×
06.08.2020
220.018.3d42

Результат интеллектуальной деятельности: ПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА КОНТАКТНОЙ СЕТИ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к подъемному устройству для обслуживания и ремонта контактной сети. Подъемное устройство размещено на железнодорожном транспортном средстве и содержит опорную раму, изолированную рабочую площадку, защитное устройство работника. Железнодорожное транспортное средство снабжено двумя модулями. Первый модуль расположен на рабочей площадке и состоит из датчика наличия высокого напряжения, блока преобразования и передачи информации на радиочастоте и кнопки проверки работоспособности. Второй модуль расположен в кабине железнодорожного транспортного средства и состоит из блока приема информации на радиочастоте и ее преобразования, блока коммутации, светового табло и блока преобразования и передачи информации в стандарте GSM. Защитное устройство работника при попадании высокого напряжения на изолированную рабочую площадку соединяет заземляющий токоприемник железнодорожного транспортного средства с контактным проводом, при этом заземляющий токоприемник подключен к блоку коммутации и к звуковой информационной сигнализации, подключенной к блоку коммутации. Достигается создание устройства для защиты человека от поражения электрическим током и извещения о наличии опасного потенциала на корпусе подъемника. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к линиям электроснабжения: к проводке, к укладке и к ремонту контактных линий.

Известно подъемное устройство для обслуживания и ремонта контактной сети, содержащее верхнюю и среднюю раму, изолированную рабочую площадку, механизмы ее подъема и поворота, размещенную на железнодорожном транспортном средстве, лестницу для подъема персонала на подъемное устройство через переходную нейтральную площадку (scaletrainsclub.com/board/download/file.php?id=221467). На подъемное устройство персонал поднимается беспрепятственно. Для ограничения подъема персонала на подъемное устройство, когда контактная сеть находится под напряжением, применяется блокировочная дверь на лестнице, ведущей к переходной нейтральной площадке, состоящая из листа металла размером по ширине лестницы, навесов и запорного механизма.

Недостатком известного устройства является то, что отсутствует возможность осуществлять оперативный контроль о наличии потенциала высокого напряжения на рабочей площадке, в полной мере нет препятствий подъему персонала и касаний рабочей площадки. Кроме того, существует ограничение видимости бригаде железнодорожного транспортного средства.

В настоящее время работа на контактной сети под напряжением с изолированных площадок железнодорожных транспортных средств (автомотрис, дрезин) запрещена согласно п. 8.6.1 Инструкции по безопасности для электромонтеров контактной сети от 16.12.2010 г. №104 (https://library.fsetan.ru/doc/instruktsiya-po-bezopasnosti-dlya-elektromonterov-kontaktnoj-seti/) и в соответствии с техническим указанием Департамента электрификации и электроснабжения ОАО "РЖД" №О-1/04 «О запрете выполнения на контактной сети работ под напряжением с изолированных площадок автомотрис и дрезин» от 22.06.2004 г. № ЦЭТ-19 (Сборник технических указаний, информационных материалов и руководящих документов по хозяйству электроснабжения железных дорог, разработанных в 2004 году / Департамент электрификации и электроснабжения ОАО "Российские железные дороги". - Москва: "ТРАНСИЗДАТ", 2005. - 184 с.).

В период с 1969-2019 года произошло 75 смертельных случаев при работе под напряжением с изолированной площадки железнодорожного транспортного средства из-за шунтирования изоляции площадки, либо самими пострадавшими, либо посторонними предметами. Приведем примеры последних случаев:

27.06.2013 года смертельно травмирован напряжением 3,3 кВ электромонтер контактной сети дистанции электроснабжения станции Москва-Курская. По пути бригада решила восстановить оборванную струну в пролете опор 130-132 с изолированной площадки автомотрисы дизельной монтажной под напряжением. Производитель работ и ответственный руководитель работ поднялись на площадку автомотрисы для производства работ, погибший самостоятельно приблизился к площадке автомотрисы, находящейся под напряжением 3,3 кВ и был смертельно травмирован.

