×
05.06.2020
220.018.2485

Результат интеллектуальной деятельности: Тяговый электропривод локомотива

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Тяговый электропривод локомотива содержит силовой источник питания, регулятор напряжения, регулятор ослабления поля, тяговый двигатель постоянного тока с последовательным возбуждением. Между выходами силового источника питания включены параллельно соединенные между собой конденсатор, регулятор напряжения и регулятор ослабления поля. Каждый из регуляторов соответственно состоит из двух последовательно соединенных транзисторов, шунтированных обратными диодами. Выход регулятора напряжения подключен к входу обмотки возбуждения через датчик тока возбуждения, информационный выход которого подключен к первому входу блока управления. Первый и второй выходы блока управления соответственно управляют регулятором напряжения и регулятором ослабления поля. Выход регулятора ослабления поля подключен к соединенным вместе выходу обмотки возбуждения и входу якорной обмотки, выход которой подключен к одному из выходов силового источника питания через датчик тока якоря, информационный выход которого подключен ко второму входу блока управления. Технический результат изобретения заключается в повышении точности регулирования ослабления поля тягового двигателя постоянного тока. 1 ил.

Изобретение относится к электрической передаче локомотивов железнодорожного транспорта.

Известна электрическая передача тепловоза, содержащая тепловой двигатель, вращающий синхронный генератор и возбудитель с последовательным возбуждением, выходное напряжение которого через управляемый выпрямитель питает обмотку возбуждения синхронного генератора, две статорные трехфазные обмотки которого подключены к входам шестиканального управляемого выпрямителя, каждый из шести выходов которого через контакты поездного контактора и токовые шунты подключены соответственно к шести тяговым двигателям с встроенными датчиками частоты вращения и с последовательным возбуждением, при котором якорная обмотка каждого тягового двигателя включена через контакты реверсора последовательно с обмоткой возбуждения, параллельно которой через контакты контактора ослабления поля подключается резистор ослабления поля, а параллельно якорным обмоткам тяговых двигателей контактами тормозного контактора подключаются тормозные резисторы, при этом управляемый выпрямитель, шестиканальный управляемый выпрямитель, поездной контактор, реверсор, контактор ослабления поля, тормозной контактор управляются системой управления, которая реализует поосное регулирование силы тяги (С.В. Сергеев, А.В. Пархонин, И.И. Городецкий, Н.А. Замяткин, И.В. Рубаник «Локомотив» №3, 2017 г., стр. 27-31 «Электрическая схема тепловоза 2ТЭ116У»).

Недостатком известного тягового электропривода тепловоза являются его большие массогабаритные размеры и возможность бросков тока в электрических цепях и ударов в механической части электропривода при переключении ступеней ослабления поля.

Известен тяговый электропривод тепловоза, который содержит синхронный генератор, две статорные трехфазные обмотки которого подключены к входам выпрямителя, шесть идентичных импульсных регулятора, шесть тяговых двигателей постоянного тока с последовательным возбуждением, поездной контактор, реверсор, тормозные резисторы, систему управления, при этом первые и вторые входы импульсных регуляторов соответственно соединены между собой и подключены к выходам выпрямителя, а выходы импульсных регуляторов через контакты поездного контактора нагружены на тяговые двигатели постоянного тока, якорные обмотки которых соединены последовательно с обмотками возбуждения через попарно включенные контакты и попарно выключенные контакты реверсора, при этом каждый импульсный регулятор содержит параллельно соединенные между собой датчик напряжения, тормозной ключ, емкость, регулятор напряжения, состоящий из двух последовательно соединенных транзисторов, шунтированных обратными диодами и к точке соединения которых подключен вход датчика выходного тока, выход которого соединен с входным контактом поездного контактора, а тормозной ключ состоит из транзистора, шунтированного обратным диодом и последовательно соединенным с диодом, параллельно которому включен тормозной резистор, при этом информационные выходы датчиков напряжения и датчиков выходного тока соответственно подключены к входам системы управления, выходы которой соответственно управляют тормозными ключами и регуляторами напряжения (Ю.И. Клименко, К.С.Перфильев, Я.В. Чупин, «Локомотив» №11, 2017 г., стр. 36, 37 «Усовершенствовали силовую схему тягового электропривода тепловозов»).

