×
23.05.2020
220.018.2093

Результат интеллектуальной деятельности: Судовое рулевое устройство

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкциям рулевых устройств судов. Судовое рулевое устройство содержит профилированное перо руля, которое состоит из основной части, жестко закрепленной на баллере, установленном в вертикальной продольной плоскости судна, закрылка, расположенного позади основной части по ходу движения судна и сообщенного с нею посредством шарнира с вертикальной осью поворота. Основная часть пера руля снабжена приводом поворота закрылка, содержащим поворотный вал с вертикальной осью поворота. Конец поворотного вала снабжен втулкой, ось которой перпендикулярна оси поворота поворотного вала, через которую пропущен с возможностью возвратно-поступательного движения шток, конец которого снабжен отгибом, жестко скрепленным с закрылком. Поворотный вал выполнен с возможностью перемещения в поперечной плоскости судна, для чего он сопряжен с ползуном с возможностью вращения вокруг своей оси поворота. Ползун снабжен приводом и выполнен с возможностью возвратно-поступательного движения вдоль направляющих, установленных в поперечной плоскости судна. Достигается расширение функциональных возможностей и повышение эффективности управления при движении судна как передним, так и задним ходом. 3 ил.

Изобретение относится к области судостроения, в частности, к конструкциям рулевых устройств судов.

Известно судовое рулевое устройство, содержащее профилированное перо руля, состоящее из основной части, закрепленной на баллере, установленном в вертикальной продольной плоскости судна, закрылка, расположенного позади основной части по ходу судна и сообщенного с нею посредством шарнира с вертикальной осью поворота, причем баллер снабжен приводом поворота закрылка (см. http://becker-marine-systems.com/05_downloads/zzpdf/product_pdf/Becker_ Product_Brochure.pdf).

Недостатком известного решения является низкая эффективность управления судном.

В качестве ближайшего аналога принято судовое рулевое устройство, содержащее профилированное перо руля, состоящее из основной части, закрепленной на баллере, установленном в вертикальной продольной плоскости судна, закрылка, расположенного позади основной части по ходу движения судна и сообщенного с нею посредством шарнира с вертикальной осью поворота, причем баллер снабжен приводом поворота закрылка, баллер жестко скреплен с основной частью пера руля, при этом привод поворота закрылка содержит поворотный вал, ось поворота которого размещена в одной вертикальной продольной плоскости судна с осью поворота баллера, причем конец поворотного вала снабжен втулкой, ось которой перпендикулярна оси поворота поворотного вала, через которую пропущен с возможностью возвратно-поступательного движения шток, конец которого снабжен отгибом, жестко скрепленным с закрылком (см. патент РФ № 2551948, МПК B 63 H 25/08, дата публикации 10.06.2015).

Недостатком ближайшего аналога является то, что при повороте в сторону любого борта независимо от направления движения (передним или задним ходом) руль принимает форму, наиболее эффективную при движении передним ходом. При движении задним ходом такая форма руля по отношению к набегающему с кормы потоку наименее эффективна, и ее эффективность ниже, чем у обычного руля неизменяемой формы. Снижение управляемости усугубляется тем, что при движении задним ходом судно всегда хуже «слушается» руля из-за пониженной скорости движения.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является разработка конструкции рулевого устройства с высокой эффективностью управления, в том числе при движении судна задним ходом и при малых скоростях движения судна.

Технический результат, который достигается при решении поставленной задачи, выражается в расширении функциональных возможностей и повышении эффективности управления при движении судна как передним, так и задним ходом.

Поставленная задача решается тем, что в судовом рулевом устройстве, содержащем профилированное перо руля, состоящее из основной части, жестко закрепленной на баллере, установленном в вертикальной продольной плоскости судна, закрылка, расположенного позади основной части по ходу движения судна и сообщенного с нею посредством шарнира с вертикальной осью поворота, причем основная часть пера руля снабжена приводом поворота закрылка, содержащим поворотный вал с вертикальной осью поворота, причем конец поворотного вала снабжен втулкой, ось которой перпендикулярна оси поворота поворотного вала, через которую пропущен с возможностью возвратно-поступательного движения шток, конец которого снабжен отгибом, жестко скрепленным с закрылком, поворотный вал выполнен с возможностью перемещения в поперечной плоскости судна, для чего он сопряжен с ползуном с возможностью вращения вокруг своей оси поворота, причем ползун снабжен приводом и выполнен с возможностью возвратно-поступательного движения вдоль направляющих, установленных в поперечной плоскости судна.

