×
04.05.2020
220.018.1b2c

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области работ по подъему затонувших крупногабаритных объектов, в частности плавучих доков, танкеров и других кораблей и судов. Предложен способ подъема затонувшего объекта, заключающийся в герметизации корпуса объекта, подаче сжатого воздуха (газа) в его отсеки и удалении воды из отсеков через водоотливные (отжимные) трубы, причем водоотливные (отжимные) трубы устанавливают со смещением к оконечностям продуваемых отсеков: в носовых отсеках - в сторону носовой оконечности объекта, в кормовых отсеках - в сторону кормовой оконечности объекта, а подачу сжатого воздуха (газа) в отсеки выполняют, начиная с отсека поднимаемой оконечности, наиболее удаленного от миделя, затем продувают отсек противоположной оконечности, наиболее близко расположенный к миделю, с постепенным приближением продутых отсеков поднимаемой оконечности к миделю, а отсеков противоположной оконечности - от миделя к оконечности, при этом в качестве поднимаемой оконечности выбирается более заглубленная оконечность затонувшего объекта. Технический результат заключается в повышении безопасности подъема затонувшего объекта, сокращении продолжительности подъема. 1 ил.

Изобретение относится к области работ по подъему затонувших крупногабаритных объектов, в частности, плавучих доков, танкеров и других кораблей и судов.

Известен способ подъема затонувшего объекта путем осушения его отсеков откачкой. Область применения данного способа ограничивается прочностью палубы и также возможностью ее надежной герметизации. В случае, если палуба поднимаемого объекта находится ниже уровня воды, на нее устанавливают шахты и коффердамы [1].

Недостатками способа являются ограничение по глубине, с которой может быть поднят затонувший объект, значительная зависимость работ от состояния моря (особенно при установке коффердамов), трудность обеспечения достаточной остойчивости поднимаемого объекта в период всплытия.

Известен способ подъема затонувшего объекта путем осушения его отсеков продувкой сжатым воздухом. Способ заключается в герметизации верхней части корпуса затонувшего объекта и делению его на группы раздельно продуваемых отсеков, подаче сжатого воздуха в отсеки, который отжимает из них воду, выходящую через специальные водоотливные (отжимные) трубы, установленные в центральной части отсеков и снабженные предохранительными клапанами [2]. Данный способ принят за прототип.

Способ обеспечивает получение весьма больших величин подъемных усилий без использования специальных судоподъемных средств большой грузоподъемности и подъем затонувших объектов с больших глубин. Однако он требует значительного объема работ по делению корпуса затонувшего объекта на группы раздельно продуваемых отсеков. Кроме того, при подъеме затонувшего объекта, имеющего крен или дифферент, возникают зоны, в которых удаление воды невозможно. Это приводит к потере продуваемого объема и невозможности полностью компенсировать подъемный вес затонувшего объекта. При использовании этого способа возникают трудности в обеспечении продольной остойчивости всплывающего объекта, что приводит к появлению опасных значений дифферента вплоть до опрокидывания и обратного затопления вследствие динамического характера процесса всплытия, характеризующегося расширением сжатых газов и их перемещением в сторону выше расположенных частей продуваемых объемов. Избежать процессов динамического всплытия и наклонения не представляется возможным в связи с наличием внутри поднимаемого объекта в момент, предшествующий всплытию, не полностью продутых объемов и избыточной плавучести, связанной с практически мгновенным преодолением отрывного сопротивления, которое оценивается как разность между весом поднимаемого объекта и приложенной к нему суммарной подъемной силой. Во всех случаях требуется использование дополнительных судоподъемных понтонов, что приводит к увеличению времени подъема затонувшего объекта и стоимости подъема.

Задачей изобретения является повышение безопасности подъема затонувшего объекта продувкой, снижение времени подъема и его стоимости.

Задача решается тем, что в известном способе подъема затонувшего объекта, заключающемся в герметизации корпуса объекта, подаче сжатого воздуха (газа) в его отсеки и удалении воды из отсеков через водоотливные (отжимные) трубы, водоотливные (отжимные) трубы устанавливают со смещением к оконечностям продуваемых отсеков: в носовых отсеках - в сторону носовой оконечности объекта, в кормовых отсеках - в сторону кормовой оконечности объекта, а подачу сжатого воздуха (газа) в отсеки выполняют, начиная с отсека поднимаемой оконечности, наиболее удаленного от миделя, затем продувают отсек противоположной оконечности, наиболее близко расположенный к миделю, с постепенным приближением продутых отсеков поднимаемой оконечности к миделю, а отсеков противоположной оконечности - от миделя к оконечности. При этом в качестве поднимаемой оконечности, как правило, выбирается более заглубленная оконечность затонувшего объекта.

