×
25.04.2020
220.018.18c4

Результат интеллектуальной деятельности: Газодинамическое уплотнение опоры ротора газотурбинного двигателя

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей опор роторов газотурбинных двигателей и энергетических установок. Изобретение позволяет повысить надежность работы газотурбинного двигателя и расширить его эксплуатационные возможности. Газодинамическое уплотнение опоры ротора газотурбинного двигателя включает контактное уплотнение, расположенное между предмасляной - воздушной и масляной полостями опоры ротора. Контактное уплотнение содержит уплотнительный элемент, установленный с возможностью взаимодействия с корпусом и прижатый пружинами к вращающейся втулке, закрепленной на роторе, и снабжено магнитным кольцом с контровочной гайкой. Уплотнительный элемент выполнен в виде стояночного инерционного уплотнения и импеллерного уплотнения, образованного кольцевым выступом на корпусе и кольцевым выступом на втулке с лопатками со стороны выступа на корпусе, установленными с образованием между ними компенсационного канала, связанного с масляной полостью. Магнитное кольцо с контровочной гайкой установлено на корпусе с образованием радиального проточного канала, соединенного с компенсационным каналом и масляной полостью. Стояночное инерционное уплотнение выполнено в виде двух подвижных секционных кольцевых плавающих вставок, установленных в двухкамерный кольцевой корпус обрамления, закрепленный на вращающейся втулке. Одна камера открыта в направлении корпуса, а другая - в сторону вращающейся втулки. Одна вставка установлена с возможностью взаимодействия с корпусом, а другая - с возможностью взаимодействия с вращающейся втулкой. Вставка, взаимодействующая с вращающейся втулкой, снабжена стягивающей бандажной пружиной, причем масса вставки со стягивающей бандажной пружиной больше массы вставки, установленной с возможностью взаимодействия с корпусом. Вставки соединены закрепленными на шарнирах на средней стенке кольцевого корпуса смежными качающимися рычагами для передачи центробежной силы, воздействующей на спаренные секционные кольцевые вставки, обеспечивающими инерционное раскрытие стояночного инерционного уплотнения и соединение предмасляной - воздушной полости с компенсационным каналом импеллерного уплотнения на заданных оборотах ротора газотурбинного двигателя. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей опор роторов газотурбинных двигателей и энергетических установок.

Существующие контактные уплотнения, между предмасляной - воздушной и масляной полостями опоры ротора газотурбинного двигателя, содержат взаимодействующие с корпусом (статором) не вращающиеся подвижные в осевом направлении уплотнительные кольца, прижатые пружинами к вращающейся втулке, рабочие торцы втулок оборудуются газодинамическими камерами, для снижения контактных поверхностей трения.

В качестве наиболее близкого аналога выбрано торцовое газодинамическое уплотнение опоры ротора газотурбинного двигателя, включающее контактное уплотнение, расположенное между предмасляной - воздушной и масляной полостями опоры ротора, содержащее уплотнительный элемент, установленный с возможностью взаимодействия с корпусом и прижатый пружинами к вращающейся втулке, закрепленной на роторе.

/RU 2595315 С1 МПК F16J 15/34, F04D 29/08 Опубликовано: 27.08.2016 г. /

Данное решение позволяет уменьшить контактные поверхности трения. При вращении вала газодинамические канавки обеспечивают бесконтактную работу уплотнения, благодаря чему теплота трения, выделяемая в контакте уплотнительного кольца и вращающейся втулки, существенно снизится. К тому же пара трения охлаждается маслом, омывающим вращающее кольцо с обратной стороны.

Вместе с тем использование контактного уплотнения приводит к коксообразованию и подгоранию утечек масла в месте контакта с поверхностью вращающейся втулки, а система контактных уплотнений, из-за температурных протечек масла, требует применения системы суфлирования воздушной и масляной полостей, что в совокупности уменьшает эффективность контактного уплотнения.

Задачей изобретения является повышение эффективности и ресурса работы торцового уплотнения при повышенной температуре уплотняемой среды.

