×
23.04.2020
220.018.17c6

Результат интеллектуальной деятельности: Стенд для испытания подшипников качения на долговечность

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области испытания техники и предназначено для испытания радиальных, радиально-упорных и упорных подшипников качения на долговечность при статическом нагружении. Технический эффект, заключающийся в увеличении функциональных возможностей стенда, повышении точности результатов испытаний, снижении материалоёмкости и увеличении компактности конструкции стенда для испытания подшипников качения на долговечность при статическом нагружении, а также в возможности изменения частоты вращения вала и подшипников стенда, достигается за счёт того, что нагрузочный агрегат имеет гидравлический привод и состоит из ручного гидравлического насоса с резервуаром, создающего давление в масляной магистрали, который сообщается с помощью гидравлических шлангов и трубопроводов с двумя радиальными и одним осевым узлами напряжения, а также оснащен преобразователем частоты общепромышленного применения. Радиальный узел нагружения состоит из двухходового крана, контрольного манометра, регистрирующего радиальную нагрузку на подшипник, гидроцилиндра, крепящегося болтами к основанию опорной пластины, нагрузочной вилки, обеспечивающей передачу нагрузки от штока гидроцилиндра на вспомогательный подшипник, вал и испытываемый подшипник. Осевой узел нагружения состоит из двухходового крана, контрольного манометра, регистрирующего осевую нагрузку на подшипник, гидроцилиндра, крепящегося болтами к вертикальному кронштейну опорной пластины, корпуса с упорным подшипником и упорной втулки, обеспечивающих осевую нагрузку на вал и испытываемый подшипник. 3 з.п. ф-лы, 9 ил.

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области испытания техники, в частности к испытанию радиальных, радиально-упорных и упорных подшипников качения на долговечность при статическом нагружении.

Уровень техники

Известно устройство стенда для испытания подшипников качения на долговечность [1], принципиальная схема которого представлена на фиг. 1. На опорной раме 1 стенда смонтирован корпус 2 электродвигателя в котором установлен вал 3 с опорными подшипниками 4. Испытываемые подшипники 5 установлены на валу 3 и в двух сменных корпусах 6. Нагружение на испытываемые подшипники производится через два нагружающих рычага 7 с грузами 8, соединенными шарнирно с корпусом 2 и создающих нагрузку на сменные корпуса 6 с испытываемыми подшипниками 5. Привод стенда осуществляется от электродвигателя 9 через ремень 10 и шкив 11 на валу 3.

Недостатками стенда являются:

1. Нагружение осуществляется на наружное кольцо подшипника, а не на внутреннее, что не характерно для большинства подшипников и искажает условия работы испытываемых подшипников.

2. Ременной привод создает дополнительную нагрузку на испытываемые подшипники, которую невозможно учесть. Величина дополнительной нагрузки зависит от натяжения ремня, которое постоянно меняется, вследствие износа ремня, шкивов и др. Это существенно искажает точность результатов испытаний.

Вышеуказанных недостатков лишена конструкция стенда, принципиальная схема которого показана на фиг. 2 [2]. Стенд включает опорную раму 1, на которой установлен корпус 2 асинхронного электродвигателя в виде цилиндра с двумя подшипниковыми щитами 12. В корпусе стенда установлен вал 3 с двумя испытываемыми 5 и двумя вспомогательными 13 подшипниками. На валу 3 напрессован якорь 14, а в корпусе 2 установлена обмотка статора 15 асинхронного электродвигателя. Нагрузочный агрегат состоит из двух радиальных узлов нагружения создающих радиальную нагрузку на испытываемые подшипники. Радиальный узел нагружения включает нагружающий рычаг 7, который шарнирно соединен с корпусом 2. Нагружающий рычаг 7 при помощи болта и гайки жестко связан с винтовым регулировочным механизмом 16. Последний жестко связан с телескопической стойкой 17, имеющей на конце сферический наконечник, шарнирно соединенный с нагрузочной вилкой 18. Нагрузочная вилка 18 установлена на наружном кольце вспомогательного подшипника 13. На конце нагружающего рычага 7 подвешены грузы 8.