Новыми отличительными признаками являются установка водоотливных (отжимных) труб со смещением к оконечностям продуваемых отсеков: в носовых отсеках - в сторону носовой оконечности объекта, в кормовых отсеках - в сторону кормовой оконечности объекта и подача сжатого воздуха (газа) в отсеки, начиная с отсека поднимаемой более заглубленной оконечности, наиболее удаленного от миделя, с последующей продувкой отсека противоположной оконечности, наиболее близко расположенного к миделю, с постепенным приближением продутых отсеков поднимаемой оконечности к миделю, а отсеков противоположной оконечности - от миделя к оконечности.

Указанные отличительные признаки обеспечивают:

достижение эффекта автостабилизации перемещения поднимаемого объекта по дифференту за счет появления при всплытии объекта дополнительных клиновидных объемов в ниже расположенной оконечности и потери аналогичных клиновидных объемов в опережающей при всплытии оконечности;

перераспределение подъемных сил в сторону более заглубленной оконечности, что гарантирует ее первоначальный подъем и способствует уменьшению дифферента при всплытии поднимаемого объекта одной оконечностью, а также обеспечивает всплытие поднимаемого объекта с меньшим дифферентом и скоростью при меньшем объеме нагнетаемого в продуваемые отсеки воздуха (газа);

более равномерное распределение подъемных сил по длине поднимаемого объекта, что позволяет уменьшить реакцию опоры, а также действующие изгибающие моменты и перерезывающие силы в корпусе поднимаемого объекта и, тем самым, снизить напряжения в корпусных конструкциях и, как следствие, опасность потери объектом общей продольной и местной прочности при подъеме;

не требуется дополнительное дорогостоящее использование судоподъемных понтонов для увеличения подъемных сил в более заглубленной оконечности поднимаемого объекта и ограничения дифферента и динамических процессов при всплытии;

исключается необходимость установки в продуваемых отсеках сложных по конструкции предохранительных воздушных клапанов.

Таким образом, обеспечивается достижение повышения безопасности подъема затонувшего объекта, снижения времени подъема и его стоимости.

На фиг. 1 показана схема размещения водоотливных (отжимных) труб на затонувшем объекте и действие сил при подъеме затонувшего объекта одной из оконечностей.

Подъем затонувшего объекта предложенным способом выполняется в следующей последовательности:

по результатам водолазного обследования выполняют герметизацию корпуса затонувшего объекта 1;

при разработке технического проекта определяют оконечность, которую необходимо поднимать в первую очередь, делая выбор в пользу более заглубленной оконечности;

устанавливают водоотливные (отжимные) трубы 3, со смещением в сторону поперечных переборок, удаленных от миделя. Диаметр отжимных труб и их количество определяются по расчетной методике, представленной в Справочнике специалиста аварийно-спасательной службы ВМФ, часть 2, М., Воениздат, стр. 528-538 [3];

удаляют воду из отсеков 2 подачей сжатого воздуха (газа) в следующей последовательности: сначала удаляют воду из наиболее удаленного от миделя отсека в поднимаемой оконечности, затем удаляют воду из отсека наиболее близкого к миделю в противоположной оконечности, затем осушают отсек в поднимаемой оконечности, примыкающий к осушенному, со стороны миделя, затем осушают отсек в противоположной оконечности, примыкающий к уже осушенному отсеку дальше от миделя. Эту последовательность выполняют до тех пор, пока не начнется процесс всплытия назначенной для подъема оконечности затонувшего объекта. В процессе подъема избыток расширяющегося воздуха выходит через водоотливные (отжимные) трубы.

Технико-экономическое преимущество заявляемого способа подъема затонувших объектов по сравнению с известным аналогом, принятым за прототип, см. способ подъема затонувших объектов, описанный в Справочнике специалиста аварийно-спасательной службы ВМФ, часть 1, М., Воениздат, стр. 142-145, заключается повышении безопасности подъема затонувших объектов, сокращении продолжительности и стоимости подъема.

Литература:

1. Справочник специалиста аварийно-спасательной службы ВМФ, часть 1, М., Воениздат, стр. 138-142.

2. Справочник специалиста аварийно-спасательной службы ВМФ, часть 1, М., Воениздат, стр. 142-145.

3. Справочник специалиста аварийно-спасательной службы ВМФ, часть 2, М., Воениздат, стр. 528-538.