Техническим результатом предполагаемого изобретения является: -повышение надежности работы газотурбинного двигателя и расширения его эксплуатационных возможностей путем обеспечения полной герметичности масляной и предмасляной - воздушной полостей опоры ротора.

Технический результат достигается тем, что известное газодинамическое уплотнение опоры ротора газотурбинного двигателя, включающее контактное уплотнение, расположенное между предмасляной воздушной и масляной полостями опоры ротора, содержащее уплотнительный элемент, установленный с возможностью взаимодействия с корпусом и прижатый пружинами к вращающейся втулке, закрепленной на роторе, по предложению, снабжено магнитным кольцом с контровочной гайкой, уплотнительный элемент выполнен в виде стояночного инерционного уплотнения и импеллерного уплотнения, образованного кольцевым выступом на корпусе и кольцевым выступом на втулке с лопатками со стороны выступа на корпусе, установленные с образованием между ними компенсационного канала связанного с масляной полостью, магнитное кольцо с контровочной гайкой установлено на корпусе с образованием радиального проточного канала соединенного с компенсационным каналом и масляной полостью, а стояночное инерционное уплотнение выполнено в виде двух подвижных секционных кольцевых плавающих вставок, установленных в двух камерный кольцевой корпус обрамления, закрепленный на вращающейся втулке, при этом одна камера открыта в направлении корпуса, а другая в сторону вращающейся втулки, одна вставка установлена с возможностью взаимодействия с корпусом, а другая с возможностью взаимодействия с вращающейся втулкой, вставка взаимодействующая с вращающейся втулкой снабжена стягивающей бандажной пружиной, причем масса вставки со стягивающей бандажной пружиной больше массы вставки установленной с возможностью взаимодействия с корпусом, вставки соединены, закрепленными на шарнирах на средней стенке кольцевого корпуса, смежными качающимися рычагами, для передачи центробежной силы, воздействующей на спаренные секционные кольцевые вставки, обеспечивающими инерционное раскрытие стояночного инерционного уплотнения и соединение предмасляной - воздушной полости с компенсационным каналом импеллерного уплотнения на заданных оборотах ротора газотурбинного двигателя. Лопатки на кольцевом выступе на втулке выполнены прямыми открытыми, количество лопаток более 22, а кольцевые плавающие вставки могут быть выполнены в виде секций смежных сегментов, перекрывающих друг друга при перемещении в продольном направлении, за счет воздействия инерционных сил на заданных оборотах (ωр.зад ротора и образующих зазор между статором и ротором в интервале δ≈(0.3-0.8) мм. Газодинамическое уплотнение может быть снабжено жиклерами установленными на компенсационных каналах в месте соединения с масляной полостью.

Предложенная конструкция позволяет одновременно реализовать три технические и конструктивные задачи:

1. Обеспечить полную герметизацию масляной и предмасляной - воздушной полостей опоры при раскрутке ротора газотурбинного двигателя до заданных оборотов, за счет установки на роторе конструкции выполняющей функцию специального стояночного инерционного уплотнения (СИУ);

2. Обеспечить полную герметизацию масляной и воздушных полостей опоры при работе газотурбинного двигателя на заданном режиме, с соответствующими заданным оборотом ротора, за счет установки на роторе в предмаслянной полости импеллерного уплотнения (ИмУ);

3. Обеспечить увеличение времени работы газотурбинного двигателя на заданном режиме при гравитационных перегрузках с коэффициентом ng>1.0, возникающих при пространственных эволюциях летательного аппарата, за счет одновременного использования стояночного инерционного уплотнения (СИУ) и импеллерного уплотнения (ИмУ) для создания в масляной полости дополнительной двухфазной среды для смази и охлаждения подшипника опоры ротора.

На рисунке приведена схема газодинамического уплотнения опоры ротора газотурбинного двигателя.