12.04.2019 года смертельно травмирован напряжением 3,3 кВ старший электромеханик контактной сети дистанции электроснабжения станции Тюмень. Производитель работ (погибший) дал указание бригаде восстановить оборванную струну в пролете опор 77-79 с изолированной площадки автомотрисы дизельной монтажной под напряжением. Погибший при подаче ножниц ими коснулся площадки, тем самым перекрыл изоляцию площадки автомотрисы, находящейся под напряжением 3,3 кВ и был смертельно травмирован.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому устройству является подъемное устройство для обслуживания и ремонта контактной сети (патент RU 122617 U1 МПК В60М 1/28, опубл. 10.12.2012 Бюл. №34), содержащее раму, изолированную рабочую площадку, имеющую механизмы ее подъема и поворота и размещенную на железнодорожном транспортном средстве. Подъемное устройство дополнительно снабжено двумя модулями, один из которых расположен на рабочей площадке и состоит из датчика наличия высокого напряжения, блока преобразования и передачи информации на радиочастоте, кнопки проверки работоспособности, а второй расположен в кабине железнодорожного транспортного средства и состоит из блока приема информации на радиочастоте и ее преобразования, блока коммутации, светового табло и блока преобразования и передачи информации в стандарте GSM.

Недостатком данного подъемного устройства является то, что несмотря на имеющуюся функцию информирования о наличии высокого потенциала на изолированной рабочей площадке, оно не исключает попадание работников под высокий потенциал. Отсутствует автоматическое выравнивание опасного потенциала между изолированной площадкой железнодорожного транспортного средства и рамой. Световое табло, установленное в кабине железнодорожного транспортного средства, информирует только бригаду железнодорожного транспортного средства, когда ремонтная бригада находится на палубе железнодорожного транспортного средства. Отсутствие звукового информирования ремонтной бригады о появлении высокого потенциала на изолированной площадке железнодорожного транспортного средства может привести к травмированию работников ремонтной бригады и к смертельным случаям.

Технической задачей изобретения является создание подъемного устройства для обслуживания и ремонта контактной сети с усовершенствованным защитным устройством, способным защитить работника при попадании высокого потенциала на изолированную площадку железнодорожного транспортного средства, автоматически уравнять опасный потенциал и оповестить весь технологический персонал о появлении высокого напряжения на изолированной площадке железнодорожного транспортного средства.

Технический результат - повышение безопасности за счет исключения случаев электротравмирования работников при попадании высокого напряжения на изолированную площадку железнодорожного транспортного средства.

Для решения технической задачи и достижения указанного технического результата в подъемном устройстве для обслуживания и ремонта контактной сети, содержащем опорную раму, изолированную рабочую площадку с механизмами ее подъема и поворота, размещенную на железнодорожном транспортном средстве, защитное устройство работника при попадании высокого напряжения на изолированную рабочую площадку железнодорожного транспортного средства, снабженное двумя модулями, один из которых расположен на рабочей площадке и состоит из датчика наличия высокого напряжения, блока преобразования и передачи информации на радиочастоте, кнопки проверки работоспособности, а второй расположен в кабине железнодорожного транспортного средства и состоит из блока приема информации на радиочастоте и ее преобразования, блока коммутации, светового табло и блока преобразования и передачи информации в стандарте GSM, согласно изобретению, защитное устройство работника при попадании высокого напряжения на изолированную рабочую площадку железнодорожного транспортного средства оснащено заземляющим токоприемником, который подключен к блоку коммутации и электрически соединен с контактным проводом, и звуковой информационной сигнализацией, подключенной к блоку коммутации.

Заземляющий токоприемник подключен к блоку коммутации короткозамыкателем управления.

Звуковая информационная сигнализация выведена на внешнюю часть кабины железнодорожного транспортного средства со стороны изолированной рабочей площадки.

