×
12.07.2020
220.018.3237

Результат интеллектуальной деятельности: ЛАБОРАТОРНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ НА КОНТАКТНУЮ УСТАЛОСТЬ ПАР ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ ТИПА "ЦИЛИНДР-ЦИЛИНДР"

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции машин трения, моделирующих трибологические процессы в парах трения качения «цилиндр-цилиндр», и предназначено для определения зависимости контактной усталости цилиндрических поверхностей от угла перекоса между их осями. Стенд представляет собой фрикционную передачу, приводящуюся во вращение с помощью электродвигателя, содержит опорную раму с установленными на ней сварными нижним и верхним полукорпусами, размещенные в этих полукорпусах нижние и верхние опоры с установленными в них верхним и нижним валами. Верхний вал расположен в плавающей опоре, установленной с возможностью движения относительно верхнего полукорпуса посредством линейных направляющих. На верхний полукорпус установлена крышка с вертикальным резьбовым отверстием для установки нажимного винта с рычагом. В полости между крышкой и плавающей опорой установлен электронный динамометр сжатия, под которым расположен шарик. В качестве нижних опор использованы сферические роликоподшипники, причем одна из нижних опор установлена с возможностью перемещения в вертикальной плоскости, при этом перемещения задают с помощью винтовой пары. В качестве испытуемых образцов использованы внутренние кольца роликоподшипника без буртиков на внутренней дорожке качения. Верхний и нижние валы выполнены с отверстиями для напрессовки колец роликоподшипников. Нижний вал соединен с электродвигателем посредством торообразной муфты. Технический результат: возможность изучать влияние перекосов на работу роликоподшипников и более точно прогнозировать ресурс роликоподшипников. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции машин трения, моделирующих трибологические процессы в парах трения качения «цилиндр-цилиндр», и предназначено для определения зависимости контактной усталости цилиндрических поверхностей от угла перекоса между их осями.

Известна установка для испытания материалов на контактную усталость при повышенных температурах (патент №949407). Установка содержит корпус, в котором с возможностью вращения установлены нажимной и опорный диски, между которыми размещен держатель образца с образцом. Опорный диск кинематически связан с приводом вращения. В каждом из дисков выполнены камеры, в которых установлены нагревательные элементы. Камеры разделены друг от друга теплоизолирующими перегородками.

К недостаткам известной конструкции относят:

1. Сложность обеспечения неподвижного закрепления испытуемого образца.

2. Невозможность обеспечить точное прогнозирование ресурса роликоподшипников из-за отсутствия системы создания перекоса осей цилиндрических поверхностей для определения его влияния на контактную усталость поверхностей.

3. Невозможность прогнозирования ресурса роликоподшипников, работающих в условиях циркуляционной смазки с возможностью фильтрации масла от частиц износа.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленной полезной модели по совокупности признаков является испытательная машина, состоящая из горизонтальной сварной рамы, закрепленной с бетонным фундаментом анкерными болтами, на концах которой приварены две тумбы для установки реверсивных электродвигателей. В середине рамы закреплены на болтах две вертикальные П-образные колонны, жестко сваренные между собой. В колоннах, как в направляющих, установлены друг над другом две обоймы. В обоймах на подшипниках качения установлены рабочие валы роликов, а в центре колонны в подушках находится вал среднего ролика. Верхняя обойма и подушки могут перемещаться в плоскости валов роликов перпендикулярно их осям, нижняя обойма является неподвижной. На обойму действует нажимное устройство, создавая нагрузку на образцы (до 3000 МПа). Валы роликов при помощи шарнирных муфт и промежуточных валов с раздвижными муфтами соединены с электрическими приводами, которые смонтированы на раме таким образом, что они могут подключаться к любому из трех роликов. Приводы подсоединенных роликов индивидуальны и не зависимы друг от друга. (Малушин Н.Н., Валуев Д.В. Испытания деталей на износостойкость и контактную прочность оборудования для металлургического производства // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №1.; url: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11278 (дата обращения: 02.11.2018). Данное устройство принято за прототип.

Признаки прототипа, совпадающие с существенными признаками заявляемой полезной модели, - лабораторный стенд для испытаний на контактную усталость пар трения качения типа «цилиндр - цилиндр», представляющий собой фрикционную передачу, приводящуюся во вращение с помощью электродвигателя; стенд включает опорную раму с установленными на ней сварными нижним и верхним полукорпусами, нижние и верхние опоры, размещенные в этих полукорпусах с установленными в них верхним и нижним валами.

К недостаткам известной конструкции, принятой за прототип, относят:

1. Невозможность обеспечить точное прогнозирование ресурса роликоподшипников из-за отсутствия системы создания перекоса осей цилиндрических поверхностей для определения его влияния на контактную усталость поверхностей.

