпуса совпадает с поперечной осью 9 большей стороны В прямоугольного основания 2 корпуса.

При этом, угол α раствора плоских поверхностей 10 каждого клина выполнен на 1,5° больше, чем угол β раствора плоских поверхностей 11 внутреннего шестигранника 7 горловины 4, к которому клин примыкает.

Кроме того, прямоугольное основание 2 корпуса поглощающего аппарата по краям А с ребрами 3 имеет толщину S в 1,5 раза больше, чем толщина S1 основания 2 в центре корпуса.

Корпус поглощающего аппарата работает следующим образом.

Под действием ударной нагрузки фрикционные клинья прижимаются к стенкам аппарата. После определенного времени эксплуатации поглощающего аппарата в местах контакта фрикционных клиньев со стенками корпуса аппарата будет наблюдаться выработка поверхностей стенок. После достижения максимальной выработки наблюдается критическое уменьшение толщины стенок корпуса, что приводит к возникновению растрескиваний корпуса, и следовательно может привести к выходу из строя аппарата. Применение корпуса с увеличенной толщиной стенок в месте контакта с фрикционными клиньями позволяет уменьшить износ стенок корпуса, предотвратить появление усталостных трещин и деформации корпуса.

Сохранение прочности корпуса поглощающего аппарата подтверждено расчетом прочности, который проведен в соответствии с требованиями «Норм для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)» и ГОСТ 33211-2014 «Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам». Оценка напряженного состояния корпуса производилась на основе метода конечных элементов (МКЭ) в конечно-элементном пакете ANSYS Workbench 18.2. Оценка прочности упора проведена по следующей схеме:

- на действие максимальной силы сжатия поглощающего аппарата при соударении грузовых вагонов Р = 3,5 МН, передающейся в продольном направлении. Прикладывается к нажимному конусу и через клинья передается на корпус аппарата.

В качестве зон измерения значений эквивалентных напряжений были выбраны зоны наиболее нагруженные для рассматриваемого расчетного режима. Поля распределения эквивалентных напряжений в элементах корпуса поглощающего аппарата при действии расчетных нагрузок представлены на фигурах 4-7.

Технический результат от заявляемого изобретения заключается в том, что выполнение внутреннего шестигранника горловины корпуса развернутым относительно внешнего шестигранника корпуса на угол в интервале от 28° до 32° таким образом, что ось симметрии одного из выступов, расположенного внутри горловины корпуса совпадает с поперечной осью большей стороны прямоугольного основания корпуса, позволяет распределить контактные напряжения от фрикционных клиньев на поверхности корпуса с наибольшим сечением, что, в свою очередь, позволяет уменьшить напряжения, возникающие в корпусе, в частности в горловине, во время работы, обеспечивает менее нагруженный режим эксплуатации детали за счет увеличения запаса прочности в критических зонах горловины, и, соответственно, снижает вероятность появления усталостных трещин, изломов горловины корпуса в эксплуатационный период, а так же положительно сказывается на надежности и безотказности работы аппарата в целом, при этом происходит снижение материальных затрат в рамках рекламационной деятельности.

Выполнение угла раствора плоских поверхностей каждого клина на 1,5° больше, чем угол раствора плоских поверхностей шестигранника горловины, к которому клин примыкает, гарантирует обеспечение контакта плоских поверхностей клина исключительно с ответными плоскими поверхностями шестигранника корпуса и исключает контакт вышеуказанных деталей по радиусам перехода во время приработки аппарата, что так же позволяет распределить контактные напряжения от фрикционных клиньев на поверхности корпуса с наибольшим сечением. Данное решение так же обеспечивает равномерную приработку аппарата по фрикционным поверхностям, недопущение контакта корпуса и фрикционных клиньев во время его приработки по переходным радиусам, т.е. в местах корпуса с наименьшим сечением, позволяет избежать преждевременного критического износа горловины корпуса в месте переходных радиусов, что, в свою очередь позволяет не только увеличить безотказный период работы детали за счет направленного износа внутренних поверхностей горловины корпуса, но и снизить материальные затраты на ремонт.

Выполнение прямоугольного основания корпуса поглощающего аппарата по краям с ребрами толщиной в 1,5 раза больше, чем толщина основания в центре корпуса позволяет снизить напряжения в центре основания корпуса от воздействия блока упругих элементов аппарата; снизить напряжения, распределяемые от основания корпуса на продольные ребра жесткости, исключить места концентрации напряжений, что обеспечивает увеличение безотказного периода работы детали, и возможность восприятия в том числе сверхнормативных нагрузок без деформаций основания.

В подтверждение данного утверждения, в таблице 1 приведены сравнительные данные по напряжениям, возникающие в заявляемой конструкции корпуса поглощающего аппарата и в конструкции корпуса с параллельными гранями наружного и внутреннего шестигранника горловины. Также указана величина снижения напряжений за счет применения указанного технического решения в конструкции корпуса поглощающего аппарата.

В настоящее время на заявляемое изобретение разработана конструкторская документация и ведутся всесторонние испытания опытных образцов.