Конструкция стенда является наиболее близким техническим решением к заявляемому устройству (прототипом).

Недостатками стенда являются:

1. Конструкция стенда не позволяет исследовать долговечность радиально-упорных и упорных подшипников качения.

2. Использование сменных грузов обеспечивает только ступенчатое изменение нагрузки на испытываемый подшипник, что вносит погрешность в результаты исследований.

3. Из-за нагружающих рычагов конструкция стенда имеет достаточно большие габаритные размеры в длину (до 3 м), является достаточно громоздкой, материалоемкой и не устойчивой в момент снятия или навески сменных грузов.

4. Вал асинронного электродвигателя и, соответственно, подшипники, вращаются с фиксированной частотой.

Раскрытие изобретения

Задачей заявляемого изобретения является: 1) обеспечение возможности исследования долговечности радиально-упорных и упорных подшипников качения; 2) обеспечение плавной, бесступенчатой регулировки нагрузки на испытываемые подшипники; 3) уменьшение материалоемкости и габаритных размеров, повышение компактности и устойчивости конструкции стенда; 4) обеспечение плавной, бесступенчатой регулировки частоты вращения вала асинронного электродвигателя и, соответственно, подшипников.

Техническим результатом при осуществлении изобретения будет увеличение функциональных возможностей стенда, повышение точности результатов испытаний, снижение материалоемкости и увеличение компактности конструкции стенда для испытания подшипников качения на долговечность при статическом нагружении, возможность изменения частоты вращения вала и подшипников стенда.

Стенд для испытания подшипников качения на долговечность при статическом нагружении включает опорную раму 1 с прикрепленной к ней опорной пластиной 19, на которой установлен корпус 2 асинхронного электродвигателя с валом 3 на 4-х подшипниках - двух испытываемых 5, 5а и двух вспомогательных 13 (фиг. 3), нагрузочный агрегат, создающий нагрузку на кольца испытываемых подшипников. Для плавного, бесступенчатого регулирования частоты вращения вала асинронного электродвигателя, стенд оснащен преобразователем частоты общепромышленного применения.

Первым отличительным существенным признаком от прототипа является то, что нагрузочный агрегат имеет не механический, а гидравлический привод и состоит из ручного гидравлического насоса 28 с резервуаром, создающего давление в масляной магистрали, который сообщается с помощью гидравлических шлангов 29 и трубопроводов с двумя радиальными и одним осевым узлами нагружения (фиг. 4). Этот существенный отличительный признак позволяет уменьшить материалоемкость и габаритные размеры, повысить компактность и устойчивость конструкции стенда.

Вторым отличительным существенным признаком от прототипа является то, что радиальный узел нагружения состоит из двухходового крана 30, контрольного манометра 31, регистрирующего радиальную нагрузку на подшипник, гидроцилиндра 25, крепящегося болтами к основанию опорной пластины 19, нагрузочной вилки 18, обеспечивающей передачу нагрузки от штока гидроцилиндра на вспомогательный подшипник 13 (фиг. 4), вал и испытываемый подшипник. Этот существенный отличительный признак позволяет обеспечить плавное, бесступенчатое регулирование нагрузки на испытываемые подшипники.

Третьим отличительным существенным признаком от прототипа является то, что осевой узел нагружения состоит из двухходового крана 30, контрольного манометра 31, регистрирующего осевую нагрузку на подшипник (фиг. 4), гидроцилиндра 25, крепящегося болтами к вертикальному кронштейну 32 опорной пластины, корпуса 26 с упорным подшипником 27 и упорной втулки 22 (фиг. 5), обеспечивающих осевую нагрузку вал и испытываемый подшипник. Этот существенный отличительный признак позволяет исследовать долговечность радиально-упорных и упорных подшипников качения, тем самым увеличить функциональность стенда.

