×
21.06.2020
220.018.2898

Результат интеллектуальной деятельности: Способ снижения влияния обледенения на аэродинамическую поверхность

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к авиационной технике. Способ снижения влияния обледенения на аэродинамическую поверхность заключается в том, что через продольное щелевое сопло на верхней плоскости аэродинамической поверхности производят тангенциальный выдув струи сжатого воздуха. Выдув осуществляют на основании сигналов об обледенении поверхности на расстоянии от 1% до 20% хорды от передней кромки аэродинамической поверхности, с коэффициентом импульса струи сжатого воздуха Сμ ≥ 0.02. Изобретение направлено на повышение надежности и безопасности полета. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для устранения негативных последствий обледенения летательных аппаратов.

Одним из наиболее опасных природных воздействий на летательный аппарат (ЛА) в полете является обледенение, которое может приводить к возникновению аварийных ситуаций. Для борьбы с обледенением в полете как правило используют различные противообледенительные системы (ПОС), которые характеризуются высокой энергоемкостью, работа которых также может приводит к формированию барьерного льда.

Известен «Способ борьбы с обледенением крыльев летательных аппаратов» (патент РФ 2504502, МПК B64D 15/00, 20.01.2014 г.). В данном способе поверхности, подверженные обледенению, нагревают до температуры таяния льда и образовавшуюся в результате этого процесса воду собирают в специальные емкости. Способ позволяет бороться с образованием барьерного льда, образующегося в процессе работы ПОС. Недостатком способа является усложнение ПОС дополнительными элементами (насосы, емкости и т.д.), что повышает энергоемкость, снижает надежность и эффективность всей системы. Кроме того, данный способ не снижает вредного влияния обледенения на аэродинамические характеристики ЛА.

Известен также способ, описанный в изобретении «Противообледенительная система для самолетов» («Anti-icing system for aircraft», патент US 5114100, МПК B64C 21/04, 19.05.1992 г.). Данная система предназначена для ламинаризации передней кромки крыла применением всасывания пограничного слоя через перфорированную обшивку и для управления пограничным слоем путем выдува струи горячего газа. К каждому отверстию в обшивке по передней кроме крыла подводят трубопроводы, которые служат для отсоса пограничного слоя или выдува воздуха. Выдув горячего воздуха на переднюю кромку крыла обеспечивает защиту от обледенения. Недостатком такой системы является сложность конструкции с множеством коллекторов, клапанов и трубопроводов для обеспечения работы ПОС и управления пограничным слоем аэродинамической поверхности путем отсоса. Кроме того, отбор горячего сжатого воздуха от двигателя может приводить к прогару трубопроводов, тем самым снижая надежность системы. Отверстия для выдува находятся в зоне образования льда и в случае их обледенения выдув будет невозможен до тех пор, пока лед не будет растоплен. При этом аэродинамические характеристики ЛА будут продолжать снижаться.

За прототип выбран способ, реализуемый в изобретении «Устройство контроля управления пограничным слоем и противообледенения крыла самолета» («Boundary layer control and anti-icing apparatus for an aircraft wing», патент US 3917193, МПК B64C 21/04, B64D 15/02, 04.11.1975 г.). При данном способе для управления пограничным слоем крыла и работы противообледенительной системы используют горячий воздух, отбираемый от двигателя. Устройство, реализующее способ, содержит ряд трубопроводов, объединенных в коллектор, и с помощью щелевого сопла на предкрылке и эжекторного сопла на передней кромке крыла осуществляют выдув струи горячего воздуха из двигателя. Для снижения температуры струи выдуваемую струю воздуха смешивают с набегающим потоком в эжекторном сопле и смешанный воздух выдувают из сопла на верхнюю поверхность крыла. От эффекта управления пограничным слоем обеспечивают некоторую дополнительную подъемную силу, которая компенсируют потери тяги двигателя от отбора воздуха. Недостатком этого способа является использование горячего воздуха, который смешивают с воздухом внешней среды. Другим недостатком является выдув воздуха в зоне образования льда. Таким образом, выдув будет невозможен до тех пор, пока не будет растоплен лед в зоне расположения сопла, аэродинамические характеристики будут снижаться, что может привести к возникновению аварийной ситуации.

Предлагается способ снижения влияния обледенения на аэродинамическую поверхность, когда уже наросты льда образовались и отрицательно воздействуют на аэродинамические свойства поверхности.

Задачей является разработка способа снижения влияния обледенения на аэродинамическую поверхность, который обеспечивает следующие технические результаты:

• Повышение безопасности полета в условиях обледенения;

• Восстановление управляемости с учетом уровня интенсивности обледенения, в том числе при несимметричном обледенении крыла или иной аэродинамической поверхности;

• Предотвращение образования барьерного льда на аэродинамической поверхности.

Технический результат достигается тем, что в способе снижения влияния обледенения на аэродинамическую поверхность через продольное щелевое сопло на верхней плоскости аэродинамической поверхности производят тангенциальный выдув струи сжатого воздуха так, что выдув осуществляют на основании сигналов об обледенении поверхности на расстоянии от 1% до 20% хорды от передней кромки аэродинамической поверхности с коэффициентом импульса струи сжатого воздуха Сμ ≥ 0.02.

