×
04.07.2020
220.018.2f1b

Результат интеллектуальной деятельности: ВИБРОИЗОЛИРУЮЩАЯ ОПОРА ГРЕБНОГО ВАЛА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002725360
Дата охранного документа
02.07.2020
Аннотация: Изобретение относится к судостроению, а именно к опорам судовых гребных валов. Опора гребного вала включает в себя как минимум один опорный подшипник, установленный во втулке, удерживаемой по меньшей мере двумя упругими тягами, имеющими форму сегмента кольца и закрепленными в корпусе опоры. Тяги формируют упругий подвес гребного вала. Достигается снижение амплитуды вибраций, передаваемых гребным валом на корпус судна, повышение надежности и предотвращение заклинивания вала в подшипнике. 3 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно к опорам судовых гребных валов.

Для снижения вибраций, передаваемых вращающимся гребным валом на корпус судна, применяются различные виброизолирующие устройства. Распространенным способом виброизоляции является введение упругой (податливой) связи между вращающимся валом и корпусом судна. При этом в качестве упругих элементов широко применяются резинометаллические амортизаторы. Однако в случае размещения опоры в забортной среде (морской воде) применение резинометаллических конструкций ограничено ввиду ускоренного старения (изменения физико-механических свойств) резины, вызванного агрессивным воздействием среды. Также высокие статические нагрузки, действующие на опорные связи гребного вала (вес самого вала и движителя - гребного винта) требуют увеличения числа упругих резинометаллических элементов или увеличения их размеров, что в совокупности приводит к увеличению размеров опоры и затрудняет ее размещение на судне. В связи вышеизложенным, в виброизолирующих устройствах, работающих в контакте с морской водой применяются преимущественно металлы, устойчивые к воздействию среды, однако отличающиеся пониженной податливостью по отношению к резинометаллическим конструкциям, что снижает эффективность их применения. Примером подобного решения является подшипниковый узел гребного вала, с пониженной радиальной жесткостью (Авторское свидетельство СССР №874476, кл. В63Н 23/36, Бюллетень №39 от 23.10.1981 г.).

Недостатком данного устройства является его недостаточная податливость в направлениях отличных от радиального.

Наиболее близким к предлагаемому устройству является опора гребного вала, устанавливаемая в дейдвудном устройстве и снижающая вибрации, передаваемые на корпус судна, с помощью упругой втулки на опорном элементе (Авторское свидетельство СССР №829481, кл. В63Н 23/36, Бюллетень №18 от 15.05.1981 г.) - прототип.

Недостатком ее является пониженная надежность, ввиду концентрации механических напряжений в единственном опорном элементе, снижение эффективности виброизоляции при совмещении вектора нагрузки с опорным элементом, а также возможное заклинивание вала при его совместной с втулкой деформации, а именно при его изгибе под действием статической нагрузки, например, при циркуляции судна. Предлагаемое авторами увеличение числа опорных элементов хотя и способствует повышению надежности узла, но также снижает эффективность его виброизоляции ввиду снижающейся податливости.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является снижение вибраций, передаваемых гребным валом на корпус судна, повышение надежности узла и предотвращение заклинивания вала в подшипнике.

Технический результат достигается тем, что в опоре гребного вала, содержащей втулку с подшипником, имеются следующие отличия: втулка закреплена посредством, по меньшей мере, двух упругих тяг, имеющих форму сектора кольца, размещенных симметрично относительно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось гребного вала.

Число втулок с опорными подшипниками может быть больше одной, при этом каждая втулка с подшипником закреплена в опоре, по меньшей мере, двумя упругими тягами, имеющими форму сектора кольца.

Количество тяг, удерживающих втулку может быть увеличено для восприятия большей нагрузки, но их число должно быть кратно двум.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется рисунками, где на фиг. 1 изображены составляющие опоры гребного вала; на фиг. 2 - вид спереди, вид сверху (вид А) и сечение В-В; на фиг. 3 - сечение Б-Б, а также расположение опоры на гребном валу относительно корпуса судна, движителя (винта) и дейдвудного устройства.

