×
06.08.2020
220.018.3d25

Результат интеллектуальной деятельности: НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к приводу дополнительного масляного насоса транспортных средств. Насосный агрегат содержит насос (1) с приводом его вала (6) от выходного вала коробки передач. С валом (6) имеет подвижное шлицевое соединение установленная на нем подпружиненная муфта (13) для соединения вала (6) с ведущим валом (7), связанным с выходным валом коробки передач. Муфта (13) имеет гидравлический привод посредством поршня (19), образующего вместе со стаканом (11), в котором он установлен, кольцевую гидравлическую камеру (22), сообщенную с насосом, имеющим привод от двигателя транспортного средства. Достигается повышение надежности работы коробки передач, обеспечивается компактность насосного агрегата и упрощение его обслуживания и ремонта. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Техническое решение относится к трансмиссиям транспортных средств, в частности насосному агрегату, имеющему привод от выходного вала коробки передач трансмиссии транспортного средства.

Известен насосный агрегат коробки передач транспортного средства, содержащий задний масляный насос, имеющий привод от выходного вала коробки передач. Задний масляный насос установлен в промежуточной стенке, расположенной между картером коробки передач и ее крышкой (см. Автомобиль «Чайка». Руководство по эксплуатации. Всесоюзное объединение «Автоэкспорт», 1974, с. 52-53, рис. 25). Известен также насосный агрегат коробки передач транспортного средства, содержащий задний насос с приводом от выходного вала коробки передач, размещенный в корпусе, прикрепленном к задней стенке коробки передач (см. Автоматические коробки передач / Пер. с англ. С.А. Лаптева, О.Л. Левенстерн. - М.: Машгиз, 1958, с. 190-191). Однако такое размещение насосного агрегата затрудняет доступ к нему для технического обслуживания и ремонта, а также увеличивает осевые габариты коробки передач.

За прототип, по совокупности существенных признаков, принят насосный агрегат коробки передач транспортного средства, содержащий насос, вал которого имеет постоянный зубчатый привод от выходного вала коробки передач (см. SU 716884, опубл. 25.02.1980). Однако постоянный привод насоса от выходного вала коробки передач приводит к дополнительным затратам энергии и повышенному износу насосного агрегата.

Была поставлена задача - обеспечить автоматическое включение привода насосного агрегата коробки передач в случаях, когда основной насос, имеющий привод от двигателя транспортного средства, по каким-либо причинам не работает. Это может понадобиться для обеспечения смазки трущихся элементов коробки передач при буксировке транспортного средства с неработающим двигателем без отсоединения карданного вала. Кроме того, давление смазочной жидкости в гидравлической системе необходимо для включения передачи в коробке передач с гидравлическим управлением при запуске двигателя буксировкой.

Решение задачи обеспечения автоматического включения привода насосного агрегата коробки передач транспортного средства достигается тем, что в насосном агрегате, содержащем насос с приводом его вала от выходного вала коробки передач, с валом насоса имеет подвижное шлицевое соединение установленная на нем подпружиненная муфта для соединения вала насоса с ведущим валом, связанным с выходным валом коробки передач. Упомянутая муфта имеет гидравлический привод посредством поршня, образующего вместе со стаканом, в котором он установлен, кольцевую гидравлическую камеру, сообщенную с насосом, имеющим привод от двигателя транспортного средства.

При такой конструкции насосного агрегата обеспечивается автоматическое включение его привода и тем самым исправная подача рабочей жидкости на смазку трущихся элементов коробки передач в случае выхода из строя основного насоса, имеющего привод от двигателя транспортного средства, или самого двигателя, что повышает надежность работы коробки передач. При этом обеспечены компактность насосного агрегата и упрощение его обслуживания и ремонта.

Муфта выполнена кулачковой с торцевыми зубьями и установлена на валу насоса между разрезным упорным кольцом и шайбой, зафиксированной с помощью такого же упорного кольца. Между шайбой и муфтой в сделанной в ней выемке размещена волновая пружина. Такое размещение пружины позволяет уменьшить осевые габариты насосного агрегата.