Дополнительный технический результат получают, если отбор сжатого воздуха для выдува струи осуществляют от автономного источника или вспомогательной силовой установки.

Дополнительный технический результат получают, если для выдува струи используют воздух с температурой от 0°С до 25°С.

Дополнительный технический результат получают, если для выдува используют сопло с длиной от 20% до 100% от продольного размера аэродинамической поверхности.

Дополнительный технический результат получают, если выдув струи воздуха осуществляют в соответствии с заданной программой в зависимости от сигналов об обледенении поверхности.

Дополнительный технический результат получают, осуществляют дифференциальный выдув струи воздуха различной интенсивности, как минимум, в двух местах аэродинамической поверхности при несимметричном обледенении поверхности.

Дополнительный технический результат получают, если осуществляют теплообмен между участками выдува струи сжатого воздуха и смежными участками аэродинамической поверхности.

Изобретение поясняется фигурой 1. На Фиг. 1 представлена принципиальная схема реализации предлагаемого способа.

Рассмотрим реализацию способа снижения влияния обледенения на аэродинамическую поверхность на примере профиля крыла самолета.

Способ снижения влияния обледенения на аэродинамическую поверхность реализуется в зависимости от режима полета, метеоусловий, этапа полета, а также интенсивности образования льда. В передней части кромки крыла 1 образуется лед 2, который приводит к отрыву пограничного слоя с аэродинамической поверхности, что приводит к резкому снижению аэродинамических характеристик крыла. Дополнительное негативное влияние на обтекание и снижение аэродинамических характеристики крыла оказывает и образование барьерного льда 3. Для снижения влияния обледенения обоих типов производят тангенциальный выдув струи воздуха 4 по сигналам об уровне обледенении передней кромки аэродинамической поверхности из сопла 5, расположенного на расстоянии от 1% до 20% хорды от передней кромки поверхности, т.е. вне зоны образования льда. Сигналы об обледенении поверхности получают от датчиков об обледенении. Положение сопла относительно хорды зависит от типа аэродинамической поверхности и формы льда. Конструктивно сопло с длиной от 20% до 100% от продольного размера аэродинамической поверхности может быть расположено не по всей длине аэродинамической поверхности и может быть размещено секционно.

Выдув струи воздуха с коэффициентом импульса струи сжатого воздуха Сμ ≥ 0.02 позволяет ликвидировать отрыв потока и восстановить аэродинамические характеристики крыла.

Коэффициент импульса выдуваемой струи воздуха Сμ определяется по известной формуле:

где m - массовый расход выдуваемого воздуха, Vj - скорость воздуха в струе на срезе сопла, q - скоростной напор, S - площадь аэродинамической поверхности участков выдува.

Участки выдува охватывают площадь аэродинамической поверхности, на которую распространяется влияние выдува струи сжатого воздуха.

Численные расчеты показывают, что, например, при посадке в сложных метеоусловиях с максимальным наростом льда тангенциальный выдув по заданной программе струи воздуха с коэффициентом импульса Сμ от 0.05 до 0.07 для восстановления аэродинамических характеристик в течении посадки ЛА.

Исследования показали, что образование льда уменьшает максимальную подъемную силу крыла аэродинамической поверхности от 42 до 66% и критического угла атаки от 7 до 12% (Павленко О.В. «Численное исследование особенностей обтекания модели крыла с имитаторами льда», журнал «Ученые записки ЦАГИ», том XLVII №1, 2016 г., стр. 62-68). Для восстановления до необходимого уровня подъемной силы аэродинамической поверхности, обеспечивающей безопасный полет, производят выдув струи воздуха с заданной интенсивностью Сμ ≥ 0.02. Подъемную силу восстанавливают до необходимого уровня при различных условиях обледенения по заданной программе, выполняющейся в зависимости от сигналов об обледенении аэродинамической поверхности. При несимметричном наросте льда на местах аэродинамической поверхности и уменьшении управляемости от этих наростов осуществляют дифференциальный выдув различной интенсивности, как минимум, в двух местах аэродинамической поверхности. Отбор сжатого воздуха для выдува струи на современных ЛА возможно осуществлять от автономного источника, не связанного с работой двигателя, а например для обеспечения кондиционирования воздуха, и для выдува струи обеспечивают воздух с температурой от 0°С до 25°С.

Дополнительным результатом выдува струи воздуха является нагрев поверхности за соплом от воздействия трения о поверхность крыла выдуваемого сжатого воздуха со скоростью превышающей скорость набегающего потока в 3 раза и более раз в соответствии с эмпирически полученной авторами формулой приращения температуры ΔT от коэффициента импульса выдуваемой струи воздуха Сμ:

ΔТ=9754.5 Сμ2+1948.1Сμ+1.1537

Из приведенной формулы видно, что чем больше по значению коэффициент импульса струи выдува Сμ, тем выше приращение температуры ΔT и более эффективен теплообмен между участками выдува струи сжатого воздуха и смежными участками аэродинамической поверхности, что препятствует образованию барьерного льда.

