×
31.07.2020
220.018.3aad

Противооползневая конструкция укрепления дорожных насыпей на неустойчивых склонах

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области строительства, в частности к укреплению оползневых оснований на неустойчивых склонах. Противооползневая конструкция представляет собой раму, выполненную из буронабивных свай, соединенных поверху тягами в виде гибких стержней, прикрепленных своими концами к закладным деталям в оголовках свай. Сопряжение наклонной сваи с вертикальной сваей выполнено шарнирным. Шарнирный узел выполняется путем опирания продольных нижних элементов армокаркаса наклонной сваи на поперечные элементы армокаркаса вертикальной сваи в месте присоединения, определяемого расчетом. Вертикальная свая расположена с нагорной стороны, а наклонная - под насыпью. Тяжами соединяются смежные стойки рам. Плоскость рамы перпендикулярна оси пути. Расстояние между рамами определяется расчетом. Пространство под насыпью между смежными рамами объединяется георешеткой из пригодного по прочностным свойствам материала. 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области строительства, в частности, к укреплению оползневых оснований на неустойчивых склонах, и может быть использовано при строительстве и реконструкции железнодорожных магистралей, расположенных на неустойчивых горных участках, сложенных блоками трещиноватых скальных пород.

Из существующего уровня техники известны удерживающие подпорные стены из вертикальных буронабивных свайных рядов, соединенных в единый ростверк, где нижними концами сваи погружены в устойчивый грунт, а верхние части свай воспринимают давление сползающего грунта (Гинзбург Л.К. Противооползневые удерживающие конструкции. - М.: Стройиздат, 1979 - 80 с.). Подобные конструкции широко распространены в практике стабилизации горных оползневых участков.

Недостатками данного технического решения являются довольно большие объемы и стоимость работ по возведению сооружения. Кроме того, проведение таких работ вдоль железнодорожной магистрали, скорее всего, потребует приостановки движения, при этом сроки реализации проекта довольно велики.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является противооползневое сооружение (пат. РФ №1744201, МПК E02D 29/02,1992).

Противооползневое сооружение содержит ряд буронабивных свай, объединенных ростверком, имеющих анкерные, защемленные в устойчивых грунтах нижние части, шарнирные участки, окруженные гидроизоляционным пластическим заполнителем в зоне поверхности смещения оползня, верхние концы этих свай объединены железобетонным ростверком, а крайние в ряду сваи связаны гибкими тяжами с железобетонным ригелем, соединяющим вертикальные и наклонные стойки рамы.

Противооползневое сооружение имеет следующие недостатки: большие объемы и, следовательно, стоимость работ по возведению свайной стены. Отсюда возрастает продолжительность строительных работ. Проведение таких работ вдоль действующей железнодорожной магистрали потребует остановок движения - технологических «окон». Поэтому сроки реализации проекта влияют не только на затраты подрядчика, но и на дополнительные расходы владельца железной дороги, вызванные перерывами в движении и снижением скорости на реконструируемом участке.

В указанной конструкции несущие сваи погружены в грунт на значительную глубину, необходимую для обеспечения защемления в грунте и обеспечения тем самым необходимой прочности сооружения при воздействии внешних эксплуатационных нагрузок. Необходимость глубокого погружения элементов подпорной стенки ведет к значительному расходу материала свай.

Если массив перед свайной стеной или рамой обладает так называемым оползневым потенциалом, образованным в результате большого уклона откоса контрбанкета, то участок может сползти и эффективность применения противооползневого сооружения если не исчезнет, то значительно снизится.

Задачей предлагаемого изобретения является создание противооползневого устройства для сокращения времени строительства и материальных затрат, связанных с перерывами в движении ж.-д. транспорта.

Для решения поставленной задачи в противооползневой конструкции, содержащей ряд буронабивных свай, вертикальная свая заглубляется в устойчивый грунт и объединяется поверху с шарнирно соединенной с ней наклонной сваей с помощью гибких тяжей в единую систему, каждая рама соединяется с другой с помощью продольных тяжей.

В результате конструктивных особенностей устройства, обеспечивается использование двойного эффекта от растяжения-сжатия. То есть элементы конструкции под вертикальной нагрузкой помогают зажать грунтовый массив, не давая ему расползтись. Другими словами, вследствие силовых воздействий от насыпи и подвижного состава образуются сжимающее усилия внутри конструкции.

По данным патентной и научно-технической литературы не обнаружена аналогичная совокупность конструктивных признаков, что позволяет судить об изобретательском уровне предложения.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено:

На фиг. 1 - схема предлагаемой конструкции.

На фиг. 2 - схема конструкции с горизонтальными нагрузками на раму от распирающих усилий грутовых блоков.

На фиг. 3 - схема конструкции с горизонтальными усилиями, возникающими в результате провиса тяги (гибкого стержня).

