×
16.07.2020
220.018.32e3

Результат интеллектуальной деятельности: Способ построения траекторий высокоскоростных беспилотных летательных аппаратов в зоне размещения средств противодействия

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к способу построения траекторий высокоскоростных беспилотных летательных аппаратов в зоне размещения средств противодействия. Для этого на каждом рубеже маневрирования учитывают необходимое и достаточное для достижения цели время начала очередного маневра и минимально допустимое расстояние ухода, направление ухода выбирают стохастически в пределах множества возможных точек конца очередного маневра принадлежащих дуге окружности, параметры которой выбирают с учетом необходимых и достаточных для успешного поражения цели времени и кривизны траектории маневра определенным образом. Обеспечивается преодоление зон со средствами противодействия. 1 ил.

Изобретение относится к области планирования (построения) траекторий высокоскоростных беспилотных летательных аппаратов (ВБЛА) в условиях необходимости преодоления ими зон с размещенными средствами поражения (противовоздушной или противоракетной обороны, далее ПРО-ПВО).

Известно, что имеются многочисленные средства защиты, в том числе ракетного, противоракетного типа, предназначенные для перехвата и уничтожения воздушных движущихся объектов во время полета их до того, как последние смогут выполнить свои задачи.

Противоракетный маневр, применительно к ВБЛА военного и невоенного назначения (например для предотвращения ракетного обстрела промышленных, хозяйственных беспилотных средств экстремистскими группами и других ситуаций аналогичного характера), есть разновидность мероприятий пассивной противоракетной защиты, заключающаяся в уходе единицы техники с траектории пролета управляемой ракеты или неуправляемого реактивного снаряда противника.

Известен способ уклонения от средств ПВО является маневр, описанный в [1], заключающийся в заблаговременной зигзагообразной расстановке в пространстве некоторой совокупности, так называемых опорных точек, последовательное наведение ВБЛА на которые, определяет его траекторию с маневром. В [2] предложено снижать уязвимость ВБЛА путем реализации специального маневра, исключающего возможность экстраполяции параметров траектории ВБЛА. Предложенный маневр представляет собой траекторию, объединяющую в себе совокупность взаимно перемещающихся в узлах восьмерок, при этом ВБЛА совершает полет по виткам спирали в плоскости, перпендикулярной направлению полета.

К общим недостаткам описанных способов можно отнести тот факт, что заблаговременно рассчитанная траектория имеет форму достаточно гладкой зигзагообразной пространственной кривой в первом случае, и ограничена направлением очередных витков спирали плоскостью, перпендикулярной направлению полета во втором случае, что в обоих случаях, практически не снижает точность экстраполяции траектории полета.

Предложенный в [3] способ, предполагает для снижения вероятности поражения ВБЛА обход летательным аппаратом априорно известных зон ПРО-ПВО. Внутри же зон ПРО-ПВО, если не удается спланировать их обход полностью, предлагается маневрирование в виде одного из нескольких стандартных маневров, в том числе, в соответствии с [4], которые, предположительно не должны позволить произвести целеуказание противоракеты (ПР) на ВБЛА или выход УСП ПР на режим самонаведения на ВБЛА.

Недостатками данного способа являются, во-первых, недостатки, связанные с обходом зон ПРО-ПВО: увеличение времени и дальности полета за счет маневров обхода зон ПРО-ПВО применительно к мобильным комплексам. Во-вторых, это недостатки, связанные с маневрированием ВБЛА в зоне ПРО-ПВО, а именно: отсутствие качественных требований к параметрам маневрирования (время начала и конца маневрирования, количество отдельных маневров и требования к маневрам по перегрузкам и длительности), что не позволяет в целом (качественно) определить возможность уменьшения вследствие таких действий уязвимости ВБЛА. Параметры таких маневров при этом не связаны с параметрами систем ПРО-ПВО и УСП по целеуказанию на объект поражения.