Четвертым отличительным существенным признаком от прототипа является то, что стенд оснащен преобразователем частоты общепромышленного применения. Этот существенный отличительный признак позволяет плавно, бесступенчато регулировать частоту вращения вала асинронного электродвигателя и, соответственно, подшипников.

Таким образом, заявленное техническое решение имеет отличительные существенные признаки от прототипа и соответствует тем самым критерию изобретения существенные отличия и новизна.

Фиг. 1. Схема стенда для испытания подшипников качения на долговечность.

Фиг. 2. Схема стенда для испытания подшипников качения на долговечность.

Фиг. 3. Схема стенда для испытания подшипников качения на долговечность: 1 - опорная рама; 2 - корпус электродвигателя; 3 - вал; 5 (5а) - испытываемый подшипник; 12 - подшипниковый щит; 13 - вспомогательный подшипник; 14 - якорь; 15 - статор; 18 - нагрузочная вилка; 19 - основание опорной пластины; 20 - втулка; 21 - втулка; 22 - упорная втулка; 23 - фиксирующая втулка; 24 - болт; 25 - корпус гидроцилиндра; 26 - корпус упорного подшипника; 27 - упорный подшипник; Foceв и Fpaд - осевая и радиальная нагрузка.

Фиг. 4. Схема стенда трехмерная: 1 - опорная рама; 2 - корпус электродвигателя; 12 - подшипниковый щит; 13 - вспомогательный подшипник; 18 - нагрузочная вилка; 19 - основание опорной пластины; 25 - корпус гидроцилиндра; 28 - масляный насос; 29 - шланг; 30 - двухходовой кран; 31 - манометр; 32 - вертикальный кронштейн опорной пластины.

Фиг. 5. Узел осевого нагружения: 3 - вал; 22 - упорная втулка; 24 - болт; 25 - корпус гидроцилиндра; 26 - корпус упорного подшипника; 27 - упорный подшипник; 32 - вертикальный кронштейн опорной пластины; 33 - шток гидроцилиндра; Foceв - осевая нагрузка.

Фиг. 6. Деталировка: а) опорная пластина: 19 - основание опорной пластины; 32 - вертикальный кронштейн опорной пластины; 34 - косынка; 35 - пластина для крепления двухходовых кранов; 36 - пластина для крепления трубопроводов; 37 - кронштейн опорный; б) втулка вала левая; в) втулка вала правая.

Фиг. 7. Втулка подшипникового щита.

Фиг. 8. Схема принципиальная гидравлическая: 25 - корпус гидроцилиндра; 28 - масляный насос; 30 - двухходовой кран; 31 - манометр; 38 - разгрузочный вентиль; 39 - редукционный клапан; 40 - резервуар масляного насоса; Foceв и Fрад - осевая и радиальная нагрузка.

Фиг. 9. Сопряжения нагрузочной вилки с гидроцилиндром и вспомогательным подшипником: 13 - вспомогательный подшипник; 18 - нагрузочная вилка; 33 - шток гидроцилиндра.

Осуществление изобретения

Описание конструкции

Стенд включает опорную раму 1, на которой установлена опорная пластина 19 (фиг. 3). Опорная пластина состоит из основания 19 и вертикального кронштейна 32, скрепленных между собой косынкой 34 с помощью сварки, крепежных пластин 35 и 36, опирающихся на кронштейн 37. (фиг. 6, а). На основании опорной пластины размещен корпус асинхронного электродвигателя 2 в виде цилиндра с двумя подшипниковыми щитами 12 (фиг. 3). В корпусе асинхронного электродвигателя установлен вал 3 с двумя испытываемыми 5, 5а и двумя вспомогательными подшипниками 13. На валу 3 напрессован якорь 14, а в корпусе 2 установлена обмотка статора 15 асинхронного электродвигателя. Испытываемые подшипники внутренними кольцами сопрягаются с втулками 20. Втулка напрессована на вал 3. Втулки позволяют испытывать подшипники качения различного типоразмера. Размер втулок определяется типоразмером испытываемого подшипника. Различают левую (фиг. 6, б) и правую втулки (фиг. 6, в).