На фиг. 1 схематично показано подъемное устройство для обслуживания и ремонта контактной сети; на фиг. 2 показана функциональная схема подъемного устройства для обслуживания и ремонта контактной сети.

Подъемное устройство для обслуживания и ремонта контактной сети (фиг. 1) содержит размещенную на железнодорожном транспортном средстве 1 рабочую площадку 2, установленную на опорной раме 3 этого средства через механизмы подъема 4 и поворота 5 и электрически изолированную от опорной рамы 3 посредством изоляторов 6, нейтральную переходную площадку 7, лестницу 8 и защитное устройство работника при попадании высокого напряжения на изолированную рабочую площадку 2 (фиг. 2). Защитное устройство работника при попадании высокого напряжения на изолированную рабочую площадку включает модуль 9 (фиг. 1-2), расположенный на изолированной рабочей площадке 2 и состоящий из датчика наличия высокого напряжения 10 (фиг. 2), блока преобразования и передачи информации по радиочастоте 11, кнопок проверки работоспособности 12, и модуль 13 (фиг. 1-2), расположенный в кабине 14 (фиг. 1) железнодорожного транспортного средства 1 и состоящий из блока приема информации по радиочастоте и ее преобразования 15 (фиг. 2), блока коммутации 16, в котором предусмотрены выводы контактов для подключения сигнализации на световом табло 17 (фиг.2) в кабине 14 (фиг. 1) железнодорожного транспортного средства 1, звуковой информационной сигнализации 18 (фиг. 1-2), заземляющего токоприемника 19, подключенного к блоку коммутации 16 (фиг. 1) при помощи короткозамыкателя управления и электрически соединенного с контактным проводом 20 (фиг. 1), и блока преобразования и передачи информации в стандарте GSM 21 (фиг. 2) на сотовый телефон 22 заданного абонента. Звуковая информационная сигнализация 18 (фиг. 1-2) подключена к блоку коммутации 16 и выведена на внешнюю часть кабины 14 (фиг. 1) железнодорожного транспортного средства 1 со стороны изолированной рабочей площадки 2.

Предлагаемое подъемное устройство для обслуживания и ремонта контактной сети работает следующим образом. При проведении работ на контактной сети и линиях электропередач изолированную рабочую площадку 2 (фиг. 1) поднимают с помощью механизма подъема 4 на необходимую высоту, а с помощью механизма поворота 5 поворачивают в нужную сторону. В случае возникновения на изолированной рабочей площадке 2 потенциала высокого напряжения срабатывает датчик наличия высокого напряжения 10 (фиг. 2), сигнал от которого передается в блок преобразования и передачи информации по радиочастоте 11, который на основе полученной информации формирует кодированный сигнал на радиочастоте для передачи его в блок приема информации по радиочастоте и ее преобразования 15. В случае приема сигнала о наличии потенциала высокого напряжения на изолированной рабочей площадке 2 в блоке приема информации по радиочастоте и ее преобразования 15 происходит замыкание контактов, которые управляют контактной группой блока коммутации 16, вследствие чего происходит срабатывания сигнализаций на световом табло 17 и звуковой информационной сигнализации 18 на палубе железнодорожного транспортного средства 1. Срабатывание контактов в блоке коммутации 16 вызывает срабатывание коротко-замыкателя заземляющего токоприемника 19 (фиг. 1), который поднимается и электрически соединяется с контактным проводом 20, тем самым выравнивая опасный потенциал, блока преобразования и передачи информации в стандарте GSM 21 (фиг. 2), который формирует сигнал вызова на сотовый телефон 22 заданного абонента. Входящий вызов на сотовый телефон 22 заданного абонента идентифицируется как факт возникновения потенциала высокого напряжения на изолированной рабочей площадке 2 (фиг. 1) железнодорожного транспортного средства 1. В заявляемом подъемном устройстве предусмотрена возможность проверки работоспособности модулей 9 и 13, для чего в модуле 9 имеется кнопка проверки работоспособности 12 (фиг. 2), контакты которой подключены параллельно контактам датчика наличия высокого напряжения 10 и имитируют его срабатывание.