Наиболее близким к заявленному способу осуществления противоперехватного маневра по своей сути, и взятым в качестве прототипа является способ, в основе которого лежит предложенный авторами способа - КВРМ-подход к планированию траекторий изложенный в [5], ключевым понятием которого, являются так называемые КВРМ-траектории, требования к которым изложены там же. Он заключается в том, что предварительно оценивается максимально допустимое время между отдельными маневрами - критическое время маневра (КВМ), и критическое расстояние ухода (КРУ) за КВМ - минимальный «уход» ВБЛА, который уже не может компенсировать («выбрать») УСП в случае самонаведения на ВБЛА. При этом частота маневрирования определяется протяженностью опасной зоны и параметрами отдельного маневра - скоростью БПЛА, вектором ускорения и временем между отдельными маневрами, при этом направление очередного маневра выбирается стохастически в пространственных границах, которые определяются требуемым временем достижения цели и запасом характеристической скорости ВБЛА.

Недостатком этого изобретения является то, что множество траекторий, получающихся в результате применения данного способа, на каждом рубеже маневрирования принадлежат боковой поверхности некоторой геометрической фигуры, получающейся в результате вращения линии траектории отдельного маневра (отвечающей указанным в способе-прототипе требованиям), вокруг оси, содержащей вектор скорости летательного ВБЛА в момент начала маневра. При этом, на каждом рубеже маневрирования, количество возможных попадающих траекторий ВБЛА, при стохастическом выборе направления очередного маневра в некоторых направлениях - снижается (происходит сужение «трубки попадающих траекторий»). В предельном случае, когда конец очередного маневра принадлежит границе «трубки попадающих траекторий», множество возможных направлений очередного маневра, учитывая маневренные возможности ВБЛА, сводиться к достаточно ограниченному количеству направлений, при условии, что противнику известна цель полета ВБЛА. Тогда, задача поражения ВБЛА решается путем направления средств противодействия в область, расположенную с обратной стороны границ «трубки попадающих траекторий», результатом чего будет поражение ВБЛА. Кроме того, при выборе постоянных параметров маневрирования (времени начала маневра и расстояния ухода ВБЛА) как предложено в указанном способе, вероятность успешного прогнозирования момента начала очередного маневра, и конечной точки очередного маневра, при приближении ВБЛА к границам «трубки попадающих траекторий» существенно увеличивается, что снижает вероятность непоражения, и, следовательно увеличивает уязвимость ВБЛА в зоне контроля средств ПРО-ПВО.

Задача настоящего изобретения заключается в построении траекторий ВБЛА, лишенных недостатков, присущих траекториям, построенным по способу-прототипу, а также, обеспечивающих преодоление зон с размещенными средствами противодействия, параметры которых обеспечивают его непоражение (минимизируют вероятность поражения), позволяющих, при этом, успешно достигнуть цели полета внутри таких зон.

Требуемый технический результат достигается тем, что при планировании траектории ВБЛА в зоне маневрирования, используется классический КВРМ-подход, с учетом того, что направление очередного маневра (НОМ) стохастически выбирается исходя из условия обеспечения максимального количества попадающих траекторий на каждом рубеже маневрирования, обеспечивая тем самым, наибольший диаметр «трубки попадающих траекторий» в каждый момент времени, в то время, когда реальная траектория пролегает в области центра сечения «трубки попадающих траекторий» на всех рубежах маневрирования. Это получается, в результате того, что на каждом рубеже маневрирования, направление очередного маневра, стохастически выбирается не из всего множества возможных направлений, при которых множество возможных точек конца очередного маневра на очередном рубеже маневрирования, (определяемого из требования критического времени маневра, равного максимально допустимому времени маневра, при котором невозможно целеуказание на высокоскоростной беспилотный летательный аппарат от радиолокационных станций систем противоракетной и (или) противовоздушной обороны и системы самонаведения управляемого средства поражения этих систем) принадлежат некоторой окружности, с центром в центре масс ВБЛА и радиусом определяемым из требования к минимально допустимому расстоянию, которое не может компенсировать управляемое средство поражения в случае его самонаведения на ВБЛА (или ее отдельным дугам, в случае наличия на данном рубеже маневрирования дополнительных ограничений, обусловленных конструктивными особенностями ВБЛА, требованиями к времени прибытия ВБЛА к цели и т.п.), а из его подмножества, задаваемого таким образом, что множество возможных точек конца очередного маневра принадлежат некоторой дуге данной окружности, ограниченной сектором данной окружности, с центральным углом в 90°, в котором проекция линии направления на цель, на плоскость, перпендикулярную плоскости симметрии ВБЛА содержит в себе биссектрису данного сектора. Кроме того, параметры маневрирования (частота маневрирования и расстояние ухода ВБЛА выбираются не постоянными величинами, а варьируются по мере приближения к цели, оставаясь, при этом в области допустимых значений, исходя из требований, предъявляемым к КВРМ-траекториям. Например так: в начале зоны маневрирования время отдельного маневра (ВОМ) выбирают максимально возможным, исходя из характеристик средств ПРО-ПВО и УСП по подготовке целеуказания на ВБЛА. При каждом очередном маневре время очередного маневра уменьшают пропорционально количеству предстоящих маневров, которое определяется исходя из протяженности зоны обязательного маневрирония, вплоть до минимальных (при подлете к цели), при которых обеспечивается достижение цели полета.