Наружными кольцами испытываемые подшипники сопрягаются с втулками 21 (фиг. 3). Втулка запрессована в посадочное отверстие подшипникового щита 12. Втулки 21 позволяют испытывать подшипники качения различного типоразмера. Размер втулок определяется типоразмером испытываемого подшипника (фиг. 7).

При испытаниях радиальных подшипников - испытываемых радиальных подшипников два: 5 и 5а (фиг. 3).

В случае испытания радиально-упорных и упорных подшипников испытываемым подшипником является подшипник 5 а, а 5 является вспомогательной опорой (подшипник типа 32ХХХ).

На крайних ступенях вала установлены вспомогательные роликоподшипники 13 типа 32ХХХ (фиг. 3). Внутренние кольца вспомогательных подшипников 13 зафиксированы в осевом направлении относительно вала посредством упорной 22 и фиксирующей 23 втулок, крепящихся к валу 3 болтами 24. При совместном осевом и радиальном нагружении (испытание радиально-упорного подшипника) вал вместе с внутренними кольцами и роликами вспомогательных подшипников смещается вправо. Поэтому осевая нагрузка полностью, без искажений, воспринимается испытываемым радиально-упорным подшипником 5 а. Так как ширина беговой дорожки внутреннего кольца роликоподшипника больше длины ролика, площадь пятна контакта не меняется и радиальная нагрузка без искажений воспринимается испытываемым подшипником.

На опорной раме стенда 1 (фиг. 4) смонтированы ручной гидравлический насос 28 и нагрузочный агрегат, который включает три узла нагружения: два радиальных и один осевой. Принципиальная гидравлическая схема представлена на фиг. 8. Сброс давления в масляной магистрали обеспечивает разгрузочный вентиль 38, а предельное давление ограничивает редукционный клапан 39 (фиг. 8).

Радиальный узел нагружения состоит из двухходового крана 30, который соединен трубопроводом с контрольным манометром 31 и шлангом 29 с гидроцилиндром 25, установленным на основании опорной пластины 19, нагрузочной вилки 18 и вспомогательного подшипника 13 (фиг. 4). Сопряжение нагрузочной вилки 18 со штоком гидроцилиндра 33 и наружным кольцом вспомогательного подшипника 13 показано на фиг. 9.

Осевой узел нагружения состоит из двухходового крана 30, который соединен трубопроводом с контрольным манометром 31 и шлангом 29 с гидроцилиндром 25, установленным на вертикальном кронштейне опорной пластины 32 (фиг. 4). Усилие от штока гидроцилиндра 33 передается на корпус 26 с упорным подшипником 27, упорную втулку 22, вал 3 (фиг. 5) и испытываемый подшипник 5а (фиг. 3).

Стенд оснащен преобразователем частоты общепромышленного применения EI-7011 компании ВЕСПЕР, что позволяет бесступенчато регулировать частоту вращения вала и подшипников от 0 мин-1.

Способ использования

Усилие на штоке гидроцилиндра рассчитывают по площади поршня гидроцилиндра и давлению в соответствующей масляной магистрали, которое фиксируется контрольным манометром.

Для обеспечения заданной нагрузки Foceв и Fpaд на испытываемый подшипник открывают соответствующий двухходовой кран 30 (фиг. 8) и ручным гидравлическим насосом 28 создают давление Р в масляной магистрали, соответствующее заданной нагрузке (усилию), которое контролируют манометром 31, после чего двухходовой кран 30 закрывают.

Для снятия нагрузки с испытываемого подшипника открывают двухходовой кран, отворачивают разгрузочный вентиль 38 на корпусе ручного масляного насоса, после чего масло перетекает в резервуар масляного насоса 40 (фиг. 8).

Библиографические данные

1. Курчаткин В.В. Восстановление посадок подшипников качения сельскохозяйственной техники полимерными материалами. - Дисс…докт техн. наук. - М., 1989. - 327 с.