Недостатком известного тягового электропривода тепловоза является необходимость использования механических контакторов и резисторов ослабления поля для реализации бесступенчатого ослабления поля, как в режиме тяги, так и в режиме реостатного торможения, большие массогабаритные размеры тягового электропривода.

Тяговый электропривод локомотива, принятый за прототип, содержит силовой источник питания, регулятор напряжения, тяговый двигатель постоянного тока с последовательным возбуждением, выход якорной обмотки которого подключен к одному из выходов силового источника питания, а вход якорной обмотки соединен последовательно с выходом обмотки возбуждения, при этом между выходами силового источника питания включены параллельно соединенные между собой конденсатор, регулятор напряжения, регулятор ослабления поля, каждый из которых состоит из двух последовательно соединенных транзисторов, шунтированных обратными диодами, выход регулятора напряжения подключен через датчик выходного тока к входу обмотки возбуждения, а выход регулятора ослабления поля подключен через датчик дополнительного тока к соединенным вместе входу якорной обмотки и выходу обмотки возбуждения тягового двигателя постоянного тока, при этом информационные выходы датчика выходного тока и датчика дополнительного тока соответственно подключены к первому и второму входам блока управления, первый и второй выходы которого управляют соответственно регулятором напряжения и регулятором ослабления поля (RU, патент №2677971, МПК B60L 11/06, 15/20, 7/04,7/08 опубл.2019 г. ).

Недостатком известного тягового электропривода тепловоза является низкая точность регулирования ослабления поля.

Техническим результатом изобретения является повышение точности регулирования ослабления поля, что позволяет реализовать достоинства независимого возбуждения тягового двигателя постоянного тока в предложенном решении.

Указанный технический результат достигается тем, что тяговый электропривод локомотива содержит силовой источник питания, регулятор напряжения, регулятор ослабления поля, тяговый двигатель постоянного тока с последовательным возбуждением, при котором обмотка возбуждения последовательно соединена с якорной обмоткой, при этом между выходами силового источника питания включены параллельно соединенные между собой конденсатор, регулятор напряжения и регулятор ослабления поля, каждый из которых состоит из двух последовательно соединенных транзисторов, шунтированных обратными диодами, а выход регулятора напряжения подключен к входу обмотки возбуждения через датчик тока возбуждения, информационный выход которого подключен к первому входу блока управления, снабженного портом ввода - вывода, первый и второй выходы блока управления соответственно управляют регулятором напряжения и регулятором ослабления поля, выход которого подключен к соединенным вместе выходу обмотки возбуждения и входу якорной обмотки, выход которой подключен к одному из выходов силового источника питания через датчик тока якоря, информационный выход которого подключен к второму входу блока управления.

На чертеже представлена структурная схема тягового электропривода локомотива.

Тяговый электропривод локомотива содержит силовой источник питания 1, регулятор 2 напряжения, регулятор 3 ослабления поля, тяговый двигатель 4 постоянного тока с последовательным возбуждением, при котором обмотка возбуждения 5 последовательно соединена с якорной обмоткой 6. Между выходами силового источника питания 1 включены параллельно соединенные между собой конденсатор 7, регулятор 2 напряжения и регулятор 3 ослабления поля. Каждый из регуляторов соответственно состоит из двух последовательно соединенных транзисторов 8, 9 и 10, 11, шунтированных обратными диодами 12, 13 и 14, 15. Выход регулятора 2 напряжения подключен к входу обмотки возбуждения 5 через датчик 16 тока возбуждения, информационный выход которого подключен к первому входу Вх.1 блока управления 17, снабженного портом ввода - вывода 18. Первый Вых.1 и второй Вых.2 выходы блока управления 17 соответственно управляют регулятором 2 напряжения и регулятором 3 ослабления поля, выход которого подключен к соединенным вместе выходу обмотки возбуждения 5 и входу якорной обмотки 6, выход которой подключен к одному из выходов силового источника питания 1 через датчик 19 тока якоря, информационный выход которого подключен к второму входу Вх.2 блока управления 17.