Сопоставительный анализ совокупности существенных признаков предлагаемого технического решения и совокупности существенных признаков прототипа и аналогов свидетельствует о его соответствии критерию «новизна».

При этом отличительные признаки формулы изобретения решают следующие функциональные задачи.

Признаки «[поворотный вал] с возможностью вращения сопряжен с ползуном» и «ползун снабжен приводом» обеспечивают вращение поворотного вала одновременно с его перемещением и синхронно с поворотом баллера при движении судна задним ходом.

Признаки «поворотный вал выполнен с возможностью перемещения в поперечной плоскости судна» и «ползун выполнен с возможностью возвратно-поступательного движения вдоль направляющих, установленных в поперечной плоскости судна» позволяют менять расстояние между поворотным валом и вертикальной продольной плоскостью, в которой расположен баллер 2 и, как следствие, – обеспечить поворот закрылка в сторону, противоположную повороту основной части пера руля при движении судна задним ходом.

На фиг.1 изображен общий вид судового рулевого устройства с вертикальным продольным разрезом привода поворота закрылка по оси поворота поворотного вала.

На фиг.2 изображена схема работы судового рулевого устройства во время поворота при прямом (а) и заднем (б) ходах судна.

На фиг.3 показана расчетная схема судового рулевого устройства при движении судна задним ходом.

На чертежах показаны основная часть 1 пера руля, баллер 2, закрылок 3 пера руля, шарнир 4 с вертикальной осью поворота, поворотный вал 5, ось поворота 6 поворотного вала 5, втулка 7 и шток 8 привода поворота закрылка 3, отгиб 9 штока 8, ползун 10, привод 11 ползуна 10, направляющие 12.

Основная часть 1 пера руля жестко закреплена на баллере 2, который установлен в вертикальной продольной плоскости судна (для одновинтового судна – в диаметральной плоскости) и снабжена приводом поворота закрылка 3.

Закрылок 3 пера руля расположен позади основной части 1 по ходу судна и сообщен с нею посредством шарнира 4 с вертикальной осью поворота.

Поворотный вал 5 выполнен с возможностью перемещения в поперечной плоскости судна, для чего он сопряжен с ползуном 10 с возможностью вращения вокруг своей оси поворота 6 известным образом, например с помощью подшипника скольжения, а конец поворотного вала 5 снабжен втулкой 7, ось которой перпендикулярна оси поворота 6 поворотного вала 5, через которую пропущен с возможностью возвратно-поступательного движения шток 8, конец которого снабжен отгибом 9, жестко скрепленным с закрылком 3.

Ползун 10 снабжен приводом 11 и выполнен с возможностью возвратно-поступательного движения вдоль направляющих 12, установленных в поперечной плоскости судна.

Привод 11 имеет известную конструкцию – гидравлический, пневматический и т.п.

Средство синхронизации поворота баллера 2 и перемещения ползуна 10 известной конструкции (на чертежах не показано) является одним из элементов системы управления рулевым устройством известной конструкции и контролирует угол перекладки основной части 1 пера руля и смещение оси 6 поворотного вала 5. Оно должно быть настроено таким образом, чтобы при движении судна задним ходом независимо от величины угла перекладки руля ось 6 поворотного вала 5 находилась дальше от вертикальной продольной плоскости, в которой расположен баллер 2, чем продольная ось симметрии основной части 1 пера руля.

Устройство работает следующим образом.

В исходном положении и при движении судна по прямой передним ходом привод 11 ползуна 10 отключают, а ось поворота 6 поворотного вала 5 находится в той же вертикальной продольной плоскости судна, что и баллер 2. Основная часть 1 пера руля вместе с закрылком 3 образуют единый симметричный профиль.

При движении судна передним ходом для его поворота поворачивают баллер 2 и жестко скрепленную с ним основную часть 1.