2. Ли, Р.И. Стенд для испытания подшипников качения на долговечность [Текст]: Патент на изобретение РФ №2344399. Заявл. 22.01.2007 / Ли Р.И., Щетинин М.В., Кондрашин С.И., Бочаров А.В. // Опубл. 20.01.2009. - Бюл. №2.


Стенд для испытания подшипников качения на долговечность
Стенд для испытания подшипников качения на долговечность
Стенд для испытания подшипников качения на долговечность
Стенд для испытания подшипников качения на долговечность
Стенд для испытания подшипников качения на долговечность
Стенд для испытания подшипников качения на долговечность
Стенд для испытания подшипников качения на долговечность
Стенд для испытания подшипников качения на долговечность
Стенд для испытания подшипников качения на долговечность
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 17 items.
28.06.2018
№218.016.6810

Автопоезд

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Автопоезд состоит из автомобиля-тягача и полуприцепа. Полуприцеп содержит раму с уступом, жестко присоединенным к опорному листу со шкворнем, связанным с седлом седельного опорно-сцепного устройства автомобиля-тягача. Опорный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658969
Дата охранного документа: 26.06.2018
29.06.2018
№218.016.68d2

Большегрузный автопоезд

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Большегрузный автопоезд состоит из автомобиля-тягача и полуприцепа, содержащего раму с уступом, жестко присоединенным к опорному листу со шкворнем, шарнирно связанным с седлом опорно-сцепного устройства автомобиля-тягача. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659126
Дата охранного документа: 28.06.2018
19.01.2019
№219.016.b1db

Способ обработки зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способу обработки зубчатых колес. Согласно способу обработку ведут инструментом тела вращения с производящей поверхностью, образованной двумя коническими участками с профильными углами α', причем обработку каждой выпуклой или прямолинейной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002677473
Дата охранного документа: 17.01.2019
25.01.2019
№219.016.b40a

Композиция для склеивания металлических изделий

Изобретение относится к клеевой промышленности и может быть использовано в области машиностроения и ремонта техники. Композиция для склеивания металлических изделий содержит компоненты при следующем соотношении, мас.%: анаэробный герметик АН-111 - 98,3-99,1; наполнитель: нанопорошок алюминия 70...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678063
Дата охранного документа: 22.01.2019
15.02.2019
№219.016.baec

Шихта для производства задувочного агломерата

Изобретение относится к черной металлургии, а именно к подготовке сырья к доменной плавке. Шихта для производства агломерата, используемого для пускового периода доменной печи, включает железосодержащие материалы в виде железорудного концентрата, аглоруды, металлургических отходов и возврата,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002679811
Дата охранного документа: 13.02.2019
20.03.2019
№219.016.e325

Способ управления двухфазным электроприводом переменного тока с помощью трехфазного мостового инвертора

Изобретение относится к области электротехники, а именно к способам управления электроприводами переменного тока, и может быть использовано при частотном управлении двухфазным асинхронным двигателем с его питанием от трехфазного преобразователя частоты. Техническим результатом является решение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682242
Дата охранного документа: 18.03.2019
30.03.2019
№219.016.f95a

Способ ударного дробления материалов в молотковой дробилке

Изобретение относится к дроблению материалов и может быть использовано в агломерационном производстве. Осуществляют разрушение материала направленными импульсами молотков. На материал действуют суммарным импульсом минимум от двух жестко закрепленных между собой в ряду молотков до полного их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002683547
Дата охранного документа: 28.03.2019
18.05.2019
№219.017.5367

Способ определения тетрациклинов с помощью пьезоэлектрического сенсора

Изобретение относится к области аналитической химии и может быть рекомендовано для селективного суммарного определения тетрациклинов в пищевых продуктах и комбинированных препаратах с помощью пьезоэлектрического иммуносенсора. Раскрыт способ суммарного определения антибиотиков тетрациклинового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002687742
Дата охранного документа: 16.05.2019
06.06.2019
№219.017.749a