Силовой источник 1 питания на тепловозах представляет собой дизель-генераторную и выпрямительную установки, на электровозах переменного тока - контактную сеть, тяговый трансформатор и выпрямитель, на электровозах постоянного тока источником питания является контактная сеть.

Транзисторы 8, 9, шунтированные обратными диодами 12, 13, регулятора 2 напряжения и транзисторы 10, 11, шунтированные обратными диодами 14, 15, регулятора 3 ослабления поля представляют собой IGBT - модули. При работе транзисторов 8, 9, 10, 11 в ключевом режиме обратные диоды 12, 13, 14, 15 обеспечивают протекание обратных токов в моменты выключения транзисторов. Конденсатор 7 предназначен для сглаживания пульсаций напряжения силового источника 1 питания и обеспечивает безопасной режим коммутации транзисторов 8, 9 в регуляторе 2 напряжения и транзисторов 10, 11 в регуляторе 3 ослабления поля.

Блок управления 17 через порт ввода - вывода 18 осуществляет обмен информацией с системой управления локомотивом, которая может представлять собой микропроцессорную систему управления и контроля механизмов и устройств локомотива.

Тяговый электропривод локомотива работает следующим образом.

Напряжение силового источника питания 1 поступает на регулятор 2 напряжения, регулятор 3 ослабления поля и заряжает конденсатор 7. От системы управления локомотивом на порт ввода-вывода 18 блока управления 17 поступают заданное значение тока возбуждения и тока якоря, определяемые требуемыми параметрами движения локомотива - скоростью и силой тяги.

В режиме полного поля ток возбуждения и ток якоря равны. Заданные значения тока возбуждения и тока якоря обеспечиваются включением транзистора 8 в режиме широтно-импульсной модуляции (ШИМ). Ширина импульсов управления транзистором 8 формируется блоком управления 17 в результате действия отрицательной обратной связи по току возбуждения, поступающей на первый вход Вх.1 с информационного выхода датчика 16 тока возбуждения. При этом среднее значение тока, протекающего в обмотке возбуждения 5 и в якорной обмотке 6, равно заданному значению тока возбуждения. При выключении транзистора 8 ток возбуждения и ток якоря замыкаются через обратный диод 13. Заданное значение тока якоря также обеспечивается включением транзистора 8, вследствие этого в режиме полного поля транзисторы 10, 11 регулятора 3 ослабления поля выключены.

В режиме ослабления поля тягового двигателя 3 для обеспечения требуемых параметров движения локомотива система управления локомотивом формирует заданные значения тока возбуждения и тока якоря. Блоком управления 17 формируют длительности включения транзисторов 8 и 10 в режиме ШИМ по сигналам обратных связей соответственно с датчика 16 тока возбуждения и с датчика 19 тока якоря, поступающие на входы Вх.1, Вх.2 блока управления 17. При выключении транзисторов 8 и 10 соответствующие токи замыкаются через обратные диоды 13 и 15.

Степень ослабления поля определяется отношением тока возбуждения к току якоря. Измерение реальных значений тока возбуждения и тока якоря позволяет повысить точность регулирования ослабления поля в пределах, допустимых для конкретных типов тяговых двигателей.

Тяговый электропривод локомотива, содержащий силовой источник питания, регулятор напряжения, регулятор ослабления поля, тяговый двигатель постоянного тока с последовательным возбуждением, при котором обмотка возбуждения соединена последовательно с якорной обмоткой, при этом между выходами силового источника питания включены параллельно соединенные между собой конденсатор, регулятор напряжения и регулятор ослабления поля, каждый из которых состоит из двух последовательно соединенных транзисторов, шунтированных обратными диодами, а выход регулятора напряжения подключен к входу обмотки возбуждения через датчик тока возбуждения, информационный выход которого подключен к первому входу блока управления, снабженного портом ввода - вывода, первый и второй выходы блока управления соответственно управляют регулятором напряжения и регулятором ослабления поля, отличающийся тем, что выход регулятора ослабления поля подключен к соединенным вместе выходу обмотки возбуждения и входу якорной обмотки, выход которой подключен к одному из выходов силового источника питания через датчик тока якоря, информационный выход которого подключен к второму входу блока управления.
Тяговый электропривод локомотива
Тяговый электропривод локомотива
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 18 items.
25.08.2017
№217.015.a811