Противооползневая конструкция представляет собой треугольную раму, выполненную из буронабивных свай 1, 2, соединенных поверху специальными тягами 3 в виде гибких стержней, прикрепленных своими концами к закладным деталям 9 в оголовках свай 1, 2. Сопряжение наклонной сваи 2 с вертикальной сваей 1 выполнено шарнирным. Шарнирный узел выполняется путем опирания продольных нижних элементов армокаркаса наклонной сваи 2 на поперечные элементы армокаркаса вертикальной сваи 1 в месте присоединения, определяемого расчетом. Вертикальная свая 1 расположена с нагорной стороны, а наклонная 2 - под насыпью. В свою очередь, продольными тяжами 4 соединяются смежные стойки рам. Плоскость рамы перпендикулярна оси пути. Расстояние между рамами определяется расчетом. Пространство под насыпью между смежными рамами объединяется георешеткой 5 из пригодного по прочностным свойствам материала. Вертикальные и наклонные буронабивные сваи выполняются по традиционным технологиям с помощью буровых установок.

Работает устройство следующим образом. Нагрузки от дорожной насыпи 6 передаются через тягу (гибкий стержень) на трещиноватый грунт внутри рамы. Вследствие этого может произойти оседание и расползание блоков скальных пород. Сползающие блоки заклиниваются между сваями 7, пытаясь их раздвинуть (фиг. 2). Но, с другой стороны, вследствие провиса тяги под вертикальными нагрузками от насыпи возникают горизонтальные усилия в сваях 8. Эти горизонтальные усилия направлены внутрь рамы и вызывают сжатие трещиноватого массива - получается эффект обжатия. Вследствие этого, компенсируется оползневое давление грунта, и грунтовый массив внутри рамы будет уплотняться, стабилизироваться (фиг. 3).

Благодаря вертикальной консоли, данная конструкция позволяет удерживать блоки трещиноватого грунта «внутри себя», препятствуя его расползанию. Величина заделки вертикальной стойки в несущий слой определяется расчетом. Шаг между рамами, предлагаемой конструкции, в несколько раз больше, чем шаг свай при устройстве вертикальной свайной стенки.

Технический результат заключается в расширении области применения, повышении эффективности укрепления скальных оползневых массивов, сокращении сроков реализации проекта, снижение трудоемкости строительства и снижение стоимости работ.

Противооползневая конструкция, содержащая ряд вертикальных буронабивных свай, заглубленных в устойчивый грунт, отличающаяся тем, что вертикальные сваи, расположенные с нагорной стороны, шарнирно соединены с расположенными под насыпью наклонными сваями, при этом сваи поверху соединены тягами в виде гибких стержней, прикрепленных концами к закладным деталям в оголовках свай с образованием треугольных рам, которые соединены между собой с помощью продольных тяжей, а пространство под насыпью между смежными рамами объединено георешеткой из пригодного по прочностным свойствам материала.
Противооползневая конструкция укрепления дорожных насыпей на неустойчивых склонах
Противооползневая конструкция укрепления дорожных насыпей на неустойчивых склонах
Противооползневая конструкция укрепления дорожных насыпей на неустойчивых склонах
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 49 items.
10.05.2016
№216.015.3b99

Охлаждающая конструкция для земляных сооружений на вечномерзлых грунтах и способ ее возведения

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при строительстве и реконструкции земляных сооружений, возводимых на вечномерзлых грунтах. Охлаждающая конструкция для земляных сооружений на вечномерзлых грунтах представляет собой покрытие из каменной наброски, уложенной на откос...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583107
Дата охранного документа: 10.05.2016
27.08.2016
№216.015.4d37

Устройство для компенсации реактивной мощности электроподвижного состава

Использование: в области электротехники. Технический результат - повышение коэффициента мощности к электровоза до экстремально высоких значений. Устройство для компенсации реактивной мощности содержит многообмоточный трансформатор напряжения, связанный с нагрузкой из выпрямительно-инверторного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595265
Дата охранного документа: 27.08.2016
20.08.2016
№216.015.4dab

Система электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока 25кв

Изобретение относится к подаче электроэнергии к электрическим сетям, контактирующим с токоприемниками транспортных средств. Система электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока содержит систему внешнего электроснабжения, систему районного электроснабжения, тяговые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595088
Дата охранного документа: 20.08.2016
27.08.2016
№216.015.4f25

Способ получения фотокатализатора на основе висмутата щелочноземельного металла и способ очистки воды от органических загрязнителей фотокатализатором

Изобретение относится к способу получения фотокатализатора на основе висмутата щелочноземельного металла и к способу фотокаталитической очистки воды от органических загрязнителей. Способ получения фотокатализатора включает растворение нитрата висмута и нитрата щелочноземельного металла в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595343
Дата охранного документа: 27.08.2016
27.08.2016
№216.015.5102

Буксовый поводок

Буксовый поводок содержит корпус, выполненный заодно целое с большой и малой головками, длинный валик с двумя составными втулками и дистанционным кольцом, короткий валик с двумя составными втулками и дистанционным кольцом. Валики установлены в цилиндрические отверстия головок корпуса,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595729
Дата охранного документа: 27.08.2016
10.08.2016
№216.015.54df

Земляное сооружение двухпутного железнодорожного пути

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении насыпей вторых путей железных дорог, преимущественно на слабых при протаивании вечномерзлых грунтах и болотах. Земляное сооружение двухпутного железнодорожного пути содержит насыпь первого пути и досыпанную к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593270
Дата охранного документа: 10.08.2016
12.01.2017
№217.015.5f80