Контактное уплотнение опоры ротора установлено между предмасляной - воздушной полостью 1 и масляной полостью 2, содержит уплотнительный элемент, контактирующий с корпусом 3 и втулкой 4, закрепленной на роторе и магнитное кольцо 5 с контровочной гайкой 6, закрепленные на корпусе 3.

Уплотнительный элемент выполнен в виде стояночного инерционного уплотнения (СИУ) и импеллерного уплотнения (ИмУ) с общими каналами, соединяющими предмасляную - воздушную полостью 1 и масляную полость 2. Импеллерное уплотнение, образовано кольцевым выступом 7 на корпусе 3 и кольцевым выступом 8 на втулке 4 с лопатками 9 со стороны выступа 7 на корпусе. Выступы, образуют компенсационный канал 10, связанный с масляной полостью 2, и радиальным проточным каналом 11.

Стояночное инерционное уплотнение (СИУ) выполнено в виде двух подвижных в противоположном направлении секционных кольцевых плавающих 13 и 14 вставок, установленных в двух камерный кольцевой 12 корпус обрамления, закрепленный на вращающейся втулке 4. Вставка 14, взаимодействует с вращающейся втулкой 4 через эластичное уплотнение 15 и снабжена стягивающей 17 бандажной пружиной, причем масса вставки со стягивающей бандажной пружиной больше массы вставки установленной с возможностью взаимодействия с корпусом. Вставки соединены, закрепленными на шарнирах на средней стенке кольцевого корпуса, смежными качающимися рычагами 16, для передачи центробежной силы, воздействующей на спаренные секционные кольцевые вставки, обеспечивающими инерционное раскрытие стояночного инерционного уплотнения.

Лопатки на кольцевом выступе на втулке выполнены прямыми открытыми, количество лопаток 9 должно быть более 22, а кольцевые плавающие вставки, могут быть выполнены в виде секций смежных сегментов, перекрывающих друг друга при перемещении в продольном направлении, за счет воздействия инерционных сил на заданных оборотах ωр.зад ротора и образующих зазор между статором и ротором в интервале δ≈(0.3-0.8) мм. Газодинамическое уплотнение может быть снабжено жиклерами 18, установленными на компенсационных каналах в месте соединения с масляной полостью.

Газодинамическое уплотнение опоры ротора газотурбинного двигателя работает следующим образом.

При неподвижном роторе воздушная и масляная полости разделены системой стояночного инерционного уплотнения (СИУ), за счет которого осуществляется полная герметизация полостей. При запуске газотурбинного двигателя при вращении ротора с оборотами где число оборотов и предельное число оборотов ротора, при котором открывается СИУ с обеспечением зазора между статором и ротором равным δ≈(0.3-0.5) мм. Одновременно при достижении ротором оборотов включаются динамические процессы запора масляной полости ИмУ на заданном динамическом диаметре лопаток, которым разделяют и полностью обеспечивают герметизацию воздушной предмасляной и масляной полостей при достижении рабочих оборотов в пределах: , где рабочие обороты ротора, заданные режимом работы газотурбинного двигателя.

Установка СИУ в предмасляной полости позволяет автоматически раскрывать зазор между поверхностью статора на определенных оборотах ротора, за счет возникающих центробежных сил, воздействующих на две подвижные секционные кольцевые плавающие вставки. Указанные вставки выполнены из материала с малым коэффициентом трения со смещением радиальных зазоров, которые вставлены в кольцевой корпус обрамления, закрепленного на роторе (механически соединенный с ротором). В корпусе обрамления СИУ размещены две подвижные секционные кольцевые вставки с возможностью соединения с осевыми раздельными качающимися рычагами, закрепленными на шарнирах средней стенки кольцевого корпуса. Через рычаги передаются центробежные силы, воздействующие на спаренные секционные кольцевые вставки с массами подобранными так, что масса вставки со стягивающей бандажной пружиной больше спаренной левой, что обеспечивает инерционное раскрытие СИУ на заданных оборотах опоры ротора.