Поворот баллера 2 вокруг его оси приводит к изменению расстояния между точкой крепления отгиба 9 штока 8 к закрылку 3 и поворотным валом 5 за счет возвратно-поступательного движения штока 8 во втулке 7.

В результате происходит поворот закрылка 3 относительно основной части 1 пера руля на определенный угол, величина которого зависит от угла перекладки основной части 1 пера руля и взаимного расположения по длине судна оси баллера 2 и оси втулки 7. При этом закрылок 3 разворачивается в ту же сторону, что основная часть 1, создавая тем самым вогнуто-выпуклый профиль пера руля, обеспечивающий его наибольшую эффективность при движении судна передним ходом.

При движении судна задним ходом включают привод 11 ползуна 10, средство синхронизации поворота баллера 2 и перемещения ползуна 10 и поворачивают баллер 2 и жестко скрепленную с ним основную часть 1 пера руля вокруг его оси поворота.

Поворот основной части 1 пера руля приводит к синхронному перемещению ползуна 10 с помощью привода 11 по направляющим 12 в сторону поворота судна и вращению поворотного вала 5 вокруг своей оси поворота 6.

Как следствие, изменяется не только расстояние между точкой крепления отгиба 9 штока 8 к закрылку 3 и поворотным валом 5 за счет возвратно-поступательного движения штока 8 во втулке 7, но и расстояние между вертикальной продольной плоскостью, в которой расположен баллер 2 и поворотным валом 5 за счет перемещения ползуна 10.

За счет работы средства синхронизации ось 6 поворотного вала 5 находится дальше от вертикальной продольной плоскости, в которой расположен баллер 2, чем продольная ось симметрии основной части 1 пера руля, как следствие, закрылок 3 поворачивает в сторону, противоположную повороту основной части пера руля 1, создавая тем самым вогнуто-выпуклый профиль пера руля, обеспечивающий его наибольшую эффективность при движении судна задним ходом.

Для эффективной эксплуатации устройства необходимо определить зависимость между необходимым смещением оси 6 поворотного вала 5 от вертикальной продольной плоскости судна, в которой расположен баллер 2, и углом перекладки основной части 1 пера руля, т.е. длину отрезка AD в зависимости от угла α.

На фиг. 3 обозначены:

а (отрезок AG) – расстояние от оси баллера 2 до поперечной плоскости, в которой расположена ось 6 поворотного вала 5;

c (отрезок EG) – расстояние между осью баллера 2 и осью вращения закрылка 3;

α – угол перекладки основной части 1 пера руля относительно вертикальной продольной плоскости судна, в которой расположен баллер 2;

β – угол поворота закрылка 3 относительно основной части 2 пера руля.

Представим длину отрезка в виде суммы отрезков

или (1)

Отрезок , а ,

Тогда .

Отрезок .

Подставляя FB и BG, получим

.

Откуда

Или .

Искомый отрезок (2)

Где ;

.

Подставляя AB и BD в (2), получим

.

Для определения величины угла β необходимо провести специальное исследование. Расчетным или опытным путем следует определить зависимость угла поворота закрылка относительно основной части пера руля β от угла перекладки основной части α, т.е.

,

при которой обеспечивается наибольшая эффективность руля.

Тогда .

Полученная формула определяет необходимое оптимальное смещение AD оси поворотного вала от вертикальной продольной плоскости судна, в которой расположен баллер, которое функционально связано с углом перекладки основной части пера руля α. Полученный алгоритм должен быть заложен в систему управления рулевым устройством.

Судовое рулевое устройство, содержащее профилированное перо руля, состоящее из основной части, жестко закрепленной на баллере, установленном в вертикальной продольной плоскости судна, закрылка, расположенного позади основной части по ходу движения судна и сообщенного с нею посредством шарнира с вертикальной осью поворота, причем основная часть пера руля снабжена приводом поворота закрылка, содержащим поворотный вал с вертикальной осью поворота, причем конец поворотного вала снабжен втулкой, ось которой перпендикулярна оси поворота поворотного вала, через которую пропущен с возможностью возвратно-поступательного движения шток, конец которого снабжен отгибом, жестко скрепленным с закрылком, отличающееся тем, что поворотный вал выполнен с возможностью перемещения в поперечной плоскости судна, для чего он сопряжен с ползуном с возможностью вращения вокруг своей оси поворота, причем ползун снабжен приводом и выполнен с возможностью возвратно-поступательного движения вдоль направляющих, установленных в поперечной плоскости судна.
Судовое рулевое устройство
Судовое рулевое устройство
Судовое рулевое устройство
Судовое рулевое устройство
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 25 items.
08.02.2020
№220.018.0078