Таким образом, предлагаемое подъемное устройство для обслуживания и ремонта контактной сети позволяет гарантированно защитить работника при попадании высокого потенциала на изолированную рабочую площадку железнодорожного транспортного средства, автоматически уравнять опасный потенциал, оповестить весь технологический персонал о появлении высокого напряжения, тем самым обеспечивая повышение безопасности не только бригаде железнодорожного транспортного средства, но и ремонтной бригаде, находящейся на изолированной рабочей площадке железнодорожного транспортного средства.


ПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА КОНТАКТНОЙ СЕТИ
ПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА КОНТАКТНОЙ СЕТИ
ПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА КОНТАКТНОЙ СЕТИ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 14 items.
01.08.2019
№219.017.baeb

Контролируемый светодиодный светофор

Изобретение относится к регулирующим и предупреждающим устройствам, устанавливаемым вдоль маршрута следования поездов. Контролируемый светодиодный светофор содержит источник напряжения, контакт сигнального реле, обмотку огневого реле, группу N последовательно и согласно включенных светодиодов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695968
Дата охранного документа: 29.07.2019
01.08.2019
№219.017.bafe

Способ управления движением поездов и система для его реализации

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике для регулирования движения поездов. Способ включает движение поездов со станции отправления, содержащей станционную аппаратуру, по перегону, разделенному на постоянное число блок-участков с постоянными длинами и с аппаратурой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695965
Дата охранного документа: 29.07.2019
02.10.2019
№219.017.cdc4

Железобетонная шпала для изолирующих стыков сигнального тока рельсовых цепей с импульсным питанием (варианты)

Изобретение относится к конструкции верхнего строения железнодорожных путей, в частности к железобетонным шпалам для изолирующих стыков сигнального тока. Железобетонная шпала выполняется цельнобрусковой, предварительно напряженной, струнобетонной с одним или несколькими каналами. Каналы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002700249
Дата охранного документа: 13.09.2019
02.10.2019
№219.017.cfc7

Тиристорный ключ

Изобретение относится к импульсной технике, а именно к устройствам коммутации силовых электрических сигналов при помощи полупроводниковых приборов, и может быть использовано в устройствах преобразовательной техники или формирования коротких импульсов, например, лазерной техники. Технический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002700393
Дата охранного документа: 16.09.2019
24.11.2019
№219.017.e64c

Источник электропитания устройств железнодорожной автоматики

Изобретение относится к устройствам электротехники и может быть использовано в системах управления движением поездов для питания устройств железнодорожной автоматики, регулирующих движение поездов. Источник электропитания устройств железнодорожной автоматики включает выпрямитель, выход которого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002706851
Дата охранного документа: 21.11.2019
17.02.2020
№220.018.0398

Способ защитного заземления контактной сети при замене рельсо-шпальной решетки широким фронтом

Изобретение относится к способу защитного заземления контактной сети при замене рельсо-шпальной решетки широким фронтом. Способ включает заземление контактной подвески, электрически соединенной с рельсами, переносными заземляющими штангами контактной сети и искусственными заземлителями,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714276
Дата охранного документа: 13.02.2020
17.02.2020
№220.018.03a4

Переносное заземляющее устройство

Изобретение относится к переносному заземляющему устройству, которое включает в себя: ручку в виде трубы, крюк, усовик, фиксирующую пружину изогнутой формы, спутниковый трекер и заземляющий трос. Ручка в виде трубы состоит из нижней изолирующей части и верхней токопроводящей части. К...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714282
Дата охранного документа: 13.02.2020
31.07.2020
№220.018.3977