Виброизолирующая опора гребного вала, состоящая, как минимум, из одного опорного подшипника 1 (фиг. 1, 2, 3), установленного во втулке 2 (фиг. 1, 2, 3), удерживаемой, по меньшей мере, двумя упругими тягами 3 (фиг. 1, 2, 3), закрепленными в корпусе опоры 4 (фиг. 1, 2, 3). Упругие тяги выполнены из металла, устойчивого к воздействию среды. Опора 4 закрепляется на корпусе судна 5 (фиг. 3), через нее проходит гребной вал 6 (фиг. 3), при этом опора располагается между гребным винтом 7 (фиг. 3) и дейдвудным устройством 8 (фиг. 3) или совмещена с ним.

При работе опоры 4 вес гребного вала 6, винта 7, а также подшипника 1 и втулки 2 передается через упругие тяги 3 на корпус опоры 4. При этом изгиб вала 6 от действия статической нагрузки (веса винта 7) или квазистатической (действие гидродинамических сил на винт при циркуляции судна) приводит к соответствующему изгибу (в пределах упругой деформации) упругих тяг 3 и повороту сечения втулки 2 совместно с поворотом сечения вала 6. Таким образом, предотвращается заклинивание вала 6 в подшипнике 1. При действии динамических знакопеременных вибрационных нагрузок упругие тяги 3 испытывают сложное нагружение (изгиб и кручение) и деформируются (изгибаются и скручиваются в пределах упругой деформации), чем обеспечивают соответствующую податливость. Форма сектора кольца упругих тяг 3 исключает возможность осевого (продольного) растяжения или сжатия металлических тяг 3, для которого характерно снижение податливости. Вместо этого тяги 3 имеющие форму сектора кольца испытывают изгиб и сохраняют податливость даже в случае совмещения вектора нагрузки с плоскостью, в которой установлены упругие тяги 3, что выгодно отличает предлагаемую опору от прототипа. Также, за счет простого увеличения числа упругих тяг, без изменения конструкции опоры повышается общая надежность узла.

Таким образом, предлагаемая виброизолирующая опора гребного вала за счет увеличения количества опорных (несущих) элементов - упругих тяг, выполненных из металла, имеющих форму сектора кольца, позволяющую им сохранить свою упругость независимо от приложения вектора нагрузки, за счет чего достигается заявленный технический результат.

Опора гребного вала, содержащая втулку с подшипником, отличающаяся тем, что опора гребного вала содержит не менее одной втулки, которая закреплена по меньшей мере двумя упругими тягами, имеющими форму сектора кольца, размещенными симметрично относительно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось гребного вала.
ВИБРОИЗОЛИРУЮЩАЯ ОПОРА ГРЕБНОГО ВАЛА
ВИБРОИЗОЛИРУЮЩАЯ ОПОРА ГРЕБНОГО ВАЛА
ВИБРОИЗОЛИРУЮЩАЯ ОПОРА ГРЕБНОГО ВАЛА
ВИБРОИЗОЛИРУЮЩАЯ ОПОРА ГРЕБНОГО ВАЛА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 162 items.
20.02.2013
№216.012.2680

Гребная электрическая установка с многоуровневыми преобразователями частоты

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств, в частности к гребной электрической установке. Гребная электрическая установка содержит источники электроэнергии, главный распределительный щит с генераторными, фидерными и секционным выключателями, многообмоточные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475376
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.28aa

Устройство защиты матричного каскадного преобразователя частоты

Использование: в области электротехники. Технический результат - увеличение надежности срабатывания при упрощении процесса реализации. Устройство защиты матричного каскадного преобразователя частоты, содержащего в каждой m-фазе силовой части n-каскадов (матриц) мостовых схем на IGBT-модулях,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475930
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.04.2013
№216.012.3479

Способ выделения сигнала шума источника из суммарного шума

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники и решает задачу выделения исследуемого сигнала из смеси с помехой. С этой целью после приведения исследуемого и суммарного сигналов к единому временному масштабу, в результате которого происходит сжатие их спектров вблизи частот...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478976
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.347f

Способ определения звукового давления движущегося протяженного источника акустического поля

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники, в частности к способу определения звукового давления движущегося протяженного источника акустического поля. Сущность: способ определения звукового давления движущегося протяженного источника акустического поля включает синхронный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478982
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.06.2013
№216.012.47d2

Ледокольное судно

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания ледокольных судов, предназначенных для прокладки широкого ледяного канала. Ледокольное судно содержит корпус, состоящий из основного головного корпуса и жестко связанных с ним побортно расположенных симметрично...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483966
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.11.2013
№216.012.7f35

