×
20.04.2023
223.018.4b16

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ОЦЕНКИ ОПОРНОЙ ПРОХОДИМОСТИ АВТОМОБИЛЯ ПРИ ЕГО ИСПЫТАНИЯХ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Способ относится к оценке опорной проходимости испытуемого автомобиля при преодолении деформируемого грунта (сухой сыпучий песок, сырой суглинок, снежная целина и т.п.) и касается определения комплексного коэффициента опорной проходимости испытываемого автомобиля относительно контрольного аналога. Способ заключается в перемещении испытуемого и контрольного автомобилей по сопоставимому мерному участку деформируемого грунта автомобилем-тягачом, определении единичного коэффициента опорной проходимости по удельной силе тяги на крюке и единичного коэффициента опорной проходимости по затратам оперативного времени на все виды подготовительных операций перед и после преодоления мерного участка деформируемого грунта и на движение через мерный участок, с последующим комплексированием единичных коэффициентов опорной проходимости испытуемого автомобиля. Технический результат – возможность количественной оценки опорной проходимости автомобиля. 1 ил.

Способ относится к оценке опорной проходимости испытуемого автомобиля при преодолении деформируемого грунта (сухой сыпучий песок, сырой суглинок, снежная целина и т.п.) и касается определения комплексного коэффициента опорной проходимости испытываемого автомобиля относительно контрольного аналога.

Известен способ оценки опорной проходимости автомобиля при преодолении деформируемого грунта согласно ГОСТ РВ 52048-2003 [1].

В известном способе определяют основные и дополнительные параметры проходимости автомобиля, в том числе максимальную силы тяги на крюке (Pmaxi), замеряемую с помощью динамометра при движении испытуемого и контрольного автомобилей по деформируемому грунту на низших передачах в коробке передач и раздаточной коробке с максимальной подачей топлива и при изменении (регулировке) нагрузки на крюке динамометрическим тягачом или буксируемым автомобилем, вычисляют удельную силу тяги на крюке (Кmaxi) относительно массы автомобиля (Gai) по выражению:

измеряют динамометром силу сопротивления буксированию (Рбi) протягиванием испытуемого и контрольного автомобилей при нейтральной передаче в коробке передач и раздаточной коробке с помощью собственной лебедки или лебедки другого автомобиля и рассчитывают коэффициент сопротивления буксированию (fбi) по выражению:

определяют наименьшее время прохождения (Тmini) автомобилями зачетного мерного участка деформируемого грунта (Lоi) в прямом и обратном направлениях с максимальной подачей топлива при движении без тяги на крюке при передачах в коробке передач и раздаточной коробке, обеспечивающих наименьшее время (Тmini) преодоления этого участка с предварительным разгоном. За наибольшую скорость автомобиля (Vmaxi) принимают среднее значение всех измерений, вычисляемых по выражению:

сопоставляют результаты испытаний (Pmaxi, Кmaxi, Рбi, fбi, Vmaxi) и согласно ГОСТ РВ 52048-2003 [1], п. 8.3, дают общую оценку проходимости испытываемых автомобилей в сравнении с контрольными образцами по способности преодоления деформируемых грунтов, снежной целины и др.

Недостатки указанного способа состоят в том, что формулы (1, 2, 3) не учитывают затраты оперативного времени [2] на подготовительные операции перед и после преодоления испытуемым и контрольным автомобилями деформируемого грунта (ориентировочно, величина затрат времени для разных автомобилей изменяется в пределах от 15 до 60 минут), не определяют количественный показатель оценки опорной проходимости испытуемого автомобиля по совокупности экспериментально полученных параметров, ограничиваются оценкой частных параметров проходимости испытуемого автомобиля по принципу «лучше-хуже» без их комплексирования, на этой основе выносят итоговую общую оценку опорной проходимости по деформируемому грунту без определения количественного показателя.