Таким образом, нагрев при выдуве аэродинамической поверхности за соплом препятствует образованию барьерного льда.

Задачи и технический результат достигаются совокупностью существенных признаков предложенного способа снижения влияния обледенения на аэродинамическую поверхность: выдув осуществляют на основании сигналов об обледенении поверхности, на расстоянии от 1% до 20% хорды от передней кромки аэродинамической поверхности, с коэффициентом импульса струи сжатого воздуха Сμ ≥ 0.02.


Способ снижения влияния обледенения на аэродинамическую поверхность
Способ снижения влияния обледенения на аэродинамическую поверхность
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 255 items.
10.02.2013
№216.012.2454

Способ адаптации рабочей части аэродинамической трубы для получения безындукционного обтекания моделей летательных аппаратов и устройство для его осуществления

Заявленная группа изобретений относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использована при проведении испытаний в трансзвуковых аэродинамических трубах. Предложен новый способ адаптации рабочей части аэродинамической трубы, содержащий новую технологию получения на границах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474802
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.03.2013
№216.012.302a

Измерительное устройство

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для измерения неэлектрических величин при помощи тензометрических мостовых датчиков с инструментальными усилителями, запитанных постоянным током. Техническим результатом изобретения является повышение точности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477865
Дата охранного документа: 20.03.2013
10.05.2013
№216.012.3cfa

Способ фрезерования на станках с чпу моделей лопаток роторов газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в авиадвигателестроении при обработке профиля пера рабочих лопаток газотурбинных двигателей, в частности аэродинамических моделей лопаток роторов газотурбинных двигателей, имеющих малую толщину и осевые габариты 200-300 мм. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481177
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4044

Система управления самолётом

Изобретение относится к области систем управления летательными аппаратами. Предлагаемая система улучшает характеристики продольного движения за счет введения блока оценки продольной устойчивости самолета и компенсации ее изменения по режимам полета. Ликвидируются характерные для интегральных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482022
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.41f7

Способ создания потока газа в гиперзвуковой вакуумной аэродинамической трубе и аэродинамическая труба

Изобретения относятся к области промышленной аэродинамики, в частности к гиперзвуковым аэродинамическим трубам (АДТ). Предложены способ создания потока и аэродинамическая труба (АДТ) непрерывного действия, охватывающая весь гиперзвуковой диапазон скоростей с числами Маха М≥5, причем для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482457
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.427e

Аэродинамический стенд для проведения фундаментальных исследований по генерации электроэнергии мгд-методами с использованием в качестве рабочего газа высокотемпературного водорода (h)

Изобретение относится к области энергетики, преимущественно к созданию аварийных энергетических установок большой мощности, работающих на принципе магнитогазодинамического преобразования энергии. Заявленное устройство включает источник высокотемпературного газа, устройство подачи присадки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482592
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.07.2013
№216.012.53c7

Треугольное крыло для сверхзвуковых летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиационной техники. Треугольное крыло имеет вершину и центральную хорду, расположенные в плоскости симметрии крыла, прямолинейные передние кромки, выходящие из вершины, и неплоскую срединную поверхность. Срединная поверхность выполнена из двух элементов, которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487050
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.07.2013
№216.012.53c8

Предкрылок крыла самолета и способ его обтекания

Группа изобретений относится к области авиации. Предкрылок крыла самолета подвижно соединен с основным крылом и содержит аэродинамически обтекаемую поверхность, включающую заднюю нижнюю кромку. Часть задней нижней кромки предкрылка выполнена по форме гладкой волнистой линии либо волнистой линии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487051
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.07.2013
№216.012.57a0

Устройство для локального подвода энергии к потоку воздуха, обтекающего объект (варианты)

Изобретение относится к аэродинамике и к энергетическим установкам транспортных средств, в частности к устройствам для улучшения аэродинамического качества путем подвода энергии к их внешней поверхности. Устройство для локального подвода энергии к потоку воздуха, обтекающего объект, содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488040
Дата охранного документа: 20.07.2013
20.07.2013
№216.012.57cb

Способ измерения негерметичности изделий

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для измерения негерметичности изделий, работающих под избыточным давлением. Техническим результатом является повышение точности измерения негерметичности изделия в разных условиях окружающей среды при неодинаковых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488083
Дата охранного документа: 20.07.2013
Showing 1-2 of 2 items.
10.10.2019
№219.017.d3e0

Поверхность управления

Изобретение может быть использовано при создании поверхностей управления летательных аппаратов в виде элеронов, рулей высоты и направления, а также в области кораблестроения. Поверхность управления содержит механизм ее поворота вокруг оси вращения и устройство снижения возникающего шарнирного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702480
Дата охранного документа: 08.10.2019
06.08.2020
№220.018.3d8b

Экранолёт

Изобретение относится к летательным аппаратам. Экранолет содержит центроплан с консолями крыла, двухбалочное хвостовое оперение с килями и одним стабилизатором, взлетно-посадочное устройство. Центроплан выполнен с шириной 90-120% от его длины, толщиной 14-16% от его длины, с прямыми передней и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002729114
Дата охранного документа: 04.08.2020
+ добавить свой РИД