Сущность способа поясняется чертежом, где на фиг. 1 представлен возможный вариант ограничения множества стохастически выбираемых возможных направлений очередного маневра, обеспечивающих повышение вероятности успешного преодоления зон ответственности средств ПРО-ПВО, на которой:

1 - проекция цели полета на плоскость, перпендикулярную оси симметрии ВБЛА;

2 - проекция линии соединяющей центр масс ВБЛА с целью на плоскость, перпендикулярную оси симметрии ВБЛА;

3 - возможные проекции точек конца очередного маневра, удовлетворяющие требованиям к траекториям, обеспечивающим повышение вероятности успешного преодоления зон ответственности средств ПРО-ПВО на плоскость, перпендикулярную оси симметрии ВБЛА;

4 - границы области, в пределах которой возможен стохатический выбор направления очередного маневра;

5 - проекция ВБЛА на плоскость, перпендикулярную оси его симметрии;

6 - оси связанной системы координат.

Заявленный способ реализуется следующим образом.

При планировании траекторий ВБЛА в зоне, с размещенными средствами противодействия, на каждом рубеже маневрирования применяют классический КВРМ-подход к планированию траекторий, при этом, НОМ выбирают стохастически, в пределах множества возможных точек конца очередного маневра принадлежащих некоторой дуге данной окружности (содержащей все множество допустимых точек конца очередного маневра), ограниченной сектором данной окружности, с центральным углом в 90°, в котором проекция линии направления на цель, на плоскость, перпендикулярную плоскости симметрии ВБЛА содержит в себе биссектрису данного сектора, а параметры маневрирования (частота маневрирования и расстояние ухода ВБЛА выбирают не постоянными величинами, а варьируют по мере приближения к цели, оставляя их значения при этом, в области допустимых, исходя из требований, предъявляемым к КВРМ-траекториям.

Таким образом, реализация требования по выбору НОМ, обеспечивает существенное увеличение количества возможных не только точек, но и областей встречи УСП и ВБЛА, в которые могут быть направлены средства противодействия, а дополнительное требование по вариации параметров маневрирования (в пределах конструктивных и других ограничений на параметры маневрирования ВБЛА), обеспечивает невозможность прогнозируемости рубежей маневрирования, что исключает возможность противодействия ВБЛА средствами заграждения (формирование площадных «завес», например формирование облака осколков в некоторой области пространства), в результате чего, минимизируется вероятность поражения ВБЛА в зоне ответственности средств ПРО-ПВО и обеспечивается, успешное достижение цели полета во время пребывания ВБЛА внутри таких зон.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Гончаренко В.И., Горченко Л.Д. Выбор конфигурации маневра планирующего аэробаллистического летательного аппарата - Известия ЮФУ. Технические науки - Беспилотные авиационные системы - С. 6-13.