Задача изобретения состоит в разработке способа количественной оценки опорной проходимости автомобиля - по комплексному коэффициенту опорной проходимости, учитывающему удельную силу тяги на крюке, коэффициент сопротивления буксированию, максимальную скорость преодоления участка с деформируемым грунтом и затраты оперативного времени на подготовительные операции перед и после преодоления участка с деформируемым грунтом в сравнении с контрольным автомобилем.

Поставленная задача решается следующим образом:

- выбирают участок с деформируемым грунтом протяженностью (Lоi), определяют максимальную силу тяги на крюке (Pкamaxi) с помощью измерительного прибора (динамометра) при движении автомобиля на низшей передаче в трансмиссии с максимальной подачей топлива и при плавном увеличении нагрузки на крюке динамометрическим тягачом или буксируемым автомобилем до срыва грунта, рассчитывают (Кmaxi) по формуле (1);

- измеряют силу сопротивления буксированию (Рбаi) с помощью измерительного прибора (динамометра) протягиванием испытуемого и контрольного автомобиля при нейтрали в трансмиссии с помощью собственной лебедки или лебедки другого автомобиля, рассчитывают коэффициент буксирования (fбi) по формуле (2);

- определяют наименьшее время прохождения (Tmini) автомобилями зачетного мерного участка (Lоi) в прямом и обратном направлениях с максимальной подачей топлива при движении без тяги на крюке при передаче в трансмиссии, обеспечивающей наименьшее время (Tmini) преодоления этого участка с предварительным разгоном, рассчитывают максимальную скорость (Vmaxi) по формуле (3);

- замеряют затраты оперативного времени (Tснi) на снижение давления в шинах до заданного (как правило, минимального) перед участком с деформируемым грунтом, на восстановление давления (Твдi) в шинах до номинального после преодоления участка с деформируемым грунтом и прочие затраты времени (Тпрi) до и после преодоления этого участка согласно руководству по эксплуатации испытываемым и контрольным автомобилями, рассчитывают суммарные затраты оперативного времени по выражению:

- последовательно определяют коэффициент проходимости по затратам оперативного времени для испытываемого автомобиля (Тгi) относительно контрольного (Tгai) по выражению:

коэффициент проходимости по удельной силе тяги на крюке для испытываемого автомобиля (Кmaxi) относительно контрольного (Кmaxai) по выражению:

и комплексный коэффициент опорной проходимости по выражению:

Заявленный способ отличается от известного [1] тем, что экспериментально определяют и учитывают при оценке опорной проходимости затраты оперативного времени на движение через участок с деформируемым грунтом и на подготовительные операции перед и после участка (Tгi), исключают затраты времени на организационные мероприятия, не относящиеся к конструкции и техническому состоянию автомобиля. Таким образом, заявленный способ соответствует критерию изобретения «новизна».

Определение коэффициента проходимости по деформируемому грунту по затратам оперативного времени (Кврi) на преодоление участка с деформируемым грунтом, коэффициента проходимости по удельной силе тяги на крюке (Ктi) и комплексного коэффициента проходимости (Кпрi) испытуемого ТС относительно контрольного ТС позволяет получить количественную оценку проходимости ТС, что свидетельствует о соответствии изобретения критерию «существенные отличия».

Предлагаемый способ, например, позволяет определить комплексный коэффициент опорной проходимости автомобиля КАМАЗ-4350 (индекс «1») относительно контрольного автомобиля Урал-4320.10 (индекс «2») при преодолении деформируемого грунта «сухой сыпучий песок» по исходным данным, представленным в таблице, фиг. 1.