Устройство для диагностики состояния изоляции силовых цепей

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для диагностики состояния изоляции силового электрического оборудования, в частности электроподвижного состава железных дорог. Технический результат повышение точности оценки текущего и прогнозного состояния сопротивления изоляции и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002590221
Дата охранного документа: 10.07.2016
13.01.2017
№217.015.82e4

Способ удаления радона из воздуха помещения

Изобретение относится к экологии и может быть использовано для осуществления радонозащитных мероприятий в различных зданиях. Способ удаления радона из воздуха помещений заключается в пропускании воздуха через поглотительные фильтры из активированного угля, сорбирующие радон. Очищенный воздух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002601737
Дата охранного документа: 10.11.2016
13.01.2017
№217.015.856c

Гибкое защитное бетонное покрытие и способ его возведения

Изобретение относится к берегоукрепительным сооружениям. Гибкое защитное бетонное покрытие выполнено из бетонных блоков 1, пошагово расположенных в продольном и поперечном направлении и связанных между собой двухосной геосинтетической решеткой 5, замоноличенной в бетонные блоки 1. Бетонные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002603036
Дата охранного документа: 20.11.2016
25.08.2017
№217.015.ab1e

Устройство для раскладки шпал по эпюре при сборке звеньев железнодорожного пути

Изобретение относится к области механизации путевого хозяйства железнодорожного транспорта и может быть использовано при сборке звеньев рельсошпальной решетки с железобетонными шпалами, преимущественно стендовым способом. Устройство для раскладки шпал по эпюре при сборке звеньев...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612313
Дата охранного документа: 06.03.2017
Showing 1-8 of 8 items.
20.08.2013
№216.012.60bb

Земляное сооружение на слабом основании

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве и реконструкции линейных сооружений на бессточных локальных и протяженных участках слабых грунтов, на болотах 2-го и 3-го типов и вечномерзлых грунтах 3-й и 4-й категорий термопросадочности. Земляное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490395
Дата охранного документа: 20.08.2013
27.09.2015
№216.013.7e35

Способ выгрузки и погрузки грузов при аварийно-восстановительных и ремонтно-строительных работах железнодорожного пути и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области транспортного строительства и может быть использовано для строительства и реконструкции железнодорожных путей, а также для транспортирования и выгрузки строительных материалов на железном пути. Выгрузка и погрузка грузов при аварийно-восстановительных и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563906
Дата охранного документа: 27.09.2015
10.02.2016
№216.014.c207

Способ невзрывного разрушения горных пород и устройство для его осуществления

Изобретение относится к строительству и горному делу, может быть использовано при разделке негабаритов, разборке сооружений, отделении каменных блоков от массива при добыче строительного камня и кристаллического сырья и т.д. Способ невзрывного разрушения горных пород включает заполнение скважин...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574088
Дата охранного документа: 10.02.2016
10.05.2016
№216.015.3b99

Охлаждающая конструкция для земляных сооружений на вечномерзлых грунтах и способ ее возведения

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при строительстве и реконструкции земляных сооружений, возводимых на вечномерзлых грунтах. Охлаждающая конструкция для земляных сооружений на вечномерзлых грунтах представляет собой покрытие из каменной наброски, уложенной на откос...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583107
Дата охранного документа: 10.05.2016
13.01.2017
№217.015.856c

Гибкое защитное бетонное покрытие и способ его возведения

Изобретение относится к берегоукрепительным сооружениям. Гибкое защитное бетонное покрытие выполнено из бетонных блоков 1, пошагово расположенных в продольном и поперечном направлении и связанных между собой двухосной геосинтетической решеткой 5, замоноличенной в бетонные блоки 1. Бетонные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002603036
Дата охранного документа: 20.11.2016
10.05.2018
№218.016.3da3

Устройство для укрепления откосов земляной насыпи

Изобретение относится к области гидротехнического, гражданского, транспортного строительства и может быть использовано для укреплении откосов земляной насыпи от размывов, для их защиты от ожидаемого паводка и водной и ветровой эрозии. Устройство для укрепления откосов земляной насыпи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002648121
Дата охранного документа: 22.03.2018
09.06.2018
№218.016.5d5a

Гибкое защитное бетонное покрытие

Изобретение относится к берегоукрепительным сооружениям, предназначенным для защиты откосов, склонов, берегов, переходов трубопроводов, дамб от размыва потоками воды, преимущественно для откосов железнодорожного земляного полотна. Гибкое защитное бетонное покрытие содержит бетонные блоки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656371
Дата охранного документа: 05.06.2018
26.05.2023
№223.018.701a

Водопропускное сооружение с применением стержневых конструкций многогранной структуры

Изобретение относится к водопропускным сооружениям в области транспортного строительства, и может быть использовано при строительстве и реконструкции земляного полотна железных и автомобильных дорог. Водопропускное сооружение с применением стержневых конструкций многогранной структуры...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002796132
Дата охранного документа: 17.05.2023
+ добавить свой РИД