Устройство для защиты элементов контактной сети железных дорог от воздействия выпускных газов силовой установки автономного локомотива

Изобретение относится к выпускным устройствам тепловозов с двигателем внутреннего сгорания или газовой турбиной. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности снижения теплового и динамического воздействия выпускных газов на контактную сеть электрифицированных линий....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002611448
Дата охранного документа: 22.02.2017
25.08.2017
№217.015.af82

Боковая опора кузова вагона на тележку

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к боковым опорам кузова вагонов на тележку. Боковая опора кузова вагона на тележку содержит верхнюю часть, включающую износостойкую планку, установленную на кузове вагона, и нижнюю часть боковой опоры, установленную на надрессорной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610892
Дата охранного документа: 17.02.2017
25.08.2017
№217.015.b078

Тяговый электропривод транспортного средства

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Тяговый электропривод транспортного средства содержит тяговые электродвигатели постоянного тока, подключенные к выходу преобразователя напряжения. Параллельно обмоткам возбуждения электродвигателей включен регулятор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613363
Дата охранного документа: 16.03.2017
10.05.2018
№218.016.459c

Стенд для испытания колес и осей колесных пар на сопротивление усталости

Изобретение относится к стендам, осуществляющим испытание колес и осей колесных пар железнодорожного подвижного состава на сопротивление усталости. Стенд содержит двигатель, нагружающее устройство с вращающейся неуравновешенной массой, которое установлено в верхней части испытываемых объектов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002650327
Дата охранного документа: 11.04.2018
10.05.2018
№218.016.4adf

Стенд для испытания колес и осей колесных пар на сопротивление усталости и способ проведения испытаний

Изобретение относится к стендам, осуществляющим испытание колес и осей колесных пар железнодорожного подвижного состава на сопротивление усталости. Стенд содержит двигатель, нагружающее устройство с неуравновешенной массой, опорную плиту, опирающуюся через пружины на фундамент. На опорной плите...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651629
Дата охранного документа: 23.04.2018
09.06.2018
№218.016.5cc7

Запорный клапан для установки датчиков

Запорный клапан для установки датчиков содержит корпус, состоящий из двух частей, размещенных одна в другой. Внешняя часть выполнена в виде полого цилиндра с фланцем, на внутренней стенке внешней части с одного конца выполнена резьба для установки датчика давления, с другого конца выполнен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656180
Дата охранного документа: 31.05.2018
30.08.2018
№218.016.816d

Стенд и способ испытания на стенде колес и осей колесных пар на сопротивление усталости и исследования поведения металла в зоне контактного взаимодействия колеса с рельсом

Изобретение относится к стендам, осуществляющим испытание колес и осей колесных пар ж/д подвижного состава на сопротивление усталости. Исследуемый фрагмент колесной пары, состоящий из колеса с запрессованной в него разрезанной в средней части осью, крепится в центре опорной плиты стенда...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002665358
Дата охранного документа: 29.08.2018
22.09.2018
№218.016.8962

Устройство и способ установки положения колесных пар трехосной железнодорожной тележки с радиально устанавливающимися колесными парами

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для сборки трехосной железнодорожной тележки с радиально устанавливающимися колесными парами. Рама устройства содержит соединенные между собой боковины и поперечины. В центре боковин установлены неподвижные призмы, на концах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667414
Дата охранного документа: 19.09.2018
24.01.2019
№219.016.b2dd

Тяговый электропривод локомотива

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Тяговый электропривод локомотива содержит силовой источник питания, регулятор напряжения, тяговый двигатель постоянного тока с последовательным возбуждением. При этом между выходами силового источника питания включены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002677971
Дата охранного документа: 22.01.2019
20.02.2019
№219.016.bc28