Композиция для склеивания металлических изделий

Изобретение относится к композиции для склеивания металлических изделий в узлах машин. Композиция содержит лак Ф-40С, нанопорошок оксида алюминия и нанопорошок меди при следующем соотношении ингредиентов, мас.%: лак Ф-40С - 84,5-85, нанопорошок оксида алюминия (AlO) - 13,5-14, нанопорошок меди...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002690475
Дата охранного документа: 03.06.2019
07.09.2019
№219.017.c897

Прокатная клеть "кварто"

Изобретение относится к прокатному производству, в частности к прокатке полос и листов. Прокатная клеть «кварто» включает рабочие и опорные валки с подушками и смещением осей рабочих валков относительно оси опорных валков. Повышение плоскостности проката посредством создания очага деформации с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002699489
Дата охранного документа: 05.09.2019
Showing 1-7 of 7 items.
27.11.2015
№216.013.9428

Композиция для покрытия металлических изделий

Изобретение относится к композиция для покрытия металлических изделий в узлах машин. Композиция состоит из следующего соотношения ингредиентов (в % по массе): лак Ф-40 - 96...97; алюминиевый нанопорошок - 1,8...2; медный нанопорошок - 1,5...1,7. Композиция обеспечивает повышение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569547
Дата охранного документа: 27.11.2015
13.01.2017
№217.015.8a22

Устройство для калибрования посадочных отверстий с полимерным покрытием в корпусных деталях

Устройство для калибрования посадочных отверстий с полимерным покрытием в корпусных деталях. Устройство включает базирующую деталь и калибр. Базирующая деталь выполнена в виде трехступенчатой оси. Ступень максимального диаметра базирующей детали имеет цилиндрическую форму и является опорной,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604238
Дата охранного документа: 10.12.2016
20.01.2018
№218.016.1666

Клей для соединения однородных изделий из металла, стекла, пластмасс и керамики

Изобретение относится к области машиностроения и ремонта техники и может быть использовано при склеивании однородных изделий из металла, стекла, пластмасс и керамики. Клей содержит компоненты при следующем соотношении, мас.%: акриловый адгезив АН-110 (88-92); лак Ф-40 (8-12). Обеспечивается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635152
Дата охранного документа: 09.11.2017
25.01.2019
№219.016.b40a

Композиция для склеивания металлических изделий

Изобретение относится к клеевой промышленности и может быть использовано в области машиностроения и ремонта техники. Композиция для склеивания металлических изделий содержит компоненты при следующем соотношении, мас.%: анаэробный герметик АН-111 - 98,3-99,1; наполнитель: нанопорошок алюминия 70...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678063
Дата охранного документа: 22.01.2019
09.06.2019
№219.017.7cc6

Клей для соединения однородных изделий из металла, стекла, пластмасс и керамики

Изобретение относится к области машиностроения и ремонта техники. Клей содержит акриловый адгезив Анатерм-105 и дополнительно содержит лак Ф-40 на основе модифицированной фенолформальдегидной смолы и каучука. Клей получают смешиванием адгезива и лака и добавлением отвердителя для адгезива перед...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002418025
Дата охранного документа: 10.05.2011
09.06.2019
№219.017.7d7e

Клей для металлических изделий

Изобретение относится к клею, используемому для склеивания металлических изделий в узлах машин. Клей содержит анаэробный герметик марки АН-112 в количестве от 87 до 88% мас., алюминиевую пудру в количестве от 11 до 12% мас. и бронзовый порошок в количестве от 0,3 до 0,4% мас. Использование этих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002424268
Дата охранного документа: 20.07.2011
17.06.2023
№223.018.8148

Композиция для покрытия металлических изделий

Изобретение относится к области машиностроения и ремонта техники, в частности к нанесению полимерных покрытий на посадочные места подшипников в металлических деталях машин. Описана композиция для покрытия металлических изделий в узлах машин, включающая лак Ф-40, представляющий собой раствор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002757271
Дата охранного документа: 12.10.2021
+ добавить свой РИД