По формуле (1) определяют удельную силу тяги на крюке:

По формуле (6) определяют коэффициент проходимости по удельной силе тяги на крюке автомобиля КАМАЗ-5350 относительно Урал-4320.10:

По формуле (2) определяют коэффициент буксирования, косвенно учитываемый коэффициентом (Кmaxi):

По формуле (3) определяют максимальную скорость преодоления участка «сухой сыпучий песок»:

По формуле (4) определяют затраты оперативного времени на преодоление участка «сухой сыпучий песок»:

По формуле (5) определяют коэффициент проходимости по затратам оперативного времени автомобилем КАМАЗ-5350 относительно Урал-4320.10:

По формуле (7) определяют комплексный коэффициент проходимости автомобиля КАМАЗ-5350 относительно Урал-4320.10, через произведение двух коэффициентов (Кврi) и (Kтi):

Таким образом, в соответствии с заявленным способом получают количественный показатель опорной проходимости при преодолении деформируемого грунта «сухой сыпучий песок» - комплексный коэффициент проходимости (Кпрi) автомобиля КАМАЗ-5350 относительно Урал-4320.10, учитывающий коэффициент проходимости по затратам оперативного времени (Кврi) на движение и подготовительные операции перед и после участка с деформируемым грунтом «сухой сыпучий песок» и коэффициент по удельной силе тяги на крюке (Ктi), с косвенным учетом коэффициента буксирования (fбi), повышают объективность, полноту и точность оценки.

По аналогичной схеме определяют комплексный коэффициент проходимости (Кпрi) испытуемого автомобиля относительно контрольного при преодолении других видов деформируемых грунтов.

Источники информации

1. ГОСТ РВ 52048-2003. Автомобили многоцелевого назначения. Параметры проходимости и методы их определения. - М.: Стандартинформ, 2003. - 10 с.

2. Фединский Ю.И. Большой нормативно-технический словарь. Около 15000 терминов и их определений. - М.: Директ-Медиа. 2007. - 410 с.

3. Ксеневич И.П., Гоберман В.А., Гоберман Л.А. Технико-экономические основы проектирования машин и процессов. Методологические аспекты управления проектной деятельностью и принятия решений. Т. 3. - М.: Машиностроение, 2003. - 26 с.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-4 of 4 items.
20.04.2023
№223.018.4c76

Виброопора крепления кузова к раме автомобиля с изменяемой жесткостной характеристикой

Изобретение относится к области машиностроения. Виброопора содержит резиновую подушку, основание и втулку, выполненную перемещающейся с самостопорящейся резьбовой частью. Втулка имеет многогранник под ключ и пазы, входящие в зацепление с шестерней. Шестерня установлена соосно с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002759157
Дата охранного документа: 09.11.2021
20.04.2023
№223.018.4d21

Способ вентиляции и отвода пороховых газов обитаемого отделения бронированного транспортного средства

Изобретение относится к специальным транспортным средствам, имеющим бронированный обитаемый объем (кабину, модуль управления, функциональный модуль и др.) и бойницы для ведения огня из стрелкового оружия. Способ вентиляции и отвода пороховых газов обитаемого отделения бронированного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002756984
Дата охранного документа: 08.10.2021
21.05.2023
№223.018.694d

Система рекуперации выхлопных газов отопительно-вентиляционной установки

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к конструктивным элементам отопительно-вентиляционных установок, используемых для обогрева и вентиляции внутренних объемов транспортных средств. Система рекуперации выхлопных газов отопительно-вентиляционной установки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002794477
Дата охранного документа: 19.04.2023
21.05.2023
№223.018.694f

Система рекуперации выхлопных газов отопительно-вентиляционной установки

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к конструктивным элементам отопительно-вентиляционных установок, используемых для обогрева и вентиляции внутренних объемов транспортных средств. Система рекуперации выхлопных газов отопительно-вентиляционной установки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002794477
Дата охранного документа: 19.04.2023
Showing 1-10 of 14 items.
13.01.2017
№217.015.913e

Способ стимулирования ростовых процессов микроводоросли хлореллы

Изобретение относится к биотехнологии и может быть использовано для повышения продуктивности культивирования микроводорослей хлореллы. Способ предусматривает обработку микроводоросли Chlorella vulgaris ИФР № С-111 озоновоздушной смесью с концентрацией озона не более 7,2 мг/м в течение 6...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605636
Дата охранного документа: 27.12.2016
26.08.2017
№217.015.dfcf