2. RU №2095737, 1997 г.

3. RU №2568161, 2015 г.

4. RU №2095737, 1997 г.

5. RU №2634659, 2017 г.

Способ построения траекторий высокоскоростных беспилотных летательных аппаратов в зоне размещения средств противодействия, обеспечивающих его непоражение, позволяющих успешно достигнуть цели полета, заключающийся в том, на каждом рубеже маневрирования учитывают необходимое и достаточное для достижения цели время начала очередного маневра и минимально допустимое расстояние ухода, отличающийся тем, что на каждом рубеже маневрирования направление очередного маневра выбирают стохастически, но в пределах множества возможных точек конца очередного маневра, принадлежащих дуге окружности, параметры которой выбирают с учетом необходимых и достаточных для успешного поражения цели времени и кривизны траектории маневра, ограниченной сектором, с центральным углом в 90°, в котором проекция линии направления на цель, на плоскость, перпендикулярную плоскости симметрии высокоскоростного беспилотного летательного аппарата содержит в себе биссектрису данного сектора, а параметры маневрирования - частота маневрирования и расстояние ухода высокоскоростного беспилотного летательного аппарата выбирают не постоянными величинами, а варьируют по мере приближения к цели, не выходя при этом за их предельные значения, обеспечивающие достижение цели полета.
Способ построения траекторий высокоскоростных беспилотных летательных аппаратов в зоне размещения средств противодействия
Способ построения траекторий высокоскоростных беспилотных летательных аппаратов в зоне размещения средств противодействия
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 50 items.
13.10.2018
№218.016.9167

Многоканальный приемник с кодовым разделением каналов для приема сигналов с квадратурной m-ичной амплитудно-инверсной модуляцией

Изобретение относится к области радиосвязи и может найти применение в системах беспроводного доступа, сухопутной подвижной и спутниковой связи, призванных функционировать в условиях ограничений на выделенный частотный ресурс и энергетику. Приемник с кодовым разделением каналов с высокой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669371
Дата охранного документа: 11.10.2018
14.11.2018
№218.016.9d5f

Защитное устройство

Изобретение относится к системе «человек-машина» и может быть использовано для защиты человека-оператора транспортного средства от действия вертикальных ускорений больших величин. Защитное устройство содержит несущее приспособление с сиденьем и спинкой кресла, направляющие, кронштейн,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672345
Дата охранного документа: 13.11.2018
02.02.2019
№219.016.b66f

Устройство эвакуации информации

Изобретение относится к защите информации бортовых систем летательных аппаратов. Устройство эвакуации информации содержит бортовой самописец (6), камеру сжатого воздуха (3) с краном (4), оборудованную датчиком давления (5), резиновую камеру (2). Резиновая камера (2) охватывает весь корпус (1)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678727
Дата охранного документа: 31.01.2019
26.02.2019
№219.016.c827

Способ определения скорости движения наземного транспортного средства

Изобретение относится к области наземной навигации и может быть использовано в автономных системах наземной навигации, в которых требуется определение с высокой точностью скорости движения и пройденного расстояния наземным транспортным средством (НТС). Заявленный способ определения скорости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680654
Дата охранного документа: 25.02.2019
01.03.2019
№219.016.c89a

Гелиоветряная установка для выработки электроэнергии

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат заключается в повышении мощности в области применения установки для производства электроэнергии и достигается благодаря тому, что гелиоветряная установка для выработки электроэнергии состоит из полотна элементов, являющихся...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680822
Дата охранного документа: 27.02.2019
04.04.2019
№219.016.fb65

Ретранслятор системы передачи радиокоманд на управляемые объекты, входящие в систему

Изобретение относится к радиосвязи и может использоваться в спутниковых системах связи диапазона миллиметровых волн для ретрансляции радиосигналов с использованием космических аппаратов на высокоэллиптических орбитах. Технический результат состоит в повышении надежности достоверной и скрытой от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002683789
Дата охранного документа: 02.04.2019
31.05.2019
№219.017.701b

Устройство подготовки топлива к сгоранию в двигателе

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано для подготовки топлива к сгоранию в двигателе. Предложено устройство подготовки топлива к сгоранию в двигателе, состоящее из последовательно соединенных генератора-модулятора 1, автогенератора 2 и индуктора 3, причем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689861
Дата охранного документа: 29.05.2019
31.05.2019
№219.017.7067

Способ моделирования многоэтапного процесса развития и применения системы вооружения

Изобретение относится к способам обработки цифровых данных в области прогнозирования и управления многоэтапными процессами, характеризующихся априорной неопределенностью ситуаций, возникающих при реализации их этапов. Техническим результатом является обеспечение возможности автоматизированного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689813
Дата охранного документа: 29.05.2019
01.06.2019
№219.017.7265