На основе практики сборки роторов турбин или компрессоров газотурбинных двигателей колесо-импеллер, устанавливается в корпусе с малыми осевыми δx ∈ [0.8-1.5] мм и радиальными зазорами δr ∈ [0.5-0.8] мм. Вид лопаток импеллера не оказывает существенного влияния эффективность уплотнения, так как через импеллер нет течения жидкости. Поэтому лопатки импеллера по предложению, исходя из технологических соображений выполняются прямыми открытыми., с числом лопаток z≥22 из опыта эксплуатации.

Величину зазора 0,3-0,8 мм между статором и ротором при открытом стояночном уплотнении выбирают из опыта эксплантации лабиринтных уплотнений в системах газотурбинных двигателей в зависимости от точности размеров роторов турбин или компрессоров, чтобы избежать контакта поверхностей при высоких оборотах. Предусмотренная в предложении система жиклеров, устанавленных в конце каналов разгрузки импеллера, служит для регулирования расхода утечек масла во время опытной доработки системы уплотнений на заданных режимах вращения ротора.

Применение изобретения позволяет увеличить эффективность и надежность газотурбинного двигателя за счет установки системы, упрощения конструкции опоры «отсутствие системы суфлирования воздушной полости опоры и трущихся поверхностей ротора», а также повысить надежность работы газотурбинного двигателя и расширения его эксплуатационных возможностей путем обеспечения полной герметичности масляной и предмасляной - воздушной полостей опоры ротора.


Газодинамическое уплотнение опоры ротора газотурбинного двигателя
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 110 items.
29.12.2017
№217.015.f19b

Рабочее колесо второй ступени ротора компрессора высокого давления (квд) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора квд, лопатка рабочего колеса ротора квд, лопаточный венец рабочего колеса ротора квд

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения. Рабочее колесо второй ступени вала ротора КВД ТРД содержит диск и образующие лопаточный венец рабочие лопатки. Диск включает ступицу с центральным отверстием, полотно и обод. Лопатка содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636998
Дата охранного документа: 29.11.2017
29.12.2017
№217.015.f704

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции лопатки турбомашины, в частности осевого компрессора газотурбинного двигателя. Лопатка турбомашины выполнена в виде пера с прикрепленными к нему входной и выходной кромками, выполненными из материала с пористой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639264
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f741

Устройство для смазки подшипниковой опоры ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и касается устройства для смазки опорного подшипника ротора турбомашины, в частности авиационного двухроторного газотурбинного двигателя самолета (ГТД). Патрубок подвода масла выполнен из двух сообщающихся между собой трубопроводов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639262
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7a0

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит закрепленный на статоре турбины кольцевой корпус (1) со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639444
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7bd

Универсальная модульная портальная силовая рама для статических и циклических стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин

Изобретение относится к области стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин, в частности авиационного двигателестроения, а именно к конструкции стендовых силовых рам для статических и циклических испытаний. Универсальная модульная портальная силовая рама содержит силовые стойки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639451
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.15df

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя, узел кда турбореактивного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку. Корпус КДА размещен на промежуточном корпусе двигателя. На корпусе КДА смонтированы центробежный топливоподкачивающий насос, суфлер центробежный и насос плунжерный. Со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635227
Дата охранного документа: 09.11.2017
20.01.2018
№218.016.15ec

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя (трд), корпус кда, главная коническая передача (гкп) кда, ведущее колесо гкп кда, ведомое колесо гкп кда, входной вал кда

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку, выполненных с уступообразным плоским дном и цилиндрическими стенками переменной кривизны. Корпус КДА седлообразно размещен на промежуточном корпусе двигателя. Корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635125
Дата охранного документа: 09.11.2017
13.02.2018
№218.016.1fa9

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к конструкции поворотного осесимметричного сопла турбореактивного двигателя. Сопло содержит неподвижный корпус со сферической полой законцовкой и поворотное устройство, установленное с возможностью поворота относительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641425
Дата охранного документа: 17.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a8e

Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области турбомашиностроения, в частности, может быть использовано в конструкции рабочих колес осевых компрессоров газотурбинных двигателей. Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя содержит диск с кольцевым пазом и лопатки. Между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642976
Дата охранного документа: 29.01.2018
17.02.2018
№218.016.2abe

Клапанный узел канала перепуска компрессора

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к клапанным устройствам для газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении. Клапанный узел канала перепуска компрессора, содержащий корпус компрессора, внешний и внутренний корпуса канала перепуска с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642991
Дата охранного документа: 29.01.2018
Showing 1-10 of 20 items.
20.08.2013
№216.012.611a

Двухконтурный газотурбинный двигатель

Двухконтурный газотурбинный двигатель содержит компрессор высокого давления, камеру сгорания, турбину высокого давления с охлаждаемыми рабочими лопатками, турбину низкого давления. Думисная полость компрессора отделена от проточной части компрессора лабиринтным уплотнением. Магистраль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490490
Дата охранного документа: 20.08.2013
10.07.2014
№216.012.dc84

Способ испытания компрессора и установка для испытания

Группа изобретений относится к компрессоростроению и установкам для испытаний компрессора, в частности, предназначена для использования при испытании осевых, центробежных и диагональных компрессоров, а также их комбинаций, при использовании регулируемого привода двигателя. В качестве силового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522230
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.06.2016
№217.015.04a9

Способ работы авиационного газотурбинного двигателя и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к боевой авиации, на борту которой устанавливается лазерное оружие. В способе работы авиационного газотурбинного двигателя, включающем процесс сжатия воздуха в компрессорах, подвод тепла в камере сгорания, расширение газового потока для получения сверхзвуковой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002587509
Дата охранного документа: 20.06.2016
25.08.2017
№217.015.ce99

Способ организации рабочего процесса в турбореактивном двигателе с непрерывно-детонационной камерой сгорания и устройство для его осуществления

Способ организации рабочего процесса в непрерывно-детонационной камере сгорания турбореактивного двигателя включает двухступенчатое преобразование химической энергии топлива в полезную механическую работу и в кинетическую энергию реактивной струи. При осуществлении способа инициируют одну или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620736
Дата охранного документа: 29.05.2017
26.08.2017
№217.015.d9b7

Клапанный узел вентилятора

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к клапанным устройствам для газотурбинных двигателей. Клапанный узел вентилятора содержит корпус канала перепуска с установленным на нем с возможностью осевого перемещения кольцевым клапаном и механизм перемещения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623704
Дата охранного документа: 28.06.2017
26.08.2017
№217.015.d9d5

Поворотное сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Поворотное сопло турбореактивного двигателя содержит установленный между форсажной камерой и реактивным соплом двигателя корпус в виде вставки, состоящей из неподвижной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623609
Дата охранного документа: 28.06.2017
26.08.2017
№217.015.da17

Всеракурсное сопло

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Всеракурсное сопло содержит установленный между форсажной камерой и реактивным соплом двигателя корпус в виде вставки, состоящей из неподвижной секции и поворотной, способной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623705
Дата охранного документа: 28.06.2017
19.01.2018
№218.016.0995

Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания и система для его осуществления

Группа изобретений относится к области авиационного двигателестроения. Система управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания оснащена делителем, селектором максимума, блоком контроля исправности датчиков давлений, а также пороговым устройством и регулятором отношения давлений...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631974
Дата охранного документа: 29.09.2017
20.01.2018
№218.016.1d6b

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит кольцевой корпус (1) с установленной на нем кольцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640974
Дата охранного документа: 12.01.2018
09.06.2018
№218.016.5d00

Устройство для перекрытия газового потока в корпусе турбореактивного двигателя

Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике, а именно к реверсивным устройствам турбореактивного двигателя (далее ТРД). Устройство для перекрытия газового потока в корпусе ТРД, содержащее закрылки, установленные по окружности в корпусе, радиальные оси, установленные вдоль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656169
Дата охранного документа: 31.05.2018
+ добавить свой РИД