Способ подготовки пробы для газохроматографического определения хлорорганических соединений в биоматериале

Изобретение относится к аналитической химии, а именно к способу количественного определения хлорорганических пестицидов и полихлорированных бифенилов во внутренних органах и тканях человека. Для этого хлорорганические соединения экстрагируютпгексаном из измельченной пробы с последующей очисткой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002713661
Дата охранного документа: 06.02.2020
30.05.2020
№220.018.2248

Способ биотерапии лабораторных крыс с перевитой глиобластомой

Изобретение относится к медицине и онкологии и касается способа биотерапии лабораторных крыс с перевитой глиобластомой. Для этого крысам 1 раз в сутки в течение 7 суток вводят гранулоцитарный колониестимулирующий фактор в количестве 4 мг на 140-160 г массы тела и бактериальный липополисахарид в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002722268
Дата охранного документа: 28.05.2020
03.06.2020
№220.018.2367

Способ перемещения конвейером объектов

Способ перемещения конвейером объектов, направляемых к обрабатывающей изображение видеокамере, размещенной в направлении движения конвейера с возможностью определения формы объектов и передачи полученных изображений для регистрации и записи в запоминающее устройство, а затем – к рабочей зоне...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002722556
Дата охранного документа: 01.06.2020
24.07.2020
№220.018.3659

Способ подготовки пробы для газохроматографического определения хлорорганических соединений в биоматериале

Изобретение относится к области пробподготовки. Способ подготовки пробы для газохроматографического определения хлорорганических пестицидов и полихлорированных бифенилов в биоматериале включает отбор пробы, ее измельчение, последующую экстракцию хлорорганических соединений n-гексаном, очистку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727589
Дата охранного документа: 22.07.2020
20.04.2023
№223.018.4d44

Способ получения со экстракта ели аянской pisea ajanensis

Изобретение относится к технологии экстракции натурального сырья, которая может быть использована в пищевой, парфюмерно-косметической и фармацевтической промышленности. Способ получения СО экстракта ели аянской характеризующийся тем, что растительное сырье в виде хвои ели аянской , измельченной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002793251
Дата охранного документа: 30.03.2023
15.05.2023
№223.018.59ca

Сухой безалкогольный напиток

Изобретение относится к пищевой промышленности, а именно к области производства сухих составов безалкогольных напитков, и может быть использовано при производстве быстрорастворимых гранулированных напитков. Предложен сухой безалкогольный напиток, содержащий подсластитель, экстракт из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002761581
Дата охранного документа: 10.12.2021
15.05.2023
№223.018.59cb

Сухой безалкогольный напиток

Изобретение относится к пищевой промышленности, а именно к области производства сухих составов безалкогольных напитков, и может быть использовано при производстве быстрорастворимых гранулированных напитков. Предложен сухой безалкогольный напиток, содержащий подсластитель, экстракт из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002761581
Дата охранного документа: 10.12.2021
15.05.2023
№223.018.59ce

Сухой безалкогольный напиток

Изобретение относится к пищевой промышленности, а именно к области производства сухих составов безалкогольных напитков, и может быть использовано при производстве быстрорастворимых гранулированных напитков. Предложен сухой безалкогольный напиток, содержащий подсластитель, экстракт из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002761579
Дата охранного документа: 10.12.2021
15.05.2023
№223.018.59dc

Сухой безалкогольный напиток

Изобретение относится к пищевой промышленности, а именно к области производства сухих составов безалкогольных напитков, и может быть использовано при производстве быстрорастворимых гранулированных напитков. Предложен сухой безалкогольный напиток, содержащий подсластитель, экстракт из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002761598
Дата охранного документа: 10.12.2021
15.05.2023
№223.018.59dd