Способ записи и дискретной эвакуации информации бортовых регистраторов

Изобретение относится к способу эвакуации устройства для сбора и регистрации полетных данных. Для эвакуации устройства для сбора и регистрации полетных данных о параметрах полета от приборов контроля полетов летательного аппарата одновременно записывают в флеш-память в N устройствах для сбора и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002690137
Дата охранного документа: 30.05.2019
01.06.2019
№219.017.727c

Устройство ориентации космического аппарата по звездам

Изобретение относится к области космической навигации и касается устройства ориентации космического аппарата по звездам. Устройство включает в себя корпус, объектив, центральный модуль, электронную единую плату, гибкие участки электронной единой платы, термоэлектрический охладитель Пельтье,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002690055
Дата охранного документа: 30.05.2019
Showing 1-10 of 37 items.
20.08.2013
№216.012.6147

Затвор

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для разобщения каналов, а также для регулирования расхода текущих сред по каналам. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение ресурса и надежности работы устройства при сохранении требуемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490535
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.11.2013
№216.012.82c1

Способ организации газообмена в двухтактном двигателе

Изобретение относится к области поршневых двухтактных двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение удельной мощности двухтактного двигателя за счет повышения степени наддува путем возврата свежего заряда, вышедшего из цилиндра при продувке, что позволяет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499149
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.82c2

Способ организации газообмена в двухтактном двигателе

Изобретение относится к области поршневых двухтактных двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение удельной мощности двухтактного двигателя за счет повышения степени наддува путем возврата свежего заряда, вышедшего из цилиндра при продувке, что позволяет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499150
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.82c3

Способ организации газообмена в двухтактном двигателе с противоположно движущимися поршнями (варианты)

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двухтактным двигателям внутреннего сгорания с противоположно движущимися поршнями. Техническими результатами заявленного изобретения являются улучшение экономичности, повышение надежности и ресурса двигателя, повышение удельной мощности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499151
Дата охранного документа: 20.11.2013
10.12.2015
№216.013.9854

Составной коленчатый вал

Изобретение касается области коленчатых валов, используемых в механизмах преобразования поршневых машин, преимущественно, двигателей внутреннего сгорания. Составной коленчатый вал поршневой машины содержит две щеки с коренными шейками и кривошипную шейку, установленную в эксцентричных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570616
Дата охранного документа: 10.12.2015
20.04.2016
№216.015.3477

Способ регулирования двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано при регулировании двигателей внутреннего сгорания, преимущественно двухтактных. Способ регулирования двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что после выпуска продуктов сгорания из рабочего цилиндра (1) через выпускной орган газораспределения в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581753
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.04.2016
№216.015.3499

Уплотнительный узел поршневого двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Уплотнительный узел поршневого двигателя предназначен для двигателя внутреннего сгорания, имеющего уплотняемую рабочую камеру (3) переменного объема. Узел содержит незамкнутое уплотнительное кольцо, выполненное фасонным в форме кольцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581749
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.04.2016
№216.015.35c4

Шарнирный узел поршневой машины

Изобретение может быть использовано в поршневых машинах, преимущественно в двигателях внутреннего сгорания. Шарнирный узел предназначен для поршневой машины, содержащей поршень (1) с поршневым пальцем (4), кривошип с кривошипным пальцем и шатун (5) с поршневой и кривошипной головками (6) и (8)....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581751
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.04.2016
№216.015.368a

Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания с щелевой продувкой

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания с щелевой продувкой содержит цилиндр (1), в котором выполнены продувочные и выпускные окна (3) и (4), открываемые размещенным в нем поршнем (6), первое уплотнительное кольцо (7),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581752
Дата охранного документа: 20.04.2016
19.01.2018
№218.016.0657

Устройство для адаптивной оценки помехоустойчивости широкополосного радиоканала

Изобретение относится к области электросвязи. Технический результат заключается в повышении надежности и помехоустойчивости радиоканала. Устройство содержит: анализатор принимаемых сигналов, два счетчика ошибок, блок сравнения, дешифратор, реверсивный счетчик, дешифратор номера состояния,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631157
Дата охранного документа: 19.09.2017
+ добавить свой РИД