Способ подъема затонувшего объекта, заключающийся в герметизации корпуса объекта, подаче сжатого воздуха/газа в его отсеки и удалении воды из отсеков через водоотливные/отжимные трубы, отличающийся тем, что водоотливные/отжимные трубы устанавливают со смещением к оконечностям продуваемых отсеков: в носовых отсеках - в сторону носовой оконечности объекта, в кормовых отсеках - в сторону кормовой оконечности объекта, а подачу сжатого воздуха/газа в отсеки выполняют, начиная с отсека поднимаемой оконечности, наиболее удаленного от миделя, затем продувают отсек противоположной оконечности, наиболее близко расположенный к миделю, с постепенным приближением продутых отсеков поднимаемой оконечности к миделю, а отсеков противоположной оконечности - от миделя к оконечности, при этом в качестве поднимаемой оконечности выбирается более заглубленная оконечность затонувшего объекта.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 139 items.
20.01.2018
№218.016.10f5

Цифровой комплекс спутниковой системы связи

Изобретение относится к радиоэлектронным системам связи с использованием радиоизлучения при размещении станции в морском мобильном объекте и может быть использовано в качестве бортовой станции системы спутниковой связи. Технический результат – расширение функциональных возможностей на основе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633911
Дата охранного документа: 19.10.2017
10.05.2018
№218.016.4b39

Способ сплайн-фильтрации сигналов

Изобретение относится к области радиоэлектроники и гидроакустики, а именно к способам обнаружения, обработки сигнала при наличии помех. Изобретение заключается в реализации разработки оптимального метода обнаружения гидроакустического сигнала в условиях помех, описываемых нелинейными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651640
Дата охранного документа: 23.04.2018
10.05.2018
№218.016.4edf

Способ дистанционного минирования

Изобретение относится к способам поражения морских целей в отдаленных районах, в частности к способам применения морских мин, доставляемых в район минной постановки носителями-транспортировщиками и являющихся средствами дистанционного минирования. Задачей изобретения является разработка способа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652610
Дата охранного документа: 27.04.2018
16.06.2018
№218.016.62ec

Система для транспортировки объектов

Изобретение относится к водному транспорту и касается проводки объектов по внутренним водным путям. Предложена система для транспортировки объектов, содержащая транспортируемый объект, на корпусе которого смонтированы крепежные узлы, подъемные стропы, подъемно-транспортные понтоны, включающие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657618
Дата охранного документа: 14.06.2018
25.06.2018
№218.016.660b

Способ и устройство передачи дискретной информации для быстродвижущихся объектов

Изобретение относится к области специальной радиотехники и может быть использовано в цифровых системах связи для обмена информацией между быстродвижущимися объектами. Наличие доплеровского эффекта существенно снижает отношение сигнал/помеха на выходе системы, что особенно важно для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658649
Дата охранного документа: 22.06.2018
01.07.2018
№218.016.6932

Спасательное судно

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов создания судна, способного оказывать помощь личному составу аварийной подводной лодки (ПЛ), лежащей на грунте подо льдом. Спасательное судно с корпусом из материала ледового класса Arc9 включает в себя привязной спасательный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659317
Дата охранного документа: 29.06.2018
01.07.2018
№218.016.6967

Понтон для транспортировки объектов

Изобретение относится к понтонам, предназначенным для транспортировки объектов по внутренним водным путям, под мостами, эстакадами и мелководью. Понтон для транспортировки объектов содержит корпус, который разделен на балластные отсеки и воздушный ящик, системы затопления и осушения, кингстон с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659339
Дата охранного документа: 29.06.2018
01.07.2018
№218.016.69ae

Способ охраны подводного объекта

Способ охраны подводного объекта с применением подводного аппарата-охранителя (ПАО) заключается в подготовке ПАО к пуску путем проверки бортовой системы управления (БСУ), в которую вводят программу движения и задание. Осуществляют пуск ПАО с охраняемого объекта или носителя, включают БСУ в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659213
Дата охранного документа: 28.06.2018
08.07.2018
№218.016.6d56

Автокорреляционный демодулятор псевдослучайных сигналов с относительной фазовой модуляцией

Изобретение относится к технике телекоммуникаций и может быть применено для обработки дискретных сигналов с относительной фазовой модуляцией в системах с псевдослучайными сигналами в условиях организованных (преднамеренных) помех. Технический результат - повышение помехоустойчивости приема...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002660595
Дата охранного документа: 06.07.2018
08.07.2018
№218.016.6d63

Автокорреляционный демодулятор псевдослучайных сигналов с относительной фазовой модуляцией второго порядка