2. Невозможность прогнозирования ресурса роликоподшипников, работающих в условиях циркуляционной смазки с возможностью фильтрации масла от частиц износа.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение - создание лабораторной установки для испытаний на контактную усталость пар трения качения типа «цилиндр - цилиндр», позволяющей изучать влияние перекосов на работу роликоподшипников и более точно прогнозировать ресурс роликоподшипников.

Поставленная задача была решена за счет того, что в известном лабораторном стенде для испытаний на контактную усталость пар трения качения типа «цилиндр - цилиндр», представляющем собой фрикционную передачу, приводящуюся во вращение с помощью электродвигателя, включающем опорную раму с установленными на ней сварными нижним и верхним полукорпусами, нижние и верхние опоры, размещенные в этих полукорпусах, с установленными в них верхним и нижним валами, согласно изобретению верхний вал расположен в плавающей опоре, установленной с возможностью движения относительно верхнего полукорпуса посредством линейных направляющих, на верхний полукорпус установлена крышка с вертикальным резьбовым отверстием для установки нажимного винта с рычагом, в полости между крышкой и плавающей опорой установлен электронный динамометр сжатия, под которым расположен шарик, в качестве нижних опор использованы сферические роликоподшипники, причем одна из нижних опор установлена с возможностью перемещения в вертикальной плоскости, при этом перемещение задают с помощью винтовой пары, в качестве испытуемых образцов использованы стандартные внутренние кольца роликоподшипника без буртиков на внутренней дорожке качения, верхний и нижние валы выполнены с отверстиями для напрессовки колец роликоподшипников, нижний вал соединен с электродвигателем посредством торообразной муфты.

Лабораторный стенд может быть соединен с циркуляционной системой смазки, содержащей герметичный корпус, впускные штуцеры, направленные на опоры верхнего вала, и выпускной штуцер, расположенный в днище корпуса, при этом система смазки соединена с системой подачи смазки посредством гибких армированных напорных рукавов.

Признаки заявляемого технического решения, отличительные от прототипа, - верхний вал расположен в плавающей опоре, установленной с возможностью движения относительно верхнего полукорпуса посредством линейных направляющих; на верхний полукорпус установлена крышка с вертикальным резьбовым отверстием для установки нажимного винта с рычагом; в полости между крышкой и плавающей опорой установлен электронный динамометр сжатия; под электронным динамометром расположен шарик; в качестве нижних опор использованы сферические роликоподшипники; одна из нижних опор установлена с возможностью перемещения в вертикальной плоскости; перемещение задают с помощью винтовой пары; в качестве испытуемых образцов использованы стандартные внутренние кольца роликоподшипника без буртиков на внутренней дорожке качения; верхний и нижние валы выполнены с отверстиями для напрессовки колец роликоподшипников; нижний вал соединен с электродвигателем посредством торообразной муфты; стенд соединен с циркуляционной системой смазки, содержащей герметичный корпус, впускные штуцеры, направленные на опоры верхнего вала, и выпускной штуцер, расположенный в днище корпуса, при этом система смазки соединена с системой подачи смазки посредством гибких армированных напорных рукавов.

Отличительные признаки в совокупности с известными позволяют создать лабораторную установку для изучения влияния перекосов на работу роликоподшипников и более точно прогнозировать ресурс роликоподшипников.

Предлагаемый лабораторный стенд иллюстрируется чертежами, представленными на фиг. 1-8.

На фиг. 1 изображен общий вид установки.

На фиг. 2 показано крепление линейных направляющих и способ задания прижимного усилия.

На фиг. 3 показано измерение угла перекоса.

На фиг. 4 показана возможность перемещения одной из нижних опор.

На фиг. 5 показан способ перемещения плавающей опоры.

На фиг. 6 показана фрикционная передача.

На фиг. 7 показана плавающая опора.

На фиг. 8 показан разрез А-А, отверстие для напрессовки колец.

Лабораторный стенд (фиг. 1) состоит из опорной рамы 1 с установленным на ней на четырех швеллерах 2 сварным нижним полукорпусом 3. На нижний полукорпус 3 установлен верхний полукорпус 4 (фиг. 2), который также является сварным.

В качестве цилиндрических тел качения - испытуемых образцов - применяют внутренние кольца роликоподшипника 5 (фиг. 6), без буртиков на внутренней дорожке качения. Кольца роликоподшипников 5 применяют, так как они являются стандартными деталями, которые можно заменить и твердость дорожки качения совпадает с твердостью тел качения подшипника, что моделирует условия работы роликоподшипника.