Стенд для проведения испытаний металла в зоне контактного взаимодействия колеса с рельсом и способ проведения испытаний

Изобретения относятся к области исследования прочностных свойств твердых материалов путем приложения к ним повторяющихся механических усилий, в частности к исследованию прочности металла в зоне контактного взаимодействия колеса с рельсом. Стенд содержит устройство для установки и крепления в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680164
Дата охранного документа: 18.02.2019
Showing 1-10 of 40 items.
20.01.2013
№216.012.1de1

Устройство для отвода тепла от электронных элементов

Изобретение относится к устройствам для отвода тепла от электронных компонентов. Технический результат - разработка радиатора для электронного компонента, в котором используются все теплопоглощающие части поверхности радиаторных пластин и основания, обеспечивая эффективный отвод тепла....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473143
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.07.2013
№216.012.53aa

Способ регулирования электрической тяговой передачи маневрового тепловоза

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к способу регулирования электрической тяговой передачи маневрового тепловоза. Способ регулирования электрической передачи тепловоза включает задание частоты вращения теплового двигателя, приводящего во вращение тяговый генератор,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487021
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.12.2013
№216.012.8c96

Способ регулирования электрической передачи тепловоза в режиме торможения

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования электрической передачи тепловоза с автономным тепловым двигателем, тяговым синхронным генератором, тяговыми асинхронными электродвигателями и тормозными резисторами в режиме электрического торможения. Для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501673
Дата охранного документа: 20.12.2013
10.02.2014
№216.012.9ed4

Способ оповещения водителей о наличии пешехода на пешеходном переходе

Изобретение относится к способам оповещения водителей о наличии пешеходов на пешеходном переходе и может быть использовано для снижения вероятности наезда автомобилей на человека в зоне пешеходного перехода. Способ оповещения водителей о наличии пешехода на пешеходном переходе включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506368
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.02.2014
№216.012.9f50

Светодиодный светильник

Изобретение относится к области светотехники, в частности к светодиодным уличным светильникам. Техническим результатом является повышение эффективности теплоотвода. Светодиодный светильник включает корпус с закрепленным на нем радиатором, элементами крепления светодиодной матрицы, защитного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506492
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.04.2014
№216.012.b1e1

Способ регулирования электрической тяговой передачи гибридного маневрового тепловоза

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к гибридным маневровым тепловозам с тяговым генератором переменного тока, тяговой аккумуляторной батареей и асинхронными тяговыми электродвигателями. Согласно предложенному способу задают режим работы тяговой схемы тепловоза в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511253
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.04.2014
№216.012.b8cb

Способ управления асинхронным двигателем

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в управляемых асинхронных двигателях. Техническим результатом является упрощение алгоритма управления асинхронным двигателем при наборе и сбросе заданной частоты вращения и при пуске асинхронного двигателя на «выбеге». В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513035
Дата охранного документа: 20.04.2014
10.07.2014
№216.012.dca0

Способ и устройство регулирования газотурбинной установки

Группа изобретений относится к области автоматического управления газотурбинным приводом, применяемым на транспорте. Техническим результатом изобретений является регулирование газотурбинной установкой при изменении в широких пределах потребляемой мощности и упрощение алгоритма управления....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522258
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.07.2014
№216.012.e238

Преобразователь постоянного тока в переменный ток

Изобретение относится к преобразователям электрической энергии, конкретно к автономным инверторам напряжения и может быть использовано во вторичных источниках питания в общепромышленной технике, а так же в преобразователях собственных нужд для локомотивов на железнодорожном транспорте....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523698
Дата охранного документа: 20.07.2014
27.05.2015
№216.013.4dc5

Способ и устройство стабилизации трехфазного переменного напряжения

Изобретение относиться к области электротехники и может быть использовано при производстве, преобразовании и распределении электрической энергии, в частности в стабилизаторах трехфазного переменного напряжения локомотивов. Техническим результатом является обеспечение стабилизации выходного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551427
Дата охранного документа: 27.05.2015
+ добавить свой РИД