Способ локализации зон шумоизлучения движущегося транспортного средства

Использование: в способе локализации зон шумоизлучения движущегося транспортного средства. Сущность: в способе локализации зон шумоизлучения по длине движущегося транспортного средства, включающем прием сигналов в двух произвольных точках его волнового поля, полосовую фильтрацию принятых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498238
Дата охранного документа: 10.11.2013
10.12.2013
№216.012.8962

Устройство для снижения поперечных колебаний пролетного строения мостов, вызванных ветровым воздействием

Изобретение относится к области аэрогидродинамики плохообтекаемых конструкций и касается вопроса поперечных колебаний пролетных строений мостов, вызванных ветровым воздействием, решает задачу уменьшения колебаний пролетного строения моста, вызванных ветровым воздействием при одновременном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500852
Дата охранного документа: 10.12.2013
27.12.2013
№216.012.9046

Корпус водоизмещающего судна-полукатамарана

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования обводов корпусов водоизмещающих судов, сочетающих элементы, характерные для обводов однокорпусных судов и катамаранов. Корпус водоизмещающего судна-полукатамарана имеет носовую оконечность с обводами водоизмещающего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502627
Дата охранного документа: 27.12.2013
10.04.2014
№216.012.aff1

Морская технологическая ледостойкая плавучая платформа судового типа

Изобретение относится к области судостроения и касается создания ледостойких платформ для освоения месторождений нефти и газа на шельфе замерзающих морей. Морская технологическая ледостойкая плавучая платформа оборудована выносным турельным устройством, состоящим из блока и размещенной в нем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510756
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.04.2014
№216.012.b7d0

Морская гравитационная платформа

Изобретение относится к области судостроения, а именно к морским гравитационным платформам, устанавливаемым преимущественно на мелководье и эксплуатируемым в ледовых условиях. Платформа содержит опорное основание в виде разделённого на отсеки полого корпуса, заполненного балластом, и верхнее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002512783
Дата охранного документа: 10.04.2014
Showing 1-6 of 6 items.
20.02.2014
№216.012.a224

Композиционный полимерный материал для палубных и напольных покрытий

Изобретение относится к высокопрочным композиционным полимерным материалам для палубных и напольных покрытий. Композиционный полимерный материал, представляющий собой резиновую смесь, перерабатываемую по формовой технологии, включающую полимерную матрицу, вулканизующую систему, состоящую из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507223
Дата охранного документа: 20.02.2014
12.01.2017
№217.015.5b60

Способ изготовления обтекателя гидроакустической станции методом намотки

Использование: изобретение относится к области судостроения, а именно к способам изготовления обтекателей антенн гидроакустических станций, и касается вопросов их конструирования. Сущность: изготовление обтекателя гидроакустической станции по частям с последующим их соединением, при этом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002589504
Дата охранного документа: 10.07.2016
13.01.2017
№217.015.8f98

Конструкционная панель

Изобретение относится к новой конструкционной панели, используемой в качестве покрытий, шумовиброизоляционной, теплоизоляционной панели. Панель выполнена из композиции, содержащей эпоксидную смолу на основе блок-олигомера с длинной цепью, содержащего в своем составе ароматические звенья,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605572
Дата охранного документа: 20.12.2016
15.05.2023
№223.018.5bc5

Звуко-виброизолирующий элемент для покрытий

Изобретение относится к области машиностроения и судостроения. Звуко-виброизолирующий элемент состоит из упругого элемента с полостью, в которую установлена катушка с армирующими элементами. Катушка состоит из набора армирующих элементов двух конструкций, соединенных между собой эластомерной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002752739
Дата охранного документа: 30.07.2021
15.05.2023
№223.018.5bc6

Звуко-виброизолирующий элемент для покрытий

Изобретение относится к области машиностроения и судостроения. Звуко-виброизолирующий элемент состоит из упругого элемента с полостью, в которую установлена катушка с армирующими элементами. Катушка состоит из набора армирующих элементов двух конструкций, соединенных между собой эластомерной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002752739
Дата охранного документа: 30.07.2021
26.05.2023
№223.018.7015

Способ измерения силы цели на масштабной модели

Использование: настоящее изобретение относится к области гидроакустики, а именно гидроакустических измерений, и может быть использовано для измерения величины силы цели (СЦ) подводных объектов (ПО) на их масштабных моделях. Технический результат: повышение точности результатов измерений...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002796238
Дата охранного документа: 18.05.2023
+ добавить свой РИД