Основой стенда являются верхний 6 и нижний 7 валы с напрессоваными на них кольцами роликоподшипников 5, которые находятся во взаимодействии по типу фрикционной передачи. Для напрессовки колец валы 6, 7 имеют отверстия, предназначенные для применения оборудования гидрораспора (фиг. 7, 8), что позволяет производить многократную сборку-разборку соединения с натягом колец с валами.

Нижний 7 вал размещен в нижней опоре 8, установленной в нижнем полукорпусе 3.

Верхний вал 6 установлен в плавающей опоре 9 (фиг. 8), установленной в верхнем полукорпусе 4 и движущейся относительно него посредством линейных направляющих 10. Линейные профильные направляющие 10 для станков ЧПУ обеспечивают возможность перемещения в вертикальной плоскости, а также обеспечивают достоверность значения перекоса, так как данные направляющие 10 могут воспринимать большие нагрузки, устойчивы к колебаниям и имеют прецизионную точность, вследствие чего ось верхнего вала 6 остается горизонтальной.

На верхний полукорпус 4 установлена крышка 11 с вертикальным резьбовым отверстием, куда устанавливается нажимной винт 12 с рычагом 13. В полости между крышкой 11 и плавающей опорой 9 установлен электронный динамометр сжатия 14 для измерения силы прижатия. Для того чтобы нагружение было центральным, используют шарик 15. Электронный динамометр 14 позволяет определить силу прижатия с высокой точностью и с помощью подключения к ПК отследить момент появления колебаний силы, что соответствует моменту контактного разрушения поверхности.

Для задания перекоса отверстие в верхнем полукорпусе 4 имеет эксцентриситет в вертикальном направлении (фиг. 4), вследствие чего подвижная нижняя опора 8 может перемещаться в вертикальной плоскости. Для обеспечения вращения в условиях перекоса используют сферические роликоподшипники 16 и муфту с торообразной оболочкой 17. Перекос осей задается с помощью винтовой пары, в которую входит болт 18. Значение перекоса определяется геометрически по известному расстоянию между центром неподвижной нижней опоры 19 и пазом 20 на измерительном приспособлении 21 под шарик индикатора часового типа 22, и по показаниям индикатора (перемещения в вертикальной плоскости). После задания перекоса приспособление 21 выкручивается, отверстие в подвижной нижней опоре 8 закрывается пробкой 23, и опора прижимается шпильками 24 (отверстия под шпильки имеют эксцентриситет аналогичный отверстию под переднюю опору).

Для проведения испытаний в условиях смазки применяют циркуляционную систему смазки. Известны готовые системы смазки, обеспечивающие нужную температуру масла и его фильтрацию от частиц износа. Для соединения циркуляционной системы с лабораторным стендом корпус выполнен герметичным и имеет впускные штуцеры 25, направленные на опору 9 верхнего вала 6, масло из данных штуцеров также попадает на опоры 8 и 19 нижнего вала 7. Для смазки исследуемой пары применен удлиненный штуцер 26. Для слива масла служит сливной штуцер 27, расположенный в днище корпуса. Соединение с системой подачи смазки осуществляют гибкими армированными напорными рукавами.

Устройство работает следующим образом: фрикционная передача приводится во вращение электродвигателем, перекос оси нижнего вала 7 относительно оси верхнего вала 6 производится посредством винтовой пары (болта 18) и замеряется индикатором часового типа 22, после чего подвижная опора 8 закрепляется шпильками 24 и происходит нагружение фрикционной передачи посредством винта 12, расположенного в крышке 11. Сила прижатия и момент разрушения образцов 5 фиксируются с помощью электронного динамометра 14, расположенного между винтом 12 и плавающей опорой 9.

В результате применения вышеописанных конструктивных особенностей стенд позволяет имитировать условия работы роликоподшипника, а вследствие задания известного перекоса осей, известной рабочей температуры и силы прижатия (которая определяет контактные напряжения в исследуемой паре), а также измерения момента трения качения посредством муфты 28, измеряющей крутящий момент, находящейся перед торообразной муфтой 17 (фиг. 1), появляется возможность исследования ресурса поверхностей тел качения и дорожек качения роликоподшипников в зависимости от угла перекоса между осями, с учетом режима работы.

Применение предлагаемой установки позволяет более точно прогнозировать ресурс роликоподшипников исходя из перекоса между осями тел качения и дорожек качения, что является следствием точности изготовления и условий работы.


ЛАБОРАТОРНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ НА КОНТАКТНУЮ УСТАЛОСТЬ ПАР ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ ТИПА
ЛАБОРАТОРНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ НА КОНТАКТНУЮ УСТАЛОСТЬ ПАР ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ ТИПА
ЛАБОРАТОРНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ НА КОНТАКТНУЮ УСТАЛОСТЬ ПАР ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ ТИПА
ЛАБОРАТОРНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ НА КОНТАКТНУЮ УСТАЛОСТЬ ПАР ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ ТИПА
ЛАБОРАТОРНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ НА КОНТАКТНУЮ УСТАЛОСТЬ ПАР ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ ТИПА
ЛАБОРАТОРНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ НА КОНТАКТНУЮ УСТАЛОСТЬ ПАР ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ ТИПА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 59 items.
29.12.2017
№217.015.f69e

Способ получения противоклещевого иммуноглобулина из донорской иммунной плазмы

Изобретение относится к медицине, а именно к иммунологии, и может быть использовано для получения противоклещевого иммуноглобулина. Для этого предварительно по экспериментальным данным анализов плазмы многочисленной группы доноров осуществляют прогностический расчет среднего титра антител к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639261
Дата охранного документа: 20.12.2017
03.03.2019
№219.016.d284

Система управления буровым устройством для разработки труднодоступных запасов углеводородов

Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано при бурении скважин, а именно наклонно-направленных скважин с протяженным горизонтальным участком, в частности, для разработки труднодоступных запасов углеводородов. Система управления буровым устройством включает корпус, имеющий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681053
Дата охранного документа: 01.03.2019
14.03.2019
№219.016.deeb

Способ получения альтернативного топлива из твердых коммунальных отходов

Изобретение описывает способ получения альтернативного топлива из твердых коммунальных отходов, включающий сортировку отходов с выделением горючих фракций с последующим их измельчением, сушку, характеризующийся тем, что предварительно проводят подготовку ТКО путем деления основного потока ТКО...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681655
Дата охранного документа: 12.03.2019
17.03.2019
№219.016.e2db

Способ определения смачиваемости горных пород методом рентгеновской томографии керна

Изобретение относится к области нефтяной геологии и может использоваться для определения смачиваемости нефтенасыщенных горных пород. Способ определения смачиваемости горных пород методом рентгеновской томографии керна включает изготовление из керна горных пород стандартных цилиндрических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682098
Дата охранного документа: 14.03.2019
30.03.2019
№219.016.fa07

Шахтная вентиляционная перемычка

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для временной изоляции горных выработок во время ведения очистных работ и в случае возникновения пожара в горных выработках. Шахтная вентиляционная перемычка включает основание перемычки, состоящее из лыжных салазок или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002683442
Дата охранного документа: 28.03.2019
12.04.2019
№219.017.0bea

Узел герметичного кабельного соединения скважинного оборудования системы управления буровым устройством

Изобретение относится к области бурения скважин и может быть использовано для коммутации электрических цепей скважинного оборудования при бурении наклонно-направленных и горизонтальных скважин. Узел герметичного кабельного соединения скважинного оборудования системы управления буровым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684547
Дата охранного документа: 09.04.2019
17.04.2019
№219.017.1503

Способ контроля сопротивления защитного заземления калийных рудников

Использование: в области электротехники для контроля сопротивлений в сетях защитного заземления в специфических условиях калийных рудников, характеризующихся высоким сопротивлением горных пород и недопустимостью наличия грунтовых вод. Технический результат заключается в обеспечении возможности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684775
Дата охранного документа: 15.04.2019
01.05.2019
№219.017.47e6

Способ плазменной обработки металлических изделий

Изобретение относится к области упрочняющей термической обработки, а именно плазменной термической и химико-термической обработки поверхностного слоя деталей. Плазменную обработку ведут рабочей плазменной дугой прямой полярности, горящей между плазмообразующим соплом - катодом и изделием -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686505
Дата охранного документа: 29.04.2019
09.05.2019
№219.017.4a40

Способ изготовления изделий из армированных термопластичных композитных материалов методом пропитки под давлением и установка для его осуществления

Группа изобретений относится к способу и установке для производства армированных композиционных изделий методом пропитки под давлением. Способ позволяет изготавливать изделия из композиционных материалов на основе термопластичных связующих. Данная технология может применяться при производстве...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686934
Дата охранного документа: 06.05.2019
09.05.2019
№219.017.4a5d

Оправка для изготовления крупногабаритных корпусов из полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к оборудованию для изготовления изделий из композиционных материалов методом намотки и может найти применение при изготовлении формообразующих оправок для намотки силовой оболочки емкостей, работающих под давлением, например корпусов ракетных двигателей твердого топлива...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686932
Дата охранного документа: 06.05.2019
Showing 1-1 of 1 item.
23.05.2023
№223.018.6ea0

Способ регулирования радиального зазора в газотурбинном двигателе

Изобретение относится к области управления авиационными двигателями, в частности к системам активного управления радиальными зазорами (САУРЗ) в газотурбинных двигателях. Предлагаемый способ регулирования радиального зазора, основан на предиктивном моделировании, при котором математическая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002795945
Дата охранного документа: 15.05.2023
+ добавить свой РИД