Способ закрытия люков железнодорожных полувагонов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к технологии механизации погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте и может быть использовано для закрытия люков железнодорожных полувагонов. Способ закрытия люков железнодорожных полувагонов включает закрытие люков источником механической энергии в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728155
Дата охранного документа: 28.07.2020
31.07.2020
№220.018.3acb

Способ разогрева смерзшегося груза в вагонах при движении и стоянке грузового поезда и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения. Способ разогрева смерзшегося груза в вагонах при движении и стоянке грузового поезда включает разогрев груза в вагонах до прибытия грузового поезда на станцию выгрузки. Разогрев груза в вагонах производят с использованием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728021
Дата охранного документа: 28.07.2020
20.04.2023
№223.018.4aed

Цифровая система интеллектуальной информационной технологической связи на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к технике электрической связи. Технический результат - повышение безопасности движения поездов и охраны труда, сокращение времени затрачиваемого на выполнение регламента переговоров и повышение качества работы системы. Для этого предложена цифровая система связи, которая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002771937
Дата охранного документа: 13.05.2022
Showing 1-7 of 7 items.
20.04.2016
№216.015.347e

Устройство токовой защиты контактной сети постоянного тока

Использование: в области электроэнергетики. Технический результат - повышение эффективности работы токовых защит фидеров тяговых подстанций постоянного тока. Устройство включает устройство для заземления опор контактной сети, содержащее протяженный заземлитель, соединенный через поляризующий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581619
Дата охранного документа: 20.04.2016
12.01.2017
№217.015.5ae8

Устройство для создания переменного магнитного и электрического полей

Изобретение относится к генерированию электромагнитных полей для исследований их воздействия на биоорганизмы. Предложенное устройство содержит две электрические цепи, первая из которых включает генератор переменного напряжения, который входом подключен к сети напряжением 220 B и выходом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002589497
Дата охранного документа: 10.07.2016
09.11.2018
№218.016.9b54

Переносная заземляющая штанга

Изобретение относится к линиям электроснабжения: к проводке, укладке и ремонту контактных линий, а именно к заземляющим устройствам. Сущностью изобретения является то, что токопроводящая часть заземляющей штанги снабжена контролирующим устройством с автономным пультом, причем контролирующее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672041
Дата охранного документа: 08.11.2018
29.03.2019
№219.016.f71b

Способ получения монокристалла нитрида тугоплавкого металла и изделия из него, получаемого этим способом

Изобретение предназначено для химической, электротехнической, радиоэлектронной промышленности, материаловедения и может быть использовано для получения различных изделий: проволоки, проволочной спирали, лент, тонкостенных трубок, лодочек для работы в агрессивных средах и/или для работы при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002431002
Дата охранного документа: 10.10.2011
29.06.2019
№219.017.a0b9

Способ контроля уровня напряженности магнитного поля электроустановок переменного тока и устройство для его осуществления

Изобретение относится к измерению электрических и магнитных величин, а именно к устройствам и способам измерения напряженности магнитных полей. Сущность изобретения заключается в том, что измеряют напряженность магнитного поля электроустановок, при этом измерения его производят непрерывно,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002436111
Дата охранного документа: 10.12.2011
17.02.2020
№220.018.0398

Способ защитного заземления контактной сети при замене рельсо-шпальной решетки широким фронтом

Изобретение относится к способу защитного заземления контактной сети при замене рельсо-шпальной решетки широким фронтом. Способ включает заземление контактной подвески, электрически соединенной с рельсами, переносными заземляющими штангами контактной сети и искусственными заземлителями,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714276
Дата охранного документа: 13.02.2020
17.02.2020
№220.018.03a4

Переносное заземляющее устройство

Изобретение относится к переносному заземляющему устройству, которое включает в себя: ручку в виде трубы, крюк, усовик, фиксирующую пружину изогнутой формы, спутниковый трекер и заземляющий трос. Ручка в виде трубы состоит из нижней изолирующей части и верхней токопроводящей части. К...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714282
Дата охранного документа: 13.02.2020
+ добавить свой РИД