Поршень выполнен ступенчатым и имеет подвижное шлицевое соединение со стаканом, размещенным в картере коробки передач.

Муфта сделана с кольцевым ободком, расположенным напротив внутренней ступени поршня.

На фигуре 1 изображен насосный агрегат коробки передач транспортного средства во включенном состоянии.

На фигуре 2 показан насосный агрегат в выключенном состоянии.

Насосный агрегат коробки передач транспортного средства, изображенный на фигуре 1, содержит насос 1, расположенный в корпусе 2, закрытом крышкой 3. Крышка 3 соединена с корпусом насоса винтами 4, головки которых расположены в полости, сделанной в этой крышке. Внутри крышки 3 расположена манжета 5 из маслостойкой резины, охватывающая вал 6 насоса 1. Соосно с валом 6 установлен ведущий вал 7, имеющий на конце, обращенном к валу 6 насоса 1, торцевые зубья 8 (фигура 2). С валом 7 имеет шлицевое соединение установленная на нем шестерня 9 (фигура 1), имеющая зубчатый привод от выходного вала коробки передач (на фигурах не показана). Ведущий вал 7 установлен на двухрядном подшипнике 10 качения в стакане 11, размещенном в картере 12 коробки передач.

Насосный агрегат содержит подпружиненную кулачковую муфту 13 с торцевыми зубьями 14 (фигура 2) для связи вала 6 насоса 1 с ведущим валом 7. Такие кулачковые муфты показаны, например, в заявках на выдачу охранных документов в Швейцарии №666098, в КНР №108916261, а также в Европейском патенте №0133645, патентах РФ №2534459 и США №9109634. Муфта 13 имеет подвижное шлицевое соединение с валом 6. Она установлена на нем между разрезным упорным кольцом 15 (фигура 1) и шайбой 16, зафиксированной с помощью разрезного упорного кольца 17. Между шайбой 16 и муфтой 13 в сделанной в ней выемке размещена волновая пружина 18.

Кулачковая муфта 13 имеет гидравлический привод посредством ступенчатого поршня 19, сделанного с кольцевым зубчатым гребнем 20 (фигура 1), имеющим подвижное шлицевое соединение со стаканом 11. Муфта 13 сделана с кольцевым ободком 21, расположенным напротив внутренней ступени поршня 19. Напротив внешней ступени поршня 19 между уплотнительными кольцами расположена гидравлическая камера 22, предназначенная для перемещения в сторону насоса муфты 13 для отключения его привода. Гидравлическая камера 22 сообщена с насосом, имеющим привод от двигателя транспортного средства (на фигурах не показаны).

Насосный агрегат приводится в действие, когда основной насос, имеющий привод от двигателя транспортного средства, по каким-либо причинам не работает. В этом случае давление рабочей жидкости в гидравлической камере 22 насосного агрегата отсутствует (фигура 1). При отсутствии давления в гидравлической камере 22 кулачковая муфта 13 под действием волновой пружины 18 находится в крайнем левом положении, упираясь в разрезное кольцо 15. При этом торцевые зубья кулачковой муфты 13 зацеплены с торцевыми зубьями ведущего вала 7, обеспечивая тем самым соединение вала 6 насоса 1 с ведущим валом 7. При движении транспортного средства вращение от выходного вала коробки передач передается через шестерню 9 на вал 7, а оттуда на вал 6 насоса 1. Это обеспечивает надежную подачу рабочей жидкости на смазку трущихся элементов коробки передач и возможность переключения передач, если коробка передач имеет гидравлическое управление.

При исправном насосе, приводимом двигателем транспортного средства, в гидравлической камере 22 насосного агрегата будет присутствовать давление рабочей жидкости (фигура 2). Под его действием поршень 19 и кулачковая муфта 13 будут находиться в крайнем правом положении, при котором валы 6 и 7 будут разъединены, а насос 1 выключен.

Таким образом, созданный насосный агрегат обеспечивает надежную подачу рабочей жидкости на смазку трущихся элементов коробки передач в случае возникновения аварийной ситуации, когда основной насос, имеющий привод от двигателя транспортного средства, выходит из строя или его привод не может осуществляться. При исправном основном насосе обеспечено автоматическое отключение насосного агрегата, вследствие чего снижаются затраты энергии на его привод и уменьшается его износ. При этом обеспечены компактность насосного агрегата, простота его обслуживания и ремонта.


НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 62 items.
29.12.2017
№217.015.f3ec

Сцепляющий узел трансмиссии транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям. Сцепляющий узел трансмиссии транспортного средства содержит меньшую и большую многодисковые фрикционные муфты с гидравлическим управлением посредством гидроцилиндров. Ступица (25) гидроцилиндра меньшей муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002637053
Дата охранного документа: 29.11.2017
19.01.2018
№218.016.0df3

Двухкамерный топливный бак

Изобретение относится к системам питания двигателей внутреннего сгорания, а именно к топливным бакам транспортных средств. Двухкамерный топливный бак содержит топливный насос (4) с перепускным клапаном (5), который установлен в основной камере (2). Дополнительная камера (3) сообщена с камерой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633090
Дата охранного документа: 11.10.2017
10.05.2018
№218.016.3814

Способ трассировки маршрута движения автоматического транспортного средства

Способ трассировки маршрута движения автоматического транспортного средств (АТС) относится к способам организации движения автоматически управляемых транспортных средств и может быть использован в любой отрасли народного хозяйства для автоматизированных перевозок различных грузов и пассажиров....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646771
Дата охранного документа: 07.03.2018
10.05.2018
№218.016.3b39

Узел сцеплений трансмиссии транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств. Узел сцеплений содержит два нормально замкнутых пружинами (1) и (2) масляных многодисковых сцепления (3) и (4), управляемые посредством гидроцилиндров (5) и (6). Сцепление (3), связывающее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647341
Дата охранного документа: 15.03.2018
10.05.2018
№218.016.4623

Способ управления автоматическим транспортным средством

Изобретение относится к системам управления транспортным средством. В способе управления автоматическим транспортным средством из долговременной памяти ЭВМ извлекают математически обработанное изображение дорожного полотна с элементами сканирования, математически преобразуют его в изображение в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649962
Дата охранного документа: 10.04.2018
10.05.2018
№218.016.496c

Двойное многодисковое сцепление трансмиссии транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств. Двойное многодисковое сцепление трансмиссии транспортного средства содержит корпус (1), гидроцилиндры (2,3), внешнюю и внутреннюю муфты (4,5) и фрикционные диски (7, 8 и 10, 11). В местах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651367
Дата охранного документа: 19.04.2018
10.05.2018
№218.016.4a29

Семиступенчатая коробка передач транспортного средства

Изобретение относится к коробке передач. Коробка передач содержит два первичных вала (1) и (2) разного диаметра, имеющих привод от двух сцеплений (3) и (4), промежуточный вал (5) и вторичный вал (6). На валу (1) большего диаметра свободно установлены два зубчатых колеса (7) и (8), соединяемых с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651313
Дата охранного документа: 19.04.2018
18.05.2018
№218.016.51d1

Двойное сцепление

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств. Двойное сцепление содержит корпус (1), соединенный с ведущим валом (4), две фрикционные муфты (5, 6) и ведомые валы. Корпус (1) соединен со ступицей (2), крышкой (3) и ведущим валом (4). Две...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653349
Дата охранного документа: 07.05.2018
09.06.2018
№218.016.5f3e

Устройство электрогидравлического управления двойным сцеплением и коробкой передач

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств. Устройство управления двойным сцеплением и коробкой передач содержит двухпозиционные клапаны (68) и (69) с электрическим управлением, при включении сообщающие гидроцилиндры фрикционных муфт двойного сцепления с напорной гидролинией...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656809
Дата охранного документа: 06.06.2018
26.07.2018
№218.016.7503

Двойное сцепление трансмиссии транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям. Двойное сцепление трансмиссии транспортного средства содержит корпус (1), вал (2), фрикционные муфты (3, 4), входные валы (5, 6) коробки передач, гидроцилиндры (23, 24) управления муфтами. Многодисковые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662337
Дата охранного документа: 25.07.2018
Showing 1-10 of 24 items.
27.09.2013
№216.012.6f55