Выкапывающий лемех для уборки мелкосидящих корнеплодов и лука

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению. Лемех содержит плоский подкапывающий элемент, связанный с рамой посредством кронштейна. Лемех снабжен транспортирующей секцией, соединенной проставками с плоским подкапывающим элементом и установленной с возможностью регулировки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002625179
Дата охранного документа: 12.07.2017
26.08.2017
№217.015.ed9c

Универсальная установка для измельчения кормов и приготовления соломенной муки

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению. Универсальная установка содержит установленные на раме (1) транспортер (2), прижимной транспортер (3), бункер (4), деку (5) и решето (6). Барабанный измельчитель (7) с рабочими органами – молотками установлен на валу, приводимом с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628799
Дата охранного документа: 22.08.2017
10.05.2018
№218.016.46e2

Способ определения дозы мелиоранта-коагулянта для солонцовых почв по порогу фильтрации

Изобретение относится к области мелиорации и рекультивации солонцовых почв, буровых шламов и засоленных грунтов. В способе определяют дозу мелиоранта-коагулянта для солонцовых почв по порогу фильтрации. В стеклянные трубки емкостью 250 мл вносят по 40 г подготовленной солонцовой почвы,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002650565
Дата охранного документа: 16.04.2018
26.07.2018
№218.016.759d

Способ испытания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к способам испытания авиационных газотурбинных двигателей (ГТД). Предварительно для данного типа двигателей проводят испытания с измерением остаточного объема масла в опорах двигателя после останова при нескольких значениях времени...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662258
Дата охранного документа: 25.07.2018
21.03.2019
№219.016.eae0

Пленочный материал пищевого назначения на основе хитозана и способ его получения

Изобретение относится к химической и биохимической технологии, точнее к пленочным материалам пищевого назначения на основе хитозана и способам их получения. Пленочный материал пищевого назначения на основе хитозана может быть использован, прежде всего, в пищевой промышленности и сельском...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682598
Дата охранного документа: 19.03.2019
02.10.2019
№219.017.cdc8

Устройство для последовательного инициирования секций перфорационной системы

Изобретение относится к нефтегазовой отрасли, а именно к конструктивной части перфорационных систем, спускаемых в нефтяные или газовые скважины, и может быть применено для перфорации нескольких разнесенных интервалов за одну спускоподъемную операцию для любых электрических средств...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002700856
Дата охранного документа: 23.09.2019
02.10.2019
№219.017.ce6f

Устройство для последовательного инициирования секций перфорационной системы

Изобретение относится к нефтегазовой отрасли. Устройство для последовательного инициирования перфорационной системы содержит корпус, электродетонатор, детонирующий шнур, электрический провод, устройство передачи детонации, электрический контакт, электронный модуль управления, управляемый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002700122
Дата охранного документа: 12.09.2019
25.12.2019
№219.017.f205

Способ нанесения покрытий электродуговой металлизацией

Изобретение относится к способу электродуговой металлизации и может найти применение в различных отраслях машиностроения и ремонтном производстве. Техническим результатом изобретения является повышение адгезионной прочности и износостойкости покрытий, полученных методом электродуговой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002710093
Дата охранного документа: 24.12.2019
04.02.2020
№220.017.fd26

Композиция печеночного паштета

Изобретение относится к мясной промышленности, а именно к получению печеночного паштета. Композиция содержит, мас. %: свиная шквара - 8-10, сливочное масло - 8-10, лук жареный - 6,5-7,5, морковь жареная - 6,5-7,5, соль поваренная - 0,8-1, печень говяжья печеная - остальное. Компоненты подобраны...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002712736
Дата охранного документа: 30.01.2020
+ добавить свой РИД