Таблица 1 – Сравнительная таблица напряжений заявляемой конструкции корпуса поглощающего аппарата и конструкции корпуса с параллельными гранями наружного и внутреннего шестигранника горловины.

Нагрузка Р = 3,5 МН,
(в продольном
направлении)
Элементы
корпуса
аппарата
Эквивалентные напряжения (по Мизесу), МПа Среднее значение величины снижение напряжения,
%
Корпуса с параллельными гранями наружного и внутреннего шестигранника горловины Заявляемая конструкция корпуса поглощающего аппарата
Ребра 546,8 485,58 11,77
577,91 505,25
554,7 490,92
Основание 276,83 247,76 9,56
302,3 283,69
273,1 240,9
Внутренняя поверхность горловины 524,21 415,66 4,66
479,92 478,55
481,74 517,27
Наружная поверхность горловины 407,76 393,66 24,5
396,47 255,96

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-1 of 1 item.
16.06.2023
№223.018.7a32

Стена боковая железнодорожного вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции кузовов полувагонов. Стена боковая железнодорожного полувагона содержит обшивку (1) в виде продольного сборочного профиля и каркас (2), состоящий из верхней (3) и нижней (4) обвязок, концевых (5) и средних (6) стоек....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002738904
Дата охранного документа: 18.12.2020
Showing 1-10 of 10 items.
10.06.2013
№216.012.4718

Электрофильтр с фильтрующими элементами

Изобретение относится к технике, предназначенной для очистки газов от пыли, и может быть использовано в теплоэнергетике, металлургии, промышленности строительных материалов и других отраслях. Электрофильтр включает корпус, в котором размещены одно или несколько полей электрофильтра, а за ними...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483780
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.11.2013
№216.012.7c98

Пылеуловитель-классификатор

Изобретение относится к пылеуловителю-классификатору и может быть использовано в химической, фармацевтической, пищевой, строительной и других отраслях промышленности. Пылеуловитель-классификатор содержит входной патрубок, патрубки отвода пыли, коаксиально расположенные приемный цилиндр,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497569
Дата охранного документа: 10.11.2013
27.10.2015
№216.013.8aa7

Способ изготовления крыши вагона-хоппера

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к способу изготовления крыши вагона-хоппера. Способ изготовления крыши вагона-хоппера из композиционного материала, выполненной как самонесущая оболочка, заключается в изготовлении формообразующих элементов поперечных силовых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567098
Дата охранного документа: 27.10.2015
09.06.2018
№218.016.5f19

Полувагон железнодорожный

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции грузового полувагона. Полувагон железнодорожный содержит ходовые части (2) и кузов (1) с рамой (3). Стены торцевые включают горизонтальные пояса и угловые стойки. Стены боковые включают листы угловых стоек (12),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656795
Дата охранного документа: 06.06.2018
11.03.2019
№219.016.d896

Вагон-платформа для контейнеров

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к конструкции вагонов-платформ для транспортировки крупнотоннажных контейнеров. Вагон-платформа содержит ходовые части, на которые установлена рама (2) с размещенными на ней автосцепными устройствами, тормозным оборудованием и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002314221
Дата охранного документа: 10.01.2008
06.04.2019
№219.016.fe25

Способ изготовления осадительных электродов для электрофильтра

Изобретение относится к изготовлению осадительных электродов для электрофильтров, применяемых при электрической очистке газов от пыли. Изготавливают элементы осадительного электрода путем профилирования ленты в профилирующих валках профилегибочного стана и последующего отрезания от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002423200
Дата охранного документа: 10.07.2011
17.07.2019
№219.017.b5e3

Электрофильтр

Изобретение относится к области очистки газов от взвешенных частиц в различных отраслях промышленности. Устройство содержит осадительные электроды и коронирующие электроды, состоящие из отдельных рам с коронирующими элементами с возможностью воздействия вертикально направленным ударом....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002694661
Дата охранного документа: 16.07.2019
21.12.2019
№219.017.f081

Кузов железнодорожного вагона-хоппера

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается вагонов-хопперов для перевозки горячих окатышей и агломерата. Кузов железнодорожного вагона-хоппера содержит раму (1), боковые (7) и торцевые (8) стены, разгрузочные бункеры (9) с крышками (10), продольный конек, механизм разгрузки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002709520
Дата охранного документа: 18.12.2019
30.05.2020
№220.018.224e

Вагон-платформа универсальный с фитинговыми упорами

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в том числе к универсальным вагонам-платформам. Вагон-платформа содержит кузов, установленный на ходовые части, содержащий раму с деревянным полом. В полу выполнены отверстия, в которые установлены фитинговые упоры. Рама содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002722257
Дата охранного документа: 28.05.2020
11.05.2023
№223.018.5420

Железнодорожный вагон-платформа

Заявляемое изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкций грузовых вагонов-платформ. Железнодорожный вагон-платформа содержит ходовые тележки (1), автосцепные устройства (2), тормозное оборудование (3) и раму (4), которая включает хребтовую балку (5), поперечные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002795461
Дата охранного документа: 03.05.2023
+ добавить свой РИД