Способ науглероживания чугуна с использованием наноструктурированного науглероживателя

Изобретение относится к металлургии и литейному производству, в частности к получению чугуна с высоким содержанием углерода. Способ включает выплавку исходного расплава чугуна в печи, инжекционный ввод науглероживателя и выпуск расплава металла, при этом выплавку исходного расплава чугуна в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494152
Дата охранного документа: 27.09.2013
10.10.2013
№216.012.7324

Способ производства высокопрочных чугунов с шаровидным или вермикулярным графитом на основе наноструктурированного науглероживателя

Изобретение относится к области черной металлургии и может быть использовано при получении высокопрочных чугунов с шаровидным или вермикулярным графитом. Способ включает расплавление шихты в плавильном агрегате, температурную обработку расплава при 1300…1650°С, при этом при получении чугуна с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495133
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.01.2015
№216.013.1967

Трехосный автомобиль с комбинированной энергетической установкой

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Трехосный автомобиль с комбинированной энергетической установкой содержит тепловой двигатель, связанный с колесами среднего моста, обратимые электрические машины, трансмиссию и бортовую управляющую систему. Автомобиль выполнен с приводом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537931
Дата охранного документа: 10.01.2015
20.06.2015
№216.013.55c6

Система охлаждения с отключаемыми радиаторами

Изобретение относится к конструкциям систем охлаждения узлов и агрегатов транспортного средства. Система охлаждения с отключаемыми радиаторами содержит не менее одного охлаждаемого объекта (1), более одного радиатора (4) с вентилятором и более одного насоса (6). Радиаторы и насосы соединены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553488
Дата охранного документа: 20.06.2015
10.08.2015
№216.013.68e4

Устройство управления приводом ведущих колес транспортного средства с расширенными функциональными возможностями

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Устройство управления приводом ведущих колес транспортного средства с расширенными функциональными возможностями содержит две обратимые электрические машины, два тяговых инвертора, блоки преобразования и накопления энергии, тепловой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558405
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.09.2015
№216.013.7688

Устройство гидравлического привода клапана двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в приводах клапанов газораспределения двигателя внутреннего сгорания. Устройство гидравлического привода клапана двигателя внутреннего сгорания содержит закрепленный на головке блока цилиндров двигателя корпус (1) гидроцилиндра, в полости которого с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561933
Дата охранного документа: 10.09.2015
10.09.2015
№216.013.768b

Исполнительный механизм гидравлического привода клапана двигателя внутреннего сгорания (варианты)

Изобретение может быть использовано для привода газораспределительных клапанов двигателя внутреннего сгорания. Исполнительный механизм гидравлического привода клапана двигателя внутреннего сгорания содержит закрепленный на головке блока цилиндров двигателя корпус (1) гидроцилиндра, в полости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561936
Дата охранного документа: 10.09.2015
20.10.2015
№216.013.879d

Способ управления комбинированной силовой установкой гибридного транспортного средства

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. Способ управления комбинированной силовой установкой гибридного транспортного средства заключается в том, что в навигационную систему транспортного средства вводят данные о проходимом маршруте в 3D-формате и по сигналам навигационной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566320
Дата охранного документа: 20.10.2015
27.11.2015
№216.013.93fe

Шестиколесный автомобиль с комбинированным приводом

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. Шестиколесный автомобиль с комбинированным приводом содержит передние, средние и задние колеса, тепловой двигатель, связанный с передними и средними колесами, коробку передач и раздаточную коробку, обратимую электрическую машину,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569505
Дата охранного документа: 27.11.2015
10.12.2015
№216.013.95da

Устройство гидравлического привода клапана двигателя внутреннего сгорания (варианты)

Изобретение может быть использовано в приводе впускного или выпускного клапанов газораспределения двигателя внутреннего сгорания. Устройство гидравлического привода клапана двигателя внутреннего сгорания содержит закрепленный на головке блока цилиндров двигателя корпус (1) гидроцилиндра, в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569982
Дата охранного документа: 10.12.2015
+ добавить свой РИД