Изобретение относится к технике связи и может быть применено для обработки дискретных сигналов с относительной фазовой модуляцией второго порядка в системах с расширенным спектром (с псевдослучайными сигналами) при нестабильности несущей частоты и в условиях организованных (преднамеренных)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002660594
Дата охранного документа: 06.07.2018
Showing 1-10 of 30 items.
10.06.2013
№216.012.47d5

Разборный судоподъемный понтон

Изобретение относится к области судостроения, в частности к средствам, предназначенным для подъема затонувших объектов. Разборный судоподъемный понтон содержит корпус, выполненный в виде торообразных надуваемых оболочек, установленных на водопроницаемой трубе, на концах и по длине которой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483969
Дата охранного документа: 10.06.2013
27.08.2015
№216.013.74dc

Волностойкая морская грузоподъёмная платформа (вмгп)

Изобретение относится к средствам обеспечения подводно-технических работ (ПТР), а также подъема на борт затонувших объектов значительных масс и габаритов в условиях волнения и течения. Предложена волностойкая морская грузоподъемная платформа (ВМГП), которая благодаря понтонам овальной вытянутой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561491
Дата охранного документа: 27.08.2015
10.11.2015
№216.013.8d00

Понтон для подъема затонувших объектов

Изобретение относится к техническим средствам судоподъёма, в частности к понтонам для подъёма затонувших объектов. Понтон для подъёма затонувших объектов содержит корпус, выполненный в виде торообразных надуваемых оболочек, установленных на водопроницаемой трубе. Труба выполнена из отдельных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567703
Дата охранного документа: 10.11.2015
27.04.2016
№216.015.3956

Способ остропки понтонов к судну, транспортируемому по внутренним водным путям

Изобретение относится к водному транспорту и касается вопроса изменения осадки судна при его проводке под мостами, эстакадами, через шлюзы и по мелководью. Предложен способ остропки понтонов к судну, который включает установку без крена и дифферента транспортируемого судна на кильблоках в сухом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582562
Дата охранного документа: 27.04.2016
20.08.2016
№216.015.4def

Устройство для закрепления стального каната при вытяжке

Изобретение относится к области изготовления стальных канатов. Устройство содержит корпус, наметку, механизм сжимания корпуса с наметкой и узел для соединения с тяговым механизмом. При этом на внутренней поверхности корпуса и наметки выполнены выемки для размещения вытягиваемого каната, одни...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595189
Дата охранного документа: 20.08.2016
13.01.2017
№217.015.7f5a

Понтон для транспортировки объектов

Изобретение относится к судостроению, а именно к понтонам, предназначенным для транспортировки объектов по внутренним водным путям. Понтон для транспортировки объектов содержит корпус, балластные отсеки, воздушный ящик, строповые ниши (клюзы), систему затопления и продувки балластных отсеков,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002600020
Дата охранного документа: 20.10.2016
13.01.2017
№217.015.8969

Мягкий судоподъемный понтон

Изобретение относится к судоподъемным средствам и может быть использовано при выполнении работ по подъёму затонувших объектов. Мягкий судоподъемный понтон содержит надувную цилиндрическую оболочку, систему продувки оболочки, узлы подвески и буксировки понтона. Система подвески выполнена в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602444
Дата охранного документа: 20.11.2016
13.01.2017
№217.015.9100

Понтон для поддержания на плаву аварийных объектов

Изобретение относится к понтонам, которые используются для поддержания на плаву аварийных или поднятых судов при их буксировке к местам базирования. Понтон для поддержания на плаву аварийных объектов содержит прямостенный корпус, осушаемые отсеки, систему затопления и осушения отсеков, обухи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605659
Дата охранного документа: 27.12.2016
25.08.2017
№217.015.ca2b

Способ выполнения подводных подъемно-транспортных операций и устройство для его осуществления

Изобретение относится к судоподъемным и аварийно-спасательным работам на морских и внутренних водоемах. Для выполнения подводных подъемно-транспортных операций включают позиционирование под водой в вертикальной и горизонтальной плоскостях над поднимаемым объектом подъемно-транспортное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619882
Дата охранного документа: 19.05.2017
16.06.2018
№218.016.62ec

Система для транспортировки объектов

Изобретение относится к водному транспорту и касается проводки объектов по внутренним водным путям. Предложена система для транспортировки объектов, содержащая транспортируемый объект, на корпусе которого смонтированы крепежные узлы, подъемные стропы, подъемно-транспортные понтоны, включающие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657618
Дата охранного документа: 14.06.2018
+ добавить свой РИД