Сухой безалкогольный напиток

Изобретение относится к пищевой промышленности, а именно к области производства сухих составов безалкогольных напитков, и может быть использовано при производстве быстрорастворимых гранулированных напитков. Предложен сухой безалкогольный напиток, содержащий подсластитель, экстракт из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002761580
Дата охранного документа: 10.12.2021
Showing 1-10 of 14 items.
27.11.2013
№216.012.84fc

Способ определения веса судна и аппликаты его центра тяжести

Изобретение относится к области судостроения, в частности к методам контроля характеристик плавучести и остойчивости судов в процессе разработки, эксплуатации и ремонта, и может быть использовано для определения массы крупногабаритного груза. Способ определения веса судна и аппликаты его центра...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499722
Дата охранного документа: 27.11.2013
27.05.2015
№216.013.4e98

Кормовая оконечность судна ледового плавания

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкциям кормовых оконечностей судов ледового плавания. Предложена кормовая оконечность судна ледового плавания, содержащая ледорезный выступ, жестко закрепленный на ахтерштевне в диаметральной плоскости судна и расположенный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551638
Дата охранного документа: 27.05.2015
10.06.2015
№216.013.4fcb

Судовое рулевое устройство

Изобретение относится к области судостроения, а именно к конструкциям рулевых устройств судов. Судовое рулевое устройство содержит профилированное перо руля и закрылок. Перо руля состоит из основной части, которая закреплена на баллере. Баллер установлен в вертикальной и продольной плоскости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551948
Дата охранного документа: 10.06.2015
27.07.2015
№216.013.65a7

Люковое закрытие

Изобретение относится к области судостроения, в частности к устройствам конструкций люковых закрытий судов. Люковое закрытие содержит крышку, по периметру которой выполнен вертикальный выступ. Крышка выполнена с возможностью размещения в люковом проеме, по периметру которого выполнен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002557576
Дата охранного документа: 27.07.2015
10.04.2016
№216.015.2b83

Судовое рулевое устройство

Изобретение относится к области судостроения, в частности, к конструкциям рулевых устройств судов. Судовое рулевое устройство содержит перо руля, которое состоит из основной части и поворотной части и снабжено приводом поворота его частей. Основная часть жестко закреплена на баллере, который...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579454
Дата охранного документа: 10.04.2016
13.01.2017
№217.015.6c3b

Судовое рулевое устройство

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкциям рулевых устройств судов. Судовое рулевое устройство содержит поворотную носовую часть, профилированное перо руля, которое состоит из основной части и кормовой части, и баллер. Баллер снабжен приводом поворота кормовой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592706
Дата охранного документа: 27.07.2016
25.08.2017
№217.015.9dec

Рулевое устройство судна ледового плавания

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции кормовой оконечности судна ледового плавания. Предложено рулевое устройство судна ледового плавания c защитной рамой вокруг винто-рулевого комплекса, образованной ахтерштевнем с ледорезным выступом позади пера руля, связанным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610778
Дата охранного документа: 15.02.2017
25.08.2017
№217.015.c8c4

Способ нагружения корпуса судна при проведении испытаний

Изобретение относится к области судостроения, в частности к способам испытаний корпусов судов, и может быть использовано для определения их прочностных и деформационных характеристик в процессе разработки, эксплуатации и ремонта. Предложен способ нагружения корпуса судна при проведении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619354
Дата охранного документа: 15.05.2017
25.08.2017
№217.015.d371

Барокамера

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытаний элементов глубоководной техники при давлениях, соответствующих предельным глубинам Мирового океана – более 100 МПа. Заявлена барокамера, содержащая корпус, крышку с уплотнительными элементами, средства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621779
Дата охранного документа: 07.06.2017
26.08.2017
№217.015.e616

Способ регулирования изгиба корпуса судна при его постановке в док

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при постройке и ремонте судов. Предложен способ регулирования изгиба корпуса судна при его постановке в док, включающий расчетное определение необходимой кривизны корпуса судна и напряжений в нем, установку судна на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626781
Дата охранного документа: 01.08.2017
+ добавить свой РИД